Проект "Моя малая Родина"

  • docx
  • 12.10.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала проект моя малая родина 2021.docx

Муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Родничок» городского округа Рефтинский

Местонахождение: 624285 Свердловская область,  поселок Рефтинский,

улица Юбилейная,  дом № 5А,

Тел. (34365) 3-21-96; E-mail: reftrodnichok@mail.ru

 

 

Педагогический проект по патриотическому воспитанию дошкольников

«Моя малая Родина»

(старшая группа)

 

https://avatars.mds.yandex.net/get-altay/2355061/2a00000176cd15be1a04a91c6b48dd958cef/XXL

Растёт посёлок наш прекрасный.

Домов высотных здесь не счесть,

Ряд предприятий очень важных,

Дом ветеранов, школа есть.

И новый храм в тенистой роще

На радость людям возведён.

Сверкает купол в позолоте,

Овеян тёплым ветерком.

Гордимся нашим детским садом,

Где так не хочется взрослеть.

Здесь юность с детством ходят рядом.

Вовек посёлку не стареть!

 

 

 

 

Воспитатели:

Погорелова С.К.

Ветрова В.Н.

 

Октябрь 2021 г

Проект: «Моя малая Родина»

(для детей 6-го года жизни)

Вид проекта:  познавательный, творческий.

Продолжительность проекта: краткосрочный (с 11. 10 – 30.10.2021 г.)

Участники проекта:

воспитатели – 2 чел.;

воспитанники – 17 чел;

родители – 17 чел.

Цель проекта: Познакомить детей с родным посёлком и его достопримечательностями. Воспитывать чувство гордости за свою малую Родину, желание сохранить его чистым и красивым.

Задачи проекта:

1. Познакомить детей с родным поселком (история, символика, достопримечательности).

2. Учить детей ориентировке на улицах поселка, соблюдению правил безопасного передвижения по поселку.

3.Формировать экологическую культуру у детей и их родителей, желание принимать участие в проведении мероприятий по охране окружающей среды.

4. Воспитывать интерес и любовь к родному поселку, умение видеть прекрасное, гордиться им.

Планируемые результаты и продукты проекта:

1.Дети могут знать и называть место проживания, некоторые предприятия родного поселка и их значимость; достопримечательности.

2. Дети могут называть свой домашний адрес, адрес детского сада; испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, детскому саду, с

удовольствием идти в детский сад.

3. Дети могут знать и называть место работы родителей, значимость их труда; испытывать гордость и уважение к труду взрослых; проявлять внимание и уважение к ветеранам, пожилым людям, оказывать посильную помощь.

Результат деятельности детей: выставка рисунков.

Аннотация: Мероприятия проводятся в непрерывной образовательной деятельности, в совместной деятельности воспитателя и детей в виде: бесед, досугов, наблюдений за природой нашего края, чтения  художественной литературы, отгадывания загадок, развивающих, познавательных, сюжетно-ролевых, подвижных игр.

Этапы работы над проектом:

I этап «Подготовительный»

II этап «Основной»

III этап «Заключительный»

Актуальность проекта: Мы горим желанием воспитать любовь к Родине, а оказывается не в состоянии воспитать у ребенка любовь к самому близкому – к родному дому и детскому саду, а ведь это основа из основ нравственно-патриотического воспитания, его первая и самая важная ступень. Дошкольник прежде должен осознать себя членом семьи, неотъемлемой частью своей малой родины, потом – гражданином России, и только потом – жителем планеты Земля. Идти надо от близкого к далекому.

В настоящее время семья переживает не лучшие времена. Стремясь заработать на хлеб насущный, родители все меньше внимания уделяют детям и их воспитанию.

Поэтому необходимо создать условия для формирования у детей эмоционально насыщенного образа родного дома, детского сада. Дети должны научиться не только брать, но и отдавать: заботиться о близких с детства, быть внимательными друг к другу.

Этапы работы над проектом:

Подготовительный этап:

1.Создание предметно – развивающей среды в детском саду.

2.Организация прогулок, занятий, игр, бесед. Рассматривание рисунков, фотографий о своей малой Родине. Знакомство с литературными произведениями. Использование игр.

3. Повышение компетентности родителей по вопросам касающихся патриотического воспитания.

Основной этап работы:

Речевое развитие, познавательное развитие: Беседы «Моя Родина - Россия» и

«Моя малая Родина – Рефтинский».

