

Департамент образования Томской области
Областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа-интернат для обучающихся с нарушениями слуха»
ПРОЕКТ
по коррекции психомоторики и сенсорных процессов


Автор и руководитель проекта:
Моисеева Раиса Ивановна – учитель высшей квалификационной категории
rimoiseeva@list.ru
Томск
|
П/№ |
Содержание |
Стр. |
|
I. Пояснительная записка……………………………………………………………… |
3 |
|
|
1.1. Специфика проекта……………………………………………………………. |
3-4 |
|
|
1.2. Роль и место проекта в образовательном процессе…………………………. |
4 |
|
|
1.3. Соответствие ФГОС (нормативно-правовая база)…………………………. |
4 |
|
|
1.4. Актуальность ……………………………………………………...................... |
4 |
|
|
1.5. Новизна (реалистичность с точки зрения времени)……………………….. |
4 |
|
|
1.6. Адресат…………………………………………………………………………. |
4-5 |
|
|
1.7. Цель……………………………………………………………………………… |
5 |
|
|
1.8. Задачи……………………………………………............................................... |
5 |
|
|
1.9. Функции специальных ФГОС НОО для детей с ОВЗ………………………… |
5-6 |
|
|
II. Принципы, лежащие в основе построения проекта………………………………. |
6 |
|
|
III. Структура и составляющие компоненты занятий………………………………….. |
6 |
|
|
3.1.Содержательные линии обучения……………………………………………… |
7 |
|
|
IV. Основные формы, методы и приёмы обучения……………………………………. |
8 |
|
|
V. Виды действий по использованию сенсорных эталонов…………………………. |
8 |
|
|
VI. Комплексность содержания образования………………………………………….. |
8 |
|
|
6.1. Комплексное психолого-медико-педагогическое сопровождение ………. |
8 |
|
|
VII. Основные направления и содержание коррекционной работы……………………… |
8 |
|
|
7.1. Коррекционно-развивающая работа………………………………………….. |
8 |
|
|
7.2. Диагностическая работа………………………………………………………… |
8-9 |
|
|
7.3. Консультативная работа………………………………………………………… |
9 |
|
|
7.4. Информационно-просветительская работа……………………………………. |
9 |
|
|
7.5. Психолого-педагогическая работа…………………………………………….. |
9 |
|
|
VIII. Основные разделы коррекционной работы…………………………….. |
9-10 |
|
|
8.1. Раздел 1. «Развитие произвольности психической деятельности»………… |
10 |
|
|
8.2. Раздел 2. «Развитие движений, различных видов праксиса»……………….. |
10 |
|
|
8.3. Раздел 3. «Развитие перцептивно-гностических функций»………………… |
10 |
|
|
8.4. Раздел 4. «Развитие пространственного восприятия»……………………….. |
10-11 |
|
|
8.5. Раздел 5. «Развитие временных представлений»…………………………….. |
11 |
|
|
8.6. Раздел 6. «Восприятие особых свойств предметов»…………………………. |
11 |
|
|
8.7. Раздел 7. «Развитие внимания и саморегуляции»…………………………… |
11 |
|
|
IX. Требования к результатам УУД (уровень подготовки обучающихся)…………… |
11-12 |
|
|
X. Кадровые условия реализации………………………………………………………. |
12 |
|
|
XI. Объём, сроки, формы организации учебного процесса………………………….. |
12 |
|
|
XII. Основные виды деятельности…………………………………………………......... |
12 |
|
|
XIII. Планируемые результаты освоения курса на основе требований ФГОС к уровню подготовки обучающихся…………………………………………………. |
12-14 |
|
|
XIV. Способы и формы оценки деятельности (система оценивания)……………......... |
14 |
|
|
14.1. Критерии и нормы оценки знаний…………………………………………… |
14 |
|
|
XV. Результативность (ожидаемые результаты) ……………………......................... |
14-15 |
|
|
XVI. Материально-технические условия реализации…………………………………… |
15 |
|
|
XVII. Федеральный компонент психолого-педагогической направленности………….. |
15-16 |
|
|
XVIII. Библиографический список для обучающихся……………………………………. |
16-17 |
|
|
XIX. Библиографический список для учителя…………………………………………... |
17 |
|
|
XX. Дополнительная литература………………………………………………………… |
17-18 |
|
I. Пояснительная записка
1.1. Специфика проекта
Специальные федеральные государственные образовательные стандарты для детей с ограниченными возможностями здоровья [1] должны рассматриваться как неотъемлемая часть федеральных государственных стандартов общего образования. Такой подход согласуется с Декларацией ООН о правах ребёнка и Конституцией РФ, гарантирующей всем детям право на обязательное и бесплатное среднее образование. Устанавливая федеральные государственные образовательные стандарты, Конституция России поддерживает развитие различных форм образования и самообразования (ст. 43 Конституции РФ). Специальный образовательный стандарт должен стать базовым инструментом реализации конституционных прав на образование граждан с ОВЗ.
