Проект "Русские народные инструменты!"

  • Занимательные материалы
  • doc
  • 07.02.2024
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Краткосрочный проект для детей старшего дошкольного возраста
Иконка файла материала проект Русские народные инструменты.doc

ЧДОУ «Детский сад № 37 ОАО «РЖД»

 

Краткосрочный проект

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Воспитатель: Коваленко Т.Н.

Паспорт проекта

«Русские народные  музыкальные  инструменты».

Вид проекта.

По тематике:   информационный

По составу участников: групповой

По срокам реализации: краткосрочный

Проблема: Дети не знают русские народные музыкальные инструменты (историю, название, звучание и т. д.)

Актуальность проблемы: Летят в космос ракеты, плывут в океаны атомные корабли, весь мир наполнен гулом моторов. Достижения науки и техники кажутся невероятными. Изменился человек, круг его интересов неизмеримо вырос. А искусство? Музыка? Меняются ли они с развитием цивилизации?

Конечно! Изменились и содержание, и формы современной музыки. Появились новые музыкальные инструменты, богатые и совершенные по своим техническим и художественным возможностям. Разве сравнить современный рояль с древними гуслями или современный электронный баян, с маленькой саратовской гармоникой. А как ново и фантастично звучит ансамбль современнейших электромузыкальных инструментов! Неужели русские народные музыкальные инструменты это такая архаика, такой примитив, что и не заслуживает в наш век столь пристального внимания.

Нет. Мы русские люди, и должны знать историю русской культуры, истоки нашей русской музыки. Это основа для воспитания нравственно-патриотических чувств. Обогащение знаний о нашей русской культуре и русской музыке путём знакомства с русскими народными музыкальными инструментами поможет нам вырастить настоящее культурное общество.

Актуальность проекта заключается в том, чтобы слушая русскую народную музыку, старшие дошкольники имели представление, на каких инструментах она исполняется, различали их звучание. Например, частушки, такие весёлые и понятные детям, чаще всего исполняются под аккомпанемент гармошки или балалайки.   

Цель проекта:  Приобщение  детей дошкольного возраста к русской народной культуре, её историческим истокам, способствующей их музыкальному и общекультурному развитию.

Задачи проекта:

Образовательные:

- Обогатить знания детей дошкольного возраста о русских народных инструментах; приобщить к истокам русской народной музыки.

Развивающие:

- Развивать умение детей определять звучание музыкальных инструментов на слух.

- Обогащать словарный запас детей музыкальными терминами и новыми понятиями (тембр, динамика, диапазон, скоморох, оркестр, дирижёр, пюпитр и т. д.)

- Развивать навыки игры на русских народных музыкальных инструментах

(ложках, бубне, трещотке, свистульке, гуслях, и т. д.).

Воспитательные:

- Приобщать детей к русской музыкальной культуре, воспитывать художественный вкус.

- Воспитание нравственно-патриотических чувств путём знакомства с русскими народными музыкальными инструментами.

Ожидаемые результаты по проекту

Дети расширят знания о русских народных музыкальных инструментах и русской культуре.

Научатся определять звучание музыкальных инструментов на слух.

Словарный запас детей пополнится новыми музыкальными терминами и понятиями.

Воспитанники закрепят навыки игры на русских народных музыкальных инструментах.

Знакомство с русскими народными музыкальными инструментами и русской музыкальной культурой будет способствовать развитию у детей нравственно-патриотических чувств и любви к России.

Для детей:

-Познакомить детей с историей русских народных музыкальных инструментов;

-Познакомить со звучанием русских народных инструментов;

 -   Формировать эстетический вкус детей;

 -   Найти сведения о русских народных музыкальных инструментах в

    литературных источниках  и детской мультипликации;

 -   Развивать  музыкально-игровые импровизации, ритмическое чувство, моторику рук,  динамический слух.

 -   Закреплять  навыки звукоизвлечения на  музыкальных инструментах (ложки, трещётки, гусли,  колокольчики);

 -   Побудить детей обратиться к родителям с просьбой  о посещениях выступлений казачьего хора, оркестра народных инструментов;

-    Воспитывать интерес и любовь к русской  народной музыке.

