Березовское муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №39 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию воспитанников»
Проект на тему
«Дед Мороз в разных странах»
для детей старшего дошкольного возраста
|
Пояснительная записка
В преддверии Нового года наши сердца замирают от таинственного, почти мистического ощущения прихода перемен. Традиции и приметы выходят на первый план. Мы украшаем наш дом, делая его ярким, нарядным и красивым.
Скоро Новый год постучится в двери каждого дома. И на пороге окажется Дед Мороз. В каждую семью в разных странах приходит этот долгожданный гость. Но всегда ли Деды Морозы выглядят одинаково?
Мной была выделена проблема - донести информацию не только до детей, но и их родителей, таким образом, чтобы у них выработалась активная жизненная позиция участвовать в поисково-творческой деятельности.
В ходе реализации проекта «Такой разный Дед Мороз» наши воспитанники виртуально побывают в таких странах, как Россия, Америка, Франция, Италия, Бельгия, Польша и др.; смогут узнать о разном проникновении в дом этих долгожданных гостей. А приезжают они на разнообразном виде транспорта: тройке лошадей и оленях, на метле и ослике. И каждый из них оставит для детей подарки: кто – то под ёлкой или в чулочке; а кто – то в башмаке или на подоконнике. Деды Морозы разные, но цель у них одна – принести в каждый дом подарок вместе с любовью и заботой о детях. Приятного вам путешествия, дорогие дети и их родители!
Целью проекта является: сформировать у детей дошкольного возраста представление о дедах Морозах разных стран, желание узнать о сходствах и различиях братьев Деда Мороза, об их именах.
Из целей вытекают следующие задачи:
1. Способствование расширению кругозора детей: дать детям представление о разных странах, об их месте расположении, об их особенностях, о национальных традициях;
2. Воспитание дружелюбного и уважительного отношения к другим народам;
3. Развитие у детей любознательности и навыков самостоятельной исследовательской деятельности;
4. Развитие зрительного восприятия, зрительной памяти и воображения у детей;
5. Привлечение взрослых к совместной деятельности с детьми.
Предполагаемые результаты реализации проекта:
ü расширение кругозора детей;
ü привитие творческих навыков;
ü развитие интереса к коллективной, командной работе со всеми участниками образовательного процесса.
ü анализированы различные явления и события, сопоставление их, обобщение, сделаны элементарные умозаключения.
ü формирование позитивного отношения к предметам, объектам природного и рукотворного мира.
ü совместно с родителями разработаны наглядные материалы, оказывающие развивающее воздействие.
Вид проекта: краткосрочный, познавательно-исследовательский.
Срок реализации проекта: 1 месяц.
Участники проекта: дети группы старшего дошкольного возраста, родители, педагоги.
Условия реализации проекта.
ü Создание развивающей среды;
ü Выбор оптимальных педагогических воздействий (методов и приёмов);
ü Создание системы деятельности (образовательная деятельность, совместная деятельность педагога и детей).
Педагогические технологии: «Метод проектов», технология исследовательской деятельности, личностно-ориентированная.
Реализация образовательных областей: «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие»
Виды деятельности детей: коммуникативный, познавательно-исследовательский, восприятие художественное литературы, изобразительный.
Этапы проекта.
I этап – подготовительный:
Цель: создание условий и мотивации, необходимых для реализации проекта.
ü Организация «точки удивления», возбуждающий интерес детей и создающий мотивацию для познавательной активности является непосредственный интерес детей (спровоцированный воспитателем) к вопросу: «Все ли Деды Морозы выглядят одинаково?»
ü Создание развивающей среды: сюжетные картинки, сбор информации по теме;
ü Подбор педагогической и художественной литературы;
ü Привлечение родителей.
II этап – основной:
Цель: реализация основных видов деятельности по направлениям проекта.
ü Сбор карточек, подготовленных родителями: «Деды морозы в разных странах»;
ü Создание проблемных ситуаций, поиск значений необычных для детей слов (при помощи презентаций).
ü Продуктивная деятельность (рисование, лепка, творческое конструирование)
ü Просмотр мультфильмов или сказок: «Морозко», сборник мультфильмов про Новый год, «Рождественская сказка»;
Работа с детьми (по видам деятельности)
Двигательная
Подвижные игры:
ü «Дед мороз красный нос, Дед Мороз синий нос»;
ü «Снежки»;
ü Дыхательная гимнастика «Снежинка»;
ü Артикуляционная гимнастика «Погреем руки».
