Проект «Шаг навстречу» (Толерантность)
Оценка 4.9

Проект «Шаг навстречу» (Толерантность)

Оценка 4.9
docx
14.06.2020
Проект «Шаг навстречу» (Толерантность)
Проект Шаг навстречу.docx

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 36 общеразвивающего вида».

Утверждаю

Директор МАДОУ № 36

___________   Штаненко Е.В.

вокруг-детей-глобус-вручает-счастливое-удерживание-17851406.jpg

Проект «Шаг навстречу» (Толерантность)

(Подготовительная  группа)

 

 

 

 

 

 

 

  Подготовила :

Поздеева Л.В.

Актуальность: «Дружелюбие, уважение к людям разных национальностей не передаются по наследству, в каждом поколении их надо воспитывать вновь и вновь, и чем раньше начинается формирование этих качеств, тем большую устойчивость они приобретут». Э.К.Суслова.

 

Почему же возникла проблема толерантного воспитания? Ведь люди равны в своих достоинствах и правах, хотя и различны по своей природе. В                                                                               соответствии с Декларацией принципов толерантности (ЮНЕСКО, 1995 г.) толерантность  определяется следующим образом: «ценность и социальная норма гражданского общества, проявляющаяся в праве всех индивидов гражданского общества быть различными, обеспечении устойчивой гармонии между различными  конфессиями:  политическими, этническими и другими социальными группами, уважении к разнообразию различных мировых культур, цивилизаций и народов, готовности к пониманию и сотрудничеству с людьми, различающимися по внешности, языку, убеждениям, обычаям и верованиям». Относиться с уважением и почтением к представителям различных национальностей является неотъемлемым условием толерантного воспитания. Поэтому воспитание толерантности является сегодня одной из важнейших проблем. Терпимость, уважение, принятие и правильное понимание культур мира должно прививаться уже в раннем возрасте, в детском саду.

На современном этапе развития общества значительно изменились ценностные ориентиры, на первый план выходят материальные ценности, в то время как жизненный уровень большинства населения снизился, и родители вынуждены решать финансовые проблемы. В связи с этим повысилась занятость, агрессивность людей, отчего страдает молодое поколение. Они переживают постоянные стрессы, неудовлетворенность в любви, ласке, защищенности. Ребёнок мало времени проводит в обществе взрослых, больше за компьютером, у телевизора или со своими игрушками, редко слушают рассказы, сказки из уст папы с мамой, меньше общаются друг с другом.

Вот и получается, что у ребёнка возникает множество проблем в общении, это способствует возникновению таких психологических особенностей, как робость, нерешительность. Вместе с тем замечены проявления иного

отношения: осмеяния, передразнивания, опасения, агрессия и т.д. Дети стали менее отзывчивы к чувствам других. В их основе лежат следующие факторы:

- Детская непосредственность;

- Ограниченный жизненный опыт;

- Детская бестактность.

 В последние годы растет число детей разных национальностей, посещающих дошкольные учреждения. И детский сад обязан способствовать воспитанию детей в духе толерантности. Каждый ребенок, не взирая на национальность, должен чувствовать себя личностью. Необходимо, чтобы дети уже в дошкольном возрасте поняли, как важно жить в мире и согласии между различными народами, знать культуру других народов, уважать ее, стараться понять и принять. Ребенок понимает, что принятие его другими зависит от того, как он воспринимает других. С раннего детства ребенок живет в родной национальной среде, «впитывая с молоком матери» культурные ценности и нравственные ориентиры, заложенные в культуре народа. И маленький русский, и маленький украинец, и маленький белорус, и люди других национальностей должны иметь представление о культуре, быте, жизни другого народа и разных стран. Достижением первых семи лет становится развитие самосознания: ребенок начинает понимать свое место в кругу близких и знакомых людей, осознанно ориентироваться в окружающем его социальном мире, вычленять его ценности. В этот период закладываются основы взаимодействия ребенка с другими людьми. Поэтому именно в этот период важно сформировать у всех детей начала доброжелательного и уважительного отношения к людям, представителям разных национальностей, заложить основы толерантности. Дошкольный возраст, как известно, характеризуется интенсивным вхождением в социальный мир, формированием у детей начальных представлений о себе и обществе, чувствительностью и любознательностью. С учётом этого можно сделать вывод о благоприятных перспективах и актуальности формирования у дошкольников этнокультурной осведомлённости. Поэтому роль педагога – удовлетворить детское любопытство и дать детям элементарные знания о традициях, быте, культуре народов родного края. Наш проект позволит организовать практическую работу по толерантному воспитанию дошкольников и разработать систему мероприятий с родителями, педагогами и социумом в данном направлении. Его реализация позволит содействовать формированию у дошкольников знаний, умений, навыков культуры межличностного и межэтнического общения. Привьёт детям навыки толерантного отношения к сверстникам другой национальности. Будет способствовать стимулированию детей к изучению национальной культуры, обычаев и традиций разных народов и стран.

