Проект "Наставнические практики в ОУ" (пояснительная записка)
Оценка 4.8

Проект "Наставнические практики в ОУ" (пояснительная записка)

Оценка 4.8
docx
09.06.2024
Проект  "Наставнические практики в ОУ" (пояснительная записка)
2. Пояснительная записка.docx

 

 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В современной интерпретации наставничество – это универсальная модель построения отношений внутри любой образовательной организации. Это технология интенсивного личностного развития, передачи опыта и знаний, формирования навыков, компетенций, мета навыков и ценностей. Наставник способен стать для подопечного человеком, который окажет полную поддержку на пути социализации, взросления, поиска индивидуальных жизненных целей и способов их достижения, раскрытия возможностей личного развития и профориентации.

В процессе формирования личности, наставник играет ведущую роль, так как наставнические отношения строятся на принципах доверия, диалога, конструктивного партнерства и взаимного обогащения, а также прямой передачи личного и практического опыта от человека к человеку.

Внедрение программ наставничества в образовательных организациях Ленинградской области обеспечит согласованность и преемственность взаимоотношений и программ наставничества.

 

Универсальность технологии наставничества позволяет применять ее для решения проблем, возникающих практически у любого обучающегося:

     подростка, который оказался перед ситуацией сложного выбора своей дальнейшей образовательной траектории или профессии, недостаточно мотивирован к учебе, испытывает трудности с адаптацией в школьном коллективе;

    одаренного ребенка, которому сложно раскрыть свой потенциал в рамках стандартной образовательной программы либо который испытывает трудности коммуникации;

-   ребенка/подростка с ограниченными возможностями здоровья, которому приходится преодолевать психологические барьеры.

Технология наставничества также применима для решения проблем, с которыми сталкиваются педагоги, в том числе:

    проблемы адаптации молодого специалиста в новом коллективе;

        эмоциональные, психологические и профессиональные проблемы педагога с большим стажем работы, ощущающего себя некомфортно в мире новых образовательных технологий или испытывающего кризис профессионального роста, находящегося в ситуации профессионального выгорания.

 

Программа наставничества обеспечивает решение следующих задач (в зависимости от форм наставничества, используемых в образовательной организации):

   раскрытие потенциала каждого наставляемого;

        преодоление подросткового кризиса, самоидентификация подростка, формирование жизненных ориентиров;

    адаптация обучающегося в новом учебном коллективе;

    повышение мотивации к учебе и улучшение образовательных результатов обучающегося, в том числе через участие в проектной и внеурочной деятельности, профориентационных программах, стажировках;

    создание условий для осознанного выбора оптимальной образовательной траектории, в том числе для обучающихся с особыми образовательными потребностями (дети с ОВЗ, одаренные дети, подростки в трудной жизненной ситуации);

    формирование жизненных ценностей и активной гражданской позиции наставляемого;

    развитие гибких навыков, лидерских качеств, метакомпетенций как основы успешной самостоятельной и ответственной деятельности в современном мире (в том числе готовность учиться в течение всей жизни, адаптироваться к изменениям на рынке труда, менять сферу деятельности и т. д.);

    формирование предпринимательского потенциала наставляемого (проактивное мышление, практико-ориентированность, способность решать нестандартные задачи и др.);

    создание условий для осознанного выбора профессии обучающимися и формирования потенциала для построения успешной карьеры;

   адаптация учителя в новом педагогическом коллективе.

 

Наставничество становится неотъемлемым компонентом современной системы образования.

Первая причина: наставничество позволит сообществу учителей, учеников и родителей сформироваться в образовательной организации в качестве новой плодотворной среды для раскрытия потенциала всех участников образовательного процесса. Создание такого сообщества станет возможным за счет построения новых отношений, которые обогащают друг друга с помощью технологий наставничества.

Вторая причина: для сообщества образовательной организации наставничество – это канал получения опыта. Наставничество – необходимый шаг для обеспечения того, чтобы школы, учреждения дополнительного образования, организации профессионального образования стали центром общества, тем самым способствуют развитию образовательной среды. Успешные выпускники могут стать для обучающихся главными наставниками.

