Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 11» г. Пласта
Проект опытно-экспериментальной деятельности по изучению неживой природы в старшей- логопедической группе
.
Выполнила: воспитатель
Ковалева Ирина Николаевна
Воспитатель-Ковалева И.Н.
Проект по опытно-экспериментальной деятельности по изучению неживой природы в
старшей- логопедической группе
Расскажи – и я забуду,
Покажи – и я запомню,
Дай попробовать – и я пойму.
(Китайская пословица)
Тема проекта: «опытно-экспериментальная деятельность по изучению неживой природы в старшей- логопедической группе».
1. Вводная часть:
- Проблема:
Ребёнку старшего дошкольного возраста сложно добывать знания самостоятельно, оперировать ими, творчески мыслить, делать выводы. Познавательные и умственные способности детей развиты недостаточно.
- Актуальность:
В условиях современной жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому, оперировать ими, мыслить самостоятельно, творчески.
Все исследователи экспериментирования выделяют основную особенность познавательной деятельности детей: ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним. Осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создают условия, в которых раскрывается содержание данного объекта. Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности. Ребенок- дошкольник сам по себе является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности – к экспериментированию. Нужно только помочь ребёнку и начать это как можно раньше. Опыты помогут развить мышление, логику, творчество ребенка, позволят наглядно показать связи между живым и неживым в природе. И тем самым способствуют подготовке ребёнка к жизни в современном мире.
- Цель: через опытно – экспериментальную деятельность содействовать развитию познавательной активности, наблюдательности, стремлению к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей и речи детей. Развивать внимание, память, зрительную и слуховую чувствительность. Создание предпосылок формирования у детей практических и умственных действий.
- Задачи:
1. Обогащать представления детей об объектах неживой природы, встречающихся, прежде всего в ближайшем окружении;
2. Развивать сенсорные способности детей, а также освоение простейших форм наглядно – действенного и наглядно – образного мышления;
3. Воспитывать добрые чувства, любопытство, любознательность, эстетическое восприятие, связанные с красотой окружающего мира;
4. Учить детей устанавливать причинно – следственные связи в окружающем мире.
- Тип проекта: познавательно – исследовательский.
- Предмет исследования: объекты неживой природы, внедрение методов познавательно – исследовательского обучения в образовательный процесс.
- Проблема исследования: отсутствие экспериментирования или нерегулярное использование методов познавательно – исследовательской деятельности в работе с детьми влечёт за собой снижение качества подготовки детей к обучению в школе.
- Гипотеза:
Систематическое использование методов познавательно – исследовательского обучения в образовательной практике способствует развитию познавательных процессов и повышению умственных способностей детей, а значит высокому уровню подготовки детей к школе.
- Ожидаемый результат:
1. Вывести детей на более высокий уровень познавательной активности;
2. Сформировать у детей уверенность в себе посредством развития мыслительных операций, творческих предпосылок и как следствие, развитие у детей личностного роста и чувства уверенности в себе и своих силах;
3. Обогатить предметно – развивающую среду в группе;
4. Пополнить научно – методологическую базу ДОУ по данному направлению работы.
- Методы, приёмы:
1) Создание лаборатории;
2) Обследование;
3) Беседа, рассказ воспитателя, загадки, использование художественной литературы;
4) Вопросы проблемного характера;
5) Дидактическая игра, подвижная игра;
6) Опыт.
- Ресурсы:
игровой материал, оборудование для опытно-экспериментальной деятельности, художественная литература, Интернет - ресурсы
2. Подготовительный этап:
- Литература:
1. Бондаренко Т. М. «Экологические занятия с детьми 5 – 6 лет»;
2. Воробьёва В. М. «Программа экологического воспитания дошкольников «Природа и мы»;
3. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. «Неизведанное рядом»;
4. Иванова А. И. «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду»;
5. Николаева С. Н. «Методика экологического воспитания в детском саду»;
6. Попова Т. И. «Мир вокруг нас»;
7. Соломенникова О. С. «Ознакомление с природой»;
8. Соломенникова О. С. «Занятия по формированию элементарных экологических представлений в старшей группе детского сада»;
- Развивающая среда:
С целью внедрения проекта опытно – экспериментальной деятельности в образовательный процесс нами была проведена предварительная работа:
- создан и оборудован уголок опытно – экспериментальной деятельности, доступный для самостоятельной деятельности детей;
- подобран дидактический, игровой материал, художественная литература;
- подобрана и изучена литература по опытно – экспериментальной деятельности детей в соответствии с возрастом детей.
- Мониторинг на начало года (см. данные Мониторинга на Заключительном этапе)
- Разработка плана работы с детьми и родителями (см. Практический этап)
- Подборка опытов.
