Проект «Реки нашего села»
Пояснительная записка
Проект по теме «Реки нашего села» является коллективной работой педагога, детей и родителей группы. Главная идея проекта состоит в том, чтобы вовлечь в совместную деятельность детей и родителей с целью формирования первичных представлений о реках села (положение, экологические проблемы, хозяйственное использование человеком, флора и фауна), а также патриотических чувств к малой родине.
Содержательная работа с детьми началась с выделения и анализа имеющегося опыта по эколого-краеведческому воспитанию у детей старшего дошкольного возраста. Четко определены этапы и условия реализации проекта. Главным условием на всех этапах работы было четкое определение субъектных позиций всех участников проекта – педагогов, детей и родителей.
Проект носит творческо – информационно - исследовательский характер, рассчитан на 2 недели.
Охватывает образовательные области «Социально - коммуникативное развитие, «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Данный проект при его последовательной реализации решает важные задачи. Но главный результат проекта – триединая взаимосвязь участников и использованный воспитывающий и развивающий потенциал их совместной деятельности.
Паспорт проекта
Вид проекта: творческо-информационно- исследовательский
Продолжительность проекта: краткосрочный
Участники проекта: дети подготовительной группы, родители воспитанников, педагоги.
Сроки реализации: 2 недели (4-15 июня)
«Мир окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы,
с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой.
Здесь, в природе, вечный источник детского разума».
В. А. Сухомлинский.
Актуальность.
Содержание проекта - «Реки нашего села», соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и комплексно реализуется в пяти образовательных областях.
Экологическое направление можно выделить отдельно, и в тоже время оно интегрировано входит в каждое из вышеперечисленных направлений, так как имеет огромное влияние на интеллектуальное, творческое и нравственное воспитание, формирующее современную образованную личность.
Чаще всего экологическое направление включает в себя изучение растительного и животного мира родного края. А мы свой проект посвятили исследованию и изучению с детьми, педагогами и родителями рек Иша и Чойка, географического положения, флоры и фауны, хозяйственного использования человеком.
Проект направлен на формирование экологического сознания и обогащения знаний детей старшего дошкольного возраста о природе родного края, с учетом ведущих принципов краеведения и системности, с учетом регионального компонента позволит совершенствовать экологическую работу в старшем дошкольном возрасте.
Ведь, дети живут в селе, где протекают две реки: Иша и Чойка. Недалеко от детского сада протекает река, и некоторые семьи воспитанников каждый день проходят по мосту через нее. (Приложение №1)
А что дети знают о реке?
Кроме названия, ничего. Дети, побывав на реке, порой ничего не замечают, даже
красоты реки. Они не могут назвать виды рыб в наших реках. Дети не
задумываются о том, как наша жизнь связана с жизнью реки: отсутствие
представлений о значении воды, об основных источниках загрязнения воды,
последствиях, мероприятиях по предотвращению загрязнения.
Таким образом, нами была обоснована необходимость
организации и проведения системы мероприятий, способствующих проявлению
интереса к рекам нашего села, воспитанию любви к родному селу, желанию беречь
красоту и
чистоту рек.
Мы сделали вывод: не имея достаточного количества знаний, не владея
достаточной информацией о реках в родном селе - трудно сформировать бережное
отношение к малой Родине. У каждого человека есть
Родина – место, где он родился и где всё кажется особенным, прекрасным и
родным.
Тысяча названий на карте. Это язык земли, это память истории. Есть на карте нашей Республики Алтай и голубые ленточки рек Иша и Чойка.
(Приложение №2)
Как и многие населенные пункты, наше село заложено первыми поселенцами в удобном месте, где целых две реки. И это неспроста. Ведь места, где чаще всего были разбиты древние поселения, находились рядом с каким-либо водоемом. Для жизни каждого человека нужна чистая вода: для питья и приготовления пищи, как место для водопоя скота, сочные травы тоже растут около реки, в реке ловили рыбу, а это была значительная часть питания человека.
