|
|
|
СОДЕРЖАНИЕ |
|
Введение…………………………………………………………………………3 |
||||
1 Общие сведения о проекте……………………………………………………6 |
||||
2 Актуальность реализации проекта…………………………………………..6 |
||||
3 Результаты реализации проекта……………………………………………..8 |
||||
4 Заинтересованные стороны проекта………………………………………...9 |
||||
5 Укрупненный план-график реализации проекта…………………………..10 |
||||
6 Календарный план-график проекта………………………………………...13 |
||||
7 Маркетинговый план проекта……………………………………………….20 |
||||
8 Матрица распределения ответственности………………………………….21 |
||||
9 Перечень рисков и возможностей проекта…………………………………22 |
||||
10 Информационно-коммуникационная модель проекта…………………...23 |
||||
11 Бюджет проекта…………………………………………………………….25 |
||||
12 Модель функционирования результатов проекта…………………….....30 |
||||
Заключение……………………………………………………………………..31 Список литературы…………………………………………………………….32 Приложения |
ВВЕДЕНИЕ
В условиях развития рыночных отношений, быстрого распространения открытого онлайн-образования конкуренция на федеральном, региональном, муниципальном рынке образования усиливается. Вместе с тем сохраняется проблема оттока талантливых школьников из общеобразовательных учреждений в «элитные образовательные организации» – лицеи, гимназии, частные образовательные организации и престижа обучения в них. Чтобы выдержать конкуренцию для общеобразовательных организаций становится актуальным не только повышение качества образования и научных исследований, но и формирование привлекательного бренда, поддержание позитивной репутации в обществе, реализация клиентоориентированного маркетингового подхода и разработка стратегий позиционирования. Общеобразовательные организации вынуждены осуществлять и совершенствовать маркетинговую деятельность, уделять больше внимания управлению собственным брендом, формированию и оценке своей позиции на федеральном, региональном, муниципальном рынках общего образования. В связи с этим имеется практическая потребность в серьезных теоретических изысканиях в области позиционирования и управления брендом образовательных организаций на рынке общего образования.
В микрорайоне МБОУ СОШ № 22 г. Краснодара в большом количестве расположены дома частного сектора, большее количество людей составляет геронтологическое население. В связи с интенсивной продажей, например за лето 2018 года частного сектора домов, произошла смена жильцов в микрорайоне. В выстроенных новых домах происходит заселение жильцов из РФ.
Новостроек в микрорайоне мало – 28 %. Многоэтажные дома микрорайона в основном располагаются по ул. Старокубанской, Бургасской, Стасова, Айвазовского, что территориально ближе и удобнее к СОШ № 6 и Лицею № 4, СОШ № 43, Гимназия № 92, Лицей № 4.
Из вышеописанного можно сделать вывод о непостоянстве проживания детей и несовершеннолетних в микрорайоне, так как многие дома арендуются приезжими из станиц, либо стоят заброшенные или выставлены на продажу, большая часть которых является не жилыми и подлежит сносу.
В связи выше изложенным для написания проекта «Повышение эффективности управления позиционированием МБОУ СОШ № 22 г. Краснодара» следует определить цель, объект, предмет, задачи исследования.
Цель проекта:
- формирование комфортного образовательного пространства, способствующего реализации индивидуальности обучающихся, объединение в единый комплекс образовательных и оздоровительных процессов;
- обеспечение доступности в школе системы качественных образовательных услуг, формирующих человеческий капитал выпускников, востребуемых в обществе.
- организация условий для всестороннего развития обучающихся в соответствии с их возрастом, склонностями, способностями и интересами, способствующими успешной социализации школьников через включение их в различные виды межличностных отношений в практической деятельности;
- создание среды сотрудничества, инициирующей и стимулирующей познавательную сознательную деятельность учеников и учителей;
- формирование общей культуры личности ребенка и развитие ключевых познавательных компетенций, обеспечивающих становление способности к обучению, овладение социальными навыками общения с другими людьми и успешное освоение программы образования.
Задачи:
- обеспечение интеграции основного и дополнительного образования обучающихся;
- создание условий для самовыражения и самоопределения каждого ученика;
- реализация модели деятельности МОУ как образовательной организации, предоставляющей качественные образовательные услуги населению.
- разработка и внедрение нового содержания образования для реализации программ предпрофильного и профильного образования;
- содействие повышению взаимодействия с семьей по вопросам воспитания и образования детей, сохранения их здоровья и реализации комплекса мер по социальной защите детства;
- повышение эффективности профилактической работы с неблагополучными семьями и детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации;
- совершенствование системы развития одаренных детей.
Объектом проекта выступает процесс повышения эффективности управления позиционированием и управления брендом образовательной организации на рынке общего образования.
Предметом проекта являются организационно-управленческие отношения, возникающие в процессе выбора стратегии позиционирования и модели управления брендом образовательной организации на рынке общего образования, разработки комплекса маркетинговых коммуникаций для приведения в соответствие позиции, транслируемой организацией, и восприятия ее позиции и бренда потребителями.
Цель и логика проекта предопределили постановку и решение следующих основных теоретических, методологических и практических задач:
1. Уточнить содержание понятия «позиция образовательной организации» применительно к рынку общего образования на основе анализа и обобщения существующих научных представлений, раскрывающих сущность понятий «позиционирование» и «позиция» относительно различных объектов.
2. Разработать авторскую типологию стратегий позиционирования образовательной организации, на рынке общего образования исходя из характеристик позиции и дифференциации по сравнению с конкурентами.
3. Предложить и обосновать алгоритм управления позиционированием в виде управления брендом образовательной организации, основанный на определении и корректировке характеристик позиции образовательной организации на рынке общего образования в соответствии с изменениями во внешней среде.
4. Разработать и апробировать систему поэтапного мониторинга позиции образовательной организации на рынке общего образования в сознании потребителей на основе анализа существующих методов позиционирования и моделей управления позиционированием, основанную на оценке соответствия воспринимаемой потребителями позиции и позиции, транслируемой образовательной организацией.
5. Обосновать направления совершенствования управления позиционированием МБОУ СОШ № 22 на основе выбора адекватной стратегии позиционирования исходя из восприятия позиции образовательной организации в сознании потребителей и удовлетворенности школьников от контакта с брендом МБОУ СОШ № 22.
Исходя из поставленных задач, была сформулирована гипотеза: маркетинговая модель управления развитием образовательной организации в сфере позиционирования и управления брендом образовательной организации, разработка методического инструментария мониторинга позиции и выбора стратегии позиционирования, алгоритма управления брендом образовательной организацией на рынке общего образования имеет ряд преимуществ:
– своевременное реагирование на изменения потребительских предпочтений, возможность их проектировать, выяснять причины изменений и при необходимости проводить коррекцию процессов;
– совершенствование содержания и качества образования позволяет достигать последовательные изменения, в ходе которых педагогический и управленческий процессы обретают новые интегративные свойства;
– изучение и формирование представлений о ценности любого уровня образования.
1 ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ПРОЕКТЕ
Наименование проекта (полное) |
Повышение эффективности управления позиционированием МБОУ СОШ № 22г. Краснодара |
Сокращенное название проекта |
Маркетинговая модель управления развитием образовательной организации в сфере позиционирования и управления брендом образовательной организации |
Сроки реализации проекта |
01.02.2020 г. - 01.09.2021 г. |
Куратор проекта (должность) |
Дмитриева Вера Викторовна – заместитель директора по УВР МБОУ СОШ № 22 |
Руководитель проекта (должность) |
Кукушкина Ирина Николаевна – заместитель директора по УМР МБОУ СОШ № 22 |
Участники проекта (должности, кол-во чел.) |
Заместители директора по ВР-1, педагог – психолог-1, социальный педагог1, классные руководители 9, 11 классов - 4 |
Заказчик проекта |
Денисенко Людмила Геннадьевна – директор МБОУ СОШ № 22 |
2 АКТУАЛЬНОСТЬ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
В научной литературе до сих пор не сложился единый подход к пониманию позиции образовательной организации на рынке общего образования, недостаточно представлены теоретические основы управления брендом учебного заведения, что определило актуальность проекта. Разработка стратегии позиционирования, создание бренда и управление им – актуальные вопросы маркетинговой политики образовательных организаций на рынке общего образования. Важно дать научно обоснованную оценку позиции образовательной организации в сравнении с конкурентами, впечатления потребителей от контакта с брендом и восприятия потребителями элементов бренда. Приведение в соответствие стратегии позиционирования и маркетинговых активностей по управлению брендом образовательной организации на рынке общего образования становится значимым фактором привлечения школьников, родителей (законных представителей), партнеров в области научного и международного сотрудничества, улучшения позиций в рейтингах, что и определило актуальность проекта.
Составляя прогноз развития конкуренции на перспективу, следует предположить о возможности существенных негативных изменений на рынке в ближайшее время для нашего образовательного учреждения. Особенно это актуально в условиях существующего подушевого финансирования учебных заведений.
Поэтому руководство школы продумывает действия, направленные на:
1. Сохранение имеющегося контингента.
2. Расширение спектра платных и бесплатных дополнительных образовательных услуг.
3. Привлечение контингента обучающихся в 1-е и 10 -е классы.
4. Организация профильного обучения в среднем и старшем звеньях.
5. сотрудничество и партнерство по разным направлениям деятельности с ВУЗами, СУЗами города.
6. Разработка и реализация проектов для получения грантов.
На основании всего выше изложенного, можно сделать вывод, что школе в условиях рыночной ситуации предстоит преодолеть переход от статичной ориентации к динамичной, рыночной, для того чтобы стать конкурентоспособной на рынке образовательных услуг.
