Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Свердловской области
«Камышловский педагогический колледж»
Проект
«развивающая предметно - пространственная среда
в младшей группе».
«Следя за детьми, в конечном счете, мы видим,
что путь к правильному воспитанию лежит через организацию среды...»
Л.С. Выготский
Подготовила: Никитина Е.Д.
Камышлов 2021
Пояснительная записка
Дошкольный возраст рассматривается, как фундаментальный период целенаправленного развития базовых качеств личности. В связи с этим Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ определяет совокупность обязательных требований к дошкольному образованию – это Федеральный государственный образовательный стандарт, утвержденный Приказом Минобрнауки от 17.10.2013г. №1155. Выдающийся философ и педагог Жан Жак Руссо, одним из первых предложил рассматривать среду, как условие оптимального саморазвития личности, считая, что благодаря ей, ребенок сам может развивать свои индивидуальные способности и возможности. Роль взрослого заключается в правильном моделировании такой среды, которая способствует максимальному развитию личности ребенка.
Вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Понятие развивающая предметно-пространственной среда определяется, как «система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития» (С. Л. Новоселова).
Выдающийся философ и педагог Жан Жак Руссо, одним из первых предложил рассматривать среду как условие оптимального саморазвития личности. Селестен Френе считал, что благодаря ей ребенок сам может развивать свои индивидуальные способности и возможности.
Решение программных образовательных задач предусматривается не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а также при проведении режимных моментов. Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому педагоги-практики испытывают повышенный интерес к обновлению предметно-развивающей среды ДОУ.
Роль взрослого заключается в правильном моделировании такой среды, которая способствует максимальному развитию личности ребенка.
Современные ученые и педагоги – Короткова, Михайленко и другие – считают, что при этом насыщение окружающего ребенка пространства должно претерпевать изменения в соответствии с развитием потребностей и интересов детей младшего и старшего дошкольного возраста. В такой среде возможно одновременное включение в активную коммуникативно-речевую и познавательно-творческую деятельность, как отдельных воспитанников, так и всех детей группы (М.Н. Полякова).
Организация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.
Необходимо обогатить среду
элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную
деятельность детей.
Развивающая предметно - пространственная среда организуется так, чтобы каждый
ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом. Размещение
оборудования по секторам (центрам развития) позволяет детям объединиться
подгруппами по общим интересам.
Насыщенная предметно - развивающая и образовательная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта. Среда, окружающая детей в детском саду, должна обеспечивать безопасность их жизни, способствовать укреплению здоровья и закаливанию организма каждого их них.
Создавая предметно-развивающую необходимо помнить:
В младшей группе создана развивающая предметно-пространственная среда, но она не отвечает в полной мере требованиям ФГОС и не несёт той положительной роли в развитии детей, которую могла бы нести.
Название примерной ООП: ПРИМЕРНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ»
Группа: младшая
Цель проекта: Разработка модели развивающей предметно-пространственной среды, способствующей гармоничному развитию и саморазвитию детей с последующим её формированием и доведением соответствия близким по требованиям ФГОС ДО.
Задачи проекта:
Участники проекта: воспитатели, младший воспитатель.
Тип реализации: долгосрочный.
Сроки реализации: 2021-2022 учебный год.
Этапы реализации проекта
1 Этап – теоретический:
- изучение ФГОС ДО;
- анализ развивающей предметно-пространственной среды группы;
- формирование проблемы.
2 Этап – практический
- обновление уже имеющихся уголков;
- создание новых уголков;
3 Этап – подведение итогов:
- анализ проделанной работы
Предполагаемый результат:
-реализация инновационной модели современной предметно-пространственной развивающей среды,
- совершенствование среды в групповой комнате на основе создания в ней центров развития.
При создании модели ознакомилась с программой, которая предусматривает выделение микро- и макросреды и их составляющих. Микросреда ‒ это внутреннее оформление помещений. Оборудование помещений дошкольного учреждения должно быть безопасным, здоровье сберегающим, эстетически привлекательным и развивающим. Мебель должна соответствовать росту и возрасту детей, игрушки ‒ обеспечивать максимальный для данного возраста развивающий эффект.
