
|
Название проекта
|
«Чтобы правила
все знать, будем кейсы изучать»
|
Номинация
|
Светофор
безопасности
|
Категория
|
Категория
С
|
Цель проекта
|
Создать условия для самостоятельного изучения детьми
старшего дошкольного возраста правил ПДД через кейс-технологию.
|
Задачи проекта
|
- Закрепление
знаний детьми правил дорожного движения, дорожных
знаков.
- Воспитание
внимания, сосредоточенности.
- Создание
благоприятной эмоциональной среды для детей.
- Развитие
логического мышления детей.
- Умение
анализировать.
- Умение
работать в команде.
- Умение
применять знания в безопасных условиях, находить выход из проблемных
дорожных ситуаций.
- Развитие
у детей способности к предвидению возможной опасности в конкретно
меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения.
- Создание совместно со всеми участниками
образовательного процесса кейса по правилам
дорожного движения.
|
Целевая аудитория
проекта
|
Воспитатели группы
Воспитанники группы
Родители воспитанников группы
|
Межпредметные связи и
интеграция содержания учебных предметов, предметных областей знаний, видов
учебной, внеучебной, творческой деятельности обучающихся в структуре и
процессе реализации педагогического проекта
|
Реализация
межпредметных связей в образовательных областях: развитие речи,
познавательное развитие, художественно-эстетическое, физическое развитие,
социально-коммуникативное развитие
|
Аннотация (краткое
содержание)
|
Обучение
дошкольников правилам безопасного поведения на улицах города является одной
из приоритетных задач воспитательно-образовательного процесса детского
сада.
В ФГОС
ДО большое внимание уделяется поддержке детской инициативы и
самостоятельности при определении принципов, целей и требований к
психолого-педагогическим условиям и целевым ориентирам.
Важным
для нашего учреждения стал поиск новых интересных форм и технологий работы
с детьми.
Исходя
из нашей практики - систематическая работа с детьми по формированию навыков
безопасного поведения на дорогах, использование современных, эффективных
методов и приемов дает положительные результаты.
Одним из
таких методов, который мы решили применить в нашей деятельности, это
кейс-технология.
С
помощью данной технологии дети самостоятельно могут изучать опасные
ситуации на дороге и решать, как нужно действовать. В результате
дошкольники не только быстро могут запомнить правила, но и начинают их
осмысленно применять на практике без помощи взрослого.
С
помощью данной технологии, дошкольники изучают ситуацию, разбираются в
проблеме, изложенной в ситуации, а затем предлагают возможные пути решения
и самостоятельно выбирают самый оптимальный путь выхода из проблемы. Кейс -
это метод, который выступает как способ коллективного обучения, дети могут
взаимно обменяться информацией, попробовать решить проблемы, поставленные
перед ними, самостоятельно.
При
реализации данного проекта появится возможность в построении системы
игровой деятельности по правилам дорожного движения, усовершенствования
методов и приемов, на основе методик различных авторов и собственного
педагогического опыта. В создаваемом кейсе имеет место последовательное
усложнение программных задач в зависимости от индивидуальных и возрастных
особенностей детей. В процессе использования созданного кейса у детей
появится возможность самостоятельно найти решение, применить знания правил
дорожного движения в той или иной ситуации, а также самостоятельно
анализировать, делать выводы, строить предположения.
Мероприятия проводятся на занятиях, в
совместной деятельности воспитателя и детей в виде:
бесед,
викторин,
наблюдений за движением транспорта,
чтение художественной литературы,
отгадывания загадок,
кроссвордов;
развивающие, познавательные,
сюжетно-ролевые, подвижные игры,
оформление центра по «Правилам
дорожного движения»,
взаимодействие с родителями
воспитанников.
|
Планируемые результаты межпредметного
проекта
|
Результат деятельности педагогов:
* Создание оптимальных и необходимых
условий для организации совместной деятельности с родителями по охране и
безопасности жизни детей;
* Формирование у детей самостоятельности и ответственности в действиях на
дороге;
* Привитие устойчивых навыков
безопасного поведения в любой дорожной ситуации;
* Появление интереса у родителей к совместному обучению безопасному
поведению на дорогах.
*
Дети имеют представления об алгоритме поведения на проезжей части дороги
(последовательности действий при переходе проезжей части улицы, правилах
поведения при поездке на велосипеде по тротуару, действий в
непосредственной близости от опасных участков дороги);
*
умеют классифицировать дорожные знаки: предупреждающие, запрещающие,
информационно-указательные;
*
знают разные виды транспорта, уметь их классифицировать;
*
сформированы знания о культуре поведения в транспорте;
*
могут применять полученные знания, умения, навыки в жизненных ситуациях.
