Проект опытно- экспериментальной деятельности по изучению неживой природы в старшей- логопедической группе
Оценка 4.7

Проект опытно- экспериментальной деятельности по изучению неживой природы в старшей- логопедической группе

Оценка 4.7
docx
28.11.2022
Проект опытно- экспериментальной деятельности по изучению неживой природы в старшей- логопедической группе
Проект по опытам.docx

Муниципальное казенное дошкольное образовательное  учреждение

                                     «Детский сад № 11» г. Пласта

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проект опытно-экспериментальной деятельности по изучению неживой природы в старшей- логопедической                    группе

 

 

 

 

 

 

 

 

 

.                

 

 

Выполнила: воспитатель

Ковалева  Ирина Николаевна

 

 

 

 Воспитатель-Ковалева И.Н.
Проект по опытно-экспериментальной деятельности по изучению неживой природы в старшей- логопедической  группе

Расскажи – и я забуду,

Покажи – и я запомню,

Дай попробовать – и я пойму.

(Китайская пословица)

Тема проекта: «опытно-экспериментальная деятельность по изучению неживой природы в старшей- логопедической группе».

1. Вводная часть:

- Проблема:

Ребёнку старшего дошкольного возраста сложно добывать знания самостоятельно, оперировать ими, творчески мыслить, делать выводы. Познавательные и умственные способности детей развиты недостаточно.

- Актуальность:

В условиях современной жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому, оперировать ими, мыслить самостоятельно, творчески.

Все исследователи экспериментирования выделяют основную особенность познавательной деятельности детей: ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним. Осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создают условия, в которых раскрывается содержание данного объекта. Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности. Ребенок- дошкольник сам по себе является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности – к экспериментированию. Нужно только помочь ребёнку и начать это как можно раньше. Опыты помогут развить мышление, логику, творчество ребенка, позволят наглядно показать связи между живым и неживым в природе. И тем самым способствуют подготовке ребёнка к жизни в современном мире.

- Цель: через опытно – экспериментальную деятельность содействовать развитию познавательной активности, наблюдательности, стремлению к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей и речи детей. Развивать внимание, память, зрительную и слуховую чувствительность. Создание предпосылок формирования у детей практических и умственных действий.

- Задачи:

1. Обогащать представления детей об объектах неживой природы, встречающихся, прежде всего в ближайшем окружении;

2. Развивать сенсорные способности детей, а также освоение простейших форм наглядно – действенного и наглядно – образного мышления;

3. Воспитывать добрые чувства, любопытство, любознательность, эстетическое восприятие, связанные с красотой окружающего мира;

4. Учить детей устанавливать причинно – следственные связи в окружающем мире.

- Тип проекта: познавательно – исследовательский.

- Предмет исследования: объекты неживой природы, внедрение методов познавательно – исследовательского обучения в образовательный процесс.

- Проблема исследования: отсутствие экспериментирования или нерегулярное использование методов познавательно – исследовательской деятельности в работе с детьми влечёт за собой снижение качества подготовки детей к обучению в школе.

- Гипотеза:

Систематическое использование методов познавательно – исследовательского обучения в образовательной практике способствует развитию познавательных процессов и повышению умственных способностей детей, а значит высокому уровню подготовки детей к школе.

- Ожидаемый результат:

1. Вывести детей на более высокий уровень познавательной активности;

2. Сформировать у детей уверенность в себе посредством развития мыслительных операций, творческих предпосылок и как следствие, развитие у детей личностного роста и чувства уверенности в себе и своих силах;

3. Обогатить предметно – развивающую среду в группе;

4. Пополнить научно – методологическую базу ДОУ по данному направлению работы.

- Методы, приёмы:

1) Создание лаборатории;

2) Обследование;

3) Беседа, рассказ воспитателя, загадки, использование художественной литературы;

4) Вопросы проблемного характера;

5) Дидактическая игра, подвижная игра;

6) Опыт.

