Актуальность
Современные дети стали читать меньше, так как на смену книгам пришли гаджеты с короткими текстами, знаками эмоций. Это привело к неспособности большинства детей адекватно воспринимать тексты средних и больших объемов и осмысливать их содержание.
Результаты устных экзаменов по русскому языку, итоговых сочинений в 11-х классах яркий пример такой деформации читательских умений и навыков.
Задачи:
1. Провести первичный мониторинг качества чтения и понимания
текста
2. Определить сроки и условия эксперимента
Обсудить и выбрать методики и приемы, влияющие на
улучшение чтения
4. Провести итоговый мониторинг качества чтения
Провести анализ работы, обобщить эксперимент
Объект эксперимента: учащиеся 8, 7, 6 классов (на добровольной основе)
Предмет эксперимента: навыки чтения
Знакомство с методиками повышения качества чтения
Чтобы выяснить причины, влияющие на технику чтения, познакомиться ее составляющими и наметить пути совершенствования, нам пришлось обратиться к работам известных ученых-педагогов: В.Н Зайцеву, И. Т. Федоренко
Вывод
Исследования И.Т.Федоренко и Н.В.Зайцева убедительно доказывают, что роль чтения и письма в процессе усвоения знаний является доминирующей. Практика показала, что лучшие результаты получаются при ежедневных тренировочных упражнениях в течение одной учебной четверти.
Выбор методик и приемов
Мы выяснили, что технику чтения составляют 4 компонента:
- правильность
- беглость
- осознанность
-выразительность.
Для развития всех этих качеств использую специальные упражнения.
Изучив методики и упражнения предлагаемые И.Т. Федоренко и Н.В. Зайцевым, мы выбрали некоторые из них, которые на наш взгляд являются самыми эффективными, интересными и эмоциональными, а главное их можно использовать часто. «Важна не длительность, а частота тренировочных упражнений» - отмечал Н.В. Зайцев.
Упражнения для повышения качества чтения:
1. Жужжащее чтение
2. “Произнеси верно!”
3. Скороговорки
4. Чтение перевернутого текста
Вывод
Все перечисленные упражнения требуют мало времени для их проведения, выполняются учащимися с интересом, обогащают словарный состав, способствуют правильному прочтению и произношению звуков.
И так, - мы ознакомились с научными работами известных ученых-педагогов;- выбрали упражнения для повышения качества чтения;- определили сроки эксперимента;- вооружились нормами техники чтения в 5-9 классах Приступаем к эксперименту, его проводят Наблюдатели (они осуществляют мониторинг качества чтения, фиксируют результаты, готовят и проводят упражнения, анализируют, делают выводы)
1 этап
В эксперименте принимали участие 12 человек (по 4 от каждого класса).
Первичный мониторинг проводили Наблюдатели и записывали результаты в журнал
ФИО | Дата | Скорость | Количество |
А | 09.01.20 | 88 | 11 |
Б | 78 | 13 | |
В | 90 | 9 | |
Г | 82 | 8 |
ФИО | Дата | Скорость | Количество |
А | 09.01.20 | 92 | 5 |
Б | 103 | 9 | |
В | 98 | 5 | |
Г | 115 | 7 |
ФИО | Дата | Скорость | Количество |
А | 10.01.20 | 125 | 4 |
Б | 112 | 6 | |
В | 130 | 2 | |
Г | 102 | 7 |
6 класс
7 класс
8 класс
2 этап
На каждом уроке литературы и русского языка Наблюдатель начинал занятия с упражнений, выбранных для эксперимента: один урок – одно упражнение. Это занимает мало времени 2 - 4 минуты.
Вывод
Такое интересное, игровое начало урока нравится ученикам. Следует отметить, что процессе участвуют все, а не только принимающие участие в эксперименте дети. Таким образом, над повышением техники чтения работают все.
Итоговый мониторинг в конце четверти проводят Наблюдатели и фиксируют результаты.
3 Этап
ФИО | Дата | Скорость | Количество |
А | 12.03.20 | 95 | 7 |
Б | 89 | 6 | |
В | 115 | 3 | |
Г | 102 | 0 |
ФИО | Дата | Скорость | Количество |
А | 12.03.20 | 118 | 2 |
Б | 127 | 0 | |
В | 121 | ||
Г | 124 | 2 |
ФИО | Дата | Скорость | Количество |
А | 11.03.20 | 135 | 1 |
Б | 139 | 2 | |
В | 146 | 0 | |
Г | 134 | 2 |
6 класс
7 класс
8 класс
Анализ полученных данных показал, что частое использование только части упражнений по методикам И.Т. Федоренко и Н.В. Зайцева дает положительные результаты: повышается качество чтения, а вместе с ним повышается общая успеваемость обучающихся. Многие из участников эксперимента повысили успеваемость не только по предметам «Литература» и «Русский язык», но и по другим предметам.
Вывод
В процессе экспериментальной работы было установлено влияние специальных упражнений и частоты их проведения на повышения качества чтения, оно в свою очередь влияет на успеваемость. Таким образом, положительные результаты, полученные в ходе экспериментальной работы, позволяют считать, что наша гипотеза верна: качество чтения влияет на успеваемость.
Общий вывод
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.