Проект «Мир доброты и вежливости» В группе компенсирующей направленности для детей с амблиопией и косоглазием шестого года жизни

  • docx
  • 12.06.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Проект Мир доброты и вежливости. 2019-.docx

МАДОУ  «ДС №10 «Золотая рыбка»

 

 

 

 

 

 

Проект

«Мир доброты и вежливости»

В группе компенсирующей направленности для детей с амблиопией  и косоглазием шестого года жизни

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Воспитатель:

Свиридюк Н.Ю.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мегион 2020 года.

 

 

Актуальность

   «Воспитание – великое дело: им решается участь человека»

Белинский.

     Вежливость и хорошие манеры совершенно необходимы для того, чтобы украсить любые достоинства и таланты. Обучение детей правильному и красивому поведению происходит через ознакомление их с основными правилами современного этикета, в которых проявляются компоненты поведения дошкольника. Это культура деятельности и культура общения и привычки …

     Как учить детей правилам этикета, чтобы они легко и с интересом воспринимали эти правила и понимали их необходимость. Есть много приёмов, которые помогают ребёнку овладеть премудростью культурного поведения, стать доброжелательными, тактичными, приветливыми.

Причины разработки проекта:

Дети по-разному входят в мир общения: одни - легко и свободно, другие – скованно и неуютно. Неумение детей организовывать общение, слушать собеседника, эмоционально сопереживать, доброжелательно относиться к сверстникам привело к возникновению проекта «В мире вежливости и добра».

Тип проекта

Нормативный

 

Сроки реализации

Октябрь,  ноябрь, декабрь

 

Участники проекта

Дети старшего дошкольного возраста, родители воспитанников, воспитатели групп, педагоги дополнительного образования: тифлопедагог.

 

Цель

Совершенствовать речевой этикет детей, культуру общения.

Задачи

ü  Дать знания об этических нормах поведения.

ü  Формировать навыки вербального и невербального общения в соответствии с нормами, принятыми в обществе.

ü  Развивать произвольность психических процессов.

ü  Воспитывать внимательное и уважительное отношение к взрослым и сверстникам.

Предполагаемый результат

 

1.       Дети узнают новые слова, позволяющие соблюдать речевой этикет.

2.      Дети познакомиться с невербальным общением по отношению к сверстникам.

3.      У детей совершенствуются коммуникативные навыки в игорных действиях.

4.      Сформируется у детей эмоциональная отзывчивость, компромиссное взаимодействие.

 

 

Этапы проекта

1 этап подготовительный

- иллюстрации и дидактические игры;

- методическая и художественная литература по данной теме;

- коллекция рисунков на тему: «Волшебные слова»;

- перспективный план мероприятий;

- родительское собрание: «Вежливые слова»;

 

2 этап.

Разработка проекта

1. Создание необходимых условий для знакомства детей посредством обогащения развивающей среды, с привлечение родителей.

2. Подобрать материалы, дидактические игры, обучающие пособия; разработать перспективный план;

3. Подобрать материал для продуктивной деятельности;

4. Составить план реализации проекта.

 

МОДЕЛЬ ТРЕХ ВОПРОСОВ

Что мы знаем о вежливости и добре?

Что хотим узнать?

 

Как мы можем это узнать?

- Необходимо здороваться, прощаться, просить прощение и т.д. 

- быть добрым, значит делиться игрушками, дружить (играть в какие-либо игры).

ü  Наполнить в копилку набор вежливых слов.

ü  Узнать какой должен быть добрый человек.

ü  При каких обстоятельствах используются вежливые слова.

ü  Как можно и как нельзя общаться со сверстниками и взрослым.

ü  Какое поведение дозволено в общественных местах.

 

1. Рассмотреть словарь с картинками Вежливые слова».

2.Обсудить со взрослыми «Каким должен быть добрый человек».

3. В игровых ситуациях разобрать детально «при каких ситуациях используются вежливые слова».

4.Чтение и анализ художественной литературы о поведении человека в разных местах, в разных ситуациях.

 

 

Проблемная ситуация

 Дети не всегда используют слова приветствия, часто возникают ссоры во время игр. В один из дней дети решили проиграть сюжетно - ролевую игру, они выбрали тему игры стали договариваться о сюжете игры и никак не могли прийти к общему мнению каждый и детей настаивал на своей идее, но наконец-то один и них уступил и последовала фраза: «ни тебе пожалуйста, ни спасибо». Ребёнок, который уступил хотел услышать слова благодарности. Тогда вмешалась педагог и спросила: Если бы Никита сказал тебе: -  Злата пожалуйста давай проиграем по моему сюжету ты бы согласилась? Она ответила, да. Когда стали разбирать эту ситуацию вместе с ребятами, то выяснили, что многие ребята не знают в каких случаях нужно использовать вежливые слова. Потому ребята нашей группы решили создать проект «В мире вежливости и добра».

 

 Реализация проекта

Дата

Совместная деятельность воспитателя с детьми

Совместная деятельность родителя с детьми

Совместная деятельность тифлопедагога с детьми

Октябрь

1 -2

неделя

"Вежливые слова"

Беседа «Волшебные слова - почему они волшебные». Цель: развивать диалогическую речь, умение строить суждение, воспитывать доброжелательность, культуру общения.

 

Рассматривание иллюстраций «Хорошие манеры для малышей». Цель: учить детей ясно и четко выражать свою мысль, оценивать поступок, проектировать свое поведение в данной cситуации.

 

Дидактические игры: «Что такое хорошо и что такое плохо», «Можно – нельзя», «В мире эмоций». Цель: продолжать употреблять в речи вежливые слова; закреплять знания и умения детей о поведении в обществе, формировать у детей проявление  с помощью эмоции, доброжелательное отношение друг к другу.

 

Сюжетно-ролевые игры: «В детском саду» Цель: совершенствовать и расширять игровые умения детей, упражнять в умении согласовывать свои действия с действиями партнёров.