Иша и Чойка – реки нашей малой Родины. Но у них есть свои серьезные проблемы – водная жилка наших рек становится все уже, берега зарастают осокой. Реки мелеют. Уровень воды в них падает, в реках стало очень мало рыбы, а некоторые виды рыб исчезли совсем (гальян)
У каждого из нас есть «своя речка». Неважно какая – большая Волга или небольшая река Чойка. Все ли мы понимаем, какое это сокровище - речка?
Любовь к природе – великое чувство. Она помогает человеку стать справедливее, великодушнее, ответственнее. Любить природу может лишь тот, кто ее знает и понимает, кто умеет видеть ее. А чтобы человек научился этому, надо прививать эту любовь с раннего детства. Детям свойственны доброта и любознательность, но им не хватает опыта, знаний.
Самый важный период этого понимания – это детский сад, когда закладываются основы наук, на базе которых в сознании человека выстраивается научная картина мира. От этого в дальнейшем будут зависеть характер взглядов и убеждений человека, его миропонимание и поступки. Вот почему воспитателю отводится ответственная роль - стать проводником нового мышления - экологического.
Этой единой целью проект поможет объединить не только детей и воспитателей, но и привлечь не менее заинтересованную сторону в качественном воспитании подрастающего поколения – родителей, а старшее поколение может поделиться своими воспоминаниями. Если каждый житель села Чоя, с детских лет будет интересоваться и знать историю своего села, представления о реках, которые протекают в родном селе, то он будет передавать эту информацию из поколения в поколение, что привьет интерес к истории своей малой Родины и любовь к ней.
Мы убеждены в том, что, только взаимодействуя с семьей, мы сможем привлечь внимание к экологическим проблемам, воспитанию патриотических чувств к малой родине.
Гипотеза.
Если воздействовать на чувства ребенка с помощью практической, экологически – ориентированной творческой и продуктивной деятельностью, то это будет способствовать проявлению интереса детей к рекам нашего села, воспитанию любви к родному селу, желанию беречь красоту и чистоту рек.
Все вышесказанное позволило сформировать цель проекта и его задачи.
Задачи:
В основе проекта представлены концептуальные идеи:
• обогащение, наполнение наиболее значимыми для ребенка, специфически детскими видами и способами деятельности – игра, общение со взрослыми и сверстниками;
• целостное развитие ребенка, т.е. единство индивидуальных особенностей, личностных качеств, освоения ребенком позиции субъекта в детских видах деятельности и индивидуализации;
• системность знаний, т.е. возможность освоения детьми элементарных систем знаний о явлениях социальной действительности, предметном мире и мире природы.
Концептуальные идеи направлены на создание предпосылок для удовлетворения запросов родителей, потребностей детей в активности, участия в значимых для них видах деятельности; на создание эмоционально благополучной обстановки и поиск средств максимального развития личности, организации его воспитания и обучения «ориентированного на зону ближайшего развития ребенка» (Л.С. Выготский).
Таким образом, воспитание и экологической культуры дошкольников является одним из важных направлений дошкольного образования.
Новизна технологии эколого - краеведческого образования детей старшего дошкольного возраста, заключается в организации совместной проектно-игровой и продуктивной деятельности ребенка и взрослого на основе субъект - субъектных отношений.
