Проект «Песочные фантазии»
Оценка 4.7

Проект «Песочные фантазии»

Оценка 4.7
Занимательные материалы
doc
другое
1 кл—4 кл
26.01.2021
Проект «Песочные фантазии»
В настоящее время значительно возрос интерес специалистов: педагогов, психологов, логопедов к специально организованным занятиям с использованием песочницы. И это не случайно, ведь игра с песком как процесс развития самосознания ребенка и его спонтанной «само терапии» известен с древних времен.
Проект «Песочные фантазии».doc

 

Проект «Песочные фантазии» предназначен для работы с детьми  дошкольного и младшего школьного возраста (3-7 лет).

Проект содержит материал по образовательной области «Познание», через интеграцию образовательных областей: «Социализация», «Безопасность», «Коммуникация».

 

Пояснительная записка

Все большую силу в наше время набирает идея введения обязательного школьного образования. Это означает установление федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования. Которые требуют “принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей”, о котором говорится в п. 2.4 федеральных требований. Интеграцию можно реализовать по-разному, но базироваться она должна на самом близком для дошкольника – на игре. А что может быть ближе, чем игра в песок.

В настоящее время значительно возрос интерес специалистов: педагогов, психологов, логопедов к специально организованным занятиям с использованием песочницы. И это не случайно, ведь игра с песком как процесс развития самосознания ребенка и его спонтанной «само терапии» известен с древних времен. Действительно, взаимодействуя с песком, ребенок проявляет чудеса фантазии. Волна ли смоет им созданное, или чья-то неосторожная нога раздавит творение, ребенок расстраивается не долго. Чаще всего, он сам готов разрушить созданное, чтобы на прежнем месте с еще большим энтузиазмом приступить к новому строительству. Так один сюжет жизни завершается, уступая место следующему. И так бесконечно.

Опыты и эксперименты с песком способствуют формированию у детей познавательного интереса, развитию наблюдательности и эмоциональности в общении с окружающим миром. Для этого необходим системный подход, позволяющий ежедневно включать ребенка в поисковую, творческую деятельность. Основные задачи формирования восприятия интегрируются с задачами развития речи, движений, игровых умений.

Цель проекта: Развитие познавательного интереса к неживой природе. Помочь ребенку увидеть мир, вселить в него уверенность, зажечь огонек радости, творчества, помочь поверить в себя и не бояться направить его деятельность.

Задачи:

·                   изучить взгляды и рекомендации исследователей по проблеме песочной игротерапии;

·                   разнообразить способы песочной игротерапии и разработать систему занятий с детьми;

·                   наладить тесное взаимодействие с родителями по решению данного проекта;

·                   познакомить со свойствами воды и песка, формирование умений экспериментирования с предметами, развитие мелкой моторики;

·                   развивать творчество, познавательные способности, креативность участников проекта;

·                   расширять опыт ориентировки в окружающем, обогащать детей разнообразными сенсорными впечатлениям;

·                   развивать детскую самостоятельность и инициативу;

·                   укреплять физическое и психическое здоровье детей;

·                   воспитывать бережное отношение к объектам неживой природы.

 

Общие принципы проекта «Песочные фантазии»

·           принцип креативности, позволяющий формировать новые знания, умения, навыки ребенка на базе уже имеющихся.

·           принцип гуманизации: во главу проекта поставлен ребенок и забота о его здоровье и безопасности.

·           "позитивный центризм": отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста;

·           дифференцированный подход к каждому ребенку, учет его психологических особенностей, возможностей и интересов;

·           развивающий характер обучения, основанный на детской активности;

·           сочетание научности и доступности материала;

·           наглядность;

·           характерный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;

·           профессиональная компетентность педагога;

·           принцип от близкого к далекому;

·           принцип системно-организованного подхода, который предполагает скоординированную работу всех специалистов ДОУ;

·           принцип учета региональных условий.

Эти принципы взаимосвязаны и реализуются в единстве.

 

Особенности организации проекта «Песочные фантазии»

Процесс совместной деятельности с воспитанниками включает в себя:

§     использование при организации образовательного процесса методов и приемов, способствующих развитию возможностей самовыражения детей;

§     организация  мероприятий для повышения социального статуса детей;

§     вовлечение дошкольников в свободные игры со сверстниками;

§      моделирование для детей ситуаций незавершённости и открытости деятельности и мышления в отличие от жёстко заданных и строго контролируемых условий;

§      акцент в работе проекта на вовлечении дошкольников в специфические детские виды деятельности (предметные игры, рисование, конструирование, лепка и др.)

