Проект по художественно-эстетическому развитию « Творческий мир правополушарного рисования» в подготовительной группе
Оценка 4.9

Проект по художественно-эстетическому развитию « Творческий мир правополушарного рисования» в подготовительной группе

Оценка 4.9
docx
01.05.2023
Проект по художественно-эстетическому развитию « Творческий мир правополушарного рисования»  в подготовительной группе
правополушарное рисование проэкт.docx

Выполнила:
Воспитатель
Фурса М.В.
С. Петровка, 2022
Проект по художественно-эстетическому развитию
« Творческий мир правополушарного рисования» 
в подготовительной группе

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД «КРАСНАЯ ШАПОЧКА» С.ПЕТРОВКА КРАСНОГВАРДЕЙСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

,СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка______________________________________стр. 3
1.Паспорт проекта_____________________________стр. 5
2.Этапы реализации проекта______________________________________стр.6
3 .Виды деятельности, формы, способы реализации проекта______________________________________стр.6
4. План мероприятий по реализации проекта______________________________________стр.8
5. Материально-технические условия реализации проекта________________________________________стр.9
6.Программно-методическое обеспечение___________________________________ стр.9
7.Списоклитературы_____________________________стр.9
Приложения

Пояснительная записка
Рисование является одним из важнейших средств воспитания всесторонней, гармонично развитой личности дошкольника. Этот вид деятельности тесно связан с самостоятельной практической и творческой активностью ребенка. В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности. Рисуя, ребенок формирует и развивает определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета; развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки.
        Систематические занятия рисованием обеспечивают детям радость творчества.
Работы отечественных и зарубежных специалистов свидетельствуют о том, что художественно – творческая деятельность выполняет терапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных, печальных событий, обид, снимая нервное напряжение, страхи, вызывает радостное, приподнятое настроение, обеспечивает положительное эмоциональное состояние каждого ребенка.
Проанализировав авторские разработки педагогов, занимающихся изодеятельностью с дошкольниками, а также передовой опыт работы с детьми отечественных и зарубежных педагогов и психологов, я заинтересовалась возможностью применения нетрадиционных приемов изодеятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Меня заинтересовал уникальный метод правополушарного рисования, который успешно применяется в различных художественных школах и студиях, детских садах, кружках и считается верным способом «научиться рисовать каждому».
Метод был создан профессором Бетти Эдвардс в 1979 году на основе исследований профессора Роджера Сперри (психобиолог, лауреат Нобелевской премии в области деятельности головного мозга).
Правополушарное рисование – метод создания произведений искусства, основанный на активизации работы правого полушария головного мозга. Метод не только раскрывает истинный потенциал ребенка и помогает ему легче усваивать материал, но и бережет от перегрузок и стрессов. 
Суть метода правополушарного рисования заключается во временном подавлении работы левого полушария и передачу ведущей роли в рисовании правому, более пригодному для этой деятельности. При работе игнорируются мнения из памяти о том, как объект должен выглядеть. Вместо этого художник «видит объект на самом деле» — сравнивая его размер в целом, размер отдельных элементов, отношение пространства, света и тени и объединении всего этого в единую картину. Таким образом, Методика рисования по Бетти Эдвардс - это набор уроков, 2 каждый из которых постепенно приучает рисовать с использованием возможностей правого полушария, а именно:
∙ видеть контуры вместо фигуры;
∙ различать негативные и позитивные пространства (менять местами фигуру и фон);
 ∙ видеть перспективу и соотношение предметов (чувствовать пропорции);.

Основные навыки
Согласно методу Бетти Эдвард, рисование состоит из 5 базовых навыков и двух тренировочных.
Базовые навыки:
1. Восприятие краёв.
2. Восприятие пространства.
3. Восприятие соотношений.
4. Восприятие света и тени.
5. Восприятие целостного образа.
Тренировочные навыки:
1. Рисование по памяти
2. Рисование при помощи воображения.
Преимущества правополушарного рисования:
1. При правополушарной живописи в работу очень быстро включается правое полушарие. Это возможность быстро научиться рисовать и значительно улучшить эффективность любой деятельности, ведь мозг начинает работать в полную силу, тогда как до этого он функционировал лишь наполовину.
2. Короткий сеанс рисования позволяет быстро восстановиться и сбросить усталость.
3. Правое полушарие отвечает за «взгляд художника». Воспринимается объем предметов, глубина картины, переходы цветов.
4. Метод использования правого полушария позволяет очень быстро освоить искусство рисования. Благодаря нескольким упражнениям появляется возможность делать то, что прежде было недостижимо: рисование пейзажей, портретов, натюрмортов.
        Польза методики
1. Блокируется работа левого полушария, которое мешает человеку реалистично изобразить тот или иной предмет. В момент перехода в правополушарный режим человеку становится намного легче сначала повторить очертания предмета или момент цветоперехода, а в дальнейшем навык развивается настолько, что никакого труда не составляет полноценное рисование картин «с нуля» с использованием одного только воображения.
2. Это волшебное путешествие к источнику своих собственных творческих способностей, приобретение чувства вдохновения. Рисование правым полушарием - это психологический тренинг креативности, снятие стереотипов восприятия, мышления, видения, а также тонкой синхронизации центральной нервной системы и моторики.
3. «Активированное» правое полушарие остается рабочим и дальше, изменяя и перестраивая весь образ мышления человека, позволяет внести необходимую долю творчества в жизни и развитии ребенка, помогает достичь расслабленности и гармонии внутреннего мира.
Популярность метода
Человек с развитым правым полушарием находится в режиме творческого полета. В таком состоянии нужно очень мало энергии на содержание физического тела. Так же творческие люди могут долгое время работать без усталости, вдохновенно.
Используемый метод:
– позволяет развивать специальные умения и навыки, подготавливающие руку ребенка к письму;
– дает возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;
– формирует эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования;
Новизна
Развитие речи и интеллектуального мышления детей через обучение изобразительным навыкам с использованием метода правополушарного рисования. Главным содержанием видов деятельности в рамках данной методики выступает процесс «открытия мира» с использованием установки говорить.
Занятия правополушарным рисованием для ребенка – это не только овладение техникой рисования и создание художественного образа; это формирование умения обобщать и передавать знания и впечатления, полученные в процессе творческой деятельности педагогу, родителям, другим детям.

