Проект "О чём шепчут сосны?"
Оценка 4.9

Проект "О чём шепчут сосны?"

Оценка 4.9
Исследовательские работы
docx
естествознание
4 кл
29.04.2020
Проект "О чём шепчут сосны?"
МАОУ школа №8 Юнусов Алмас.docx

 

Муниципальное автономное общеобразовательное

учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 8

с углубленным изучением отдельных предметов»

 

 

 

 

 

Тема исследовательской  работы:

«О чём шепчут сосны?»

Секция «Экология»

 

 

27.jpg

 

 

 

 

                                               

                                                                                 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

                                                          ученик 4-д класса

Юнусов Алмас

            

Руководитель:

              учитель начальных классов

Довбня Светлана Владимировна         

                                               

 

                                                        г. Когалым,

2020г.

 

 

Содержание

 

Введение…………………………………………………...............2- 3 стр.

Теоретическая часть

I. Памятник природы села Кандры……………………………… 4 стр.

II. Целебные свойства сосны……………………………………. 5 стр.

Практическая  часть

I. Анкетирование…………………………………………………..6 стр.

II. Исследование полезных свойств хвои сосны

1.1. Отбор хвои для исследования.....................................................7 стр.

2.2. Обнаружение витамина С в вытяжке из хвои…………………7 – 8 стр.

2.3. Получение соснового масла из хвои сосны……………………8 стр.

Заключение…………………………………………………............8 - 9 стр.

Список источников информации………………………..............9 стр.

Приложение 1 Памятник природы Сосновые насаждения  близ железнодорожной станции Кандры

Приложение 2 В школьном музее

Приложение 3 В Музее боевой и трудовой славы с. Кандры

Приложение 4 В Туймазинском историко-краеведческом музеe

Приложение 5 В Туймазинском опытном лесхозе

Приложение 6 Памятник природы Посадка сосны

Приложение 7 В детской поселковой библиотеке

Приложение 8 Сосна обыкновенная

Приложение 9 Расположение участков для определения чистоты окружающей среды.

Приложение 10 Сравнение средней длины сосновых хвоинок с двух участков

Приложение 11 Обнаружение витамина С в вытяжке из хвои сосны

Приложение 12 Получение соснового масла из хвои сосны

Приложение 13 Опрос одноклассников, представление исследования

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

  

     Я родился и вырос в Башкирии. Однажды, проезжая через железнодорожный переезд, папа обратил моё внимание на прекрасные сосны, растущие возле железной дороги, прямо на склоне горы: «Это вековые сосны. Памятник природы нашего района». Мы решили прогуляться по сосняку. Чистый воздух (несмотря на близость железной дороги), пахнущий хвоей, высокие деревья с толстыми стволами меня впечатлили. (Приложение1) Отец сказал мне, что эти насаждения входят в Памятники природы Башкирии. Что такое Памятники природы? И почему, несмотря на близкое расположение железной дороги воздух здесь чистый? Я решил узнать подробнее о данном природном объекте.

    Тема проекта является актуальной на сегодняшний день, т.к. каждый человек должен знать и стремиться узнавать как можно больше о родной земле, бережно относиться, заботиться о том, что его окружает. В этом и заключается частичка его любви к своей Родине. 

    Цель моего исследования: собрать информацию о Памятнике природы - Сосновых насаждениях близ железнодорожной станции Кандры, выяснить, почему воздух близ железной дороги всегда чистый.

   Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

1. Изучить литературные источники по теме исследования.

2. Посетить школьный музей, музей Боевой и Трудовой славы села Кандры, Туймазинский историко-краеведческий музей, Туймазинский опытный лесхоз.

4. Провести доступные опыты с хвоей сосны.

5. Составить презентацию для одноклассников и рассказать им о своих исследованиях.

   Гипотеза: каждый природный и культурный объект является уникальной достопримечательностью со своей исторической значимостью, предполагаю, что в сосновой хвое содержатся вещества способствующие очищению воздуха.

   Предмет исследования: сосна, хвоя сосны.

   Объект исследования: сосновые насаждения, расположенные в селе Кандры

   Методы исследования: поисковый, анализ литературы и материалов сети Интернет, экскурсии, интервьюирование, опыты, анкетирование, эксперимент, обобщение.

   Практическая значимость: работа может быть использована на классном часе, на уроках окружающего мира, биологии, химии.

 

   Ожидаемые результаты:

 - приобретение знаний об особенностях природы родного края;

- научиться вести наблюдения за отдельными объектами природы, проводить простейшие исследования;

- приобретение умения составлять презентацию и доносить информацию до своих сверстников.