Третья причина заключается в том, что с помощью технологии наставничества участники образовательного процесса могут получить опыт, знания, навыки, компетенции и ценности быстрее, чем с помощью других методов передачи (учебные материалы, система классов, самостоятельная работа и проектная работа, формализованное общение). Это чрезвычайно важно в современном мире.

Высокая скорость обусловлена тремя факторами: прямой передачей жизненного опыта от человека к человеку, доверительными отношениями, взаимообогащающими отношениями, полезными для всех участников наставничества.

 Таким образом, система наставничества является актуальной для Всеволожского района для решения всех выше указанных проблем.

 

 

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ НАСТАВНИЧЕСТВА. ФУНКЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В ОБЛАСТИ ВНЕДРЕНИЯ ЦЕЛЕВОЙ МОДЕЛИ НАСТАВНИЧЕСТВА

 

Целью наставничества является максимально полное раскрытие потенциала личности наставляемого, необходимое для успешной личной и профессиональной самореализации, через создание условий для формирования эффективной системы поддержки, самоопределения и профессиональной ориентации обучающихся в возрасте от 10 лет, а также оказание помощи педагогическим работникам (далее — педагоги) ОО в их профессиональном становлении, приобретении профессиональных компетенций, необходимых для выполнения должностных обязанностей.

    Задачами наставничества являются: улучшение показателей в образовательной, социокультурной, спортивной и других сферах деятельности;

    подготовка обучающегося к самостоятельной, осознанной и социально- продуктивной деятельности в современном мире, содействие его профессиональной ориентации;

    раскрытие личностного, творческого и профессионального потенциала обучающихся, поддержка формирования и реализации их индивидуальной образовательной траектории;

    обучение наставляемых эффективным формам и методам индивидуального развития и работы в коллективе;

    формирование у наставляемых способности самостоятельно преодолевать трудности, возникающие в образовательной, социокультурной и других сферах, а также при выполнении должностных обязанностей;

    ускорение процесса профессионального становления и развития педагогов, развитие их способности самостоятельно, качественно и ответственно выполнять возложенные функциональные обязанности, повышать свой профессиональный уровень;

    сокращение периода профессиональной и социальной адаптации педагогов при приеме на работу, закрепление педагогических кадров в ОО и создание благоприятных условий для их профессионального и должностного развития;

    создание условий для эффективного обмена личностным, жизненным и профессиональным опытом для каждого субъекта образовательной и профессиональной деятельности, участвующих в наставнической деятельности;

    выработка у участников системы наставничества высоких профессиональных и моральных качеств, добросовестности, ответственности, дисциплинированности, инициативности, сознательного отношения к индивидуальному развитию;

-    формирование открытого и эффективного сообщества вокруг ОО, в котором выстроены доверительные и партнерские отношения между его участниками.

 

Внедрение              целевой      модели      наставничества      в    ОО     предполагает

осуществление следующих функций:

    реализация мероприятий «Дорожной карты» внедрения целевой                      модели наставничества;

    ежегодная разработка, утверждение и реализация Программ наставничества;

    назначение куратора, ответственного за организацию внедрения Целевой модели в ОО;

    привлечение наставников, обучение, мотивация и контроль за их деятельностью;

    инфраструктурное (в том числе - материально-техническое, информационно- методическое) обеспечение наставничества;

    осуществление персонифицированного учёта обучающихся, молодых специалистов и педагогов, участвующих в наставнической деятельности ОО;

    предоставление данных по итогам мониторинга и оценки качества Программы наставничества в ОО, показателей эффективности наставнической деятельности в Отдел (Управление) образования МО;

    проведение внутреннего мониторинга реализации и эффективности наставничества;

    обеспечение формирования баз данных и лучших практик наставнической деятельности в ОО;

    обеспечение условий для повышения уровня профессионального мастерства педагогических работников, задействованных в реализации целевой модели наставничества, в формате непрерывного образования.

