ГОСУДАРСТВЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
«СТАХАНОВСКИЙ ЯСЛИ-САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «СОЛНЫШКО»
ПРОЕКТ мини-музей
«Изба. Приобщение детей к истокам народной культуры»
Участники проекта: воспитатели, дети ДОУ, родители, специалисты.
Мини - музей предназначен для воспитанников и родителей воспитанников ДОУ, где проводится НОД по образовательным областям с детьми дошкольного возраста; досуги и развлекательные мероприятия в музыкальном зале, с использованием экспонатов музея.
Сроки реализации: долгосрочный (2018-2019гг).
Вид проекта: познавательно-речевой, творческий.
Тип проекта: долгосрочный.
Авторы проекта:
Воспитатель – Гладких Н.В.
Проблема проекта.
В любом возрасте дети задают взрослым множество вопросов. Особенно о том, что им кажется интересным и необычным. И для того, чтобы ответить на тысячи детских «почему», в детском саду создан мини-музеи: «Изба. Приобщение детей к истокам народной культуры». Реализация технологии музейной педагогики в условиях ДОУ дает ребенку возможность с детства быть приобщенным к истории, культуре и к одному из ее замечательных проявлений - музею. Музей играет большую познавательную и воспитательную роль для дошкольников, а также способствует укреплению сотрудничества детского сада и семьи. Практика показывает, что создание мини-музеев поспособствовало возникновению интереса, как у детей, так и у взрослых желания узнать больше.
Гипотеза: Через родную песню, сказку, овладение языком своего народа, его обычаями ребёнок дошкольного возраста получит первые представления о культуре народа. Предметы национального быта пробудят в душе ребёнка любознательность.
Актуальность проекта.
Одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не всегда соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знают, как люди решали свои проблемы, что стало с теми, кто пошел против высших ценностей, и с теми, кто смог изменить свою жизнь, подавая нам яркий пример. Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше, ребенок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, пестушки, потешки, игры-забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, произведения декоративно-прикладного искусства. Красота родной природы, особенности быта народа, его всесторонний талант, трудолюбие, оптимизм предстают перед детьми живо и непосредственно в произведениях народных мастеров. Культуру Родины невозможно себе представить без народного искусства, которое раскрывает исконные истоки духовной жизни народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и является частью его истории. Приобщение детей к истокам народной культуры не потеряло своего значения и в настоящее время.
Новизна проекта.
Новизна проекта в том, что он направлена на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина. Проект обеспечивает реализацию одного из направлений духовно-нравственного воспитания и развития: воспитание нравственных чувств и этического сознания дошкольника.
В соответствии с Государственным образовательным стандартом дошкольного образования, проект опирается на следующие ценности:
• ценность мира, как общего дома для всех жителей Земли;
• ценность человеческой жизни, как возможность проявлять, реализовывать человечность, положительные качества;
• ценность любви к Родине, народу, выражающуюся в осознанном желании беречь природу, заботиться о младших, уважать старших;
• ценность слова, как возможность общаться;
• ценность природы, как осознание себя частью природного мира, как к источнику для переживания чувства красоты, гармонии, её совершенства;
• ценность семьи как общности родных и близких людей, в которой передаются язык, культурные традиции своего народа, осуществляется взаимопомощь и взаимопонимание;
• ценность добра, как проявление высшей человеческой способности – любви, сострадания и милосердия;
• ценность познания мира;
Цель проекта:
Знакомство детей с бытом, традициями, искусством и фольклором народа Формирование духовных качеств, эстетического вкуса у детей.
Задачи проекта:
• Формировать нравственные качества, нравственную культуру дошкольников через осмысление духовных и нравственных ценностей народной культуры.
• Расширять представления детей о культурном наследии своего народа.
• Способствовать формированию у детей эмоционально-чувственного, осознанного восприятия образов устного народного творчества (потешки, заклички, пословицы, поговорки, загадки, считалки).
• Целенаправленно формировать эстетическое мировоззрение детей через приобщение к культурным ценностям — знакомство с народными промыслами
• Воспитывать интерес и любовь к национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю. Воспитывать у детей интерес к народному быту.
• Формировать речь; обогащать словарь названиями предметов быта.
• Развивать умение общаться со взрослыми, отвечать на вопросы по прочитанному, вести диалог.
• Развивать умение общаться со сверстниками в процессе игровой деятельности.
• Развивать познавательную активность, мышление, воображение, коммуникативные навыки.