Игровая:
ü Настольные игры: «Зимушка – зима», «Времена года»;
ü Дидактические игры: «Собери снеговика», «Разрезные картинки».
ü Сюжетно – ролевая игра «Оденем кукол на прогулку».
ü Рассматривание альбомов о зиме и временах года.
Коммуникативная:
ü Словесная игра «Так бывает или нет? Дайте правильный ответ»
ü Беседа «Что такое Зима?»;
ü Рассматривание сюжетных картинок по теме;
ü Тематическая беседа «Какими красками рисовал снеговик зиму?»;
ü Составление рассказа по картине «Зима», «Новый год»;
ü Отгадывание загадок.
Познавательно-исследовательская:
ü Наблюдение за снегом, птицами, деревьями.
ü Беседа «Где живет Дед Мороз?»
Изобразительная деятельность:
ü Лепка «Дед мороз»;
ü Разукрашивание раскрасок по теме.
Работа с родителями
Совместное с детьми домашнее задание (изготовление наглядных материалов «карточек»).
Сбор информации о Дедах Мороза в разных странах
III этап – заключительный
Цель: анализ полученных результатов.
ü Организация групповой выставки, «Вот какие, разные деды морозы в разных странах»;
ü Рассказы детей о дедах морозах;
ü Высказывание мнения детей по теме проекта.
ü Беседа «Вот такой разный Дед мороз»
Конспект непрерывной образовательной деятельности детей старшего
дошкольного возраста «Деды Морозы разных стран»
Возраст |
Дети 5-6 лет (старший дошкольный возраст) |
Цель:
|
Ознакомление детей с Дедами Морозами в разных странах. |
Задачи:
|
1. Способствовать развитию речевой активности детей, планетарного мышления, памяти, внимания. 2. Вызвать интерес к дедам Морозам разных стран, любознательность и желание узнать о сходствах и различиях этих новогодних Морозов.
|
Словарная работа |
Великий Устюг, Дед Мороз (Трескун, Морозко и Карачун, Санта Клаус, Святой Николай, Пер Ноэль, Бабо Наттале и добрая фея Бефана, Ниссе.
|
Ход занятия
Воспитатель:
«Лесом частым, полем вьюжным
Зимний праздник к нам идёт.
Так давайте скажем дружно:
Здравствуй, праздник – Новый год! »
-Во всех странах мира празднуют самый любимый и долгожданный взрослыми и детьми праздник - Новый год! Атрибутов у него много. Назовите их. (Это новогодняя ёлка, разноцветные гирлянды, шарики, хлопушки). И каждый год на наш любимый праздник приходят новогодние герои, которые проводят с нами новогодний утренник. Отгадав мои загадки, вы сможете увидеть их на экране.
Загадки:
Весь он в золоте сверкает,
Весь искрится при луне,
Ёлку в бусы наряжает,
И рисует на стекле.
Он такой большой проказник –
Ущипнет за самый нос.
К нам сюда пришёл на праздник.
Кто он, дети? (Дед Мороз)
-Слушайте вторую загадку.
Я - внучка Мороза и Вьюги,
Являюсь сюда каждый год!
Со мною снежинки-подруги
Весёлый ведут хоровод. (Снегурочка).
- Ответьте, кто же эти герои? (Дед Мороз и Снегурочка). Как вы думаете, во все страны мира приходят Деды Морозы? (ответы детей). Деды Морозы всегда одинаково одеты? (ответы детей)
-В разных странах выглядят они по-разному. У них разные имена, разная одежда, средства передвижения и приносят подарки - каждый делает это по-своему.
-Ребята, я предлагаю вам одеть Деда Мороза нашей страны, России. Вспомните, во что он одет на нашем новогоднем празднике? (Наш дедушка носит шубу до пола, валенки, высокую меховую шапку, а в руках держит посох и мешок с подарками). А шуба, какого цвета? (Синяя, красная).
-А кто знает: может быть, из фильмов или книг, как ещё называют российского Деда Мороза? (Дед Мороз - Дед Трескун, Морозко и Карачун в одном лице). Это были разные повелители холода – Карачун, Зимник. Изначально все они были недобрыми существами. После них наступала стужа и лютый холод. Современный Дед Мороз немного суров на вид, но очень любит детей.
