проект по развитию речи в средней группе "Мы играем, речь развиваем"

  • docx
  • 23.01.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Проект по развитию речи в средней группе.docx

Проект по развитию речи в средней группе

«Мы играем, речь развиваем»

 

Актуальность проекта.

В условиях современности, главной задачей дошкольного образования является подготовка к школьному обучению. Дети, не получившие в дошкольном возрасте соответствующее речевое развитие, с большим трудом навёрстывают упущенное, в будущем этот пробел в развитии влияет на его дальнейшее развитие. Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве является основным условием нормального развития и в дальнейшем его успешного обучения в школе.

Дети дошкольного возраста с удовольствием слушают стихотворения, поют песни, отгадывают загадки, рассматривают иллюстрации к книгам, любуются подлинными произведениями живописи и очень часто задают вопросы: а как, а почему, а смогу ли я? И ведь не секрет, что в настоящее время все больше детей имеют речевые проблемы. А почему не соединить желание ребенка попробовать самому что-то придумать, сделать с желаниями взрослыхнаучить красиво и грамотно говорить ребенка. И поэтому так актуальна на сегодня задача речевого развития детей и развитие его коммуникативных способностей

Тип проекта: долгосрочный

Сроки реализации проектаноябрь - август

Цель проекта: развивать речь детей, обогащать словарный запас через игровую деятельность; повысить активный словарь детей посредством стимулирования и развития у дошкольников умений к сочинительству, к речевому творчеству.

Задачи проекта:

·         создание условий для игровой деятельности детей в группе и на участке;

·         формирование грамматического строя речи;

·         расширение словарного запаса;

·         развитие связной речи;

·         развивать активный словарь детей;

·         развивать способность детей придумывать повествования, рифмованные слова, словообразования, подбирать синонимы, антонимы, омонимы;

·         поддерживать речевую инициативу и творчество детей в общении.

 

 

 

Гипотеза:

В результате работы у детей повысится словарный запас, обогатиться речь, улучшиться выразительность речи, дети научатся сочинять небольшие стихотворения, составлять рассказы, придумывать сказки.

Участники проектавоспитатели, дети, родители.

Методы и технологии реализации проекта: метод проекта, личностно-ориентированные и здоровьесберегающие технологиидидактические игры, подвижные игры, театрализованные игры, сюжетноролевые игры, беседы с детьми.

Проблема:

Низкий уровень активного словарного запаса детей.

Причины:

1.Недостаточно высокий уровень использования разнообразных форм работы с детьми по расширению активного словаря.

2.Отсутствие интереса родителей к инициативе детей заниматься словотворчеством.

 

Ресурсное обеспечение проекта:

Материально-техническое:

·         подборка консультативного материала для родителей

·         разработка проекта, конспектов занятий

·         подборка иллюстраций и детской литературы

·         картотека речевых игр

·         игрушкипальчиковые игры, дидактические игры словесные игры

·         сказки, стихи, иллюстрации к сказкам, потешки, чистоговорки

 

Идея проекта:

все занятия и игры по проекту «Мы играем, речь развиваем» взаимосвязаны, побуждают к включению в другие виды деятельностикак самостоятельной, так и коллективной, для того, чтобы и педагог, и дети, и родители сохранили частицу радости, эмоциональный заряд, а главноежелание продолжать работу по реализации данного проекта.

 

Структура проекта

Реализация данного проекта осуществляется через цикл игр с детьми, создание условий для игровой деятельности детей в группе и на участке. Реализация проекта предполагает различные виды игр с детьми: это цикл дидактических игр с игрушками и предметами, словесных, настольно-печатных. В систему работы включены подвижные игры. Также включены театрализованные игры, дети слушают сказки, инсценируют их. Значительное место отведено сюжетно-ролевым играм.

Ожидаемые результаты:

·         Высокий уровень активного словарного запаса детей

·         Используются разнообразные формы работы с детьми по расширению активного словаря.

·         У родителей повысится уровень знаний по развитию речевых творческих способностей детей.

Этапы реализации проекта.

1.Подготовительный

2.Основной

3.Заключительный

Механизм реализации проекта:

Первый этапподготовительный: Подготовка к работе педагога:

·          

o    определение цели и задач проекта;

o    изучение необходимой литературы;

-подбор методической литературы;

·          

o    разработка тематического плана для реализации проекта.

Сотрудничество родителями:

·         Консультация «Значение сказок в жизни ребенка».

·         Консультация «Ребенок и книга».

·         Подбор раскрасок на тему: «Герои русских народных сказок» в соответствии с возрастом детей.

·         Консультация для родителей «Проведение домашних игр для развития речи детей».

·         Консультация для родителей «Читаем и сочиняем вместе с ребенком».

·         Создание альбома совместно с родителями «Говорят наши дети».

·         Создание альбома «Красивые слова».

Второй этапосновной:

Включение каждого ребёнка в игровую деятельность для достижения высокого уровня знаний, умений и навыков.