Для родителей:

    -   Создавать условия для знакомства ребенка  с музыкальными русским народными  произведениями в домашней обстановке;

    - Побуждать ребенка к прослушиванию и исполнению на детских музыкальных инструментах знакомые народные произведения, и  участвовать  в  музыкальной  деятельности вместе с детьми.

Методы обеспечения:

Познавательно- игровые занятия.

Игра на детских музыкальных инструментах.

Музыкально-дидактические игры.

Познавательные беседы.

Этапы осуществления проекта:

1. Подготовительный этап:

- создание технической базы для знакомства с русскими народными музыкальными инструментами (создание презентации, запись звучания этих инструментов);

- беседы («Какие  русские народные музыкальные инструменты мы знаем», «Где можно найти нужную информацию?»;

- слушание произведений  оркестра народных инструментов;

-формулирование проблемных вопросов;

-выдвижение гипотез;

- планирование работы.

2. Реализация проекта:

Теоретическая часть. Составление плана:

- собрать как можно больше сведений о русских народных музыкальных инструментах из разных источников информации;

- сделать презентацию «Русские народные музыкальные инструменты».

- познакомиться с художественными произведениями, где речь идёт о  русских народных музыкальных инструментах (сказки, пословицы, поговорки, загадки);

-  показать, как выглядят и звучат русские народные музыкальные инструменты;

- рассказать историю этих инструментов;

- подобрать музыкально-дидактические игры для развития ритмического чувства  и тембрового  слуха;

- подобрать упражнения для развития  мелкой моторики рук;

- подобрать музыкальный репертуар для игры на музыкальных инструментах в оркестре.

Практическая часть:

- сбор информации из разных источников (энциклопедии, словари, рассказы взрослых, самостоятельные суждения, Интернет);

- показ презентации  «Русские народные музыкальные инструменты»;

 -  беседы (русские  народные музыкальные  инструменты в сказках, загадки о русских народных музыкальных инструментах);

- игра на музыкальных инструментах;

- проведение музыкально-дидактических игр для развития ритмического чувства  и тембрового  слуха;

- выполнение упражнений для развития мелкой моторики рук;

- игра на детских музыкальных инструментах в оркестре.

3.Заключительный этап:

- обобщение и систематизация полученных знаний;

- фиксирование результатов полученных знаний  (фотографии, слушание  оркестра народных инструментов);

- подготовка  и проведение презентации.

Приложение.

Загадки  о русских народных музыкальных инструментах.

У неё есть три струны ,
Их рукой щипать должны,
Можно под неё  плясать
И по-русски приседать. (балалайка).

Ой, звенит она, звенит!
Всех игрою веселит
А всего-то три струны
Ей для музыки нужны. (домра)

Кричит без языка, поет без горла,
Радует и бедует, а сердце не чует. (колокол)

Язык есть, речей нет, вести подает. (колокол)

У нее вся душа нараспашку,
И хоть пуговки есть — не рубашка,
Не индюшка, а надувается,
И не птица, а заливается.(гармошка)

Приложение.

Музыкально-дидактические игры.

Для развития ритмического чувства.

«Учитесь танцевать»

Игровой материал:большая матрёшка и маленькие по числу играющих.

Ход игры:  у  каждого ребёнка свой стул, перед которым он сидит на полу. У педагога большая матрёшка, у детей –маленькие. «Большая матрёшка учит танцевать маленьких» - педагог  отстукивает своей матрёшкой ритмический рисунок. Дети одновременно  повторяют на своих стульях. При повторении игры ведущим может стать ребёнок.

«Наше путешествие».

Игровой материал: металлофон, бубен, барабан, муз.молоточек, треугольник.

Ход игры: воспитатель предлагает детям придумать небольшой рассказ о  своём путешествии. «Послушайте, сначала я вам расскажу. Оля вышла на улицу, спустилась по лестнице (играю на металлофоне). Увидела подружку, она очень хорошо прыгала через скакалку. Вот так (ритмично ударяю в бубен). Оле тоже захотелось прыгать и она побежала домой за скакалкой, перепрыгивая через ступеньки. Вы можете продолжить мой рассказ или придумать свой. Игра проводится с подгруппой детей.