В современной России охват образованием детей с ОВЗ достиг 58%, что превышает показатели советского периода, но не гарантирует реализацию права на образование каждому ребёнку. Проект специального федерального государственного стандарта образования детей с ОВЗ направлен на преодоление существующей социальной несправедливости.
Он призван гарантировать реализацию права каждого ребёнка на образование соответствующее его потребностям и возможностям, вне зависимости от региона проживания, тяжести нарушения психического развития, способности к освоению цензового уровня образования и вида учебного заведения.
Группа обучающихся с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего, тем, что в неё входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, включая РДА; с задержкой и комплексными нарушениями развития.
Ребёнок с особыми потребностями в образовании – это новое для современного социума понятие. Недостаток звуковых раздражений ставит таких детей в ситуацию «релятивной» (относительной, условной) сенсорной и эмоциональной изоляции, тем самым не только задерживая его развитие, но и обедняя душевно внутренний мир. Наше общество повзрослело, стало толерантным по отношению к «Альтернативно-одарённым детям» – Е. Ямбург, повернулось к ним лицом, ведь нарушения в развитии не приговор, а необходимость изменения плана развития. Поэтому такие дети нуждаются в особых образовательных программах, качественно отличающихся от стандартных. Учебным планом образовательной организации предусмотрено проведение специальных занятий, направленных на коррекцию психомоторной и сенсорной деятельности, которая лежит в основе любого познания.
Интегративность курса по коррекции психомоторики и сенсорных процессов у младших школьников с нарушениями слуха, имеющих задержку психического развития достигается не только за счёт межпредметных связей, а параллельно, на основе коррекционно-развивающих приёмов, нейропсихологических методик, направленных на развитие основных
составляющих познавательной деятельности «особенного» ребёнка. Любая ситуация, задающая младшему школьнику проблему, побуждает его к поиску решения и требует мыслительных операций. Акцент при этом делается на формирование умений и навыков применения сенсорных эталонов, а не на факт дублирования или прохождения программного материала по разным общеобразовательным предметам.
Развитие высших психических процессов не всегда выделяется в структуре занятия, оно является логическим компонентом выполнения многих заданий.
Педагогическая целесообразность предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, для наиболее полноценного личностного развития, для учёта особых образовательных потребностей слабослышащих и позднооглохших обучающихся, детей с кохлеарной имплантацией (К/И).
Проект разработан с учётом особенностей обучающихся, имеющих нарушения слуха, соответствует их возможностям, отвечает современным требованиям ФГОС НОО и составлен на основании следующих документов:
1.3.1. Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
1.3.2. Письма Минобразования от 27 июня 2003 г. №28-51-513/16
«Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования»;
1.3.3. Программы для специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида II отделение (вариант II), Москва «Просвещение» 2011, допущена Министерством образования и науки Российской Федерации.
1.4. Актуальность
Обусловлена тем, что почти в каждом классе, есть дети, которые испытывают
определённые трудности при освоении адаптированной общеобразовательной программы в силу дефицитарного развития, несформированности определённых психических функций и нуждаются в своевременной нейро-психолого- педагогической коррекции, которую в полной мере обеспечивает данный проект.
Проект выстроен таким образом, что в процессе занятий каждый ребёнок отрабатывает приёмы умственной активности, речевого оживления в соответствии с личной траекторией индивидуального развития. Это позволяет повышать обучаемость, а включение в задания нейропсихологических методик, материала, направленного на развитие логического мышления и творческих способностей, положительно сказывается на когнитивной сфере и является существенным моментом формирования их личности. Проект обладает чёткой структурой и содержанием занятий, в которых обобщены техники и приёмы коррекции психомоторики, сенсорных процессов, слухового анализатора.
Проект адресован обучающимся начальных классов с нарушениями слуха, имеющим задержку психического развития. Речевые затруднения в общении
«особенных» детей и обусловленное ими нетрадиционное языковое развитие определяют важнейшие цели и задачи: формирование и обогащение словаря, знакомство со способами отражения в языке связей между предметами и явлениями, овладение навыками и умениями оформить свои мысли в связной речи. Все эти стороны речевой и языковой деятельности формируются в единстве и тесной взаимосвязи на основе развития психомоторики и сенсорных процессов у младших школьников. Проект рассчитан на 4 года.
Оказание комплексной психолого-педагогической помощи слабослышащим и позднооглохшим обучающимся в коррекции недостатков в общем и слухоречевом развитии, в их социальной адаптации.
1.8. Задачи
Обучающие:
·организовать специальные условия образования в соответствии с особенностями ограничений здоровья учащихся;
·активизировать работу всех органов чувств к адекватному восприятию явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств;
·обучать приёмам учебной деятельности; формировать навыки релаксации.
