Проект по русскому языку "Как повысить качество чтения"

  • Научно-исследовательская работа
  • pptx
  • 12.02.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Проект-эксперимент, в котором приняли участие обучающиеся трех возрастных категорий, понравился детям и дал хороший результат
Иконка файла материала Как повысить качество чтения.pptx

КАК ПОВЫСИТЬ КАЧЕСТВО ЧТЕНИЯ Проект -эксперимент

Над проектом работали:
Герман Ангелина – 8 «В» класс
Кобина Полина – 7 «А» класс
Огнева Элина – 6 «Б» класс
МБОУ «Южная СОШ п.Южный
Калининградская область

Руководитель проекта:
Колычева Елена Александровна

Актуальность

Современные дети стали читать меньше, так как на смену книгам пришли гаджеты с короткими текстами, знаками эмоций. Это привело к неспособности большинства детей адекватно воспринимать тексты средних и больших объемов и осмысливать их содержание.
Результаты устных экзаменов по русскому языку, итоговых сочинений в 11-х классах яркий пример такой деформации читательских умений и навыков.

Гипотеза:

качество чтения влияет на успеваемость

Цель
улучшить качество чтения, используя современные технологии обучения.

Задачи:

1. Провести первичный мониторинг качества чтения и понимания
текста
2. Определить сроки и условия эксперимента
Обсудить и выбрать методики и приемы, влияющие на
улучшение чтения
4. Провести итоговый мониторинг качества чтения
Провести анализ работы, обобщить эксперимент

Объект эксперимента: учащиеся 8, 7, 6 классов (на добровольной основе)
Предмет эксперимента: навыки чтения

Знакомство с методиками повышения качества чтения

Чтобы выяснить причины, влияющие на технику чтения, познакомиться ее составляющими и наметить пути совершенствования, нам пришлось обратиться к работам известных ученых-педагогов: В.Н Зайцеву, И. Т. Федоренко

Вывод
Исследования И.Т.Федоренко и Н.В.Зайцева убедительно доказывают, что роль чтения и письма в процессе усвоения знаний является доминирующей. Практика показала, что лучшие результаты получаются при ежедневных тренировочных упражнениях в течение одной учебной четверти.

Выбор методик и приемов

Мы выяснили, что технику чтения составляют 4 компонента:
- правильность
- беглость
- осознанность
-выразительность.

Для развития всех этих качеств использую специальные упражнения.
Изучив методики и упражнения предлагаемые И.Т. Федоренко и Н.В. Зайцевым, мы выбрали некоторые из них, которые на наш взгляд являются самыми эффективными, интересными и эмоциональными, а главное их можно использовать часто. «Важна не длительность, а частота тренировочных упражнений» - отмечал Н.В. Зайцев.

Упражнения для повышения качества чтения:

1. Жужжащее чтение
2. “Произнеси верно!”
3. Скороговорки
4. Чтение перевернутого текста

Вывод
Все перечисленные упражнения требуют мало времени для их проведения, выполняются учащимися с интересом, обогащают словарный состав, способствуют правильному прочтению и произношению звуков.

И так, - мы ознакомились с научными работами известных ученых-педагогов; - выбрали упражнения для повышения качества чтения; - определили сроки эксперимента; - вооружились нормами техники чтения в 5-9 классах Приступаем к эксперименту, его проводят Наблюдатели (они осуществляют мониторинг качества чтения, фиксируют результаты, готовят и проводят упражнения, анализируют, делают выводы)

1 этап

В эксперименте принимали участие 12 человек (по 4 от каждого класса).
Первичный мониторинг проводили Наблюдатели и записывали результаты в журнал

ФИО

Дата

Скорость
чтения

Количество
ошибок

А

09.01.20

88

11

Б

78

13

В

90

9

Г

82

8

ФИО

Дата

Скорость
чтения

Количество
ошибок

А

09.01.20

92

5

Б

103

9

В

98

5

Г

115

7

ФИО

Дата

Скорость
чтения

Количество
ошибок

А

10.01.20

125

4

Б

112

6

В

130

2

Г

102

7

6 класс

7 класс

8 класс

Одноклассникам необходима помощь, надо работать над техникой чтения. Общая успеваемость, принимающих участие в эксперименте была средней «3» - «4» (больше «3»)

Вывод

2 этап

На каждом уроке литературы и русского языка Наблюдатель начинал занятия с упражнений, выбранных для эксперимента: один урок – одно упражнение. Это занимает мало времени 2 - 4 минуты.






Вывод
Такое интересное, игровое начало урока нравится ученикам. Следует отметить, что процессе участвуют все, а не только принимающие участие в эксперименте дети. Таким образом, над повышением техники чтения работают все.

Итоговый мониторинг в конце четверти проводят Наблюдатели и фиксируют результаты.

3 Этап

ФИО

Дата

Скорость
чтения

Количество
ошибок

А

12.03.20

95

7

Б

89

6

В

115

3

Г

102

0

ФИО

Дата

Скорость
чтения

Количество
ошибок

А

12.03.20

118

2

Б

127

0

В

121

Г

124

2

ФИО

Дата

Скорость
чтения

Количество
ошибок

А

11.03.20

135

1

Б

139

2

В

146

0

Г

134

2

6 класс

7 класс

8 класс

Анализ полученных данных показал, что частое использование только части упражнений по методикам И.Т. Федоренко и Н.В. Зайцева дает положительные результаты: повышается качество чтения, а вместе с ним повышается общая успеваемость обучающихся. Многие из участников эксперимента повысили успеваемость не только по предметам «Литература» и «Русский язык», но и по другим предметам.

Вывод

В процессе экспериментальной работы было установлено влияние специальных упражнений и частоты их проведения на повышения качества чтения, оно в свою очередь влияет на успеваемость. Таким образом, положительные результаты, полученные в ходе экспериментальной работы, позволяют считать, что наша гипотеза верна: качество чтения влияет на успеваемость.

Общий вывод

Спасибо за внимание!