 

 

МОНИТОРИНГ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ НАСТАВНИЧЕСТВА

Оценка качества процесса реализации Программ наставничества направлена на:

    изучение (оценку) качества реализованных в ОО Программ наставничества, их сильных и слабых сторон, качества совместной работы пар/групп «наставник-наставляемый»  посредством проведения куратором SWOT- анализа

    выявление соответствия условий организации Программ наставничества в ОО требованиям и принципам Целевой модели;

Оценка эффективности внедрения Целевой модели осуществляется с периодичностью 1 раз в полугодие (не позднее 20 июня и 20 декабря ежегодно)

Оценка реализации Программ наставничества также осуществляется на основе анкет удовлетворенности наставников и наставляемых организацией наставнической деятельности в ОО (Приложение 11).

В целях обеспечения открытости реализации Целевой модели в ОО на сайте ОО (указать адрес страницы/раздела о наставничестве) размещается и своевременно обновляется следующая информация:

    реестр наставников;

    портфолио наставников;

    перечень социальных партнеров, участвующих в реализации Программы наставничества ОО;

    анонсы мероприятий, проводимых в рамках внедрения Целевой модели и др.

 

Критерии и показатели отбора (выдвижения) наставников (кураторов) образовательной организации

 

Общими и обязательными критериями для отбора/выдвижения для всех категорий наставников и куратора ОО являются:

    наличие личного желания стать наставником, куратором (даже при условии его выдвижения администрацией или коллективом ОО);

    авторитетность в среде коллег и обучающихся;

    высокий уровень развития ключевых компетенций:

     способность развивать других,

     способность выстраивать отношения с окружающими,

     ответственность,

     нацеленность на результат,

     умение мотивировать и вдохновлять других,

     способность к собственному профессиональному и личностному развитию.

 

Дополнительные критерии в разрезе форм наставничества приведены в  таблице ниже:

Форма

наставничества

Критерии

УЧЕНИК –УЧЕНИК

    активный обучающийся старшей ступени, обладающий лидерскими и организаторскими качествами, нетривиальностью мышления, демонстрирующий высокие образовательные результаты,

    победитель школьных и региональных олимпиад и соревнований,

    лидер класса (группы) или параллели, принимающий активное участие в жизни ОО (конкурсы, театральные постановки, общественная деятельность, внеурочная деятельность),

    возможный участник всероссийских детско-юношеских организаций или объединений.

УЧИТЕЛЬ –УЧИТЕЛЬ

    опытный педагог, имеющий профессиональные успехи (победитель различных профессиональных конкурсов, автор учебных пособий и материалов, участник или ведущий вебинаров и семинаров),

    педагог, склонный к активной общественной работе, лояльный участник педагогического и/или школьного сообщества ОО;

обладает              лидерскими,              организационными и коммуникативными             навыками,          хорошо          развитой

эмпатией.

СТУДЕНТ УЧЕНИК

    ответственный, социально активный студент с выраженной гражданской и ценностной позицией, мотивированный к самосовершенствованию и преобразованию окружающей среды,

    участник образовательных, спортивных, творческих проектов,

    увлекающийся и способный передать свою «творческую энергию» и интересы другим,

    образец для подражания в плане межличностных отношений, личной самоорганизации и профессиональной компетентности.

РАБОТОДАТЕЛЬ

УЧЕНИК

    неравнодушный профессионал с опытом работы не менее

5 лет, активной жизненной позицией, высокой квалификацией, показывающий стабильно высокие результаты деятельности,

    обладает развитыми коммуникативными навыками, гибкостью в общении, умением отнестись к наставляемому как к равному в диалоге и - потенциально будущему коллеге,

    возможно, выпускник ОО

РАБОТОДАТЕЛЬ

СТУДЕНТ

    неравнодушный профессионал с опытом работы не менее

5 лет, активной жизненной позицией, высокой квалификацией,

    имеет стабильно высокие показатели в работе,

    обладает развитыми коммуникативными навыками, гибкостью в общении, умением отнестись к студенту как к равному в диалоге и - потенциально будущему коллеге,

    способен и готов делиться опытом, имеет системное представление о своем участке работы, лояльный, поддерживающий стандарты и правила организации,

    возможно, выпускник ОО

 

 

Для отбора/выдвижения куратора он должен соответствовать критериям по форме наставничества «Учитель-учитель» и обладать дополнительно опытом управления персоналом, проектами, быть способным ставить SMART- цели, организовывать и контролировать работу коллектива, выстраивать коммуникативные каналы с наставниками и наставляемыми, вести переговоры с потенциальными партнерами ОО.

