ПРОЕКТ ПО ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ТЕМУ «МУЗЫКА ДОЖДЯ»
Дети по природе своей – исследователи. Они с радостью и удивлением открывают для себя окружающий мир. Главная задача – это поддерживать стремление ребёнка к экспериментированию, создавать условия для исследовательской деятельности. Ребенок стремится к знаниям, а само усвоение происходит через многочисленное «зачем?», «как?», «почему?». Дети нашей группы очень любознательны. Одним из объектов внимания для них стало одно из природных явлений, которое длилось в течении нескольких дней. Это дождь. «Есть ли у дождя своя мелодия?» - этот вопрос возник сам собой. Так и начался наш проект. Цель проекта- создать условия для формирования познавательного интереса у детей, развитию наблюдательности, любознательности, способствующие к самостоятельному экспериментированию. Реализация проекта проходила в игровой форме. Благодаря этому дети с лёгкостью усвоили новою информацию. В ходе предварительной работы наблюдая через окно за дождем перед нами встал вопрос – а может ли дождь звучать по - разному? Для этого надо было выйти на улицу, но дождь шёл весь день. Решили привлечь к данной работе родителей. Познакомили с темой, с поставленными задачами. Предложили серию игр «По дороге в детский сад». Подготовить необходимый для проведения опытов материал. Принять участие в фотовыставке «Мелодия дождя» Основной этап проекта включает в себя ряд бесед, где дети делятся своими впечатлениями и эмоциями, которые появляются во время наблюдения за осенним дождём («Опиши настроение», «Необычная прогулка»). После беседы выдвинули гипотезу: Может ли быть у дождя своя мелодия? Мнения у детей разделились. Многие говорят, что дождь однообразно стучит и издаёт скучные звуки. Мы решили проверить это. Что близко каждому ребёнку, конечно, игра. Решение поставленных задач, успешней пройдёт через игру «Подбери словечко», где дети подбирают прилагательные и глаголы к слову «дождь», пополняя тем самым, словарный запас. Игра «Дождик» развивает не только слуховое внимание, но и самостоятельно изобразить звуки при помощи жестов. Игра – презентация «Узнай по звуку». В этой игре дети различают различные звуки дождя на слух. Дидактическая игра «Плохо - хорошо», где дети делятся своими эмоциональными впечатлениями о дожде и дождливой погоде. «Хитрые вопросы» помогают логически мыслить, рассуждать, развивает связную речь. Чаще всего ребёнок может выразить свои знания через рисунок, что вызывает положительные чувства и эмоции. В процессе приобщения детей к разным видам изобразительного искусства происходит развитие познавательных способностей, закрепляется, уточняются знания об окружающем. Поэтому, работа продолжается и через изобразительную деятельность: рисование, раскрашивание, лепку, изготовление мозаики, оригами. Как показать ребёнку красоту неживой природы? Как выразить те эмоции, которые помогут подобрать правильные слова? Конечно же, через чтение художественных произведений. Дети легко запомнили стихотворение. А.Гетьман «Музыка дождя», так как оно понятно и созвучно их настроению. Дразнилки – весёлые, шутливые, кратко и метко показывают смешные стороны исследуемого объекта. Литературные произведения помогают обогащать эмоции и воображения детей. Формируют чёткую и грамотную речь. В период дошкольного детства происходит интенсивное освоение мира, идет процесс познания. Для этого создаём условия для детской исследовательской деятельности. А как услышать различные звуки дождя на улице? Какие условия нужны для решения этой цели? В решении этих задач нам помогли родители. Дети, после совместных бесед, словесных игр, обсуждений с родителями, предложили подставить предметы из различных материалов под капающие капли дождя. Выдвинули свои версии о том, какие будут звуки. Во время прогулки провели ряд опытов. Мы предложили детям на выбор взять различный материал, который на их взгляд будет «лучшим инструментом» для дождя. Дети слушали удары дождя по пластмассовой поверхности, эмалированному подносу, целлофановому пакету, картонке и различным деревянным предметам. Они делились впечатлениями об услышанных ранее звуках, сравнивали их и выбирали те, которые больше понравились, объясняя почему. Предлагаемая форма работы обеспечивает личностно ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком, создавая особую атмосферу, которая позволит каждому ребенку реализовать свою познавательную активность. Таким образом, создавая условия для целенаправленных наблюдений, сравнений, умений выделять главное, мы подводим дошкольников к умению делать самостоятельные выводы и умозаключения, находить решения в проблемных ситуациях, учим детей рассуждать, смело высказывать свои предположения, что способствует умению искать причинно – следственные связи. Итогом нашего проекта стала игра – презентация «Мелодия дождя». В ходе которой, дети угадывают звуки дождя, ударяющего по различным поверхностям, доказывают свою точку зрения. Таким образом, гипотеза, выдвинутая нами, подтвердилась. В результате работы по проекту у детей сформированы знания о природном явлении – дожде, сформированы умения высказывать предположения и делать простейшие выводы
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.