Проект "Реки моего села"

  • Исследовательские работы
  • Работа с родителями
  • docx
  • 20.01.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Главная идея проекта состоит в том, чтобы вовлечь в совместную деятельность детей и родителей с целью формирования первичных представлений о реках села
Иконка файла материала ПРОЕКТ РЕКИ МОЕГО СЕЛА.docx

Проект «Реки нашего села»

Пояснительная записка

      Проект по теме «Реки нашего села» является коллективной работой педагога, детей и родителей группы. Главная идея проекта состоит в том, чтобы вовлечь в совместную деятельность детей и родителей с целью формирования первичных представлений о реках села (положение, экологические проблемы, хозяйственное использование человеком, флора и фауна), а также патриотических чувств к малой родине.

     Содержательная работа с детьми началась с выделения и анализа имеющегося опыта по эколого-краеведческому воспитанию у детей старшего дошкольного возраста. Четко определены этапы и условия реализации проекта. Главным условием на всех этапах работы было четкое определение субъектных позиций всех участников проекта – педагогов, детей и родителей.

Проект носит творческо – информационно -  исследовательский характер, рассчитан на 2 недели.

Охватывает образовательные области «Социально - коммуникативное развитие, «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

  Данный проект при его последовательной реализации решает важные задачи. Но главный результат проекта – триединая взаимосвязь участников и использованный воспитывающий и развивающий потенциал их совместной деятельности.

Паспорт  проекта

Вид проекта:  творческо-информационно- исследовательский

Продолжительность проекта: краткосрочный

Участники проекта: дети подготовительной  группы, родители воспитанников, педагоги.

Сроки реализации: 2 недели (4-15 июня)

 

 

«Мир окружающий ребенка – это,  прежде всего мир природы,

с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой.

Здесь, в природе, вечный источник детского разума».

                                                                        В. А. Сухомлинский.

Актуальность.

Содержание проекта - «Реки нашего села», соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и комплексно реализуется в пяти образовательных областях.

    Экологическое  направление можно выделить отдельно, и в тоже время оно интегрировано входит в каждое из вышеперечисленных направлений, так как имеет огромное влияние на интеллектуальное, творческое и нравственное воспитание, формирующее современную образованную личность.

Чаще всего экологическое направление включает в себя изучение растительного и животного мира родного края. А мы свой проект посвятили исследованию и изучению с детьми, педагогами и родителями рек Иша и Чойка, географического положения, флоры и фауны, хозяйственного использования человеком.

    Проект направлен на формирование экологического сознания и обогащения знаний детей старшего дошкольного возраста о природе родного края, с учетом ведущих принципов краеведения и системности, с учетом регионального компонента позволит совершенствовать экологическую работу в старшем дошкольном возрасте.

         Ведь, дети живут в селе, где протекают две реки: Иша и Чойка.  Недалеко от детского сада протекает река,  и некоторые семьи воспитанников каждый день проходят по мосту через нее.  (Приложение №1)

А что дети знают о реке? Кроме названия, ничего. Дети,  побывав на реке, порой ничего не замечают, даже красоты реки. Они  не могут назвать виды рыб в наших реках. Дети не задумываются о том, как наша жизнь связана с жизнью реки: отсутствие представлений о значении воды, об основных источниках загрязнения воды, последствиях, мероприятиях по предотвращению загрязнения.
         Таким образом, нами была обоснована необходимость организации и проведения системы мероприятий, способствующих проявлению интереса к рекам нашего села, воспитанию любви к родному селу, желанию беречь

красоту и чистоту рек.                  
       Мы сделали вывод: не имея достаточного количества знаний, не владея достаточной информацией о реках в родном селе - трудно сформировать бережное отношение к малой Родине. У каждого человека есть Родина – место, где он родился и где всё кажется особенным, прекрасным и родным.

Тысяча названий на карте. Это язык земли,  это память истории. Есть на карте нашей Республики Алтай и голубые ленточки рек Иша и Чойка.

(Приложение  №2)

     Как и многие населенные пункты, наше село заложено первыми поселенцами в удобном месте, где целых две реки. И это неспроста. Ведь места, где чаще всего были разбиты древние поселения, находились рядом с каким-либо водоемом. Для жизни каждого человека нужна чистая вода: для питья и приготовления пищи, как место для водопоя скота, сочные  травы тоже растут около реки, в реке ловили рыбу, а это была значительная часть питания человека.