Словесные игры и упражнения.

дидактические и подвижные игры,

театрализованные и сюжетноролевые игры:

Дидактические и подвижные игры:

«Узнай по описанию», «Найди такой же», «Узнай по голосу», «Раздели на группы», «Какое время года?», «Чего не хватает», «Кто в домике живет?», «Что лишнее», «Хорошо, плохо», «Любимые сказки», «Чей малыш».

«У медведя во бору», «Ловушки», «По ровненькой дорожке», «Мой веселый звонкий мяч», «Воробушки и кот», «Птички в гнездышках», «Серсо», «Море волнуется», «Гусилебеди», «Подбросьпоймай», «Жмурки», «Найди свое место», «Самолеты», «Зайка беленький сидит», «Лохматый пес» и другие.

Театрализованные и игрыдраматизации:

«Репка», «Кошкин дом», «Колосок», «Теремок», «Колобок», «Заюшкина избушка», «Волк и семеро козлят», сказка В.Берестова «Как найти дорожку».



Сюжетноролевые игры:

«Парикмахерская», «Магазин», «Строители», «Больница», «Почта», «Моряки», «Семья», «Айболит», «Шоферы», «Салон красоты», «Магазин игрушек» и другие.

Чтение художественной литературы : Е.Чарушин «Зайчата», А.Суконцев «Как ежик шубу менял», В.Чаплина рассказ «Мушка», Д.Биссет «Кузнечик Денди».

Составление рассказов по картине: «Собака со щенятами», зимняя одежда, по серии сюжетных картин «Здравствуй , зимушка-зима»

Третий этапзаключительный :

·         Период осмысления собственных результатов.

·         Презентация проекта.

Результаты проекта. Вывод.

Метод проектов оказался очень эффективен и актуален на сегодняшний день. Он дает возможность ребенку экспериментировать, систематизировать полученные знания, развивает творческие способности и коммуникативные навыки, которые позволят ребенку в дальнейшем адаптироваться к школьному обучению, что является одной из главных задач федеральных государственных общеобразовательных стандартов.

 

Результаты:

Таким образом, можно сделать выводы:

·         В игре ребенок учится полноценному общению со сверстниками.

·         Учится выполнять правила игры.

·         В игре интенсивно развиваются все психические процессы, формируются первые нравственные чувства.

·         В игре зарождаются новые виды продуктивной деятельности.

·         В игре идет интенсивное развитие речи.

·         В игре формируются новые мотивы и потребности.

Таким образом, в результате совместной работы над проектом у детей и их родителей сформировались ключевые компетенции: - умение ориентироваться в новой нестандартной ситуации;

 

o    умение продумывать способы действий и находить новые способы решения задач;

o    умение задавать вопросы;

o    умение взаимодействовать в системах «ребёнок-ребёнок», «ребёнок взрослый».

o    умение получать необходимую информацию в общении;

o    умение вести диалог со взрослыми и сверстниками;

Игра занимает в жизни дошкольника особое место. Игры используются на занятиях, в свободное время дети с упоением играют в придуманные ими игры.

.  Игра развивает язык, а язык организует игру. Играя, ребёнок учится, а ни одно учение немыслимо без помощи основного учителяязыка. Известно, что в дошкольном возрасте усвоение новых знаний в игре происходит значительно успешнее, чем на учебных занятиях. Обучающая задача, поставленная в игровой форме, имеет то преимущество, что в ситуации игры ребёнку понятна сама необходимость приобретения знаний и способов действия. Ребёнок, увлечённый привлекательным замыслом новой игры, как бы не замечает того, что он учится, хотя при этом он то и дело сталкивается с затруднениями, которые требуют перестройки его представлений и познавательной деятельности.

В процессе игры ребёнок познаёт не только окружающий мир, но и самого себя, своё место в этом мире, накапливает знания, осваивает язык, общается. Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве является основным условием нормального развития и в дальнейшем его успешного обучения в школе.

Литература:

1.       . Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Средняя группа. – М.: МозаикаСинтез, 2014г.

2.      Журова Л.Е. Подготовка к обучению грамоте детей 4-5 лет.

3.       Комплексные занятия по программе «От рождения до школы». Средняя группа./ Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой., М.А. Васильевой.- Волгоград.: Учитель,2012.

4.       Основная программа «От рождения до школы». Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой

5.      Перспективное планирование воспитательно-образовательного процесса по программе «От рождения до школы»: средняя группа/ Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.- Волгоград.: Учитель,2012.

6.       Развивающие занятия с детьми 4-5 лет./ Под ред. Л.А. Парамоновой.

7.       О.С. Ушакова Развитие речи детей 3-5 лет. –М.: ТЦ Сфера,2016.

8. Конспекты интегрированных занятий в средней группе детского сада. Ознакомление с художественной литературой . Развитие речи. Обучение грамоте: Авт.- сост. Аджи А.В. – Воронеж 2009.