Для того чтобы составить стратегию развития, необходимо в соответствии с теорией провести анализ учреждения и его окружения. Образовательное учреждение в том числе испытывает на себе влияние среды, которая имеет три основные составляющие:
- макроокружение (макросреда отражена в Приложении 1);
- непосредственное окружение (микросреда отражена в Приложении 2);
- внутренняя среда (Приложение 3).
Многие "внутренние" проблемы вызываются "внешними" причинами - несовершенством законодательств противоречивостью макроэкономических процессов, ненадежностью партнеров, недоверчивостью клиентов, агрессивностью конкурентов. Значимость внешней среды для учреждения невозможно переоценить, именно она заставляет искать свое место в рыночном пространстве, определяет стратегию и тактику, внутреннюю структуру организации, направления её развития.
Собранная о динамике развития среды информация служит основанием для разработки прогнозов, сценариев, стратегий развития общеобразовательного учреждения.
3 РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Основание для реализации проекта
|
- Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями от 26.07.2019 N 232-ФЗ; - Постановление Правительства РФ от 29 марта 2019 г. № 373 "О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации "Развитие образования"; - Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" (2018 - 2025 годы); - Методические рекомендации Министерства Просвещения РФ. - Устав МБОУ СОШ № 22. |
Цель проекта
|
Увеличение числа обучающихся 1,10 классов на 30% к августу 2021 г. |
Показатели реализации проекта и их значения (в привязке к срокам) |
Образовательные достижения по изучаемым дисциплинам и их динамика; мотивация к учению; удовлетворенность образованием; степень участия в образовательном процессе (активность в урочной и внеурочной деятельности); профориентированный и востребованный выпускник (на 15 %) Использование педагогами современных образовательных технологий; готовность учителя к повышению педагогического мастерства и квалификации; активное участие педагогов в проектной деятельности школы; участие педагога в качестве эксперта ЕГЭ, аттестационной комиссии, жюри и т. д.; личные достижения в профессиональных конкурсах разных уровней (на100%) Удовлетворенность качественной работой педагога; возможность принятия активного участия в процессе образования и социализации ребенка (на 100%) Модель системы развития теоретических положений в сфере и управления позиционированием образовательной организации, разработке методического инструментария мониторинга позиции и выбора стратегии позиционирования, алгоритма управления позиционированием образовательной организацией на рынке общего образования (на 100%) Ресурсная площадка по воспитательной и общеобразовательной работе разного уровня обучающихся (100%) Образовательное учреждение, реализующее опыт работы по созданию и реализации системы работы, как с высоким, так и с низким уровнем знаний (на 100%) |
Результаты проекта |
1. Сохранение имеющегося контингента. 2. Расширение спектра платных и бесплатных дополнительных образовательных услуг. 3. Привлечение контингента обучающихся в 1-е и 10 -е классы. 4. Организация профильного обучения в среднем и старшем звеньях. 5. Сотрудничество и партнерство по разным направлениям деятельности с ВУЗами, СУЗами города. 6. Разработка и реализация проектов для получения грантов. |
Ограничения проекта |
1. Оплата труда ниже чем у конкурентов 2. Отсутствие систематической работы по сбору информации о рынке 3. Отсутствие функции маркетинга в учреждении 4. Конкуренция. |
4 ЗАИНТЕРЕСОВАННЫЕ СТОРОНЫ
№ п.п. |
Орган, организация, категория физических лиц |
Представитель интересов |
Ожидания от реализации проекта |
1. |
Управление образования |
Начальник УО |
Высокое качество работы педагогического коллектива с разным контингентом обучающихся; соблюдение профессиональной компетенции в работе с родителями; соответствие квалификационному уровню работников образовательного учреждения. |
2. |
Образовательная организация |
Руководство |
Повышение уровня организационной культуры, педагогического мастерства и ответственности; стабильные образовательные достижения обучащихся по изучаемым дисциплинам и их положительная динамика; мотивация к учению; удовлетворенность образованием; степень участия в образовательном процессе (активность в урочной и внеурочной деятельности). |
3. |
Родители |
Родительский совет |
Получение более качественных знаний обучающихся; профориентированный, востребованный и социализированный ребенок. |
4. |
Педагоги |
Педсовет |
Соответственной оплаты и признание общественностью достижений. |
5. |
Высшие и средние профессиональные учебные заведения |
Ректор, директор |
Абитуриент профоринтированный, мотивированный к учению, адаптированный к социуму и изменениям в информационной среде. |
6. |
Предприятия, фирмы, учреждения и т.д |
руководители, директора |
Коммуникабельный сотрудник с навыками непрерывного самообразования и образования |
5 УКРУПНЕННЫЙ ПЛАН-ГРАФИК РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
№ п.п |
Наименование |
Длительность (дней) |
Начало |
Окончание |
1. |
Первый этап (февраль – август 2020 г.) - Аналитико-диагностический. Цель: проведение аналитической и диагностической работы, разработка и утверждение Проекта. |
210 дней |
февраль 2020 г. |
август 2020 г. |
1.1 |
Информирование педагогического коллектива о реализации инновационного проекта |
10 |
Февраль 2020 |
март 2020 |
1.2 |
Формирование рабочей группы |
7 |
март 2020 |
март 2020 |
1.3 |
Изучение нормативно-правовой документации, передового педагогического опыта |
15 |
март 2020 |
март 2020 |
1.4 |
Проведение процедуры самообследования ОУ: выявление уровня ресурсной (методической, материально-технической, кадровой) обеспеченности образовательной организации в соответствии с требованиями ФГОС. Диагностика состояния системы оценивания качества образования школы, инновационного потенциала педагогического коллектива, образовательных запросов обучающихся, их родителей, требований современного общества. |
15 |
март 2020 |
апрель 2020 |
1.5 |
Мониторинг и создание школьной модели системы образования и самообразования обучающихся |
15 |
апрель 2020 |
апрель 2020 |
1.6 |
Составление мониторинга и программы работы с родителями обучающихся |
15 |
апрель 2020 |
апрель 2020 |
1.7 |
Планирование основных направлений, форм проведения оценки качества образования ОУ в соответствии с ФГОС на основе их преемственности и вариативности |
30 |
май 2020 |
июнь 2020 |
1.8 |
Формирование пакета измерительных, инструктивно методических материалов для оценки достижений учащихся |
30 |
июнь 2020 |
август 2020 |
1.9 |
подготовка и предоставление отчета о выполнении плана работы по реализации проекта |
7 |
август 2020 |
август 2020 |
2. |
Второй этап (сентябрь 2020г. – май 2021г.) – Экспериментально - внедренческий. Цель: реализация Проекта перехода системы в эффективный режим работы, разработка и внедрение подпроектов.
|
270 дней |
сентябрь 2020 г |
май 2021 г. |
2.1 |
Разработка системы мониторинга достижений обучающихся образовательной организации |
14 |
сентябрь 2020 |
май 2020 |
2.2 |
Внутришкольное повышение квалификации через обмен педагогическими находками в режиме общения творческих учителей |
30 |
октябрь 2020 |
май 2021 |
2.3 |
Функционирование консультативных педагогических групп |
360 |
сентябрь 2020 |
май 2021 |
2.4 |
Организация творческих внеклассных мероприятий, спортивных конкурсов |
360 |
сентябрь 2020 |
май 2021 |
2.5 |
Участие в конференциях, семинарах ШУС |
360 |
сентябрь 2020 |
май 2021 |
2.6 |
Обеспечение открытости проекта через демонстрацию достижений учащихся (выставки, творческие отчеты) |
360 |
сентябрь 2020 |
май 2021 |
2.7 |
Внедрение проекта по повышению эффективности управления позиционированием
|
360 |
сентябрь 2020 |
июнь 2021 |
2.8 |
Пополнение электронного банка презентаций предметной и внеурочной направленности, работы с родителями электронных образовательных ресурсов |
360 |
сентябрь 2020 |
май 2021 |
2.9 |
Информирование социума о ходе реализации проекта через публикации на школьном сайте, публичное представление опыта (семинары, дни открытых дверей, публикации статей на разных уровнях) |
360 |
сентябрь 2020 |
май 2021 |
2.10 |
Проверка эффективности созданной системы повышения эффективности управления позиционированием в ОУ |
360 |
сентябрь 2020 |
май 2021 |
3. |
Третий этап (июнь – август 2021 г.) - Этап промежуточного контроля и коррекции Цель: отслеживание и корректировка результатов реализации проекта, апробация и экспертная оценка информационного обеспечения образовательного процесса. |
120 дней |
июнь 2021 |
август 2021 |
3.1 |
Создание проектировочной группы по разработке методических рекомендаций по работе с обучающимися, родителями, ВУЗами, СУЗами |
60 |
июнь 2021 |
август 2021 |
3.2 |
Обобщение опыта работы творческих, рабочих групп педагогов |
60 |
июнь 2021 |
август 2021 |
3.3 |
Анализ деятельности образовательной организации по созданию и функционированию системы повышения эффективности управления позиционированием в ОУ |
60 |
июнь 2021 |
август 2021 |
3.4 |
Предоставление отчета о выполнении плана работы по направлениям проекта. Обобщение результатов деятельности по внедрению новых подходов в социализации и адаптации обучающихся, работы с родителями, ВУЗами, СУЗами; прогнозирование и конструирование дальнейших путей работы по укреплению системы повышения эффективности управления позиционированием в ОУ |
7 |
июнь 2021 |
август 2021 |
6 КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН-ГРАФИК ПРОЕКТА
№ п.п |
Наименование мероприятий (контрольных точек) |
Общая длительность |
Начало |
Окончание |
Вид документа и/или результат |
Ответственный исполнитель |
1. |
Функциональное направление: Первый этап (февраль – август 2020 г.) - Аналитико-диагностический. Цель: проведение аналитической и диагностической работы, разработка и утверждение Проекта. |
|||||
1.1 |
Информирование педагогического коллектива о реализации инновационного проекта |
10 |
Февраль 2020 |
март 2020 |
Педагогический коллектив информирован |
директор, руководитель проекта, классные руководители. |
1.2 |
Формирование рабочей группы |
7 |
март 2020 |
март 2020 |
Приказ ОУ |
руководитель проекта, координатор проекта |
1.3 |
Изучение нормативно-правовой документации, передового педагогического опыта |
15 |
март 2020 |
март 2020 |
Изучена документация |
Рабочая группа |
1.4 |
Проведение процедуры самообследования ОУ: выявление уровня ресурсной (методической, материально-технической, кадровой) обеспеченности образовательной организации в соответствии с требованиями ФГОС. Диагностика состояния системы оценивания качества образования школы, инновационного потенциала педагогического коллектива, образовательных запросов обучающихся, их родителей, требований современного общества. |
15 |
март 2020 |
апрель 2020 |
Проведена самообследование и диагностирована система оценки качества образования. |
Координатор проекта, рабочая группа |
1.5 |
Мониторинг и создание школьной модели системы образования и самообразования обучающихся |
15 |
апрель 2020 |
апрель 2020 |
Создается школьная модель системы оценки качества образования в ОУ |
Рабочая группа |
1.6 |
Составление мониторинга и программы работы с родителями обучающихся |
15 |
апрель 2020 |
апрель 2020 |
создана дорожная карта родителями по ИРР |
|
1.7 |
Планирование основных направлений, форм проведения оценки качества образования ОУ в соответствии с ФГОС на основе их преемственности и вариативности |
30 |
май 2020 |
июнь 2020 |
Запланированы основные направления, формы проведения оценки качества образования ОУ |
Рабочая группа |
1.8 |
Формирование пакета измерительных, инструктивно методических материалов для оценки достижений учащихся |
30 |
июнь 2020 |
август 2020 |
Сформирован пакет измерительных, инструктивно методических материалов для оценки достижений |
Рабочая группа |
1.9 |
Подготовка и предоставление отчета о выполнении плана работы по реализации проекта |
7 |
август 2020 |
август 2020 |
Сформирован отчет о выполнении плана работы по реализации проекта, представлен на педагогическом совете |
директор, руководитель проекта, координатор проекта, Рабочая группа |
2 |
Второй этап: (сентябрь 2020г. – май 2021г.) – Экспериментально - внедренческий. Цель: реализация Проекта перехода системы в эффективный режим работы, разработка и внедрение подпроектов.