Продуктивные виды деятельности:

«Моя семья» - рисование

Художественно-эстетическое развитие: (музыка)

Прослушивание аудиозаписей: «Гимн России»

Игры: 

Сюжетно-ролевые игры: «Магазин», «Дом», «Дочки-матери»

Целевая прогулка

Экскурсия: «центр Молодежи»

Работа с родителями  Оформление патриотического уголка.

Консультации для родителей по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста», «Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников ».

Заключительный этап:

Выставка рисунков «Дом, в котором я живу».

Итог проекта:

В ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории поселка, достопримечательностях, начнут проявлять интерес к событиям поселка, жизни и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, тогда  можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.

Проектная деятельность улучшила качественные показатели в работе с родителями: они активнее стали  взаимодействовать с детским садом, начали проявлять  инициативу, что позволило выйти на новую ступень сотрудничества.

Приложение 1

 

МОЯ РОДИНА – РОССИЯ

(беседа на патриотическую тему с детьми подготовительной группы)

Цель:  воспитание у детей данного возраста чувства патриотизма, уважения

к своей Родине.

Задачи:  ознакомление  детей  с  такими  понятиями,  как  «Россия»,  «Родина», «Отечество»;  обзорное  ознакомление  с  символикой  и  Гимном  России; закрепление полученной информации (рисунок, аппликация, игра).

Рекомендации.

Беседа  носит  обзорный  характер.  Более  подробно  дети  познакомятся  с данной  темой  в  начальной  школе.  В  доступной  и  понятной  детям  форме воспитатель  знакомит  их  с  такими  понятиями,  как  «Родина,  Россия».  Эти  два слова неразрывно связаны между собой. Все мы живем в самой большой стране мира  –  в России. Россия  –  наша большая Родина. Но у каждого человека есть еще  и  малая  Родина.  Это  то  место,  где  он  родился  (город,  село,  деревня)  и живет (дом, семья).

Ход беседы

Вопросы:

1. Как называется поселок, где ты живешь?

2. Расскажи о своем доме и своей семье.

Воспитатель.  В  нашей  стране  очень  много  больших  и  малых  городов, деревень  и  сел.  Все  они  по-своему  красивы.  Но  самым  большим  городом считается  город  Москва.  Москва  –  столица  нашей  Родины.  (Воспитатель показывает иллюстрации с видами Москвы.)

В  России  проживают  люди  самых  различных  национальностей  (казахи, калмыки,  татары,  чуваши,  таджики,  башкиры,  удмурты  и  многие-многие другие), но большая часть россиян – русские.

Вопросы:

1. Вспомните, какие города России вы знаете, перечислите их.

2. Как называют людей, чья Родина – Россия? (Россияне.)

Россия  является  и  нашим  Отечеством  –  местом,  где  жили  наши  предки, деды, где живут наши отцы, где живем и мы. Каждый человек должен любить и уважать свою Родину. Она взрастила и воспитала многих великих и известных всему миру людей.

(Воспитатель показывает портреты известных деятелей науки, искусства, оставивших свой след в истории нашего государства.)

Мы  должны  гордиться  тем,  что  нашими  соотечественниками  были Ломоносов  –  ученый,  чьи  открытия  и  труды  принесли  много  пользы  всему человечеству;  Чайковский  –  великий  русский  композитор,  чье  имя  знает  весь мир.  Первый  человек,  покоривший  космос,  был  русским  –  Юрий  Алексеевич Гагарин.  Эти  и  многие-многие  другие  люди  прославили  наше  Отечество своими делами и подвигами.

У  каждой  страны  мира  есть  своя  символика,  то  есть  знаки  отличия  –  свои флаг, герб и гимн.

Российский  флаг  трехцветный,  то  есть  бело-сине-красный.  Каждый  цвет имеет свое значение.  Синий цвет означает верность, ум и честность. Красный  – смелость, любовь и красоту. Белый – чистоту и ясность, миролюбивость.

Герб  России  –  двуглавый  орел  –  символ  мудрости  и  бесстрашия,  ума  и

великодушия. Он зорко смотрит по сторонам, охраняя Россию от неприятеля.

Гимн  –  самая  главная  песня  России.  Гимн  исполняется  в  особо торжественных  случаях.  Исполняется  и  слушается  гимн  стоя.  (Дети прослушивают  в  записи  российский  гимн,  беседуют  о  его  содержании, воспитатель знакомит с авторами гимна.)