Принципы:
· принцип культуросообразности. Принцип свободы и самостоятельности. Позволяет ребёнку самостоятельно определить его отношение к культурным истокам: воспринимать, подражать, комбинировать, создавать и т.п.; самостоятельно выбирать цель, определиться в мотивах и способах действия, в дальнейшем применении результата данного действия (деятельности) и самооценке;
· принцип гуманно-творческой направленности. Данный принцип обеспечивает, с одной стороны, обязательное получение ребёнком во взаимодействии с культурной средой продукта, характеризующегося творческими элементами: воображение, фантазия, «открытие», озарение и др., полезность, новизна; а с другой - создающий условия для проявления разнохарактерных отношений (дружеских, гуманных, деловых, партнёрских, сотрудничества, сотворчества и др.);
· принцип интеграции различных видов детской деятельности. Реализация принципа интеграции невозможна без «вполне определенного обеспечения», включающего в себя содержание образования, методы его реализации, предметно-развивающие условия организации;
· интеграция содержания образования (проектирование такого содержания образования, которое бы способствовало усвоению ребенком культурных и других традиций своего народа, интеграция условий реализации содержания образования: а) технологии по патриотическому воспитанию; б) формы организации патриотического воспитания старших дошкольников; в) интегративные средства, методы (вопросы, задания, ситуации) и приемы; г) предметно - пространственное окружение, учебно-наглядные пособия и материалы; - результат: а) интеллектуальные, личностные, физические качества; б) универсальные предпосылки учебной деятельности; в) формирование у воспитанников общечеловеческих и гражданских ценностей; сознания, построенного на приоритете национально - государственных ценностей;
· принцип наглядности предполагает не просто иллюстрацию изучаемого предмета или явления, а использования целого комплекса средств, приемов и методов, которые обеспечивают формирование более четкого и ясного восприятия сообщаемых знаний. Большая роль при использовании наглядного метода принадлежит словесным комментариям;
· принцип дифференциации – создание оптимальных условий для самореализации каждого ребенка;
· принцип тесного сотрудничества педагогов и родителей.
Предполагаемые результаты проекта:
Методика обследования. (Приложение № 3)
На первом этапе реализации проекта было проведено обследование детей (Рисунок №1)
Обследование детей проводилось в старшей группе, 20 детей. Были использованы методы обследования: игровые, репродуктивные, тестовые. Индивидуальные и подгрупповые беседы с использованием иллюстраций, анализ продуктивной деятельности, наблюдение за свободной деятельностью.
В результате обследования получены следующие результаты:
Высокий уровень - 0%
Средний -70%
Низкий - 30%
Средний уровень - 70%, 14 детей у этих детей имеется необходимый объём знаний о некоторых рыбах, которые живут в наших реках, растениях.
Низкий уровень -30%, 6 детей назвали один из видов рыбы, не знают правила бережного отношения к рекам.
Полученные результаты позволяют нам сделать вывод, что у многих детей сформирована слабая база знаний о реках нашего села, которую необходимо дополнить.
Рис.1 Результаты анкетирования детей на первом этапе реализации проекта.
Так же на начальном этапе было проведено анкетирование родителей воспитанников (Рисунок 2). В результате обработки информации были получены следующие результаты, показывающие уровень заинтересованности родителей в опытно - исследовательской деятельности детей.
Высокий –15%, (3 семьи),
средний-50%(10 семей),
низкий- 35% (7 семей).
Рис.(2) Результаты анкетирования родителей на первом этапе.
Реализация проекта пройдет в три этапа:
1. Подготовительный
2. Творческо-деятельностный этап
3. Итоговый этап
Подготовительный этап.
Формы организации детских видов деятельности, направленных на реализацию проекта на данном этапе
Организация образовательной деятельности детей |
Образовательная деятельность в режимные моменты |
Взаимодействие с родителями |
· диагностика детей · проведение ОД «Наши реки». · Составление рассказа по схеме «Круговорот воды в природе» · создание для детей проблемной ситуации «Куда течет река »; · просмотр мультфильмов «Что такое река», «Кто живет в реке», «Кто обидел реку»; · чтение художественной литературы.
|
· чтение художественной литературы: · словесная игра «Назови ласково»; · Поход- экскурсия на реку Чойка (Фото -приложение №4)
|
· анкетирование родителей по теме проекта; · поиск информации по теме проекта; · «Занимательные опыты с водой дома»
|
Детям и родителям понравилась идея проекта, они сразу включились в работу: собирали информацию по теме, приносили книги, свои рисунки. Дети с удовольствием представляли собранную информацию в группе, внимательно слушали друг друга. Вся собранная информация вызывала восторг детей и желание поделиться новыми знаниями. Мы использовали полученные материалы в образовательной деятельности и режимных моментах.