Проект по художественно-эстетическому развитию
 «Творческий мир правополушарного рисования.
1. Паспорт проекта «Творческий мир правополушарного рисования.
Вид проекта	Творческий
Руководитель проекта	Фурса Маргарита Васильевна
Участники проекта	Дети, педагоги, родители
Срок реализации проекта	Зима 2021- 2022
Цель проекта
	- развитие коммуникативных, языковых интеллектуальных и художественных способностей детей через методику правополушарного рисования.
Задачи проекта
	- учить детей осваивать коммуникативные, языковые, интеллектуальные и художественные навыки в процессе рисования. Развивать творческую активность, мышцы кистей рук, поддерживать потребность в самоутверждении. Формировать положительно – эмоциональное восприятие окружающего мира, воспитывать художественный вкус, интерес к изобразительному искусству.
Актуальность проекта	  Занятия ППР позволяют развивать у детей не только художественные способности, но и коммуникативные навыки в процессе рисования
Ожидаемые результаты:















	Для детей:
Дети узнают новое об окружающем мире, т.к. занятия проходят в соответствии с определенной темой.
∙ Учатся использовать в одной работе разные изобразительные материалы.
∙ Развиваются навыки дошкольников по составлению сюжетов.
∙ Дети учатся цветоведению и экспериментированию.
Для родителей: укрепится взаимопонимание между педагогами, детьми и родителями в вопросаххудожественно-эстетическоговоспитания;совместная деятельность в рамках проекта поможет еще более крепкому содружеству детей и родителей.
Для педагогов:обогащение предметно
развивающей среды группы дидактическими материалами;
- укрепится взаимопонимание между педагогами, детьми и родителями в вопросах художественно-эстетического воспитания

2 Этапы реализации проекта
Первый этап - подготовительный: (декабрь 2021) – Анализ проблемы и определение стратегических целей проекта (педагогическое моделирование). Проведение детальной и комплексной оценки сложившейся ситуации; выявление и анализ проблем; четкое определение стратегических целей и задач; разработка концепции, позволяющей придать правильное направление проекту и заложить базу для реализации всех этапов; анализ ресурсов, определение критериев оценки и способов мониторинга проекта. Диагностическое обследование детей. 
Второй этап - внедренческий: (январь 2022) (Реализация основных видов деятельности. Разработка программно-методического комплекса.    Непосредственное поэтапное внедрение педагогического проекта в работу с детьми старшего дошкольного возраста. 
Третий этап - обобщающий: (февраль 2022) Сбор и обработка методических, практических материалов, соотнесение поставленных и прогнозируемых результатов с полученными; обобщение материалов проекта.
1.3 Виды деятельности, формы, способы реализации проекта
Принципы проведения занятий:
•	системность подачи материала – взаимосвязь комплекса методов и приёмов во всех видах занятий, и на протяжении всего периода обучения по данной программе;
•	наглядность в обучении - осуществляется на основе восприятия наглядного материала;
•	цикличность построения занятия – занятия строятся на основе предыдущего занятия;
•	доступность - комплекс занятий составлен с учётом возрастных особенностей дошкольников по принципу дидактики (от простого - к сложному);
•	проблемность – активизирующие методы, направленные на поиск разрешения проблемных ситуаций;
•	развивающий и воспитательный характер обучения – занятия направлены на развитие эстетических чувств, познавательных процессов, на расширение кругозора.
Приемы и методы, используемые на занятиях: 
•	эмоциональный настрой – использование музыкальных произведений;
•	практические упражнения, дидактические игры;
•	словесные методы и приемы – рассказы, беседы, художественное слово, педагогическая драматизация, объяснение, пояснение, педагогическая оценка;
•	наглядные методы и приемы – наблюдение, рассматривание, показ образц

  

