Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №71»
г.о. Саранск
Тема проекта
«Саранск - мой город»
Участники проекта: педагоги, дети средней группы; родители воспитанников.
Тип проекта: информационно-творческий.
Сроки реализации проекта: долгосрочный.
Актуальность.
Дети - это наше будущее, а значит будущее нашей страны. Каждый из нас должен любить свою страну. Но маленьким детям непонятны понятия страна, патриотизм, Родина. Наша задача - воспитать настоящего патриота своей страны, ведь за ними будущее!
Начинать воспитание любви к своей родине нужно с малого. С любви к своему городу. Ведь каждый город в России уникален, необычен по - своему. И показать ребёнку красоту родного города – задача не такая уж и сложная. Стоит только начать!
Цель проекта:
Расширить знания детей о родном городе, о его улицах, достопримечательностях.
Задачи проекта:
1) Продолжить знакомить с достопримечательностями родного города, его традициями.
2) Обогащать и активизировать словарный запас на основе углубления знаний о ближайшем окружении.
3) Развивать любознательность, расширять кругозор.
4) Воспитывать любовь к своей малой Родине, чувство гордости за свою страну.
5) Воспитывать уважение к культурным традициям своего народа.
Гипотеза.
В ходе реализации проекта можно приобрести знания об истории своего города, символике, достопримечательностях, традициях своего народа.
Планируемые результаты
1) Расширятся знания о своём городе, символике города, достопримечательностях, природе.
2) У детей сформируется чувство гордости за свой город и желание сохранить его чистым и красивым.
3) Появится интерес к традициям своего народа.
Этапы реализации проекта.
Подготовительный:
Разработка проекта, определение цели, задач, поэтапной модели и плана действий над проектом, анализ условий, уровень знаний, навыков детей по теме проекта.
Основной:
практическая деятельность (реализация проекта посредством методических приёмов и форм работы), взаимодействие с родителями, изготовление атрибутов.
Заключительный:
Анализ, результативность проведённой работы, обобщение и распространение опыта, практические выходы (рефераты, доклады, открытые просмотры), оформление презентации по теме.
Направления работы.
Познавательное, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое, социально-коммуникативное.
Методы и приёмы:
1) Словесные методы (беседы, дискуссии, чтение художественной литературы).
2) Нагдядные методы (рассматривание демонстрационного материала, наблюдение, показ иллюстраций, слайдов.
3) Практические методы (создание развивающей среды, экскурсии и наблюдения, работа в мини-музее «Мордовская изба»
4) Игровые методы (дидактические игры, подвижные игры).
План реализации проекта
РАБОТА С ДЕТЬМИ
1.Занятие: «Мой родной город».
2.Создание фотоальбома: «Мой город».
3.Рассматривание альбома о Саранске.
4.Детская игровая деятельность: «Дома на нашей улице».
5.Экскурсия на близлежащую улицу.
6.Изготовление праздничных открыток ко Дню Защитника Отечества.
7.Занятие: «Едем в гости к бабушке».
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ.
1.Оформление фотовыставки « Мой любимый парк».
2.Прогулки детей с родителями по улицам города.
3.Консультация: «История родного города».
4.Анкетирование родителей.
Этапы |
Формы работы |
Задачи |
Сроки |
1. |
«Мой родной город» 1. Знакомство детей с историей города и его современностью. Дать сведения о том, почему город так назван. 2. Рассматривание иллюстраций, альбома, набора открыток с видами города. 3. Занятие «Мой город»
|
Уточнить знания детей о названии родного города. Познакомить с происхождением города Саранска. Воспитывать любовь к родному городу и чувство гордости за него. Развивать интерес к истории и современности города. Познакомить детей с историей возникновения города, его настоящим, с достопримечательностями; воспитывать интерес к истории города, чувства любви и патриотизма.
|
Сентябрь - октябрь
|
2. |
Целевая прогулка на близлежащую улицу. 1. Создание фотоальбома «Улица С.Есенина» и «Наш детский сад». 2. Детская игровая деятельность: «Дома на нашей улице».
|
Обратить внимание детей на то, что в городе много улиц, у каждой улицы есть свое название, на улице много домов, у каждого дома свой номер. Вспомнить названия улиц, на которых живут дети. Учить детей использовать ранее полученные знания для постройки разных домов, решая следующие задачи: - выбирать разнообразный строительный материал, необходимый для строительства; - планировать и контролировать этапы своих действий; - совершенствовать партнерские взаимоотношения. |
Ноябрь -декабрь
|
3. |
«Достопримечательности родного города». 1. Рассматривание фотографии памятника «павшим воинам». 2. Беседы с детьми о том, кто в их семье служил в армии, был на войне. 3. Рассматривание в книжном уголке иллюстраций об армии, военной технике.