Развивающие:
· развивать самостоятельность, ответственность в процессе образования;
· активизировать познавательную мотивацию, интерес к самосовершенствованию;
· совершенствовать навык взаимодействия с другими людьми при работе в группе;
· исправлять недостатки моторики, совершенствовать зрительно-двигательную координацию, общую и мелкую моторику, активизировать слуховые функции.
Воспитательные:
· воспитывать уважение к личности другого человека,
уверенность в собственных силах и возможностях, чувство личной ответственности;
· формировать толерантность по отношению к сверстникам, к их индивидуальным особенностям, стремление прийти на помощь.
Специально-коррекционные:
· организовать специальную психолого-педагогическую помощь в формировании полноценной жизненной компетенции слабослышащих и позднооглохших обучающихся, детей с К/И;
· обогащать и пополнять словарный запас детей через игровые приёмы на основе нейропсихологических методик, игр-упражнений с мелкой моторикой.
·дать каждому ребёнку возможность реализовать на практике Конституционное право на школьное образование, вне зависимости от тяжести нарушения развития и возможностей освоения цензового уровня, от типа учреждения, где он получает образование;
·гарантировать каждому ребёнку удовлетворение общих и особых образовательных потребностей, создать оптимальные условия реализации его реабилитационного потенциала;
·обеспечить на практике возможность выбора стандарта образования, адекватного возможностям ребёнка, отвечающего желанию семьи, и
рекомендациям специалистов, предоставив семье диапазон возможных достижений ребёнка при выборе того или иного варианта стандарта;
·создать условия и стимулировать модернизацию специального образования в его структурно-функциональном, содержательном и технологическом аспектах.
Принцип органического сочетания обучения и воспитания.
Принцип дифференцированного подхода к обучению.
Принцип доступности – работы в зоне ближайшего развития. Принцип щадящего режима подачи материала.
Принцип «не навреди», создание оптимальных условий для личностного и познавательного развития обучающихся с нарушениями слуха.
Каждое занятие состоит из 4 этапов и 9 составляющих компонентов. В нём объединены арифметический и геометрический материал, языковая и речевая направленность, чувственное познание окружающего мира, предметно- практическая деятельность.
Этапы
1- ый этап – разминка. Включает в себя задания для создания положительного эмоционального настроя, а также вопросы из разных областей знаний, требующие сообразительности и смекалки, что помогает детям включиться в работу на занятии, используя практический материал – см. приложение №1, №2, №3 (5 мин.).
2- ой этап – развитие познавательных процессов – ощущения, восприятия, внимания, мышления, памяти, воображения. Включает в себя нейропсихологические упражнения, игры, задания, способствующие коррекции и развитию когнитивной сферы (работа в тетрадях,15 мин.).
3- ий этап – развитие творческих способностей, пространственных представлений, психомоторики, обучение приёмам учебной деятельности, а так же навыкам нервно-мышечной релаксации (оригами, игры, 15 мин.).
4- ый этап - подведение итогов, анализ и обсуждение результатов занятия (рефлексия, результативность 5 мин.).
Компоненты
1. Организационный компонент.
2. Целевой компонент.
3. Мотивационный компонент.
4. Коммуникативный компонент.
5. Аналитический компонент: самоанализ, подведение итога занятия, рефлексия. Занятия усложняются с учётом возрастных особенностей детей, а также за счёт включения в занятия заданий, соответствующих по сложности учебным программам 1, 2, 3 и 4 классов.
Язык и речевая практика
1. Овладение грамотой, основными речевыми формами и правилами их применения;
2. Развитие устной и письменной коммуникации, способности к осмысленному чтению и письму. Овладение способностью пользоваться устной и письменной речью для решения соответствующих возрасту житейских задач;
3. Развитие вкуса и способности к словесному творчеству на уровне, соответствующем возрасту и развитию ребёнка.
Математика и применение математических знаний
1. Овладение началами математики (понятием «числа», вычислениями, решением простых арифметических задач и др.);
2. Овладение способностью пользоваться математическими знаниями при решении соответствующих возрасту житейских задач (ориентироваться и использовать меры измерения пространства, времени, температуры и др. в различных видах обыденной практической деятельности, разумно пользоваться карманными деньгами и т.д.);
3. Развитие вкуса и способности использовать математические знания для творчества.
Естествознание – практика взаимодействия с окружающим миром
1. Овладение основными знаниями по природоведению и развитие представлений об окружающем мире;
2. Развитие способности использовать знания по природоведению и
сформированные представления о мире для осмысленной и самостоятельной организации безопасной жизни в конкретных природных и климатических условиях. Понимание преимуществ, выгоды и трудности собственного места проживания;
3. Развитие вкуса к познанию и способности к творческому взаимодействию с миром живой и неживой природы.