Весёлые подружки.

Игровой материал: фигурки матрёшек для магнитной доски в разных сарафанах, ложки.

Ход игры:  «Познакомьтесь, ребята, к нам  в гости пришли весёлые подружки: Даша, Глаша, Маша, Наташа (выставить в ряд). Они очень любят плясать и хотят вас научить. Вот так  танцует Глаша! (отстукиваю ритмический рисунок). Дети повторяют ритм деревянными ложками.  Игра проводится с подгруппой детей.

 Весёлые гудки.

Игровой материал:

Магнитная доска, рисунки паровоза и парохода, карточки звуков (6 штук) – широкие (долгий звук), узкие (короткий звук). Комплект для каждого ребёнка.

Ход игры:

«Смотрите, ребята, какой красивый пароход плывёт по морю. Он хочет вас поприветствовать своим весёлым гудком» (прикрепляю пароход на магнитную доску и играю ритмический рисунок на ф-но). Дети отхлопывают ритмический рисунок  и выкладывают его полосками. Аналогично с паровозом.

Растущие цветы.

Игровой материал: ширма для детей, цветы на длинной ножке 5-6 штук, 2 бубна, 2 трещётки.

Ход игры: цветы «растут» из-за ширмы под игру фортепиано и  инструментов.  Если  музыка звучит медленно – цветы медленно «вырастают». Меняется темп музыки,  меняется скорость движения цветов.

Игра проводится с подгруппой детей.

Поймай  ритм.

Ход игры: Дети стоят  в кругу. Звучит р.н. мелодия.  Воспитатель начинает выполнять хлопки на сильную долю, потом ребёнок, дальше следующий.

 Для развития тембрового слуха.

Определи инструмент.

Игровой материал:  2трещётки, 4 ложки, 2 колокольчика, 2 бубна.

Ход игры: двое детей сидят спиной друг к другу, перед ними лежат одинаковые инструменты. Один  исполняет на любом инструменте ритмический рисунок, другой повторяет его на таком же.

На чём играю?

Игровой материал: детская ширма, карточки по числу играющих (она поделена пополам – на одной половине нарисован муз.инструмент, другая – пустая для фишки), фишки, муз. инструменты.

Ход игры: детям раздают несколько карточек. Ребёнок-ведущий играет мелодию или ритмический рисунок на музыкальном инструменте. Дети определяют инструмент и закрывают фишкой вторую половину карточки.

Музыкальные загадки.

Игровой материал: металлофон, бубенчики, треугольник, бубен, трещёки, ложки.

Ход игры: дети сидят перед ширмой, за которой находятся муз.инструменты и ведущий. Ведущий проигрывает мелодию. Дети отгадывают. За правильный ответ ребёнок получает фишку. Выигрывает тот, у кого больше фишек.

 Упражнения  для развития мелкой моторики рук.

Ворона.

Раз-два-три-четыре-пять,         руки подняты вверх, сжимают пальцы

Червячки пошли гулять.

Раз-два-три-четыре-пять,         сжимают и расправляют пальцы в «замке»

Червячки пошли гулять.

Вдруг ворона подбегает          скрестить руки в запястьях, машут крыльями

Головой она кивает                  положить ладонь на ладонь

Каркает:  «Вот и обед!»           ладонь на ладонь, открывают клюв

Глядь, а червячков уж нет!       Разводят руки в стороны.

Художники

Я взял бумагу,                          (поднять ладонь правой руки)

Карандаш,                                (поднять указательный палец левой руки)

Нарисовал дорогу.                  (указательным пальцем провести по ладони)

На ней быка нарисовал,         (сделать «быка левой рукой)

А рядом с ним -  корову.        (сделать «корову» правой рукой)

Налево – дом,                          (соединить ладони в виде крыши)

Направо – сад,                         (скрестить запястья рук, а кисти вверх)

В саду двенадцать кочек.       (мелко пробежать пальцами по обеим ладоням)

На ветках яблоки висят          (поднять руки вверх, как «фонарики»)

И дождичек их мочит.            (потряхивая кистями, опустить руки вниз)