  

    Ресурсы проекта:

- методическая литература, статьи из сети Internet

 - книга Кучерова Е.В. «Памятники природы Башкирии»;

- путеводитель Рождественского А.П. «Башкирия»;

- материал музеев: Боевой и Трудовой славы села Кандры, Туймазинского историко-краеведческого, а также Туймазинского опытного лесхоза;

- «Книга о деревьях» Ивченко С.И., «Животворные источники» Ужегова Г.Н. и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

         I. Памятник природы села Кандры

          Природа республики Башкортостан очень уникальна и красива. На протяжении от Южного до Северного Урала тут сосредоточены разнообразные памятники природы: горы, пещеры, озера, леса, водопады, реки и т.д. Памятники природы  представляют собой уникальные, невосстанавливаемые природные комплексы, а также природные объекты естественного или искусственного происхождения [6]. На территории Природного памятника запрещается хозяйственная и иная деятельность, угрожающая состоянию и сохранности охраняемых природных комплексов и объектов [9].

Чтобы собрать информацию о памятнике природы  Сосновых посадках близ железнодорожной станции Кандры мы посетили  школьный музей  (Приложение 2). Побывали в Музее боевой и трудовой славы с.Кандры  (Приложение 3), в Туймазинском историко-краеведческом музее. (Приложение 4), в Туймазинском опытном лесхозе. (Приложение 5)

В 1911-1914 годах, близ железнодорожной станции  Кандры, вокруг существовавшего тогда курорта,  было засажено соснами 11 гектаров крутых каменистых склонов  [10].  Сосновые посадки были созданы местными жителями практически вручную: каменистую почву распахали конным плугом, а затем в борозды высадили крохотные сеянцы. На каждый гектар - около 9000 сосенок. В первые годы после посадки взамен погибших экземпляров высаживались новые [4].  В беседе с участковым лесничим села Кандры, Хасановым Фаритом Рашитовичем, я узнал, что в молодом возрасте значительная часть посадок  сосны была уничтожена пожаром.  Пришлось восстанавливать утраченное.  (Приложение 6)

17 августа 1965 года приказом Совета Министров БАССР  №  465  Кандринские сосновые посадки были объявлены Памятником природы [8].   14 декабря 2010 года  Постановлением Правительства Республики Башкортостан № 480 «О памятниках природы республиканского значения» - объявлены особо охраняемой территорией  [7].

Сосновые посадки  - гордость села Кандры, ведь это единственные насаждения хвойных на каменистых подножьях  холмов Западной Башкирии [10]. Но не  только красотой ценится сосна.  Я отправился в детскую поселковую библиотеку, чтобы найти информацию о свойствах сосны, которые можно использовать человеку.                      (Приложение 7)

 

          II. Целебные свойства сосны

О полезных бактерицидных свойствах сосны известно давно. В медицинских целях используются: хвоя, молодые почки, пыльца и, самое главное - смола. (Приложение 8)

Смолу сосны собирают с живых растений и называют «живица». В смоле содержится огромное количество витаминов, биологически активных веществ, эфирных масел. Её используют при авитаминозах, при воспалительных процессах ротовой полости и горла [2].  Смола сосны является еще и ценнейшим химическим сырьем. Из нее получают скипидар, канифоль [12].

В хвое содержатся: дубильные вещества (около 5%), эфирное масло (до 0,3%); алкалоиды, смолы, жиры (около 3%), крахмал (около 20%), каротин, сахара, горько-пряные вещества, минеральные соли, витамины К, Е, С (до 0,3%). В хвое в 6 раз больше витаминов, чем в лимонах и апельсинах [5].

Препараты хвои используют как мочегонное, желчегонное, общеукрепляющее, кровоостанавливающее средство. Отвар сосновой хвои используют при бронхитах, заболеваниях верхних дыхательных путей, астме [11]. Собирать хвою можно круглогодично. Хвойные ветки можно хранить в помещении при температуре + 10-15°С не более трех суток [3].

Молодые почки сосны собирают весной. Их срезают ножницами, сушат, и в дальнейшем из них готовят настои и отвары.  Пыльца сосны созревает в мужских шишках. Является общеукрепляющим и иммуностимулирующим свойством. Препараты пыльцы сосны обладают омолаживающим свойством и способствуют увеличению подвижности суставов [12].

Одно из интересных и полезных свойств сосны - способность очищать воздух от вредных бактерий. Установлено, что в воздухе соснового леса в 10 раз меньше бактерий, чем в лиственном лесу. Фитонциды сосны полезны людям, страдающим сердечно-сосудистыми заболеваниями, они губительно действуют на туберкулезную палочку [2].