|
|||||
2.1 |
Разработка системы мониторинга достижений обучающихся образовательной организации |
14 |
сентябрь 2020 |
май 2020 |
Разработана система мониторинга достижений планируемых результатов педагогов |
Рабочая группа |
2.2 |
Внутришкольное повышение квалификации через обмен педагогическими находками в режиме общения творческих учителей |
30 |
октябрь 2020 |
май 2021 |
Систематическое повышение квалификации педагогов |
Педагогический коллектив |
2.3 |
Функционирование консультативных педагогических групп |
360 |
сентябрь 2020 |
май 2021 |
Реально работают консультационные педагогические группы |
координатор проекта |
2.4 |
Организация творческих внеклассных мероприятий, спортивных конкурсов |
360 |
сентябрь 2020 |
май 2021 |
Систематическая организация мероприятий |
Завуч по ВР, педагогический коллектив. |
2.5 |
Участие в конференциях, семинарах ШУС |
360 |
сентябрь 2020 |
май 2021 |
Участие в разного уровня мероприятиях Привлечение внимания к школе, управление позиционированием через брэндирование. |
Рабочая группа, ведущие педагогические работники, обучающиеся |
2.6 |
Обеспечение открытости проекта через демонстрацию достижений учащихся (выставки, творческие отчеты) |
360 |
сентябрь 2020 |
май 2021 |
Привлечение внимания к школе, управление позиционированием через брэндирование. |
Педагогический коллектив, обучающиеся |
2.7 |
Внедрение проекта по повышению эффективности управления позиционированием
|
360 |
сентябрь 2020 |
июнь 2021 |
Внедрение системы повышения эффективности управления позиционированием |
Рабочая группа |
2.8 |
Пополнение электронного банка презентаций предметной и внеурочной направленности, работы с родителями электронных образовательных ресурсов |
360 |
сентябрь 2020 |
май 2021 |
Формирование собственного электронного банка знаний |
Педагогический коллектив |
2.9 |
Информирование социума о ходе реализации проекта через публикации на школьном сайте, публичное представление опыта (семинары, дни открытых дверей, публикации статей на разных уровнях) |
360 |
сентябрь 2020 |
май 2021 |
Открытость школы для общественности и вышестояших контролирующих органов |
Рабочая группа, педагогический коллектив. |
2.10 |
Проверка эффективности созданной системы повышения эффективности управления позиционированием в ОУ |
360 |
сентябрь 2020 |
май 2021 |
система повышения эффективности управления позиционированием в ОУ |
Рабочая группа |
3 |
Третий этап (июнь – август 2021 г.) - Этап промежуточного контроля и коррекции Цель: отслеживание и корректировка результатов реализации проекта, апробация и экспертная оценка информационного обеспечения образовательного процесса. |
|||||
3.1 |
Создание проектировочной группы по разработке методических рекомендаций по работе с обучающимися, родителями, ВУЗами, СУЗами |
60 |
июнь 2021 |
август 2021 |
Создана проектировочной группа по разработке методических рекомендаций |
Рабочая группа |
3.2 |
Обобщение опыта работы творческих, рабочих групп педагогов |
60 |
июнь 2021 |
август 2021 |
Обобщение опыта работы творческих, рабочих групп педагогов |
Рабочая группа |
3.3 |
Анализ деятельности образовательной организации по созданию и функционированию системы повышения эффективности управления позиционированием в ОУ |
60 |
июнь 2021 |
август 2021 |
Проанализирована деятельность образовательной организации |
Рабочая группа |
3.4 |
Предоставление отчета о выполнении плана работы по направлениям проекта. Обобщение результатов деятельности по внедрению новых подходов в социализации и адаптации обучающихся, работы с родителями, ВУЗами, СУЗами; прогнозирование и конструирование дальнейших путей работы по укреплению системы повышения эффективности управления позиционированием в ОУ |
7 |
июнь 2021 |
август 2021 |
Создан отчет |
Рабочая группа |
7 МАРКЕТИНГОВЫЙ ПЛАН ПРОЕКТА
№ п.п. |
Наименование мероприятия |
Цель мероприятия |
Средства реализации |
Исполнитель (должность) |
Сроки |
Бюджет мероприятия |
Примечание |
1. |
Исследование внутренней и внешней среды образовательного учреждения |
проведение опроса, анкетирования |
Анкета, матрица SWOT-анализа |
ШУС, заместитель директора по УВ, соц.педагог. |
360 даты |
0 руб. |
|
2. |
Разработка маркетинговой стратегии |
Создание собственно базы данных |
Презентации |
Педагогический коллектив, зам.директора по УВ, соц.педагог, СУШ |
360 |
0 руб. |
|
3. |
Проведение школьного проектировочного семинара |
Брендирование |
совещания, педагогические советы, общешкольные родительские собрания |
Педагогический коллектив, зам.директора по УВ, соц.педагог, СУШ Рабочая группа |
360 |
0 руб. |
|
4. |
Организация и проведение мониторинга образовательных запросов местного сообщества |
Брендирование |
сайт ОУ, родительские собрания, социальные сети |
зам.директора по УВ, соц.педагог, СУШ Рабочая группа |
360 |
0 руб. |
|
5. |
Формирование маркетинговой службы образовательного учреждения |
совещание при директоре |
сайт ОУ, родительские собрания |
ШУС, заместитель директора по УВ, соц.педагог. |
360 |
0 руб. |
|
6. |
Ежегодное проведение исследования удовлетворенности потребителей доступностью и качеством предоставляемых образовательных услуг - ежегодные проектировочные семинары по определению перспективных направлений развития маркетинговой деятельности образовательных учреждений |
проведение опроса, анкетирования |
сайт ОУ, родительские собрания |
ШУС, заместитель директора по УВ, соц.педагог. |
360 |
0 руб. |
|
8 МАТРИЦА РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
Результат (документ, подтверждающий выполнение контрольного события) |
Роль в проекте (должность) |
|||||
Куратор проекта |
Руководитель проекта |
Добытчик |
Опора команды |
Опора команды |
Руководитель проекта |
|
Приказ о реализации проекта |
|
У |
Уч |
О |
О |
|
Отчет о ходе реализации проекта |
|
У |
Уч |
О |
О |
|
Итоговый отчет о реализации проекта |
У |
Уч |
Уч |
О |
О |
У |
Сокращения:
С – Согласующий У – Утверждающий |
О – Ответственный за результат Уч. – Участвующий в достижении результата |
9 ПЕРЕЧЕНЬ РИСКОВ И ВОЗМОЖНОСТЕЙ ПРОЕКТА
№ п.п |
Наименование риск/возможности |
Действия по предупреждению риска/реализации возможности |
||
Риски |
||||
1. |
Недостаточный уровень осведомленности учащихся и родителей по профориентационному уровню |
Проведение родительских собраний, встречь с представителями ВУЗов, СПО, СУов и т. |
||
2. |
Необъективное отношение к оценке достижений учащихся |
Привлечение к оценке достижений школьников независимых экспертов (обучение учителей смежных предметов) |
||
3. |
Нехватка современного программного обеспечения для мониторинга качества образования |
Создание банка данных программного обеспечения на школьном уровне, сотрудничество с другими образовательными учреждениями в данной области |
||
4. |
Низкий уровень мотивации обучающихся на обучение |
Создание механизма осознанного, свободного выбора познавательной, спортивной, творческой трудовой деятельности. Создание ситуации успешности школьников, широкая популяризация достигнутых позитивных результатов и общественная оценка труда обучающихся |
||
5. |
Неготовность родительского сообщества к восприятию новых образовательных результатов |
Формирование общественного мнения о результатах образования нового типа. Вовлеченность общественности в процесс разработки проекта |
||
6. |
Недостаточность финансирования |
Организация финансовой деятельности, предполагающей возможность заработать денежные средства для развития школы, в том числе в рамках реализации платных образовательных услуг, средств заинтересованных партнеров, спонсорской помощи. |
||
Возможности |
||||
1. |
Возможность отсутствия системного последовательного подхода к проведению изменений
|
Развитие информационных систем и систем данных для диагностики состояния дел для определения факторов, вызывающих трудности в обучении обучающихся; |
||
2. |
Взаимодействие школы с другими учреждениями социума. |
Расширение конкурентной среды учреждений среднего и начального профессионального образования |
||
3. |
Наличие спроса профильного и предпрофильного образования
|
Функционирование школы в условиях жесткой конкурентной среды учреждений среднего общего образования. |
||
10 ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ ПРОЕКТА
№ п.п |
Какая информация передается |
Кто передает информацию |
Кому передается информация |
Когда передается информация |
Как передается информация |
1. |
Информирование педагогического коллектива о реализации инновационного проекта |
Директор |
Педагогическому коллективу |
февраль 2020 |
Педагогический совет |
2. |
Приказ о формировании рабочей группы |
Директор |
Педагогическому коллективу |
март 2020 |
Педагогический совет |
3. |
Приказ о изучении нормативно-правовой документации, передового педагогического опыта |
Директор |
Рабочей группе |
март 2020 |
Совет рабочей группы |
4. |
Приказ о проведении процедуры самообследования ОУ.