Государственный гимн Российской Федерации


Россия – священная наша держава,

Россия – любимая наша страна.

Могучая воля, великая слава –

Твоё достоянье на все времена!

Припев:    Славься, Отечество наше свободное,

Братских народов союз вековой,

Предками данная мудрость народная!

Славься, страна! Мы гордимся тобой!

От южных морей до полярного края

Раскинулись наши леса и поля.

Одна ты на свете! Одна ты такая – Хранимая Богом родная земля!

Припев: тот же

Широкий простор для мечты и для жизни

Грядущие нам открывают года.

Нам силу дает наша верность Отчизне.

Так было, так есть и так будет всегда!


Слова  к  российскому  гимну  написал  известный  писатель,  поэт  –  Сергей Михалков.  Его  произведения  знают  и  любят  дети  потому,  что  почти  все  свое творчество он посвятил детям. Музыку к гимну написал известный композитор – А. Александров.

Множество  прекрасных  песен  и  стихов  посвящено  России.  В  них прославляется  наша  Родина,  ее  леса  и  поля,  реки,  рассказывается  о  любви  и гордости  за  свою  страну,  маленькую  и  большую  Родину.  У  русского  народа есть множество пословиц и поговорок об этом.

Пословицы и поговорки

·         Одна у человека родная мать – одна у него и Родина.

·         Родина – мать, умей за нее постоять.

·         Русь богатырская.

·         Где кто родился, там и пригодился.

·         Родная сторона – мать, чужая – мачеха.

У каждого из нас, кроме большой родины — России, есть уголок на земле, который мы называем «малой» родиной и который особенно нам дорог: это место, где ты родился, где сделал первые шаги, пошел в школу, получил путевку в жизнь... И куда бы нас впоследствии не забрасывала судьба, в какие дали, и сколько бы не проходило времени, мы всегда возвращаемся, хотя бы мысленно, к родным и дорогим для нас местам..' Именно таким, милым сердцу уголком, является наш родной посёлок Рефтинский. Поселок находится в Свердловской области. Столица Свердл.обл. – город Екатеринбург. 

Вопросы:

1. Назови страну, в которой проживаешь. (Россия.)

2. Назови поселок, в котором ты живешь. (Рефтинский)

3.  Как  называется  город,  который  является  столицей  нашей  Родины?

(Москва.)

Творческие задания:

1. Нарисуй свою малую и большую Родину.

2.  Аппликация  российского  флага.  (Для  этого  понадобятся  бумага  белого, синего и красного цветов, картон, клей, ножницы.).

 

Приложение 2

Консультация для родителей

«Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов Нравственно-патриотическое воспитание ребенка - сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. 

Понятие «Родина» включает в себя все условия жизни: территорию, климат, природу, организацию общественной жизни, особенности языка и быта, однако к ним не сводится. Историческая, пространственная, расовая связь людей ведет к формированию их духовного подобия. Сходство в духовной жизни способствует общению и взаимодействию, что в свою очередь порождает творческие усилия и достижения, придающие особое своеобразие культуре.

Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

Россия - родина для многих. Но для того чтобы считать себя ее сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю и культуру страны как свои собственные. Однако национальная гордость не должна вырождаться в тупое самомнение и самодовольство. Настоящий патриот учится на исторических ошибках своего народа, на недостатках его характера и культуры. Национализм же ведет к взаимной ненависти, обособлению, культурному застою.

«Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов - авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи… Национальные отличия сохранятся и в 21 веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний» Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность. В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо привить детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «ненависть к врагу», «трудовой подвиг» и т.д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.

Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, ее глубиной.

Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков.

1. Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они — часть великого русского народа.

2. Необходимо широко использовать все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т.д.). В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. В русском фольклоре каким-то особенным образом сочетаются слово, музыкальный ритм, напевность.  Адресованные  детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Особое место в произведениях устного народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

3. Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.

4. Очень важно ознакомить детей с народной декоративной росписью. Она, пленяя душу гармонией и ритмом, способна увлечь ребят национальным изобразительным искусством.

Обобщая сказанное, можно заключить, что образовательная цель программы состоит в приобщении детей ко всем видам национального искусства - от архитектуры до живописи, от пляски, сказки и музыки до театра. Именно такой представляется нам стратегия развития личностной культуры ребенка как основы его любви к Родине.

