Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа с. Чля Николаевского муниципального района Хабаровского края
Районный конкурс инновационных педагогических продуктов
Номинация «Лучший инновационный педагогический продукт по информационным технологиям»
Проект
«Предметная учебная сеть как средство организации информационного взаимодействия школ Николаевского района»
Выполнил: Бадараева Б.Э.,
учитель технологии МБОУ ООШ с.Чля
с. Чля, 2018г.
Предметная учебная сеть как средство организации информационного взаимодействия школ Николаевского района
В ФЗ-273 «Об образовании в Российской Федерации», национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» одной из характеристик школы XXI века названа ориентация ее деятельности на использование технологий будущего. Перед школой ставится задача освоения нестандартных форм и методов взаимодействия обучающих и обучающихся, которые позволят реализовать принципы доступности, качества и непрерывности образования [1].
Меняется содержание, развиваются теории и обогащаются новыми подходами практики учебной деятельности, организуемой в условиях информатизации. Даже привычные для нас определения как: «обучение с использованием компьютера» или «использование ИКТ в учебном процессе» все реже используются в образовательном процессе. Они замещаются формулировками, более адекватными вызовам времени: «обучение в информационной среде» или «обучение в ИКТ-насыщенной
Актуальность проекта заключается в том, что при информационном взаимодействии школ в предметную учебную сеть и объединение их ресурсов появляются новые дополнительные возможности у учащихся сельской школы, школ района для социальных проб, практик и реализации своих способностей, построения своего индивидуального образовательного маршрута.
При реализации программ учебных предметов рекомендуется распределять часы на аудиторную и внеаудиторную части. Реализация внеурочной части учебной дисциплины, анализ возможностей сетевого информационного взаимодействия, изучение функций, свойственных предметной учебной сети позволили сформулировать тему проекта «Предметная учебная сеть как средство организации информационного взаимодействия школ Николаевского района». В качестве методологической основы данной сети взят системный подход, рассматривающий объект изучения как целостное образование, учитывающее и приводящее в скоординированное действие все факторы и условия, существенно влияющие на него [1]. Построенная предметная учебная сеть должна подчиняться действию общих принципов педагогического процесса и специфических принципов проблематизации, отвечать требованиям нормативности, преемственности, целостности, адаптивности и исходить из функций, присущих предметно-учебной сети [2].
Новизна проекта заключается в:
- в научно-теоретическом обосновании содержания и организационно-методических основ деятельности школы по целенаправленному расширению индивидуальных образовательных маршрутов школьников посредством развития социального партнерства школы на договорной основе и обеспечении различных направлений развития академической мобильности учащихся;
- в проектирования индивидуальных образовательных маршрутов школьников на основе сетевой формы реализации внеаудиторной части программ учебных дисциплин.
Целью проекта является расширение вариантов проектирования индивидуальных образовательных траекторий учащихся и развитие их академической мобильности посредством сетевой формы реализации внеаудиторной части программ учебных дисциплин.
Задачи проекта:
1. Создать предметные сетевые группы с учетом индивидуальных запросов школьников.
2. Разработать регламент и график коммуникативных событий в деятельности предметные сетевые группы учащихся шестых классов по совместному решению учебных задач, разработке исследовательских и творческих проектов в сети.
3. Создать условия для программно-методического, кадрового, информационно-технического обеспечения коммуникативных событий в деятельности сетевых групп.
Ожидаемые результаты:
— Выпускники школы академически мобильны, конкурентоспособны, успешно социализированы;
— Педагоги применяют в своей практике современные технологии обучения;
— Школа имеет широкие партнерские связи с образовательными учреждениями, культурными, спортивными и научными организациями района, края и страны;
— Школа востребована потребителями, и они удовлетворены ее услугами, что обеспечивает ее лидерство на рынке образовательных услуг.
— Достижение новых образовательных результатов.
Реализация предметной учебной сети «в практике образовательных учреждений включает в себя как технический компонент внедрения, учитывающий все особенности выбранных платформ и перспективы ее использования в педагогической деятельности, так и компонент реализации, отражающий содержательную составляющую организации учебного процесса на базе предметной учебной сети»[3].
Технический компонент реализации предметной учебной сети выступает исходным в комплексе мер по внедрению дистанционного обучения в образовательное учреждение.