|
Директор |
Рабочей группе |
апрель 2020 |
Совет рабочей группы |
5. |
Приказ о создании школьной модели системы оценки качества образования в ОУ |
Директор |
Рабочей группе |
июнь 2020 |
Совет рабочей группы |
6. |
Приказ о формирование пакета измерительных, инструктивно методических материалов для оценки достижений. |
Директор |
Рабочей группе |
август 2020 |
Совет рабочей группы |
7. |
Положение о программе системы повышения эффективности управления позиционированием в ОУ |
Директор |
Педагогическому коллективу |
май 2021 |
Педагогический совет |
8. |
Отчета о выполнении плана работы по реализации проекта |
Рабочей группа |
Педагогическому коллективу, родительскому комитету |
май 2020 |
Педагогический совет, общешкольное родительское собрание |
9. |
Положение о системе мониторинга достижений планируемых результатов освоения обучающимися основной образовательной программы |
Директор |
Педагогическому коллективу |
июль 2020 |
Педагогический совет |
10. |
Положение о консультативных педагогических групп |
Директор |
Руководителям ШМО |
июль 2020 |
Педагогический совет |
11. |
Приказы об организации творческих внеклассных мероприятий, спортивных конкурсов |
Завуч по ВР |
Педагогическому коллективу |
август 2020 |
Педагогический совет |
12. |
Положение о внедрении проекта |
Директор |
Педагогическому коллективу |
август 2020 |
Педагогический совет |
13. |
Информирование социума о ходе реализации проекта.
|
Рабочей группа |
Общественность |
сентябрь 2020 |
Сайт, день открытых дверей, выставки. |
14. |
Приказ о создании проектировочной группы по разработке методических рекомендаций по созданию оценки качества образования ОУ |
Директор |
Педагогическому коллективу |
сентябрь 2020 |
Педагогический совет |
15. |
Предоставление отчета о выполнении плана работы по направлениям проекта.
|
Директор |
Педагогическому коллективу, родительскому комитету |
август 2021 |
Педагогический совет, общешкольное родительское собрание |
11 БЮДЖЕТ ПРОЕКТА
№ п.п |
Наименование мероприятия / результата |
Бюджетные источники финансирования |
Внебюджетные источники финансирования |
Всего |
1. |
Функциональное направление: Первый этап (февраль – август 2020 г.) - Аналитико-диагностический. Цель: проведение аналитической и диагностической работы, разработка и утверждение Проекта. |
|||
1.1 |
Информирование педагогического коллектива о реализации инновационного проекта |
Не требуются |
Не требуются |
0 руб |
1.2 |
Формирование рабочей группы |
Не требуются |
Не требуются |
0 руб |
1.3 |
Изучение нормативно-правовой документации, передового педагогического опыта |
Не требуются |
Не требуются |
0 руб |
1.4 |
Проведение процедуры самообследования ОУ: выявление уровня ресурсной (методической, материально-технической, кадровой) обеспеченности образовательной организации в соответствии с требованиями ФГОС. Диагностика состояния системы оценивания качества образования школы, инновационного потенциала педагогического коллектива, образовательных запросов обучающихся, их родителей, требований современного общества. |
Не требуются |
Не требуются |
0 руб |
1.5 |
Мониторинг и создание школьной модели системы образования и самообразования обучающихся. |
Не требуются |
Не требуются |
0 руб |
1.6 |
Составление мониторинга и программы работы с родителями обучающихся |
Не требуются |
Не требуются |
0 руб |
1.7 |
Планирование основных направлений, форм проведения оценки качества образования ОУ в соответствии с ФГОС на основе их преемственности и вариативности |
Не требуются |
Не требуются |
0 руб |
1.8 |
Формирование пакета измерительных, инструктивно методических материалов для оценки достижений учащихся |
Не требуются |
Не требуются |
0 руб |
1.9 |
подготовка и предоставление отчета о выполнении плана работы по реализации проекта |
Премия для рабочей группы - 5000 р. каждому |
Не требуются |
35000 руб |
2 |
Второй этап: (сентябрь 2020г. – май 2021г.) – Экспериментально - внедренческий. Цель: реализация Проекта перехода системы в эффективный режим работы, разработка и внедрение подпроектов. |
|||
2.1 |
Разработка системы мониторинга достижений обучающихся образовательной организации |
Не требуются |
Не требуются |
0 руб |
2.2 |
Внутришкольное повышение квалификации через обмен педагогическими находками в режиме общения творческих учителей |
|
|
|
2.3 |
Функционирование консультативных педагогических групп |
Доп. оплата руководителям МО – 500р./ мес |
Не требуются |
3000 руб.*12 мес = 36000 руб |
2.4 |
Организация творческих внеклассных мероприятий, спортивных конкурсов |
Не требуются |
Не требуются |
0 руб |
2.5 |
Участие в конференциях, семинарах ШУС |
Не требуются |
Не требуются |
0 руб |
2.6 |
Обеспечение открытости проекта через демонстрацию достижений учащихся (выставки, творческие отчеты) |
Не требуются |
Не требуются |
0 руб |
2.7 |
Внедрение проекта по повышению эффективности управления позиционированием
|
Не требуются |
Не требуются |
0 руб |
2.8 |
Пополнение электронного банка презентаций предметной и внеурочной направленности, работы с родителями электронных образовательных ресурсов |
Не требуются |
Не требуются |
0 руб |
2.9 |
Информирование социума о ходе реализации проекта через публикации на школьном сайте, публичное представление опыта (семинары, дни открытых дверей, публикации статей на разных уровнях) |
Не требуются |
Не требуются |
0 руб |
2.10 |
Проверка эффективности созданной системы повышения эффективности управления позиционированием в ОУ |
Не требуются |
Не требуются |
0 руб |
3 |
Третий этап (июнь – август 2021 г.) - Этап промежуточного контроля и коррекции Цель: отслеживание и корректировка результатов реализации проекта, апробация и экспертная оценка информационного обеспечения образовательного процесса. |
|||
3.1 |
Создание проектировочной группы по разработке методических рекомендаций по работе с обучающимися, родителями, ВУЗами, СУЗами |
Не требуются |
Не требуются |
0 руб |
3.2 |
Обобщение опыта работы творческих, рабочих групп педагогов |
Не требуются |
Не требуются |
0 руб |
3.3 |
Анализ деятельности образовательной организации по созданию и функционированию системы повышения эффективности управления позиционированием в ОУ |
Не требуются |
Не требуются |
0 руб |
3.4 |
Предоставление отчета о выполнении плана работы по направлениям проекта. Обобщение результатов деятельности по внедрению новых подходов в социализации и адаптации обучающихся, работы с родителями, ВУЗами, СУЗами; прогнозирование и конструирование дальнейших путей работы по укреплению системы повышения эффективности управления позиционированием в ОУ |
Не требуются |
Не требуются |
0 руб |
12 МОДЕЛЬ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОЕКТА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ деятельности МБОУ СОШ № 22 обнаружил отсутствие четкого стратегического подхода к управлению позиционированием, в то время как условия современного рынка (быстроизменяющаяся внешняя среда, жесткая конкурентная борьба, высокая степень неопределенности и т.д.) диктуют необходимость повышенного внимания к данному вопросу.
Упрощенно процесс стратегического управления можно представить как разработку стратегии деятельности организации на основе мониторинга и анализа ее внутренней и внешней среды.
Сформулируем основные конкурентные преимущества МБОУ СОШ № 22, выявленные в результате анализа её деятельности:
q высокая степень востребованности знаний;
q возможность привлечения высококвалифицированного преподавательского состава;
q Рациональная оргструктура;
q Качественный уровень учебно-методической работы в школе.