На современном этапе развития общества значительно изменились ценностные ориентиры, на первый план выходят материальные ценности, в то время как жизненный уровень большинства населения снизился, и родители вынуждены решать финансовые проблемы. В связи с этим повысилась занятость, агрессивность людей, отчего страдает молодое поколение. Они переживают постоянные стрессы, неудовлетворенность в любви, ласке, защищенности. Ребёнок мало времени проводит в обществе взрослых, больше за компьютером, у телевизора или со своими игрушками, редко слушают рассказы, сказки из уст папы с мамой, меньше общаются друг с другом.

Вот и получается, что у ребёнка возникает множество проблем в общении, это способствует возникновению таких психологических особенностей, как робость, нерешительность. Вместе с тем замечены проявления иного

отношения: осмеяния, передразнивания, опасения, агрессия и т.д. Дети стали менее отзывчивы к чувствам других. В их основе лежат следующие факторы:

- Детская непосредственность;

- Ограниченный жизненный опыт;

- Детская бестактность.

 

Проектная деятельность : Информационно-практическая.

 

Вид проекта: Долгосрочный.

 

Участники проекта: Воспитатель, дети и родители.

 

Цель проекта:     

·        Создание условий для формирования основ толерантной культуры личности дошкольника, педагога и родителя.

 Нормативно -правовое обеспечение проекта:

• Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России;

• ФГОС ДО;

• Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации до 2025 года;

• Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 22.11.89).

 

Задачи проекта: 1. Формирование у детей старшего дошкольного возраста умений видеть и понимать другого человека, проявлять сопереживание, сочувствие к людям.

2. Формирование у детей толерантного поведения, внутренней и внешней правовой культуры.

3. Повышение культуры межличностного взаимодействия детей в группе.

4. Закрепление нравственных представлений, навыков социально приемлемого поведения.

5. Воспитывать чувство толерантности  к представителям других национальностей, чувство гордости за свой народ и его культуру.

6.Расширять взаимодействие педагогов и родителей в деле воспитания чувства толерантности у детей, создать благоприятный психологический микроклимат в семье.

 

Ожидаемые результаты:

 

         В группе будут созданы условия для развития толерантных отношений у детей.

         У детей постепенно сформируются такие качества как отзывчивость, справедливость, скромность, доброжелательное  отношение друг к другу независимо от национальности, культуры, социального статуса и физических возможностей.

         Усилится взаимосвязь в вопросах воспитания толерантных отношений между семьей и детским садом. Родители  сменят пассивную позицию на активную, приобретут знания в области воспитания толерантных отношений, и что важнее всего, претворят их в жизнь.

         Воспитание толерантных отношений у детей дошкольного возраста, будет организовываться через игровую, образовательную, продуктивную, театрализованную деятельность, праздники.

 

Связь с образовательными областями.

