Проект «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством
дидактических игр»
Актуальность проекта:
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положение в пространстве, а также запахе и вкусе. Период первых трех лет – наиболее интенсивного психического и физического развития малышей. Успешность умственного, физического, здорового развития ребенка в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития, т.е. от того, насколько ребенок слышит, видит, осязает окружающий мир.
Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно: является основой для интеллектуального развития, развивает наблюдательность, позитивно влияет на эстетическое чувство, является основой для развития воображения,
развивает внимание, дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности, обеспечивает усвоение сенсорных эталонов, обеспечивает освоение навыков учебной деятельности, влияет на расширение словарного запаса ребенка, влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.
Огромную роль в развитие сенсорных способностей детей раннего возраста отводиться дидактической игре, так как ребенок практически все в этом мире познает через игру. Дидактические игры выполняют функцию – контроль за состоянием сенсорного развития детей.
Цель проекта:
обеспечивать накопление представлений у детей раннего возраста о форме, цвете, величине предметов, их свойствах, которые составляют фундамент общего умственного развития ребенка и являются условием успешного овладения любой практической деятельностью.
Задачи проекта:
Воспитывающая - воспитывать познавательный интерес, любознательность к дидактическим играм в 1 младшей группе у детей.
Обучающая - Дать представления о цвете, форме, величине предметов, положения их в пространстве; знакомство с дидактическими играми и правилами этих игр.
Развивающая - различать предметы по форме и называть их, развивать мелкую моторику рук; внимание, память, упражнять в установлении сходства и различия между предметами; способствовать накоплению опыта развитию у детей обследовательских умений и навыков; повышать уровень педагогической компетентности родителей по формированию представлений о сенсомоторной деятельности детей.
Участники проекта: дети 1 младшей группы, воспитатели, родители.
Срок реализации проекта: с 15.02.2016 по 31.05.2016 год.
Тип проекта: познавательно – игровой.
По продолжительности: долгосрочный.
Ожидаемые результаты:
Дети успешно выделяют и учитывают цвет, форму, величину, и другие признаки предметов и явлений при выполнении ряда практических действий;
Группируют в соответствии с образцом предметы по цвету, форме, величине и другим свойствам при выборе из четырёх разновидностей;
Отбирают предметы необходимой формы или цвета для развития самостоятельной сюжетной игры (грузят на машину бруски - «кирпичики» или кубики определённого цвета).
Разработчик проекта:
Этапы реализации проекта
Этап |
Содержание работы |
Результат |
Подготовительный |
Проведенный мониторинг по развитию сенсорных способностей детей нашей группе показал недостаточный уровень сенсорного развития по всем показателям, преобладали в основном низкий и средний уровень. В результате проведенного исследования, возникла необходимость в разработке и реализации проекта, направленного на повышение сенсорной культуры детей раннего возраста. |
Проект: «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр» Цель проекта: обеспечивать накопление представлений у детей раннего возраста о форме, цвете, величине предметов, их свойствах, которые составляют фундамент общего умственного развития ребенка и являются условием успешного овладения любой практической деятельностью. Задачи проекта: Воспитывающая - воспитывать познавательный интерес, любознательность к дидактическим играм в 1 младшей группе у детей. Обучающая - Дать представления о цвете, форме, величине предметов, положения их в пространстве; знакомство с дидактическими играми и правилами этих игр. Развивающая - различать Предметы по форме и называть их, развивать мелкую моторику рук; внимание, память, упражнять в установлении сходства и различия между предметами; способствовать накоплению опыта развитию у детей обследовательских умений и навыков; повышать уровень педагогической компетентности родителей по формированию представлений о сенсомоторной деятельности детей; |
Анализ и обобщение имеющегося в ДОУ опыта работы по данной теме. |
Создание познавательных альбомов для детей. Подборка и разработка дидактических игр по данной теме. |
|
Проведение консультаций для педагогов с целью повышения их профессиональной мотивации, творческой инициативности. |
Консультация для педагогов «Педагогическое проектирование в ДОУ».
Приложение 1 |
|
Формирование мотивационной готовности родителей к участию в проектной деятельности. |
Консультация для родителей «Учимся проектировать вместе».
Приложение 2 |
|
Аналитический |
Разработка проекта, перспективного плана мероприятий. |
Перспективно-тематический план.
Приложение 3 |
Подбор материала. |
Пополнение творческой лаборатории демонстрационным и раздаточным материалом по теме. |
|
Практический |
Реализация проекта в образовательную практику. |
Реализация запланированных мероприятий. |
Презентационный |
Публичное представление продукта совместной деятельности. |
Итоговые мероприятия, презентация. |
Контрольный |
Подведение итогов, совместный анализ выполнения проекта, осмысление результата. |
Показатели эффективности проекта.