.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Авраамова, Е.М. Работодатели и выпускники вузов на рынке труда: взаимные ожидания / Е.М.Авраамова, Ю.Б.Верпаховская// Социологические исследования. 2016. - № 4. - С. 37-46.
2. Автономов, B.C., Дорошенко, М. Е., Замков, О. О. Высшее экономическое образование в России: трудный путь к мировому уровню/ В.С.Автономов, М.Е.Дорошенко, О.О.Замков// Вопросы образования. 2014. - №2.-С. 127-154.
3. Андреев, А. К понятию о позиционировании / Алексей Андреев // Инвестиции в России. 2016. - № 5. - С. 46-48.
4. Бабанский, М.Д., Майер, Г.В. Инновации и миссия университета/ М.Д.Бабанский, Г.В.Майер//Университетское управление. 2006. - № 6(46). -С.11-15.
5. Баранчеев, В. П. Управление брэндингом как составляющей инновационного развития организации // Маркетинг. 2013. - № 1. - С. 46-63.
6. Батухтин, В. Д., Шумаков, А.Ю. Особенности развития университетского образования в регионе/В. Д.Батухтин,
7. Беляков, С.А. О системных аспектах организации управления образованием/С.А.Беляков, В.Ж.Куклин// Университетское управление. -2006. -№ 1(41).-С. 32-41.
8. Беркутова, Т. А. Маркетинговые коммуникации. : Феникс, 2018. —254 с.
9. Блайт, Дж. Основы маркетинга / Пер. с англ. М. Ю. Зарицкой. -Киев : Знання-Прес, 2003. 494 с.
10. Виханский, О. С. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс: Учебник для вузов. М.: Изд-во МГУ , 1995. - 416 с.
11. Виханский, О. С. Стратегическое управление: учебник для студ. вузов / МГУ. 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Экономиста, 2014. - 292 с.
12. Голубков Е.П. Сегментация и позиционирование // Маркетинг в России за рубежом. 2016. №4. С. 124 139.
13. Дацюк, С. Коммуникативные стратегии / С. Дацюк Электронный ресурс. [2008]. - Режим доступа: http://xyz.org.ua/discussion/communicativestrategy.html
14. Жердева, О. В. Роль маркетинга в идентификации территорий / О. В. Жердева // Маркетинг в России и за рубежом. 2016. - № 2. - С. 120-126.
15. Зайцев, JL Г. Стратегический менеджмент: учебник. М.: Юристъ, 2002.-416 с.
16. Зверинцев, А. Б. Коммуникационный менеджмент. Рабочая книга менеджера PR. Санкт-Петербург: Изд-во Буковского, 1995. — 267 с.
17. Зимина, И.В. Руководство для учебных заведений по разработке плана стратегического маркетинга в области подготовки управленческих кадров / И.В. Зимина. М.: British council, 2015.
18. Иваненко, М.А. Формирование рынка образовательных услуг / М.А. Иваненко // Экономика образования. 2017. - № 2. - С. 135-148.
19. Ильинский, И.Б. Об экономической природе современного отечественного образования/И.Б. Ильинский//Высшее образование в России. 2004. - № 9.- С. 39-52.
20. Информационный бюллетень «Развитие интернета в регионах России». М.: Аналитическая группа департамента маркетинга компании «Яндекс», 2014.
21. Каменева, Н. Г. Маркетинговые исследования : учеб. пособие для студ. вузов. М.: Вузовский учебник: ВЗФЭИ, 2007. - 438 с.
22. Карпова, С. В. Брендинг: учеб. пособие для студ. вузов / С.В. Карпова. М.: КноРус, 2018. - 222 с.
23. Кобелев, О. А. Электронная коммерция: Учеб. пособие для студ. вузов / Под ред. С. В. Пирогова. М.: Социальные отношения: Перспектива, 2003. - 430 с.
24. Кондратьев, Э. В. Связи с общественностью : учеб. пособие для вузов. М. : Академ. Проект, 2016. - 416 с.
25. Коррозионная диагностика подземных трубопроводов Электронный ресурс. 2008. — Режим доступа: http://www.vgasu.ru/rus/science/inn/kdp.php
26. Котлер, Ф. Основы маркетинга: Пер. с англ. / Ф. Котлер. — М.: «Бизнес-книга», «ИМА-Кросс. Плюс», 1995. С. 243.
27. Краева, И.А. Позиционирование бренда ННГУ на рынке образовательных услуг / И.А. Краева // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. — 2017. № 1 (6). - С. 35-39.
28. Круглов, М. И. Стратегическое управление компанией: Учебник для вузов. М.: Рус. деловая лит., 1998. - 768с.
29. Крылов, А. Престижность профессий в РФ / А. Крылов // Экономика и время. — 2008. — № 21.
30. Лапыгин, Д. Ю. Методическое обеспечение процесса разработки плана стратегического развития региона / Д. Ю. Лапыгин // Менеджмент в России и за рубежом. 2005. - № 6. - С. 40-52.
31. Лопатина, Н. В. Маркетинговые технологии: проблемы и перспективы / Н. Лопатина // Маркетинг. 2005. - N 1. - С. 30-37.
32. Люкшинов, А. Н. Стратегический менеджмент: учеб. пособие. -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. 376 с.
33. Макашев, М. О. Бренд: учеб. пособие для студ. вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. - 208 с.
34. Малахов, В.П. Формальная логика. Учебное пособие для высшей школы / В.П. Малахов. М.:, 2001.
35. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности: учебник для студ. вузов / под ред. В. А. Алексунина. Изд. 4-е, перераб. и доп. - М.: Дашков и К, 2006. - 716 с.
36. Маркетинг: учебник / под ред. Э. А. Уткина. М.: ЭКМОС, 2002.320с.
37. Маркетинговые технологии в образовании: особенности комплекса маркетинга вуза: монография. / под ред. А. В. Мордовина ; ВолГУ. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2007. - 144 с.
38. Маслова, Т. Д. Маркетинг: учебник для студ. вузов. Изд. 2-е, доп. - СПб.: Питер, 2004, 2002. - 398 с.
39. Позиционирование бренда: Компас в маркетинге и PR // PR в России. 2003. - № 3. - С. 30-32.
40. Преображенская, И. В. Технологии позиционирования образовательных услуг в деятельности педагогических коллективов: Дисс. канд.пед.наук / И.В. Преображенская. М., 2004.
41. Рейтинг @Mail.Ru: ВолгГАСУ: Позиция в рейтинге Электронный ресурс. 2008. - Режим доступа: http://top.mail.ru/rating?id=626839&date=2008-12-29
42. Романов, А.А. Проблемы исследования поведения потребителей на рынке образовательных услуг / А.А. Романов, Н.К. Тихомирова // Открытое образование. 2006. - № 3. - С. 82-87.
43. Савич, А. Позиционирование как центральное звено разработки успешного бренда / А. Савич Электронный ресурс. - [2009]. - Режим доступа: http://www.pravrek.ru/news.html?id=23
44. Семенова, А. Бренд с точки зрения экономической теории / А. Семенова // Экономические стратегии. 2005. - № 2. - С. 98-99.
45. Сидельникова, О.В. Медиарилейшнз в системе PR-технологий: на примере высшего профессионального образования России / О.В. Сидельникова. Дисс. канд.экон.наук. - Воронеж, 2008.
46. Старовойтова, Т.А. Формирование и развитие рынка образовательных услуг в России / Т.А. Старовойтова // Научные записки НГУЭУ. 2009. - № 2.
47. Стратегический план устойчивого развития Волгограда до 2025 года. Реализация Стратегического плана.
48. Субботин, Е. PR на языке событий / Е. Субботин // Маркетинговые коммуникации. 2006. — № 4.
49. Траут, Дж. Новое позиционирование : Пер. с англ. / Под ред. Ю. Н. Каптуревского. СПб. : Питер, 2003. - 190 с.
50. Федько, В. П. Основы маркетинга : учеб. пособие для студ. вузов / под ред. В. П. Федько и И. И. Саввиди. Изд. 4-е, доп. и перераб. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2015. - 480 с.
51. Фомина, Е. В. Повышение делового имиджа фирмы средствами брендинга / Е. В. Фомина // Маркетинг в России и за рубежом. 2005. - N 1. -С. 97-99.
52. Чистохвалов, В.Н. Болонский процесс: половина пути пройдена — что дальше?/ В.Н.Чистохвалов// Вопросы образования. 2004. - № 4. - С. 178-193.
53. Шапиро, М. Маркетинг будущего / Максим Шапиро // Советник. -2015.-№5.-С. 24-25.
54. Шевченко, Д. А. Маркетинговые исследования рынка образовательных услуг в России / Д. А. Шевченко // Маркетинг в России и за рубежом. 2013. - № 4. - С. 25-27.
55. Шубин, А.А. Оценка использования потенциала маркетингового инструментария предприятием химического комплекса / А.А. Шубин // Культура народов Причерноморья. —2013. — № 38. — С. 188-190.
56. Шультц, Д. Стратегические бренд-коммуникационные кампании / Дон Шульц, Бет Барнс. — Издательский дом Гребенщикова, 2003. — 260 с.
57. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона в 82 тт. и 4 доп. тт. М.: Терра, 2013. - 40 26 с.
58. Эткинсон, Дж. Стратегический маркетинг: ситуации, примеры / пер. с англ. под ред. Ю. А. Цыпкина; пер. с англ. Е. Э. Лалаян. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.-471 с.
Приложение 1.
Анализ внешней среды МБОУ СОШ № 22
Анализ макросреды ОУ предполагает изучение следующих групп факторов:
1. экономических;
2. политико-правовых;
3. социальных;
4. научно-технических и технологических.
Экономические факторы
В государственной стратегии развития России до 2020 года определены долговременные системные проблемы, перед которыми оказалась российская экономика в середине текущего десятилетия (в 2000-х годах XI века):
· усиление глобальной конкуренции, охватывающей не только традиционные рынки товаров, капиталов, технологий и рабочей силы, но и системы национального управления, поддержки инноваций, развития человеческого потенциала;
· ожидаемая новая волна технологических изменений, усиливающая роль инноваций в социально-экономическом развитии;
· возрастание роли человеческого капитала как основного фактора экономического развития;
· растущая конкуренция с европейскими и азиатскими рынками в отношении квалифицированных кадров;
· низкое качество и снижение уровня доступности социальных услуг в сфере здравоохранения и образования;
· высокий уровень социального неравенства и региональной дифференциации;
· низкий уровень конкуренции на ряде рынков, не создающий для предприятий стимулов к повышению производительности труда.
Такое положение дел требует преобразований в развитии человеческого потенциала России. Поэтому в Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года определены шаги к этим преобразованиям.
· Обеспечение возможности получения качественного образования, доступа к национальным и мировым культурным ценностям.
· Переход от системы массового образования, характерной для индустриальной экономики, к необходимому для создания инновационной социально ориентированной экономики непрерывному индивидуализированному образованию для всех.
· Развитие образования, неразрывно связанного с мировой фундаментальной наукой, ориентированного на формирование творческой социально ответственной личности.
· Создание экономических условий сохранения и умножения культурных и духовных ценностей российского народа;
· Улучшение качества окружающей среды и экологических условий жизни человека;
· Обеспечение высокой профессиональной и территориальной мобильности трудовых ресурсов, формирование профессиональной культуры, ценностных ориентиров в сфере труда и предпринимательской деятельности.
На протяжении последних лет демонстрирует устойчивые темпы роста ВРП и других важнейших показателей социально-экономического развития. Область занимает первое место по уровню средней заработной платы в Южном федеральном округе, по располагаемым денежным доходам на одного члена домохозяйства и по объему инвестиций в основной капитал на душу населения, имеет третье место по производству промышленной продукции на душу населения.
Но в настоящий момент ресурсы, обеспечивавшие рост экономики области на протяжении последнего десятилетия, существенным образом ограничиваются.
Политико-правовые факторы
Нормотворчество в сфере образования в РФ, обладает своими особенностями. Это совокупность предусмотренных законодательством прав и обязанностей, необходимых для результативного решения системой образования либо тем или иным ее субъектом (элементом, институтом) в рамках общественно-государственной образовательной политики своих образовательных задач и осуществления соответствующих функций.
В настоящее время в соответствии с принципом федерализма выделяются три основных уровня компетенции в области образовательного законотворчества (законодательства): конституционный, федеральный и региональный.
Специфика образовательного нормотворчества состоит и в том, что регулирование применения в сфере образования норм, например, административного права (вопросы управления образованием, контроль качества образования и др.), гражданского права (вопросы предпринимательской деятельности, собственности, организации, реорганизации образовательных учреждений), трудового права (порядок приема, вопросы заработной платы, социальные льготы и гарантии и др.) осуществляется в том же порядке, что и в соответствующей отрасли права.
Особенностью образовательного нормотворчества является и то, что статус, содержание и характер принимаемых образовательных нормативно-правовых актов зависит от того, о регулировании какого именно уровня образования идет речь (дошкольное образование; начальное общее образование; основное общее образование; - среднее (полное) общее образование; начальное профессиональное образование; среднее профессиональное образование; высшее профессиональное образование; послевузовское профессиональное образование; дополнительное образование). Для каждого из этих уровней (ступеней) характерны особенности в соответствующей образовательной деятельности (образовательного процесса), и предоставления образовательных услуг.
Особенностям образовательного нормотворчества соответствует ряд проблем:
- достаточно отчетливо выраженное декларирование особой значимости законодательного, прежде всего, посредством принятия законодательных актов, обеспечения эффективности управляемости образованием. Иными словами, налицо тенденция стремления федеральной власти к максимальному охвату нормативно-правовым обеспечением, причем актами различной юридической силы и самого разнообразного содержания, всех сторон образования;
- указанная «количественная» тенденция сопровождается и «качественной», выражающейся объективным усложнением всего – федерального и регионального – образовательного законодательства.
- усиление инициатив по повышению эффективности управления образовательными учреждениями путем перевода их на новые организационно-правовые формы, характерные для хозяйствующих субъектов.
Социальные факторы
Демографическая ситуация в Краснодарском крае чуть лучше, чем в среднем по России, однако свободных ресурсов квалифицированной рабочей силы, к тому же конкурентоспособной в глобальном масштабе, в регионе нет. При этом переброска рабочей силы между отдельными секторами экономики потребует усилий не столько даже инфраструктурного характера, сколько в сферах администрирования и культурной политики. Необходимо формирование продуманной миграционной политики в области интеграции детей-мигрантов в российской общество, а также формирования привлекательности для качественной миграции.
Необходима смена парадигмы семьи, формирование системы по подготовке квалифицированных родителей.
Научно-технические и технологические факторы
Применение современных технологий во всех отраслях экономики Астраханской области способствует экономическому росту, повышению конкурентоспособных позиций области, ее инвестиционной привлекательности, что соответствует Стратегии социально-экономического развития. Это обеспечивается за счет применения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).
Современные разнообразные технические средства обучения все больше развиваются на основе последних достижений макро- и микроэлектроники. Процесс информатизации образования должен обеспечить методологией, технологией и практикой разработки и оптимального использования современных информационно – коммуникационных технологий при помощи средств совместно с учебно-методическими, нормативно-техническими и организационно-инструктивными материалами. Школьный образовательный процесс, несомненно, должен предполагать освоение новейших технологий обучения.
Информационные технологии обучения
Подобные организационные формы ведут к повышению престижа наших учреждений.
Астраханская область является одной из наиболее стабильных с точки зрения социально - экономического развития территорий юга Российской Федерации.
Основные проблемы развития организации и их оценка (значимости и возможности решения) представлены ниже.
Внешние проблемы развития МБОУ СОШ № 22
Формулировка проблемы |
Оценка |
|
значимости |
возможности решения |
|
1. Наличие сильных конкурентов 2. Автономное расположение учреждений в своих микрорайонах 3. Государственная аккредитация 4. Увеличение количества обучающихся
5. Освоение новых образовательных услуг |
10 7 10 10 10 |
7 5 8 7 9 |
Факторы внешней макросредыи их влияние на МБОУ СОШ № 22
Факторы среды |
Характер влияния на организацию |
Возможная реакция организации |
Рост экономики региона. Стабилизация и предсказуемость темпов инфляции. |
Стабильность бюджетного финансирования |
Планирование необходимости в дополнительных средствах. |
Увеличение уровня доходов населения. |
Возможность для повышения цены. Возможность утери сегмента потребителей. |
Планирование и обоснование повышения цены на дополнительные услуги. Смена облика учреждения, ремонт, реклама, PR. |
Благоприятный имидж учреждения образования. |
Увеличение количества обучающихся. |
Поддержание имиджа, применение PR-техноло-гий. |
Снижение уровня рождаемости с 1986 года. |
Снижение количества обучающихся, усиление конкуренции. |
Усиление маркетинговой деятельности. Переориентация на другие сегменты. |
Возможность наладить контакт с аналогичными учреждениями в регионе |
Выгодный обмен опытом. |
Работа по поддержанию старых связей и установлению новых. |
Многонациональность и поликультурность региона |
Увеличение состава обучающихся разных национальностей |
Создание толерантной образовательной среды в учреждении |
Развитие информационной среды в регионе |
Обострение конкурентной среды среди образовательных учреждений |
Освоение ИКТ-технологий в школьном образовательном пространтстве |
Таким образом, можно судить об относительной стабильности образовательного учреждения по отношению к факторам внешней макросреды.
Как видно, проблем у учреждений не так много, но все они чрезвычайно важные и главное - вполне разрешимые. Именно этот неиспользованный потенциал обуславливает интерес и стремление со стороны руководства организации к дальнейшему развитию.
Составной частью анализа внешней среды предприятия является анализ микроокружения. Важность данного анализа объясняется тем, что от поведения отраслевых заинтересованных лиц напрямую зависит развитие предприятия: и возможности, и проблемы.
Приложение 2
Непосредственное окружение МБОУ СОШ № 22 (микросреда)
Современная городская школа уже сейчас находится в состоянии конкуренции за ученика с другими общеобразовательными учреждениями, так как родители стараются выбирать для своих детей те школы, которые способны обеспечить хорошие условия обучения и предоставить разнообразные и качественные образовательные услуги. Именно поэтому так популярны сейчас различные гимназии и лицеи, которые реализуют программы углубленного и профильного обучения, позволяющие большому количеству учеников этих учебных заведений продолжать образование в вузе. С введением механизма нормативного подушевого финансирования ситуация конкуренции только усилится.
Средней общеобразовательной школе № 22 предстоит определить свою нишу на рынке образовательных услуг, обозначить в стратегии развития существующее стремление учреждения к упрочению своих позиций.
МБОУ СОШ № 22 является средним по размерам образовательным учреждением. Школа занимает выгодное территориальное положение (трамвайные остановки, маршрутки). Указанные факторы можно признать как значимые основания для успешной работы школы на ее развитие и самосохранение в условиях обостряющейся конкуренции.
Среди государственных и муниципальных образовательных учреждений, расположенных вблизи МБОУ СОШ № 22, есть несколько, оказывающих непосредственное влияние на набор учащихся.
