Проект «Песочные фантазии»

  • Занимательные материалы
  • doc
  • 26.01.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В настоящее время значительно возрос интерес специалистов: педагогов, психологов, логопедов к специально организованным занятиям с использованием песочницы. И это не случайно, ведь игра с песком как процесс развития самосознания ребенка и его спонтанной «само терапии» известен с древних времен.
Иконка файла материала Проект «Песочные фантазии».doc

 

Проект «Песочные фантазии» предназначен для работы с детьми  дошкольного и младшего школьного возраста (3-7 лет).

Проект содержит материал по образовательной области «Познание», через интеграцию образовательных областей: «Социализация», «Безопасность», «Коммуникация».

 

Пояснительная записка

Все большую силу в наше время набирает идея введения обязательного школьного образования. Это означает установление федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования. Которые требуют “принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей”, о котором говорится в п. 2.4 федеральных требований. Интеграцию можно реализовать по-разному, но базироваться она должна на самом близком для дошкольника – на игре. А что может быть ближе, чем игра в песок.

В настоящее время значительно возрос интерес специалистов: педагогов, психологов, логопедов к специально организованным занятиям с использованием песочницы. И это не случайно, ведь игра с песком как процесс развития самосознания ребенка и его спонтанной «само терапии» известен с древних времен. Действительно, взаимодействуя с песком, ребенок проявляет чудеса фантазии. Волна ли смоет им созданное, или чья-то неосторожная нога раздавит творение, ребенок расстраивается не долго. Чаще всего, он сам готов разрушить созданное, чтобы на прежнем месте с еще большим энтузиазмом приступить к новому строительству. Так один сюжет жизни завершается, уступая место следующему. И так бесконечно.

Опыты и эксперименты с песком способствуют формированию у детей познавательного интереса, развитию наблюдательности и эмоциональности в общении с окружающим миром. Для этого необходим системный подход, позволяющий ежедневно включать ребенка в поисковую, творческую деятельность. Основные задачи формирования восприятия интегрируются с задачами развития речи, движений, игровых умений.

Цель проекта: Развитие познавательного интереса к неживой природе. Помочь ребенку увидеть мир, вселить в него уверенность, зажечь огонек радости, творчества, помочь поверить в себя и не бояться направить его деятельность.

Задачи:

·                   изучить взгляды и рекомендации исследователей по проблеме песочной игротерапии;

·                   разнообразить способы песочной игротерапии и разработать систему занятий с детьми;

·                   наладить тесное взаимодействие с родителями по решению данного проекта;

·                   познакомить со свойствами воды и песка, формирование умений экспериментирования с предметами, развитие мелкой моторики;

·                   развивать творчество, познавательные способности, креативность участников проекта;

·                   расширять опыт ориентировки в окружающем, обогащать детей разнообразными сенсорными впечатлениям;

·                   развивать детскую самостоятельность и инициативу;

·                   укреплять физическое и психическое здоровье детей;

·                   воспитывать бережное отношение к объектам неживой природы.

 

Общие принципы проекта «Песочные фантазии»

·           принцип креативности, позволяющий формировать новые знания, умения, навыки ребенка на базе уже имеющихся.

·           принцип гуманизации: во главу проекта поставлен ребенок и забота о его здоровье и безопасности.

·           "позитивный центризм": отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста;

·           дифференцированный подход к каждому ребенку, учет его психологических особенностей, возможностей и интересов;

·           развивающий характер обучения, основанный на детской активности;

·           сочетание научности и доступности материала;

·           наглядность;

·           характерный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;

·           профессиональная компетентность педагога;

·           принцип от близкого к далекому;

·           принцип системно-организованного подхода, который предполагает скоординированную работу всех специалистов ДОУ;

·           принцип учета региональных условий.

Эти принципы взаимосвязаны и реализуются в единстве.

 

Особенности организации проекта «Песочные фантазии»

Процесс совместной деятельности с воспитанниками включает в себя:

§     использование при организации образовательного процесса методов и приемов, способствующих развитию возможностей самовыражения детей;

§     организация  мероприятий для повышения социального статуса детей;

§     вовлечение дошкольников в свободные игры со сверстниками;

§      моделирование для детей ситуаций незавершённости и открытости деятельности и мышления в отличие от жёстко заданных и строго контролируемых условий;

§      акцент в работе проекта на вовлечении дошкольников в специфические детские виды деятельности (предметные игры, рисование, конструирование, лепка и др.)

§      разрешение и поощрение высказывания детьми  множества вопросов;

§     использование в обучении дошкольников провокационных вопросов (постановка проблем или затруднений, для устранения которых нет известных средств), стимуляция выработки детьми собственных средств осуществления деятельности, а не принятие готовых;

§     привлечение внимания к интересам детей со стороны воспитателей и родителей, предоставление детям возможностей осуществления совместной с взрослыми деятельности, наличие в окружении ребенка образцов и результатов взрослой креативности;

§      использование аргументированной оценки для анализа действий, а не для награды или осуждения;

§     создание атмосферы взаимопонимания (принятия) и возможности спонтанной экспрессии, творческого использования знаний.

