Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №76 «Звёздный»
Проект «Мини-музей «Предметы народного быта»
Воспитатели: Сидоренкова Ю. И.
Ефимова Н. А
Смоленск, 2017
Вид проекта: групповой, творческий, долгосрочный.
Актуальность проекта. В настоящее время одним из важнейших приоритетов современного образования является духовно-нрав
ственное воспитание детей, подростков и молодёжи. Народная культура передает национальную самобытность народа. Это богатый материал для воспитания любви к Родине. Фольклор, народно-прикладное творчество не только формируют любовь к традициям своего народа, но и обогащают знания детей об окружающей жизни.
Народная культура близка детям, доступна их пониманию, так как окружающий мир отражается условно, через символические образы. Образцы народно-прикладного искусства обладают такими чертами, как типичность, красочность, декоративность. Это помогает формировать у детей эстетическое отношение к человеку, природе, искусству в целом.
Фольклорные произведения ярко выражают эмоциональный настрой, гуманны и человечны, направлены на то, чтобы обогатить жизнь человека, сделать ее содержательной.
В связи с тем, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление, необходимо использовать не только художественную литературу, иллюстрации. Важно знакомить детей с реальными предметами и материалами (национальными костюмами, старинной мебелью, посудой, орудиями труда и т. д.). Исследование реальных предметов быта (например горшок, шкатулка, керосиновая лампа, прялка, коромысло и т. д.) чрезвычайно эффективно для ознакомления детей со сказками, народными промыслами, народными традициями.
Включение музея народного быта в образовательное пространство обогащает развивающую среду новым смыслом. Не случайно его называют информационно-коммуникативной системой, выполняющей педагогическую функцию. Именно здесь для ребенка открывается возможность первого проникновения в историю быта родного края. Кроме того, в музее расширяются возможности подачи информации посредством игры (можно потрогать, поиграть, увидеть предмет в действии).
Исходя из педагогической значимости работы в данном направлении, возникла идея организации музея народного быта, которая переросла в долгосрочный педагогический проект.
Первый этап: Целеполагание.
Детство – каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия.
(В. А. Сухомлинский)
Обращение к народным истокам - декоративно-прикладному и фольклорному искусству русского народа в воспитании и развитии детей традиционно для практики дошкольного образования. В последние годы произведения народного творчества стали предметом особенно пристального внимания педагогов. Однако, все мы обращаем внимание на то, что введение в словарь ребенка давно исчезнувших обозначений и названий, заучивание не всегда понятных по смыслу текстов, организация фольклорных праздников часто выглядят искусственно и не востребуются детьми в самостоятельной деятельности.
У взрослых часто возникает вопрос: нужно ли ребенку возвращаться назад в «преданья старины глубокой». Культура и опыт передаются из уст, но действуют из поколения в поколение. Из опроса родителей видно, что они не достаточно знакомы с этой областью культуры и не всегда могут помочь ребенку узнать и полюбить ее.
Хотя произведения народного искусства, народных ремесел всегда были близки природе ребенка и являются значительной частью культурного опыта человечества, имеют большое влияние на воспитание лучших духовных качеств личности. Чтобы народное искусство не вытеснялось из жизни ребенка и стало для него интересным и привлекательным, мы решили создать в группе мини-музей «Предметы народного быта»
Цель: ознакомление дошкольников с историей и культурой своего народа.
Задачи:
1. Создать предметно-развивающую среду в ДОУ, способствующую приобщению детей дошкольного возраста к народной культуре.
2. Сформировать конкретные представления о предметах народного быта и их назначений.
3. Познакомить детей с элементами материальной культуры, включающей в себя знакомство с жилищем, предметами быта, орудиями труда, одеждой, национальными блюдами.
4. Повысить уровень знаний воспитателей о системе музейной педагогики.
5. Привлечь родителей к активному взаимодействию по приобщению детей к народной культуре, к созданию музея, расширить представления родителей об истории и традициях русского народа.
6. Воспитывать любовь и бережное отношение к русской народной культуре.
Направление деятельности музея:
- пополнять фонды музея путем налаживания контактов с родителями, бабушками, дедушками;
- проводить сбор необходимых материалов на основании предварительного изучения литературы и других источников;
- изучать собранный материал и обеспечивать его учет и хранение;
- осуществлять создание экспозиций, стационарных и передвижных выставок;
- проводить экскурсии для воспитанников, родителей и педагогов.
Предполагаемые итоги реализации проекта:
1. Сформировать у детей представление о музее, как центре культуры своего народа.
2. Расширение кругозора детей о том, какие вещи были в быту у наших предков.
3. Развитие творческого и логического мышления, воображения.
Второй этап: Разработка проекта.
1. Довести до сознания родителей и детей важность данной проблемы.
2. Подбор старинных народных предметов
3. Составление плана работы по реализации данного проекта.
Третий этап: Работа над реализацией проекта.
Работа с детьми в музее народного быта:
Экскурсии-путешествия - Беседа «Как необходимо вести себя при посещении музея».
- Дид. игра «Расскажем нашим друзьям, как вести себя в музее».
- «Путешествие в мир старинных вещей» - в музее группы
воспитатель
Мероприятия НОД 1. «Каша масленая, ложка деревянная» - познание
2.«Из бабушкиного сундука» - познание
3. Лепка:
«Чудесный горшочек».
4. Рисование на тему:
«Самый интересный предмет мини- музея». воспитатель
Развиваем речь детей, составление творческих рассказов о самоваре и многих других предметах русского народного быта
Составление загадок о деревянной ложке, о часах с кукушкой и мн. др. воспитатель
Праздники, развлечения - «Масленица»
В игре ребёнок развивается, познаёт мир.
Подвижные игры: «Горелки», «Чехарда», «Гуси-лебеди».
Сюжетно-ролевые: «Пьем чай из русского самовара», «Обед в русской избе». Дидактические игры:
«Народные промыслы», «Народный костюм», «Построй избу», «Найди такой же предмет».
воспитатель и дети
Взаимодействие с родителями по приобщению детей к истокам русской народной культуры
Анкетирование - «Какое значение для вас и вашего ребёнка имеет мини-музей» .
Консультация:
«Как помочь родителям закрепить знания ребёнка о предметах народного быта» воспитатель
Четвёртый этап: Заключительный
1. Создание мини – музея «Предметы народного быта».
Итоги работы.
Организация мини-музея народного быта позволила добиться качественного улучшения художественно-эстетического воспитания детей, расширились знания воспитателей о русской народной культуре, что позволило свободно ориентироваться в фольклорном материале, подбирать соответствующий материал (потешки, загадки, сказки, былины и т. д.) с учетом возраста детей. У педагогов появился интерес к русской народной культуре, желание передавать свои знания детям и их родителям.
Ресурсы:
1. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Детство-Пресс, 2008.
2. Тихонова М. В., Смирнова Н. С. Красна изба…Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.
3. Трунова М. Секреты музейной педагогики: из опыта работы [Текст] / М. Трунова // Дошкольное воспитание. - 2006. - N 4. - С. 38-42.
4. Чумалова, Т. Основные принципы музейной педагогики: путешествие на машине времени [Текст] / Т. Чумалова // Дошкольное воспитание. - 2008. - N 3. - С. 58-63.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.