      Иша и Чойка –  реки нашей малой Родины. Но у них есть свои серьезные проблемы – водная жилка наших рек становится все уже, берега  зарастают  осокой. Реки  мелеют. Уровень воды в них падает, в реках стало очень мало рыбы, а некоторые виды рыб исчезли совсем (гальян)

        У каждого из нас есть «своя речка». Неважно какая – большая Волга или небольшая река Чойка. Все ли мы понимаем, какое это сокровище - речка?

         Любовь к природе – великое чувство. Она помогает человеку стать справедливее, великодушнее, ответственнее. Любить природу может лишь тот, кто ее знает и понимает, кто умеет видеть ее. А чтобы человек научился этому, надо прививать эту любовь с раннего детства.  Детям свойственны доброта и любознательность, но им не хватает опыта, знаний. 

         Самый важный период этого понимания – это детский сад, когда закладываются основы наук, на базе которых в сознании человека выстраивается научная картина мира. От этого в дальнейшем будут зависеть характер взглядов и убеждений человека, его миропонимание и поступки. Вот почему воспитателю отводится ответственная роль - стать проводником нового мышления - экологического.

        Этой единой целью проект поможет объединить   не только детей и воспитателей, но и привлечь не менее заинтересованную сторону в качественном воспитании подрастающего поколения – родителей, а старшее поколение может поделиться своими воспоминаниями. Если каждый житель села Чоя,  с детских лет будет интересоваться и знать историю своего села, представления о реках, которые протекают в родном селе, то он будет передавать эту информацию из поколения в поколение, что привьет интерес к истории своей малой Родины и любовь к ней.

Мы убеждены в том, что, только взаимодействуя с семьей, мы сможем привлечь внимание к экологическим проблемам, воспитанию патриотических чувств к малой родине.

Гипотеза.

Если воздействовать на чувства ребенка с помощью практической, экологически – ориентированной творческой и продуктивной деятельностью, то это будет  способствовать проявлению интереса детей к рекам нашего села, воспитанию любви к родному селу, желанию беречь красоту и чистоту рек.                  

Все вышесказанное позволило сформировать цель проекта и его задачи.

 

Блок-схема: альтернативный процесс: Цель проекта: создание условий для ознакомления детей с реками нашего села, формирование у детей познавательного интереса к природе родного края, предпосылок экологического сознания 

 

 

 


Задачи:

 

В основе проекта представлены концептуальные идеи:

обогащение, наполнение наиболее значимыми для ребенка, специфически детскими видами и способами деятельности – игра, общение со взрослыми и сверстниками;

целостное развитие ребенка, т.е. единство индивидуальных особенностей, личностных качеств, освоения ребенком позиции субъекта в детских видах деятельности и индивидуализации;

системность знаний, т.е. возможность освоения детьми элементарных систем знаний о явлениях социальной действительности, предметном мире и мире природы.

Концептуальные идеи направлены на создание предпосылок для удовлетворения запросов родителей, потребностей детей в активности, участия в значимых для них видах деятельности; на создание эмоционально благополучной обстановки и поиск средств максимального развития личности, организации его воспитания и обучения «ориентированного на зону ближайшего развития ребенка» (Л.С. Выготский).

        Таким образом,  воспитание и экологической культуры  дошкольников является одним из важных направлений дошкольного образования.

 

Новизна технологии эколого - краеведческого образования детей старшего дошкольного возраста, заключается в организации совместной проектно-игровой и продуктивной деятельности ребенка и взрослого на основе субъект - субъектных отношений.