Воспитать патриота своей Родины - ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия детского сада и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.

 

 

 

 

 

Приложение 3

Консультация для родителей:

« Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников »

Безусловно, основа воспитания человека закладывается в семье. Патриотическое воспитание, интерес к духовному началу нашей жизни тоже должны начинаться в семье. Но условий для этого сегодня, к сожалению, мало. И дело тут не в отсутствии у родителей времени для педагогических бесед со своими детьми, а в нашем желании оградить их от трудных задач, работы, духовных усилий. Каждая семья – это свой замкнутый мир и своя жизнь, свои радости и печали, заботы и традиции, свой быт. В современной семье большую часть времени ребенок общается с мамой Именно с ней складываются доверительные отношения, обсуждаются тревоги, вопросы, потребности. Однако для детей не менее важно и общение с папой. Чем чаще отец общается с ребенком, тем более тесными становятся эмоциональные связи, а чем раньше отец приобщается к уходу за малышом, тем сильнее и глубже его родительские чувства.

Установлено, что в семьях, в которых родители тратят много времени на беседы, игры с детьми, дети лучше развиваются. Однако доказано, что дети, лишенные возможности общаться с родителями или с одним из них, обладают повышенной чувствительностью, испытывают трудности в налаживании контактов со сверстниками. Серьезную опасность для развития ребенка представляет отсутствие эмоций, ласки, теплоты при пусть даже и полноценном удовлетворении его физиологических потребностей. Только постоянное общение родителей с ребенком способствует установлению глубоких эмоциональных связей, рождает обоюдную радость.

Воспитание детей в любви и уважении к родителям, почитании предков – одна из ведущих идей педагогики. Другая идея – растить будущего семьянина с малых лет путем формирования положительных нравственных качеств (трудолюбия, терпимости, уступчивости, прилежания, скромности, честности).

Специальные социологические и психолого-педагогические исследования показали, что семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать во имя полноценного развития ребенка.

Рекомендации для родителей.

·          Если в детстве ребенок испытывал чувство жалости к другому человеку, радость от хорошего поступка, гордость за своих родителей, восхищение от соприкосновения с прекрасным подвигом, он приобрел эмоциональный опыт. Тем самым будут построены пути для ассоциаций эмоционального характера, а это является основой, фундаментом более глубоких чувств, условием полноценного развития человека.

·          Воспитание маленького патриота начинается с самого близкого для него родного дома, улицы, где он живет, детского сада. Обращайте внимание ребенка на красоту родного поселка.

·          Во время прогулки расскажите, что находится на вашей улице, поговорите о значении каждого объекта.

·          Дайте представление о работе общественных учреждений: почты, магазина, библиотеки и т.д. Понаблюдайте за работой сотрудников этих учреждений, отметьте ценность их труда.

·          Учите ребенка правильно оценивать свои поступки и поступки других людей.

·          Читайте ему книги о родине, ее героях, о традициях, культуре своего народа.

·          Поощряйте ребенка за стремление поддерживать порядок, примерное поведение в общественных местах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 4

Анкета для родителей

1.Что Вы понимаете под термином «патриотическое воспитание»?


   воспитание любви к Родине;

   воспитание уважения к старшему поколению;   

  воспитание уважения к традициям и обычаям своего народа;

   знание истории своей страны;

   другое;

   затрудняюсь ответить.


 

2.Возможно ли патриотическое воспитание в детском саду?


   да;

   нет;

   затрудняюсь ответить.


 

3.Как, по Вашему мнению, следует сформулировать цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста?


   прививать детям уважение к людям своей страны;

   познакомить с обычаями и традициями своего народа;

   формировать бережное отношение к природе и всему живому;

   расширять представления о родной земле, её столице, городах;

   ознакомление с историческим прошлым России;

   воспитание эстетически нравственных норм поведения и моральных качеств ребёнка.


 

4.Как Вы считаете, кто несёт ответственность за патриотическое воспитание детей ?


  педагоги

  родители

  затрудняюсь ответить


 

5.Как Вы считаете, следует ли знакомить детей дошкольного возраста с символикой государства, традициями, памятными датами?


   да;

   нет;

   затрудняюсь ответить.


 

6.Как Вы считаете, актуальна ли в современном обществе тема ознакомления с родословной семьи? Есть ли в Вашем доме семейные традиции?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru