Проект «Песочные фантазии» предназначен для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста (3-7 лет).
Проект содержит материал по образовательной области «Познание», через интеграцию образовательных областей: «Социализация», «Безопасность», «Коммуникация».
Пояснительная записка
Все большую силу в наше время набирает идея введения обязательного школьного образования. Это означает установление федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования. Которые требуют “принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей”, о котором говорится в п. 2.4 федеральных требований. Интеграцию можно реализовать по-разному, но базироваться она должна на самом близком для дошкольника – на игре. А что может быть ближе, чем игра в песок.
В настоящее время значительно возрос интерес специалистов: педагогов, психологов, логопедов к специально организованным занятиям с использованием песочницы. И это не случайно, ведь игра с песком как процесс развития самосознания ребенка и его спонтанной «само терапии» известен с древних времен. Действительно, взаимодействуя с песком, ребенок проявляет чудеса фантазии. Волна ли смоет им созданное, или чья-то неосторожная нога раздавит творение, ребенок расстраивается не долго. Чаще всего, он сам готов разрушить созданное, чтобы на прежнем месте с еще большим энтузиазмом приступить к новому строительству. Так один сюжет жизни завершается, уступая место следующему. И так бесконечно.
Опыты и эксперименты с песком способствуют формированию у детей познавательного интереса, развитию наблюдательности и эмоциональности в общении с окружающим миром. Для этого необходим системный подход, позволяющий ежедневно включать ребенка в поисковую, творческую деятельность. Основные задачи формирования восприятия интегрируются с задачами развития речи, движений, игровых умений.
Цель проекта: Развитие познавательного интереса к неживой природе. Помочь ребенку увидеть мир, вселить в него уверенность, зажечь огонек радости, творчества, помочь поверить в себя и не бояться направить его деятельность.
Задачи:
· изучить взгляды и рекомендации исследователей по проблеме песочной игротерапии;
· разнообразить способы песочной игротерапии и разработать систему занятий с детьми;
· наладить тесное взаимодействие с родителями по решению данного проекта;
· познакомить со свойствами воды и песка, формирование умений экспериментирования с предметами, развитие мелкой моторики;
· развивать творчество, познавательные способности, креативность участников проекта;
· расширять опыт ориентировки в окружающем, обогащать детей разнообразными сенсорными впечатлениям;
· развивать детскую самостоятельность и инициативу;
· укреплять физическое и психическое здоровье детей;
· воспитывать бережное отношение к объектам неживой природы.
Общие принципы проекта «Песочные фантазии»
· принцип креативности, позволяющий формировать новые знания, умения, навыки ребенка на базе уже имеющихся.
· принцип гуманизации: во главу проекта поставлен ребенок и забота о его здоровье и безопасности.
· "позитивный центризм": отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста;
· дифференцированный подход к каждому ребенку, учет его психологических особенностей, возможностей и интересов;
· развивающий характер обучения, основанный на детской активности;
· сочетание научности и доступности материала;
· наглядность;
· характерный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;
· профессиональная компетентность педагога;
· принцип от близкого к далекому;
· принцип системно-организованного подхода, который предполагает скоординированную работу всех специалистов ДОУ;
· принцип учета региональных условий.
Эти принципы взаимосвязаны и реализуются в единстве.
Особенности организации проекта «Песочные фантазии»
Процесс совместной деятельности с воспитанниками включает в себя:
§ использование при организации образовательного процесса методов и приемов, способствующих развитию возможностей самовыражения детей;
§ организация мероприятий для повышения социального статуса детей;
§ вовлечение дошкольников в свободные игры со сверстниками;
§ моделирование для детей ситуаций незавершённости и открытости деятельности и мышления в отличие от жёстко заданных и строго контролируемых условий;
§ акцент в работе проекта на вовлечении дошкольников в специфические детские виды деятельности (предметные игры, рисование, конструирование, лепка и др.)
§ разрешение и поощрение высказывания детьми множества вопросов;
§ использование в обучении дошкольников провокационных вопросов (постановка проблем или затруднений, для устранения которых нет известных средств), стимуляция выработки детьми собственных средств осуществления деятельности, а не принятие готовых;
§ привлечение внимания к интересам детей со стороны воспитателей и родителей, предоставление детям возможностей осуществления совместной с взрослыми деятельности, наличие в окружении ребенка образцов и результатов взрослой креативности;
§ использование аргументированной оценки для анализа действий, а не для награды или осуждения;
§ создание атмосферы взаимопонимания (принятия) и возможности спонтанной экспрессии, творческого использования знаний.
Методы и приемы:
Исследовательская, практическая деятельность. Работа с раздаточным материалом (совочками, формочками, ситечками). Экспериментирование, поиск, наблюдение, опыт.