 

Принципы:

·        принцип культуросообразности. Принцип свободы и самостоятельности. Позволяет ребёнку самостоятельно определить его отношение к культурным истокам: воспринимать, подражать, комбинировать, создавать и т.п.; самостоятельно выбирать цель, определиться в мотивах и способах действия, в дальнейшем применении результата данного действия (деятельности) и самооценке;

·        принцип гуманно-творческой направленности. Данный принцип обеспечивает, с одной стороны, обязательное получение ребёнком во взаимодействии с культурной средой продукта, характеризующегося творческими элементами: воображение, фантазия, «открытие», озарение и др., полезность, новизна; а с другой - создающий условия для проявления разнохарактерных отношений (дружеских, гуманных, деловых, партнёрских, сотрудничества, сотворчества и др.);

·        принцип интеграции различных видов детской деятельности. Реализация принципа интеграции невозможна без «вполне определенного обеспечения», включающего в себя содержание образования, методы его реализации, предметно-развивающие условия организации;

·        интеграция содержания образования (проектирование такого содержания образования, которое бы способствовало усвоению ребенком культурных и других традиций своего народа, интеграция условий реализации содержания образования: а) технологии по патриотическому воспитанию; б) формы организации патриотического воспитания старших дошкольников; в) интегративные средства, методы (вопросы, задания, ситуации) и приемы; г) предметно - пространственное окружение, учебно-наглядные пособия и материалы; - результат: а) интеллектуальные, личностные, физические качества; б) универсальные предпосылки учебной деятельности; в) формирование у воспитанников общечеловеческих и гражданских ценностей; сознания, построенного на приоритете национально - государственных ценностей;

·        принцип наглядности предполагает не просто иллюстрацию изучаемого предмета или явления, а использования целого комплекса средств, приемов и методов, которые обеспечивают формирование более четкого и ясного восприятия сообщаемых  знаний. Большая роль при использовании наглядного метода принадлежит словесным комментариям;

·        принцип дифференциации – создание оптимальных условий для самореализации каждого ребенка;

·        принцип тесного сотрудничества педагогов и родителей.

 

 

Предполагаемые результаты проекта:

 

 

 

Методика обследования.  (Приложение № 3)

На  первом этапе реализации проекта было проведено обследование детей (Рисунок №1)

Обследование детей проводилось  в старшей группе, 20 детей. Были использованы методы обследования: игровые, репродуктивные, тестовые. Индивидуальные и подгрупповые беседы с использованием иллюстраций, анализ продуктивной деятельности, наблюдение за свободной деятельностью.

В результате обследования получены следующие результаты:

Высокий уровень - 0%

Средний -70%

Низкий - 30%

Средний уровень - 70%, 14 детей у этих детей имеется необходимый объём знаний о некоторых рыбах, которые живут в наших реках, растениях.

Низкий уровень -30%, 6 детей назвали один из видов рыбы, не знают правила бережного отношения к  рекам.

Полученные результаты позволяют нам сделать вывод, что у многих детей сформирована  слабая база знаний о реках нашего села, которую необходимо дополнить.

 

Рис.1 Результаты анкетирования детей на первом этапе реализации проекта.

 

             

 

 

Так же на начальном этапе было проведено анкетирование родителей воспитанников (Рисунок 2). В результате обработки информации были получены следующие результаты, показывающие уровень заинтересованности родителей в опытно - исследовательской деятельности детей.

Высокий –15%, (3 семьи),

средний-50%(10 семей),

низкий- 35% (7 семей).

 

Рис.(2) Результаты анкетирования родителей на первом этапе.

 

 

 

 

Реализация проекта пройдет в три этапа:

1.     Подготовительный

2.     Творческо-деятельностный этап

3.     Итоговый этап

 

 

Подготовительный этап.

 

Формы организации детских видов деятельности, направленных на реализацию проекта на данном  этапе

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Организация образовательной деятельности детей

Образовательная деятельность в режимные моменты

Взаимодействие с родителями

 

·        диагностика детей

·        проведение ОД «Наши реки».

·        Составление  

рассказа по схеме «Круговорот воды в природе»

·        создание для детей проблемной ситуации «Куда течет река »;

·        просмотр мультфильмов «Что такое река», «Кто живет в реке», «Кто обидел реку»;

·        чтение художественной литературы.

 

 

·        чтение художественной литературы:

·        словесная игра «Назови ласково»;

·        Поход- экскурсия на реку Чойка

(Фото -приложение №4)

 

 

 

 

·        анкетирование родителей по теме проекта;

·        поиск информации по теме проекта;

·         «Занимательные опыты с  водой дома»

 

 

Детям и родителям понравилась идея проекта, они сразу включились в работу: собирали информацию по теме, приносили книги, свои рисунки. Дети с удовольствием представляли собранную информацию в группе, внимательно слушали друг друга. Вся собранная информация вызывала восторг детей и желание поделиться новыми знаниями. Мы использовали полученные материалы в образовательной деятельности и режимных моментах.