4. Рисуем елочку разными способами
Теория: 1. Показ способа рисования ели (мазками).
2. Показ способа рисования ели (жесткой кистью).
3. Показ новой техники «набрызг» с помощью жесткой кисти.
Практика: 1. Рисование облаков пальцами, ели мазками, украшение игрушками.
2. рисование ели по схеме, жесткой кистью, снегирей подушечкой пальца, дорисовка деталей (головы, крыльев, хвоста, снега «набрызгом»
5. Зимний лес.
. Теория: Рассматривание зимних пейзажей, объяснение, что такое линия горизонта, понятия «воздушная перспектива» и как ее изображали художники.
Практика: самостоятельная работа детей по рисованию зимнего пейзажа, применяя полученные навыки.
6.Птицы. Сова. Круговой фон
Теория: показ нового способа создания фона - по спирали. Рассматривание рисунка «Совенок», показ приема рисования совенка от яркого цветового пятна.
Практика: самостоятельная работа детей по рисованию зимнего пейзажа, деревьев, сов, нанесение светотени, снега на ветки деревьев.
7. Пингвиненок. 
Теория: продолжение знакомства с техникой правополушарного рисования от простых форм, цветового пятна, используя разные кисти.
 Практика: создание выразительного образа. ; рисование птнгвиненка по схеме, в определенной последовательности, от простых форм (круга, овала).
8. Зайченок беленький. 
Теория: продолжение знакомства с техникой правополушарного рисования от простых форм, цветового пятна, используя разные кисти.
 Практика: создание выразительного образа. ; рисование зайченка по схеме, в определенной последовательности, от простых форм (круга, овала

5. Материально-технические условия реализации Проекта
− методическая литература;
− гуашь 12 цветов;
− кисти разных размеров;
− акварельная бумага.
6. Программно-методическое обеспечение
1. Правополушарное рисование: методика, техники и упражнения
 Искусство и развлечения Искусство Авт. Анастасия Истомина, 2015г.
2. «Открой в себе художника», Бетти Эдвардс, 1979г.
3.Р.Г.Казакова «Занятия по рисованию с дошкольниками: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий».- М.: ТЦ Сфера, 2009г.
4.А.В.Никитина «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Пособие для воспитателей и родителей». – СПб.: КАРО, 2007г.
5. И. Лыкова «Цветная мозаика» М. ,2000.
6. О.Л. Иванова, И.И. Васильева. Как понять детский рисунок и развить
творческие способности ребенка.- СПб.: Речь; М.: Сфера,2011.
7. Список использованной литературы:
Ершова, Е. Г. Правополушарное рисование – нетрадиционная форма работы с детьми дошкольного возраста / Е. Г. Ершова, Н. И. Отришко. — Текст : непосредственный, электронный // Молодой ученый. — 2017. — № 47.1 (181.1). — С. 66-69.
И.А.Лыкова Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная к школе группа (художественное образование): учебно-методическое пособие. - М.: Издательский дом «Цветной мир», 2013. – 208с.
От рождения до школы. Основная образовательная программа              дошкольного образования / под.ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. – 368 С.
Р.Г.Казакова «Занятия по рисованию с дошкольниками: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий».- М.: ТЦ Сфера, 2009г.

Приложение  1
Консультация для родителей 
«Что такое правополушарное рисование»
Правополушарное рисование — это художественное творчество в «П-режиме». Это когда правое полушарие головного мозга получает главенствующую роль, а активность левого намеренно подавляется.
Если вы в поиске интересного хобби, попробуйте правополушарную живопись. Ведь рисовать может каждый, независимо от природного таланта и художественного образования. И наука это подтверждает.
Лауреат Нобелевской премии Роджер Сперри считал, что полушария головного мозга имеют «функциональную специализацию». Левое полушарие  отвечает за математические вычисления, логику. У большинства взрослых оно доминирует, так как в обществе принято полагаться на разум, а не на чувства. Правое полушарие — образное, творческое, отвечает за восприятие цвета, сопоставление размеров и перспективы предметов.
Теория доктора Сперри легла в основу метода правополушарного рисования, который в конце 1970-х годов разработала преподаватель искусства, доктор наук Бетти Эдвардс. Работу левого полушария она назвала «Л-режимом», а правого — «П-режимом».
Как это работает.
Мышление детей нешаблонно, потому что их знания и опыт невелики. Левое полушарие мозга пока что не доминирует — нет привычки «думать рационально». А теперь представьте, что вам нужно нарисовать дом. Как только вы об этом подумаете, левое полушарие тут же превратит дом в квадрат (здание), треугольник (крыша) и цилиндр (труба). В результате вместо цельного образа, на листке получится набор геометрических фигуры, из которых, по логике, состоит жилище. Но если включить «П-режим», рисунок выйдет более детальным и живым.
В чём польза правополушарного рисования.
1.	Развитие когнитивных функций. Любое рисование, в том числе правополушарное, улучшает восприятие, зрительную память и мелкую моторику.
2.	Развитие воображения. «П-режим» снимает барьеры, отпускает фантазию в полёт, отвлекает от рутины и помогает взглянуть на вещи с другого ракурса.
3.	Повышение самооценки. Живопись — это диалог внутреннего «Я» с миром. Рисуя, человек демонстрируют свой внутренний мир, а получая положительные отклики на произведения, обретает уверенность в себе.
4.	Расслабление. Рисование — прекрасное хобби,  как для взрослых, так и для детей. Когда на белом листе «оживает» созданный тобой мир, тревоги и проблемы улетучиваются.