§      разрешение и поощрение высказывания детьми  множества вопросов;

§     использование в обучении дошкольников провокационных вопросов (постановка проблем или затруднений, для устранения которых нет известных средств), стимуляция выработки детьми собственных средств осуществления деятельности, а не принятие готовых;

§     привлечение внимания к интересам детей со стороны воспитателей и родителей, предоставление детям возможностей осуществления совместной с взрослыми деятельности, наличие в окружении ребенка образцов и результатов взрослой креативности;

§      использование аргументированной оценки для анализа действий, а не для награды или осуждения;

§     создание атмосферы взаимопонимания (принятия) и возможности спонтанной экспрессии, творческого использования знаний.

 

Методы и приемы:

Исследовательская, практическая деятельность. Работа с раздаточным материалом (совочками, формочками, ситечками). Экспериментирование, поиск, наблюдение, опыт.

Игровая деятельность. Обыгрывание ситуаций, инсценирование и театрализация (животные пустыни, ветер, дождик – дождик, необыкновенные следы…)

Словесные методы. Мини-беседа, доверительная беседа (наши чувства в пустыне, почему мне одиноко, как справиться с грустью). Диалог и рассказ педагога (что такое пустыня, кто здесь живет?). Фольклор и чтение произведений литературы (сказки, стихи).

Наглядные методы. Показ игрушек (жители пустыни, здания, сказочные персонажи…). Рассматривание картин и иллюстраций.

Игровые приемы могут быть различного характера — подвижные игры, пальчиковые игры, физминутки, игры с предметами, игры на внимание и т.д.

Формы работы по проекту

·       Работа с детьми:

Ø   чтение и рассматривание художественной литературы, альбомов (потешки, прибаутки, рассказы, сказки);

Ø   проведение игр с песком, водой;

Ø   проведение игровых занятий;

Ø   пополнение предметно — развивающей среды группы;

Ø   опытно – экспериментальная деятельность;

Ø   тематический день: «День мыльного пузыря и песка».

·       Работа с родителями:

Ø    выполнение творческих заданий;

Ø    совместная опытно–экспериментальная деятельность;

Ø    консультации: «наливаем, выливаем, наблюдаем, сравниваем», «как проводится «терапия» песком?»;

Ø    мастер-класс «песочные фантазии»;

Ø    изготовление и сбор оборудования для игр с песком;

Ø    альбом: «в мире песка», «водичка, водичка»;

Ø    создание мини – музея «вода и песок»;

Ø    сборник художественной литературы (потешки, прибаутки, стихотворения, высказывания великих людей…).

 

Продолжительность проекта: июль-август 2014 года.

Целевая аудитория проекта – дети дошкольного возраста (3-7лет) МБДОУ №… .

Участники проекта – воспитанники ДОУ, педагоги, родители воспитанников.

 

Этапы реализации проекта

Этапы

Задачи

 

I этап

Подготовительный

 

·          изучение и анализ психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме;

·          составление плана реализации проекта;

·          разработать перспективные планы, конспекты опытнической деятельности, консультаций;

·          подбор необходимых материалов, пособий, игр для целостного обеспечения проекта.

 

·          составление проекта «песочные фантазии»;

·          разработка модели комплексного взаимодействия всех участников проекта;

·          создание банка дидактических и методических материалов по использованию песочной игротерапии в работе ДОУ;

·          разработка плана мероприятий по использованию песочной игротерапии в воспитательно-образовательном процессе учреждения, соответствующего программе «» реализуемой в ДОУ.

II этап

Реализация

 

Функционирование проекта «Песочные фантазии» в воспитательно-образовательном  процессе

·            Взаимодействие участников проекта

·            Полнота реализации основной общеобразовательной программы МБДОУ № «»

·            Активизация познавательной деятельности детей.