Конкурентная среда МБОУ СОШ № 22
Одним из наиболее важных конкурентов является Астраханский колледж профессиональных технологий, в плане обучения в старшей школе. Это учреждение профессионального образования проводит набор учащихся на базе 9 классов на различные специальности. Многие выпускники нашей школы по окончании основной школы поступают в данное учреждение для дальнейшего обучения. Это создает определенные трудности в организации конкурентоспособного образовательного пространства.
Составляя прогноз развития конкуренции на перспективу, следует предположить о возможности существенных негативных изменений на рынке в ближайшее время для нашего образовательного учреждения. Особенно это актуально в условиях существующего подушевого финансирования учебных заведений.
Поэтому руководство школы продумывает действия, направленные на:
- сохранение имеющегося контингента;
- расширение спектра платных и бесплатных дополнительных образовательных услуг;
- привлечение контингента обучающихся в 1-е и 10 -е классы;
- организацию профильного обучения в старшей школе;
- сотрудничество и партнерство по разным направлениям деятельности с ВУЗами, СУЗами города.
На основании всего выше изложенного, можно сделать вывод, что школе в условиях рыночной ситуации предстоит преодолеть переход от статичной ориентации к динамичной, рыночной, для того чтобы стать конкурентоспособной на рынке образовательных услуг.
Приложение 3
Анализ внутренней среды МБОУ СОШ № 22
Характеристика системы управления
Управление МБОУ СОШ № 22 осуществляется в соответствии с законом РФ «Об образовании» и Уставом школы на принципах демократичности, открытости, приоритета общечеловеческих ценностей, охраны жизни и здоровья человека, свободного развития личности.
Организационная структура управления состоит из пяти уровней.
1 уровень – стратегический - Совет школы определяет ориентиры образовательной, финансовой политики учреждения.
2 уровень – среднестратегический - уровень руководителя школы; определяет стратегию развития школы, представляет ее интересы в государственных и общественных инстанциях, несет персональную юридическую ответственность за организацию жизнедеятельности школы, создает благоприятные условия для развития школы.
На данном уровне функционируют: административный и педагогический совет, профсоюзный комитет, классные родительские комитеты.
3 уровень – тактический - уровень руководителей функциональных служб:
- заместители директора по учебно-воспитательной работе - осуществляют управление функционированием школы, контролируют выполнение государственных стандартов образования, отслеживают уровень сформированности компетенций, уровень обученности учащихся, несут ответственность за организацию учебно-воспитательного процесса в школе;
- заместитель директора по воспитательной работе и социальный педагог организуют внеурочную воспитательную работу с детьми, работу органов ученического самоуправления, контролируют состояние воспитательной работы в школе, отвечают за связь с внешкольными учреждениями;
- заместитель директора по административно – хозяйственной части и административно-хозяйственная служба оказывают помощь в организации учебно-воспитательного процесса, обеспечивают функционирование и развитие школы, отвечают за материально-техническое оснащение учебного заведения; организуют текущее и перспективное планирование деятельности педагогического коллектива по охране труда, технике безопасности и укрепления здоровья участников образовательного процесса;
- социально-психологическая служба оказывает помощь педагогам в решении проблем дифференциации учебно-воспитательного процесса школы, организует психолого-педагогическое сопровождение учащихся;
- медицинское обслуживание обеспечивают врач и медсестра школы - несут ответственность за проведение лечебно-профилактических мероприятий, соблюдение СанПиНов, режима и качества питания обучающихся;
- бухгалтерия осуществляет полный финансовый расчет функционирования и развития школы.
4 уровень – оперативный, педагогический актив: методический совет - коллегиальный совещательный орган является главным консультационным органом школы по вопросам методического обеспечения, инновационной деятельности;
методические объединения учителей – предметников и проблемная группа учителей, работающих по актуальным темам, вынесенным на педсовет или семинар;
5 уровень - оперативный - уровень учащихся: совет старшеклассников - орган ученического самоуправления, который планирует и организует внеурочную деятельность учащихся.
Нормативно-правовое обеспечение школы № 22:
- Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями от 26.07.2019 N 232-ФЗ;
- Постановление Правительства РФ от 29 марта 2019 г. № 373 "О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации "Развитие образования";
- Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" (2018 - 2025 годы);
- Методические рекомендации Министерства Просвещения РФ.
- Устав МБОУ СОШ № 22.
Кадровый ресурс МБОУ СОШ № 22:
Общая численность педагогических работников и обслуживающего персонала 52 человек, в том числе учителей – 38. Среди них работают 1 психолог, 1социальный педагог, 1 учитель-логопед, 1 библиотекарь. Из 38 учителей 84 % имеют высшее профессиональное образование, 16% - среднее специальное.
«Квалификация педагогических кадров МОУ «СОШ№39»
Имеют квалификационную категорию: |
2017/2018 |
2018/2019 |
- высшую |
49% |
57% |
- первую |
31% |
10% |
соответствие занимаемой должности |
15% |
18% |
Итого: |
95% |
95% |
Без категории |
5% |
5% |
Следует заметить, что в 2009 - 2010 учебном году по сравнению с 2008-2009 учебным годом количество педагогов, повысивших категорию с I-й на высшую составило 2 человека (3%), не имеющих категорию стало на 3% больше.
Квалификационный уровень работников во многом зависит от их возраста, стажа работы и образования и т.д. Поэтому в процессе анализа изучаются изменения в составе персонала МБОУ СОШ № 22 по этим признакам.
«Стаж работы педагогических кадров МБОУ СОШ № 22»
Имеют стаж работы: |
2017/2018 |
2018/2019 |
- до 5 лет |
4 |
6 |
- от 5 до 10 лет |
8 |
6 |
- от 10 до 20 лет |
16 |
16 |
- от 20 лет и более |
10 |
10 |
Из таблицы видно, что основная часть персонала имеет стаж работы от 10 и более лет, то есть организация в своей деятельности ориентируется в большей степени опытных работников, но еще не успевших потерять интерес к свое профессиональной деятельности.
Учителя нашей школы имеют правительственные и отраслевые награды:
- Отличник народного просвещения – 3 человек
- Почетный работник образования - 4 человека
- Грамоты Министерства Образования РФ – 10 человек
- Кандидат наук – 1 человек
Рассматривая кадровый ресурс как ведущий фактор обеспечения качества образования, можно выделить основные подходы работы администрации школы с учителем:
1. Создание развивающей педагогической среды:
- развитие чувства сопричастности к успехам школы;
- своевременное обеспечение информационными потоками;
- делегирование прав, обязанностей, ответственности решаемых задач коллектива;
- обсуждение и принятие норм, правил, требований;
- поддержание положительной мотивации в педагогическом коллективе;
- создание условий для исследовательской, экспериментальной деятельности учителей;
- создание условий для повышения уровня квалификации;
- содействие учителю в развитии карьеры;
- определение имиджа учителя школы.
2. Социально-экономическая и информационная защита учителя.
3. Развитие управленческого потенциала администрации школы.
Квалификация администрации МБОУ СОШ № 22 позволяет в полной мере справляться с функциями управления.
Для мотивации творчества и инициативы педагогов в школе введена новая система оплаты труда (НСОТ): нормативное подушевое финансирование (НПФ).
Кроме материальных и денежных благ, в школе широко практикуется мотивация на основе неденежных, т.е. материально-неденежных благ – объявление благодарности, награждение почетной грамотой, оснащение рабочего места новым оборудованием и др. Они используются в качестве стимулов потому, что получение любого из них можно связать с результатами трудовой деятельности и социальной активности работников. Помимо содержательной ценности они имеют морально-престижную и обладают свойством выделять поощряемого из среды.
Также мотивацией персонала являются приятные условия работы и возможности для развития личности.
Основной вывод по анализу существующей ситуации в МБОУ СОШ № 22 можно сформулировать следующим образом: школа обеспечивает базовый уровень образования учащихся; высокая квалификация работающих педагогов обеспечивает высокий процент выпускников, поступающих в вузы, заканчивающих школу с золотыми и серебряными медалями. Таким образом, образовательная деятельность является важным конкурентным преимуществом школы, которое необходимо сохранить. Вместе с тем организация образовательной деятельности школы строится на основе традиционной модели учебной деятельности педагогов. Необходима постепенная реструктуризация образовательного процесса школы.
Приложение 4
Оценка позиций МБОУ СОШ № 22
на рынке образовательных услуг
В современных условиях оценка ситуации, сложившейся на рынке образовательных услуг, должна базироваться на результатах маркетинговых исследований, позволяющих определять потенциал конкурентоспособности анализируемых учебных заведений, оценивать их текущие конкурентные позиции, обосновывать стратегию развития.
Не менее важной составляющей проводимой оценки является исследование внутренней среды. Задача данного этапа - идентифицировать те внутренние переменные, которые могут рассматриваться как сильные и слабые стороны предприятия, оценить их важность и установить, какие из этих переменных могут стать основой конкурентных преимуществ.
В современных условиях оценка ситуации, сложившейся на рынке образовательных услуг, должна базироваться на результатах маркетинговых исследований, позволяющих определять потенциал конкурентоспособности анализируемых учебных заведений, оценивать их текущие конкурентные позиции, обосновывать стратегию развития.
Не менее важной составляющей проводимой оценки является исследование внутренней среды ОУ. Задача данного этапа - идентифицировать те внутренние переменные, которые могут рассматриваться как сильные и слабые стороны предприятия, оценить их важность и установить, какие из этих переменных могут стать основой конкурентных преимуществ.