В работе используются различные методы и приемы:
• чтение педагогом рассказов;
• наблюдения;
• показ сказок (педагогом, детьми);
• рассматривание книжных иллюстраций, репродукций, предметов;
• проведение дидактических игр;
• экскурсий по городу, целевых прогулок;
• моделирование сказок,
• чтение литературных произведений воспитателем;
• чтение стихотворений детьми, воспитателем;
• беседы с элементами диалога, обобщающих рассказов воспитателя;
• проведение разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, игры-драматизации и др.);
• загадывание загадок;
• рассматривание наглядного материала;
• разбор житейских ситуаций;
• проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров;
• чтение литературных произведений родителями.
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Подготовительный этап.
Цель: разработать проект.
· Изучение литературы по данной теме;
· Приобщение специалистов ДОУ для осуществления проекта;
· Составление перспективно - тематического плана в соответствии с лексическими темами и народным календарём;
· Составления графика посещения музея детьми;
· Проведение выставок, фольклорных праздников на основе полученной информации детьми при посещении музея.
Основной этап.
· Экскурсии.
· Приглашение гостей.
· Проведение образовательной деятельности в музее..
· Создание презентации мини- музея.
Ожидаемый результат:
У детей:
• Формирование знаний об истории крестьянского жилища - избы, о ее устройстве;
• знакомство со старинными предметами домашнего обихода;
• Сформированность первых представлений о культуре своего народа, обычаях;
• Обогащение словарного запаса детей;
• Сформированность представлений о морально-нравственных ценностях: доброте, правде, красоте, трудолюбии, храбрости и отваги.
• Расширять представления детей о культурном наследии своего народа.
• Закрепление знаний о традициях, народных играх, фольклорных праздниках
• Обогащение представлений детей о культурном наследии своего народа.
У родителей:
• Пробуждение желания открывать и систематизировать собственные познания в мире краеведения;
• Активизировать участие вместе с детьми в поисковой, художественно - творческой деятельности ДОУ
• Проявление позиции активных участников и партнеров воспитательного и образовательного процесса.
У педагогов:
• Пополнение своего педагогического арсенала научными обоснованными знаниями о возможностях и условиях применения системного подхода в воспитании и обучении дошкольников с учетом культурологического и регионального аспектов, о проектном методе в деятельности дошкольного учреждения.
Продукты проекта
1. Оформленный проект;
2. Презентация: «Национальные костюмы». « Знакомство детей с бытом и культурой русского народа»
3. Конспекты занятий;
4. Фотоотчет;
5. Альбомы: «Русские народные праздники», « Как жили люди на Руси»,
«Русские народные праздники, обряды и традиции», « Русский народный календарь (обычаи, поверья, приметы на каждый день).
6. Картотека народных игр.
7. Пополнение предметно-развивающей среды для организации игровой деятельности детей (создание новых дидактических игр, атрибуты для сюжетно-ролевых игр): дидактическая игра «Народные промыслы».
8. Творческие работы детей, выполненные в процессе НОД;
9. Подбор музыкального фольклорного репертуара, Диск с записью.
Тематический план работы
по приобщению детей к истокам народной культуры
старшая группа
месяц |
тема |
цель |
Задачи |
Планируемый результат |
сентябрь |
Загадочный мир избы |
Познакомить детей с музеем. |
Формировать интерес познания о прошлом. Обогащать словарный запас детей: музей, экспонат, старинные вещи. Развивать любознательность. Воспитывать бережное отношение к экспонатам музея. |
Экскурсия в комнату быта. Беседа. |
октябрь |
Путешествие по избе |
Знакомство с устройством избы |
Вызвать интерес к жизни старинных времен. Обогащать словарный запас детей: изба, лежанка, печь, утварь. Развивать образное восприятие. Воспитывать доброжелательные отношения друг к другу. |
Экскурсия в комнату быта. Беседа. Сюрпризный момент: (Домовенок) |
ноябрь |
Забавы около печи |
Знакомство детей с печью. |
Дать понятия, для чего нужна была печь раньше. Объяснить его функции. Формировать у детей познавательные качества. Обогащать словарный запас детей: печь, кирпичный, железный, кормилица. Воспитывать интерес к прошлому. |