Спектр реализации:

Универсальность технологии наставничества позволяет применять ее для решения проблем, возникающих практически у любого обучающегося:

      подростка, который оказался перед ситуацией сложного выбора своей дальнейшей образовательной траектории или профессии, недостаточно мотивирован к учебе, испытывает трудности с адаптацией в школьном коллективе;

      одаренного ребенка, которому сложно раскрыть свой потенциал в рамках стандартной образовательной программы либо который испытывает трудности коммуникации;

      ребенка/подростка с ограниченными возможностями здоровья, которому приходится преодолевать психологические барьеры.

Технология наставничества также применима для решения

      проблем, с которыми сталкиваются педагоги, в том числе:

       проблемы адаптации молодого специалиста в новом коллективе;

      эмоциональные, психологические и профессиональные

      проблемы педагога с большим стажем работы, ощущающего

      себя некомфортно в мире новых образовательных технологий

      или испытывающего кризис профессионального роста, находящегося в ситуации профессионального выгорания.

ПРИЧИНЫ ВНЕДРЕНИЯ и АКТУАЛЬНОСТЬ:

      Первая причина: наставничество позволит сообществу учителей, учеников и родителей сформироваться в образовательной организации в качестве новой плодотворной среды для раскрытия потенциала всех участников образовательного процесса. Создание такого сообщества станет возможным за счет построения новых отношений, которые обогащают друг друга с помощью технологий наставничества.

      Вторая причина: для сообщества образовательной организации наставничество – это канал получения опыта. Наставничество – необходимый шаг для обеспечения того, чтобы школы, учреждения дополнительного образования, организации профессионального образования стали центром общества, тем самым способствуют развитию образовательной среды. Успешные выпускники могут стать для обучающихся главными наставниками.

      Третья причина заключается в том, что с помощью технологии наставничества участники образовательного процесса могут получить опыт, знания, навыки, компетенции и ценности быстрее, чем с помощью других методов передачи (учебные материалы, система классов, самостоятельная работа и проектная работа, формализованное общение). Это чрезвычайно важно в современном мире.

      Четвертая причина (самая актуальная) – ориентация на ЖИВОГО человека, на реализацию себя в ЖИВОЙ, а не виртуальной реальности.

ЗАДАЧИ, которые решает данный проект:

      раскрытие потенциала каждого наставляемого;

      преодоление подросткового кризиса, самоидентификация подростка, формирование жизненных ориентиров;

      адаптация обучающегося в новом учебном коллективе;

      повышение мотивации к учебе и улучшение образовательных результатов обучающегося, в том числе через участие в проектной и внеурочной деятельности, профориентационных программах, стажировках;

       создание условий для осознанного выбора оптимальной образовательной траектории, в том числе для обучающихся с особыми образовательными потребностями (дети с ОВЗ, одаренные дети, подростки в трудной жизненной ситуации);

      формирование жизненных ценностей и активной гражданской позиции наставляемого;

      развитие гибких навыков, лидерских качеств, метакомпетенций как основы успешной самостоятельной и ответственной деятельности в современном мире (в том числе готовность учиться в течение всей жизни, адаптироваться к изменениям на рынке труда, менять сферу деятельности и т. д.);

      формирование предпринимательского потенциала наставляемого (проактивное мышление, практико-ориентированность, способность решать нестандартные задачи и др.);

      создание условий для осознанного выбора профессии обучающимися и формирования потенциала для построения

      успешной карьеры; адаптация учителя в новом педагогическом коллективе.

 

ИЗМЕРИМЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ НАСТАВНИЧЕСТВА ЯВЛЯЮТСЯ:

      повышение успеваемости и улучшение психоэмоционального фона образовательной организации;

      численный рост кружков по интересам, а также внеурочных мероприятий по профессиональной подготовке;

      увеличение процента обучающихся, прошедших профориентационные мероприятия;

      численный рост успешно реализованных и представленных результатов проектной деятельности (совместно с наставником);

      увеличение числа обучающихся, планирующих стать наставниками в будущем и присоединиться к сообществу благодарных выпускников;

       численный рост планирующих трудоустройство на региональных предприятиях выпускников.

