СОДЕРЖАНИЕ
Введение..............................................................................................................4-5
1. Основная часть.................................................................................................6-9
1.1. Что такое увлечение?....................................................................................6
1.2. Наши увлечения............................................................................................6-7
1.3. Русский народный танец и его основные виды .....................................7-9
1.4. Влияние занятий танцами на организм человека………………………...9
2. Практическая часть……………………………………………………..........10
2.1. Результаты социологического опроса учащихся........................................10
3. Создание проектного продукта........................................................................10
Заключение.............................................................................................................10
Список используемых источников......................................................................12
Приложения…………………………………………………………………….13
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
ТЕМА |
«Русские народные танцы - наше любимое увлечение» |
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА |
....................................обучающиеся 4 класса |
РУКОВОДИТЕЛЬ |
Кривоносова Татьяна Семёновна, учитель немецкого языка |
ЦЕЛЬ |
Рассказать о своем любимом увлечении танцами. Личным примером вызвать интерес к занятиям танцами и привлечь внимание школьников к здоровому образу жизни. |
ЗАДАЧИ |
1. Изучить материалы по данной теме представленные в литературе и сети Интернет; 2. Выяснить что такое увлечение;
3. Познакомиться с разновидностями русского народного танца; 4. Изучить, как занятия танцами влияют на здоровье детей; 5. Провести социологический опрос среди обучающихся 4 класса; 6. Создать видеоролик и представить свои танцевальные успехи. |
ГИПОТЕЗА |
Мы предполагаем, что занятия танцами не только позволяют реализовывать творческие способности каждого человека, но и положительно влияют на здоровье, эмоциональное и физическое развитие школьников.
|
ТИП ПРОЕКТА |
· По доминирующей деятельности: творческий, практико-ориентированный. · По предметно-содержательной области: межпредметный · По продолжительности: среднесрочный · По количеству участников: групповой |
ЭТАПЫ ПРОЕКТА |
· 1 этап: исследовательский · 2 этап: практический · 3 этап: творческий |
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
|
· изучение литературных источников, анализ полученной информации; · проведение социологического опроса, анализ его результатов; · обобщение выводов. |
ПЛАНИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ |
Создание презентации «Наше увлечение- русские народные танцы» и видеоролика «Танцевальные успехи группы "Рассыпушки"» |
Введение
«Эх, русский танец – загляденье!
Взорвется вширь и в высоту,
Он всем покажет, без сомненья,
Души Российской широту».
Многие люди часто задаются вопросом: как провести свободное время с пользой? Такой вопрос никогда не возникнет у человека, у которого есть любимое увлечение . Мы выбрали именно эту тему для исследования, потому что считаем ее актуальной. У нас много увлечений, но танцы среди них занимают особое место! Тема нашей работы «Русские народные танцы - наше любимое увлечение». Интерес к данной теме появился не случайно. В 2022году, который был объявлен годом народного искусства и культурного наследия народов России, мы приняли участие в Областном творческом конкурсе «Рождественская звезда», который проходил в городе Новосибирске. (Приложение1) Это был настоящий праздник культуры, на котором ребята представляли свои культурные традиции и обычаи, выражая их искусством танца, песни, костюма. Мы увидели много детей, имеющих общий интерес – любовь к своей стране, ее культуре и народному танцу. Еще мы увидели красоту и многообразие русского танца. И особенно важным является то, что эту красоту в мир несут дети! Так как мы сами занимаемся танцами, нам было очень интересно узнать разновидности русского танца и то, какое влияние занятия танцами оказывают на здоровье подрастающего поколения.
Актуальность: Известно, что танцы и здоровье очень тесно связаны друг с другом, и мы захотели выяснить, каким образом танцы влияют на здоровье человека.
Цель: Рассказать о своем любимом увлечении танцами. Личным примером вызвать интерес к занятиям танцами и привлечь внимание школьников к здоровому образу жизни.
Исходя из цели, были определены следующие задачи:
1. Изучить материалы по данной теме представленные в литературе и сети Интернет;
2. Выяснить, что такое увлечение;
3. Познакомиться с разновидностями русского народного танца;
4. Изучить, как занятия танцами влияют на здоровье детей;
5. Провести социологический опрос среди обучающихся 4 класса;
6. Рассказать о значимости занятий танцами в жизни участников танцевальной группы "Рассыпушки";
7. Создать видеоролик и представить свои танцевальные успехи. Гипотеза нашего исследования: Мы предполагаем, что занятия танцами не только позволяют реализовывать творческие способности каждого человека, но и положительно влияют на здоровье, эмоциональное и физическое развитие школьников.