                     ПРАВОПОЛУШАРНОЕ РИСОВАНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ.
 	Все большую популярностью в современном мире пользуются нетрадиционные методики по развитию творческих талантов. Научиться рисовать за короткое время можно используя   инновационную методику правополушарного рисования.  Популярность этого метода возрастает с каждым днем. Основа метода правополушарного рисования заключается в активации правого полушария в режим творчества. Используя специальные техники, разработанные высококвалифицированными специалистами, активизируется творческая деятельность и интуиция у любого человека
Детям свойственно заниматься творческой деятельностью. Но, как правило, система образования сформирована так, что на изучение точных наук отводится гораздо больше времени, чем на творческие процессы.  Все это способствует стимуляции левого полушария, которое,  как известно,  отвечает за логические процессы и аналитическое мышление. Слаженная работа обоих полушарий обеспечивает эффективную работу мозга. Применение методов по правополушарному рисованию позволяет внести гармонию в работу левого и правого полушария, что помогает раскрытию творческого потенциала ребенка. Кроме того, это помогает уберечь его от стрессов и нагрузок, а еще оказывает помощь в усвоении материала.
          Методика и техника правополушарного рисования для детей.
Во время выполнения упражнений по правополушарному рисованию происходит изменение восприятия мира, развиваются способности к визуализации, ломаются стереотипы.  Формируется отношение к жизни как к творчеству и развивается интуитивное мышление. Все эти процессы происходят за счет временного подавления левого полушария и ребенок, не обращая внимания на логику, переносит на бумагу свое видение предмета.   Дети просто рисуют то, что видят, не задумываясь о том, как нужно рисовать правильно.  Отключение логики и рациональной оценки является результатом такого интуитивного метода творчества.
Целью упражнений правополушарного рисования является не просто обучение навыкам рисования. Это возможность открыть источник творческих способностей и приобрести чувство вдохновения. Режим творческого полета открывается у детей с хорошо развитым правым полушарием и этому способствует методика и техника правополушарного рисования. Срисовывание контурных картинок является самой первой техникой правополушарного рисования. Необычность метода заключается в том, что картинку необходимо срисовать, держа вверх ногами. Причем, часть картинки должна быть закрыта. Результатом таких манипуляций будет изображения черточек, линий и цветовых пятен. Эти изображения необходимо нарисовать. Непонимание происходящего заставит отключиться левое полушарие и вот тут активно включится правое.

Причем оно даже не будет проявлять логику пытаясь разобраться в нарисованных символах. И полной неожиданностью окажется рисунок, который будет точной копией, того что ребенок срисовывал.
 Огромным плюсом от занятий правополушарным рисованием является возможность отвлечь детей от компьютера и телевизора. Современные дети настолько приобрели зависимость от этих технических средств, что это вызывает беспокойство родителей. Занятия творчеством - процесс очень увлекательный и может вызывать мотивацию в любом возрасте
Техника правополушарного рисования включает в себя набор различных упражнений, которые на первый взгляд кажутся очень необычными. Именно оригинальность и непонятность этих упражнений помогает отключать логику. Рисование используя то правую, то левую руку, прописывание букв в зеркальном отображении и много чего, что, кажется, на первый взгляд полной ерундой позволяет раскрыть детям мир волшебного полета фантазии.
Правополушарное рисование подразумевает отсутствие четкой схемы. Оно спонтанное, построенное на копировании, непосредственном восприятии натуры в целом. Можно начать рисовать с любого места: смотреть на объект и копировать его, анализируя местоположение, схожесть (похоже - не похоже, та фигура получается или не та). Рисование ведется от детали к целому. Термин «правополушарное рисование» появился благодаря американскому профессору Бетти Эдвардс. Она разработала замечательную методику, при помощи которой студенты-новички за 2 недели «с нуля» учились рисовать портреты, людей с натуры и получали весьма впечатляющие результаты. Она давала ученикам ключи, которые позволяли сразу изображать с натуры человека, животных, предметы интерьера.  При этом в дальнейшем человек мог решить любые задачи и нарисовать все, что угодно, без участия педагога. Интуитивное рисование Бетти Эдвардс описано ее замечательной книге «Открой в себе художника».
Большинство людей считают, что умение рисовать присуще далеко не каждому. Обязательно должны быть какие-либо врожденные задатки, талант, способность видеть по-другому. Но, оказывается, все не так. Существуют разнообразные интереснейшие методики по обучению рисованию, которые помогают людям в любом возрасте не просто правильно держать кисть в руке, но и создавать настоящие картины. Одна из таких методик – правополушарное рисование. Очень интересно наблюдать прогресс учеников, выбравших именно этот способ.
 Большинство людей считают, что умение рисовать присуще далеко не каждому. Обязательно должны быть какие-либо врожденные задатки, талант, способность видеть по-другому. Но, оказывается, все не так.