-На чём может приехать Морозко? Какие у него есть средства передвижения? (ответы детей).
-В каком городе живёт Дед Мороз? (ответы детей)
-В России Дед Мороз проживает в Великом Устюге, в сосновом бору.
-А теперь, я предлагаю вспомнить Деда Мороза, который живёт в Америке. Как его зовут? (Санта Клаус) Во что он одет? Кто затрудняется, посмотрите на экран. (Колпак, короткая шуба, сапоги). На чём передвигается этот Мороз? (ответы детей).
-В Америке новогодний дед — Санта Клаус — носит коротенькую красную курточку и забавный колпачок на голове. Путешествует он по воздуху на оленьей упряжке и проникает в дома малышей через каминную трубу. А сейчас мы с вами немного отдохнем и повеселимся.
Физкульминутка «Мороз Красный нос»
Ой, Мороз Красный нос,
Мы тебя все знаем.
(Хлопки в ладоши.)
И тебя, Дед Мороз,
Радостно встречаем.
(Руки вытянуты вперед, поклон.)
Ой, Мороз Красный нос,
Бей сильней в ладоши!
(Хлопки в ладоши.)
А у нас веселей
Затанцуют ножки!
(Ножка на носок, пятку.)
Я, Мороз Красный нос,
С белой бородою.
(Показать бороду.)
Ущипну, так до слез,
Не шути со мною.
(Взять себя за нос.)
Для чего, почему
(Поднимает плечи вверх, удивляемся.)
Должен я сердиться
Я пришел к вам, друзья,
(Ходьба на месте.)
Чтобы веселиться!
(Хлопки в ладоши.)
-Сейчас мы с вами отправимся в новогоднее путешествие с ветром по разным странам и посмотрим, какие там Деды Морозы. Готовы? (звучит фонограмма ветра, вьюги).
-А приземлимся в Бельгии и Польше. Здесь нас встретит новогодний дедушка - Святой Николай. Он считается самым первым Дедом Морозом. Он оставил, приютившим его, семье золотые яблоки в башмачке перед камином.
-Во что одет Святой Николай? (Носит белое платье и шляпу).
-Это платье называют мантией, и ездит он на коне, сопровождаемый слугой-мавром Чёрным Петером, который помогает нести тяжёлый мешок с подарками для послушных детей. Шалуны подарков не получают — для них Чёрный Петер носит розги. Что такое розги и для чего они нужны? (затруднились ответить) Розги – связанные в пучки или используемые по одному побеги ивы, берёзы, орешника, деревьев и кустарников, тонкие упругие и гибкие прутья, используемые для телесного наказания — порки за непослушание. В процессе изготовления розог их часто отмачивали в солёной воде, для придания им большей упругости.
-Перенесёмся во Францию. Здесь два деда Мороза. Одного зовут Пер Ноэль («Рождественский Дед», а второго Шаланд. Расскажите о наряде Пер Ноэля? (Во Франции дедушка с посохом и в широкой шляпе). Кладёт подарки детям прямо в дымоход. А вот второй – Шаланд – бородатый старик. Во что он одет? (Меховая шапка и тёплый дорожный плащ). Вместо мешка – корзина с розгами для ленивых и непослушных детей.
-Италия. В Италии в Новый год к детям приходят дедушка Бабо Наттале и добрая фея Бефана. Послушным детям они дарят подарки, которые оставляют на балконе, а ленивым и капризным достаётся лишь уголёк.
Итальянские дети верят, что Бефану приносят звёзды. Она проникает в дома через печную трубу и кладёт подарки в чулочки.
В Швеции тоже два Деда Мороза: сутулый с шишковатым носом – Юлтомтен и карлик Юлниссам. И тот, и другой под Новый год ходят по домам и оставляют подарки. Посмотрите на экран, где могут быть оставлены подарки?
-А вот Норвегия. Кто здесь раздаёт подарки детям? (Подарки детям раздают маленькие человечки). Этих человечков называют домовыми — ниссе. Во что они одеты? (Они носят вязаные колпачки) Я открою вам небольшой секрет: они очень любят сладкое. Поэтому, чтобы задобрить их и получить больше подарков, дети в канун Нового года раскладывают по дому в укромных уголках разные лакомства. (Куклы Морозов выставляются на стол с целью сравнения одежды).