 

Игра с мячом «Кто больше знает вежливых и добрых слов?» Цель: упражнять детей в произношении вежливых слов, меткости, ловкости при приеме мяча от воспитателя, воспитывать культуру общения.

Просмотр мультфильма 

 «Федорино горе».

Цель: вызвать интерес к героям мультфильма, помочь понять скрытые мотивы поведения героев.

Акция: «Не говорите грубых слов»,

листовки для жителей города «Будем вежливы». Цель: обогащать словарь вежливыми словами.

 

Октябрь

2-4

недели

"Первые шаги в мир хороших манер"

НОД по ознакомлению с правилами этикета в «В царстве вежливых наук»

Программное содержание:

Формировать элементарные представление о хороших и плохих поступках, умение правильно оценивать себя и других.

Беседа «Культура поведения за столом». Цель: способствовать умению аккуратно пользоваться столовыми приборами.

Чтение художественной литературы: Л.Пантелеев «Большая стирка», сказка «Хорошие помощники». Цель: помочь понять скрытые мотивы поведения героев произведения.

Дидактическая игра «Пользование столовыми приборами». Цель: познакомить детей со столовыми приборами, уточнить способы их использования.

Игра «Печенье»

Цель. Упражнять детей в измерении с помощью условной меры. Учить определять, что больше – часть или целое; показать одну шестую и целое.

Сюжетно-ролевые игры «Семья». Цель: умение детей распределять роли, договариваться между собой, воспитывать культурное общение.

Подвижные игры «Догони – вежливое слово говори» Цель.  Закрепить умение называть вежливые слова. Развивать быстроту бега, мышление.

 

Совместная деятельность родителей и детей – «Оригинальные салфетки». Цель. Упражнять в умении вырезать одинаковые фигуры, создавать сюжетные композиции.

Украшения для праздничного стола из фруктов

Цель.  Вызвать желание детей и родителей украшать стол для приёма гостей (ёжики из винограда и груши, фруктовый салат). Развивать воображение.

 

Дидактическая игра «Что правильно, а что нет» Цель. Упражнять в умении отличать хорошие поступки от плохих.

Психогимнастика «Спасём Доброту»

Цель. Научить детей различать, называть эмоции удовольствия, восхищения, радости и адекватно реагировать на них. 

Ноябрь

1  неделя

"Играем, в гости приглашаем"

Беседа «Путешествие в страну подарков». Цель.  Воспитывать интерес к выбору подарков для друзей и близких людей.

Рисование «Подарок для друга» Цель. Закрепить умение подбирать сюжет рисунка для друга. Упражнять в умении работать красками и восковыми карандашами.

Игра-инсценировка «Телефонный разговор»

Цель. Учить вступать в  ролевое взаимодействие со сверстниками.

Разучивание музыкальной игры «К нам гости пришли»

Цель. Совершенствовать умению исполнять слова игры, под музыку и выполнять движение в соответствии слов.

 Конструирование «Мебель для гостей» Цель. Формировать умение создавать различные по величине конструкции мебели используя крупный и мелкий конструктор.

Сюжетно-ролевые игры «Гостям всегда рады» Цель. Способствовать установлению в игре ролевого взаимодействия и усвоению ролевых взаимоотношений.

Просмотр мультфильмов «Кошкин дом», «Просто так», «Снеговик-почтовик», «Морозко». Цель. Помочь детям понять скрытые мотивы героев мультфильма.

Изготовление  книги  «Правила культурного поведения» Цель. Вызвать интерес к созданию  своей книги. Развивать творческий потенциал.

Беседа «Как вести себя в гостях». Цель. Воспитывать уважительное отношение к окружающим.

Дидактические игры: «Пожелания», «Кому что нужно». Цель. Развивать монологическую и диалогическую формы речи,  ориентировку в пространстве, мышление.

 

Ноябрь

2-3

недели

"Культура поведения в общественном месте"

Беседа «Как вести себя в театре»

Цель. Уточнить знание о правилах поведения в общественных местах.

Игра-инсценировка с использованием кукол Бибабо «Поросёнок-невежа».

Сюжетно-ролевая игра «Театр» изготовление билетов, рисование афиши, подбор декораций, кукол, разучивание сценок.

Чтение художественной литературы: Богданович «Вежливый трамвайчик», «Стасик идет в кино», «Кавардак на улице», А. Усачев «Случай в автобусе».

Игры с телефоном (любая тема) Цель.  Научить вежливо разговаривать по телефону, расширить социальный опыт детей, развивать диалогическое общение.

 Посещение ДК Прометей» Цель. Способствовать умению следовать правилам поведения в театре.

Просмотр мультфильма «Паровозик из Ромашково»

 Цель. Вызвать интерес к предложенным мультфильмам. 

 

Беседа «Правила поведения в транспорте»

Цель: уточнить знание детей о правилах поведения в общественном транспорте.

 «Как избежать неприятностей».

Цель: способствовать умению рассуждать , делать выводы.

Ноябрь

4 -5

недели

"Учимся играть и работать дружно"

Беседа «Дружбой дорожить умейте» Цель. Формировать понимание о том, что такое дружба, воспитывать желание дружить со сверстниками.

Разучивание и пение песен о дружбе «Если с другом вышел в путь», «Улыбка». Цель. Создать хорошее настроение.

Чтение художественной литературы: Кузнецов «Мы поссорились с подружкой», Г.Цыферов «Когда не хватает игрушек». Цель. Способствовать формированию эмоционального  отношения к воспринимаемому.

Игра «Копилка добрых дел» Цель. Активизировать память, внимание, воспитывать дружелюбие, чувство ответственности, сопереживания, желание помогать другу в трудной ситуации.

Этюд «Скажи доброе слово, комплимент товарищу»   Цель: упражнять детей в употреблении вежливых слов, используя мимику,  позу.