Метод правополушарного рисования позволяет:
1.	Проявить индивидуальность,
2.	Упрощает творческий процесс,
3.	Отключает анализ деятельности,
4.	Избавляет от внутренних преград,
5.	Обрести внутреннюю гармонию,
6.	Раскрывает ваши творческие способности,
7.	Делает человека более внимательным к людям и окружающему миру.
Ребенок, который только что взял в руки кисть, не задумывается о том,  что он собирается рисовать. А если задумывается, то не пытается понять, как это сделать. Он просто берет и рисует. Ему не важно, какой будет результат, он получает удовольствие от самого процесса. Даже если в готовом рисунке невозможно понять, что нарисовано, ребенок будет гордиться результатом и с восхищением о нем рассказывать. Это значит, что процесс понравился и он получил вдохновение.
Для правополушарного рисования не нужно иметь опыт рисования за плечами. Нет границ и в возрасте, поле, социальном положении и т.д. На мастер-классы могут приходить все вместе в одну группу. Например, мамы вместе с маленькими детьми. Ребенок развивает фантазию и моторику рук, а мама отключается от повседневного стресса, депрессии. Либо рисуют те люди, которые уже имеют опыт в рисовании и те, у кого его нет. Потом интересно смотреть и сравнивать, у кого как получилось. В правополушарном рисовании нет правил, что рисовать и как. Рисуй, как можешь и что хочешь. 
Из этого следует, что метод правополушарного рисования не только развивает творческие способности, доступен абсолютно всем, но и помогает в жизненных ситуациях, как психотерапия.

Приложение  2
Консультация для воспитателей
«Правополушарное интуитивное рисование»
Правополушарное (интуитивное) рисование — современный метод обучения основам художественного видения, а также техникам рисования. Но это не просто способ создания удивительной красоты картин, а сложная система из простых приемов, способствующая решению огромного количества как явных, так и скрытых проблем, инструмент позволяющий смотреть на проблемы под иным углом, с иной точки. Занятия интуитивным рисованием позволяют раскрыть изобретательный потенциал любого человека. Эта нетрадиционная методика позволяет «переключиться» в режим творческой активности абсолютно всем, при этом не важен возраст, национальность, пол, вероисповедание, индивидуальные особенности личности. Ученый психобиолог Роджер Сперри был награжден Нобелевской премией за свои выдающиеся достижения в области изучения головного мозга человека. Именно его исследования и полученные результаты стали основой для разработки метода интуитивного рисования. Большую работу в разработке данного метода живописи проделала преподаватель Калифорнийского государственного университета Бетти Эдвардс. Она издала несколько книг, где подробнейшим образом рассказывается все, что касается активизации работы правой части головного мозга и создания художественных шедевров руками обычных людей. Благодаря этим ученым и их последователям техника правополушарной живописи распространилась во всем мире, при этом популярность данного метода стремительно растет ежегодно.
Суть техники правополушарного рисования
Мозг человека состоит из двух полушарий: левое отвечает за аналитическую часть, то есть позволяет человеку разговаривать, владеть навыками письма, запоминать символы, числа и т. д. Правое полушарие отвечает за образное восприятие реальности, то есть оно обрабатывает информацию целиком, позволяет воображать, мечтать и фантазировать, интуитивно решать поставленные задачи. Метод интуитивного рисования заключается в том, чтоб временно отключить работу левого полушария мозга, при этом максимально задействовав рабочие ресурсы правого. Таким образом, художник будет рисовать свою картину интуитивно, не опираясь на уже существующие макеты, которые заложены в левом части его головного мозга. Художник воспринимает окружающий мир иначе, он не опирается на память, где хранится информация об объекте, а воспринимает объект таким, каким он предстал перед ним. Человек сравнивает его размер с иными предметами, определяет отношение отдельных его частей к его целому образу, видит цвет, световую гамму, тени и полутени, его расположение в пространстве. Таким образом, художник создает картину, объединив все параметры в единое целое. Результат работы – картина, но вот результат использования метода интуитивного рисования не только изображение, но и проявление внутренней натуры человека, это своего рода ключ к подсознанию, психическому состоянию, эмоциям. Это происходит по причине того, что он не раздумывает над тем, что рисует, не строит логических цепей, не анализирует.