1.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1.1. Что такое увлечение?
В жизни каждого человека есть увлечение. Люди поют, рисуют, собирают марки, открытки, читают или слушают музыку, разводят рыбок или занимаются спортом. У каждого свое хобби.
Слово «хобби» в переводе с английского означает «увлечение». В толковом словаре С.И. Ожегова говорится: «ХОББИ -увлечение, любимое занятие для себя, на досуге». Это занятие для души. Оно помогает скрасить трудные минуты жизни, сближает человека с миром природы, науки, искусства, с миром людей, помогает найти смысл жизни.
Детские увлечения очень разнообразны. Иногда детское хобби перерастает в увлечение всей жизни, помогает найти призвани
е и профессию.
1.2. Наши увлечения
Область наших интересов многогранна. Мы хорошо учимся , в принимаем активное участие в жизни школы и класса, занимаемся рукоделием, плетем из бисера и собираем алмазную мозаику, делаем различные поделки. А еще мы поём, только поём мы на немецком языке. Вот уже два года подряд мы принимаем участие в региональном конкурсе современной немецкой песни среди детей и молодежи "Sternschnuppenfall". (Приложение2) На сцене дворца культуры им. В.В.Куйбышева в 2022году мы представляли детские песенки "Sassa" и "Was machen wir so gerne?" которые сопровождалась танцевальными элементами немецкой польки. Мы выступали в немецких национальных костюмах. Наше выступление было оценено по достоинству. На региональном уровне мы заняли второе место и были этому очень рады!
Но самым любимым нашим увлечением являются танцы. Ими мы начали заниматься с пятилетнего возраста в танцевальной студии «Каблучок» при КДО «Гармония». Наша младшая группа называлась «Топ-топ». Сейчас мы образуем самостоятельную группу «Россияночка» (Приложение2), которая входит в состав средней танцевальной группы «Россыпушки». Мы благодарны своим родителям за то, что они привели нас на занятия танцами к прекрасному педагогу-хореографу Капицкой Марине Анатольевне.
Танец для нас- это здоровый образ жизни, выносливость и дисциплина.
Несмотря на свой юный возраст, мы выступали на разных сценах городов Барабинска, Куйбышева и Новосибирска. Мы показываем самобытность нашей страны на различных фестивалях и конкурсах. Наши выступления удостоены грамот и дипломов разного уровня. (Приложение 3)
1.3. Русский народный танец и его основные виды
Танец – это самый древний и богатый вид искусства: очень интересный, многогранный, яркий, несущий в себе огромный эмоциональный заряд. Народный танец является родоначальником всех направлений танца, которые формировались в течение многих веков на его основе это и классический, и эстрадный, и современный танец.
Русские народные танцы – это смех и юмор, активные движения и прыжки, задорные пляски и, конечно же, красивые колоритные национальные костюмы. Можно сказать, что этот танец – характеристика русского человека: широкая душа и необузданное желание дарить веселье себе и окружающему миру! Русский народный танец – это рассказ об истории Великой России.
Все виды русских народных танцев делятся на две категории: хоровод и пляска, а они в свою очередь, выделяют в себе еще несколько видов.
Хоровод Один из самых основных и древних видов русского народного танца. Круговая композиция хоровода подобна солнцу, богу которого, в старину поклонялись славяне. В хороводе неразрывно связаны между собой пляска, песня и игра. Обычно его участники держатся за руки, либо за платок, поясок или венок и при этом совместно исполняют хороводную песню.
Трепак Трепак — старинный русский народный танец. Исполняется в быстром темпе. Основные движения — дробные шаги и притопывания. Движения сочинялись исполнителем на ходу. По свойствам имеет много общего с «Камаринской» и «Барыней»
Танцы с медведем Первое официальное упоминание о русском народном танце с медведем относится к 907 году, когда князь Вещий Олег праздновал свою победу над греками в Киеве. На торжественном приёме для гостей выступали 16 танцоров ряженых медведями и четыре медведя, одетых танцорами.
Присядка История этого танца начинается в 1113 году в Киеве, когда скончался великий князь Святополк. В то время жил каменщик Петро Присядка. Он много работал сидя на корточках с тяжелыми камнями и инструментами в мозолистых руках. Каждый вечер после своего трудового подвига он выходил на Крещатик и, приняв ковш вина и калач, принимался подскакивать, разминая затёкшие за день ноги. Владимир Мономах, приглашённый киевлянами на царство, проезжал вечером со своей свитой по городу. Он сразу заметил странную пляску и указал митрополиту Никифору на танцующего молодца. Уже через несколько дней Петро плясал для самого великого князя всея Руси каждый его завтрак, обед и ужин. Танцевать как Присядка или Под-Присядку вскоре стало очень модным.
