Проект по обучению школьников методам и средствам подачи сигналов бедствия
«Мы все знаем!»
Разработал:
Учитель МАОУ
«Школа №54 для обучающихся с ОВЗ»
г.Перми
С.А. Кучерявенко
Пермь 2017
Актуальность проекта:
Добрая школа – хорошо,
умная школа – великолепно,
но ребенок должен быть
подготовлен к жизни
Безопасность жизнедеятельности –область научных знаний, охватывающих теорию и практику защиты человека от опасных и вредных факторов во всех сферах его деятельности. Безопасность жизнедеятельности – это более универсальное направление обеспечения комплексной безопасности человека, чем, скажем, охрана труда или гражданская оборона, ведь две последние дисциплины рассматривают лишь частные случаи безопасности в конкретных ситуациях. Охрана труда интересуется человеком, который находится в условиях производства, гражданская оборона – в чрезвычайных ситуациях, а безопасность жизнедеятельности – во всех жизненных обстоятельствах.
Обучение учащихся безопасному поведению в опасных ситуациях природного, техногенного, социального, криминального характера; обеспечение пожарной безопасности, а также обучение психологической готовности к действиям в чрезвычайных ситуациях стали одним из приоритетных направлений в деятельности образовательных организаций. Вся совокупность видов человеческой активности образует понятие деятельности. Как раз деятельность и выделяет человека от других живых существ, она является специфически человеческой формой активности, необходимым условием существования человеческого общества. Формы деятельности разнообразны. Они охватывают практические, интеллектуальные и духовные процессы, которые протекают в быту, общественной, культурной, производственной, научной и других областях жизни.
Деятельностью занимаются все – дети, взрослые, люди преклонных лет, поэтому безопасность жизнедеятельности имеет отношение ко всем людям. Актуальность предмета ОБЖ еще более растет в связи с тем, что ни в одном виде деятельности невозможно достичь абсолютной безопасности, любая деятельность потенциально опасна. Кроме того, изменения, которые происходят в нашей стране сегодня: приватизация, частные предприятия, рыночные отношения, инфляция и так далее, способны заострить проблемы безопасности жизнедеятельности человека.
Сегодняшнее развитие предмета ОБЖ связано с переносом главной цели предмета с изучения опасностей и методов защиты от них на воспитание культуры безопасности жизнедеятельности, раскрывающейся в особенностях познания и воспроизводства отношений безопасного бытия. Культура безопасности жизнедеятельности как компонент общей культуры представляет собой способы жизнедеятельности человека в области обеспечения безопасности, результаты этой жизнедеятельности и степень развития личности и общества в этой сфере. Другими словами, процесс формирования культуры безопасности жизнедеятельности представляет собой формирование убеждения человека в соблюдении норм и правил безопасности своей деятельности на личном, общественном и государственном уровнях.
В современном мире проблема безопасности существования и успешного развития всего человеческого сообщества в целом, отдельных государств и групп населения, каждой отдельной личности выходит на первый план. При этом практически ежедневно человек находится под гнетом немалого числа тревог, связанных с решением следующих задач: обеспечения приемлемого пропитания и жилья, сохранения жизни и здоровья, получения необходимого образования, поиска достойной работы и достижения успеха в выбранной сфере деятельности, поддержания нормальных отношений с окружающими людьми, защиты интересов собственной семьи и своего народа. Состояние достаточно высокого уровня психологической нагрузки сопутствует жизнедеятельности подавляющего большинства людей современного типа развития цивилизации. К сожалению, вносят свой значительный вклад в состояние нестабильности современного мира и глобальные проблемы: войны и региональные конфликты, экологические бедствия и природные катастрофы, политические и экономические потрясения, терроризм.
Формируя мировоззрение выпускника школы, общее образование должно способствовать осознанию каждым из них непосредственной личной заинтересованности не только в индивидуальной, но и в национальной и в глобальной безопасности, подготовить новое поколение граждан России к безопасной жизнедеятельности.
Обучение вопросам культуры безопасности жизнедеятельности рекомендовано организовать на основе межпредметной интеграции знаний основных общеобразовательных дисциплин в процессе формирования навыков коммуникативной деятельности, критического мышления обучающихся, воспитания мотивации к здоровому и безопасному образу жизни.