Итог:
-Вот и подошло к концу наше путешествие. На самом деле, не важно, когда и как празднуют люди Новый год или как зовут снежного дедушку, главное, что в новогоднюю ночь все вы, добрые и послушные дети, всегда получат от Деда Мороза прекрасные подарки! А многие из вас смогут написать письмо Деду Морозу и попросить его выполнить желание.
-Ребята, посмотрите на стол, сколько разных дедушек. А сейчас, возьмите в руки простые карандаши и нарисуйте того деда Мороза, который понравился больше всех. (Самостоятельная творческая деятельность детей).
(Раскрашивание работ во второй половине дня).
Беседа: знакомство с историей происхождения сказочных персонажей — Деда Мороза и Снегурочки
Знакомство с историей происхождения сказочных персонажей: Дед Мороз и Снегурочка.
Программное содержание:
1. Познакомить с историей происхождения сказочных персонажей Деда Мороза и Снегурочки.
2. Рассказать о традициях встречи Нового года; воспитывать любовь к истории России, национальную гордость; воспитывать любовь к русскому народному творчеству.
Материалы к занятию: Картинки с изображением Снегурочки в голубом и белом одеянии, картинки с изображением Деда Мороза в голубом и красном одеянии; картинки с изображением праздника Нового года; мультфильм "Когда зажигаются елки".
Ход занятия.
-Какое сейчас время года (зима)
-Какой праздник приближается (Новый год).
-Без каких сказочных героев не обходится Новый год (Дед Мороз и Снегурочка).
Новый год, первый день года; с древних времен считается у большинства народов одним из главных праздничных дней. У нас в России Новый год приходится на 1января. Праздник встречи Нового года сопровождается различными обрядами, которые складывались веками. В день Нового года принято устраивать торжественные приемы, общественные гулянья на улицах, обмениваться подарками, поздравлениями. Наряжать и украшать новогоднюю елку. Главные герои Нового года - это Снегурочка и Дед Мороз.
-Дети, а кто мне скажет, кто такой Дед Мороз?
Дед Мороз-сказочный персонаж, олицетворяющий зимние морозы; кузнец, сковывающий воду.
-А кто из деток знает, как выглядит Дед Мороз? И что он носит в своем мешке?
Дед Мороз дарит детям подарки, которые приносит в мешке за спиной. Он одет в красную либо синюю шубу, расшитую узорами, шапке, с длинной белой бородой и посохом в руке, в валенках. (показ больших картинок Деда Мороза в различных по цвету одеждах) .
-На чем передвигается Дедушка Мороз?
Ездит на тройке лошадей, на лыжах или передвигается пешком. (показ картинок) .
-А что за спутница сопровождает нашего Деда Мороза (Снегурочка)
Дети, вы знаете, что по замыслу писателей Снегурочка изначально была дочкой Деда Мороза, и только позднее другие литераторы превратили ее во внучку.
-Дети, в каком наряде Снегурочка приходит к нам на праздник?
Костюм Снегурочки создавался очень долгое время. Мы привыкли видеть ее в голубом наряде, на самом деле одежды Снегурочки издревле всегда были белыми. На голове она носила восьми лучевой венец, богато вышитый жемчугом и серебряными нитями. (показ изображения на картинке Снегурочки). Впрочем, какого цвета ни был бы ее костюм, мы всегда рады видеть ее, приходящей к нам всего раз в году.
Физминутка.
Снежный ветер нам дует в лицо (изображаем ветер)
Мы шагаем по сугробам легко (поднимаем и сгибаем ножки в коленках)
Ведь мы очень рады зиме (изображаем радость),
Улыбнемся ребята вдвойне (улыбаемся друг другу).
Новый год, друзья, это волшебное время. Мы с вами с нетерпением ждем этого праздника; когда мы попадем в чудеса, и сами будем творить эти чудеса. А чудеса – это добрые, красивые слова, подарки и сюрпризы, которыми мы порадуем близких и друзей.
Итог: Ребята, а о каком волшебном празднике мы с вами сегодня беседовали? Кто главные герои Нового года?
В преддверии Нового года, чтобы получить заряд хорошего настроения, давайте посмотрим добрый мультфильм "Когда зажигаются елки".
Рассказы детей о разных Дедушках Мороза
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.