Изучив материал о свойствах сосны, я решил провести исследование полезных свойств сосны в условиях школьной химической лаборатории, под руководством учителя химии Хасановой Резиды Ришатовны.

 

Практическая  часть

 

 I. Анкетирование

    Для того  чтобы узнать, что знают мои одноклассники о полезных свойствах сосны, я решил провести анкетирование среди учащихся 4-д класса.  Мною   была  разработана анкета, которая содержала следующие вопросы:

1.      Знаешь ли ты, что такое Памятники природы?

2.      Знаешь ли ты, о полезных свойствах сосны?

3.      Знаешь ли ты, о свойствах сосны очищать воздух?

Всего было опрошено 26 учеников. Анализируя ответы, я составил диаграмму.

    Диаграмма показывает, что многие ребята не знают или что – то слышали о полезных свойствах сосны и мало знают, что такое Памятники природы. Были и такие ребята, которые сказали, что даже не интересовались, хотя мы живём в округе, где преобладают именно сосны.                                                                              

    Но при ответе на вопрос: Хотел бы ты пополнить свои знания о свойствах сосны и узнать, что такое Памятник природы? Все мои одноклассники сказали, что хотели бы узнать. Что навело меня на идею сделать для одноклассников презентацию о моих исследованиях и выступить перед ними на классном часе (Приложение 13)

 

II. Исследование полезных свойств хвои сосны

1.1 Отбор хвои для исследования

Для исследования я решил взять экологически чистую  хвою. Сосна- важнейший  индикатор антропогенного влияния. Даже  визуально, по хвое, можно оценить состояние чистоты атмосферы. В незагрязненных лесах хвоя сосны здорова, не имеет повреждений. В загрязненной атмосфере появляются повреждения в виде черных и желтых пятен [1].

Для сравнения была собрана  хвоя  с двух  участков. На  участке № 1 сосны произрастают рядом с авто - и железной дорогой. Участок № 2 расположен выше по склону, дальше от источников загрязнения. (Приложение 9)

Собранную хвою распределили на три части: неповреждённая, с пятнами, с признаками усыхания. (Приложение 10) Визуально видно, что на втором участке чистых хвоинок, без пятен, без усыхания больше, чем на первом участке. Значит, участок № 1 сильнее загрязнен.

Для сравнения размеров хвои, с каждого участка взяли по 10 хвоинок. Измерив, получили результат: на участке №1 средний размер =6,16см., на участке №2 =6,89см. (Приложение 10)

Табл.1 Определение среднего размера  хвои (см.)

№ участка

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Ср. зн.

1

7

6,8

5,8

5,7

5,5

6,0

6,4

6,2

6,0

6,2

6,16

2

6,8

6,8

7,0

7,0

7,1

7,2

7,2

6,8

6,5

6,5

6,89

 

Вывод: из наблюдения видно, что участок №1 сильно загрязнен. Для опытов берем хвою со второго участка.

 

2.2 Обнаружение витамина С в вытяжке из хвои

Первым опытом я решил доказать, что в состав хвои сосны входит витамин С.

Приготовил  вытяжку из хвои, для чего в фарфоровой ступке  растёр 5 г хвои с 2 мл соляной кислоты.  Полученную вытяжку аккуратно перенёс в мерную колбу емкостью 50 мл и долил до метки дистиллированной воды. Тщательно перемешал содержимое колбы и отфильтровал.

 В 2 пробирки налил по 10 капель дистиллированной воды и по 2 капли раствора йода в иодиде калия. В одну пробирку добавили 10 капель вытяжки из хвои, а в другую - такой же объем воды.

Наблюдал: обесцвечивание раствора йода в пробирке с вытяжкой из хвои. (Приложение 11) Резида Ришатовна (учитель химии) объяснила, что йод легко окисляет аскорбиновую кислоту, при этом раствор йода быстро обесцвечивается.

 

2.3 Получение соснового масла из хвои сосны

Следующим опытом, я  выделил эфирное масло из хвои сосны.

 Для этого: заполнил треть склянки мелко нарезанной хвоей сосны. Наполнил колбу до половины водой и вставил в отверстие пробки колбы предохранительную воронку. Закрыл склянку пробкой с газоотводной трубкой. Свободный конец трубки обернул  ватой и вставил  в пробирку. Пробирку погрузил в стакан с холодной водой.  Подогрел колбу на огне спиртовки. После того, как в пробирке появилось достаточное количество жидкости, снял  пробирку со штатива, закрыл её пробкой, и дал  жидкости в течение 2-3 минут отстояться. Испытал жидкость на запах.  При помощи пипетки перенёс каплю жидкости на чистый лист бумаги. Наблюдал образование масляного пятна на бумаге. (Приложение 12)  В результате исследования было получено эфирное масло из хвои сосны.