Формирование культуры безопасности в образовательной организации представляется процессом обучения и воспитания по предмету ОБЖ, осуществляемого учителями основ безопасности жизнедеятельности под руководством преподавателя-организатора ОБЖ, должностные обязанности которого определены Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 августа 2010 г. №761н.
В любой экстремальной ситуации жизненно необходимо уметь подавать хорошо заметные на местности сигналы спасательным командам, а также летательным аппаратам, занимающимся спасательными операциями. Обучающимся необходимо отработать систему подачи сигналов предварительно, с тем чтобы хорошо научиться ею пользоваться и уметь подать сигнал в кратчайший промежуток времени. Ведь даже при наличии радиопередатчика и сигнальных ракет следует помнить, что наилучшим способом привлечь внимание спасательного вертолёта или самолёта считается дым или огонь.
Нами была проведена диагностика знаний по безопасности жизнедеятельности среди учащихся 5-9 классов. Результаты показали, что ученики 5 класса в наибольшей степени знают и соблюдают основные правила безопасности жизнедеятельности, правила поведения в экстренных ситуациях, сигналы бедствия, тогда как ученики 6-9 классов уже не так четко ориентируются в своих знаниях по безопасности жизнедеятельности.
Цель проекта: создание условий для обучения школьников методам и средствам подачи сигналов бедствия.
Задачи проекта:
1. Донести и обосновать важность знаний средств и методов подачи сигналов бедствия.
2. Способствовать формированию ценностей по безопасности жизнедеятельности.
3. Разъяснить правила использования сигналов бедствия.
Идея проекта: помочь учащимся осознать важность знания основ безопасности жизнедеятельности и методов и средств сигналов бедствия.
Оценка рисков проекта:
1. Ученики старшей школы откажутся от участия в тематических играх по теме проекта.
2. Ученики будут иметь трудности при проведении серии классных часов для учеников 6-9 классов.
3. По результатам проекта не будет прослеживаться положительная динамика.
Этапы реализации проекта:
I этап – диагностика:
1.Диагностика знаний по безопасности жизнедеятельности среди учащихся 6-9 классов.
2.Анализ результатов диагностики.
II этап -- Реализация:
1.Разработка серии классных часов по теме «Сигналы бедствия».
2.Составление и оформление учащимися 5 класса, совместно с учителем, буклета с правилами подачи сигналов бедствия.
3.Проведение учащимися 5 класса при поддержке учителей школы серии классных часов по теме «Сигналы бедствия» для учащихся старшей школы.
4. Проведение тематических игр по теме проекта.
III этап – Анализ:
1.Подведение итогов реализации проекта.
Описание деятельности этапов проекта:
· Этап диагностики
Анкета «Твоя безопасность»»
· Этап реализации проекта
Важными структурными элементами формирующего этапа является серия классных часов. Эти компоненты представляют собой взаимосвязанную систему, которая основывается на выводах, полученных в результате диагностической работы.
|
Тема |
Дата проведения |
1 |
Наша безопасность |
Сентябрь 2016 |
2 |
Экстренные ситуации |
Октябрь 2016 |
3 |
Я и опасность! |
Ноябрь 2016 |
4 |
Знаки и сигналы в пути |
Декабрь 2016 |
5 |
Международные сигналы бедствия |
Январь 2017 |
6 |
Будь осторожен! |
Февраль 2017 |
7 |
Урок безопасности |
Март 2017 |
8 |
Что делать, если я один в опасной ситуации? |
Апрель 2017 |
9 |
Что я знаю о сигналах бедствия? |
Май 2017 |
По итогам диагностики знаний по безопасности жизнедеятельности среди учащихся 6-9 классов, учениками 5 класса и учителями школы, участвующими в проекте, была разработана серия классных часов, в которых закрепляющим элементом в сознании учащихся старшей школы по безопасности жизнедеятельности является совместное составление буклета по теме классного часа. (Приложение 1). Так же, по итогам классных часов будет проведена интеллектуальная игра «Своя игра по основам безопасности жизнедеятельности.
· Этап анализа результатов проекта
1. Проведение повторной диагностики с целью выявления положительной динамики.
2. Проведение круглого стола по теме «ОБЖ – Сигналы бедствия» с участием учеников 5 класса, учителей, участвующих в проекте, командиров старших классов, администрации школы, родителей.