3. Практический этап:
- Комплексно – тематический план
Для проведения опытно – экспериментальной деятельности был разработан план по исследованию неживой природы.
Совместную деятельность с детьми старшего дошкольного возраста организовать 1 раз в неделю по 20-25 минут.
Формы работы: учебно – игровая, коммуникативно – деловая, экспериментально – исследовательская.
ПЛАН:
1. Подбор материала
Работа с литературой
Диагностика детей
Цель: Создание уголка опытно – экспериментальной деятельности, выявление уровня знаний детей о неживой природе, разработка комплексно – тематического плана.
2. Опыты
1. Опыт «Ветер»Ознакомление со свойствами воздуха (движение, направление)
2. Опыт «Надувной шарик »
Вес воздуха в окружающем пространстве
3. Опыт «Свойства воды»
Ознакомление со свойством воды при добавлении мыльного раствора.
4. Опыт «Игры с соломинкой»
Ознакомление с тем, что внутри человека есть воздух
5.Опыт «Бантик из бумаги .»
Ознакомление со свойствами бумаги: расправляется в воде
6. Опыт «Весёлые игрушки»
Ознакомление с свойством предметов – плавучесть
7. Опыт «Узнаем, какая вода»
Ознакомление со свойствами воды – прозрачная, без запаха, а если добавить краску ,окрашивается.
Диагностирование детей
Отчёт на родительском собрании и педсовете
Подведение итогов, планирование работы на следующий год
- План работы с родителями
Проект «опытно-экспериментальной деятельности по изучению неживой природы в старшей группе» предусматривает работу с родителями. С этой целью был разработан план работы с родителями.
ПЛАН:
1) Родительское собрание на тему: «Опыты и эксперименты, нужны ли они детям?»
2) Анкетирование родителей на тему: «Организация
поисково-исследовательской деятельности дошкольников дома»
Цель: Выявить уровень знаний родителей по данной теме
Выявить степень участия родителей в экспериментальной деятельности ребенка и в поддержании его познавательного интереса
1) Совместное оборудование уголка опытно – экспериментальной деятельности
2) Оформление наглядной информации в родительском уголке
Цель: Привлечение родителей к оказанию помощи в оборудовании уголка, повысить интерес к опытно – экспериментальной деятельности
Повысить уровень знаний родителей по теме «Опытно – экспериментальной деятельности детей старшего возраста»
Консультация на тему: «Роль семьи в развитии познавательной
активности дошкольников. Как организовать домашнюю лабораторию»
Цель: Донести до родителей важность экспериментирования в жизни детей и роль родителей в этой работе
Семинар – практикум для родителей «Какие опыты можно провести с детьми старшего возраста»
Цель: Повысить уровень компетенции родителей, оказать помощь и совет в организации экспериментирования с детьми дома
Консультация «Поделки из природного материала вызывают интерес
к наблюдению и экспериментированию»
Цель: Дать родителям советы и рекомендации по поддержанию интереса у детей к экспериментированию
Фотовыставка «Семейная лаборатория»
Цель: Представление родителями своего первого опыта
Круглый стол «Демонстрация занимательных опытов» воспитателями и родителями
Цель: Обогатить знания родителей по экспериментальной деятельности опытами из личной «копилки». Привлечь к участию в совместной деятельности с педагогом
Оформление папки «Мои открытия»
Цель: Познакомить родителей и коллектив ДОУ с достижениями экспериментальной деятельности нашей группы
1) Отчётное родительское собрание
2) Отчёт на педсовете
3) Участие в районном конкурсе проектов по опытно -
экспериментальной деятельности с детьми.
Цель: Подведение результатов совместной работы воспитателей и родителей по опытно – экспериментальной деятельности с детьми. Поделиться опытом с коллегами.
4. Заключительный этап:
- Мониторинг
- Анализ:Для того, чтобы дети смогли овладеть элементарными способами практического взаимодействия с окружающей средой мы начали эту работу со старшей группы. К концу года результаты детей были следующими:
1) Могут устанавливать простейшие связи при наблюдении ха конкретными фактами, явлениями природы;
2) Знают некоторые свойства воды, воздуха, бумаги;
3) Лучше овладели практическими умениями во время проведения разнообразных опытов;
4) Проявляют любознательность, самостоятельность;
5) Стали понимать цель наблюдения, пользуются сенсорными и обследовательскими действиями;
6) Стали понимать вопросы проблемного характера и проявлять самостоятельность в поиске ответа на них;
7) Стали развиваться познавательные и речевые умения;
8) Стали бережнее относиться к природе.
- Вывод:
Цель проекта достигнута, гипотеза проекта доказана.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.