Логика построения образовательной сети заключается в:
- выборе образовательной сети, технологии дистанционного обучения, которая может быть реализована в предметной учебной сети на базе конкретных платформ в условиях обучения различным учебным дисциплинам;
- учебно-методическом и программном обеспечении преподавательского состава;
- наличии локальной компьютерной сети образовательного учреждения;
- доступе к сети Интернет;
- создании базы электронных образовательных ресурсов отдельного учителя и образовательного учреждения в целом.
Наша школа в достаточной мере оснащена компьютерной техникой и интерактивным оборудованием:
- 5 классов - кабинетов оснащены электронными досками – Smart Board;
- Компьютерный класс - 6 компьютеров;
- Локальная сеть;
- Мультимедиа проекторы – 4;
- Всего в школе 14 компьютеров подключены к локальной сети с выходом в интернет.
В школе сформирована информационная среда (ИС), предоставляющая возможности для:
- изучения и преподавания учебных дисциплин, реализации учебных, проектных, исследовательских и творческих задач с использованием информационных и коммуникационных технологий (ИКТ);
- планирования образовательного процесса, с фиксацией плана и его выполнения в ИС (Электронный журнал);
- фиксации в ИС результатов деятельности учителей и обучающихся (Дневник.ру);
- обеспечения прозрачности образовательного процесса для родителей и общества (Школьный сайт, Дневник.ру);
- управления образовательным процессом с использованием ИКТ (Школьный сайт, Дневник.ру);
- перехода на систему цифровой отчетности ОУ, обеспечивающей прозрачность и публичность результатов их образовательной деятельности (Школьный сайт);
- предложения обучения в режиме сетевого информационного взаимодействия (Дневник.ру).
Данный проект является средством организации сетевого информационного учебного взаимодействия школ Николаевского района.
Используя возможности образовательной системы Дневник.ру в рамках проекта планируется создание Групп, которые состоят из нескольких разделов: «Профиль», «Календарь», «Участники», «Файлы», «Форум» для:
- создания интегрированной системы аудиторной и внеаудиторной части учебных дисциплин, направленной на формирование и развитие универсальных учебных действий, как необходимое условие личностного развития обучающихся;
- учебного взаимодействия школьников Николаевского района, ориентированное на развитие информационных, коммуникативных, интеллектуальных и организационных компетенций учащихся в процессе общения с учащимися других школ через сетевые дистанционные средства связи.
По каждому предмету предусмотрена внеаудиторная часть учебной дисциплины. В группах, где заявляются как страницы – темы проектных и учебных задач, тем самым формируются базы электронных образовательных ресурсов каждого учителя и образовательного учреждения в целом.
Организация информационного образовательного процесса в сетевом взаимодействии строится как трансформер, выстраивая цепочку учебных и проектных задач.
В разделе «Профиль» размещено описание, дата создания, новости группы, страницы. В начале обучения, администратор группы (учитель-предметник) составляет перечень учебных задач, тем исследовательских и творческих проектов по своему предмету и размещает их как отдельные страницы в разделе «Профиль». В страницах также имеются задачи повышенной трудности для тех, кто хочет лучше понять тот или иной предмет.
Участники группы самостоятельно выбирают темы проекта, учебную задачу, над которой они хотят работать, исходя из своих интересов и потребностей, тем самым в группах создаются подгруппы. В каждой подгруппе собираются учащиеся разных школ и с помощью сетевого информационного взаимодействия разрабатывают совместный проект по выбранной теме. Готовый проект размещается в разделе «Файлы» и прежде, чем это сделать организуется коммуникативное событие защиты и презентации результатов деятельности сетевых групп. Коммуникативные события могут быть организованы как онлайн-конференция, электронная викторина, сетевая игра, виртуальная экскурсия, творческий отчет, дистанционные олимпиады, телекоммуникационные проекты и т.д. Для обратной связи можно использовать форум, чат, блоги, E-mail.
При реализации проекта организация внеаудиторной части учебной дисциплины, его планирование, заявка тем проектных, исследовательских и творческих задач формируются, исходя из результатов диагностики, личностных и академических запросов.
Реализация проекта «Предметная учебная сеть как средство организации учебного информационного взаимодействия школ Николаевского района» обеспечит организацию внеаудиторной части учебных дисциплин (без осуществления которого невозможно достижение запланированных результатов ФГОС ООО) и обеспечит востребованное социумом качество образования.
Основными условиями, побуждающими к внедрению и применению в образовательную деятельность школ Николаевского района предметной учебной сети являются:
- анализ существующей ситуации в школах Николаевского района;
- непосредственно внедрение проекта;
- условия стимулирования деятельности пользователей.