 Социально-коммуникативное развитие:

 Знакомство с историей и культурой разных народов. Развивать интерес к быту, народным промыслам народов мира. Толерантное отношение друг к другу. Формировать желание участвовать в совместных играх и праздниках. Формировать такие качества как, толерантность,  коммуникабельность, дружелюбие, сочувствие. Воспитывать уважительное отношение к окружающим людям. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми разных национальностей, умение контактировать и общаться, развивать умение самостоятельно объединяться для совместной игры.

Познавательное развитие:

 Дать элементарные знания о жизни народов разных стран, символике, играх и традициях, о природе и климате разных стран, географическим положением разных стран. Расширять представление детей о многообразии окружающего мира.

Речевое развитие: Продолжать совершенствовать речь как средство общения. Обогащение и активизация словаря, развитие связной и грамматической речи, работа над интонационной выразительностью речи. Познакомить с многообразием языков на нашей планете, через художественную литературу, знакомство с разными странами мира.

Художественно-эстетическое развитие: Знакомить с песнями, танцами, играми и музыкой разных стран. Развитие творческого воображения при выполнении творческих заданий на занятиях, при оформлении выставок. Формировать интерес к народному искусству.

Физическое развитие: Развитие физических навыков и качеств при разучивании танцев, игр разных страх.

Основные методы и формы реализации проекта:

·        Определение темы, постановка цели и задач;

·        Определение методов и приёмов работы;

·        Тестирование толерантного воспитания;

·        Подбор методической и художественной литературы, демонстрационного материала;

·        Подбор материала для игровой деятельности;

·        Составление перспективного плана.

 

Продукты проекта:

Рисунки, поделки детей, фотографии занятий и коллажи.

Обеспечение :

Этапы проекта:

 

I этап- Подготовительный : изучение литературы по данной теме, тестирование детей, анкетирование родителей, диагностическое обследование детей, совместное составление плана работы по проекту.

II этап – Реализация проекта: реализация проекта в образовательную практику.

 

 

Виды деятельности и формы работы с детьми.

Игровая деятельность:

Подвижные игры: «Жмурки»«Кот Котофей», «Удочка», «Сорока», «Кукушка», «Нарты», «Кто быстрей построит чум?», «Подними платок», «Перетягивание  палки»,  «Ош», «Отбивка оленей», «Оленья упряжка», «Спиной друг к другу»…Участие в играх народов мира в д/с «Теремок», провели развлечение «Игры народов России».

Праздник «Масленица».

Словесные игры: «Назови волшебное слово», «Как звучат «волшебные»

слова на разных языках?», «Доскажи словечко», «Паутинка», «Скажи ласково», анализ пословиц и поговорок.

Дидактические игры: «Узнай костюм по описанию", «Найди характерные признаки", «Блюда разных национальностей», «Найди пару», «Мы дети планеты Земля», «Кто построил этот дом?», «Собери пословицу», «Что ты знаешь обо мне?»,

Игровые ситуации: «Как можно найти общий язык»«Правила поведения для воспитанных детей», «Как бы ты поступил?»

 

Социально-коммуникативная и познавательная деятельность:

 

Беседы: «Поговорим о дружбе»«Человек без друзей - что дерево без кор-ней», «Путешествие в страну толерантность», «Обычаи и традиции народов России», «Национальные игрушки народов России», «О вкусах не спорят», «Что такое доброта?», «Моё настроение», «Спешите делать добро», «Наша страна Россия, наша республика Коми»,  «По следам войны», «Герои России», «Подвиг наших прадедушек и прабабушек на войне и в тылу», «День победы».

Презентации: 

«Национальные костюмы»«Путешествие по России»«Путешествие по Африке». Прослушивание аудиозаписи песен и заучивание их «Вместе весело шагать»«Если с другом вышел в путь»«Я, ты, он, она», «Дружба», татарские, удмуртские и коми песни.

Коммуникативная деятельность:

Чтение, пересказ и обсуждение сказок и стихотворений народов мира:

«Дикие лебеди»«Колосок»«Гадкий утёнок», «Метелица», «Разумная дочь», «Волк простофиля», «Олень и волк», драматизация сказки «Колобок» на новый лад, составление альбома «Наши добрые дела».