Экскурсия в комнату быта. Беседа. Сюрпризный момент: (Домовенок) Загадки, пословицы |
декабрь |
Хозяйкины помощники |
Знакомство детей со старинной посудой и утварью. |
Сравнить их с посудой нашего времени. Дать представления как готовилось еда. Продолжать развивать любознательность. Обогащать словарный запас детей: ухват, миска, чугунок, горшок. Воспитывать интерес к устному творчеству народа. |
Дидактическая игра: «Собери целое». Экскурсия в горницу Сюрпризный момент: появление хозяйки. Загадки про посуду. Показ экспонатов. |
январь |
Рождество Христово – на душе светло |
Знакомство с календарными праздниками, степень участия и местом детей в них. |
Закрепить знания детей о празднике «Зимние колядки. Святки» и песенным материалом «Зимние поздравительные песенки». Познакомить с праздником «Рождество Христово» и театром «Рождественский вертеп» Формировать у детей мотивацию к творческой деятельности через импровизацию, игру, пение, движение и музицирование на народных инструментах. Активизировать личностные качества детей. |
Экскурсия в комнату быта Словарная работа Пение муз. руководителя. Слушание Разучивание песенок, игр, закличек. |
февраль |
На бабушкином дворе |
Знакомство с обитателя ми избы (не людьми). |
Дать понятия о домашних животных, живущих в избе с людьми, их месте и значении, создание домашнего тепла и уюта. Познакомить с домашними животными живущими во дворе
|
Экскурсия в комнату быта. Сюрпризный момент: появление Котика Пушка |
март |
Куклы в народном сарафане |
Знакомство детей с русским национальным костюмом. |
Назвать части костюма. Обратить внимание на национальный русский костюм, орнамент, цвета. Активация словаря: фартук, сарафан, косница, узор, кокошник, душегрейка, лапоточки, чуни, стануха, рубаха. Развивать разговорную речь. Воспитывать уважение к родной культуре. |
Дидактическая игра: «Укрась фартук», «Опиши одежду Настеньки». Экскурсия в комнату быта. Сюрпризный момент: появление куклы Настеньки |
апрель |
Волшебная прялица |
Знакомство детей с орудием труда по обработке шерсти. |
Продолжать развивать интерес к предметам старины. Обогащать словарный запас детей: прялка, веретено, нить, клубок. Уметь отгадывать загадки. Воспитывать бережное отношение к экспонатам. |
Дидактическая игра: «Кто быстрее соберет клубки в корзину» Экскурсия в комнату быта |
май |
Как у наших у ворот |
Знакомство детей с музыкальным фольклором |
Познакомить детей с устным творчеством народа. Развивать образное восприятие хороводов. Донести до сознания детей, что творчество русского и любого другого народа имеет общие черты. Воспитывать толерантность. |
Игры, пение хороводов
|
Тематический план работы
по приобщению детей к истокам народной культуры
подготовительная группа
месяц |
тема |
цель |
Программное содержание |
Методы, приемы |
сентябрь |
Милости просим в нашу избу |
Закрепление знаний о жилище старины, объясняя детям назначение его составных частей.
|
Обогащать словарь детей: терем, горница, лежанка. Познакомить детей с пословицами и поговорками о гостеприимстве на старинном русском языке. Воспитывать уважение к народу с кем рядом живешь
|
Экскурсия в комнату быта. Рассказ Словарная работа. Беседа. Фольклор (потешки, колыбельные. песни)
|
октябрь |
Посиделки на Покров |
Знакомство с праздником «Покрова» |
Познакомить детей с праздником «Покров» и песенным и текстовым материалом Формировать у детей мотивацию к творческой деятельности через импровизацию, игру, пение, движение и музицирование на народных инструментах. Активизировать личностные качества детей. Обогатить словарный запас. |
Экскурсия в комнату быта Словарная работа:. Пение муз. руководителя. Слушание записей CD Участие в празднике «Скоро, девочки, покров» |
ноябрь |
Мир старинных вещей |
Знакомство детей с музейными экспонатами.
|
Продолжать знакомить детей с домашней утварью. Расширить знания детей о старинных вещах. Активизация словаря: печь, ухват, кочерга, коромысло, рубель, колода, валик, чело, кут, матица, люлька, домашняя утварь. Дать представление как этим пользовались в хозяйстве. Формировать образную речь, Употреблять в разговорной речи поговорки, пословицы, загадки. Воспитывать интерес к народному быту. |
Экскурсия в комнату быта Объяснение. Беседа. Рассмотрение экспонатов. Рассказ воспитателя. Словарная работа. Фольклор. Игра: «Кто быстрее принесет воду на коромысле».