Приложение 4 |
№ п/п |
Образовательная область |
Задача |
Содержание деятельности детей |
Взаимодействие с родителями |
1 |
Физическое развитие |
Формирование потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании. |
Утренняя гимнастика, игровые занятия, подвижные игры. |
Привлечение родителей к изготовлению атрибутов для игровых занятий, пополнению предметно-развивающей среды физкультурного уголка группы. |
2 |
Речевое развитие |
Формирование первичных ценностных представлений о здоровье и здоровом образе жизни. |
Комплекс закаливающих процедур, ежедневная утренняя гимнастика (под музыкальное сопровождение на данную тему). Игровые занятия. Беседы на тему богатых витаминами овощей и фруктов. |
Оформление папок передвижек с рекомендациями гигиенического воспитания и обучения родителей формированию здорового образа жизни детей. |
3 |
Познавательное развитие |
Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности. |
Знакомство с основами техники безопасного поведения в природе. Рассматривание иллюстраций. Игровые занятия. Наблюдения, беседы, дидактические игры о способах взаимодействия с растениями и животными. |
|
4 |
Художественно-эстетическое развитие |
Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности. |
Знакомство с основами техники безопасного поведения в природе. Рассматривание иллюстраций. Игровые занятия. Наблюдения, беседы, дидактические игры о способах взаимодействия с растениями и животными. |
|
5 |
Познавательное развитие |
Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности. |
Знакомство с основами техники безопасного поведения в природе. Рассматривание иллюстраций. Игровые занятия. Наблюдения, беседы, дидактические игры о способах взаимодействия с растениями и животными. |
|
Этапы реализации проекта:
1 этап – подготовительный;
2 этап – практический;
3 этап – заключительный.
Подготовительный этап:
· Изучение современных требований к содержанию и организации работы по сенсорному воспитанию детей раннего возраста в соответствие с ФГОС.
· Проведение мониторинга.
· Анализ полученных результатов, выводы.
· Проведение анкетирования родителей
· Пополнение предметно-развивающей среды новыми играми и пособиями, сделанными своими руками и руками родителей.
Практический этап:
Работа с детьми:
1. Непосредственная образовательная деятельность.
2. Совместные игры с песком и водой во время прогулки.
3. Дидактические игры с малышами:
1. Для зрительного восприятия (цвет, форма, величина, например: «Спрячем в домике»; «Найди такой же…»; «Петушок», «Чудесный мешочек», «Украсим елочку» и т. д.
2. Для слухового восприятия (слуховое внимание, тембр, динамика, речевой слух): «Постучим – погремим»; «Кто, как кричит?» и т.д.
3. Для развития моторики: предметы – вкладыши, стержни для нанизывания колец, коробочки для проталкивания фигур, дидактические игрушки, включающие различные виды застежек (пуговицы, кнопки, липучки, крючки, молнии).
4. Игры с цветным конструктором крупного размера; с пирамидками, разными по размеру, по цветам, по форме; с матрешками; геометрическими вкладышами и т. д.
5. Мозаика: настольная и напольная.
6. Настольно-печатные дидактические игры.
7. Самостоятельные игры малышей.
8. Чтение художественной литературы; рассматривание иллюстраций, предметных и сюжетных картинок.
Работа с родителями:
1. Консультация «Развитие восприятия цвета детьми раннего возраста».
2. Беседы о роли развивающих игр для малышей.
3. Наглядная информация: папки-передвижки («Значение сенсорного воспитания в познавательном развитие детей», «Дидактическая игрушка – в жизни ребенка»).
4. Привлечение к изготовлению игр и пособий для сенсорного развития детей.
Заключительный этап.
Анализ результатов проекта:
· В ходе проекта были созданы условия, обеспечивающие эффективное использование дидактических игр.
· У детей вырос уровень знаний по сенсорному развитию.
· Родители получили методические рекомендации по закреплению у детей навыков сенсорного воспитания, созданию условий проведения дидактических игр, консультации по изготовлению дидактических игр.
Дидактические принципы и условия проведения игр с детьми раннего возраста.
Дидактические игры дают положительный результат при условии планомерности их проведения. Педагог, предварительно хорошо изучивший содержание соответствующего раздела образовательной программы, по которой работает учреждение, распределяет материал в течение учебного года, соблюдая последовательность от простого к сложному. Усложняются требования воспитателя к детям. Соответственно и усложняются дидактические игры и упражнения. Так постепенно у детей накапливаются знания об окружающем, в том числе и о сенсорных эталонах.