Знания о человеке – практика личного взаимодействия с людьми
1. Овладение первоначальными знаниями о человеке (о телесной и душевной жизни; здоровье, возрасте, поле, доме, семейных и профессиональных ролях, правах и обязанностях школьника, общекультурные ценности и моральные ориентиры, задаваемые культурным сообществом ребенка и др.);
2. Развитие представлений о себе и круге близких людей, осознание общности и различий с другими, способности решать соответствующие возрасту задачи взаимодействия со взрослыми и сверстниками, выбирая адекватную дистанцию и формы контакта, обогащение практики эмоционального сопереживания и самостоятельного морального выбора в обыденных житейских ситуациях и др.);
3. Развитие вкуса и способности к физическому совершенствованию, к достижениям в учебе, к собственным увлечениям, поиску друзей, организации личного пространства и времени (учебного и свободного), умения мечтать и строить планы на будущее.
Дифференцированное и индивидуализированное обучение, уроки диагностики знаний и умений контрольно-проверочного характера, тестирование, письменная работа, устный ответ, обмен мнениями в группе, ради поиска истины, практические занятия, наглядные, невербальные формы.
Метод беглой коррекции, метод сопряжённой и отражённой речи; инновационно-образовательные, здоровьесберегающие, информационно- коммуникационные, личностно-ориентированные приёмы обучения.
V. Виды действий по использованию сенсорных эталонов, которыми должны овладеть обучающиеся:
·действия идентификации, т.е. установления тождества какого-либо качества воспринимаемого объекта эталону;
·действия по соотнесению предмета с эталоном;
·действия, связанные с необходимостью самостоятельного анализа сложных свойств предметов, «раскладывание» их на элементы, соответствующие усвоенным эталонным представлениям с последующим воссозданием целостного предмета.
Структура занятий предусматривает сочетание разных видов деятельности: (слуховой, мыслительной, речедвигательной, игровой, изобразительной, конструктивной и др.), в процессе которых и решаются задачи по развитию сенсорного, моторного аспектов и логического мышления детей. По каждому разделу происходит усложнение заданий от первого к четвертому классу.
·психолого-педагогическое обследование при поступлении в образовательную организация с целью выявления их возможностей и особых образовательных потребностей;
·проведение коррекционно-развивающей работы с учётом особых образовательных потребностей каждого обучающегося, его индивидуальных особенностей;
·мониторинг динамики общего и слухоречевого развития обучающихся, достижения планируемых результатов коррекционно-развивающей работы.
7.1. Коррекционно-развивающая работа.
В состав предметной области и внеурочной деятельности «Коррекционно- развивающая работа» входят следующие обязательные предметы: формирование речевого слуха и произносительной стороны речи (индивидуальные занятия); музыкально-ритмические занятия (фронтальные занятия); развитие слухового восприятия и техника речи (фронтальные занятия).
·проведение комплексного психолого-педагогического обследования обучающихся при поступлении в образовательную организацию, с целью выявления их особых образовательных потребностей;
·систематического мониторинга достижения обучающимися планируемых результатов коррекционно-развивающей работы;
·изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания.
·психолого-педагогическое сопровождение обучающихся и их семей по вопросам образования и социализации слабослышащих и позднооглохших детей;
·повышение уровня родительской компетентности;
·активизация роли родителей в воспитании и обучении ребёнка;
·разработка совместных рекомендаций специалистами и родителями по реализации основных направлений коррекционно-развивающей работы с каждым обучающимся;
·выбор индивидуально-ориентированных методов и приёмов;
·оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) по вопросам семейного воспитания, образования и проведения коррекционно- развивающей работы во внешкольное время.
·разъяснительная деятельность по вопросам, связанным с особыми образовательными потребностями слабослышащих и позднооглохших обучающихся, в том числе, с возможностями и особенностями коммуникации с ними;
·обеспечение полноценного образования и развития;
·создание необходимых условий для социальной адаптации и интеграции в обществе.
·выявление причин возникновения проблем в обучении и развитии обучающихся;
·осуществление коррекционно-развивающей работы с учётом результатов психолого-педагогической диагностики совместно со специалистами образовательной организации;
·содействие личным достижениям обучающегося в доступных ему видах учебной и внеурочной деятельности с учётом индивидуальных особенностей;
·осуществление здоровьесберегающей работы совместно со специалистами образовательной организации;
·проведение профилактики внутриличностных конфликтов.
В содержание обучения вводятся специальные разделы, способствующие коррекции психомоторики и сенсорных процессов, обеспечивающие сглаживание особенностей восприятия детьми материала, вместе с тем индивидуализируют обучение детей, имеющих задержку психического развития.