 

Чтение и разучивание стихов, пословиц, песен о добре, дружбе и друзьях.

Оформление книжного уголка:

- иллюстрации по теме толерантности;

- настольно-печатные игры, книжки-раскраски;

- художественная литература, сказки народов мира;

- стихи, пословицы и поговорки.

Продуктивная деятельность:

Оформление стенгазеты «Мы разные, мы вместе», «Толерантность».

Рисование«Народы мира», «Мой лучший друг», «Дружба», «Мы за мир», «Моя семья», «Дети разных народов». Конструирование из бумаги «Хоровод народов мира», «Дети Коми».

 

Взаимодействие с родителями детей:

Оформлен  информационный уголок для родителей «Что такое дружба?», «Как воспитать толерантного ребёнка», «История вежливых слов».

Консультации: «Толерантность в разрешении конфликтов», «Права ребёнка – соблюдение их  в семье», «Толерантность к носителям национальной культуры», «Черты толерантной личности». Участие родителей в проекте «Рюкзачок» (в библиотеке). Привлечение родителей к проведению благотворительной акции «Твори добро».

Родительское собрание «Воспитание  толерантного ребёнка в семье».

Буклеты «Что такое – толерантность?», «Мы рождены быть разными». Анкетирование родителей «Нужны ли ребёнку друзья?»

Памятка «Правила дружбы»..

Месяц.

Неделя

Соц- ком. развитие.

Худ- но – эстет. развитие

Физическое развитие

Речевое развитие

Взаимодействия с родителями

Октябрь

4нед.

Беседа  «Разговор о добре и милосердии»

Анкетирование детей

«Как бы я поступил?»

 Рисование «Русская матрёшка»

Салки – давай руку другу

Кто я,  мальчик или девочка?». Путешествие в страну Толерантность»

Консультация «Нужно ли воспитывать в современных детях толерантность?»

Ноябрь

1нед.

День единства и согласия. У человека Родина одна!

Создание газеты «Толерантность»

Плот

Чтение Г.Циферова «Когда не хватает игрушек»

Папка – передвижка «Воспитание добротой»

2нед.

Беседа «Если с другом вышел в путь..» -продолжать формировать дружеские взаимоотношения

Лепка  «Девочка в малице»

Море волнуется

М.Пляцковский «Урок дружбы»

Д/игра «Добрые приветствия»,  пальчиковая игра «Доброта»

Участие в проекте в библиотеке «Зелёный рюкзачок» (до июня)

3нед. «Неделя толерантности»

Многонациональная Россия.  Мы разные, но мы вместе!

Музыкально – познавательное развлечение «Дружат дети всей земли»

Рисование « Дети всей планеты»

Раскраски «Костюмы разных народов»

 

П/ игры коми народа « Оленья упряжка»,

«Спиной друг к другу»

 

Разучивание стихов о дружбе, о любви к своей Родине.

Д/ игры «Комплименты», «Найди друга»

Разучивание коми  песни.

Консультация для родителей «Воспитываем толерантность в себе и в детях»

4 нед.

Беседа « Наши добрые слова» - Формировать разнообразные формы словесной вежливости.

«Портрет друга» - рисование

Участие в играх народов мира в д/с «Теремок»

С.Маршак « Урок вежливости»

Д/ игра « Вежливый ручей». Кукольный спектакль «Ворона – врушка».

 

Декабрь

1нед.

Беседа «Не жди, когда тебя попросят о помощи : учись сам видеть, кому нужна помощь»

Как я помогаю .

П/и «Гусеница»

В.Осеева «Печенье». Умеешь ли ты дружить? – закреплять умение договариваться, помогать друг другу.

Консультация «Права ребёнка и соблюдение их в семье»

2 нед.

Беседа  «О  чуткости и равнодушии». Что такое права и обязанности?

Конструирование «Хоровод дружбы».

Башкирская нар. игра «Липкие пеньки» стр107 «Прогулки»

Н.Дурова «Заботливая подруга», рассказ  про ворону.

