Учебно-методический центр развития образования Карагандинской области
УТВЕРЖДАЮ
Директор УМЦ РО
Карагандинской области
________Кожахметова Г. Ш.
«___»___________2021 г.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«ЗЕРЕК»
Караганда -2021
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Наименование проекта |
Педагогический проект «Зерек» по воспитанию и обучению детей дошкольного, предшкольного и младшего школьного возраста |
Государственный заказчик |
Управление образования Карагандинской области Учебно-методический центр развития образования Карагандинской области |
Дата и основание принятия решения о разработке и реализации проекта |
Сентябрь 2018 года |
Руководитель проекта |
Кожахметова Г. Ш., директор УМЦ РО |
Разработчики проекта |
Бугубаева А.Д., Мукашева Г.Г., методисты УМЦ РО |
Участники проекта |
Активные участники проекта: педагоги ДО и школ Карагандинской области на этапе разработки, апробации и обобщения деятельности Пассивные участники: родители. |
Возраст участников |
Дети 5-11лет |
Координатор проекта |
Абдикерова Б. Х., заместитель директора отдела ДОиОСО УМЦ РО |
Структура проекта |
Ø По характеру продукта: информационный Ø По классификации: эксперимент Ø По количеству участников: групповой Ø По длительности: среднесрочный Ø По содержанию: ребенок и социум Ø По профилю знаний: монопроект Ø По типу:педагогический Ø По виду: психолого-педагогический Ø По характеру координации: с открытой координацией Ø По уровню контактов: областной |
Гипотеза проекта |
Если разработать механизмы проекта «Зерек», обеспечить методическими ресурсами, то это позволит сформировать у детей ключевые коммуникативные, социальные и познавательные навыки, направленные на развитие интеллектуального потенциала личности. |
Цель проекта |
1.Управление и содействие в реализации проекта «Зерек». 2.Разработка и апробация проекта «Зерек», направленная на саморазвитие интеллектуального потенциала личности ребенка дошкольного, предшкольного и младшего школьного возраста. |
Основные задачи проекта |
1. Определение механизмов проекта «Зерек», направленных на проведение организованной учебной деятельности (далее ОУД), урока. 2. Развитие компетентности педагогов в области применения механизмов проекта «Зерек». 3. Интеграция образовательных областей государственного общеобязательного стандарта образования (далее ГОСО) в процессе реализации проекта «Зерек». 4. Развитие и поддержка мотивации к учению детей, ориентированной на удовлетворение интеллектуальных и творческих способностей. 5. Обеспечение условий для сохранения здоровья детей на основе современных методик и техник оздоровления. 6. Разработка и апробация критериально-диагностического аппарата к организованной учебной деятельности (далее ОУД), урока. 7. Разработка и реализация мониторинга проекта «Зерек». |
Ожидаемые результаты реализации проекта |
Ø Определены механизмы по реализации проекта «Зерек», направленные на развитие интеллектуального потенциала личности через ОУД и урок. Ø Компетентность педагогов в области применения механизмов проекта до 90%. Ø Сформированы первоначальные навыки в процессе интеграции образовательных областей ГОСО до 90%. Ø Высокий уровень мотивации учения, интеллектуальных и творческих способностей детей свыше 80%. Ø Рост показателей здоровья детей свыше 80%. Ø Разработан и апробирован критериально-диагностический аппарат для ОУД, урока. Ø Разработан и внедрен мониторинг реализации проекта «Зерек». |
Ресурсы проекта |
Требования к уровню подготовленности учителей, воспитателей, родителей |
Целевые индикаторы |
Ø Устойчивое качество оздоровительных, познавательных, коммуникативных, социальных и творческих навыков детей до 90%. Ø Компетентность педагогов в области применения механизмов реализации проекта до 90%. Ø Активное участие в образовательном процессе родителей до 50%. |
Предполагаемые продукты |
Продукты деятельности педагогов: авторские программы и методические пособия, рекомендации учителей и воспитателей; статьи. Продукты деятельности детей: портфолио. |
Сроки реализации проекта |
Проект реализуется : 1 этап – подготовительный (сентябрь 2021г. – март 2022г.); 2 этап – внедренческий (март 2022 г. – февраль 2023г.); 3 этап – обобщающий (февраль 2023г. - май 2024г. ). |
Актуальность. Воспитание подрастающего поколения, формирование гармонично развитой личности составляет одну из главных задач современного общества. Подрастающее поколение должно иметь возможность получать качественное образование. А качественный результат образовательной деятельности зависит не только от программ, которые направлены на обеспечение благоприятной социализации и усвоение детьми ключевых навыков, как основного показателя применения накопленного опыта в различных жизненных ситуациях, но и от личности взрослого, который создает эмоционально насыщенную среду для освоения ребенком той или иной области знаний. А также на формирование творческой личности, способной к позитивным отношениям в социуме.