Игровая деятельность. Обыгрывание ситуаций, инсценирование и театрализация (животные пустыни, ветер, дождик – дождик, необыкновенные следы…)
Словесные методы. Мини-беседа, доверительная беседа (наши чувства в пустыне, почему мне одиноко, как справиться с грустью). Диалог и рассказ педагога (что такое пустыня, кто здесь живет?). Фольклор и чтение произведений литературы (сказки, стихи).
Наглядные методы. Показ игрушек (жители пустыни, здания, сказочные персонажи…). Рассматривание картин и иллюстраций.
Игровые приемы могут быть различного характера — подвижные игры, пальчиковые игры, физминутки, игры с предметами, игры на внимание и т.д.
Формы работы по проекту
· Работа с детьми:
Ø чтение и рассматривание художественной литературы, альбомов (потешки, прибаутки, рассказы, сказки);
Ø проведение игр с песком, водой;
Ø проведение игровых занятий;
Ø пополнение предметно — развивающей среды группы;
Ø опытно – экспериментальная деятельность;
Ø тематический день: «День мыльного пузыря и песка».
· Работа с родителями:
Ø выполнение творческих заданий;
Ø совместная опытно–экспериментальная деятельность;
Ø консультации: «наливаем, выливаем, наблюдаем, сравниваем», «как проводится «терапия» песком?»;
Ø мастер-класс «песочные фантазии»;
Ø изготовление и сбор оборудования для игр с песком;
Ø альбом: «в мире песка», «водичка, водичка»;
Ø создание мини – музея «вода и песок»;
Ø сборник художественной литературы (потешки, прибаутки, стихотворения, высказывания великих людей…).
Продолжительность проекта: июль-август 2014 года.
Целевая аудитория проекта – дети дошкольного возраста (3-7лет) МБДОУ №… .
Участники проекта – воспитанники ДОУ, педагоги, родители воспитанников.
Этапы реализации проекта
Этапы |
Задачи |
|
I этап Подготовительный
|
· изучение и анализ психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме; · составление плана реализации проекта; · разработать перспективные планы, конспекты опытнической деятельности, консультаций; · подбор необходимых материалов, пособий, игр для целостного обеспечения проекта.
|
· составление проекта «песочные фантазии»; · разработка модели комплексного взаимодействия всех участников проекта; · создание банка дидактических и методических материалов по использованию песочной игротерапии в работе ДОУ; · разработка плана мероприятий по использованию песочной игротерапии в воспитательно-образовательном процессе учреждения, соответствующего программе «» реализуемой в ДОУ. |
II этап Реализация
|
Функционирование проекта «Песочные фантазии» в воспитательно-образовательном процессе |
· Взаимодействие участников проекта · Полнота реализации основной общеобразовательной программы МБДОУ № «» · Активизация познавательной деятельности детей. |
III этап Результативность проекта
|
Проведение анализа педагогической деятельности в рамках проекта (в форме творческого отчета), создание презентаций, фотогазеты |
Предполагаемый результат:
· развитие высших психических функций (внимания, памяти, мышления, восприятия, воображения);
· способствует развитию познавательных способностей, тактильной чувствительности, мелкой моторики дошкольников;
· личностное развитие ребенка и развитие его индивидуальных особенностей;
· формирование коммуникативных навыков сотрудничества в общении со сверстниками, необходимых для успешного протекания процесса обучения;
· формирование самосознания и адекватной самооценки;
· совершенствование предметно – игровой деятельности, что способствует развитию сюжетно-ролевой игры;
· приобретение педагогами опыта самостоятельного выбора исследовательско-творческой деятельности, оценки и самооценки полученных результатов.
· получают удовольствие от совместной деятельность со взрослыми,
· получают положительные эмоции от экспериментирования;
· повысился уровень мотивации к играм с песком;
· получение первого опыта рефлексии (самооценка);
· творческое самовыражение воспитанников.