Русская пляска вид русского народного танца. К Русским пляскам относятся импровизированные пляски (перепляс, барыня и др.) и танцы, имеющие определённую последовательность фигур такие как кадриль.
Пляски-импровизации Большой популярностью в народе пользовались пляски-импровизации, пляски-соревнования. В них танцоры не были скованы определенной композицией. Каждому исполнителю даётся возможность выразить себя, показать, на что он способен. Танцору не хочется повторяться, делать то же, что делают другие — отсюда большое разнообразие самобытных русских переплясов.
Игровые танцы Особое место принадлежит танцам, в которых проявляется наблюдательность народа: либо о явлениях природы («метелица», «пурга»), либо о каких-либо животных или птицах («Бычок», «Дергач», «Медведь). Эти танцы можно назвать игровыми или танцами-играми, поскольку в них очень ярко выражено игровое начало. В своих движениях танцующий не просто подражает повадкам зверей или птиц, а старается придать им черты человеческого характера.
1.4. Влияние занятий танцами на организм человека
Мы часто слышим, о проблема сохранения здоровья современных школьников. Снижение двигательной активности плохо сказывается на их здоровье. Хорошее здоровье обеспечивается занятиями физической культурой, соблюдением режима дня и питания, ведением здорового образа жизни. Хороший, а главное, приятный вариант оздоровления - ритмичные движения под музыку. Вследствие занятий танцами появляется красивая походка, исправляется осанка.
Танец дарит человеку невероятно приятную возможность раскрыть свое внутреннее «я», обрести гармонию и подарить заряд энергии и здоровья организму в целом. Танец активизирует работу внутренних органов, также заряжает энергией все тело. Танцы развивают дыхательную систему организма человека. Занятия танцами помогают избавиться от регулярных простудных заболеваний, бронхитов. Благодаря регулярным занятиям танцами улучшается координация движений и укрепляется вестибулярный аппарат.
2.ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
2.1. Результаты социологического опроса учащихся
Для подтверждения нашей гипотезы, мы провели социологический опрос среди своих одноклассников. В опросе приняло участие 16 учащихся Анкета состояла из 4 вопросов (Приложение4) Результаты опроса представлены в таблице и диаграмме (Приложение 5)
3. Создание проектного продукта
Этот процесс оказался для нас самым ответственным, так как требовал усидчивости, прилежности и аккуратности. После сбора необходимой информации, фотографий и грамот мы приступили к созданию презентации. А еще нам захотелось создать видеоролик, просмотрев который, вы можете сами убедиться, что Русские народные танцы - наше любимое увлечение!
Заключение
Целью нашего проекта было рассказать о своем любимом увлечении танцами. Личным примером вызвать интерес к занятиям танцами и привлечь внимание школьников к здоровому образу жизни.
Поработав над проектом мы выяснили , что танец – это самый древний и богатый вид искусства. Народный танец является родоначальником всех направлений танца. Танец непосредственно связан с музыкой. Народный танец – танец определённого народа, определённой национальности. Народный танец весьма индивидуален, как и любой народ. Все виды русских народных танцев делятся на две категории: хоровод и пляска.
Танец дарит человеку невероятно приятную возможность раскрыть свое внутреннее «я», обрести гармонию и подарить заряд энергии и здоровья организму в целом. Танец улучшает зрительную и слуховую память, активизирует работу внутренних органов, а также заряжает энергией все тело. Танцы развивают дыхательную систему организма человека. Занятия танцами помогают избавиться от регулярных простудных заболеваний. Благодаря регулярным занятиям танцами улучшается координация движений и укрепляется вестибулярный аппарат. Вследствие занятий танцами появляется красивая походка и осанка.
Своим проектом мы постарались привлечь внимание школьников к ведению здорового образа жизни, рассказать о важности любимого занятия в жизни детей. Возможно, ребята, ознакомившись с данной работой, заинтересуются удивительным миром русского народного танца.
Данный проект может быть использован на уроках МХК , а так же во внеурочной деятельности.
Список используемых источников
М.-Л.,Музгиз,1958
www.КМ.ru. 2007,
М.: Искусство. 1963
Интернет-ресурсы
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.