Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением
познавательно-речевого развития детей № 16
Проект
«Играем в шашки»
(подготовительная группа)
Псков
Тема проекта – «Играем в шашки».
Цель проекта:
- сформировать у детей заинтересованность и умение играть в настольную игру «шашки»;
Задачи:
1. Проинформировать родителей о пользе шашечной игры, о её значимости в воспитании и развитии детей обучающими задачами, способами подачи детям.
2. Создать условия для интеллектуального развития детей.
3. Научить детей играть в настольную игру «Русские шашки», соблюдая правила и ход игры, развивая у них интерес и активное участие. 4. Активизировать мыслительную деятельность детей.
5. Воспитывать у детей настойчивость, выдержку, дисциплинированность, умение достойно выигрывать и проигрывать.
Тип проекта: познавательно – интеллектуальный.
Вид проекта: групповой
Продолжительность проекта: долгосрочный, срок реализации 1 год.
Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, родители воспитанников.
Актуальность проекта:
Играя в шашки, мы стремимся отвлечься и получить удовольствие, но одновременно с этим получаем отличную тренировку для мозга и возможность анализировать информацию, делая правильные выводы. Когда ребенок всерьез начинает увлекаться шашками, он приобретает новые навыки: способность четко и критично анализировать полученную информацию, запоминать несколько фактов одновременно, делать выводы и четко идти к цели. Рассеянные дети станут более внимательными и сосредоточенными.
Проблема: неумение детей играть в шашки, отсутствие интереса к этой игре и ко многим играм интеллектуальной направленности.
Обоснование проблемы:
- неусидчивость детей и нежелание играть в настольные интеллектуальные игры; - незаинтересованность некоторых родителей обучению шашечной игре.
Обеспечение проекта :
- Материально – техническое: шашечные доски, наборы шашек, демонстрационная доска, видеопроекторы, альбомы, простые карандаши, линейки, тетрадь в клетку.
Особенности содержания проекта
Отличительной особенностью проекта является большой акцент на начальную подготовку детей, начинающих с «нуля».
Шашечная игра многообразна и не так проста, как кажется на первый взгляд. Шашки имеют свои особенности, и сложность в руководстве боем состоит в том, что все шашки, воины – близнецы.
Заседания по шашкам планируется проводить по принципу от простого объяснения к более сложному.
Формы игровых встреч выбираются с учетом психолого-педагогических и возрастных особенностей детей, проводятся как групповые, так и индивидуальные.
Игровые познавательные ситуации проводятся комбинированным способом, чередуя элементы практической новизны с игровыми и соревновательными навыками, а также с воспитательными мероприятиями.
Программа игровых познавательных ситуаций по шашкам предусматривает в кратном, описательном и сказочном виде усвоение основ знаний по теории и практике игры в шашки. В творческом отношении - должны приблизить начинающего шашиста к умению мысленно рассуждать, анализировать, строить на шашечной доске остроумные комбинации, предвидеть замыслы партнера. С дальнейшим совершенствованием техники игры нужно научиться искать и терпеливо находить в каждом положении наиболее целесообразный ход.
Несмотря на достаточную сложность освоения шашечной грамоты, курс для дошкольников максимально прост и доступен. Важное значение, при изучении курса игры в шашки, имеет специально организованная игровая деятельность, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций. В игровой форме вводит детей в мир шашек: знакомит дошкольников с историей развития шашек. В простой и доходчивой форме рассказывает о шашках, «волшебных» свойствах и загадочных особенностях доски, об элементарных правилах игры и некоторых ее принципах, знакомит дошкольников со своеобразным миром шашек, прививает им любовь к древней и мудрой игре. Поэтому в широко используются сказки, ребусы, загадки, шарады, занимательные задачи и викторины, которые будут интересны дошкольникам.
Этапы работы:
Подготовительный этап (сентябрь)
1. Приобретение шашек для игры.