Основополагающим условием является анализ существующей ситуации в школе. Анализ материально-технического оснащения и адекватная оценка педагогических кадров, дают основания для принятия обоснованных решений по внедрению предметной учебной сети, определению ее функций и ожидаемого результата.
Проект состоит из нормативного, потребностно-мотивационного, технологического и контролирующего блоков.
Нормативный блок включает в себя правовые, теоретические и методологические основания обучения на базе предметно-учебной сети:
- гарантирует обучение учащихся в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта;
- определяет документальную базу применения предметно-учебной сети в образовательном процессе;
- определяет цель, задачи и основные формы учебно-познавательной деятельности, стратегию внедрения дистанционного обучения;
- охватывает специфические требования, предъявляемые к выпускнику образовательного учреждения как современной личности, способной жить и развиваться в информационном обществе.
Следующим важным критерием, относящимся к потребностно-мотивационному блоку, является непосредственно внедрение предметно-учебной сети на базе определенных ранее платформ дистанционного обучения. Предполагается разработка нормативно-правовых документов и составление соглашения со школами, которые работают в инновационном комплексе района.
Для качественного использования предметно-учебной сети необходимы критерии стимулирования деятельности, относящиеся к педагогическому составу, учащимся и родителям.
№ |
Названия пользователей |
Критерии стимулирования деятельности |
1 |
Педагогический состав |
- учет учебной нагрузки преподавателя - разработка курса повышения квалификации по учебным технологиям - организация индивидуальных и групповых консультаций - организация работы тьюторов и фасилитаторов в процессе проведения индивидуальных и групповых консультаций - учет времени проведенного преподавателем в интерактивной сети - высокие показатели качества обучения, демонстрируемые учащимися и отражающиеся в результатах мониторинга деятельности педагога |
2 |
учащиеся |
- создание ситуаций успеха - организация индивидуальных и групповых консультаций - развитие навыков самостоятельной учебной деятельности и самодисциплины |
3 |
родители |
- создание ситуаций успеха - организация индивидуальных и групповых консультаций - организация работы тьюторов и фасилитаторов в процессе проведения индивидуальных и групповых консультаций [3]. |
Содержательный блок реализации предметно-учебной сети представлен теми видами образовательного контента, которые заключают в себе платформа, построенная на ее основе предметно-учебная сеть: интерактивные модули знаний по предмету, адаптивные тестирующие оболочки, средства интерактивной коммуникации.
Модуль знаний – основная единица дистанционного обучающего курса, различные по объему полные и логически завершенные блоки адаптированной к усвоению теоретической информации по теме дистанционного урока. Модули знаний должны иметь строгую последовательность, соответствующую логике изучения учебной темы и курса в целом. При разработке необходимо учитывать не только то, что каждый модуль должен давать совершенно определенную самостоятельную порцию знаний по теме урока, но и сформировать необходимые умения. Отсюда следует необходимость в интерактивности, которая заключается в своевременном отслеживании достижений учащегося, взаимодействии с преподавателем или самим модулем знаний, который в случае отсутствия преподавателя в интерактивной сети должен выполнять ряд его функций:
- определять план деятельности учащегося (иметь средства построения индивидуальной траектории обучения учащегося);
- осуществлять текущий контроль, регулирование и корригирование (иметь систему упражнений и контрольных вопросов по блоку знаний, модулю знаний и курсу, отражающих достигнутый уровень и соответствующие специфике учебной дисциплины);
- оценивать успех учащегося при усвоении текущего модуля знаний (иметь программы, построенные на основе алгоритмов, учитывающих все возможные результаты действия учащегося);
- предлагать учащемуся следующий блок знаний на основе результатов усвоения предыдущего блока (иметь жесткую систему критериев оценки результатов деятельности; иметь систему интуитивно понятной навигации);
- стимулировать активность учащегося (иметь встроенную в дистанционный курс систему демонстрации достижений образовательной деятельности учащегося).