 

 

 

Каждое направление реализует свою модель:

Каждое направление курируют учителя творческой группы (кураторы). Вместе направления работы образуют систему.

Структура управления реализацией целевой модели наставничества в образовательной организации

Ответственный исполнитель

Направление деятельности

Контрольные сроки исполнения

Руководитель ОО

1.  Разработка и утверждение комплекта нормативных документов, необходимых для внедрения целевой модели наставничества;

2.  Разработка Целевой модели наставничества;

3.  Назначение куратора внедрения целевой модели наставничества;

4.  Разработка и реализация мероприятий дорожной карты внедрения целевой модели;

5.  Реализация кадровой политики в программе наставничества;

6.  Инфраструктурное           и           материально- техническое обеспечение реализации программ наставничества и др.

 

Куратор (-ы) программы наставничества

1.  Формирование базы наставников и наставляемых;

2.  Организация обучения наставников (в том числе привлечение экспертов для проведения обучения);

3.  Контроль процедуры внедрения целевой модели наставничества;

4.  Контроль             проведения             программ наставничества;

5.  Участие в оценке вовлеченности обучающихся в различные формы наставничества;

6.  Решение организационных вопросов, возникающих в процессе реализации модели;

7.   Мониторинг эффективности целевой модели наставничества.

 

Наставник (-и)

1.  Разработка и реализация планов индивидуального развития наставляемых совместно с куратором программы

2.  Помощь в организации деятельности (планирование, подготовка рабочего места, тайм- менеджмент);

3.  Мотивационная           (эмоционально          

психологическая) поддержка наставляемого;

4.  Оказание ситуативной помощи в выполняемой деятельности наставляемого;

5.  Контроль и оценивание результатов учебной деятельности наставляемого;

6.  Самодиагностика и самооценка собственных образовательных дефицитов;

7.  Посредничество во взаимодействии сопровождаемого и коллектива (обучающихся, педагогов, родителей, партнеров, администрации) и др.

 

Педагог-психолог

1. Проведение тестов на выявление психологической совместимости, мониторингов удовлетворенности  работой  наставнических  пар, оказание консультативной помощи.

 

Наставляемый (-е)

1. Решение    поставленных           задач   через взаимодействие с наставником.

 

 

Этапы внедрения программы наставничества:

I этап. Запуск программы/подготовительный этап:

1.      разработка программно-методического обеспечения;

2.      информирование педагогического коллектива, администрации, обучающихся, родителей, потенциальных партнеров о возможностях программы наставничества;

3.      подбор и обучение специалистов, вовлеченных в программу;

4.      оповещение о старте реализации программы в средствах массовой информации (социальные сети, публикация в газете, журналах, сайт образовательной организации и др.);

5.      оформление документации (приказы, информационные письма и др.); предварительная  диагностика  интересов  и  ожиданий  обучающихся,  их родителей, а также педагогов;

6.      подготовка материального оснащения и оборудования для качественной реализации программы.

II  этап. Практическая реализация программы/содержательный этап:

 

1.      подбор наставнических пар/групп и организация их взаимодействия;

2.      включение наставляемого в различные виды индивидуальной, групповой, коллективной творческой деятельности, овладение им знаниями и умениями, навыками самоопределения в выборе видов деятельности, роли и позиции, отвечающем ожиданиям, интересам и потребностям наставляемого;

3.      текущий мониторинг реализации программы наставничества, сбор обратной связи от участников программы, оценка промежуточных результатов и своевременная корректировка в содержании программы (при необходимости).

 

III   этап. Завершение программы/заключительный этап: рефлексия;

1.      самоопределение наставляемого и его выводы по поводу того, оправдались ли его ожидания от участия в программе;

2.      всесторонний мониторинг реализации программы наставничества (анализ положительных и отрицательных моментов), анализ проведенной работы, обобщение достигнутых результатов;

3.      сбор успешных кейсов, публикация аналитических методических материалов по итогам реализации программы наставничества;

4.      награждение и поощрение наставников баллами за активную общественную работу (формат на усмотрение администрации).