2. Опрос – анкета родителей «Шашки в вашей семье»
3. Подбор информации об истории шашек.
4. Мониторинг умения детей играть в шашки на начало проекта.
Основной этап (октябрь-апрель)
1. Ознакомление детей и родителей с историей шашечной игры. (1-я неделя октября)
2. Ознакомление с шашечной доской и правилами игры: совместная деятельность педагога и детей (обучение через игровое поле - дидактическую игру «Шашки») (2-я неделя – 4 неделя октября).
3. Обучение игре в шашки (ноябрь - апрель)
4. Парные игры детей. Подготовка к турниру. (декабрь-апрель)
Заключительный этап
1. «Шашечный турнир», среди воспитанников группы, на котором присутствуют педагоги детского сада в качестве жюри, воспитатель в качестве ведущего мероприятия, в завершении которого будут выявлены победители, представители родителей группы.
2 . Мониторинг умения детей играть в шашки на конец проекта.
3. Оформление результатов проекта.
Результат проекта:
- сформированы у детей и родителей заинтересованность и умение играть в настольную игру «шашки»;
- дети обучены основам шашечной игры;
- созданы условия для интеллектуального развития детей.
- дети стали с интересом играть не только в шашки, но и в другие настольные игры.
- развиты логическое мышление, сообразительность, внимание, умение разрешать проблемные ситуации и применять полученные знания на практике;
- воспитаны у детей настойчивость, выдержка, дисциплинированность, во время игры в шашки, умение достойно выигрывать и проигрывать.
Перспективное планирование по реализации проекта:
Месяц |
Недели |
Тема |
Содержание |
сентябрь |
1 неделя |
Подготовка РППС |
|
2 неделя
|
Анкетирование родителей «Шашки в семье» |
Провести анкетирование с родителями группы. Приложение 1. |
|
3 неделя |
Диагностика |
Мониторинг умения детей играть в шашки на начало проекта Приложение 2. |
|
4 неделя |
|||
октябрь |
1 неделя
|
Беседа «История шашек»
|
Дистанционное общение с родителями, через интернет пространство группы. Приложение 3. |
2 неделя
|
Сказка начинается «Королевство шашек». |
Познакомить с понятиями шашка, жителями шашечной страны. Просмотр видеофильма «Про поросенка, который умел играть в шашки». |
|
3 неделя |
«Путешествуем по сказочному королевству» - «Шашечная доска и шашки. |
Познакомить с общими понятиями: шашечная доска и шашки. Расстановка шашек на доске. Конспект 1. |
|
4 неделя |
«Волшебные ниточки сказочного королевства» - «Шашечные дороги - вертикаль». |
Закрепить расстановку шашек на доске. Познакомить с понятием вертикаль. Игра «Кто больше назовет предметов, расположенных вертикально». Например: дерево, стена дома, окно, столб и т.д. После этого найдите отличие от вертикали, расположенной на шашечной доске. |
|
ноябрь |
1 неделя
|
«Шашечные дороги - горизонталь». |
Закрепить расстановку шашек на доске. Вспомнить понятие вертикаль. Познакомить с понятием «горизонталь» игра «Кто больше назовет предметов, расположенных горизонтально». |
2 неделя
|
Встреча в «Королевстве» |
Познакомить с понятиями: Ходы шашек. Тихий ход. Ударный ход. Виды боя (взятия).