Я встал на стол                    ( выставить одну  руку вперёд ладонью кверху, а другой хлопнуть по ней)

Поставил стул (выставить одну  руку вперёд ладонью кверху, а другую сжать в кулак и ударить по ней)

Тянусь, как можно выше       (потянуться , руки вверх)

И свой рисунок приколол      (указательными пальцами «прикалывать» сверху вниз)

Совсем неплохо вышел          (кулаки вперёд, указательный палец вверх)

Капли

Капля – раз, капля – два,

Капли медленно сперва.                   ( медленные хлопки по коленкам)

Стали капли ударять,

Капля каплю догонять.                     (быстрые  хлопки по коленкам)

Ну а потом, ну а потом,

Все бегом, бегом, бегом.                   (имитация активного бега на месте)

Мы на небо  посмотрели,                     (ладонь ко лбу, посмотреть вверх направо, затем налево)

Капельки «кап-кап!» запели            (потряхивая кистями, опустить руки вниз)

Мы плечами поведём   

И все капельки стряхнём.                    (движение плечами вверх-вниз)

Кап-кап-кап, кап-кап-кап,

Кап-кап-кап-кап, кап-кап-кап!           (мелкие  бегающие движения пальцами  левой руки по правой от плеча до запястья, затем руки меняются ролями)

Гусеница

Левая рука стоит на локте, пальцы сжаты, ладонь отведена назад

Маленькая гусеница по листу ползёт  

Указательный палец правой руки -гусеница»гусеница»ползёт по листочку(ладони левой руки)

Листик как конфетку целый день грызёт 

«скребёт»пальцем правой руки(гусеница)по ладони и пальцем левой

Наконец накушалась, кокон вдруг свила.

В коконе, как в домике, зиму проспала.

Прячем указательный палец правой руки в кулаке левой руки (гусеница в коконе)

А весной той куколке надоело спать.

Превратилась в бабочку, чтоб везде летать.

Ладони раскрываем, скрещиваем руки в области кистей (бабочка), машем крылышками.

 Перчатка

Веселая мышка перчатку нашла,

Ладонь раскрыта, пальцы растопырены (перчатка) Поворачивают руки то ладонью, то тыльной стороной вперёд

Гнездо в ней устроив,

Ладони смыкаются "ковшом"

мышат позвала.

Ладони раскрываются, смыкаясь боковыми сторонами Сгибают - разгибают пальцы ("зовущий" жест)

Им корочку хлеба дала покусать,

Кончиком большого пальца поочерёдно стучат по кончикам остальных пальчиков.

Погладила всех

Большой палец гладит остальные (скользящим движением oт мизинца к указательному

и отправила спать.

Ладони прижаты друг другу, кладутся под щеку (спят).

Русские народные музыкальные инструменты.

Вед: Здравствуйте, мои друзья!

Всех вас рада видеть я!

Прекрасный день нам дарит праздник,

И главный гость на нём – игра.

Так скажем: «Здравствуйте» друг другу,

И улыбнёмся как всегда!

Коммуникативная игра «Здравствуйте»

Вед: Мы сегодня не напрасно в этом зале собрались,

Ждёт вас всех сегодня в зале удивительный сюрприз!

Посмотрите на экран. Это что такое там?

Дети: Это музыкальные инструменты!

Вед: Инструменты не простые,

Все они для нас родные,

Ведь русский люд их мастерил,

И душу всю он в них вложил.

Они все вместе собрались, и дружно звуки полились,

И зазвучал для вас оркестр народных инструментов.

Звучит оркестр русских народных инструментов.

Муз. руководитель: Ну, что… готовы вы теперь для экспериментов?

Инструменты изучали,

Много мы о них узнали.

И сейчас вам всем, друзья,

Загадки загадаю я.

Загадки: Ой, звенит она, звенит, За обедом суп едят,

Всех игрою веселит. К вечеру «заговорят»

А всего-то три струны Деревянные девчонки,

Ей для музыки нужны. Музыкальные сестренки.

Кто такая, отгадай-ка? Поиграй и ты немножко

Это наша … (балалайка) На красивых ярких. (ложках)

Приложил к губам я трубку, Мы собрали хоровод.