КАРТИНА — ПРОЯВЛЕНИЕ ВНУТРЕННЕГО МИРА ЧЕЛОВЕКА
Этапы и стадии развития детского рисунка 1 год. Начиная, примерно, с года у маленького человечка появляется тяга к прекрасному, к живописи. Малыш может создавать десятки рисунков за считанные минуты. Большое удовольствие доставляет процесс «каляканья-маляканья» карандашом или кистью с краской на листе бумаги — творческий процесс поглощает с головой ребенка. Но родители настойчиво просят рассказать, что изображено. Обычные каракули начинают превращаться в разные объекты, при этом через считанные минуты один и тот же рисунок может обозначать совершенно неимеющие ничего общего между собой вещи.
Достигнув 2-3 лет, ребенок начинает осознавать, что изображение должно что-то обозначать, то есть необходимо найти сходство с объектом в реальном мире. Начинается процесс накопления символов, например, круг превращается в лицо, две точки становятся глазами, небольшая вертикальная черта посередине круга является изображением носа. Такими же символами пользуются и взрослые, когда рисуют свои картинки.
4 года. Примерно в 4 года ребенок начинает рисовать пейзажи, чаще всего это выглядит как полоска коричневой земли, покрытая полоской зеленой травы, прямоугольный дом с треугольной крышей, дерево, круглое солнышко и пятна – тучки.
5-6 лет. Около 6 лет у детей появляются кумиры, чаще всего это мультипликационные герои или персонажи из любимых книг, которым очень хочется подражать. Именно их старается нарисовать ребенок яркими красками, чтоб привлечь всеобщее внимание к своей работе и супергерою, который ему так дорог. 11-12 лет. Достигнув 11-12 лет, ребенок старается максимально реалистично изображать различные предметы и явления природы. Появляется желание рисовать «живые» картины, которые будут иметь максимальное сходство с действительностью. Как правило, если ребенок неудовлетворен результатом своего труда и рисунок не вызывает у него чувство гордости, то интерес к живописи постепенно угасает, пропадает желание рисовать и развивать свои художественные навыки. Те же, кто не теряет энтузиазма и продолжает рисовать и в более взрослом возрасте, чаще всего добивается немалых успехов в области изобразительного искусства. Таким образом, если взрослому человеку предлагают что-либо нарисовать на обычном листе бумаги, то начинает активно работать левое полушарие и именно оно диктует символы, которые хранятся тут еще с детства. Из символов складывается весь рисунок. Набор символов индивидуален у каждого человека, поэтому некоторые работы получаются лучше, некоторые хуже, но они мало чем отличаются от работ этого человека в возрасте

Польза правополушарного рисования
Арт-терапия является мощнейшим приемом в психологии, который направлен на выявление, осознание и пути борьбы с серьезными «взрослыми» проблемами в детском возрасте. Хорошему практикующему психологу не составит большого труда выявить проблемы по рисунку ребенка, чаще всего они заключаются в проявлении страха, гнева, агрессии, замкнутости, неуверенности в своих силах. В силу своего возраста маленький человек не может объяснить то, что происходит в его душе, поделится своими чувствами, рассказать о тревогах и переживаниях. Об этих чувствах будут свидетельствовать цветовая гамма, характер и направленность линий, композиция и другие особенности.
ПРАВОПОЛУШАРНАЯ ЖИВОПИСЬ ПОЗВОЛЯЕТ ВЫРАЗИТЬ СВОЙ ВНУТРЕННИЙ МИР, СОСТОЯНИЕ НА БУМАГЕ ЧЕРЕЗ КАРТИНКИ
Например, обычный традиционный способ рисования передает все ассоциациями и символами. Чувство «любовь» зачастую рисуют красным цветом в виде сердца. В то время как в правополушарном рисовании это чувство выражается совсем иначе, здесь нет символов, которые заложены в памяти человека. Правополушарное рисование как прием арт-терапии позволяет: проявить индивидуальность; самореализовывать свои творческие способности; самовыражаться через рисунок; получить удовольствие от процесса, улучшить настроение, зарядиться позитивом; бороться со стрессами, накопившимися проблемами, душевными переживаниями; поверить в свой успех, свои силы и возможности, стерев мнение о себе «я не способен, не могу»; избавиться от комплексов; достичь гармонии внутреннего состояния. Арт-терапия является щадящим, но эффективным способом работы с подсознанием человека в любом возрасте. Благодаря такой терапии можно выявить скрытые проблемы и решить очевидные. Технически правополушарная живопись с первого взгляда может показаться пустой тратой времени, однако, результаты, полученные после проделывания упражнений начального этапа этого способа рисования, заставляют изменить взгляды кардинально. Вдобавок, правополушарное рисование применяют как восстанавливающую процедуру для людей, перенесших инсульт. Положительный эффект наблюдается благодаря тому, что во время занятий интуитивной живописью происходит активизация зон головного мозга, которые мало задействованы при обычном ритме жизни. В процессе творческой активности улучшается общее кровоснабжение, работа мозга в целом улучшается, что приводит к образованию новых связей между разными частями мозга.

Самое главное правило данной техники — нет никаких правил. Логику и обдумывание будущей работы следует исключить. Рисуйте любыми кисточками и красками, можно использовать руки, начинайте с любого элемента и выходите за пределы холста — не думайте о процессе, наслаждайтесь им! Самые простые упражнения заключаются в написании букв зеркально, рисование двумя руками поочередно и одновременно, добавление части к готовому изображению и многое другое. Эти простые, но оригинальные упражнения позволяют увлечься процессом и отключить логику, тем самым прислушаться к интуиции и иному восприятию реального предмета. Для тех, кто решил подойти более серьезно к вопросу рекомендуется выполнять следующие техники:
• рисование вверх ногами;
• контурное рисование;
• рисование с видоискателем.
Они направлены на то, чтобы вы перестали видеть в объекте завершенность и воспринимали его, как совокупность определенных деталей, из которых и складывается итоговый результат.
Техника правополушарного рисования.
 Рисование вверх ногами.
Выберите простой графический рисунок. Лучше всего попросить это сделать кого-нибудь за вас, чтобы не видеть оригинал картинки и не успеть ее рассмотреть и сохранить в голове определенный образ.
Контурное рисование.
Для выполнения упражнения приготовьте контурный рисунок, лист бумаги, карандаш и липкую ленту. Приклейте скотчем бумагу к столу, рабочая рука лежит на столе. На протяжении 5 минут (поставьте таймер на телефоне) смотрите на картинку и повторяйте все линии на чистом листе бумаги, но не подглядывайте. Здесь важен не результат, а синхронизации зрения и движение рабочей руки.
Контурное рисование. Рисование с видоискателем.
Смастерите себе следующий инструмент: вырежьте рамку из плотной бумаги, в центр приклейте экран из прозрачного пластика. Нацельте видоискатель на какой-либо объект. Закрепите. Примите удобную позу, потому что двигаться должна только рабочая рука. Закройте один глаз. Перманентным маркером прямо по пленке обводите контуры выбранного вами объекта. Затем нужно будет перенести предмет с видоискателя на бумагу. Делайте это по линиям, как при копировании изображения вверх ногами.
Творчество положительно отражается на всей жизни человека и помогает приобрести внутреннюю гармонию. Правополушарное рисование является одной из разновидностей арт-терапии, которая эффективно расслабляет, заряжает положительными эмоциями и раскрывает творческий потенциал личности.