 

Декабрь

3 нед.

Беседа «Жители планеты Земля»»

Хоровод  «Дружба народов»

Игры народов

мира.

Заучивание  стихов о дружбе.

Консультация           «Толерантность к носителям национальной культуры»

декабрь

4 нед.

Беседа с детьми «Новогодние обычаи страны и народов мира»

Изготовление  хоровода « Мы все такие разные»

«Слепой поводырь»

Посещение краеведческого  музея «Игрушки народов РФ»

Информация в уголке для родителей «Всё о дружбе»

Январь

3 нед.

« Мы живём в Печоре»

« Я люблю Печору»

Игры коми народа.

Заучивание стихов о Печоре.

Выпуск газеты  «Мы – жители Печоры»

4 нед.

«Встречают по одёжке – провожают по уму».(одежда коми народа)

« Я в музее» - рисование

«Спиной друг к другу»-коми игра

Составление рассказа по фотографиям  о Печоре.

Привлечение родителей к подбору материала по теме месяца.

Февраль

  1 нед.

 «Как научиться  дружить  или….Секреты дружбы»»

Рисунки «Дети нашей страны»

 «Сорока»

«Олень и волк»- эстонская народная сказка.

 

Февраль

2 нед.

Мужчины в нашей семье.

Рисуем папу- военного.

 Весёлые старты  «Игры разных народов».- развлечение.

Пословицы и поговорки о папе.

Выставка рисунков «Мой папа».

Февраль

3 нед.

Занятие «Дорогою добра»

Составление альбома «Наши добрые дела»

Развлечение «Игры народов России»

Поговорки и пословицы о доброте.

Папка – передвижка « История вежливых слов»

Февраль

4нед.

 

 

 

 

Моя родословная

«Я и моя семья»

 

 

Составление композиции

«Север-край неповторимый»

«Удочка» удмуртская народная игра.

Творческие рассказы об обычаях в семье.

Родительское собрание «Воспитание толерантности в семье»

Март

1 нед.

«При солнышке тепло, при матери –

добро»

«Мамочка моя»- рисование с аппликацией

Садовник и цветы  рус. нар. игра

Заучивание стихов о маме и бабушке

Коллаж с фотографиями «Моя мама».

Март

2нед.

Проводы зимы «Широкая масленица».

Аппликация « Веснянка»

Борьба на палке – игра северян

 Составление рассказа по «Страничкам семейного альбома»

 

Март

3 нед.

«Такие разные люди, такие разные профессии»

«Такие разные профессии» -соревнования в детском саду «Теремок»

Вокруг домика хожу

 

 

 

Март

4 нед.

 Весна, весна, приди сюда – рассказы о старинных обычаях встречи весны разных народов.

Рисование «Широкая масленица»

 

Игры, хороводы народов России

 

Знакомство со сказками народов мира «Метелица»рнс, «Волк простофиля» бурятская ск, «Олень и волк» эстонская ск.

Концерт «Радуга талантов»

Апрель

1нед.

Экскурсия в музей «Откуда пришёл хлеб»

Весна- красна.

«Кот – Котофеич».

Заклички  о весне.

 

Апрель

2нед.

Драматизация сказки «Колобок» на новый лад- итоговое занятие по проекту.

Рисуем дерево толерантности

Охотники и утки –белорусская игра

Заучивание стихов о весне.

Выставка рисунков «День космонавтики»

Апрель 

3 нед..

«Победа в воздухе не вьётся, а руками достаётся».

Аппликация «Открытка к дню победы»

Золотые ворота

Заучивание стихов  к дню Победы.

Участие в концерте в библиотеке

Апрель

 4 нед.

Экскурсия в музей

«Этот день мы приближали, как могли»

День Победы – изготовление открытки

Найди  флаг,

Секретное письмо

Рассказы о защитниках Отечества

Оформление альбома «Наши добрые дела»

Май

2нед..