|
|
3 неделя |
«Путешествие в мир открытий» - Шашечные поля. |
Познакомить детей, что у каждого поля на доске есть свой адрес - свое название Поля обозначены цифрами и буквами. Сначала говорится название вертикали, потом номер горизонтали, т.е. сначала буква, потом цифра. Например – поле 1: d4 (дэ 4) игра: «Самый меткий стрелок». Назвать все поля, из которых состоят вертикали и горизонтали. |
|
4 неделя |
«В гостях у простых шашек». |
Практическое закрепление материала. Упражнения на выполнение ходов простыми шашками. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о доске для игры в шашки. |
|
декабрь |
1 неделя |
«Там на невиданных дорожках» - «Диагональ». |
Познакомить с понятием диагональ - косая линия, состоящая из клеточек одного цвета, соединенных уголками (второе отличие). На доске есть диагонали разной длины. Всего на доске 13 белых и 13 черных диагоналей. Самая важная шашечная диагональ – большая дорога или большак. Она самая длинная – из 8-и клеточек. Идет из левого нижнего угла в правый верхний угол |
2 неделя
|
Основы шашечной игры: сила флангов |
Познакомить с шашечным понятием фланг. Практическое закрепление материала. Упражнения на выполнение ходов шашками. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о доске. |
|
3 неделя |
Центр
|
Познакомить с шашечным понятием центр. восемь полей: c3, c5, d4, d6, e3, e5, f4, f6 считаются центральными, но собственно центром являются поля c5, d4, e5, f4 Шашки, расположенные на этих полях называются центральными шашками. Практическое закрепление материала. Упражнения на выполнение ходов пешками. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске. |
|
4 неделя |
Бортовые поля |
Поля первой и последней горизонтали a1, c1, e1, g1; b8, d8, f8, h8 и поля вертикалей a и h: a1, a3, a5, a7; h2, h4, h6, h8 (поля отмечены знаком Х). Все эти поля находятся с краю доски: слева, справа, внизу и вверху. Шашки, занимающие эти поля, называются бортовыми шашками. Практическое закрепление материала. Упражнения на выполнение ходов пешками. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске. |
|
январь |
1 неделя |
«Дамка». Дамочные поля |
Черные поля последней для соперников горизонтали (для белых 8-й горизонтали – b8, d8, f8, h8 (отмечены знаком Х); для черных 1-й горизонтали a1, c1, e1, g1 (отмечены знаком Х) – поля превращения простой шашки в дамку.
|
2 неделя
|
«В гости к друзьям» - «Как ходят шашки».
|
Познакомить с правилами: шашка (простая) ходит по диагонали только вперед на одно поле, если оно не занято другой шашкой. Ходить назад шашками запрещено! Практическое закрепление материала. Упражнения на выполнение ходов пешками. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске. |
|
февраль |
1 неделя |
«Правила хорошие, знать каждому положено»- Основные правила шашечной игры |
Познакомить с основными правилами: Если шашка соперника стоит вплотную к Вашей шашке (на соседнем по диагонали поле), а за ней есть свободное место, то Вы обязаны срубить шашку соперника, если Ваш ход. Срубленная шашка убирается с доски после завершения хода. Ходить назад нельзя, а рубить нужно. Практическое закрепление материала. Упражнения на выполнение ходов пешками. |
2 неделя
|
Основы шашечной игры: ловушка и короткие партии |
Упражнения на выполнение ходов. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске. |
|
3 неделя |
Основные приёмы борьбы на шашечной доске |
Познакомить с правилом: Если после того, как Вы срубили одну шашку, Ваша шашка вновь оказывается перед шашкой соперника, которая стоит с Вашей на одной диагонали и за шашкой соперника есть свободное место, то и эта шашка соперника должна быть срублена. Если вновь возникает такая же ситуация, но действие продолжается уже с разворотом на другую диагональ, то все шашки должны быть срублены, не зависимо от количества шашек и количества разворотов. |
|
4 неделя |
Основы шашечной игры: как пройти в дамки |