4. Изготовить праздничные открытки к Дню Защитника Отечества. |
Познакомить детей с главной достопримечательностью города. Рассказать о том, кому поставлен этот памятник. Воспитание уважения и чувства гордости за тех, кто отдал свою жизнь за Родину. Формировать патриотические чувства. Вызвать у мальчиков желание быть такими же сильными и смелыми, как военные. Развивать любознательность. Воспитание уважения и любви к воинам и солдатам. Развивать творчество посредством изодеятельности (аппликации).
|
Январь -февраль |
4.
5. |
«Транспорт нашего города». 1. Наблюдение за транспортом на улице (прогулки с родителями в выходные дни). 2. Рассматривание иллюстраций с изображением разных видов транспорта. 3. Беседы с детьми о правилах поведения на улице. 4. Оформление альбома «Транспорт нашего города» (рисование совместно с родителями). 5. Занятие «Едем в гости к бабушке».
«Парк культуры и отдыха им. А.С. Пушкина» 1. Поездка в парк (совместно с родителями). 2. Оформление фотовыставки «Мой любимый парк» (совместно с родителями). 3. Презентация работы. Фотопрезентация.
|
Формировать знания детей о транспорте нашего города. Уточнять представления о грузовых и легковых автомобилях, о пассажирском виде транспорта. Знакомить детей с элементарными правилами поведения на улице, учить соблюдать их. Посредством художественно-творческой деятельности развивать у детей интерес к различным видам транспорта. Развивать творческие способности. Формировать знания о транспортных средствах, о пассажирском виде транспорта.
Рассказать детям, где расположен парк, чьё имя носит, какие развлечения в парке есть для детей. Обогащать знания о родном городе. Выяснить, почему дети любят отдыхать в парке, что им больше всего там нравится. Развивать память, речь.
|
Март-апрель.
Май.
|
Литература:
1. Куклин В. Н. «Биография Саранских улиц». Саранск, 1990г.
2.Терехин А. Ф.«Достопримечательности Мордовии». Саранск, 1989г.
3.«Родной край». Жуковская Р. М.Просвещение, 1985.
4.Мы в Мордовии живем: примерный региональный модуль программы дошкольного образования/(О.В. Бурляева и др.). – Саранск: Мордовское кн. изд-во, 2011г.
5. Александрова Е. Ю., Гордеева Е. П., Постникова М. П., Система патриотического воспитания в ДОУ - Волгоград, 2007
6. Алёшина Н.В., Патриотическое воспитание дошкольников – М.,2008
7. антонов Ю.Е., Левина Л.В., Розова О.В. и др. Как научить детей любить Родину –М.,2007
8. Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф., Патриотическое воспитание детей 4-6 лет – М., 2007
Приложение
Консультация для родителей
«История родного города »
Саранск - один из старейших городов Волго-Вятского района и Среднего Поволжья. Он возник в 1641 году как военная крепость для охраны юго-восточных границ Российского государства.
Саранская крепость имела почти квадратную форму. Река Саранка протекала по территории крепости. Со всех сторон крепость была окружена земляным валом с угловыми деревянными башнями и высоким частоколом. С наружной стороны вала тянулись глубокие рвы. С внутренней - возвышались еще и деревянные стены с приспособлениями для обороны.
Первыми поселенцами Саранской крепости были казаки и стрельцы, которые несли здесь сторожевую службу. Крепость и военное поселение из первых воевод Саранска, были Савва Козловский и Петр Лермант - прямой предок М. Ю. Лермонтова. В XVIII веке Саранск утрачивает значение военной крепости и превращается в торгово-ремесленный город. Через Саранск проходили почтовые тракты от Москвы до Саратова, из Нижнего Новгорода на Пензу.
23 августа 1781 года был утвержден герб Саранска. На серебряном поле изображалась красная лисица и три стрелы. Так герб города символизировал охоту - одно из главных занятий коренного населения.
Жители Саранска принимали активное участие в движениях, возглавляемых Степаном Разиным и Емельяном Пугачевым.
Саранск разделен рекой Саранкой на две части - верхнюю и нижнюю. Жителей насчитывалось более 6 тысяч.
В середине XIX века численность населения Саранска превысила 14 тыс. человек. Опустошительные пожары уничтожили почти весь город. Однако каждый раз он отстраивался заново.
В конце XIX века через Саранск прошла линия Московско-Казанской железной дороги. Стал расти и город Саранск, превратившийся в довольно крупный торговый центр Среднего Поволжья. Отсюда вывозили продукты сельского хозяйства - зерно, пенька, кожа, мясо, мед и другие - во многие города и губернии России, сюда же поступали товары из Петербурга, Москвы, Нижнего Новгорода, Казани, Пензы, Харькова.
В начале XX века в Саранске появилось электричество, действовали несколько школ, народное училище, учительские семинарии. В разное время Саранск посещали многие выдающиеся люди России, среди них - Л.Н. Толстой, Н.Е. Салтыков- Щедрин, Н.П. Огарев. Здесь провел детские годы поэт А.И.Полежаев.
Сейчас Саранск строится, развивается, растет и хорошеет.
К 50-летию Великой Октябрьской социалистической революции в Саранске был учрежден новый герб города. Он отразил глубокие перемены, происшествие в его развитии.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.