Формы работы с педагогами:
1 этап |
2 этап |
3 этап |
|
- Выставка, обзор методической литературы и дидактических пособий - методические посиделки: «Разговор о песочной терапии» - создание картотеки игр в педагогической песочнице - подбор детской художественной литературы - подбор методического и иллюстративного материала. - теоретический семинар: «Песочная терапия для дошкольников» - консультации: «Играем с песком», «Песок в детском саду» |
- Круглый стол: «Песочная страна – страна чудес» - разработка плана мероприятий, конспектов и сценариев по теме проекта - подбор и изготовление атрибутов и пособий, необходимых для организации работы с песком - консультация для педагогов: «История возникновения песочной терапии» - просмотр учебных видеофильмов - подбор экспонатов для мини-музея песка - изучение опыта работы дошкольных учреждений города по теме |
- Педагогический совет: «Интеграция образовательных областей с использованием элементов песочной терапии» - открытые просмотры организованной образовательной деятельности - смотр - конкурс: «Дидактические игры и пособия» - создание мини-музея песка - семинар-практикум: «Создание условий для работы с пеком» - фотовыставка: «Малыш, играющий в песок» - тренинговые упражнения: «Учим детей игре с песком» - изготовление пособия для воспитателей «Разнообразие игр с песком» - консультации: «Логопедические игры в песке», «Коррекция речевых нарушений средствами песочной терапии», «Психологические основы метода песочной терапии» |
- Панорама педагогических достижений: «Возможности песочной терапии» - самоанализ результатов по организации и проведению работы по проекту - выставка продуктов проектной деятельности - оформление и распространение материала: «Песочная страна – страна чудес» - оформление фотовыставки и выставки детских работ - оформление стенда: «Педагогическая песочница» - презентация проекта - создание слайд - шоу
|
Формы работы с детьми:
Дни недели |
||||
Понедельник |
Вторник |
Среда |
Четверг |
Пятница |
Музыкальная зарядка на свежем воздухе, проводит Кар-Карыч. Беседа с использованием иллюстраций, дидактических пособий «От куда берется песок?». Экспериментирование «Из чего состоит песок». Слушание музыки «Звуки природы». Песочная терапия – рисование цветным песком. Игра–импровизация «если я был бы…» Чтение художественной литературы – рассказы Николая Носова «Лукошко сказок». Подвижная игра «Гуси-гуси»; «Ловишки парами». Рассказы с ошибками (рассказы Незнайки). Психогимнастика «Отдых на природе» |
Музыкальная зарядка на свежем воздухе, проводит Нюша. Беседа «Правила безопасности при игре с песком». Экспериментирование «Форма песка», «Сыпучесть песка». «В гости к сказке» (конструирование, аппликация, рисование). Изготовление фотоколлажа «В гостях у Смешариков». Сюжетно-ролевая игра «Семья». Строительные игры с песком. Знакомство с глобусом. Стихотворения, загадки о полезных ископаемых. Закаливающие процедуры «Дорожка здоровья».
|
Музыкальная зарядка на свежем воздухе, проводит Потапыч. Беседа «Животные и песок». Экспериментирование «Свойства мокрого песка», «Песочные часы». Опыты «Песчаный конус», «Своды и тоннели». Строительные игры с песком. Чтение рассказа «На песке», Квитко Л. Игра-драматизация «Подземные жители». Игры «Что вы видите вокруг», «Найди звук». Песочная терапия – рисование кистью по песку. |
Музыкальная зарядка на свежем воздухе, проводит Крош. Беседа «Интересный мир пустыни». Экспериментирование «Погружение предметов в мокрый и сухой песок», «погружение предметов в плотный и рыхлый песок». Рассказы с ошибками (рассказы Незнайки). Дыхательная гимнастика «Запах природы». Профилактика плоскостопия – хождение босиком по песку, камням. Песочная терапия «Раскопки». Подвижные игры «По кочкам», «Кот и мыши». Сюжетно-ролевая игра «Геологи».
|
Музыкальная зарядка на свежем воздухе, проводит Лосяш. Беседа «Пустыня и люди». Экспериментирование «Фильтр из песка». Оформление фотовыставки «Песочные факты». Чтение рассказа «Песчанкин домик», Н.Сладков. Подвижные игры «Землекопы». Песочная терапия – «Коробка ощущений». Сюжетно-ролевая игра «Юные архитекторы». Конкурс «Песочные фантазий» (родители с детьми). Сказки-сочинения по своей постройке. Викторина «Что мы знаем о песке?»
|
Используемая литература
1. Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 6-7 лет. – Воронеж: Учитель, 2002.
2. Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи. – М.: ACT: Астрель: Транзиткнига, 2006.
3. Гаркуша Ю.Ф. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи. – Институт общегуманитарных исследований, 2002.
4. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом. М.: ТЦ Сфера, 2004.
5. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. – АРД ЛТД, 1998.
6. Журавлёва В.Н. Проектная деятельность старших дошкольников. - Волгоград: Учитель, 2011.
7. Иванова А.И. Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
8. Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
9. Короткова Н.А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2007.
10. Мартынова Е.В. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7. – Волгоград: Учитель, 2012.
11. Менщикова Л.Н. Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет. – Волгоград: Учитель, 2009
12. Сигимова М.Н. Экологические наблюдения. – Новосибирск: НИПКиПРО, 1995
13. Филичева Т. Б., Чевелёва Т.Б., Чиркина Г.В. Основы логопедии. - М.: Просвещение, 1989.
14. Хабарова Т.В. Педагогические технологии в дошкольном образовании. – СПб.: Детство-пресс, 2011.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.