III этап

Результативность проекта

 

Проведение анализа педагогической деятельности в рамках проекта (в форме творческого отчета), создание презентаций, фотогазеты

 

Предполагаемый результат:

·           развитие высших психических функций (внимания, памяти, мышления, восприятия, воображения);

·           способствует развитию познавательных способностей, тактильной чувствительности, мелкой моторики дошкольников;

·           личностное развитие ребенка и развитие его индивидуальных особенностей;

·           формирование коммуникативных навыков сотрудничества в общении со сверстниками, необходимых для успешного протекания процесса обучения;

·           формирование самосознания и адекватной самооценки;

·           совершенствование предметно – игровой деятельности, что способствует развитию сюжетно-ролевой игры;

·           приобретение педагогами опыта самостоятельного выбора исследовательско-творческой деятельности, оценки и самооценки полученных результатов.

·           получают удовольствие от совместной деятельность со взрослыми,

·           получают положительные эмоции от   экспериментирования;

·           повысился уровень мотивации к играм с песком;

·           получение первого опыта рефлексии (самооценка);

·           творческое самовыражение воспитанников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формы работы с педагогами:

1 этап

2 этап

3 этап

- Выставка, обзор методической литературы и дидактических пособий

- методические посиделки: «Разговор о песочной терапии»

- создание картотеки игр в педагогической песочнице

- подбор детской художественной литературы

- подбор методического и иллюстративного материала.

- теоретический семинар: «Песочная терапия для дошкольников»

- консультации: «Играем с песком», «Песок в детском саду»

- Круглый стол: «Песочная страна – страна чудес»

- разработка плана мероприятий, конспектов и сценариев по теме проекта

- подбор и изготовление атрибутов и пособий, необходимых для организации работы с песком

- консультация для педагогов: «История возникновения песочной терапии»

- просмотр учебных видеофильмов

- подбор экспонатов для мини-музея песка

- изучение опыта работы дошкольных учреждений города по теме

- Педагогический совет: «Интеграция образовательных областей с использованием элементов песочной терапии»

- открытые просмотры организованной образовательной деятельности

- смотр - конкурс: «Дидактические игры и пособия»

- создание мини-музея песка

- семинар-практикум: «Создание условий для работы с пеком»

- фотовыставка: «Малыш, играющий в песок»

- тренинговые упражнения: «Учим детей игре с песком»

- изготовление пособия для воспитателей «Разнообразие игр с песком»

- консультации: «Логопедические игры в песке», «Коррекция речевых нарушений средствами песочной терапии», «Психологические основы метода песочной терапии»

- Панорама педагогических достижений: «Возможности песочной терапии»

- самоанализ результатов по организации и проведению работы по проекту

- выставка продуктов проектной деятельности

- оформление и распространение материала: «Песочная страна – страна  чудес»

- оформление фотовыставки и выставки детских работ

- оформление стенда: «Педагогическая песочница»

- презентация проекта

- создание слайд - шоу

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Формы работы с детьми:

Дни недели

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Музыкальная зарядка на свежем воздухе, проводит Кар-Карыч.

Беседа с использованием иллюстраций, дидактических пособий «От куда берется песок?».

Экспериментирование «Из чего состоит песок».

Слушание музыки «Звуки природы».

Песочная терапия – рисование цветным песком.

Игра–импровизация «если я был бы…»

Чтение художественной литературы – рассказы Николая Носова «Лукошко сказок».

Подвижная игра «Гуси-гуси»; «Ловишки парами».

Рассказы с ошибками (рассказы Незнайки).

Психогимнастика «Отдых на природе»

Музыкальная зарядка на свежем воздухе, проводит Нюша.

Беседа «Правила безопасности при игре с песком».

Экспериментирование «Форма песка», «Сыпучесть песка».

«В гости к сказке» (конструирование, аппликация, рисование).

Изготовление фотоколлажа «В гостях у Смешариков».

Сюжетно-ролевая игра «Семья».

Строительные игры с песком.

Знакомство с глобусом.

Стихотворения, загадки о полезных ископаемых.

Закаливающие процедуры «Дорожка здоровья».

 

 

Музыкальная зарядка на свежем воздухе, проводит Потапыч.

Беседа «Животные и песок».

Экспериментирование «Свойства мокрого песка», «Песочные часы».

Опыты «Песчаный конус», «Своды и тоннели».

Строительные игры с песком.

Чтение рассказа «На песке», Квитко Л.

Игра-драматизация «Подземные жители».

Игры «Что вы видите вокруг», «Найди звук».

Песочная терапия – рисование кистью по песку.

Музыкальная зарядка на свежем воздухе, проводит Крош.

Беседа «Интересный мир пустыни».

Экспериментирование «Погружение предметов в мокрый и сухой песок», «погружение предметов в плотный и рыхлый песок».