Полилась по лесу трель. Пригласили весь народ,

Инструмент тот очень хрупкий, Дополняет наш кружок

Называется. (свирель) Пастуший утренний… (рожок)

В руки ты её возьмёшь, Три струны, а звук какой!

То растянешь, то сожмёшь. С переливами, живой.

Звонкая, нарядная, Узнаю его в момент -

Русская, двухрядная. Самый русский инструмент.

Заиграет, только тронь, Выглядит он скромно,

Как зовут её? (гармонь) А зовётся… (домра)

Тараторит, словно тётка. Есть бубенчики на нём, по нему мы громко бьём.

Называется…. (трещотка) С ним сейчас играть мы будем, дайте в руки звонкий (бубен)

Вед: Становись скорей в кружок,

С нами поиграй, дружок!

Игра «Весёлый бубен»

Вед: В оркестре нашем инструментов много,

Следить за ними нужно очень строго.

Музыканты долго думали, как быть?

И решили их по группам разделить,

Чтоб не путали в оркестре никогда

Инструментов этих чудо-голоса!

На экран наш посмотрите,

Лишний инструмент найдите.

Игра «Что лишнее?»

Вед: Балалайка, балалайка,

Веселее заиграй-ка,

Чтоб печали все ушли,

Чтобы ноги в пляс пошли.

Танец «Балалайка»

Вед: А сейчас прошу внимания –

Не простое испытание.

Кто на чём играет, нам расскажите,

Музыкантов правильно нам назовите.

Нам на баяне сыграл - …. (баянист),

А на гармонике - … (гармонист).

На домре - … (домрист,

А на бубне - … (бубнист).

На свирели нам трели играл - … (свирелист).

На гуслях - … (гусляр),

А на ложках - … (ложкарь),

Держит рожок - … (рожечник),

Ну, а гудок - … (гудочник).

Очень длинное названье

У музыканта у того,

Кто играл на балалайке –

Назовите-ка его - … (балалаечник).

Что же вы, друзья, грустите?

Навострите ушки!

Мы сейчас для вас споём

Весёлые частушки!

«Частушки» 1) Мы частушки вам споём, 2) Балалайка, балалайка,

И вы постарайтесь. Я в тебя влюблённая,

Дружно хлопайте в ладоши,  Потому что ты родная,

Громче, не стесняйтесь! Русская, народная!

3) Играй, гармонист, 4) У свирели есть секрет,

Играй, не ломайся! Я его не знаю.

Для кого-нибудь не надо – Так красиво зазвучит,

Для нас постарайся! Аж сердце замирает.

5) Во саду ли в огороде 6) Зазвучали гусли сладко,

Я играл на домре. Я чуть-чуть закрыл глаза.

Птицы все ко мне слетелись, Эй, Ванюшка, не зевай-ка,

Подпевали хором. В огород зашла коза.

7) Это что за разговор: 8) У частушек есть начало,

То ли ссора, то ли спор? У частушек есть конец.

Тараторят, будто тётки, Кто частушки наши слушал,

Наши русские трещотки. Прямо скажем – молодец!

Вед: Ждёт нас всех сейчас игра. Поиграть хотите? (Да)

«Музыкальная угадай-ка»

Вед: Балалайки, гусли, домры, и баяны, и гармошки.

Есть трещотки, гудки, бубны, даже расписные ложки.

Все играют звонко дружно. Слушать их не надоест.

Отгадать, друзья, нам нужно, это что звучит? (Оркестр)

Что ж, друзья, вы все сидите? Инструменты вы берите.

Как умеете играть, надо всем нам показать.

«Музыканты» музыка Г. Вихаревой

1) Посмотрите-ка на нас, 2) Посмотрите-ка на нас,

Музыканты мы сейчас. Музыканты мы сейчас.

Ложки в руки взяли, Птички прилетели,

Дружно заиграли. Песенку запели.

3) Посмотрите-ка на нас, 4) Посмотрите-ка на нас,

Музыканты мы сейчас. Музыканты мы сейчас.

Колокольчики звенят, Заиграли бубенцы,

Всех в округе веселят. Ай, какие молодцы!