 

Основные формы, технологии и методы работы

Куратор во время обучения может предложить наставникам различные формы работ с наставляемыми.

1.  Универсальные. Беседа, консультация, совет, разбор проблемы, совместная деятельность. Примеры: беседа на тему важности эмоционального интеллекта, обсуждение проблем с одноклассниками, профессиональная консультация, работа над совместным проектом по предмету.

2.       Поддержка в становлении  индивидуальности  наставляемого.  Примеры: проведение экскурсии на предприятии (музей, офис и др.); оказание помощи в выборе направлений дополнительного образования – заполнение таблиц «Сильные и слабые стороны», «Мои мечты и цели», совместный мониторинг дистанционных курсов; приглашение на совместные занятия – поход на тренировку, репетицию.

3.  Содействие в проявлении индивидуальности наставляемого. Примеры: обсуждение сильных сторон наставляемого, организация творческой и иной деятельности наставляемого концерта, выставки, публикации; помощь в подготовке наставляемого к участию в олимпиаде, конкурсе, спортивном, творческом, профессиональном и ином мероприятии.

4.  Помощь в самоорганизации. Примеры: помощь в составлении плана достижения поставленных целей; составление программы саморазвития; мотивационные встречи и напоминания; совместные соревнования «Брось себе вызов»; борьба с вредными привычками.

5.  Групповые формы работы. Примеры: организация конкурсов, концертов, соревнований, хакатонов для команд; организация образовательных тренингов и интенсивов; коллективное приглашение на мероприятия для появления новых знакомств и контактов; ролевые и педагогические игры; групповая работа над проектом; волонтерская или благотворительная деятельность и т.д.

6.  Помощь в профессиональном становлении наставляемого. Примеры: совместная работа над проектом; проведение или посещение открытых лекций, семинаров; методические советы; совместный выбор и анализ литературы; практика на предприятии или в лаборатории (в некоторых формах); совместное создание продукта или курирование индивидуальной работы наставляемого; подготовка к участию в конкурсах профессионального мастерства и т. д.

 

 

 

 


 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА В современной интерпретации наставничество – это универсальная модель построения отношений внутри любой образовательной организации

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА В современной интерпретации наставничество – это универсальная модель построения отношений внутри любой образовательной организации

Наставничество становится неотъемлемым компонентом современной системы образования

Наставничество становится неотъемлемым компонентом современной системы образования

ОО, в котором выстроены доверительные и партнерские отношения между его участниками

ОО, в котором выстроены доверительные и партнерские отношения между его участниками

Общими и обязательными критериями для отбора/выдвижения для всех категорий наставников и куратора

Общими и обязательными критериями для отбора/выдвижения для всех категорий наставников и куратора

РАБОТОДАТЕЛЬ – СТУДЕНТ – неравнодушный профессионал с опытом работы не менее 5 лет, активной жизненной позицией, высокой квалификацией, – имеет стабильно высокие показатели в работе,…

РАБОТОДАТЕЛЬ – СТУДЕНТ – неравнодушный профессионал с опытом работы не менее 5 лет, активной жизненной позицией, высокой квалификацией, – имеет стабильно высокие показатели в работе,…

Третья причина заключается в том, что с помощью технологии наставничества участники образовательного процесса могут получить опыт, знания, навыки, компетенции и ценности быстрее, чем с помощью…

Третья причина заключается в том, что с помощью технологии наставничества участники образовательного процесса могут получить опыт, знания, навыки, компетенции и ценности быстрее, чем с помощью…

Каждое направление реализует свою модель:

Каждое направление реализует свою модель:

Руководитель ОО 1. Разработка и утверждение комплекта нормативных документов, необходимых для внедрения целевой модели наставничества; 2

Руководитель ОО 1. Разработка и утверждение комплекта нормативных документов, необходимых для внедрения целевой модели наставничества; 2

II этап. Практическая реализация программы/содержательный этап: 1

II этап. Практическая реализация программы/содержательный этап: 1

Помощь в профессиональном становлении наставляемого

Помощь в профессиональном становлении наставляемого
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.06.2024