«Будь здоров без докторов»
Практико-ориентированный проект
с детьми старшей группы
Здоровье-это самое ценное, что есть у человека
Н. Л. Семашко
Актуальность
Забота о здоровье ребёнка и взрослого человека стала занимать во всём мире приоритетные позиции. Поскольку любой стране нужны личности творческие, гармонично развитые, активные и здоровые. Сегодня важно нам, взрослым, формировать и поддерживать интерес к оздоровлению, как самих себя, так и своих детей. «Родители являются первыми педагогами, они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в младенческом возрасте». Быть здоровым – естественное стремление человека. Здоровье означает не только отсутствие болезней, но и психическое и социальное благополучие.Есть здоровье – человек жизнерадостен, хватает сил на саморазвитие, на успешную личную жизнь. Нет здоровья, так и топчется человек на месте, теряя то, что у него было. Именно для успешного будущего наших детей, в дошкольном возрасте следует заложить основы здоровья, сформировать правильное представления о здоровом образе жизни.
Объект проекта: процесс формирования здорового образа жизни у дошкольников.
Предмет проекта: методы и средства формирования потребности к здоровому образу жизни дошкольников.
Цель:формировать начальные представления о здоровом образе жизни, расширять знания о сохранении здоровья
Задачи программы.
Обучающие задачи:
· Сформировать у детей представление о здоровье как одной из главных ценностей человеческой жизни, об умении беречь своё здоровье и заботиться о нём.
· Формировать базу знаний и практических навыков здорового образа жизни.
· Привить потребность в здоровом образе жизни, уважение к физическим упражнениям, занятиям спортом, обратить внимание на то, что порядок и чистота способствуют крепкому здоровью.
· Обеспечить психофизическое благополучие детей и формировать сознательное отношение к собственному здоровью.
· Создать развивающую предметную среды ДОУ, благоприятную атмосферу.
Воспитательные задачи:
· Воспитывать желание быть здоровым.
· Формировать у родителей и воспитанников ответственность за сохранение и укрепление здоровья.
· Воспитывать добрые чувства, эмоциональную отзывчивость, умения различать эмоциональные состояния и настроения окружающих людей.
Развивающие задачи:
· Развивать и совершенствовать двигательные умения и навыки детей.
Гипотеза
Если качественно организовать физкультурно-оздоровительную работу с детьми, то это поможет сохранению, укреплению, оздоровлению, и улучшению здоровья детей, как физического, так и психического, а правильно организованная развивающая среда в группе и на участке для занятий физкультурной представляет ребенку возможность проявить себя в социальном плане, освоить определенные правила здорового образа жизни, ощутить взаимосвязь с другими детьми, укрепить уверенность в своих силах.
Этапы проекта
1.Организационный этап
1. Определение целей, задач.
2. Подбор методической литературы для реализации проекта.
3. Подбор наглядно-дидактического материала, художественной литературы.
4. Разработка непосредственно образовательной деятельности по проекту.
5. Подбор пословиц, поговорок, загадок по теме проекта.
6. Подборка аудио и видеоматериала по теме проекта.
7. Изготовление настольных игр по теме проекта.
8. Организация развивающей среды в группе.
9. Изготовление дорожек здоровья, оформление физкультурного уголка.
10. Подбор литературы для родителей, оформление наглядного материала для родителей о здоровом образе жизни и закаливающих мероприятиях, проведение бесед, папок-передвижек, консультаций, анкетирования по здоровому образу жизни с родителями.
2. Основной этап
ЕЖЕДНЕВНАЯ ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА.
- Утренняя профилактическая гимнастика (дыхательная, улучшение осанки, плоскостопия).
- Гимнастика пробуждения, дорожка «здоровья», воздушное контрастное закаливание, босохождение, точечный массаж.
- Утренняя гимнастика под музыкальным сопровождением.
- Витаминизация (соки, фрукты, напитки).
- Ежедневные прогулки с двигательной активностью детей.
Физкультурные занятия проводятся с инструктором по физической культуре в спортивном зале, по плану инструктора по физической культуре 2 раза в неделю.