3. Комплектование буклетов по пропаганде здорового питания.
Приложение
«Своя игра»
Оборудование: проектор, компьютер.
Цели и задачи:
Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
Ход мероприятия
Организационный момент.
В игре участвуют 2 команды. Правила игры такие же, как и в телеверсии. Игра состоит из трёх раундов, в каждом раунде вопросы отличаются по теме и количеству баллов. В I раунде предлагается на выбор 16 вопросов, во II раунде их также 16. Игроки сами выбирают тему и количество баллов. На обдумывание вопроса команде даётся одна минута. В том случае, если участник игры не отвечает на вопрос, право ответа переходит к другой команде. В финале учащиеся из 5 предложенных тем выбирают лишь одну. Обе команды отвечают на вопрос развернуто. Длительность раундов I и II – 15 минут, длительность финала 10 минут.
Пусть эпиграфом к нашему уроку послужат слова Леонардо да Винчи:
“В природе все мудро продумано и устроено, всяк должен заниматься своим делом, и в этой мудрости – высшая справедливость жизни”
РАУНД I (Слайд 2)
Акклиматизация |
10 |
20 |
30 |
40 |
Встреча с животными |
10 |
20 |
30 |
40 |
Обеспечение бытовых потребностей |
10 |
20 |
30 |
40 |
Первая медицинская помощь |
10 |
20 |
30 |
40 |
Акклиматизация
Баллы |
Вопрос |
Ответ |
10 |
Приспособление организма к смене географических (в частности – климатических) условий это … |
Акклиматизация |
20 |
Это недомогание от недостатка кислорода. Это может проявляться как головная боль, отдышка, тошнота, рвота. |
Горная болезнь |
30 |
Реакклиматизация – это … |
Обратный процесс акклиматизации, только он происходит по возвращении домой |
40 |
Как быстро проявляются симптомы акклиматизации? |
Симптомы акклиматизации проявляются на 2-3 день после приезда |
Встреча с животными
Баллы |
Вопрос |
Ответ |
10 |
Когда дикие животные наиболее опасны для человека? |
В брачный период, во время кормежки, если зверь ранен, если зверь с детёнышами |
20 |
Почему опасно заводить домашних животных? |
Домашние животные могут болеть и являться переносчиками болезней опасных для человека |
30 |
Последствия встречи с диким животным |
|
40 |
Как действовать при встрече с диким животным? |
Встретили лесных обитателей — не пугайтесь! Даже хищники, как правило, нападают на человека, только если ранены или защищают детенышей. Поэтому не двигайтесь и не нападайте сами: дайте возможность животному спокойно уйти. А при его агрессивном поведении используйте как защиту огонь (зажженная ветка, факел и др.) или шум — кричите громче, стучите палкой по дереву или металлическому предмету... Помните, что к животному нельзя поворачиваться спиной и убегать. В крайнем случае, медленно отступайте, не сводя с него глаз. Если это волк или дикий кабан, можно влезть на дерево или (если вы на берегу) зайти в воду. |
Обеспечение бытовых потребностей
Баллы |
Вопрос |
Ответ |
10 |
Выберите из приведенных видов костров тот, который подходит для ночевки (для обогрева). |
Нодья |
20 |
Как сделать из соленой воды пресную? |
Заморозить, 2/3 соленой воды сливают, размороженную воду можно пить предварительно прокипятив |
30 |
Чтобы построить навес или стенку для шалаша необходимы веревки. Из какого природного материала можно сделать самую прочную веревку? |
Крапива |
40 |
В каких местах категорически нельзя делать временное жилище? |
Где растет зеленый мох, в низине, на низком берегу, под крутыми склонами |
Первая медицинская помощь
Баллы |
Вопрос |
Ответ |
10 |
Для улучшения кровоснабжения мозга при обмороке нужно … |
Намочите лицо пострадавшего холодной водой, или приложите ко лбу холодное полотенце. Это сузит сосуды и улучшит кровоснабжение мозга |
20 |
Соотнесите цифры и буквы 1. Вывих А. Боль в конечности 2. Ушиб Б. Невозможность движений в суставе 3. Перелом В. Неестественный выгиб в той области, где конечность должна быть прямой Г. Резкая деформация в области сустава Д. Отчность, кровоподтек |