Май  ленивого  не любит, проворного голубит

Аппликация «Весна»

Воздух, вода,  земля и ветер.

Составление рассказа «Хлеб – всему голова».

 

Результативность проектной деятельности:

Анализируя весь проект в целом, я пришла к выводу, что многие из поставленных мною задач достигнуты. А именно,

  • развитие всесторонне развитой личности;
  • проявление толерантности в реальных ситуациях.
  • воспитание культуры взаимоотношений среди сверстников, стремление совершать добрые дела;
  • развитие коммуникативных способностей как основного признака личности, обладающей толерантным сознанием
  • формирование у детей  дошкольного возраста умение видеть и понимать другого человека, проявлять сопереживание, сочувствие к людям.
  • повышение культуры межличностного взаимодействия детей в группе.
  • закрепила нравственные представления, навыки социально приемлемого поведения.

В ходе занятий дети показали, что они открыты для общения с людьми других национальностей, умеют слушать и слышать своих товарищей и т.д. Многие из тех, кто в начале проекта неохотно принимал участие в работе, направленной на сплочение коллектива и формирование толерантного сознания, активно проявляли себя в дискуссии по поводу традиций приветствия в разных странах, с большим интересом участвовали в играх разных народов, принимали участие в составление стенгазеты.  

В течение всего мероприятия я старалась создать комфортный психологический климат в группах, дать всем возможность реализовать себя, старалась услышать мнение каждого и у меня это получилось!

При подготовке  я старалась выбрать материал, который наиболее ярко покажет сходство людей разных национальностей.

Содержание занятий построено так, что «предметная» информация сменяется сравнением, а сравнение подводит к развернутым суждениям.

Подводя итог всему вышесказанному, могу с уверенностью сказать, что цель данного проекта была достигнута.  Главным доказательством этого является проявление интереса у детей к теме «Толерантность», желание участвовать в подобных мероприятиях.

Такая согласованность в работе детского сада и семьи является важнейшим условием полноценного воспитания ребёнка, формирования у него нравственных форм поведения, правовой культуры.

 


 

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 36 общеразвивающего вида»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 36 общеразвивающего вида»

Актуальность : «Дружелюбие, уважение к людям разных национальностей не передаются по наследству, в каждом поколении их надо воспитывать вновь и вновь, и чем раньше начинается…

Актуальность : «Дружелюбие, уважение к людям разных национальностей не передаются по наследству, в каждом поколении их надо воспитывать вновь и вновь, и чем раньше начинается…

С раннего детства ребенок живет в родной национальной среде, «впитывая с молоком матери» культурные ценности и нравственные ориентиры, заложенные в культуре народа

С раннего детства ребенок живет в родной национальной среде, «впитывая с молоком матери» культурные ценности и нравственные ориентиры, заложенные в культуре народа

Вид проекта : Долгосрочный.

Вид проекта : Долгосрочный.

Связь с образовательными областями

Связь с образовательными областями

Виды деятельности и формы работы с детьми

Виды деятельности и формы работы с детьми

Продуктивная деятельность :

Продуктивная деятельность :

Неделя толерантности»Многонациональная

Неделя толерантности»Многонациональная

Секреты дружбы»»Рисунки «Дети нашей страны» «Сорока»«Олень и волк»- эстонская народная сказка

Секреты дружбы»»Рисунки «Дети нашей страны» «Сорока»«Олень и волк»- эстонская народная сказка

Апрель 3 нед.. «Победа в воздухе не вьётся, а руками достаётся»

Апрель 3 нед.. «Победа в воздухе не вьётся, а руками достаётся»

Такая согласованность в работе детского сада и семьи является важнейшим условием полноценного воспитания ребёнка, формирования у него нравственных форм поведения, правовой культуры

Такая согласованность в работе детского сада и семьи является важнейшим условием полноценного воспитания ребёнка, формирования у него нравственных форм поведения, правовой культуры

Проект «Шаг навстречу» (Толерантность)

Проект «Шаг навстречу» (Толерантность)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.06.2020