 

Творческо-деятельностный этап

 

Формы организации детских видов деятельности, направленных на реализацию проекта на данном этапе

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скругленный прямоугольник: ЗАДАЧИ
 

 

 


 

 

 

Организация образовательной деятельности детей

Образовательная деятельность в режимные моменты

Взаимодействие с родителями

Прослушивание аудиозаписей из цикла “Звуки природы”: “Звонкий ручей»

Од по ИЗО «Река нашего села»

Раскраски «Жители наших рек»

Поделки из бумаги «Хищные рыбы»

 

Подвижные игры: “Болото: с кочки на кочку”, «Рыбаки и рыбки»

 “Пройди через речку по мостику”, “Ручеёк”, «Рыбаки и рыбки»

 Пальчиковые игры “Рыбка в озере живёт”, “Вышел дождик погулять»

Физминутка “ДождикИнтерактивная физминутка “Весёлое болото»

Участие в сборе интересной информации по теме проекта.

Придумывание рассказов о реке

Организация выставок для родителей творческих работ детей по лепке, рисованию, аппликации;

 

 

 

 

На данном этапе большой эмоциональный отклик у детей вызвало

использование образа реки в творческой деятельности  (Приложение №5) Особенно им понравились поделки рыб  (Приложение  № 6). У детей повысился уровень знаний  и интерес к рекам нашего села.

 

Итоговый этап

Формы реализации проекта на данном этапе

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Организация образовательной деятельности детей

Образовательная деятельность в режимные моменты

Взаимодействие с родителями

 

Викторина «Что я знаю о реках нашего села?»

Итоговое мероприятие – развлечение «Мы бесстрашные ребята, потому что мы пираты»

Оформление результатов проекта.

Ситуативные диалоги на темы: «Что тебе больше всего понравилось делать в проекте?»,  «Чтобы ты еще хотел узнать о реке».

 

Подготовка к развлечению.

Общение, создание продуктов деятельности.

 

 

Фотографии  и рассказы о походах  семьей на берег рек Иша или Чойка

(Приложение № 7)

 

Подготовка к развлечению.

 

 

На данном этапе мы подводили итоги, систематизировали знания детей. Итоговое мероприятие – развлечение «Мы бесстрашные ребята - потому что мы пираты!» - стало успешным завершением проекта.

 (Фото - приложение  № 8)

 

Скругленный прямоугольник: Результаты реализации проекта
 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

Продукт деятельности

 

1. Конспекты ОД по теме проекта. (Приложение №9)

2. Рассказы, сочиненные детьми и родителями.

3. Детские рисунки, раскраски, поделки. 

4. Дидактические игры «Играя, познаю реки – Ишу и Чойку»

5. Практический материал для ознакомления детей с реками села.

6. Художественное слово о реках.

 

Вывод:

Анализ проведённой проектной деятельности позволил сделать следующие выводы:

·         Участие в проектной деятельности стало для детей способом удовлетворения познавательной активности, средство выражения и развития творческих способностей.

·         Участники проекта получили не только новые знания, но и приобрели навыки бережного, созидательного отношения к окружающему миру.

·         Совместная проектная деятельность помогла родителям освоить некоторые педагогические приёмы, необходимые в семейном воспитании; объективно оценить возможности своих детей и сотрудничать с ними как с равноправными партнёрами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература:

1.     «Дошкольное воспитание» 1998г., №9, с. 11 «Сколько воды нужно человеку?» А.Королева.

2.     Заринова А. Элементарная поисковая деятельность в детском саду // Дошкольное воспитание. 1994. № 7.

3.     С.Н.Николаева  Методика экологического воспитания в детском саду М., «Просвещение»,2001г.

4.     Николаева С. Н. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду: МОЗАИКА-СИНТЕЗ; Москва; 2010

5.     О.А.Скоропулова  Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Вода»  Москва 2008г.