Пространство группы следует организовывать в виде хорошо разграниченных зон («центры», «уголки»), оснащенных большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование.
Для успешной реализации ФГОС ДО развивающая предметно – пространственная среда должна быть насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
Групповое помещение условно подразделяется на три зоны:
Спокойная зона. Зона средней интенсивности. Зона насыщенного движения.
Спокойная зона занимает большую часть пространства группы, мебель легко трансформируется и при необходимости быстро убирается.
Результат работы активного сектора:
· Развитие способов поведения и отношений с людьми;
· Развитие и обучение детей средствами игровой предметности;
· Социализация ребенка через игровые виды деятельности;
· Стимулирование и развитие познавательной активности ребенка;
· Формирование представлений о важности безопасного поведения.
Зона средней интенсивности занимает 25% всей группы, так как там предполагается размещение оборудования для организации совместной регламентированной деятельности. Это важно соблюдать, освобождая центральную часть группы, мы предоставляем условия для двигательной активности детей и возможности их выбора. Подобная организация пространства позволяет дошкольникам выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а педагогу дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей.
Оснащение уголков меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса.
Добавим уголок музыкальной деятельности, которого до этого не хватало. Для этого в групповой комнате необходимо создать условия для самостоятельной творческой активности детей: предусмотреть расположение уголка, обеспечить детей музыкальными инструментами, музыкальными игрушками, побуждающими к творческой музыкальной деятельности.
Для успешной реализации ФГОС ДО развивающая предметно – пространственная среда должна быть насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. Развивающая предметно-пространственная среда в группе организуется так, что каждый ребенок имеет возможность свободно заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам (центрам развития) позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам: конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование. Насыщенная РППС становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего познавательного развития каждого ребенка. Развивающая предметно – пространственная среда является основным средством формирования личности ребенка и источником его знаний, социального опыта и познавательной активности. Модель РППС для подготовительной группы создавалась с учётом вышеизложенных принципов. Необходимо отметить, что такое построение среды даёт детям чувство психологической защищённости, помогает развитию личности, познавательной активности, способностей, овладению разными способами деятельности.
Материал и оборудование целесообразно расположить по следующим центрам:
Название центра |
Оборудование |
Книжный центр Развитие овладения речевой культурной нормой через знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров и развитие речевого творчества.
|
Хорошо иллюстрированные книжки со сказками, рассказами, стихами, книги познавательного характера (список рекомендуемых произведений прилагается) Игры: «Пускание корабликов», «Громко — тихо», Дид. Игры: «Часы», «Медвежата мед едят», «Лягушка и лягушата», «Покормим птенчиков», «Узнай по голосу», «Кто в домике живет?», «Отзовись», «Подуем на шарик». Сказки: «Лиса и кувшин», обр. О. Капицы; «Крылатый, мохнатый да масляный», обр. И. Карнауховой; «Хаврошечка», обр. А. Н. Толстого; «Заяц-хвастун», обр. О. Капицы; «Царевна-лягушка», обр. М. Булатова; «Рифмы», авторизированный пересказ Б. Шергина «Сивка-бурка», обр. М. Булатова; «Финист — ясный сокол», обр. А. Платонова. Поэзия: И. Бунин. «Первый снег»; А. Пушкин. «Уж небо осенью дышало…» (из романа «Евгений Онегин»); «Зимний вечер» (в сокр.); А. К. Толстой. «Осень, обсыпается весь наш бедный сад…»; М. Цветаева. «У кроватки»; С. Маршак. «Пудель»; С. Есенин. «Береза», «Черемуха»; И. Никитин. «Встреча зимы»; А. Фет. «Кот поет, глаза прищурил…»; С. Черный. «Волк»; В. Левин. «Сундук», «Лошадь»; М. Яснов. «Мирная считалка». С. Городецкий. «Котенок»; Ф. Тютчев. «Зима недаром злится…»; А. Барто. «Веревочка». Проза. В. Дмитриева. «Малыш и Жучка» (главы); Л. Толстой. «Косточка», «Прыжок», «Лев и собачка»; Н. Носов. «Живая шляпа»; Б. Алмазов. «Горбушка»; А. Гайдар. «Чук и Гек» (главы); С. Георгиев. «Я спас Деда Мороза»; В. Драгунский. «Друг детства», «Сверху вниз, наискосок»; К. Паустовский. «Кот-ворюга». Литературные сказки. Т. Александрова. «Домовенок Кузька» (главы); В. Бианки. «Сова»; Б. Заходер. «Серая звездочка»; А. Пушкин. «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»; П. Бажов. «Серебряное копытце»; Н. Телешов. «Крупеничка»; В. Катаев. «Цветик-семицветик». Б. Житков. «Белый домик», «Как я ловил человечков»; Г. Снегирев. «Пингвиний пляж», «К морю», «Отважный пингвиненок»; Л. Пантелеев. «Буква „ы“»; М. Москвина. «Кроха»; А. Митяев. «Сказка про трех пиратов» |
Центр театрализованной деятельности
Знакомство детей с разными видами театрализации поддерживать проявление интереса к ним; |
Театр теней, ширма, пальчиковый театр, Пальчиковые куклы, бибабо, настольный театр игрушек, марионетки, элементы костюмов сказочных героев, фланелеграф с набором картинок Пантомима «Утренний туалет», Игры–стихи, «Жадный пёс», «Страшный зверь», «дружная семья», «Организуем всеобщий театр», «Смешные стихи», «Эхо», «Зверята», «Пришел Мишка с прогулки».
|
Центр сюжетно-ролевой игры
Развитие представлений об устройстве человеческого жилья (квартиры, дома), о предметах домашнего обихода (мебели, одежде, посуде и т.д.), о материалах, из которых изготовлены предметы, об отдельных транспортных средствах и т.п. |
Посуда (чашки, ложки, тарелки, вилки и др), муляжи овощей, фруктов тематические игровые наборы («Поликлиника», «Парикмахерская» и т.п.). Игровая мебель, модульная среда, «передвижные шкафы», ширмы, домашние песочницы и пр. «Мы водители» «Мы - пожарные», «Собираемся на прогулку», «Автобус», «Магазин», «Игрушки у врача», «День рождение куклы кати», «Строим дом», «Не прозевай», «Ромашки на лугу», «Поливаем огород», «Уложим кукол спасть».
|
Центр ряженья Знакомство с новыми видами одежды, ее назначение, пополнение словарного запаса, стимулирование придумывания сюжетной игры, и формировать умение распределять роли. |
Разнообразные элементы разной одежды: профессий, сказочных героев (халаты, шапочки, пелерины, ленточки, юбочки, фартуки, кепки, фуражки и пр.) предметы для реализации ролевого поведения (руль, бинокль, жезл полицейского, верстак, телефон и т.п.), «Больница», «Мы водители», «Мы пожарные», «Дочки-матери», «Магазин», «Парикмахерская»
|
Центр физической культуры Обеспечение полноценного физического, в том числе двигательного, развития, а также целенаправленные оздоровительные воздействия и формирование основ здорового образа жизни. |
Балансиры, батуты с держателем, мячи на резинке, обручи, кегли, летающие тарелки, скакалки; Комплекты оборудования для общеразвивающих упражнений, подвижных игр и игровых упражнений, для плавания и физкультурно-игровой деятельности на прогулке. Оборудование для воздушных и водных процедур, Массажные коврики и дорожки Ловишки, "Воробушки и кот", "Наседка и цыплята", "Лягушки", "Мишка идет по мостику", «Поезд», «Найди свой домик», «Лохматый пес», «Лошадки», «Конники».