Игра «Мост дружбы»

Цель.  Развивать ориентацию на поведение и эмоциональное состояние другого, способности видеть позитивное в другом, преодоление нерешительности, скованности, оптимизировать взаимоотношения.

 Досуг «Навстречу друг другу»

Цель: Помочь родителям и детям ощутить радость, удовольствие от встречи друг с другом, от совместной двигательно-игровой деятельности.

Совместная работа детей с родителями – составление рассказов «Мой лучший друг». Цель.  Закрепить умение составлять рассказ из личного опыта, упражнять в умении использовать простые предложения.

Заучивание пословиц, поговорок о друзьях и дружбе.

Цель. Вызвать желание разучивать пословицы и поговорки о дружбе.

 

Беседа «Умеешь ли ты дружить?» Цель.  Развивать речь, вызвать желание высказывать своё мнение о дружбе.

 

Декабрь

 

"Мы все похожие и разные"

Беседа «Мы все похожие и разные» Цель.  Способствовать умению сравнивать окружающих с собой. Выявить знания о том, что люди отличаться внешними признаками, а похожи своим стремлением к добрым отношениям.

Д/и «Из чего же мы сделаны»

 Цель.  Уточнить знание о поведении девочек и мальчиков.

С/игра «Семья»

 Цель.  Учить распределять роли, умении договариваться, налаживать контакты в совместной игре.

Чтение художественной литературы А.Л.Барто «Любочка», В.Катаев Цветик – семицветик»

Цель. Вызвать интерес к прочитанному, способствовать умению отличать хорошие поступки от плохих.

Словесная игра «Наоборот»

Цель.   Активизировать использование в речи детей противоположных по смыслу слов, вызвать положительные эмоции и доброжелательное отношение к окружающему.

 

Чтение художественной литературы,

В.Ю. Драгунский «Девочка на шаре», «Дениска и его друзья». Цель. Воспитывать чуткость к художественному слову.

Беседа «Мальчики и девочки – будущая семья»

Цель.   Прививать детям семейные ценности, воспитывать у девочек скромность, у мальчиков мужество.

 

 

 

 

Работа с родителями

·         Консультация:  «Причины плохого настроения».

·         Папка-раскладушка советы родителям «Как вырастить культурного ребенка»

·         Папка-раскладушка советы родителям «Правила семейного этикета».

·         Консультация «Поход в театр – большой праздник» - правила для родителей.

·         Консультация для родителей «Научите детей дружить»   

·         Подготовка консультаций для родителей  «Воспитываем мальчиков», «Какой мальчик не любит поиграть, какая девочка не любит поболтать!», «Пять заповедей отцовства

Итоги проекта

•      Сказки, художественные произведения, изображающие добрых и злых героев.

•      Развивающие игры: «Мир эмоций», «Что доброго делают люди этой профессии».

•      Родительское собрание: «Вежливые слова».

•      1. Коллекция совместных сказок и  рисунков детей и родителей на тему: «Вежливые слова».

•      2. Памятка для родителей: «Секреты воспитания вежливого ребёнка».

 

Приложение

 

НОД по ознакомлению с правилами этикета в «В царстве вежливых наук»

Программное содержание:

·       Формировать элементарные представление о хороших и плохих поступках, умение правильно оценивать себя и других;

·       Учить правильно, называть нравственные качества настоящего товарища; воспитывать доброжелательное отношение к товарищам; дать представление о специфических сторонах общения девочек и мальчиков и формировать у ребят умение общаться между собой;

·       Закреплять правила поведения в общественных местах и учить речевому общению в коллективе.

Материал: маски с различным эмоциональным состоянием (добрая, грустная, удивленная);  мягкая игрушка – котёнок;  лепестки (по количеству детей); аудиозапись звуков поезда, теплохода, самолета; странички книги «Правила этикета»;  презентация «Добрые слова».

Литература: Курочкина И.Н. Дошкольнику о хороших манерах и этикете., Безгина О.Ю. Речевой этикет старших дошкольников.,  Насонкина С.А. Уроки этикета., Давай познакомимся! тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4 – 6 лет / автор-составитель Пазухина И.А. 

Предварительная работа: просмотр развивающего мультфильма «Лунтик и его друзья. Изучаем правила»

Образовательные области:

  • социально-коммуникативное развитие,  
  • познавательное развитие,  
  • речевое развитие;
  •  художественно-эстетическое развитие,
  • физическое развитие.

Ход:

Посмотрите на меня!

Ваш экскурсовод сегодня я.

Не теряя ни минутки,

Приглашаю вас я в путь!

Взять все знания в дорогу!

И улыбку не забудь!

Мы отправимся сегодня

в Царство вежливых наук.

- Ребята, наши старые знакомые, Лунтик и его друзья, приглашают совершить путешествие в Царство вежливых наук, чтобы познакомить вас с правилами этикета.

-  А вы знаете, что такое этикет? (правила вежливости и культуры поведения).

- А что значит быть вежливым, воспитанным, культурным человеком? (Воспитанный человек разговаривает вежливо, всегда говорит волшебные слова, никогда никого не обижает, всегда помогает слабому, никогда не будет смеяться над бедой другого, а если пообещает, то обязательно сдержит свое слово).

- Молодцы, ребята. Правильно. Этикет, как порядок поведения создан людьми для приятного общения, для проявления своим поведением уважения и любви к окружающим людям.  Всему этому нужно учиться каждый день, тогда вы, действительно, вырастите культурными и воспитанными людьми.

Лунтик уже побывал в Царстве вежливых наук и записал все правила в книгу «Правила этикета», чтобы рассказать о них своим друзьям. Только когда он уже собрался возвращаться подул сильный ветер и все странички книги разлетелись по всему царству. Поможем Лунтику собрать странички книги? (Да!).  