|
декабрь |
Любят в праздники рядиться наши девицы |
Закрепление знаний о народном костюме. |
Дать представления о различи и важности соблюдения обряда детского, девичьего, женского и мужского народного костюма: (одежда повседневная, праздничная, головной убор, обувь. Украшения) |
Экскурсия в комнату быта. Беседа Заучивание пословиц, поговорок |
январь |
Как ходила коляда |
Знакомство с календарными праздниками, степень участия и местом детей в них. |
Закрепить знания детей о празднике «Зимние колядки. Святки» и песенным материалом «Зимние поздравительные песенки». Познакомить с праздником «Рождество Христово» и театром «Рождественский вертеп» Формировать у детей мотивацию к творческой деятельности через импровизацию, игру, пение, движение и музицирование на народных инструментах. Активизировать личностные качества детей. |
Экскурсия в комнату быта Словарная работа. Пение муз. руководителя. Слушание записей Разучивание зимних песенок, игр, закличек. Участие в празднике «Рождество Христово» |
февраль |
Народная культура и традиции |
Знакомство с русскими народными старинными играми |
Сформировать у детей мотивацию к творчеству и сотворчеству через музицирование, игру и театрализацию. |
Экскурсия в комнату быта. Беседа Народные игры зимой. Игры-забавы с домовенком |
март |
Как рубашка в поле выросла |
Знакомство с трудом русского крестьянина (женские и мужские обязанности в поле) |
Познакомить детей с орудием труда для сельскохозяйственных работ. Формировать у детей исследовательские качества. Развивать любознательность. Воспитывать уважение к труду крестьянина. |
Экскурсия в комнату быта. Чтение сказки Словарная работа. Беседа. Пословицы о труде. Обобщение |
апрель |
Русь нарядная (куклы в народных сарафанах). |
Закрепление знаний о народном костюме, а также закрепление навыка плетения из бисера. |
Закрепить представления детей о различии и важности соблюдения обряда детского, девичьего, женского и мужского народного костюма. Отличие одежды и орнамента в зависимости от области и края (общее и различия) |
Экскурсия в комнату быта. Рассматривание слайдов, а также коллекции куколок. Практическое занятия – разукрашивание народной игрушки |
май |
От лучинки до электричества |
Знакомство с историей происхождения электрической лампы. Обогащение
|
Познакомить детей с керосиновой лампой. Дать представление как она работает, как раньше люди жили без электричества. Развивать интерес к познаниям. Формировать у детей качества исследования. Воспитывать любознательность.
|
Экскурсия в комнату быта Рассмотрение экспонатов. Объяснение. Показ. Рассказ Вопросы: Словарная работа. |
июль |
Игры на территории подворья «Троица» |
Итоговое занятие. Активизация музыкального творчества детей |
Продолжать знакомить детей с традициями русских летних хороводов. Закрепить навыки игры на музыкальных инструментах. Сформировать у детей мотивацию к творчеству и сотворчеству через музицирование, игру и театрализацию. |
Экскурсия на подворье. Разучивание песен, хороводов, игр. Участие в общем празднике «Зеленые святки» |
август |
Ты коси, коса (труд крестьянина в поле) |
Итоговое занятие. Активизация музыкального творчества детей |
Продолжать знакомить детей с традициями русских летних хороводов. Закрепить навыки игры на музыкальных инструментах. Сформировать у детей мотивацию к творчеству и сотворчеству через музицирование, игру и театрализацию. |
Экскурсия на скотный двор. Разучивание песен, хороводов, игр. |
Аннотация.
Приобщение детей к традициям своего народа, к культуре своего края осознается современным обществом жизненно важной проблемы. Именно родная культура должна найти дорогу к сердцу, душе ребенка и лежать в основе его личности. В народе говорится: «Нет дерева без корней, дома без фундамента». Трудно построить будущее без знания исторических корней и опоры на опыт предшествующих поколений
«Красота родного края, открывающаяся благодаря сказке, фантазии, творчеству - это источник любви к Родине. Понимание и чувствование величия, могущества Родины происходит к человеку постепенно и имеет своими источниками красоту». Эти слова В.А. Сухомлинского как нельзя точно отражает специфику и суть работы педагогического коллектива в работе по патриотическому воспитанию детей.
В последние годы активно растет национальное самосознание, усиливается внимание различных наций, народов, народностей к сохранению и развитию своих культур, языков, к возрождению семейных традиций. Мы по- новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам своё самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков. Происходящие изменения в обществе ставят перед дошкольной образовательной системой задачу обновления содержания, в первую очередь, в подходах к воспитанию личности ребенка.
Погружая ребенка в национальный быт, мы создаем условия для познания первоначально родной семьи, затем родного детского сада, в более старшем возрасте - мир родного села, района, города, мир родной отчизны. Тем самым мы создаем естественную среду для овладения языком родного народа, его традициями, укладом жизни и, таким образом, пробуждаем любовь к малой и большой Родине.
Уже в дошкольном возрасте, открывая вместе с ребенком своеобразие мира природы, искусства, культуры родного края, задача взрослых - способствовать становлению основ самосознания ребенка как члена семьи, как гражданина, как активного преобразователя окружающей и общественной среды.
Проект представляет собой систему художественно – эстетического образования, основанную на духовно-нравственном развитии детей, направленную на пробуждение эмоционального окрашенного чувства причастности детей к наследию прошлого.
МАТЕРИАЛЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.