|
Центр сенсорного развития Развитие умений выделять в объектах цвет, форму, величину; соотносить окружающие предметы с сенсорными эталонами, использовать эталоны в разных видах практической деятельности. |
Игрушки на развитие сенсорики (цвет, форма, тактильные ощущения, размер, вес. И пр.; на разные органы чувств: зрение, слух, осязание, обоняние и пр.), мозаики, пазлы (10—15 деталей), лото, детское домино, Логические блоки Дьенеша, Палочки Кюизенера, наглядные пособия, иллюстрации художников "Спрячь мышку" "Разноцветные комнаты" "Кто где спит» «Чудесный мешочек"" Платочек для куклы" "Узнай фигуру" " Найди пару" " Найди предмет указанной формы" "Из каких фигур состоит …?" "Найди предмет такой же формы" |
Центр познавательного развития Стимуляция активного отношения к окружающей действительности и способам ее изучения практическим путем. |
Лаборатория: емкости для игр с водой, песком песок, формочки; вспомогательное оборудование: воронки, лейки; природный материал: шишки, камешки, вода, каштаны -элементарные измерительные приборы: 2 линейки разного размера, кружки различного цвета большие и маленькие; -разнообразные волчки, игрушки- забавы. Дидактические игры на природоведческую тематику, иллюстрации с изображением зверей, птиц, рыб, овощей, фруктов, сезонных явлений. Игры для интеллектуального развития: настольно-печатные, игры-головоломки, мозаики, наборы «Лего» и пр. |
Центр безопасности Формирование основ безопасности воспитанников собственной жизнедеятельности и формирование предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира) |
Картинки с правилами дорожного движения, картинки с правилами поведения при пожаре, макеты ПДД, картинки с дорожными знаками «Лото- пожарная безопасность», «Карточная викторина», «Осторожно дорога», «Угости светофорчик», «Автомобильная дорога», «Хорошо – плохо», «Угадай транспорт» «мы водители» «Мы - пожарные», «научим Незнайку ППД» «Угадай какой знак» «Улицы города». «Учись быть пешеходом». |
Центр экспериментирования Развитие представлений детей об отдельных объектах живой и неживой природы и их свойствах: вода, воздух, песок, глина, камни, земля (почва), дикие и домашние животные, комнатные (декоративные) и дикорастущие растения; о наиболее ярко выраженных сезонных явлениях; Развитие у детей интереса к манипуляциям с природным материалом, измерительными приборами. |
Лупа, прозрачные контейнеры с различными крупами, песок Ткани, пробки, небольшие пластиковые пузырьки, природный материал, палочки, шнуры, проволока, поделочные материалы. Игрушки и орудия для экспериментирования с водой, песком (комплекты различных формочек, совки, грабельки, ведра и сита для песка, лопатки для снега), снегом, игрушки для развития сенсорики, специальные игрушки для детского экспериментирования, народные игрушки-забавы (клюющие курочки, медведь-плясун, шагающий бычок и др.); "Разрезные картинки», «Домино с предметами экспериментирования", «цветные льдинки», «разноцветные шарики», «Волшебные краски», «Разноцветные стекляшки», «Разные картинки», «игра-забава с мыльными пузырями» «узнай по вкусу», «Веселые кораблики». |
Музыкальный центр эмоциональное развитие детей средствами музыки, приобщение детей к слушанию музыкальных, произведений и выражение своего эмоционального отношения в движении, в продуктивных видах деятельности. |