- Ребята, вы готовы отправиться в царство этикета?

- Да!

- Тогда нам пора отправляться в путь. А вы знаете, что в дальние края можно путешествовать мысленно?

- Как это?

- Очень просто. Нужно только закрыть глаза и представить, как мы едим на поезде, плывем на теплоходе, летим на самолете или мчимся на северных оленях. Итак, в путь. Закрывайте глаза и занимайте места в вагоне (аудиозапись звуков поезда).

- А теперь откроем глаза. Приехали.

Станция «Добрые слова».

- Ребята, что вы говорите, когда встречаете друзей?

- Привет, здравствуй.

- А вы знаете, что здороваться можно по-разному? Какими словами, жестами можно приветствовать друг друга?

- Здравствуйте, привет, доброе утро, добрый день, кивнуть головой, улыбнуться, пожать друг другу руки…

- Молодцы, ребята, много знаете приветственных слов. У всех людей на земле есть свой обычай приветствия. В русском языке есть прекрасное слово «здравствуй». Ребята, как вы думаете, что оно означает?

- Будь здоров.

- Правильно, слово «здравствуйте» очень старое. Связано оно со словом «дерево». Когда-то давно,  люди, произнося слово «здравствуйте»,  желали другим быть здоровыми, крепкими, могучими, как дерево.  И теперь мы, когда говорим это слово, желаем человеку быть здоровым, сильным, крепким.

 - Здравствуйте!

 - Ой, кто это сказал?

 - Ребята, посмотрите, это же котенок, он хочет с вами поиграть.  Становитесь скорее в круг.

Игра «Вежливый ребенок»

Взявшись за руки, дети водят хоровод вокруг игрушки-котенка и приговаривают:

Все хорошие ребята

Знают добрые слова.

Приходите к нам, котята,

Рады видеть вас всегда.

Ребенок, остановившийся на последнем слове напротив игрушки, произносит приветственные слова, которые еще никем не произносились. Выигрывает тот, кто знает больше таких слов («как я рад тебя видеть», «как я по тебе соскучилась», «как хорошо, что мы встретились» и т. д.)

- А вот и первая страничка нашлась (показываю детям страничку «Правила приветствия»)

Вежливо здороваться вы умеете, а какие вежливые слова вы еще знаете?

- Спасибо, пожалуйста, извините, будьте добры, прошу прощения, благодарю…

- Молодцы, а сейчас ребята прочитают для нас стихи о добрых, вежливых словах. (Стихи сопровождаются показом презентации «Добрые слова»).

1-й ребенок:

Добрый день!

- Добрый день! – тебе сказали.

- Добрый день! – ответил ты.

Как две ниточки связали –

Теплоты и доброты.

2-й ребенок: Доброго пути!

Нам желают доброго пути!

Будет легче ехать и идти.

Приведет, конечно, добрый путь

Тоже к доброму чему-нибудь.

3-й ребенок:

Здравствуйте!

- Здравствуйте! -

Ты скажешь человеку.

- Здравствуй, - улыбнется он в ответ.

И, наверно, не пойдет в аптеку

И здоровым будет много лет.

4-й ребенок:

Пожалуйста.

Отменить, что ли,

Слово «пожалуйста»,

Повторяем его поминутно.

Нет, пожалуй, что

Без «пожалуйста»

Нам становится неуютно.

5-й ребенок:

Спасибо.

За что мы говорим спасибо?

За все, что делают для нас.

И мы припомнить не смогли бы –

Кому сказали? Сколько раз?

6-й ребенок:

Простите.

Простите, я больше не буду

Нечаянно бить посуду,

И взрослых перебивать,

И, что обещал, забывать.

Но если я все же забуду,

Простите, я больше не буду.

7-й ребенок:

Добрые слова.

Эти слова всем известны давно,

Видишь, они и просты, и новы,

Но я еще повторю все равно:

- Добрые люди, будьте здоровы!

- Молодцы! Я считаю, что все эти слова заслуживают аплодисментов.

- Ребята, а может ли вежливое слово потерять свою волшебную силу?

- Да.

- Когда, по-вашему, это бывает?

- Когда сказано грубым голосом или слово расходится с делом.

- Правильно, ребята. Ведь все волшебные слова произносятся вежливо, с улыбкой.

- Давайте мы с вами поиграем в игру «Пожалуйста».

(Воспитатель показывает разные движения, а дети должны их повторить лишь в том случае, если он добавит слово «пожалуйста». Кто ошибается – выбывает из игры.)

- А теперь, чтоб узнать, как вы поняли, что такое «волшебные слова», решим задачу: «Пожалуйста! »

«Леночка сидела в автобусе. Она все время вертелась, болтала ногами. Её соседка отодвинулась. Она боялась, что Леночка испачкает ей пальто.

- Девочка, сиди спокойнее, пожалуйста. Так нельзя себя вести – сделала замечание старушка, сидевшая напротив.

- А что я сделала? – возразила Леночка. Подумаешь! Пожалуйста, буду сидеть спокойно.  И она, надувшись, стала смотреть в окно»

- И девочка, и старушка произнесли слово «пожалуйста». Можно ли назвать Леночкино «пожалуйста» волшебным? Почему?

- Потому что слово «пожалуйста» Лена произнесла грубо, как бы передразнивая старушку.

- Вы решили мою задачу, ребята. Хорошо, что вы знаете волшебные слова. Недаром в народе говорят: «Слово лечит, слово и ранит». Запомните это, ребята. Вот и вторая страничка нашлась – она называется «Волшебные слова».

- Ребята,  пришло время немного отдохнуть . Сделаем зарядку.

Мамам дружно помогаем.

Мамам дружно помогаем:

Сами в тазике стираем.

И рубашки, и носочки

Для сыночка и для дочки.

(Наклоны вперед, движения, имитирующие полоскание.)