Приложение  3
Конспект НОД по правополушарному рисованию в «Зимний лес»
Цель: познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования; воспитание любви к изобразительному искусству; развитие эстетического чувства; умение отображать свои впечатления и эмоции увиденного в своей работе.
Задачи:
Образовательные:
1. Познакомить детей с правополушарным (интуитивным) рисованием.
2. Познакомить с техникой смешивания цветов, ориентируясь на свою интуицию, чувства, эмоции, настроения в данный момент времени.
3. Учить использовать несколько видов кистей и губок в одной работе.
4. Учить быстро, создавать композицию на сырой бумаги, не задумываясь наносить объекты на листе.
5., оценивать свою работу и работу других детей.
6.Закрепить понятия по теме «зима» (месяцы, явления, признаки) 
7.Расширить словарный запас в соответствии с темой.
Развивающие:
1. Развивать эстетическое восприятие окружающего мира, способность видеть красивое.
2. Развивать художественно-творческие способности; воображение, фантазию, чувство цвета и ритма.
3. Развивать интуицию, инициативность, самостоятельность.
Воспитывающие:
1. Воспитывать чувство сопереживания, желание помочь.
2. Воспитывать аккуратность, умение действовать поэтапно.
3. Воспитывать интерес к природе в зимний период времени.
Основная образовательная область:
Художественно-эстетическая
Интеграция образовательных областей:
«развитие речи», «социально-коммуникативная», «познание», «физическое развитие»
Оборудование: ИКТ, магнитофон, бумага, гуашь, кисти, губки, стаканчики, салфетки, клеенки, мольберт, палитры.

Ход НОД:
Организационный момент (в кругу)
Здравствуйте, ребята!
Дети здороваются.
Меня зовут Елена Викторовна, а вас?
- Дети, а вы знаете какой сегодня день?
. А как называется первый месяц зимы? Дети отвечают, а второй месяц? Третий?
А теперь я предлагаю познакомиться по – зимнему.
Я вам предлагаю лист белой бумаги, как вы думаете на что он похож? Ответы детей.
Как снег, а что можно сделать из снега? Ответы детей.
Правильно снежный комок.
Каждый кидает комочек, и имя свое называет.
Постановка проблемной ситуации.
Ребята я к вам пришла не одна, а с кем догадайтесь.
Загадка о зайце (слайд)
Прыгун - трусишка:
Хвост - коротышка,
Глазки с косинкой
Ушки вдоль спинки.
Одежка в два цвета-
На зиму, на лето.
Что вы о нем знаете? Ответы детей.
Посмотрите, какой он грустный. Как вы думаете, почему он так печален? Ответы детей. Все верно вы сказали, но Заяц прислал нам сообщение, я вам его прочитаю, тогда мы точно узнаем, почему он такой.
Сообщение зайки.
«Надеваю белую шубку и гуляю всю зиму в лесу. Так красиво! Елки в снегу стоят, деревья закутались белоснежным покрывалом, поля в серебряных коврах. Мороз щиплет щечки. Снежинки танцуют под мелодию метелицы. А мой друг ежик спит в норке всю зиму. Он не знает, как прекрасна зима. Помогите ребята, ежику зиму показать».
Ребята, как же нам зайцу помочь, чтобы он ежу смог зиму показать? Ответы детей.
Ребята, а вы любите зиму? А за что вам она так нравится? Ответы детей.
Я вам предлагаю нарисовать зиму. Но сначала давайте посмотрим на зимние пейзажи.
Дети, а что такое пейзаж? Ответы детей.
Слайды. Музыка.
Ребята, глазки закрывайте и снежинки сосчитайте (до 10) - отдых для глаз.
Давайте мы представим зимний лес. Прогуляемся перед работой.