Успешное выполнение программы требует повторности. Важно, чтобы намеченные программные задачи были освоены всеми детьми данной группы. Опыт показывает, что обычно это не может быть достигнуто на одном занятии. Так как одни дети быстро реагируют на всякое внешнее воздействие, другим для этого требуется более длительный срок. Получаемые на занятиях знания и умения должны быть достаточно прочными, устойчивыми настолько, чтобы дети применяли их в самостоятельных играх. Для прочного усвоения программных требований всей группой необходима неоднократная повторность одних и тех же занятий, при повторении занятий растет активность детей. Повторность дидактических игр осуществляется в разных вариантах. Повторение без всяких изменений может привести к снижению заинтересованности детей, к механическому усвоению программного материала. Поэтому при повторении сохраняя дидактическую задачу, следует непременно привлекать новый материал дополнительно к уже известному. Например, в дидактической игре «Чудесный мешочек», для того чтобы научить детей различать величину, на одном занятии могут быть использованы большие и маленькие шарики, а на другом - большие и маленькие матрешки или собачки. Разнообразие игр достигается также усложнением заданий. С теми детьми, которые и после повторений продолжают испытывать затруднения, проводится индивидуальная работа. Она дает возможность избежать излишних повторений со всей группой, которые приводят к тому, что детям становится скучно.
К концу раннего детства на основе накопленного опыта дети стремятся к самостоятельной деятельности. В свободное от занятий время дети без побуждения повторяют какое-нибудь действие, движение, усвоенное на занятии. Стремление детей к самостоятельной деятельности следует поощрять, так как ребенок по существу упражняются в тех новых умениях, которые он получил от взрослого.
Эффективность дидактических игр во многом зависит от эмоциональности их проведения. Добиваясь путем повторения прочных знаний и умений у всех детей группы, следует заботиться о том, чтобы сохранить у детей интерес к занятиям, стремиться к тому, чтобы они выполняли, что от них требуется, охотно и с удовольствием. В раннем возрасте дети еще в незначительной степени способны к волевым усилиям, они не могут заставить себя делать то, что не вызывает у них интереса. Они быстрее овладевают доступными им умениями, если этот процесс вызывает у них положительное отношение, чувство радости, удовольствия.
Необходимо помнить о культуре проведения занятий, важным компонентом которой является эстетика материалов, которые предлагаются детям. Дети будут заниматься охотно и с удовольствием, если все, что им показывают, имеет привлекательный вид: картинки цветные; игрушки целые, не сломанные; кирпичики, шарики, кубики чистые, хорошо окрашенные. Большое значение имеют также приветливые, веселые интонации в обращенной к детям, речи педагога. Эмоциональность восприятия у детей усиливается, когда предметы, игрушки показывают им в действии, в движении: кукла пляшет, собачка бегает, лает, из кирпичиков строят дом, мостик.
Одним из основных дидактических принципов, на основе которого строится методика занятий с маленькими детьми, является применение наглядности в сочетании со словом. В раннем возрасте дети знакомятся с предметами путем наглядно-чувственного накопления опыта: смотрят, берут в руки, действуют с ними. Учитывая эту возрастную особенность, на занятиях используют приемы наглядности: показывают предмет, дают потрогать, подействовать с предметом. В результате дети получают представление о предметах и явлениях наглядным путем. Однако этого недостаточно для развития ребенка. Все что показывают ребенку должно быть подкреплено словом. Важно сочетать наглядные приемы с действиями самих детей. Необходимо управлять активностью детей в соответствии с поставленной задачей.
У детей раннего возраста способность сосредоточиться, внимательно слушать только начинает еще формироваться. В силу свойственной детям подвижности им трудно длительное время сидеть спокойно, не отвлекаясь, всякое однообразие их утомляет. С этим необходимо считаться. Таким образом, встает вопрос о длительности занятий. Она зависит от характера детской активности на занятии и от эмоционального состояния детей. Если по ходу занятия они имеют возможность подвигаться, например, встать со стульчика и принести требуемый предмет, занятие может, не утомляя детей, продолжаться 8-10 минут. Если же дети находятся в относительной неподвижности, они быстро отвлекаются, перестают слушать и смотреть на то, что им показывают. Слушание текста и рассматривание картинок, игрушек длится несколько минут, после чего меняется характер деятельности детей: они играют с игрушками, которые им показывали, или воспроизводят игровые движения, выполняемые воспитателем. В данном случае смена деятельности предупреждает утомление, и в тоже время решается задача учить слушать и понимать текст, так как тематически обе части занятия связаны: дети видят игрушки, слушают о них и действуют с ними. Большая заинтересованность детей содержанием занятия, возникающие эмоции, которые в этом возрасте выражаются обычно открыто, непосредственно, вызывают иногда необходимость продлить занятие на некоторое время. Но если воспитатель замечает появление у детей признаков утомления (снижается их активность, они становятся вялыми, начинают отвлекаться, вертеться), занятие следует закончить и дать детям возможность свободно подвигаться, поиграть.