- Ресурсы:

игровой материал, оборудование для опытно-экспериментальной деятельности, художественная литература, Интернет - ресурсы

2. Подготовительный этап:

- Литература:

1. Бондаренко Т. М. «Экологические занятия с детьми 5 – 6 лет»;

2. Воробьёва В. М. «Программа экологического воспитания дошкольников «Природа и мы»;

3. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. «Неизведанное рядом»;

4. Иванова А. И. «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду»;

5. Николаева С. Н. «Методика экологического воспитания в детском саду»;

6. Попова Т. И. «Мир вокруг нас»;

7. Соломенникова О. С. «Ознакомление с природой»;

8. Соломенникова О. С. «Занятия по формированию элементарных экологических представлений в старшей группе детского сада»;

- Развивающая среда:

С целью внедрения проекта опытно – экспериментальной деятельности в образовательный процесс нами была проведена предварительная работа:

- создан и оборудован уголок опытно – экспериментальной деятельности, доступный для самостоятельной деятельности детей;

- подобран дидактический, игровой материал, художественная литература;

- подобрана и изучена литература по опытно – экспериментальной деятельности детей в соответствии с возрастом детей.

- Мониторинг на начало года (см. данные Мониторинга на Заключительном этапе)

- Разработка плана работы с детьми и родителями (см. Практический этап)

- Подборка опытов.

3. Практический этап:

- Комплексно – тематический план

Для проведения опытно – экспериментальной деятельности был разработан план по исследованию неживой природы.

Совместную деятельность с детьми старшего дошкольного возраста организовать 1 раз в неделю по 20-25 минут.

Формы работы: учебно – игровая, коммуникативно – деловая, экспериментально – исследовательская.

ПЛАН:

1. Подбор материала

Работа с литературой

Диагностика детей

Цель: Создание уголка опытно – экспериментальной деятельности, выявление уровня знаний детей о неживой природе, разработка комплексно – тематического плана.

2. Опыты

 

 

1. Опыт «Ветер»Ознакомление со свойствами воздуха (движение, направление)

2. Опыт «Надувной шарик »

Вес воздуха в окружающем пространстве

3. Опыт «Свойства воды»

Ознакомление со свойством воды при добавлении мыльного раствора.

 4. Опыт «Игры с соломинкой»

Ознакомление с тем, что внутри человека есть воздух

 

5.Опыт «Бантик из бумаги .»

Ознакомление со свойствами бумаги:  расправляется в воде

6. Опыт «Весёлые игрушки»

Ознакомление с свойством предметов – плавучесть

7. Опыт «Узнаем, какая вода»

Ознакомление со свойствами воды – прозрачная, без запаха, а если добавить краску ,окрашивается.

 Диагностирование детей

Отчёт на родительском собрании и педсовете

Подведение итогов, планирование работы на следующий год

- План работы с родителями

Проект «опытно-экспериментальной деятельности по изучению неживой природы в старшей группе» предусматривает работу с родителями. С этой целью был разработан план работы с родителями.

ПЛАН:

 1) Родительское собрание на тему: «Опыты и эксперименты, нужны ли они детям?»

2) Анкетирование родителей на тему: «Организация

поисково-исследовательской деятельности дошкольников дома»

Цель: Выявить уровень знаний родителей по данной теме

Выявить степень участия родителей в экспериментальной деятельности ребенка и в поддержании его познавательного интереса

 1) Совместное оборудование уголка опытно – экспериментальной деятельности

2) Оформление наглядной информации в родительском уголке

Цель: Привлечение родителей к оказанию помощи в оборудовании уголка, повысить интерес к опытно – экспериментальной деятельности

Повысить уровень знаний родителей по теме «Опытно – экспериментальной деятельности детей старшего возраста»

 Консультация на тему: «Роль семьи в развитии познавательной

активности дошкольников. Как организовать домашнюю лабораторию»