Качественное воспитание, обучение и развитие детей имеет важное значение для общества, так как именно они, наши дети, являются будущим интеллектуальным потенциалом страны. Современное общество предъявляет к содержанию и методам воспитания и обучения все более высокие требования: они должны обеспечивать гармоничное интеллектуальное, духовное и физическое развитие личности, овладение необходимыми научными знаниями и новейшими технологиями.
Цель инновационных процессов, происходящих в образовании, заключается не только в повышении качества образования и совершенствования его структуры, но и в укреплении здоровья воспитанников и учащихся, и обеспечении психологического комфорта участников образовательного процесса.
Проект «Зерек» предназначен для оптимизации учебной деятельности, сохранения и развития творческого потенциала детей дошкольного, предшкольного и младшего школьного возраста, направлен на профилактику утомления, развитие и поддержание высокой учебной мотивации, выработки у них навыков аналитической деятельности, самоконтроля, а так же применения полученных знаний на уроках и в различных жизненных ситуацияхэ.
В основу образовательной системы положены следующие принципы:
- принцип нелинейного метапредметного образования;
- мультимедийный способ подачи информации;
- использование «двуполушарности» восприятия учебного материала;
- учет индивидуальных особенностей детей;
- снижение статического напряжения;
- здоровьесберегающие технологии;
- позитивный эмоциональный настрой.
Реализация данного проекта предполагает изменение подходов, подачи информации, его содержания и организационных форм.
Намечены следующие пути решения:
1. Провести обучающие семинары для учителей и воспитателей Карагандинской области.
2. Создать методический продукт, с применением различных средств информации и коммуникации, многомерных моделей активизации обеих полушарий головного мозга, укрепления здоровья и создания психологического комфорта всем участникам образовательного процесса.
Объектом исследования становится взаимодействие интеллектуального потенциала всех субъектов воспитательно-образовательного процесса в создании образовательной среды (программы, развивающее пространство).
Качество управления обеспечит такие составляющие:
- усиление механизмов ориентации образования на результат для гармоничного интеллектуального, духовного и физического развития личности;
- развитие системного подхода к отслеживанию качества образования и внедрению на этой основе новшеств;
- кардинальное изменение сути профессиональной работы педагога, его исследовательская направленность, индивидуальный подход, мультимедийный способ подачи материала для развития высокой учебной мотивации.
Основные принципы проекта: технологичность, результативность, диагностичность, самостоятельность, сотрудничество, интенсификация, оперативность.
Особая роль в реализации программы отводится обеспечению мотивирующих факторов для профессионального роста педагогов:
- обучение педагогов через семинары;
- обобщение опыта работы через систему мероприятий (семинары, мастер-классы, презентации);
- обобщение опыта работы на областном, республиканском и международном уровне.
Критерии эффективности проекта:
- наличие методических документов по сопровождению проекта;
- повышение познавательных, коммуникативных, социальных навыков до 90%;
- компетентность педагогов в области применения механизмов реализации проекта;
- создание методической службы по внедрению проекта (педагог-тьютор);
- удовлетворенность участников проекта результатами работы.
Характеристика новизны по результатам
- проект реализует информационную, познавательную и практическую деятельность ребенка с использованием различных средств информации и двуполушарности восприятия учебного материала, что обеспечивает высокую мотивацию к обучению;
- достигается нормативный уровень качества обученности на каждом занятии ОУД и уроке, данный показатель является нормативным гарантом стабильного качества и высоких показателей здоровья детей.
Методы внедрения
В соответствии с задачами Программы используется комплекс методов:
- наблюдение; беседы; анкетирование; тестирование, мультимедийные
презентации.
Мониторинг:
- медицинский (состояние здоровья детей);
- психологический (уровень развития познавательных процессов и мотивации);
- педагогический (динамика развития навыков и умений по образовательным областям дошкольного воспитания и обучения и начальной школы).
Этапы внедрения программы «Зерек»
1 этап – подготовительный (сентябрь 2021г. – март 2022г.)
· Анализ ситуации показателей развития учебных навыков на основе результатов стартового мониторинга.
· Разработка механизмов проекта «Зерек» по воспитанию и обучению детей дошкольного, предшкольного и младшего школьного возраста.
· Разработка критериально-диагностического аппарата (анкеты, опросы, беседы, диагностический материал).
· Подготовка методических рекомендаций по сопровождению проекта «Зерек».
· Создание творческой группы в УМЦ РО Карагандинской области по реализации проекта.
· Создание рабочих групп в организациях образования (экспериментальные и контрольные группы, классы).
· Подготовка и проведение учебно-методических обучающих семинаров.
· Разработка мониторинга по реализации проекта «Зерек».
2 этап – внедренческий (март 2022г. – февраль 2023г.)