Результаты исследования внутренней среды представлены в следующей таблице
Слабые и сильные стороны организации
Аспект среды |
Сильные стороны |
Слабые стороны |
1. Организация учебно-воспитательного процесса |
1. Хорошо спланированный образовательный процесс. 2. Положительная динамика качества обучения выпускников. 3. Качественный уровень научно-методической работы в школе. |
1. Износ основных производственных фондов. 2. Не соответствие материально-технической базы конкурентным требованиям. 3. Единичная результативность обучающихся в олимпиадах, конференциях, конкурсах. |
2. Персонал |
1. Высокая квалификация сотрудников. 2. Моральная и психологическая сплочённость коллектива. 3. Низкая текучесть кадров. 4. Большой опыт работы у сотрудников. 5. Использование демократического стиля управления. 6. Отработанная система стимулирования. |
1. Оплата труда ниже, чем у конкурентов. 2. Низкий уровень экономических и управленческих знаний. 3. Действующая система повышения квалификации педагогов происходит формально. |
3. Маркетинг |
1. Востребованность у потребителей платных образовательных услуг 2. Возможность выхода на рынок с новым товаром. 3. Благоприятный имидж. |
1. Отсутствие функции маркетинга в учреждении. 2. Отсутствие целенаправленной работы по сбору информации о рынке.
|
4. Инновации |
1. Планирование нововведений. 2. Готовность персонала к инновациям.
|
1. Неэффективное использование современных образовательных технологий. 2. Традиционная система оценивания знаний. |
5. Финансы |
1. Положительные тенденции в изменении финансовых показателей. 2. Возможность увеличения внебюджетного фонда. |
1. Ограниченность бюджетных поступлений. 2. Отсутствие
|
6. Организация |
1. Рациональная оргструктура. 2. Чёткость в распределении прав и обязанностей. 3. Эффективное взаимодействие структурных подразделений. |
1. Отсутствие опыта работы у некоторых членов руководства. 2. Недостаточно организованная система контроля. |
Анализируя данные таблицы, можно сделать вывод о том, что ОУ не имеет ярко выраженного слабого аспекта среды. Так, износ основных производственных фондов компенсируется планированием и возможностью проведения ремонтов и обновлений; средний возраст работников - их квалификацией и опытом; а отсутствие функции маркетинга - хорошей репутацией и возможностями. При этом инновационная пассивность руководства будет способствовать увеличению и усилению слабых сторон предприятия, а активность - сильных.
Анализируя внутреннюю среду МБОУ СОШ № 22 , можно проследить, что на ближайшие 3 – 5 лет, имеется неплохой потенциал для развития. Но в дальнейшей перспективе учреждение может столкнуться с жесточайшим кризисом. Единственный выход – максимальное использование представляющихся возможностей. Что в свою очередь требует тщательно спланированных действий и разработки стратегии.
Повседневные задачи, решаемые руководством, отличаются рутинностью и строгой регламентацией, поэтому структура управления, базирующаяся на строгой подчинённости нижнего звена управления высшему себя полностью оправдывает. Об этом свидетельствуют и стабильный кадровый состав, и сплочённость коллектива, разделяющего общие ценности.
Позиции ОУ на рынке нельзя охарактеризовать высокими значениями стабильности и конкурентоспособности. Вышесказанное свидетельствует о необходимости и возможности успешной разработки программы преобразования и развития, необходимости внедрения в организационную структуру управления функции маркетинга и связей с общественностью. Однако имеется и хорошая сторона – крепкий фундамент для дальнейшего развития в виде рационально построенной системы управления.
Основным предназначением внешнего и внутреннего анализа является определение и осознание возможностей и угроз, а также сильных и слабых сторон организации, которые могут возникать в настоящем и будущем, что в свою очередь позволяет определить стратегические альтернативы.
Применяемый нами для анализа среды метод SWOT (аббревиатура составлена из первых букв английских слов: сила, слабость, возможности и угрозы), является довольно широко признанным подходом, позволяющим провести совместное изучение внешней и внутренней среды. Применение метода SWOT- анализа представлено в таблице. Матрица SWOT- анализа составлена в таблице. Весь фактологический материал, собранный в процессе анализа внутренней среды можно обобщить и представить с помощью SWOT – анализа.
Состояние образовательной системы МОУ «СОШ № 22»
Сильные стороны (strengths): |
Слабые стороны (weaknesses): |
• Высокий уровень профессиональной подготовки преподавателей (МБОУ СОШ № 22 – 27 учителей ( 70 %) имеют высшую и первую категорию). • Положительная динамика показателей успешности выпускников; • Разнообразие вариативной части учебного плана. • Традиции делегирования полномочий в управлении учреждением: управляющий совет, педсовет, совет старшеклассников, общешкольный родительский комитет. • Система организации проектно-исследовательской деятельности школьников. • Система спортивно-оздоровительной работы. • Участие школьников в городских, областных олимпиадах, конкурсах, конференциях различной направленности. • Расположение образовательного учреждения в районе нового жилищного строительства.
|
• Слабая материально-техническая база учреждения в связи с высокими темпами развития ИКТ. • Недостаточное количество учащихся школы для необходимого набора в профильные классы. • Недостаточное участие педагогов в конкурсах профессионального мастерства (гранты, конкурс «Учитель года» и т.д.) • Не до конца отработанная система профильного и предпрофильного образования в школе. • Отсутствие отработанного механизма оказания платных образовательных услуг. • Отсутствие школьной маркетинговой службы. • Невысокийуровень укомплектованности библиотечного фонда, отсутствие новых поступлений(электронных) • Недостаточное взаимодействие школы с ВУЗами.
|
Возможности (opportunities): |
Угрозы (threats): |
• Достаточная востребованность у потенциальных и реальных потребителей образовательных услуг высокого уровня содержания образования. • Система взаимодействия школы с государственными и общественными организациями. • Участие в спортивно-оздоровительных мероприятиях различного уровня. • Наличие спроса профильного и предпрофильного образования. • Развитие грантовой деятельности образовательного учреждения. • Взаимодействие школы с другими учреждениями социума.
|
· Относительно низкий культурный уровень социума. · Демографическая ситуация в регионе. · Зависимость учреждения от бюджетного финансирования в условиях экономической нестабильности. · Функционирование школы в условиях жесткой конкурентной среды учреждений среднего общего образования. · Расширение конкурентной среды учреждений среднего и начального профессионального образования.
|
С помощью метода позиционирования была составлена матрица возможностей
Влияние возможностей на МБОУ СОШ № 22
|
Сильное влияние |
Умеренное влияние |
Малое влияние |
Высокая вероятность |
|
|
|
Средняя вероятность |
|
- |
- |
Низкая вероятность |
|
- |
- |
Влияние угроз на МБОУ СОШ № 22
|
Разрушение |
Критическое состояние |
Тяжелое состояние |
«Легкие ушибы» |
Высокая вероятность |
Демографическая ситуация |
|
|
- |
Средняя вероятность |
- |
- |
- |
- |
Низкая вероятность |
- |
- |
- |
- |
Возможности в выделенных полях необходимо обязательно использовать, а угрозы в выделенных полях требуют обязательного устранения.
Обоснование конкурентной стратегии
Анализ деятельности МБОУ СОШ № 22 обнаружил отсутствие четкого стратегического подхода к управлению, в то время как условия современного рынка (быстроизменяющаяся внешняя среда, жесткая конкурентная борьба, высокая степень неопределенности и т.д.) диктуют необходимость повышенного внимания к данному вопросу.
Упрощенно процесс стратегического управления можно представить как разработку стратегии деятельности организации на основе мониторинга и анализа ее внутренней и внешней среды.
Сформулируем основные конкурентные преимущества МБОУ СОШ № 22, выявленные в результате анализа её деятельности:
q высокая степень востребованности знаний;
q возможность привлечения высококвалифицированного преподавательского состава;
q Рациональная оргструктура;
q Качественный уровень учебно-методической работы в школе.
Необходимо накопить опыт работы МБОУ СОШ № 22, укрепить материальный, финансовый и кадровый потенциал, развить общественные связи, создать благоприятный имидж, укрепить репутацию, добиться известности в соответствующих кругах и т.д. В частности: на современном уровне оснастить учебные классы, обеспечить доступность выхода в Интернет для всех участников образовательного процесса, закупить необходимую технику (компьютерную и презентационную), оборудование, учебно-методическую литературу (учебники, методические пособия, раздаточные материалы); наладить устойчивые деловые связи с высококвалифицированными преподавателями, образовательными учреж-дениями, и т.п.; организовать постоянную квалификацию штатных сотрудников; активизировать PR, рекламную и промоушен деятельность и т.д.
В то же время необходимо разработать новый, конкурентоспособный набор платных образовательных услуг (курсов, методик, учебных программ и технологий обучения), с которыми выйти на свободный рынок.
Осуществление указанных стратегических направлений развития позволит, МБОУ СОШ № 22 увеличить доходную часть бюджета и создать условия для расширения объемов предоставляемых услуг, повышения их качества, совершенствования материального и кадрового обеспечения и т. п.
Главная задача разработки конкурентной стратегии МБОУ СОШ № 22 - определение и отбор наиболее приемлемых планов развития, направленных на эффективное распределение и ресурсного потенциала и на адаптацию к внешней среде в условиях конкуренции.
Разработка стратегии начинается с формулировки миссии организации. Миссия МБОУ СОШ № 22, определённая уставом и учитывающая основные направления деятельности школы, образовательные принципы во внешней среде и культуру организации комплексно представлена в таблице
Миссия школы МБОУ СОШ № 22 – предоставление каждому участнику образовательного процесса таких сфер деятельности, которые им необходимы для реализации интеллектуальных и творческих способностей, формирование ключевых компетенций; вовлечение родителей в совместную общеобразовательную и воспитательную деятельность школы; развитие социального партнерства, сетевого взаимодействия, информационной открытости образовательного учреждения.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.