В процессе дистанционного обучения потребность в объективной оценке качества знаний учащихся ощущается сильнее, чем при традиционных формах обучения. Для достижения таких целей обучающий курс предметно-учебной сети должен иметь адаптивные тестирующие оболочки, представляющие собой, автоматизированные системы тестирования, позволяющие придать большую индивидуальность дистанционному обучению. Адаптивная тестовая оболочка должна реализовывать возможность работы с различными типами вопросов, иметь алгоритмы определения параметра трудности каждого вопроса теста, учитывать уровень подготовленности учащегося, иметь протокол формирования отчета о прохождении теста, быть интуитивно понятной как разработчику теста, так и учащемуся в роли тестируемого. Использование такой оболочки позволяет оптимизировать состав теста, сократить время тестирования и осуществить его максимально эффективно для каждого учащегося.
Средства интерактивной коммуникации – обязательный элемент интерактивного дистанционного курса. Для обеспечения интерактивности в курсах дистанционного обучения целесообразно использовать следующие средства поддержки учебного процесса: форумы, чаты, службы коротких сообщений, аудио- и видеоконференции, электронную почту. Использование указанных средств, способствует достижению целей интерактивного обучения.
Технологический блок реализации предметно-учебной сети призван обеспечить процесс обучения методами, приемами, средствами и формами, способствующими наиболее полной организации дистанционного обучения, и включает в себя два блока: способы организации обучения на базе предметно-учебной сети и определение средств интерактивной коммуникации.
Контролирующий блок направлен на мониторинг качества обучения, организованного на базе предметно-учебной сети с использованием как встроенных в оболочку протоколов формирования отчетов, так и эмпирических форм исследования. Качественный мониторинг необходим на каждом этапе реализации предметно-учебной сети, поэтому контролирующий блок относится к каждому рассмотренному блоку проекта.
Разработанный проект реализации предметно-учебной сети позволяет подойти к внедрению и реализации внеурочной части учебной дисциплины, использованию дистанционного обучения как целостному процессу, в ходе которого осуществляется целенаправленное информационное взаимодействие учителя, учащегося и родителя в рамках одной школы, а также в рамках школ района.
Этапы реализации:
I этап. Подготовительный 2018-2019 учебный год:
– совершенствование нормативно – правовой базы;
– определение стратегии и тактики деятельности;
– обобщение имеющегося опыта работы с информационными ресурсами;
– создание Банка электронных образовательных ресурсов.
II этап. Внедрение 2019-2021 гг.:
– использование в учебно-воспитательном процессе сетевого дистанционного взаимодействия учащихся;
- организация коммуникативных событий среди учащихся школ района.
III этап. Отслеживание и анализ результатов 2021-2022 гг.:
– обработка и интерпретация полученной в ходе реализации проекта влияния на качество образования в школе;
– соотношение результатов реализации проекта с поставленными целями и задачами деятельности школы;
– определение перспектив развития школы в этом направлении.
Ожидаемые результаты
1. Пакет нормативно-правовых актов, которая определяет документальную базу применения предметно-учебной сети в образовательном процессе;
2. Расширение вариантов проектирования индивидуальных образовательных траекторий учащихся и развитие их академической мобильности посредством сетевой формы реализации внеаудиторной части программ учебных дисциплин.
Внешними результатами проекта станут:
1. Рост числа социальных партнеров;
2. Повышение удовлетворенности семьи организацией системы школьного образования;
3. Повышение интереса общественности к проблемам школьного образования;
4. Формирование имиджа образовательного учреждения как лидера модернизации образования, источника инновационных идей и практик
Перспективы развития проекта
Теоретическая и практическая перспектива разработки предъявленного инновационного проекта состоит в получении положительных результатов на уровне личностных характеристик учащихся школ и на уровне совершенствования образовательной системы школы; описании инновационного опыта в печатных изданиях; публичной презентации инновационного опыта и его распространении.
Риски проекта:
- недостаток материально-технической базы;
- нежелание школ, педагогов района участвовать в реализации проекта;
- еще проблематичным остается несоблюдение провайдерами договоренности о скорости интернет – соединений.
Литература:
1. Кушнер Ю.З. Методология и методы педагогического исследования (учебно-методическое пособие). Могилев: МГУ им. А.А. Кулешова, 2001. С. 61
2. Ширяева И.А. Разработка модели реализации предметно-ориентированной интерактивной сети // Материалы X Международной научной конференции «Интеллектуальные системы и компьютерные науки» МГУ им. М.В. Ломоносова, РАН, АТН РФ, РАЕН. М., 2011. С. 122
3. Галченкова И.С. Алгоритм стратегии внедрения дистанционного обучения / И.С. Галченкова // Известия Смоленского государственного университета. 2009. - №2(6). С. 277
4. Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.