Погремушки, колокольчики, металлофон, коробочки, бубны, барабаны разно звучащие, детские маракасы, аудиозаписи (в муз. Зале) Дид. игры: Чудесный мешочек, в лесу, что делают дети? Подумай и отгадай., Укрась музыку., Веселые матрешки, Угадай-ка, Волшебный волчок, Какая музыка? Три танца. Для детей третьего года жизни Песни: «Птичка» (муз. Т. Попатенко, сл. Н. Найденовой); «Петушок» (рус. нар. песня в обр. М. Красева); «Собачка» (муз. М. Раухвергера, сл. Н. Комиссаровой); «Киска» (муз. Ан. Александрова, сл. Н. Френкель); «Осенью» (укр. нар. мелодия в обр. Н. Метлова, сл. И. Плакиды); Музыка для слушания: «Воробей», «Автомобиль» (муз. М. Раухвергера); «Зайчик», «Барабан», «Мячик», «Самолет» (муз. Г. Фрида); «Медведь», «Кошка» (муз. Е. Тиличеевой); «Барабан» (муз. Д. Кабалевского) и др.; Слушание в игровой форме: «Кто это?» (автор И. Плакида); «На чем приехал гость?» (автор И. Плакида). Упражнения: на различение характера двух контрастных произведений ― «Марш» (муз. Э. Парлова) и «Бег» (муз. Е. Тиличеевой), Пляски: «Русская плясовая» (рус. нар. мелодия «Из-под дуба», сл. И. Грантовской); «Калинка» (рус. нар. мелодия в обр. Т. Ломовой, сл. В. Петровой); «Приглашение» (муз. В. Жубинской, сл. И. Плакиды). Музыкальные игры: «Прятки» (рус. нар. песня «Лен», игра под редакцией Т. Бабаджан); «Погремушки» (муз. М. Раухвергера, автор игры Т. Бабаджан); «Веселые прятки» (муз. В. Петровой, авторы игры Н. Кругляк и В. Петрова); Игры для праздничных утренников: «Листопад» (авторы игры Т. Мираджи, И. Грантовская); «Зайки-шалунишки и косолапый мишка» (рус. нар. мелодия, автор И. Грантовская); Для детей четвертого года жизни Слушание музыки: В. Калинников «Грустная песенка» (оркестр); П. Чайковский, «Осенняя песнь»; С. Рахманинов «Итальянская полька» (ф-но или оркестр); М. Глинка «Детская полька» (оркестр или ф-но); Пение: «Ладушки» (рус. нар. прибаутка в обр. Н. Римского-Корсакова); «Сорока — сорока» (рус. нар. прибаутка); «Петушок» (рус. нар. прибаутка в обр. М. Красева); «Жучка» (муз. Н. Кукловской, сл. С. Федорченко); «Кошка, как тебя зовут» (муз. М. Андреевой, сл. Г. Сапгира); Музыкальное движение Игровые упражнения: «Кто хочет побегать?» (лит. нар. песня в обр. Л. Вишкарева); «Ходьба и бег» (латв. нар. мелодия); «Бегаем парами» (укр. нар. мелодия «Метелица» в обр. А. Алябьева); «Бодрая ходьба» (Л. Абелян); Этюды: «Зайчик прыгает» (В. Агафонников «Маленький, беленький»); «Птички летают» (Л. Банников «Птички»); «Вези меня, лошадка!» (муз. Е. Рагульской, сл. В. Татаринова «Лошадка»); «Вот какой я петушок!» (муз. Е. Рагульской, сл. Г. Бойко «Петушок»). Игры: «Передай игрушку» (Т. Ломова «Мелодия»); «Зайки идут в гости» (М. Гедике «Колыбельная» фрагмент, М. Красев «Серый зайка умывается», рус. нар. песня «Заинька» в обр. Н. Римского-Корсакова); Танцы: «Ладушки» (Н. Римский-Корсаков фрагмент из оперы «Сказка о царе Салта- не»); «Пляска с ложками» (рус. нар. песня «Виноград»); «Пляска с бубном» (укр. нар. песня «Ой, под вишенкою» в обр. А. Алябьева); Игра на детских музыкальных инструментах: «Дождик» (рус. нар. песня обр. Т. Попатенко); Д. Кабалевский, «Маленькая полька»); Н. Римский-Корсаков, «Белочка» из оперы «Сказка о царе Салтане»; Музыкальная игра-драматизация: музыкальные картинки по сказке К. Чуковского «Цыпленок» (В. Кузнецов «Цыпленок»); В. Герчик, «Перчатки», стихи С. Маршака; музыкальная игра-драматизация по русской народной сказке «Колобок» (муз. Н. Сушевой) |
Центр изобразительной деятельности Знакомство детей с разными видами изобразительной деятельности: рисованием, лепкой, аппликацией; поддерживать проявление интереса к ним |
Пластилин, массы для лепки, глина, краски, карандаши, фломастеры, клей, цветная бумага, ножницы и др. Коллекция народных игрушек (дымковская, филимоновская, богородская, мезенская, курская — кожлянский петушок и суджанская рыбка, 3—5 видов матрешек, региональные игрушки — по выбору педагога); коллекция ложек, красивой посуды и других предметов интерьера из разных материалов прикладного искусства. Игры «Цветные корзинки», «Морское дно», «Кони расписные», «Волшебный пейзаж», «Собери пейзаж», «Разложи и сосчитай матрешек», «Матрёшкин сарафан», «Какого цвета предмет», «Собери лепесточки», «Собери капельки в стакан», «Собери бусы для мамы». Для детей четвертого года жизни Народное и декоративно-прикладное искусство Коллекция