Выводы: в результате проведенных исследований я узнал, что по состоянию хвои сосны, можно узнать о загрязнении атмосферы. А также убедился в том, что в хвое содержится витамин С и эфирные масла.

 

Заключение

В ходе исследовательской работы мной из разных источников была собрана информация о памятнике природы  Сосновых насаждениях близ железнодорожной станции Кандры, а также о целебных свойствах сосны.

Цель исследования достигнута. Поставленная гипотеза подтвердилась полностью. Проведенные исследования доказали наличие полезных веществ в сосновой хвое.

По результатам работы сделал следующие  выводы:

-сосновым посадкам более ста лет, поэтому их называют вековыми;

-памятник природы Сосновые посадки близ железнодорожной станции Кандры относится к особо охраняемым объектам  природы республиканского значения;

-сосна обладает большим спектром полезных свойств и высоким содержанием витаминов;

-сосна является биоиндикатором состояния окружающей среды.

Каждый человек должен знать и стремиться узнавать как можно больше о родной земле, бережно относиться, заботиться о том, что его окружает. В этом и заключается частичка его любви к своей Родине. Невозможно переоценить важное значение сосновых насаждений  для жителей нашего села. В наших силах сохранить природное наследие для наших потомков!

 

Список использованных источников и литературы:

1. Балахонцева А.И. Сосна как индикатор загрязнения окружающей среды. [Электронный ресурс] URL:https://school-science.ru/3/1/32964 (дата обращения:28.09.2018)

2. Жизнь растений (в 6-и томах) / ред. Грушвицкий И.В., Жилин Н.Г. Т.4 448 с.

3.Ивченко С.И. Книга о деревьях / С.И. Ивченко. - М.: Лесная промышленность, 234 с.

4. Кучеров Е.В.Памятники природы Башкирии./ Е.В.Кучеров, И.К.Кудряшов, Ф.А.Максютов - Уфа, Башкирское книжное издательство,1974

5. Липин П.В.Лекарственные растения Севера: Использование в народной медицине и быту / П.В. Липин, В.В. Нагаев. - Сыктывкар, СГУ 1993. – 108 с.

6. Памятники природы Башкирии http://komanda-k.ru/

7. Постановление Правительства РБ от 14.12.2010 N 480 «О памятниках природы республиканского значения». [Электронный ресурс] URL:http:// bashkortostan.regnews.org/doc/eq/wd.htm (дата обращения: 10.08.2017)

8. Постановление Совета Министров Башкирской АССР от 17.08.1965 №465 «Об охране памятников природы Башкирской АССР» [Электронный ресурс] URL:http: http://oopt.aari.ru/doc (дата обращения:10.08.2017)

9. Правовой режим памятников природы https://infopedia.su/7x197d.html

10. Рождественский А.П. Башкирия. Путеводитель./А.П.Рождественский [и др.] -Уфа, Башкирское книжное издательство, 1970.-455с.

11. Ужегов Г.Н. Животворные источники (Лекарственные растения России) /Г.Н. Ужегов Ростов-на-Дону: Феникс. 1996, 608 с.

12. Хвойные растения. Полезные свойства сосны, ели и можжевельника. [Электронный ресурс] URL:http: //indasad.ru/lekarstvennye-rasteniya(дата обращения: 14.08.

 

                                                                                          

                                                                                                           

 

                                                                                                           Приложение 1

Памятник природы Сосновые насаждения  близ железнодорожной станции Кандры

19.jpg

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сосновые насаждения

32.jpg

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                      Прогулка по сосновой посадке

10.jpg

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

В школьном музее

IMG_20170919_115000_1CS.jpg

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                              Рассказ про Кандринские сосновые посадки

IMG_20170919_114842.jpg

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сбор информации в школьном музее

 

 

 

 

Приложение 3

IMG_6826.JPGВ Музее боевой и трудовой славы с. Кандры

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Собираем информацию про Кандринские сосновые посадки

IMG_6832.JPG

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Архив Музея боевой и трудовой славы с.Кандры

 

 

Приложение 4

IMG_6845.JPGВ Туймазинском историко-краеведческом музее

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Возле стенда про Кандринские сосны

IMG_6849.JPG

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фотография в музее.

 Памятник природы - Сосновые насаждения близ железнодорожной

станции Кандры.