1 – А, Б, Г; 2 – А, Д; 3 – А, В |
30 |
Перечислите признаки теплового и солнечного ударов |
головная боль; учащенное сердцебиение; тошнота; холодный пот; покраснение кожных покровов лица; упадок сил. |
40 |
Как чувствует себя человек при отравлении угарным газом? |
головная боль, стук в висках головокружение боли в груди, сухой кашель, слезотечение, тошнота, рвота, покраснение кожных покровов, сонливость, потеря сознания, судороги, нарушение дыхания |
РАУНД II (Слайд 3)
Опасности в пути |
30 |
40 |
50 |
60 |
Ориентирование |
30 |
40 |
50 |
60 |
Сигналы бедствия |
30 |
40 |
50 |
60 |
Негативные факторы во время путешествия |
30 |
40 |
50 |
60 |
Опасности в пути
Баллы |
Вопрос |
Ответ |
30 |
Как переправляться через узкие равнинные речки со спокойным течением? |
Вброд, по естественному мостику |
40 |
Какие природные явления могут причинить вред, доставить неудобства туристам? |
Перепады температур, сильные ветры, туманы, снежный покров, лавины, снегопады, грозы, бури |
50 |
Почему при движении на тебя лавины необходимо защищать рот нос? |
Защита дыхательных путей от снежной пыли |
60 |
При переправе через болотистую местность на какие участки можно ориентироваться? |
На участки с древесной растительностью, там устойчивые участки суши |
Ориентирование
Баллы |
Вопрос |
Ответ |
30 |
Это угол между направлением на север и на какой-либо предмет местности |
Азимут |
40 |
Что такое гномон? |
Гномон это 1-1,5-метровый шест) |
50 |
Какой способ определения сторон света изображен на картинке? |
Ориентирование по солнцу и часам. |
60 |
Почему определение сторон света по местным признакам не очень надежно? |
Если определять стороны света по одному признаку, то можно ошибиться, поэтому для надежности нужно выбирать несколько признаков и выполнять ориентирование несколько раз |
Сигналы бедствия
Баллы |
Вопрос |
Ответ |
30 |
Первые буквы слов “СПАСИТЕ НАШИ ДУШИ”, переведенных на английский язык, из которых получится общеизвестный сигнал бедствия, которым можно пользоваться в экстремальной ситуации |
“SAVE OUR SOUL” SOS |
40 |
Что это за способ подачи сигнала бедствия?
|
С помощью сигнального зеркала |
50 |
Какое должно быть расположение сигнальных костров. |
|
60 |
Сигналы, передаваемые светом, свистом, выстрелом, криком, должны иметь периодичность А) 3 раза в минуту – 1 минута паузы Б) 12 раз в минуту – 1 минута паузы В) 1 раз в минуту Г) 1раз в 10 секунд (6 раз) – 1 минута паузы |
А) 3 раза в минуту – 1 минута паузы |
Негативные факторы во время путешествия
Баллы |
Вопрос |
Ответ |
30 |
Перечислите факторы, мешающие успешно справиться с экстремальной ситуацией |
Страх, переутомление, уныние, жажда, холод, жара, голод, боль, одиночество |
40 |
Это реакция организма на повреждение, травму, заболевание. |
Боль |
50 |
Что объединяет людей следующих профессий: геолог, археолог, охотник, военный, водитель дальних рейсов. |
Занятия связаны с постоянным риском для жизни, приобретаются опыт, мастерство, выдержка, трезвость суждения, умение мгновенно анализировать сложившуюся ситуацию |
60 |
Назовите приемы самоуспокоение. |
Дышите глубоко, спокойно, полностью вдыхая воздух из легких; выдыхать как будто надуваем шарик; закрой глаза и досчитай до 30. |
ФИНАЛ (Слайд 4)
ТЕМА |
ВОПРОС |
ОТВЕТ |
Природные лекарственные средства |
Какое растение необходимо использовать для усиления свертывания крови? |
Листья крапивы, гриб дождевик |
Первая медицинская помощь |
Вас укусил клещ. Перечислите ваши действия в их последовательности. |