5) Посмотрите-ка на нас, 6) Посмотрите-ка на нас,

Музыканты мы сейчас. Музыканты мы сейчас.

На трещотках мы играем, Бубен – стук, бубен – бряк,

Всех в округе потешаем. Вот какой он весельчак!

7) Посмотрите-ка на нас, музыканты мы сейчас.

Вот оркестр у нас какой, развесёлый озорной!

Вед: Ах, какой оркестр у нас!

Музыканты – высший класс!

Мамы, папы не зевайте,

Кроссворд скорее отгадайте!

Ну, а дети не скучают,

Дружно вместе поиграют.

«Музыкальный кроссворд» для родителей «Игра с козликом» для детей

Вед: Есть ещё сюрприз у нас – современный перепляс.

Вот мальчишки удалые, а с ними ложки расписные!

«Танец с ложками»

Вед: Мы сегодня пели и играли,

Об инструментах русских много мы узнали.

Мы инструменты русские не будем забывать,

На инструментах русских будем мы играть.

Дарите музыку друг другу!

Пусть каждый день и каждый час,

Подобно радостному чуду,

Она звучит в сердцах у нас.

Список литературы

1. Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

2. Д. А. Рытов «Музыкальная народная культура» 4-10 лет

3. Бычков В. Н. «Музыкальные инструменты» - М. : АСТ-ПРЕСС, 2000 г.

4. Васильев Ю. А., Широков А. С. «Рассказы о русских народных инструментах» – 2-е изд. – М. : «Сов. композитор», 1986 г.

5. Кабалевский Д. «Воспитание ума и сердца» М. : «Просвещение», 1981 г.

6. Кабалевский Д. «Как рассказывать детям о музыке» М. : «Просвещение», 1989 г.

7. Кононова Н. Г. «Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах» Изд. «Просвещение», 1990 г.

8. Михеева Л. В. «Музыкальный словарь в рассказах» М. : 1998 г.

9. Поплянова Е. М. «Кто стоит на трех ногах» : Музыкальные загадки. Изд. «Композитор Санкт-Петербург», 2004 г.

10. «Энциклопедия для детей» Том 7. Искусство. Ч. 3. Музыка. Глав. ред. В. А. Володин. — М. : Аванта+, 2000 г.

Музыкальный материал

1. Каплунова «Наш весёлый оркестр»

2. Журнал «Колокольчик» №44 2010 г.

3. Материалы журнала «Музыкальный руководитель»

4. Материалы журнала «Музыкальная палитра»

5. Аудиоэнциклопедия «Чевостик», «Русские инструменты»

6. «Русские народные песни и пляски» аудиодиск

7. Г. Вихарева «Музыканты»

8. Кузнецова О. С. «Домашний оркестр» 1998 год

9. Каплунова И. М., Новоскольцева И. А. «Праздник каждый день.» 2007 год

10. Костина Э. П. «Музыкально-дидактические игры для формирования и развития музыкального слуха детей» 2010 год

11. Анисимова Г. И. «100 музыкальных игр для развития дошкольников. Старшая и подготовительная группы» 2005 год

12. Песни Татьяны Морозовой «Балалайка», «Гармонист Тимошка»

Интернет-ресурсы

1. https://ru.wikipedia.org/

2. https://muzofon.com/

3. https://www.rusfolkorchestra.icape.ru/

4. https://rodnaya-tropinka.ru/

5. https://www.lute.ru/guitar/guitar_story.htm

6. https://maam.ru

7. https://ljubimyj-detskij.ru/zagadki/html

8. https://www.folkmusic.ru/instrument.ph

«Приобщение детей к истокам русской народной культуры»

«Приглашаем в гости к нам» итоговый досуг

Цель. Знакомить детей с народными обрядами приглашения гостей в дом, встречать гостей хлебом-солью. Вызвать желание понимать смысл пословиц и поговорок.

Содержание. Беседа о русском обычае встречать хлебом-солью Игра-упражнение «Вежливое обращение к гостям. Отгадывание загадок и повторение знакомых пословиц

Развивающие задачи: Развивать интерес к культуре русского народа. Обогащать словарный запас, развивать память

Воспитательные задачи: Воспитывать интерес к народному творчеству, к народным традициям

Используемый материал: каравай хлеба, солонка с солью, иллюстрации к игре «Найди предмет», обруч с лентами для игры.