Творческо-деятельностный этап
Формы организации детских видов деятельности, направленных на реализацию проекта на данном этапе
Организация образовательной деятельности детей |
Образовательная деятельность в режимные моменты |
Взаимодействие с родителями |
Прослушивание аудиозаписей из цикла “Звуки природы”: “Звонкий ручей» Од по ИЗО «Река нашего села» Раскраски «Жители наших рек» Поделки из бумаги «Хищные рыбы»
|
Подвижные игры: “Болото: с кочки на кочку”, «Рыбаки и рыбки» “Пройди через речку по мостику”, “Ручеёк”, «Рыбаки и рыбки» Пальчиковые игры “Рыбка в озере живёт”, “Вышел дождик погулять» Физминутка “ДождикИнтерактивная физминутка “Весёлое болото» |
Участие в сборе интересной информации по теме проекта. Придумывание рассказов о реке Организация выставок для родителей творческих работ детей по лепке, рисованию, аппликации;
|
На данном этапе большой эмоциональный отклик у детей вызвало
использование образа реки в творческой деятельности (Приложение №5) Особенно им понравились поделки рыб (Приложение № 6). У детей повысился уровень знаний и интерес к рекам нашего села.
Итоговый этап
Формы реализации проекта на данном этапе
Организация образовательной деятельности детей |
Образовательная деятельность в режимные моменты |
Взаимодействие с родителями |
Викторина «Что я знаю о реках нашего села?» Итоговое мероприятие – развлечение «Мы бесстрашные ребята, потому что мы пираты» Оформление результатов проекта. Ситуативные диалоги на темы: «Что тебе больше всего понравилось делать в проекте?», «Чтобы ты еще хотел узнать о реке». |
Подготовка к развлечению. Общение, создание продуктов деятельности.
|
Фотографии и рассказы о походах семьей на берег рек Иша или Чойка (Приложение № 7)
Подготовка к развлечению.
|
На данном этапе мы подводили итоги, систематизировали знания детей. Итоговое мероприятие – развлечение «Мы бесстрашные ребята - потому что мы пираты!» - стало успешным завершением проекта.
(Фото - приложение № 8)
Продукт деятельности
1. Конспекты ОД по теме проекта. (Приложение №9)
2. Рассказы, сочиненные детьми и родителями.
3. Детские рисунки, раскраски, поделки.
4. Дидактические игры «Играя, познаю реки – Ишу и Чойку»
5. Практический материал для ознакомления детей с реками села.
6. Художественное слово о реках.
Вывод:
Анализ проведённой проектной деятельности позволил сделать следующие выводы:
· Участие в проектной деятельности стало для детей способом удовлетворения познавательной активности, средство выражения и развития творческих способностей.
· Участники проекта получили не только новые знания, но и приобрели навыки бережного, созидательного отношения к окружающему миру.
· Совместная проектная деятельность помогла родителям освоить некоторые педагогические приёмы, необходимые в семейном воспитании; объективно оценить возможности своих детей и сотрудничать с ними как с равноправными партнёрами.
Литература:
1. «Дошкольное воспитание» 1998г., №9, с. 11 «Сколько воды нужно человеку?» А.Королева.
2. Заринова А. Элементарная поисковая деятельность в детском саду // Дошкольное воспитание. 1994. № 7.
3. С.Н.Николаева Методика экологического воспитания в детском саду М., «Просвещение»,2001г.
4. Николаева С. Н. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду: МОЗАИКА-СИНТЕЗ; Москва; 2010
5. О.А.Скоропулова Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Вода» Москва 2008г.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.