При грамотном, умелом использовании воспитателем дидактической игры в сенсорном развитии и воспитании детей третьего года жизни можно достичь высоких результатов, как в сенсорном, так и в общем развитии малышей.
Заключительный этап.
Анализ результатов проекта:
· В ходе проекта были созданы условия, обеспечивающие эффективное использование дидактических игр.
· У детей вырос уровень знаний по сенсорному развитию.
· Родители получили методические рекомендации по закреплению у детей навыков сенсорного воспитания, созданию условий проведения дидактических игр, консультации по изготовлению дидактических игр.
Список литературы
1. М. Д. Маханева, С. В. Рещикова. «Игровые занятия с детьми от 1 до 3 лет».
2. Э. Г. Пилюгина «Игры-занятия с малышом от рождения до 3-х лет»
3. Венгер Л. А. «Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет» М.: Просвещение, 1995.
4. Венгер Л. А. «Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников» М.: Просвещение, 1997.
5. Е.А.Янушко «Сенсорное развитие детей раннего возраста». Издательство «Мозаика» Синтез 2009 г.
6. Планирование работы в детском саду с детьми 2 – 3 лет. Методические рекомендации для воспитателей по программе «Радуга». Москва. «Просвещение 2010
1. Аксарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста. М.,1977.
2. Бондаренко Е.А. Развивающие игры для детей от года до трех лет.М: ООО «Издательство АСТ», 2003.
3. Венгер Л.А. , Пилюгина Э.Г. Воспитание сенсорной культуры ребенка. - М. : Просвещение, 1988.
4. Воспитание и развитие детей раннего возраста. / Под ред. Ляминой Г.М., М., 1981.
5. Воспитание сенсорной культуры ребёнка от рождения до 6 лет: Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер; - М.: Просвещение, 1988.
6. Галанова Т.В. Развивающие игры с малышами до трех лет. Яр.: Академия развития, 1996 .
7. ГригорьеваГ.Г . Дети раннего возраста. М., Академия, 2001
8. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях: К.Л.Печора, Г.В.Пантюхина, Л.Г.Голубева. М,: Просвещение,1986
9. Дидактические игры в детском саду. Кн. для воспитателей дет.садов., - 2 – е изд., дораб./ А.К.Бондаренко, - М., Просвещение, 1991.
10. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста./ Под ред. С.Л. Новоселовой. М., 1985.
11. Дидактические игры и упражненияпо сенсорному воспитанию дошкольников. /Под ред.Л.А. Венгера. М.: Просвещение,1978.
12. Дошкольная педагогика. Учеб.пособие для студентов сред.учеб.за-
ведений.2-е изд./ Р.Р.Болотина, Т.С.Комарова, С.П.Баранова., - М., Издательский центр « Академия»,1997.
13. Дошкольная педагогика.Учеб.пособие для студ.сред.пед.учеб. заведений/С.А.Козлова, Т.А.Куликова., - М., Издательский центр « Академия» , 1998.
14. Запорожец А.В. Избранные психологические труды: в 2 т. Т. 1. Психическое развитие ребенка. – М.: Педагогика. 1986.
15. Пилюгина Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию. М., 1983
16. Пилюгина Э.Г.Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста: - М.:Просвещение, 1983.
17. Программа развития и воспитания детей в детском саду «Детство» Логинова В.И.,Бабаева Т.И., Ноткина Н.А. и др. - СПб: Детство-ПРЕСС 2006.
18. Сенсорное воспитание в детском саду: Под ред. Н.Н. Поддьякова, В.Н. Аванесовой. - М.: Просвещение, 1981.
19. Усова А.П. Педагогика и психология сенсорного развития и воспитания дошкольника//Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду. М., 2005.
20. Умственное воспитание детей дошкольного возраста/ Под ред.Ф.С.Сохина, Н.Н.Поддьякова, - М., Просвещение, 1984
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.