Цель: Донести до родителей важность экспериментирования в жизни детей и роль родителей в этой работе

 Семинар – практикум для родителей «Какие опыты можно провести с детьми старшего возраста»

Цель: Повысить уровень компетенции родителей, оказать помощь и совет в организации экспериментирования с детьми дома

 Консультация «Поделки из природного материала вызывают интерес

к наблюдению и экспериментированию»

Цель: Дать родителям советы и рекомендации по поддержанию интереса у детей к экспериментированию

 Фотовыставка «Семейная лаборатория»

Цель: Представление родителями своего первого опыта

 Круглый стол «Демонстрация занимательных опытов» воспитателями и родителями

Цель: Обогатить знания родителей по экспериментальной деятельности опытами из личной «копилки». Привлечь к участию в совместной деятельности с педагогом

Оформление папки «Мои открытия»

Цель: Познакомить родителей и коллектив ДОУ с достижениями экспериментальной деятельности нашей группы

1) Отчётное родительское собрание

2) Отчёт на педсовете

3) Участие в районном конкурсе проектов по опытно -

экспериментальной деятельности с детьми.

Цель: Подведение результатов совместной работы воспитателей и родителей по опытно – экспериментальной деятельности с детьми. Поделиться опытом с коллегами.

4. Заключительный этап:

- Мониторинг

- Анализ:Для того, чтобы дети смогли овладеть элементарными способами практического взаимодействия с окружающей средой мы начали эту работу со старшей группы. К концу года результаты детей были следующими:

1) Могут устанавливать простейшие связи при наблюдении ха конкретными фактами, явлениями природы;

2) Знают некоторые свойства воды, воздуха,  бумаги;

3) Лучше овладели практическими умениями во время проведения разнообразных опытов;

4) Проявляют любознательность, самостоятельность;

5) Стали понимать цель наблюдения, пользуются сенсорными и обследовательскими действиями;

6) Стали понимать вопросы проблемного характера и проявлять самостоятельность в поиске ответа на них;

7) Стали развиваться познавательные и речевые умения;

8) Стали бережнее относиться к природе.

- Вывод:

Цель проекта достигнута, гипотеза проекта доказана.


 

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 11» г

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 11» г

Воспитатель-Ковалева И.Н. Проект по опытно-экспериментальной деятельности по изучению неживой природы в старшей- логопедической группе

Воспитатель-Ковалева И.Н. Проект по опытно-экспериментальной деятельности по изучению неживой природы в старшей- логопедической группе

И тем самым способствуют подготовке ребёнка к жизни в современном мире

И тем самым способствуют подготовке ребёнка к жизни в современном мире

Вывести детей на более высокий уровень познавательной активности; 2

Вывести детей на более высокий уровень познавательной активности; 2

Дидактическая игра, подвижная игра; 6)

Дидактическая игра, подвижная игра; 6)

Мониторинг на начало года (см

Мониторинг на начало года (см

Опыт «Ветер»Ознакомление со свойствами воздуха (движение, направление) 2

Опыт «Ветер»Ознакомление со свойствами воздуха (движение, направление) 2

Опыт «Игры с соломинкой» Ознакомление с тем, что внутри человека есть воздух 5

Опыт «Игры с соломинкой» Ознакомление с тем, что внутри человека есть воздух 5

Ознакомление со свойствами бумаги: расправляется в воде 6

Ознакомление со свойствами бумаги: расправляется в воде 6

Диагностирование детей Отчёт на родительском собрании и педсовете

Диагностирование детей Отчёт на родительском собрании и педсовете

Оформление наглядной информации в родительском уголке

Оформление наглядной информации в родительском уголке

Цель: Подведение результатов совместной работы воспитателей и родителей по опытно – экспериментальной деятельности с детьми

Цель: Подведение результатов совместной работы воспитателей и родителей по опытно – экспериментальной деятельности с детьми
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.11.2022