1- ый раздел: «Развитие произвольности психической деятельности»;
2- ой раздел: «Развитие движений, различных видов праксиса»;
3- ий раздел: «Развитие перцептивно-гностических функций»;
4- ый раздел: «Развитие пространственного восприятия»;
5- ый раздел: «Развитие временных представлений»;
6- ой раздел: «Восприятие особых свойств предметов (развитие осязания, обоняния, вкусовых качеств, барических ощущений)»;
7- ой раздел: «Развитие внимания и саморегуляции». Более подробно рассмотрим каждый раздел.
Работа над общей осведомлённостью и кругозором обучающихся с нарушениями слуха. Развитие крупной и мелкой моторики рук. Динамическая, статическая координация. Ловкость и точность движений. Активизация сенсорных процессов. Развитие восприятия (форма, цвет, размер, материал, пространство и время). Формирование представлений о внешних свойствах предметов. Формирование положительных эмоций.
Движения с быстрой сменой ориентиров в пространстве.
Динамическая координация движений (чередование движений, выполнение ассиметричных и противоположных движений на счёт, при речевом сопровождении).
Ритмическое выполнение поскоков, прыжков на обеих ногах, на одной ноге.
Поочерёдное выполнение движений правой и левой ноги (руки).
Противоположные действия.
Выполнение движений по звуковому сигналу, отличающему по громкости или продолжительности.
Импровизация движений на заданную тему.
Дорисовывание симметричной половины изображения. Графические диктанты.
Перемещение и трансформация зрительных образов. Выкладывание рядов фигур, предметных картинок по памяти, по словесной инструкции.
Определение предмета по словесному описанию. Определение предмета по одной его части. Узнавание предмета по одному признаку (варианты).
Цвета и оттенки предметов.
Конструирование предметов сложной формы. Формирование сенсорных эталонов.
Зрительное расчленение предмета на части и воссоздание из частей. Сравнение. Преобразование одних фигур в другие (складывание, разрезание). Составление рядов из цветных предметов в ритмически заданной
последовательности.
Классификация по различным признакам: форма, цвет, размер. Органы чувств: нос, уши, руки, язык, глаза.
Тактильные ощущения. Различение ощущений тяжести.
Противоположные качества предметов, явлений, характеристик и др.: чистый – грязный, чёрный – белый, сухой – сырой, день – ночь, хороший - плохой и т.д.
8.4. Раздел 4. «Развитие пространственного восприятия» Перемещение и трансформация зрительных образов. Схематическое изображение пространственных отношений. Конструирование заданных форм предметов.
Ориентировка в помещении; вербализация пространственных отношений. Выполнение заданий педагога, связанных с изменением направления движения; предоставление словесного отчёта. Моделирование расположения различных объектов по отношению друг к другу в ближнем и дальнем пространстве. Ориентировка на листе бумаги разного формата (тетрадный, альбомный, ватман) и по-разному расположенного (горизонтально, вертикально, под углом) при выполнении заданий педагога на расположение и перемещение на нём предметов, игрушек.
Закрепление временных представлений. Соотношения мер времени: 1 час – 60 мин., 1 мин – 60 секунд. Секундомер. Определение времени по часам с точностью до 1 минуты 3 способами: 45 минут шестого, 5 ч 45 минут, без 15 шесть. Понятия: полчаса, четверть часа, три четверти часа – для детей 4-ого класса. Смена времён года. Раньше – позже. Месяцы. Год – 12 месяцев. Части суток. Последовательность событий. Возраст людей.
Развитие дифференцированных осязательных ощущений (сухое – ещё суше, влажное – мокрое), их словесное обозначение.
Дифференцировка вкусовых ощущений (сладкий – слаще, кислый – кислее). Ароматы (парфюмерные, цветочные и др.). Противоположные качества предметов (чистый – грязный, тёмный – светлый) и противоположные действия, совершаемые с предметами (открыть – закрыть, одеть – раздеть, расстегнуть – застегнуть).
Выполнение последовательных инструкций с опорой на вербально- графический, вербальный план. Самоконтроль по данному алгоритму действий.
IX. Требования к результатам УУД (уровень подготовки обучающихся)
При переходе из класса в класс задания усложняются и по объёму, и по сложности, что позволяет добиваться прочного закрепления сформированных условных связей, на основе ранее изученного материала. Обучающиеся должны иметь определённый уровень подготовки.
Личностные универсальные учебные действия:
·проявлять учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой социально-бытовой, жизненной задачи, обрамлённой в игру;
·подходить к самооценке на основе критериев успешности любой деятельности.
Регулятивные универсальные учебные действия:
·принимать и сохранять предложенную задачу;
·планировать свои действия в соответствии с
·осуществлять итоговый и пошаговый контроль по личному результату.
Познавательные универсальные учебные действия:
·осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
·проводить сравнение и классификацию по заданным критериям.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
·формулировать собственное мнение и позицию, уметь задавать вопросы;
·использовать речь для регуляции своего действия (уметь оречевлять любые свои действия, а также действия окружающих).