Содержание и форма |
Сроки |
1.Вводное занятие: «Что я знаю о здоровье?», «Я и мое настроение» 2.Беседы:«Мое здоровье», «Настроение и здоровье».3.Д/и. «Что сначала, что потом?», «Угадай на ощупь», «Угадай настроение» 4.Оформление уголка здоровья.5.Чтение художественной литературы. 6.Опытно – экспериментальная деятельность: измерение своего роста |
Сентябрь |
1.Занятия: «Тело человека», «Глазки,уши и носы быть здоровыми должны». 2.Рассматривание плаката «Человеческий организм» - зачем человеку сердце? - нужен ли человеку скелет и для чего? - с помощью какого органа дышит человек? - как пища попадает в желудок? 3.Опытно – экспериментальная деятельность:нахождение пульса, прослушивание сердца в фонендоскоп. 4.Беседа: «Берегите зрение». 5.Д/и «Покажи, что назову» 6.Познавательная деятельность «Глаза – главные помощники человека». 7.Рассматривание книги «Азбука здоровья» - Как ты видишь. 8. П/и «С кочки на кочку» |
Октябрь |
1.Беседа «Режим дня»2.Д/и. «Что сначала, что потом», «Раздели на группы»,«Мой день»3.С/р. игра «Больница».4.Аппликация: «Дети делают зарядку».5.Чтение Т.Шорыгина «Секреты лесной мышки», С.Михалков «Про девочку, которая плохо кушала», чтение стихотворения С. Михалкова «Про мимозу»6.В учебной зоне вывесить плакат: «Твой режимдня». |
Ноябрь |
1.Занятия: «Витамины и полезные продукты»2.Беседа: «Витамины я люблю–быть здоровым я хочу», «Питание и здоровье», «Здоровая пища»,«Фрукты полезны взрослым и детям». 3.Дидактические игры:«Витаминная семья»,Узнай и назови овощи», «Угадай на вкус», «Назови правильно», «Разложи на тарелках полезные продукты», «Я знаю, что можно, что нельзя», «Узнай по описанию 4.С/р.игра «Поликлиника», «Магазин продуктов», «Овощной магазин» 5.Ознакомление с художественной литературой:Е.Трубников «Во саду ли, в огороде»,Сказка «Где живут витаминки» Л.Вахрушева, Чтение Т.Шорыгина «Таблетки и конфетки», Г. Зайцев «Приятного аппетита», Ю.Тувим «Овощи», загадки об овощах ифруктах.6.Продуктивная деятельность: Лепка «Таблетки на ветке и на грядке», рисование «Витамины»7.Вечер вопросов и ответов: «Таблетки растут на грядке» |
Декабрь |
1.Беседа: «Чистота – залог здоровья». 2.Занятие: «Личная гигиена» 3.Ознакомление с художественной литературой: С. Бялковская «Юля - чистюля», 3. Александрова «Купание»,С. Прокофьев «Румяные щечки», загадки.К.Чуковский «Мойдодыр», потешки : «Расти коса до пояса», «Водичка водичка» 4.Дидактические игры:«Катя простудилась», «Купаем куклу», «Сделаем куклам разные причёски»5.С/рол. игра «Парикмахерская» 6.Беседа: «Почему болят зубы». 7.Чтение художественной литературы Л.Обухова «Как поел, почисти зубки», А.Анпилогов «Зубки заболели». 8.Рассматривание книги «Азбука здоровья» - Как растут зубы.9. Развлечение «Девочка чумазая» |
Январь |
1.Занятие: «Здоровье в порядке—спасибо зарядке» 2.Беседа: «Если хочешь быть здоров – закаляйся!», «Почему полезно заниматься физкультурой», «Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья» 3.Чтение художественной литературы: С.Михалков «Про мимозу», В.Лебедев – Кумач «Закаляйся», «Волшебный морж» 4.Д/и. «Малыш – крепыш», «Что полезно для здоровья?», «Если я сделаю так...», «Пишем письмо заболевшему товарищу». 5.Физкультурное развлечение: «В гости к белочке». 6.Познавательная деятельность «Радуга здоровья», «Предметы гигиены» 7.Инсценировка «Мойдодыр» К.И.Чуковского. 8.Отгадывание загадок. |
Февраль |
1.Беседа: «Спорт – это здоровья» 2.Чтение художественной литературы: Е.Кан «Наша зарядка», В.Суслов «Про Юру и физкультуру» 3.Д/и. «Знаешь ли ты?», «Как мы устроены», «Что с чем дружит?». С/р. игра «Физкультурное занятие в детском саду» Продуктивная деятельность Рисование«Разноцветные мячи», «Футболисты». |