 

Методы и приемы:

Исследовательская, практическая деятельность. Работа с раздаточным материалом (совочками, формочками, ситечками). Экспериментирование, поиск, наблюдение, опыт.

Игровая деятельность. Обыгрывание ситуаций, инсценирование и театрализация (животные пустыни, ветер, дождик – дождик, необыкновенные следы…)

Словесные методы. Мини-беседа, доверительная беседа (наши чувства в пустыне, почему мне одиноко, как справиться с грустью). Диалог и рассказ педагога (что такое пустыня, кто здесь живет?). Фольклор и чтение произведений литературы (сказки, стихи).

Наглядные методы. Показ игрушек (жители пустыни, здания, сказочные персонажи…). Рассматривание картин и иллюстраций.

Игровые приемы могут быть различного характера — подвижные игры, пальчиковые игры, физминутки, игры с предметами, игры на внимание и т.д.

Формы работы по проекту

·       Работа с детьми:

Ø   чтение и рассматривание художественной литературы, альбомов (потешки, прибаутки, рассказы, сказки);

Ø   проведение игр с песком, водой;

Ø   проведение игровых занятий;

Ø   пополнение предметно — развивающей среды группы;

Ø   опытно – экспериментальная деятельность;

Ø   тематический день: «День мыльного пузыря и песка».

·       Работа с родителями:

Ø    выполнение творческих заданий;

Ø    совместная опытно–экспериментальная деятельность;

Ø    консультации: «наливаем, выливаем, наблюдаем, сравниваем», «как проводится «терапия» песком?»;

Ø    мастер-класс «песочные фантазии»;

Ø    изготовление и сбор оборудования для игр с песком;

Ø    альбом: «в мире песка», «водичка, водичка»;

Ø    создание мини – музея «вода и песок»;

Ø    сборник художественной литературы (потешки, прибаутки, стихотворения, высказывания великих людей…).

 

Продолжительность проекта: июль-август 2014 года.

Целевая аудитория проекта – дети дошкольного возраста (3-7лет) МБДОУ №… .

Участники проекта – воспитанники ДОУ, педагоги, родители воспитанников.

 

Этапы реализации проекта

Этапы

Задачи

 

I этап

Подготовительный

 

·          изучение и анализ психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме;

·          составление плана реализации проекта;

·          разработать перспективные планы, конспекты опытнической деятельности, консультаций;

·          подбор необходимых материалов, пособий, игр для целостного обеспечения проекта.

 

·          составление проекта «песочные фантазии»;

·          разработка модели комплексного взаимодействия всех участников проекта;

·          создание банка дидактических и методических материалов по использованию песочной игротерапии в работе ДОУ;

·          разработка плана мероприятий по использованию песочной игротерапии в воспитательно-образовательном процессе учреждения, соответствующего программе «» реализуемой в ДОУ.

II этап

Реализация

 

Функционирование проекта «Песочные фантазии» в воспитательно-образовательном  процессе

·            Взаимодействие участников проекта

·            Полнота реализации основной общеобразовательной программы МБДОУ № «»

·            Активизация познавательной деятельности детей.

III этап

Результативность проекта

 

Проведение анализа педагогической деятельности в рамках проекта (в форме творческого отчета), создание презентаций, фотогазеты

 

Предполагаемый результат:

·           развитие высших психических функций (внимания, памяти, мышления, восприятия, воображения);

·           способствует развитию познавательных способностей, тактильной чувствительности, мелкой моторики дошкольников;

·           личностное развитие ребенка и развитие его индивидуальных особенностей;

·           формирование коммуникативных навыков сотрудничества в общении со сверстниками, необходимых для успешного протекания процесса обучения;

·           формирование самосознания и адекватной самооценки;

·           совершенствование предметно – игровой деятельности, что способствует развитию сюжетно-ролевой игры;

·           приобретение педагогами опыта самостоятельного выбора исследовательско-творческой деятельности, оценки и самооценки полученных результатов.

·           получают удовольствие от совместной деятельность со взрослыми,

·           получают положительные эмоции от   экспериментирования;

·           повысился уровень мотивации к играм с песком;

·           получение первого опыта рефлексии (самооценка);

·           творческое самовыражение воспитанников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формы работы с педагогами:

1 этап

2 этап

3 этап

- Выставка, обзор методической литературы и дидактических пособий

- методические посиделки: «Разговор о песочной терапии»

- создание картотеки игр в педагогической песочнице

- подбор детской художественной литературы

- подбор методического и иллюстративного материала.