· Реализация механизмов проекта «Зерек» по воспитанию и обучению детей дошкольного, предшкольного и младшего школьного возраста.
· Обеспечение учебно-методическими семинарами по реализации проекта «Зерек».
· Создание методической службы по внедрению проекта (педагоги-тьюторы).
· Работа творческой группы по обобщению результатов эксперимента на каждом этапе реализации проекта.
· Распространение проекта «Зерек»в дошкольные организации и школы области.
3 этап – обобщающий (февраль 2032г. - май 2024г.)
· Обобщение опыта на конференциях, педагогических чтениях, мастер-классах, круглых столах, в СМИ.
· Разработка Методических рекомендаций по проекту.
· Разработка рекламной продукции (буклеты, листовки, папки-передвижки, альбомы и другое).
Механизмы реализации проекта «Зерек»
1) Зарядка для тела: гимнастика для глаз, для осанки; физкультминутки на трех языках (режимные моменты, ОУД – «ФЭМП», «Развитие речи», «Художественная литература», «Ознакомление с окружающим», «Основы грамоты»).
2) Гимнастика для ума: слайдовые презентации «Удивительный мир», «Мой Казахстан»; ребусы (режимные моменты, ОУД – «ФЭМП», «Развитие речи», «Художественная литература», «Ознакомление с окружающим», «Основы грамоты»).
3) Мир мультфильмов (кино): обучающие ролики «Уроки безопасности», «Уроки этикета», «Уроки нравственности» (режимные моменты, ОУД – «ФЭМП», «Развитие речи», «Художественная литература», «Ознакомление с окружающим», «Основы грамоты»).
4) Говорение: артикуляционная гимнастика, скороговорки, пословицы, аудионарезки, «Историяслова», «Я хочу рассказать о...», «Продолжи рассказ...», заучивание стихов (частое проговаривание хором в режимных моментах и в ОУД – «Развитие речи», «Художественная литература», «Основы грамоты»).
5) Шепталочка: задания – вопрос-ответ (ОУД – «ФЭМП», «Развитие речи», «Художественная литература», «Ознакомление с окружающим», «Основы грамоты»).
6) Грамотейка: «Пишем сами», «Схемы слов, предложений», «Полслова потерялось», «Буква потерялась» и другие («Основы грамоты»).
7) Веселая перемена: песни, ритмические движения (режимные моменты, ОУД – «Развитие речи», «Художественная литература», «Ознакомление с окружающим»).
Модель реализации проекта «Зерек»
План мероприятий по реализации проекта «Зерек» на2018- 2019 г.г.
Сроки |
Мероприятия |
Форма проведения |
Целевая аудитория |
Место проведения |
Ответственные |
сентябрь |
Установочный семинар: «Организация консультативной помощи педагогам в планировании проекта «Зерек». · Изучение и анализ методической литературы по данному проекту. · Разработка рекламной продукции (буклеты, листовки, папки-передвижки, альбомы и другое). · Составление планирования педагогами экспериментальной деятельности в рамках проекта. · Подбор основного оборудования и материала для оснащения центра экспериментальной деятельности. · Подбор диагностического инструментария. · Проведение диагностики уровня развития интеллектуальных, творческих способностей и познавательных интересов обучающихся.
Форма контроля: провести анализ полученных знаний |
Семинар
|
Педагоги, работающие по проекту |
УМЦ |
Бугубаева А.Д. Мукашева Г.Г. |
ноябрь |
Семинар – практикум: «Путь к успеху, качеству и совершенству». · Внедрение и апробация инновационных методов и приемов для развития учебной мотивации, интеллектуальных и речевых способностей детей дошкольного, предшкольного и младшего школьного возраста. · Проведение работы с детьми по экспериментальной деятельности. · Привлечение родителей в экспериментальную деятельность.
Форма контроля: презентации, видеоролики |
Семинар - практикум |
Педагоги, работающие по проекту |
|
Бугубаева А.Д. Мукашева Г.Г.
|
январь |
Семинар – Виртуальное путешествие: проект «Зерек», как основа качественного преобразования сознания самых маленьких граждан Казахстана». · Определить эффективность проведённой работы в данном направлении (духовно-нравственное направление). · Провести анализ полученных результатов. · Фотозарисовки «Мой Казахстан».
Форма контроля: фотоматериалы |
Семинар – практикум |
Педагоги, работающие по проекту |
|
Бугубаева А.Д. Мукашева Г.Г.
|
апрель |
Семинар – дискуссия «Здоровьесберегающие технологии». · Выявление проблемных зон на основе диагностики показателей здоровья. · Обобщение результатов инновационной деятельности на сайте УМЦ. · Нетворкинг
Форма контроля: материалы рефлексии участников семинара |
Семинар – практикум |
Педагоги, работающие по проекту |
|
Бугубаева А.Д. Мукашева Г.Г.
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.