Шахмайкина И.О. – директор школы-интерната; Кочурина И.С. – заместитель директора по УР;
Моисеева Р.И. – учитель-сурдопедагог;
Григорьева О.Г. – учитель начальных классов, председатель методического совета;
Плесовских П.А. – учитель начальных классов, социальный педагог;
Карауш И.С. – к.м.н., старший научный сотрудник;
Запорожан Т.Ф. – школьный врач;
Петрова Н.А. – учитель адаптивной физической культуры; Родители (законные представители).
Количество часов коррекционно-развивающих занятий – 34 часа в год (1 час в неделю), продолжительность занятия – 40 минут. Форма занятия – групповая, наполняемость групп в соответствии требованиями (6-8 человек), работа индивидуальная, в парах при одинаковых слуховых возможностях.
Развлекательно-игровая деятельность (принятие и реализация готовых заданий и правил, составление и следование коллективно-выработанным правилам, выполнение поставленной задачи).
Творческая деятельность (выполнение элементов художественного творчества, конструирования, оригами).
Предметно-практическая деятельность (манипуляции с предметами, обеспечивающие ребёнку чувственное (сенсорное) познание действительности). Трудовая деятельность (самообслуживание).
XIII. Планируемые результаты освоения курса на основе требований ФГОС к уровню подготовки обучающихся
Раздел 1. «Развитие произвольности психической деятельности» Обучающиеся должны знать и уметь:
·слушать и понимать простые словесные инструкции учителя; ориентироваться в задании по данному плану;
·сличать результат и цель деятельности на наглядных образцах;
·проверять свою работу и работу товарища по заданному алгоритму.
Раздел 2. «Развитие движений, различных видов праксиса» Обучающиеся должны знать и уметь:
·выполнять движения по показу и словесной инструкции на слух; плавно переключаться с одного движения на другое;
·ритмично двигаться под музыку, речевое сопровождение; воспроизводить ряд из 3-6 движений;
·менять характер, направление движений по условным звуковым сигналам; захватывать мелкие предметы двумя и тремя пальцами;
·повторять за педагогом позу кисти руки;
· застёгивать пуговицы, молнии, кнопки, шнуровать, завязывать узлы и банты;
·распознавать основные эмоции, уметь их показывать.
Раздел 3. «Развитие перцептивно-гностических функций» Обучающиеся должны знать и уметь:
·узнавать предметы на картинках;
·узнавать предметы в «зашумлённых» условиях и необычных ракурсах;
·анализировать и сравнивать предметы по предложенным признакам (форма, величина, цвет);
·составлять предметы из 2-6, 2-8, 2-10 частей;
·находить часть от целого предмета и предмет по данной части; различать и называть основные цвета и оттенки;
·различать геометрические фигуры и называть их;
·классифицировать предметы по различным признакам, озвучивать;
·опознавать на ощупь мелкие игрушки, геометрические фигуры, контурные
·определять на слух звучание различных музыкальных инструментов.
Раздел 4. «Развитие пространственного восприятия» Обучающиеся должны знать и уметь:
·распознавать и называть части тела и лица;
·усвоить основные координаты: верх – низ, впереди – позади, слева – справа, между и соответствующие ориентировки относительно себя;
·различать пространственное расположение предметов относительно другого человека;
·ориентировать на листе бумаги;
·уметь ориентироваться по схемам в пространстве класса, школьного двора; находить неправильно расположенные буквы.
Раздел 5. «Развитие временных представлений» Обучающиеся должны знать и уметь:
·усвоить порядок следования дней недели, частей суток, времён года (их признаки), месяцев года;
·знать месяцы каждого времени года и нумерацию каждого месяца, начиная от начала года;
·понимать отношения: вчера – сегодня – завтра – послезавтра – позавчера;
·знать соотношения мер времени: сутки – неделя – месяц – год;
·определять время по часам с точностью до 5 минут; определять возраст людей.
Раздел 6. «Восприятие особых свойств предметов (развитие осязания, обоняния, вкусовых качеств)»
Обучающиеся должны знать и уметь:
·использовать схематические рисунки для запоминания вербального материала; распознавать предметы по запаху, весу, температуре, поверхности, продукты питания по запаху и вкусу;
·определять материал, из которого сделан предмет;
·различать неречевые звуки, голоса людей, бытовые и природные шумы; различать на слух громкость, высоту и продолжительность звучания; повторять ряды слогов, слов, предложений, предъявленных на слух.
Раздел 7. «Развитие внимания и саморегуляции» Обучающиеся должны знать и уметь:
·опознавать на ощупь фактурные, температурные качества предметов; уметь сравнивать предметы «на глаз», «на ощупь», «на руку»;
·называть слова, обозначающие вкусовые качества предметов, материал, из которого предметы сделаны.