Словарная работа: рушник, хлебосольный, гостеприимство, радушный (приём).

Ход занятия.

Приход гостей.

Входят гости-дети

Хозяйка встречает гостей и вручает им хлеб –соль со словами:

- Здравствуйте, люди добрые,

Если величать, так на пороге встречать

Добро пожаловать к нам в гости

Милости просим.

Гости отламывают хлеб, пробуют его.

- Хозяюшка в дому

Что оладушек в меду,

Она прибирает, она подает,

Она за всех отвечает.

Хлеб да соль.

Проходите, гости дорогие.

- Присаживайтесь.

Хозяйка провожает их на место.

Воспитатель. По русскому обычаю разрешите вручить вам хлеб-соль и пригласить пройти в «красный угол». (Самое красивое и удобное место)

Существовал обычай встречать дорогих гостей на пороге дома с хлебом и солью. В старые времена соль была очень дорогой и ее использовали только в особых случаях, даже при царском дворе солонка стояла ближе к царю и важным гостям. Поэтому соль стала одной из мер гостеприимства. Хлебосольный хозяин любил угощать своих гостей. Встретить гостя «хлебом-солью» означало призвать на него божью милость и добавить свои пожелания добра и мира. Впрочем, и гости могли принести в дом хлеб и соль, выражая особое уважение к хозяину, и желая ему процветания и достатка. Отказ же от хлеба-соли рассчитывался как оскорбление. Обычно хлеб, обязательно уложенный на чистое полотенце (рушник, выносила к гостям хозяйка дома или женщина, руками которой каравай и был испечен. При этом рушник обозначал дорогу, которую проделал гость. Кроме того, он символизировал божье благословение. Хлеб и соль были символами достатка и благополучия, а соли к тому же приписывались свойства «оберега».

Основной задачей хозяина считалось как можно лучше накормить дорогого гостя, ему выставлялись лучшие блюда.

Воспитатель. – Дети, кто из вас знает поговорки или пословицы про хлеб-соль?

Дети. – Хлеб — батюшка, вода — матушка.

– Хлеб — кормилец.

– Без хлеба куска везде тоска.

– Хлеб бросать — труд не уважать.

– Без соли, без хлеба — худая беседа.

Воспитатель. Русский народ всегда отличался гостеприимством и радушием. Отношение к гостю на Руси было особенным. Гостей, даже случайных, окружали почетом и уважением. Считалось, что заглянувший в дом путник много повидал на своем пути, многое знает, у него есть чему поучиться. А если гостю понравится радушный прием, то с его слов добрая слава о хозяине дома и о Руси распространится по всему свету.

Воспитатель. Все мы на земле под богом ходим.

Радуемся, любим и творим.

Есть свои традиции в народе,

Праздник для души необходим!

У нас сегодня праздник, к нам гости пришли! Будем играть и вас потешать И начнем нашу игру песней «К нам гости пришли». (муз. Ан. Александрова,

сл. М. Ивенсен)

К нам гости пришли,

Дорогие пришли.

Мы не зря кисель варили,

Пироги пекли.

А сейчас вдвоем

Мы для вас споем.

Вы похлопайте в ладоши,

Мы плясать пойдем.

Ты топни ногой,

Да притопни другой.

Я волчком крутиться стану,

А ты так постой.

Наш детский сад

Дружбой славится.

Приходите, гости, чаще,

Если нравится

Воспитатель. Ребята, а вы любите отгадывать загадки? (Ответ детей)

Тогда вы сейчас будете отгадывать их, и находить этот предмет-отгадку.

Дидактическая игра «Найди предмет»

(На столе разложены предметные картинки. Дети подбирают отгадки)

Загадки

Четыре брата под одной крышей стоят. (стол).

Из ее большой трубы

Дыма тянутся клубы.

Много можно в ней испечь,

А зовется просто … (печь)

Чёрный конь скачет в огонь. (кочерга).