Через двор растянем ловко

Для одежды три веревки.

(Потягивание – руки в стороны.)

Светит солнышко-ромашка,

Скоро высохнут рубашки.

(Потягивание – руки вверх.)

- Молодцы. Наше путешествие продолжается. Закрываем глаза, пересаживаемся на теплоход (аудиозапись звуков теплохода).

 Станция «Любезные услуги». А живет здесь герой знакомого вам мультфильма. Отгадайте, кто это? Он самый добрый и вежливый. Его любимая фраза: «Ребята, давайте жить дружно!»

- Конечно же, это кот Леопольд.

- Посмотрите на маски и выберите ту, которая больше всего подходит Леопольду.

- Почему вы выбрали именно эту маску?

- Потому что Леопольд очень добрый и веселый кот.

- Он всегда говорит о том, что мальчики и девочки должны быть хорошими, верными друзьями. А друзей – как мы уже знаем – нужно беречь. Нужно заботиться о них. Нужно вести себя с ними воспитанно и вежливо.

- Вежливый мальчик обязательно уступит в автобусе свое место девочке.

- Он никогда не усядется за стол, пока за этим столом не займут свои места девочки.

- И, конечно же, рыцарь никогда не станет обижать девочек.

- Давайте рассмотрим ситуации. «Мальчик оказывает любезные услуги девочке».

- Ты подошел к двери вместе с девочкой. Как ты поступишь?

- Мальчик уступает в автобусе место девочке.

- Мальчик помогает девочке нести тяжелые предметы.

- Девочки должны уметь принять эти услуги и поблагодарить за них или вежливо отказаться, сказав спасибо.

- Сейчас мы с вами поиграем в игру, в которой мальчики будут помогать девочкам, а девочки благодарить мальчиков за их помощь.

Игра «Лужа».

Воспитатель, проходя мимо детей сидящих на стульях, говорит слова: «Иду, иду, иду, дружка себе найду», останавливаясь перед одним из детей, спрашивает: «Хочешь играть со мной? Тогда пойдем вместе» Дальше они идут вместе, декламируя «Идем, идем, идем, дружка себе найдем!» Постепенно собирается цепочка из детей. Все образуют круг.

Я буду читать стихотворение, и показывать движение, а вы мне помогайте:

Ай, гугу, гугу, гугу - хоровод движется вправо, с последним словом

Не кружися на лугу - дети слегка приседают, держась за руки.

На лугу то лужица, - Опускают руки, поворачиваются лицом к

Голова закружится - центру, берутся руками за голову и качают

Ой, вода! ой вода! - головой, с последним словом поворачиваются

Вот беда так беда! - спиной к луже.

Прыг-скок, прыг-скок! - делают несколько прыжков от центра и останавливаются.

Прыгал, прыгал и скакал, - с последним словом дети приседают,

Прямо в лужицу попал! - «попадают в лужу».

После последних слов мальчикам нужно быстро вскочить с пола, подбежать к девочкам, взять их за руки и помочь им «выскочить из лужи». Девочки благодарят своих спасителей (игра повторяется 2-3 раза).

- Я думаю, в нашей группе все дети всегда будут дружить и никогда не ссориться. А для того, чтобы у Вас было много друзей, помните несколько советов:

- Никогда не груби своим товарищам.

- Не называй обидными словами.

- Не давай прозвищ.

- Не толкайся и не дерись.

А вот и третья страничка нашлась. Она называется «Верные друзья».

- А сейчас мы вместе поиграем в игру: «Это я, это я, это все мои друзья».

Я вам буду задавать вопросы, а вы будете отвечать.

- Кто привык у вас к порядку, утром делает зарядку?

- Кто из вас, скажите братцы, забывает умываться?

- Кто из вас, скажите дети, кулаками машет,

слезы мажет по лицу и кричит: «Сейчас побью! »

- Кто из Вас, скажите братцы, друг другу помогает

Товарищей не обижает?

- Мы бедные игрушки, поломанные!

- Мы бедные игрушки, не сложенные!

- Нелюбимые и забытые.

- Кто на полки нас посадит? Кто на место отнесет?

- Кто нам платьице поправит, в косы ленты заплетет?

- И еще один вопрос: кто себе не моет нос?

- Кто из вас, ребята, хочет: аккуратным, чистым быть.

- С мылом, щеткою, водою обязательно дружить?

- Молодцы, ребята. А мы продолжаем наше путешествие на самолете (аудиозапись самолета). Закрываем глаза.

Следующая станция «Цветочная поляна». 

 Мы с вами на волшебной поляне. Вам нужно  выбрать подходящие лепестки и выложить цветы вежливости (дети выкладывают цветы). Какого цвета лепестки вы взяли для своего цветка?

- Солнечные, яркие, красные, розовые, радостные…

- Я тоже выложила свой цветок. Он похож на цветок вежливости?

- Нет!

- А как бы вы его назвали?

- Цветок грубости!

- Да, действительно. Вы выполнили все задания, и нашли еще одну страничку. А теперь пора возвращаться. Раз, два, покружись, в своей группе очутись.

- Вот и закончилось наше путешествие. Где мы с вами побывали, что мы с вами повидали? (ответы детей).

- А еще мы помогли Лунтику и его друзьям странички книги «Правила этикета».

 Не забывайте, ребята использовать «волшебные слова» в своей речи. И что бы вы ни делали, всегда должны помнить, что живете на свете не одни. Вас окружают другие люди, ваши близкие, товарищи, и вы должны вести себя так, чтобы им было легко и приятно жить рядом с вами. Именно в этом и состоит настоящая вежливость.

Все берутся за руки и проговаривают:

Все мы дружные ребята.

Мы ребята-дошколята.

Никого не обижаем.

Как заботиться, мы знаем.

Никого в беде не бросим.

Не отнимем, а попросим.

Пусть всем будет хорошо,

Будет радостно светло.