Рассказы с ошибками (рассказы Незнайки).

Дыхательная гимнастика «Запах природы».

Профилактика плоскостопия – хождение босиком по песку, камням.

Песочная терапия «Раскопки».

Подвижные игры «По кочкам», «Кот и мыши».

Сюжетно-ролевая игра «Геологи».

 

Музыкальная зарядка на свежем воздухе, проводит Лосяш.

Беседа «Пустыня и люди».

Экспериментирование «Фильтр из песка».

Оформление фотовыставки «Песочные факты».

Чтение рассказа «Песчанкин домик», Н.Сладков.

Подвижные игры «Землекопы».

Песочная терапия – «Коробка ощущений».

Сюжетно-ролевая игра «Юные архитекторы».

Конкурс «Песочные фантазий» (родители с детьми).

Сказки-сочинения по своей постройке.

Викторина «Что мы знаем о песке?»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Используемая литература

1.             Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 6-7 лет. – Воронеж: Учитель, 2002.

2.             Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи. – М.: ACT: Астрель:  Транзиткнига, 2006.

3.              Гаркуша Ю.Ф. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи. – Институт общегуманитарных исследований, 2002.

4.             Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом. М.: ТЦ Сфера, 2004.

5.             Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. – АРД ЛТД, 1998.

6.             Журавлёва В.Н. Проектная деятельность старших дошкольников. - Волгоград: Учитель, 2011.

7.             Иванова А.И. Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек. – М.: ТЦ Сфера, 2008.

8.             Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений. – М.: ТЦ Сфера, 2008.

9.             Короткова Н.А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2007.

10.         Мартынова Е.В. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7. – Волгоград: Учитель, 2012.

11.         Менщикова Л.Н. Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет. – Волгоград: Учитель, 2009

12.         Сигимова М.Н. Экологические наблюдения. – Новосибирск: НИПКиПРО, 1995

13.         Филичева Т. Б., Чевелёва Т.Б., Чиркина Г.В. Основы логопедии. - М.: Просвещение, 1989.

14.         Хабарова Т.В. Педагогические технологии в дошкольном образовании. – СПб.: Детство-пресс, 2011.

 

 


Проект «Песочные фантазии» предназначен для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста (3-7 лет)

Проект «Песочные фантазии» предназначен для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста (3-7 лет)

Основные задачи формирования восприятия интегрируются с задачами развития речи, движений, игровых умений

Основные задачи формирования восприятия интегрируются с задачами развития речи, движений, игровых умений

ДОУ; · принцип учета региональных условий

ДОУ; · принцип учета региональных условий

Методы и приемы: Исследовательская, практическая деятельность

Методы и приемы: Исследовательская, практическая деятельность

Работа с родителями: Ø выполнение творческих заданий; Ø совместная опытно–экспериментальная деятельность; Ø консультации: «наливаем, выливаем, наблюдаем, сравниваем», «как проводится «терапия» песком?»; Ø мастер-класс «песочные фантазии»;…

Работа с родителями: Ø выполнение творческих заданий; Ø совместная опытно–экспериментальная деятельность; Ø консультации: «наливаем, выливаем, наблюдаем, сравниваем», «как проводится «терапия» песком?»; Ø мастер-класс «песочные фантазии»;…

I этап Подготовительный · изучение и анализ психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме; · составление плана реализации проекта; · разработать перспективные планы, конспекты опытнической деятельности, консультаций;…

I этап Подготовительный · изучение и анализ психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме; · составление плана реализации проекта; · разработать перспективные планы, конспекты опытнической деятельности, консультаций;…

Формы работы с педагогами: 1 этап 2 этап 3 этап -

Формы работы с педагогами: 1 этап 2 этап 3 этап -

Разговор о песочной терапии» - создание картотеки игр в педагогической песочнице - подбор детской художественной литературы - подбор методического и иллюстративного материала

Разговор о песочной терапии» - создание картотеки игр в педагогической песочнице - подбор детской художественной литературы - подбор методического и иллюстративного материала

Проект «Песочные фантазии»

Проект «Песочные фантазии»

Формы работы с детьми:

Формы работы с детьми:

Музыкальная зарядка на свежем воздухе, проводит

Музыкальная зарядка на свежем воздухе, проводит

Используемая литература 1.

Используемая литература 1.

Проект «Песочные фантазии»

Проект «Песочные фантазии»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.01.2021