При анализе у младших школьников, выявили «бегство в болезнь», когда ребёнок добивается выгоды, но не избавляется от трудностей, а компенсирует их агрессивными действиями по отношению к социальной среде. Ребёнок с более низким уровнем тугоухости, занимающий в любой деятельности последнее место, замыкается, «уходит в себя». При такой компенсации вырабатываются властолюбивые черты характера, низкая самооценка. Комплексность и системность программы даёт широкие возможности каждому ребёнку сознательно подойти к саморазвитию и самосовершенствованию через присвоение нового социального опыта. Проект имеет критерии и нормы оценки знаний по прохождению материала позитивной направленности с целью мотивации к любому виду деятельности.
тестирование, беседа)
·Практические задания дети выполняют в разных ситуациях.
·Оценивание результата деятельности осуществляется целенаправленно. Ребёнок подходит к осознанному осмыслению вопроса: «Чему я научусь (научился) на занятии?», «Что нового я узнал?», «Где мне это поможет?», «На каких уроках я это могу применить?».
·Постоянно создаётся положительный эмоциональный фон с целью повышения самооценки, уверенности в собственных личностных результатах, этому способствует система только положительного оценивания.
·Продукты предметно-практической деятельности обучающихся хранятся в определённом месте до конца года.
·Устный опрос на слуховой и слухозрительной основе.
Учащиеся освоят основные приёмы учебной деятельности, а также научатся снимать нервно-мышечное напряжение, что положительным образом скажется на повышении их успеваемости и качестве учебной деятельности. К основным умениям, которые будут сформированы в процессе работы, отнесём следующие:
·оперирование признаками предметов (выделение отдельных признаков предметов, сравнение предметов по определённым признакам, узнавание предметов по заданным признакам);
·коррекция высших психических функций: восприятия, памяти, мышления, устной и письменной речи;
·совершенствование сенсорных представлений, психомоторики, перцептивных действий – познавательных процессов, формирующих субъективную картину мира;
·формирование правильной осанки, коррекция нервной системы (быстрота реакций, координация движений, их соразмерность, адекватность), развитие организованности, дисциплины;
·преодоление неадекватных личных установок, комплексов, особенностей поведения (родители усвоят приёмы и способы взаимодействия, расширят сферу психологических знаний о развитии детей младшего школьного возраста).
·кабинет релаксации (помещение, отвечающее санитарно-гигиеническим требованиям), соответствующая мебель с учётом потребностей детей с нарушениями слуха;
·игровые зоны и зоны для индивидуальных занятий в учебных кабинетах; библиотека с учётом потребностей обучающихся с ОВЗ;
·слуховая аппаратура коллективного пользования, индивидуальные слуховые аппараты (цифровые), фонетический экран;
·аппаратура: телевизор, проектор с набором слайдов, фотоаппарат, компьютер, презентационные материалы;
·расходный материал и канцелярские принадлежности;
·размещение продуктов деятельности в информационной среде образовательного учреждения.
Такой подход создаёт благоприятные условия для педагогической деятельности, с помощью которых обучающиеся достигают высоких результатов не только общеобразовательных предметов, но и предметов, отражающих специфику нашего учебного заведения – развитие слухового восприятия, формирование произносительной стороны речи (РСВ и ФПСР).
1. «Я хороший ученик» (Н.Я. Семаго) (формирование «внутренней позиции школьника», в том числе возможность следовать определённым социальным правилам и ролям, заданным «особенному» ребёнку как школьнику).
2. «Я учусь владеть собой» (О. Матвеева) (адаптация первоклассников к обучению в школе).
3. «Я и моё здоровье» (формирование установок на здоровый образ жизни).
4. «Я учусь творчески мыслить» (развитие творческих способностей, логического мышления, интеллектуальных способностей).
5. «Моя профессия – школьник» (М. Битянова, Т. Азарова)
(создание условий для развития ребёнка как субъекта успешной деятельности, осознанное формирование эффективного для развития данной личности стиля деятельности).
6. «Очищение души» (профилактика угнетённого, депрессивного состояния)
7. «Мои жизненные ценности» (формирование позитивного отношения подростков к самим себе и окружающему миру в прошлом, настоящем и будущем, развитие жизненных ценностей).
8. «Моё поведение в обществе» (И.Л. Арцишевская)
(формирование поведенческой саморегуляции, качественных коммуникаций).
9. «В мире профессий» (формирование ответственного отношения к выбору профессионального пути через расширение границ самопознания и получение информации о мире профессий).
10. «Я и мои друзья» (Н.Н. Амбросьева) (формирование межличностных отношений в коллективе; профилактика высокого уровня тревожности; развитие
учебной мотивации).
11. «Первый раз в пятый класс» (Е.Г. Коблик) (формирование навыков, определяющих успешность адаптации при переходе в пятый класс).