Подготовьте баночку или пузырек с плотной крышкой и со смоченной водой ваткой. Ни в коем случае не давите клеща - вирус энцефалита и другие патогенные организмы находятся в его внутренностях. Не отрывайте клеща, поскольку вирус концентрируется в его слюнных железах, т.е. в его головке, которая при отрыве останется в ранке. Ни в коем случае не отрывайте клеща зубами - вирус наверняка попадет в организм через ранки на слизистой рта. Обвяжите присосавшегося клеща ниткой (как можно ближе к хоботку), растяните ее концы в сторону и осторожно, без резких движений, аккуратно потяните концы нитки наверх до полного извлечения клеща. Если полностью извлечь клеща из ранки не удалось, и его головка осталась в ранке (выглядит как черная точка), нужно дождаться её самопроизвольного удаления (если дело происходит в походных условиях) или обратиться в поликлинику к хирургу. После манипуляции вымойте руки и обработайте ранку настойкой йода или спиртом. |
Опасности в пути |
Во время похода в лес за грибами и ягодами вы отстали от своих товарищей и заблудились. Ваши действия? |
Не паниковать; Не уходить далеко от места, где заблудились; Кричать “ау”, имена знакомых”; Прислушаться к звукам (река, машины); Если решил покинуть место где потерялся, то оставьте в этом месте знак, что вы там были; По пути также оставляйте пометки; Если у вас с собой оказались запасы еды, то рассчитайте ваш рацион как минимум на три дня. Если ничего съестного с собой нет, не употребляйте в еду ягоды неизвестного происхождения, а также неизвестные вам грибы |
Акклиматизация |
Что нужно делать, чтобы акклиматизация прошла легко? |
1. Выспаться, дать организму отдохнуть 2. Есть привычные для твоего организма продукты, пить кипяченую воду. 3. Заранее тренироваться, заниматься спортом, а в период акклиматизации увеличивать нагрузки постепенно. 4. Приучать свой организм к колебаниям температуры (например, ежедневный контрастный душ и другие водные процедуры) |
Обеспечение бытовых потребностей |
Дайте характеристику жарового костра. |
Жаровые костры обладают достаточно стабильным по времени жаром той или иной величины, при этом пламя в них может либо отсутствовать вовсе, либо проявляться в виде неинтенсивных или отдельных всполохов и языков. Пригоден для приготовления пищи, обогрева, сушки одежды. Самым безопасным является жаровой костер, от которого практически нет рассеивания по окружающей местности искр и раскаленных угольков практически при любом ветре. |
Подведение итогов.
Подведение итогов, определение победителя и награждение.
Презентация к игре – в приложении
Список использованных в проекте источников:
1. Основы безопасности жизнедеятельности: секреты преподавания: рекомендации, конспекты уроков, разработки мероприятий/авт.-сот. Л.А.Тетушкина. – Волгоград: Учитель, 2009.
2. Основы безопасности жизнедеятельности. 5-8 классы. Школьный курс в тестах, играх, кроссвордах, заданиях с картинками/авт.-сост. Г.П.Попова. – Волгоград: Учитель, 2006.
3. Основы безопасности жизнедеятельности. Тестовый контроль. 5-6 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений/ А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников, М.В.Маслов; под общ. ред. А.Т.Смирнова; Рос.акад.наук, Рос.акад.образвания, изд-во “Просвещение”. – М.: Просвещение, 2013.
4. Основы безопасности жизнедеятельности. 6 класс: поурочные планы/ авт-сост. Г.Н.Шевченко. – Волгоград: Учитель, 2009.
5. Галкина, М.В. Рабочая тетрадь по ОБЖ: 6-й класс: к учебнику М,П.Фролова, Е.Н.Литвинова и др. “Основы безопасности жизнедеятельности. 6 класс” под ред. Ю.Л Воробьева/ М.В.Галкиина.-М.:АСТ:Астрель, 2014.
6. Галкина, М.В. Тематическое и поурочное планирование по ОБЖ: 6-й класс: к учебнику М,П.Фролова, Е.Н.Литвинова и др. “Основы безопасности жизнедеятельности. 6 класс” под ред. Ю.Л Воробьева/ М.В.Галкина.-М.:АСТ:Астрель, 2008.
7. Поведение учащихся в экстремальных условиях природы/ С.Э.Некляев. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2003.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.