- теоретический семинар: «Песочная терапия для дошкольников»

- консультации: «Играем с песком», «Песок в детском саду»

- Круглый стол: «Песочная страна – страна чудес»

- разработка плана мероприятий, конспектов и сценариев по теме проекта

- подбор и изготовление атрибутов и пособий, необходимых для организации работы с песком

- консультация для педагогов: «История возникновения песочной терапии»

- просмотр учебных видеофильмов

- подбор экспонатов для мини-музея песка

- изучение опыта работы дошкольных учреждений города по теме

- Педагогический совет: «Интеграция образовательных областей с использованием элементов песочной терапии»

- открытые просмотры организованной образовательной деятельности

- смотр - конкурс: «Дидактические игры и пособия»

- создание мини-музея песка

- семинар-практикум: «Создание условий для работы с пеком»

- фотовыставка: «Малыш, играющий в песок»

- тренинговые упражнения: «Учим детей игре с песком»

- изготовление пособия для воспитателей «Разнообразие игр с песком»

- консультации: «Логопедические игры в песке», «Коррекция речевых нарушений средствами песочной терапии», «Психологические основы метода песочной терапии»

- Панорама педагогических достижений: «Возможности песочной терапии»

- самоанализ результатов по организации и проведению работы по проекту

- выставка продуктов проектной деятельности

- оформление и распространение материала: «Песочная страна – страна  чудес»

- оформление фотовыставки и выставки детских работ

- оформление стенда: «Педагогическая песочница»

- презентация проекта

- создание слайд - шоу

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Формы работы с детьми:

Дни недели

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Музыкальная зарядка на свежем воздухе, проводит Кар-Карыч.

Беседа с использованием иллюстраций, дидактических пособий «От куда берется песок?».

Экспериментирование «Из чего состоит песок».

Слушание музыки «Звуки природы».

Песочная терапия – рисование цветным песком.

Игра–импровизация «если я был бы…»

Чтение художественной литературы – рассказы Николая Носова «Лукошко сказок».

Подвижная игра «Гуси-гуси»; «Ловишки парами».

Рассказы с ошибками (рассказы Незнайки).

Психогимнастика «Отдых на природе»

Музыкальная зарядка на свежем воздухе, проводит Нюша.

Беседа «Правила безопасности при игре с песком».

Экспериментирование «Форма песка», «Сыпучесть песка».

«В гости к сказке» (конструирование, аппликация, рисование).

Изготовление фотоколлажа «В гостях у Смешариков».

Сюжетно-ролевая игра «Семья».

Строительные игры с песком.

Знакомство с глобусом.

Стихотворения, загадки о полезных ископаемых.

Закаливающие процедуры «Дорожка здоровья».

 

 

Музыкальная зарядка на свежем воздухе, проводит Потапыч.

Беседа «Животные и песок».

Экспериментирование «Свойства мокрого песка», «Песочные часы».

Опыты «Песчаный конус», «Своды и тоннели».

Строительные игры с песком.

Чтение рассказа «На песке», Квитко Л.

Игра-драматизация «Подземные жители».

Игры «Что вы видите вокруг», «Найди звук».

Песочная терапия – рисование кистью по песку.

Музыкальная зарядка на свежем воздухе, проводит Крош.

Беседа «Интересный мир пустыни».

Экспериментирование «Погружение предметов в мокрый и сухой песок», «погружение предметов в плотный и рыхлый песок».

Рассказы с ошибками (рассказы Незнайки).

Дыхательная гимнастика «Запах природы».

Профилактика плоскостопия – хождение босиком по песку, камням.

Песочная терапия «Раскопки».

Подвижные игры «По кочкам», «Кот и мыши».

Сюжетно-ролевая игра «Геологи».

 

Музыкальная зарядка на свежем воздухе, проводит Лосяш.

Беседа «Пустыня и люди».

Экспериментирование «Фильтр из песка».

Оформление фотовыставки «Песочные факты».

Чтение рассказа «Песчанкин домик», Н.Сладков.

Подвижные игры «Землекопы».

Песочная терапия – «Коробка ощущений».

Сюжетно-ролевая игра «Юные архитекторы».

Конкурс «Песочные фантазий» (родители с детьми).

Сказки-сочинения по своей постройке.

Викторина «Что мы знаем о песке?»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Используемая литература

1.             Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 6-7 лет. – Воронеж: Учитель, 2002.

2.             Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи. – М.: ACT: Астрель:  Транзиткнига, 2006.

3.              Гаркуша Ю.Ф. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи. – Институт общегуманитарных исследований, 2002.

4.             Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом. М.: ТЦ Сфера, 2004.

5.             Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. – АРД ЛТД, 1998.

6.             Журавлёва В.Н. Проектная деятельность старших дошкольников. - Волгоград: Учитель, 2011.

7.             Иванова А.И. Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек. – М.: ТЦ Сфера, 2008.

8.             Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений. – М.: ТЦ Сфера, 2008.

9.             Короткова Н.А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2007.

10.         Мартынова Е.В. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7. – Волгоград: Учитель, 2012.

11.         Менщикова Л.Н. Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет. – Волгоград: Учитель, 2009

12.         Сигимова М.Н. Экологические наблюдения. – Новосибирск: НИПКиПРО, 1995

13.         Филичева Т. Б., Чевелёва Т.Б., Чиркина Г.В. Основы логопедии. - М.: Просвещение, 1989.

14.         Хабарова Т.В. Педагогические технологии в дошкольном образовании. – СПб.: Детство-пресс, 2011.