1. Тигранова Л.И. «Наблюдаем, сравниваем, угадываем». Рабочая тетрадь по развитию логического мышления учащихся 1 классов
специальных (коррекционных) образовательных учреждений I, II видов. М.:
«Просвещение» 2011г.
2. Тигранова Л.И. «Наблюдаем, сравниваем, угадываем». Рабочая тетрадь по развитию логического мышления учащихся 2 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений I, II видов. М.: «Просвещение» 2011г.
3. Тигранова Л.И. «Наблюдаем, сравниваем, угадываем». Рабочая тетрадь по развитию логического мышления учащихся 3 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений I, II видов. М.: «Просвещение» 2011г.
4. Тигранова Л.И. «Наблюдаем, сравниваем, угадываем». Рабочая тетрадь по развитию логического мышления учащихся 4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений I, II видов. М.: «Просвещение» 2011г.
1. Деннисон П., Деннисон Г. Гимнастика для развития умственных способностей «Брейн джим». М., 1992.
2. Ильина М.В. Чувствуем-познаем-размышляем. Комплексные занятия для развития восприятия и ЭВС у детей 7-9 лет. – М.: АРКТИ, 2004.
3. Концепция Специального Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья / [Н.Н. Малофеев, О.И. Кукушкина, О.С. Никольская, Е.Л. Гончарова]. – М.: Просвещение, 2013. – 42 с. – (Стандарты второго поколения).
4. ![]()
Коробова О. Психология в квадрате. Программа занятий
для подростков. /О. Коробова. – ж. «Школьный психолог», №15/2010 Статья
5. Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников (психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся I-IV классов). Часть I. Книга для учителя. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: «Ось-89», 2006.
6. Малофеев Н.Н., Базовые модели интегративного обучения [Текст] / Н.Н. Малофеев, Н.Д. Шматко // Дефектология. – 2008. - №1. – С.71-78
7. Малофеев, Н.Н. Дети с отклонениями в развитии в общеобразовательной школе: общие и специальные требования к результатам обучения [Текст] / Н.Н. Малофеев, О.С. Никольская, О.И. Кукушкина // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2010. - № 5. - С. 6-11.
8. Слободяник, Н.П. Психологическая помощь школьникам с проблемами в обучении: практ. Пособие [Текст]/Н. П. Слободяник. – 3-е изд. – М.: Айрис- пресс, 2006. – 256 с.
1. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики.
2.
Коррекционные
упражнения. — М.: Ось-89, 1997. - 224 с. (Практическая психология). / Головкина
Т.М. // Электронный ресурс
3. Головкина, Т.М. Программа «Развитие психомоторики и сенсорных процессов учащихся 1-4 классов специального (коррекционного) образовательного учреждений VIII вида» http://rudocs.exdat.com/docs/index-434572.html (30.08.2013)
4. Забрамная С.Д. Отбор умственно отсталых детей в специальные учреждения: учеб. пособие для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов. - М.: Просвещение, 1988. - 94 с. - (Учебное пособие для педагогических институтов).
5. ![]()
/ Метиева Л.А., Э.Я. Удалова//
– Режим доступа: Электронный ресурс
Метиева, Л.А., Удалова, Э.Я. Развитие
сенсорной сферы. Пособие
для учителей специальных (коррекционных) образовательных учреждений http://www.prosv.ru/ebooks/Metieva_Razvitie_sensornoi_sferi/index.html (30.08.2013).
6. Подласый И.П. Курс лекций по коррекционной педагогике: Учеб. пособие для студ. сред. спец. учеб. заведений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — 352с. — (Коррекционная педагогика).
7. Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребёнка: Пособие для учителя-дефектолога / Под ред. Л.М. Шипицыной. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — 528 с. — (Коррекционная педагогика).
8. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника: Учеб. Пособие для студентов пед.ин-тов по спец. № 2111 «Дефектология». [Текст] /С.Я. Рубинштейн. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1986.- 192 с.
9. Тупоногов Б.К. Основы коррекционной педагогики. Учебное пособие. ООО
«ИПТК «Логос» ВОС» Москва— 2004.
10. Шевлякова И.Н. Посмотри внимательно на мир. Программа коррекции и развития зрительного восприятия и пространственного мышления у детей младшего школьного возраста. — М.: Генезис, 2003. — 96 с.
http://school-36.org/node/397 http://pedlib.ru/Books/2/0083/2_0083-41.shtml
http://www.wslon.ru/17-tehnologii-uspeshnoi-uchyoby-11-16-let.html http://iemcko.ru/2521.html
http://26206s007.edusite.ru/p7aa1.html http://alldef.ru/ru/articles/almanah-14/proekt-specialnogo-federalnogo-
gosudarstvennogo-obrazovatelnogo-27 https://lib.nspu.ru/umk/90d1252fcaebf8a3/t16/ch2.html
http://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2012/01/20/zabramnaya-sd-prakticheskiy
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.