Игра «Печенье»

Цель. Упражнять детей в измерении с помощью условной меры. Учить определять, что больше – часть или целое; показать одну шестую и целое.

Материал. Цветные счетные палочки: 2 оранжевые, 8 голубых.

Описание: Педагог говорит: «Хозяйка замесила тесто и сделала из него печенье. Сделайте колбаски из оранжевых палочек. Сколько получится печенья, если на каждое пойдет вот столько? (Показывает голубую палочку.) Что для этого нужно сделать?» (Измерить.)

После выполнения задания детьми педагог уточняет, сколько получилось печенья.

Вопросы

– Какая часть приходится на одно печенье?

– Что больше: целое или часть?

– Что меньше: часть или целое?

– Сколько частей в целом?

– Покажите одну шестую, две шестых, три шестых.

Задается провокационный вопрос: «Можно показать одну пятую?»

Дети объясняют, почему ее нельзя показать.

Воспитатель спрашивает: «Кого бы вы хотели угостить этим печеньем?»

 

 

Примерный конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе “Посещение  театра”

Задачи: Уточнить и систематизировать знания детей о правилах этикета: внешний вид и поведение в коллективе, поведение в транспорте, театральный этикет.

Упражнять в использовании вежливых слов, подборе их в соответствии с ситуацией.

Совершенствовать культуру диалогической речи: выслушивать собеседника, отвечать на вопросы полными распространенными предложениями и фразами, пользоваться средствами интонационной выразительности.

Продолжать учить детей составлять описательные рассказы по индивидуальным картинкам.

Развивать логические операции посредствам речевого общения: умение делать обобщение, умозаключение, воображение, внимание, память.

Воспитывать у детей нравственные качества и чувства. Формировать навыки культурного, этически грамотного поведения.

Предварительная работа: Заучивание стихов о вежливых словах, чтение и рассматривание иллюстраций книги С.А. Насонкиной “Уроки этикета”.

Материал: Туалетные принадлежности: мыло, полотенце, расческа, щетка для одежды; картинки с изображением ситуаций невежливого поведения в автобусе; карточки с изображением средств коммуникации (телефон, письмо и т.д.); “билеты” в кинотеатр; атрибуты к игре “Автобус”.

Ход занятия

Воспитатель: Настал день. Я улыбнулась вам, и вы улыбнитесь мне, друг другу и подумайте: как хорошо, что мы сегодня здесь вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Что мы пожелаем сегодня Полине, Тане, Саше... А что вы хотите пожелать мне?

Вдохните глубоко и со вздохом забудьте вчерашние обиды, злобу, беспокойство.

Выдохните из себя свежесть, красоту белого снега, тепло солнечных лучей.

Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.

Сегодня мы с вами будем говорить об этикете, о правилах поведения. Ваши папы и мамы хотят, чтобы вы выросли вежливыми и культурными.

А что значить быть вежливым, воспитанным и культурным человеком?

(Воспитанный человек разговаривает вежливо, умеет сочувствовать, всегда помогает слабому, никогда не будет смеяться над бедой другого, а пообещает, то обязательно сдержит свое слово)

Правильно, всему этому нужно учиться каждый день, тогда вы, действительно, вырастите культурными и воспитанными людьми, и ваши мамы и папы будут вами гордиться.

Знаете ли вы, что о человеке говорит уже его внешний вид. Как выглядит культурный и воспитанный человек?

(Культурный, воспитанный человек причесан и одет всегда опрятно, он не допустит даже такие мелочи, как грязный носовой платок или обкусанные ногти.)

Стук в дверь. Входит грязный ребенок.

Воспитатель:

Что с тобой случилось?

Ребенок: Я проспал.

-А почему ты так неопрятно одет?

– Я торопился, думал и так сойдет.

Воспитатель: Дети посмотрите, как некрасив человек, когда он грязный и неаккуратно одет. С таким неряхой вы вряд ли бы согласились куда-нибудь пойти. А я хотела с вами сегодня отправиться в кинотеатр. Надо исправлять положение.

Дети по очереди выходят, причесывают, застегивают пуговицы, говоря: “Я возьму расческу, причешу мальчику волосы, и он будет красиво причесан и т.д.”

Воспитатель: Вот теперь порядок. Ребята вы помогли мальчику привести себя в порядок, а он забыл вам что-то сказать?

Дети: Он забыл нам сказать спасибо.

Воспитатель: Но, к сожалению, мы все же часто забываем говорить волшебные слова, а они так необходимы. Давайте вспомним эти слова.

Дети читают стихи.

Здравствуй, тетушка сорока!
Ты куда летишь?
Далеко!
С новостями на хвосте
Нужно мне успеть везде.

Доброе утро! скажи, Попугай! -
Ты нас приветствовать не забывай! 
Днем “Добрый день” говори нам при встрече, 
Вечером помни слова “Добрый вечер!” 
А в благодарность за все воспитание 
Что ты нам скажешь? Пока! До свидания!

Слоненок, ты на хвост мне сел! 
Прости, мартышка, не хотел! 
Слоненок долго извинялся, 
Ну а потом... с хвоста поднялся.

Эй, привет, соседка - Мышка! 
Может, в гости пригласишь? 
Извини, голубчик Кот, 
Очень узкий в норку вход.

Воспитатель: Молодцы! Я считаю, что все эти слова заслуживают аплодисментов. А, ведь аплодисменты - это тоже выражение благодарности. Вы все сегодня опрятно и красиво одеты, знаете много вежливых слов, а значит, готовы совершить поход в кинотеатр.

Ребята, но чтобы дома не волновались ваши родители, как можно им сообщить об этом?

( детям раздаются картинки, по которым они рассказывают, как можно сообщить родителям, что мы идем в кинотеатр.)