Не бык, а бодает

Не ест, а еду хватает,

Что схватит – отдаёт,

Сам в угол идёт! (ухват).

Воспитатель. – До наших дней дошли поговорки, давайте их вспомним.

Дети. – «Что есть в печи, все на стол мечи»,

«Гостю щей не жалей, погуще налей»,

«Доброму гостю хозяин рад,

«Хоть не богат, а гостям рад».

Хозяйка. – Ай, да молодцы! Что же, ребята все сидим?

Аль играть мы не хотим? Выходите, веселей.

Поиграем поскорей! А игра у нас такая

«Заря - заряница», ох, какая!

Правила игры.

Один из детей держит шест с прикреплёнными на колесе лентами. Каждый играющий берётся за ленту. Один из участников - водящий. Он стоит вне круга.Дети идут по кругу и запевают песню:

Заря – зарница, Красная девица

По полю ходила, Ключи обронила.

Ключи золотые.  Ленты голубые.

Раз, два-не воронь, А беги как огонь!

С последними словами игрового припева. Водящий дотрагивается до кого-нибудь из игроков, тот бросает ленту, они вдвоём бегут в разные стороны и обегают круг. Кто первым схватит оставленную ленту, тот победит, а неудачник становится водящим. Игра повторяется.

Воспитатель. Вот и пришла пора нам прощаться с Хозяйкой.Есть такая поговорка:

«В гостях хорошо, а дома лучше.»

Хозяйка. До свидания, дорогие дети. Дай бог тому, кто в нашем доме.

Дорогим гостям, милым, детушкам.

Мы всегда рады.

Дети прощаются с Хозяйкой.

 

Список литературы

1. Берстенева Е., Догаева Н. «Кукольный сундучок. Традиционная народная кукла своими руками». М.: Белый город, 2010 г.

2. «Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством» - М., 2012г.

3. «Истоки русской народной культуры в детском саду» СПБ, детство – Пресс, 2010г.

4. «Народное искусство и детское творчество». М., Владос, 2004г.

5.Гришина А. «Традиции народного искусства в дошкольном воспитании» - журнал «Дошкольное воспитание» №4 // 2012г.

6. Ермолаева Н.В. «Эстетическое воспитание дошкольников через декоративно-прикладное искусство» - парциальная программа – С-П., Детство-Пресс 2011г.

7. Железнова Е. Р. «Серия интегрированных занятий для детей старшего дошкольного возраста по ознакомлению с бытом и традициями на Руси» - М., 2012г.

8. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры. СПБ. Детство - Пресс. 2010г.

10. «Русские обряды и традиции. Народная кукла». - СПБ.-Паритет, 2008г.

11.Корнешова С. Никандрова О. «Русские народные традиции. Проектная деятельность в детском саду» - журнал «Дошкольное воспитание»» № 4 2012г.

12. Клиентов А. «Народные промыслы».- М., «Белый город»

13. Лаврова С. «Русские игрушки, игры, забавы».- М «Белый город»

16. «Изодеятельность и детская литература. Мир сказки» - М., Карапуз – 2009г.

17. «Радость творчества» (ознакомление детей с народным искусством, для занятий с детьми 5 – 7 лет) изд-во «Мозаика - Ситнез, М., 2006 г. – 218 с.

19. «Знакомство детей старшего дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством» (цикл занятий для детей старшего дошкольного возраста), изд-во «Скрипторий», М., 2003 г. - 250с.

20. «Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ». – Детство - Пресс – СПБ – 2013 г.

21. «Декоративная лепка в детском саду». М., Сфера.2005г.

22. «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду» (старшая, подготовительная группы, программа, конспекты) - Валдос, 2008г.

23. «Традиционная тряпичная кукла» - СПБ, Детство – пресс, 2011г. – 176с.

24. Шпикалова Т. Я «Возвращение к истокам. Народное искусство и детское творчество», М., Владос, 2000г. -105с.

 Итог:

-в планах на следующий год продолжить работу в данном направлении,  углублять знания детей о родной стране, традициях и обычаях.

Добавить в проект: подпроект  « Народные подвижные игры», «Щи да каша пища наша.

 


Скачано с www.znanio.ru