Физкультминутка
Мы на лыжах в лес идем,
Мы взбираемся на холм.
Палки нам идти помогут,
Будет нам легка дорога.
Вдруг поднялся сильный ветер,
Он деревья крутит, вертит.
И среди ветвей шумит.
Снег летит, летит, летит.
По опушке зайчик скачет,
Словно белый мягкий мячик.
Раз прыжок и два прыжок –
Вот и скрылся наш дружок!
Хоть приятно здесь кататься,
Надо в садик возвращаться.
Присели. Ребята, посмотрите, что перед вами лежит: перечисление материала.
Ребята, чтобы все получилось, включим внимание, а кнопочки на кончиках пальцев.
Пальчиковая гимнастика.
Раз, два, три, четыре, пять,
Мы во двор пришли гулять.
Бабу снежную лепили.
Птичек крошками кормили,
С горки мы потом катались.
А еще в снегу валялись.
Все в снегу домой пришли.
Съели суп, и спать легли.
Процесс рисования. Поэтапное рисование

«Зимнее утро»

Приложение  4

,«Зимний лес»
«Кот зимней ночью»

«Совушка»Приложение  5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 


Проект по художественно-эстетическому развитию « Творческий мир правополушарного рисования» в подготовительной группе

Проект по художественно-эстетическому развитию « Творческий мир правополушарного рисования»  в подготовительной группе

Проект по художественно-эстетическому развитию « Творческий мир правополушарного рисования» в подготовительной группе

Проект по художественно-эстетическому развитию « Творческий мир правополушарного рисования»  в подготовительной группе

Проект по художественно-эстетическому развитию « Творческий мир правополушарного рисования» в подготовительной группе

Проект по художественно-эстетическому развитию « Творческий мир правополушарного рисования»  в подготовительной группе

Проект по художественно-эстетическому развитию « Творческий мир правополушарного рисования» в подготовительной группе

Проект по художественно-эстетическому развитию « Творческий мир правополушарного рисования»  в подготовительной группе

Проект по художественно-эстетическому развитию « Творческий мир правополушарного рисования» в подготовительной группе

Проект по художественно-эстетическому развитию « Творческий мир правополушарного рисования»  в подготовительной группе

Проект по художественно-эстетическому развитию « Творческий мир правополушарного рисования» в подготовительной группе

Проект по художественно-эстетическому развитию « Творческий мир правополушарного рисования»  в подготовительной группе

Проект по художественно-эстетическому развитию « Творческий мир правополушарного рисования» в подготовительной группе

Проект по художественно-эстетическому развитию « Творческий мир правополушарного рисования»  в подготовительной группе

Проект по художественно-эстетическому развитию « Творческий мир правополушарного рисования» в подготовительной группе

Проект по художественно-эстетическому развитию « Творческий мир правополушарного рисования»  в подготовительной группе

Проект по художественно-эстетическому развитию « Творческий мир правополушарного рисования» в подготовительной группе

Проект по художественно-эстетическому развитию « Творческий мир правополушарного рисования»  в подготовительной группе

Проект по художественно-эстетическому развитию « Творческий мир правополушарного рисования» в подготовительной группе

Проект по художественно-эстетическому развитию « Творческий мир правополушарного рисования»  в подготовительной группе

Проект по художественно-эстетическому развитию « Творческий мир правополушарного рисования» в подготовительной группе

Проект по художественно-эстетическому развитию « Творческий мир правополушарного рисования»  в подготовительной группе

Проект по художественно-эстетическому развитию « Творческий мир правополушарного рисования» в подготовительной группе

Проект по художественно-эстетическому развитию « Творческий мир правополушарного рисования»  в подготовительной группе

Проект по художественно-эстетическому развитию « Творческий мир правополушарного рисования» в подготовительной группе

Проект по художественно-эстетическому развитию « Творческий мир правополушарного рисования»  в подготовительной группе

Проект по художественно-эстетическому развитию « Творческий мир правополушарного рисования» в подготовительной группе

Проект по художественно-эстетическому развитию « Творческий мир правополушарного рисования»  в подготовительной группе

КАРТИНА — ПРОЯВЛЕНИЕ ВНУТРЕННЕГО

КАРТИНА — ПРОЯВЛЕНИЕ ВНУТРЕННЕГО

Проект по художественно-эстетическому развитию « Творческий мир правополушарного рисования» в подготовительной группе

Проект по художественно-эстетическому развитию « Творческий мир правополушарного рисования»  в подготовительной группе

Проект по художественно-эстетическому развитию « Творческий мир правополушарного рисования» в подготовительной группе

Проект по художественно-эстетическому развитию « Творческий мир правополушарного рисования»  в подготовительной группе

Проект по художественно-эстетическому развитию « Творческий мир правополушарного рисования» в подготовительной группе

Проект по художественно-эстетическому развитию « Творческий мир правополушарного рисования»  в подготовительной группе

Проект по художественно-эстетическому развитию « Творческий мир правополушарного рисования» в подготовительной группе

Проект по художественно-эстетическому развитию « Творческий мир правополушарного рисования»  в подготовительной группе

Проект по художественно-эстетическому развитию « Творческий мир правополушарного рисования» в подготовительной группе

Проект по художественно-эстетическому развитию « Творческий мир правополушарного рисования»  в подготовительной группе

Проект по художественно-эстетическому развитию « Творческий мир правополушарного рисования» в подготовительной группе

Проект по художественно-эстетическому развитию « Творческий мир правополушарного рисования»  в подготовительной группе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.05.2023