Воспитатель:

Мы сообщили родителям, что мы отправляемся в театр, а на чем мы поедем, вы узнаете, когда отгадаете загадку.

Дом по улице идет, 
На работу всех везет. 
Не на курьих, тонких ножках. 
А в резиновых сапожках.

Правильно, это автобус, и мы с вами отправляемся на автобусную остановку.

Раз, два! 
Три, четыре! 
Три, четыре! 
Раз, два!
Кто шагает дружно в ряд? 
Наш веселый детский сад.

Воспитатель:

А вот и наш автобус.

(дети подходят к автобусу, один из детей бросает бумажку.)

Воспитатель: Что же ты делаешь? Ребята, красиво ли поступает тот, кто бросает на тротуар мусор.

(Ответы детей, ребенок подбирает мусор.)

Ребенок: Вот теперь, ты поступил правильно. Во всех общественных местах есть специальные мусорные корзины, давайте с вами мусор складывать в эти корзины. Тогда наш поселок будет всегда чистым и красивым.

Воспитатель: Пришел водитель нашего автобуса, и мы сейчас поедем.

Дети, обратите внимание на то, как ведут себя некоторые пассажиры.

( дети берут картинки с изображением ситуаций невежливого поведения в автобусе, составляют рассказы по картинкам, поясняя как нужно поступать в данной ситуации)

Воспитатель: Я надеюсь, что вы усвоили правила поведения в общественном транспорте. Наш автобус отправляется, следующая остановка “Поликлиника”. Ребята, обратите внимание, что в автобус зашел пожилой человек.

Как должен поступить воспитанный человек?

Осторожно, двери закрываются. Следующая остановка “Магазин”. А сейчас вошла в автобус мама с дочкой. Как вы должны поступить?

Следующая остановка наша - “ Кинотеатр”

При выходе из автобуса, кого вы пропустите вперед и кому поможете?

Давайте вспомним некоторые правила поведения в кинотеатре.

Можно ли опаздывать к началу киносеанса?

Разговаривать громко?

Разворачивать конфеты?

Для того чтобы попасть на кинофильм, мы должны купить билеты.

Кассир:

Театр открывается! 
К началу все готово! 
Билеты предлагаются 
За вежливое слово.

Ребенок:

Добрый день! 
Уважаемый кассир. 
Я бы очень попросил, 
Дайте лучшие места. 
Вот мое “ пожалуйста”

Игра “Вежливое слово”.

Дети покупают билеты за вежливые слова.

Воспитатель:

Я хочу вам напомнить, что если ваше место в середине ряда, а ряд уже заполнен зрителями, то проходить к своему месту нужно повернувшись лицом к сидящим.

( показ отрывка из мультфильма “ Кот Леопольд”.)

После нашего путешествия вы стали более воспитанными, культурными и взрослым никогда не придется за вас краснеть.

Конспект познавательно-развлекательного досуга

 «Вежливые слова»

Цель: активизация знаний о вежливых словах

Задачи:

·         Раскрыть значение вежливых слов, учить детей правильно употреблять их в речи

·         Расширить понятие детей о происхождении слов «спасибо», «благодарю».

·         Активизировать в речи детей слово «комплимент»

·         Привить навыки культурного поведения детей в общении друг с другом и другими людьми.

·         Развитие творческого потенциала.

·         Развивать диалогическую и монологическую речь и ее интонационную выразительность.

Ход досуга.

Ведущий:

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться:

-Доброе утро!

Доброе утро солнцу и птичкам.

Доброе утро

Улыбчивым лицам.

И каждый становится

Добрым,доверчивым.

И доброе утро длится до вечера!

-Ребята, а как вы думаете, почему люди здороваются при встрече друг с другом?

Дети:- Проявляем уважение, желаем здоровья,

         - Вежливые люди всегда здороваются.

Ведущий:Какого человека можно назвать вежливым?

Дети: -Доброго,отзывчивого.

-Он может помочь другому человеку,пожалеть его и понять

-Он слушает и не перебивает.

-С вежливым человеком приятно общаться.

-Он  говорит вежливые слова

Ведущий: А какие вежливые слова вы знаете?

(спасибо,благодарю,будьте добры и т.д)

Ведущий:

Я спешу сказать вам – «Здравствуйте!»,

Чтоб пожелать здоровья доброго.

Я спешу сказать вам - «Благости!»,

Чтоб пожелать вам счастья нового.

Я спешу сказать вам – « Радости!

Удач, успехов и везения!»

Чтоб пожелать всем в зале

Прекраснейшего настроения.

- Педагог обращает внимание детей на найденный конверт. В нем письмо от Незнайки, где он просит ребят помочь рассказать о « волшебных словах». Какие они бывают и когда их нужно применять.

Педагог спрашивает детей, что это за волшебные слова и какие они знают (ответы детей).

Рассказ педагога о происхождении слова «СПАСИБО», «БЛАГОДАРЮ» и др.

СПАСИБО - это слово, выражающее благодарность за что-либо. По правилам этикета нужно благодарить за любую, даже не значительную услугу. Слово "спасибо" появилось в русском языке относительно недавно, где-то в начале 20 века и произошло от словосочетания "Спаси Бог". Говоря человеку спасибо, мы желаем ему, чтобы его спас Бог, то есть, по мнению, христиан мы желаем человеку наивысшего блага.

Вообще, у нашего народа к слову «спасибо» сформировалось весьма неоднозначное отношение. Как вы понимаете поговорку: «Спасибо в карман не положишь», «Спасибо за пазуху не положишь» (ответы детей).

Слово БЛАГОДАРЮ образовано из двух слов БЛАГО и ДАРИТЬ-ДАРЮ. Произнося данное слово, вы делитесь частью вашего БЛАГА и лично вы сами, а ни кто-то другой отвечаете добром на добро. Слово «благодарю» произошло от русского слова «благодарствую», т.е. «приношу благодарение».