 

 

Приложение 5

IMG_6938.JPGIMG_6930.JPGВ Туймазинском опытном лесхозе

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Здание Туймазинского опытного лесхоза

IMG_6951.JPG

IMG_6945.JPG

 

 

                                                                                      Знакомство с фотоархивом 

                                                                                              Туймазинского лесхоза

IMG_6953.JPG

 

 

 

 

IMG_6947.JPG

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фотографии из архива Туймазинского опытного лесхоза

 

 

Приложение 6

Памятник природы Посадка сосны

IMG_6984.JPGIMG_6982.JPG

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

           Фотографии из архива Туймазинского

                            опытного лесхоза

 

IMG_6969.JPG

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 7

В детской поселковой библиотеке

IMG_6784.JPG

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

IMG_6805.JPG

 

 

 

 

      Сбор информации

      про Кандринские

      сосны

 

 

IMG_6791.JPG

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 8

Сосна обыкновеннаяhttp://domaromatov.ru/wa-data/public/shop/products/32/20/2032/images/2003/2003.750x0.jpghttps://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0b3c/0002b6d3-75852b3c/img7.jpg

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

               

 

молодые почки сосны                                                         хвоя сосны

 

http://s.picture-russia.ru/wpic/l/5/c/5c759d6d5335e3793f0e655a58e764e8.jpg https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=7ab0034fb071aaa404c711b4bc16bf39-l&n=13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                 

 

 

пыльца сосны                                                                       смола сосны

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 9

Расположение участков для определения чистоты окружающей среды. Участок №1

1C-FJ-vpLyQ.jpg

Участок №2

OvBsATJH91Q.jpg

                     Распределение хвои сосны для исследования

01.jpg

Хвоя, собранная с двух участков: без повреждений, с признаками усыхания, с пятнами

                                                                                    

 Приложение 10

Сравнение средней длины сосновых хвоинок с двух участков

eOw4lRECRQM.jpgeOw4lRECRQM.jpg

 

 

 

 

 

 

 

Измерение хвои с участка №1

w7jbQJiiCAk.jpg

 

 

 

 

 

 

Измерение хвои с участка №2

 

Табл.1 Определение среднего размера  хвои (см.)

№ участка

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Ср.зн.

1

7

6,8

5,8

5,7

5,5

6,0

6,4

6,2

6,0

6,2

6,16

2

6,8

6,8

7,0

7,0

7,1

7,2

7,2

6,8

6,5

6,5

6,89

 

 

 

 

 

Приложение 11

Обнаружение витамина С в вытяжке из хвои сосны

IMG_20170928_132539.jpgIMG_20170928_131422.jpg

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проведение опыта в лаборатории кабинета химии

под руководством учителя химии Хасановой Р.Р.

IMG_20170928_132959.jpgIMG_20170928_132139.jpg

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 12

Получение соснового масла из хвои сосны

IMG_20170929_125452.jpgIMG_20170928_133849.jpg

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проведение опыта в лаборатории кабинета химии

под руководством учителя химии Хасановой Р.Р.

IMG_20170929_131743.jpgIMG_20170929_131501.jpg

 

 

 

                                                                                                              

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 13


 

Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 8 с углубленным изучением отдельных предметов»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 8 с углубленным изучением отдельных предметов»

Содержание Введение …………………………………………………

Содержание Введение …………………………………………………

Введение Я родился и вырос в

Введение Я родился и вырос в

Ожидаемые результаты: - приобретение знаний об особенностях природы родного края; - научиться вести наблюдения за отдельными объектами природы, проводить простейшие исследования; - приобретение умения составлять…

Ожидаемые результаты: - приобретение знаний об особенностях природы родного края; - научиться вести наблюдения за отдельными объектами природы, проводить простейшие исследования; - приобретение умения составлять…

I . Памятник природы села Кандры

I . Памятник природы села Кандры

II . Целебные свойства сосны

II . Целебные свойства сосны

I . Анкетирование Для того чтобы узнать, что знают мои одноклассники о полезных свойствах сосны, я решил провести анкетирование среди учащихся 4-д класса

I . Анкетирование Для того чтобы узнать, что знают мои одноклассники о полезных свойствах сосны, я решил провести анкетирование среди учащихся 4-д класса

Для исследования я решил взять экологически чистую хвою

Для исследования я решил взять экологически чистую хвою

Наблюдал: обесцвечивание раствора йода в пробирке с вытяжкой из хвои

Наблюдал: обесцвечивание раствора йода в пробирке с вытяжкой из хвои

Каждый человек должен знать и стремиться узнавать как можно больше о родной земле, бережно относиться, заботиться о том, что его окружает

Каждый человек должен знать и стремиться узнавать как можно больше о родной земле, бережно относиться, заботиться о том, что его окружает

Приложение 13

Приложение 13
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.04.2020