Март |
1.Беседа: «Зачем нужен сон?», «Сон – лучшее лекарство».2.Чтение художественной литературы П.Воронько «Спать пора», Н.Лоткин «Тихий час», И. Токмаковой «Где спитрыбка?»3. Д/и. «Сложи картинку», «Что с начала, что потом», «Как готовиться ко сну» 4.Вечер «Сейчас узнаем: зачем мы спим ночью». 5.Рассматривание книги «Азбука здоровья» - «Правила здорового сна». 6.Рисование: «Дети делают зарядку». 7.С/р.игра «Аптека». 8.Составление рассказов детьми «Что мне сегодняснилось» 9.Разучивание колыбельных песен |
Апрель |
1.Занятие: «Что такое микробы?».2.Чтение художественной литературы Г.Юдин «Микробы», Р.Корман «Микробы и мыло».3.Досуг: «Микробы нас не победят»4.Д/и. «Группировка предметов», «Полезно – вредно», «Подбери пару».5.Рассказы детей «Мой спортивный уголок дома».6.Итоговое занятие на тему: «Путешествие в страну здоровья». |
Май |
3. Заключительный этап
Ожидаемые результаты:
· организация содержательной здоровьесберегающей развивающей среды в группе;
· снижение заболеваемости и повышение уровня здоровья детей;
· сформированность гигиенической культуры у детей и наличие потребности в здоровом образе жизни (умения соблюдать режим дня, знания о правильном питании и витаминах и т.п.);
· активная помощь и заинтересованность родителей в организации работы по оздоровлению детей.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
1.Формы работы.
В процессе реализации проекта используются различные формы работы:НОД, беседа, игры, досуг, утренняя гимнастика, гимнастика после сна, закаливание, консультативная работа
2.Приемы и методы организации.
Методы, используемые для реализации проекта:
· словесный-устное изложение, беседа, рассказ, дискуссия, сказка;
· наглядный-показ видео и мультимедийных материалов, иллюстрации, наблюдение;
· практический-действия воспитателя, моделирование разнообразных ситуаций;
· объяснительно-иллюстративный-дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
· репродуктивный- дети воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
· частично-поисковый-участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
· исследовательский-самостоятельная работа детей;
· Продуктивная деятельность-рисунки, лепка , аппликация, коллективная работа
3. Принципы.
· Комплексность использования природных факторов, всех средств физического воспитания;
· Систематичность и последовательность;
· Индивидуально - дифференцированный подход.
Работа с родителями.
· Консультации
«Режим дошкольника»
«Закаливание»
«Без лекарств и докторов»
«Профилактика простудных заболеваний у детей»
«Воспитание культурногигиенических навыков в семье» «Скоро лето»
«Овощи,фрукты,ягоды и зелень»
«Правила для сладкоежек»
· Индивидуальные беседы
«Плоскостопие»
· Папка — передвижка
«Рекомендации родителям по укреплению здоровья»
«Зимние виды спорта»
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Голицына Н.С.,Шумова И. М. «Воспитание основ здорового образа жизни малышей» -М., «Скрипторий 2003», 2010.
2. Лободин В.Т., Федоренко А.Д., Александрова Г.В. «В стране здоровья» - М., «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», 2011.
3. Музова О.В. «Физкультурно – оздоровительная работа» Комплексное планирование по программе под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т. С. Комаровой. Младший, средний, старший дошкольный возраст» - Волгоград, Учитель, 2011.
4. Утробина К.К. «Занимательная физкультура для дошкольников» - М.,Гном, 2003.
5. Шебеко Н.В. «Вариативные физкультурные занятия в детском саду»- М., Изд-во Института Психотерапии, 2003.
6. Шорыгина Т.А. «Беседы о здоровье» - М., «Сфера», 2008.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.