Ведущий : А сейчас мы поиграем и узнаем, знаете ли вы "Вежливые слова"?

Игра «Доскажи словечко»

1. Растает даже ледяная глыба от слова тёплого ... (спасибо).

2. Зазеленеет даже пень, когда услышит ... (добрый день).

3. Если больше есть не в силах, скажем маме мы .... (спасибо).

4. Мальчик вежливый и развитый говорит, встречаясь ... (здравствуйте).

5. Когда нас бранят за шалости, говорим ... (простите, пожалуйста)

6. И в России и во Франции и в Дании на прощание всегда говорят ... (до свидания).

Ведущий: Ну вот, «волшебные слова» мы вспомнили. А как вы думаете – от чего зависит их сила? Правильно, сила «волшебных слов» зависит от того, как именно они сказаны, каким голосом – спокойным и приветливым или  грубым и невежливым. Сказанные грубо, они просто перестают быть «волшебными». А примеры вы сейчас увидите сами. Внимательно прослушайте стихи и скажите, что в этих советах неправильного, вредного, и как по-настоящему нужно поступить в данных ситуациях.

Игра «Найди ошибку»

Если ты пришел к знакомым –

Не здоровайся ни с кем,

Слов «пожалуйста», «спасибо»

Никому не говори.

Отвернись и на вопросы

Ни на чьи не отвечай,

И тогда никто не скажет

Про тебя, что ты болтун.

Если к папе или маме

Тетя взрослая пришла

И ведет какой – то важный

И серьезный разговор,

Нужно сзади незаметно

К ней подкрасться, а потом

Громко крикнуть прямо в ухо:

«Стой, сдавайся! Руки верх!»

Если друг твой самый лучший

Поскользнулся и упал,

Покажи на друга пальцем

И хватайся за живот.

Пусть он видит, лежа в луже,-

Ты ничуть не огорчен.

Настоящий друг не любит

Огорчать своих друзей.

Если вас поймала мама

За любимым делом вашим,

Например, за рисованьем

В коридоре на обоях,

Объясните ей, что это

Ваш сюрприз к Восьмому марта.

Называется картина:

Милой мамочке портрет.

Девчонок надо никогда

Нигде не замечать

И не давать проходу им

Нигде и никогда.

Им надо ножки подставлять,

Пугать из-за угла…

Ведущий: Конечно, все эти советы не зря носят название «вредные» - на самом деле никакие это не советы, а шутки.  Если бы дети на самом деле поступали так, то их родителям было бы очень стыдно за таких ребят.  А еще я хочу обратить внимание на то, что добрые слова непременно должны сочетаться  с добрыми поступками..

Ведущий:   А теперь поиграем в игру доскажи словечко и не простое , а «волшебное» вежливое слово.

Встретив зайку, ёж-сосед
Говорит ему: «…»

(Привет!)

А его сосед ушастый
Отвечает: «Ёжик, …»

(Здравствуй!)

К Осьминожке Камбала
В понедельник заплыла,
А во вторник на прощанье
Ей сказала: «…»

(До свиданья!)

Неуклюжий песик Костик
Мышке наступил на хвостик.
Поругались бы они,
Но сказал он «…»

(Извини!)

Трясогузка с бережка
Уронила червяка,
И за угощенье рыба
Ей пробулькала: «…»

(Спасибо!)

Толстая корова Лула
Ела сено и чихнула.
Чтобы не чихала снова,
Мы ей скажем: «…»

(Будь здорова!)

Говорит Лиса Матрёна:
«Отдавай мне сыр, ворона!
Сыр большой, а ты мала!
Всем скажу, что не дала!»
Ты, Лиса, не жалуйся,
А скажи: «…»

(Пожалуйста!)

Муха Жу, хоть не хотела,
В скорый поезд залетела.
Ей букашки Фло и Фти
Скажут: «…»

(Доброго пути!)

Выгнал кукушонок Рома
Няню строгую из дома.
Всем, кто будет баловать,
В дом…

(Добро пожаловать!)

Мама с папою сидят,
Торт с конфетами едят.
Скажет вежливая дочь:
«Разрешите …»

(вам помочь!)

Бык ромашек накосил
И барана пригласил.
Тот один съел угощенье,
Но сказал: «…»

(Прошу прощенья!)

Олениху в два часа
Навестить пришла лиса.
Оленята и олень
Ей сказали: «…»

(Добрый день!)

Увидали обезьяны,
Слон под пальмой ест бананы,
И кричат ему они:
«Вкусно? Ты хоть намекни!»
Вежлив слон, не сомневайтесь,
Он им скажет: «…»

(Угощайтесь!)

- Ведущий: 

Молодцы, ребята, не сложно было разобраться с вежливыми словами?

- Выходят чтецы:

1 реб:

Даже дети знают: некрасиво 

Не сказать за доброту «Спасибо!» 

Это слово с детства нам знакомо 

И звучит на улице и дома.

2 реб:

Но порой его мы забываем, 

И в ответ лишь радостно киваем... 

И уже достойны нашей жалости 

Тихие «Спасибо» и «Пожалуйста».

3 реб:

И не каждый вспоминать готов 

Смысл сокровенных добрых слов. 

Слово - как молитва, попроси. 

Этим словом: «Бог меня спаси!» 

Слушали ВЫ все мои слова. 

Благодарствую!!! СПАСИБО Вам!!!

- Ведущий: Мы сегодня много говорили о вежливых словах. Давайте еще раз скажем ,что такое «вежливые слова» и когда мы их произносим.

Итак, напомните мне, с какими вежливыми словами мы сегодня встречались?

А в заключение давайте дружно и все вместе , пожелаем всем гостям и себе тоже:

Надо, надо добрым быть

И в беде друг друга не забыть,

И завертится Земля быстрей,

Если станем мы хоть чуточку добрей!


 

Скачано с www.znanio.ru