Результат деятельности детей: макет дороги с дорожными знаками,
создание картотеки «специальный транспорт» и «пассажирский
транспорт», стихотворения про машины, организация выставки книг об
автомобилях. Разработка и создание кейса по правилам дорожного движения.
|
Этапы и сроки проекта
|
Этап
|
Содержание
|
Сроки
|
Подготовительный
|
А) анкетирование по теме:
«Изучение отношения родителей к необходимости обучения детей правилам
дорожного движения».
Б) собрания «Безопасность
детей на дорогах».
Оформление папок-передвижек
под рубриками:
«Дорожные важности»
«Будьте внимательны на
улице»
«Наши лучшие друзья –
правила движения»
В) Круглый – стол, Мастер-класс
«Научите ребенка различать дорожные
знаки», статья «Для любознательных родителей».
Г) досуг, совместные
праздники, развлечение.
Консультации для родителей:
«Главные уроки воспитания
пешехода»
«Три «закона» безопасности
пешехода на дороге»
«Что должен знать ребенок о
ПДД»
«Правила дорожного
движения для малышей»
«Азы дороги – малышам»
«Как переходить улицу с
детьми»
«Учимся быть пешеходами»
«Легко ли научить ребенка
правильно вести себя на дороге»
«Когда начинать
рассказывать ребенку о дорожных опасностях»
«Что читать детям по ПДД»
«Я и мой ребенок на улицах
города»
«Осторожно, дорога!»
«Научите ребенка различать
дорожные знаки»
«Правила дорожного
движения»
«Правила поведения при
сезонных изменениях погоды»
Д)
Совместное изготовление макетов «Мой город – город мечты», «Наша улица»,
«Улицы, по которым мы ходим» атрибутов к подвижным и сюжетно-ролевым играм.
Подготовительный
этап
(сбор информации по проблеме)
Деятельность
воспитателя
Изучение
нормативно-правовой базы
Педагогическая
оценка результатов диагностики, прогноз результативности
Анкетирование
родителей по проблеме.
Поиск,
изучение эффективных технологий и методик в области обучения детей правилам
безопасного поведения на дороге)
Обоснование,
предсказания путей реализации проекта
Деятельность
детей, родителей
Родители активно поддерживают просьбы
педагога: подбирают книги, картинки, статьи из газет или журналов.
Родители рассказывают детям о
необходимости соблюдения правил безопасного поведения на дороге.
Беседы с детьми:
«Безопасность на дороге».
«Знаки дорожные помни
всегда».
«Осторожно, дорога!».
«Транспорт на улицах города».
«Правила для пассажиров».
|
Сентябрь
2023
Сентябрь
2023
Ноябрь
2023
В
течение учебного года
В
течение учебного года
Август
2023
Август
2023
Август
2023
Сентябрь
2023
Октябрь
2023
Ноябрь
2023
Декабрь
2023
Февраль
2024
|
Основной
|
Обеспечение
условий для реализации проекта.
Внедрение
в образовательный процесс эффективных методик обучения детей безопасному
поведению на дороге.
Совершенствование
предметно-развивающей среды в ДОУ
Анкетирование
родителей по теме: «Изучение отношения родителей к необходимости обучения
детей правилам дорожного движения».
Родительское
собрание на тему: «Безопасность детей на дорогах»
Родители вместе с детьми много
гуляют, на совместных прогулках играют с детьми в подвижные игры, в
спортивные игры.
Участвуют в совместной реализации
проекта по безопасному поведению на дороге.
Художественное творчество детей:
Рисование: «Как нельзя вести себя на улице», «Придумай новый дорожный
знак», «Моя улица».
Лепка: «Веселый светофор», «Машины».
Аппликация: «Дорожный знак».
|
В
течение года
В
течение года
В
течение года
Сентябрь
2023
В
течение года
В
течение года
|
Заключительный
|
Презентация проекта на
городском конкурсе «Зелёный огонёк».
Анализ и обработка
результатов по реализации проекта.
Внесение дополнений,
поправок в случае нерешенных или побочных проблем. Проведение совместного
досуга – соревнования между воспитанниками и родителями.
|
Создание
тематического кейса по ПДД для дошкольников и педагогов
Май
2024
|
Ресурсы проекта
по видам:
Информационные
Материальные
Интеллектуальные
Организационные
|
Подготовка проекта:
А)
по изучению воспитательных возможностей семьи и ДОУ;
Б)
по передаче информации и просвещению родителей;
В)
по образованию родителей;
Г)
по организации совместной деятельности ДОУ с родителями;
Д)
по разработке совместных проектов.
Учебно-методическое
сопровождение
1.
Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева,
Р.Б. Стеркина. Основы безопасности детей дошкольного возраста»:
Просвещение, 2007.
2.
2.
Белая К.Ю. Я и моя безопасность. Тематический словарь в картинках: Мир
человека. – М.: Школьная Пресса, 2010. – 48
3.
3.
Вдовиченко Л.А. «Ребенок на улице», «Детство-пресс», 2008
4.
4.