традиционных народных игрушек (дымковская, филимоновская, Богородская); разные по виду и оформлению матрешки (загорская, семеновская, полховмайданская, кировская), свистульки, текстильные мячи и кубики; лоскутное одеяло, тканый и плетеный коврик, крупные бусы из разных экологически безопасных материалов (дерево, текстиль, крупные пуговицы) и др. Книжная графика (иллюстрации) Васнецов Ю. Сборники рус. нар. потешек «Радуга-дуга» и «Ладушки», «Три медведя (Л. Толстого); Дубинчик Т. «Колобок» (рус. нар. сказка); Елисеев А. «Лисичка с скалочкой» (рус. нар. сказка); Лебедев В. «Разноцветная книга», «Усатый-полосатый» (С. Маршака); Маврина Т. «Как у бабушки козел»; Рачев Е. «Волк и козлята» (рус. нар. сказка); Репкин П. «Краденое солнце» (К. Чуковского), «Сорока-белобока» (Е. Благининой); Сутеев В. «Кто сказал "мяу"»? |
Центр конструктивной деятельности Формирование первых пространственных ориентировок и простейших способов размещения конструкций по горизонтали (дорожки разной длины и ширины, заборы разной высоты и формы) и вертикали (башенка, лесенка), а также способов соединения деталей для создания целостной конструкции. |
Строительные наборы деревянные с разными деталями, пластмассовые конструкторы разных размеров, конструкторы типа лего с крупными деталями или лего-дупло, магнитные конструкторы (мозаики) «Чего не стало?» «Собери кирпичики» «Поможем Мише построить забор». «Скреплялочки» «Теремок» «Цветы для мамы» «Веселые животные» «По дорожке в лес» «Найди кирпичик» «Собачка спряталась».
|
Модель РППС группы
Список литературы:
1. Артамонова О. Предметно-пространственная среда: ее роль в развитии личности // Дошкольное воспитание. – 2015.
2. Ананьев Б. Г, Рыбалко Е. Ф. Особенности восприятия пространства у детей. – М., 2014.
3. Гринявичене Н. Т. Игра и новый подход к организации предметно-игровой среды. / Творчество и педагогика (материалы Всесоюзной научно-практической конференции). – М., 2016.
4. Железнова С. В., “К вопросу о развивающей среде ДОУ”, Ульяновск 2015 г.
5. Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено), утвержденная Федеральным координационным советом по общему образованию Министерства образования РФ от 17 июня 2003 года.
6. Новоселова С. Л., “Развивающая предметная среда”. М., 2011г.
7. Приказ Минобразования и науки РФ (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» Зарегистрирован в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г. Регистр. № 30384.
8. Письмо Минобрнауки от 17.11.2011г № 03-877 о реализации приказа Минобрнауки России от20.07.2011 №2151 «Примерный перечень игрового оборудования для учебно-методического обеспечения дошкольных образовательных учреждений.
9. Письмо Минобразования России от 17.05.1995г. № 61/19-12 «О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях».
10. Письмо Минобразования России от 15.03.2004 № 03-51-46ин/14-03 «О направлении Примерных требований к содержанию развивающей среды детей дошкольного возраста, воспитывающихся в семье» Требования ФГТ к среде ДОУ (проект).
11. Приказ Министерства образования РФ от 26.06.2000 №1917 «Об экспертизе настольных, компьютерных и иных игр, игрушек и игровых сооружений для детей».
12. Петровский В. А., Кларина Л. М., Смывина Л. А., Стрелкова Л. П. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. – М., 2013
13. «Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»» СанПиН 2.4.1.3049-13(Пост. Главного гос. сан.врача РФ от 15 мая 2013 г. № 26 Зарег. в Минюсте РФ 29 мая 2013 г Регистр. № 28564.
14. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019.
15. «Федеральные государственные требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования» (утв. приказом Минобрнауки России от 20 июля 2011 г. № 2151, регистрационный № 22303 от 14 ноября 2011 г. Министерства юстиции РФ).
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.