Храмцова Т.Г. «Воспитание безопасного поведения в быту детей дошкольного
возраста» Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005.
5.
5.
В.Н. Кирьянов «Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма»
методическое пособие.- М., «Третий рим», 2007
6. Ф.С. Майорова
«Изучаем дорожную азбуку», М., « Издательство Скрипторий 2003», 2005
Дидактические
материалы
·
«Дорожные
знаки»,
·
Настольная
игра - викторина «Правила дорожного движения»,
·
«Светофор»,
·
«Чрезвычайные
ситуации на прогулке»,
·
«Что говорит светофор?»,
·
«Можно – нельзя»,
·
«Отбери предметы, которые нельзя трогать»,
·
«Найти и обезвредить»,
·
«Сто бед»,
·
«Куда поедет автомобиль?»,
«Внимание! Дорога!».
ИКТ
Диски с мультфильмами:
- «Смешарики: Азбука
безопасности»;
- «Уроки тетушки Совы:
Уроки осторожности».
Презентация «Ознакомления дошкольников с правилами
безопасности на улице».
Организация
пространства
Макет города со светофорами и машинами для обыгрывания в
сюжетных играх. Ролевые атрибуты к сюжетным играм: накидка
постового-регулировщика, накидка «светофор», фуражка шофера, жезл, билеты
для пассажиров общественного транспорта, электрифицированный светофор,
наборы моделей автомобилей и пассажирского транспорта. Маркер игрового
пространства «Автомобиль», макет пешеходного перехода, тематический кейс по
ПДД.
|
Результаты проекта, индикаторы и
показатели в соответствии с целью и задачами проекта
|
В рамках реализации данного проекта
будет сформирован тематический кейс по правилам дорожного движение, в
котором будут отражены все основные образовательные области.
Познавательное развитие будет
включает в себя такие игры, как: круги Луллия, альбомы «Какие бывают
машины», «Правила безопасного поведения на дороге», «Безопасная дорога»;
«узнай знак», «найди лишний знак», «найди нарушителя», «лабиринты», «найди
10 отличий», «Едет, плавает, летает». Все игры созданы на основе пиши -
стирай, поэтому они будут многоразовые. Каждый альбом имеет разные уровни
сложности. Данный раздел поможет дошкольникам в увлекательной форме
закрепить правила дорожного движения, знания цветов светофора, видов
транспорта.
Для речевого развития создадим для
детей сказку на липучках. Дети могут прослушать сначала эту аудио сказку, а
затем сами ее пересказать в игровой форме. А также могут создать свою
историю с данными героями сказки. Для читающих детей мы создали ребусы и
кроссворды заданной тематики.
В нашем кейсе отразим область
художественно-эстетическое развитие. В данном разделе будут представлены
разнообразные схемы лепки, рисования транспорта, светофора, людей и т.д.
Ребенок имеет возможность самостоятельно, без помощи взрослого, выбрать
любую схему и нарисовать сюжет по ПДД. Имеется большое разнообразие
раскрасок по данной теме, множество схем-образцов по конструированию, с их
помощью дети могут выстраивать различные постройки для дальнейшего их
обыгрывания.
Соберем электронные ресурсы, в
которые войдут : видеосказки, аудиосказки, физминутки. Данный ресурс может
использоваться индивидуально или совместно с другими детьми. После
прослушивания сказок дети могут самостоятельно их рассказать либо обыграть.
Для проверки своих знаний, которые ребенок применил в той или иной области,
будет создан конверт с подсказками-ответами. Если ребенок выполнил задание,
он может воспользоваться данным конвертом, и так же самостоятельно себя
проверить.
|
Методы,
приемы, средства оценки результативности проекта
|
Анализ
заинтересованных сторон.
·
Идентификация учреждений, групп,
отдельных лиц, интересы которых проект может затронуть,
идентификация их основных ключевых проблем, ограничений и возможностей, связанных
с их интересом к проекту.
Анализ
проблем.
·
Формулировка проблем,
определение причинно-следственных связей и построение «дерева проблем».
Анализ целей.
·
Определение целей проекта, на
основе выделенных на предыдущем этапе проблем;
объединение целей в группы и определение основной
стратегии проекта, установление отношений
«средства достижения — конечный результат». Построение
«дерева целей».
·
Наблюдение, анкетирование родителей 
|
Риски и ограничения по достижению
целей проекта
|
Выявление
условий, которые с высокой степенью вероятности могут оказать отрицательное
влияние на выполнение проекта и не
поддаются контролю со стороны управления проекта (факторы
риска). Выявление позитивных влияний внешней среды, позволяющих
получить дополнительные ресурсы для реализации проекта.
|
Перспективы развития проекта, в том
числе в онлайн формате
|
В
рамках реализации данного проекта есть возможность поделиться опытом с
коллегами, кто работает в этой сфере, по данному направлению, а также
продемонстрировать свой опыт в онлайн формате.
|
|
|
|
|
|