Упражнения на выполнение ходов дамкой. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске. Познакомить с правилом Простая шашка, достигнув дамочного поля, превращается в дамку. Это может произойти как тихим ходом (передвижение шашки с 7-й горизонтали на 8-ю для белых или со 2-й на 1-ую для черных), так и ударным. Дамка может ходить как вперед, так и назад по диагонали на любое возможное количество полей (пока ей не преградят путь шашка или край доски). Рубит дамка, как и шашка, только шашки соперника могут быть расположены дальше, чем на одну клеточку от дамки. Перескакивая через шашку соперника, дамка может приземлиться на любое возможное поле. |
|
март |
1 неделя |
«Этикет игрока» - Правила поведения во время игры |
Познакомить с правилами поведения во время игры Правило 1: Перед началом игры соперники пожимают друг другу руки – желают хорошей игры и победы. После игры (как бы она не закончилась) вновь пожимают руки, благодаря друг друга за честную игру, а проигравший еще и поздравляет соперника с победой. Этот спортивный ритуал дисциплинирует участников и настраивает их на серьезную игру. Правило 2: Взялся – ходи! Правило 3: Если Ваша шашка стоит неаккуратно (на 2 поля или на 4 поля) и ее нужно поправить, Вы говорите «поправляю» и уже потом поправляете шашку. Правило 4: Если у Вас возникла одна из ситуаций, описанных в главе 4, и требуется помощь судьи или помощника судьи чтобы посчитать количество ходов для признания партии закончившейся вничью, можете поднять руку или просто позвать судью. Правило 5: Во время игры нельзя разговаривать с соперником или с соседями |
2 неделя
|
«Как справится с задачей?» |
Игра «Сдавайся». Упражнения на выполнение ходов. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске. |
|
3 неделя |
«Веселый бой» |
Стихотворение Юровскй Е.М. «Перед боем шашки в ряд На земле своей стоят» ". Игра-соревнование «Кто быстрее расставит фигуры». Игра «Взятие шашки» |
|
4 неделя |
«Королевство шашек» |
Практическое закрепление материала. Дидактические игры «Кто быстрее построит на доске фигуры», «Ловушки» закрепление шашечных терминов: поле, центр, дамка, главная дорога, диагональ. |
|
апрель
|
1 неделя |
«Королевство шашек» |
Повторение материала. Практическое закрепление материала. |
2 неделя
|
«Королевство шашек» |
Повторение материала. Практическое закрепление материала. |
|
3 неделя |
«Королевство шашек» |
Повторение материала. Практическое закрепление материала. |
|
4 неделя |
«Королевство шашек» |
Повторение материала. Практическое закрепление материала. |
|
май |
1 неделя |
«Подготовка к турниру». |
Повторение материала. Практическое закрепление материала. |
2 неделя
|
«Соревнования» |
Подведение итогов года. Соревнования между игроками в детском саду, шашечные встречи, досуги, шашечные турниры». |
|
3 неделя |
«Соревнования» |
Подведение итогов года. Соревнования между игроками в детском саду, шашечные встречи, досуги, шашечные турниры». |
|
4 неделя |
Мониторинг |
Оформление результатов проекта. |
Литература
1. Сидлин А. М. «Как научиться играть в шашки».
2. Погребной В. К., Юзюк В. Я. «Шашки для детей».
3. Юровский Е. М., Кондратьев А. П. «Зайкины шашки».
4. Городецкий В. Б. «Знай и умей». Книга о шашках.
Приложение 1.
Анкета для родителей на тему « Шашки в семье».
1.Какие настольные игры вы знаете?
_________________________________________________________________
2. Вы знакомы с игрой шашки?
а) да
б) нет
3. Вы в вашей семьей играете в шашки?
а) да
б) нет
в) иногда
4. Ваш ребенок умеет играть в шашки?
а) да в) частично
б) нет г) не интересовался
5. Как вы думаете, в каком возрасте необходимо научить ребенка играть в шашки?______________
6..Как игра в шашки влияет на развитие ребенка?
__________________________________________________________________
Приложение 2
Педагогическая диагностика для детей
Методика проведения диагностики:
Диагностика сформированности умения детей играть в шашки предусматривает, наблюдение за его игрой с педагогом, сверстниками, а также беседы с родителями о том, как дошкольник играет в шашки дома.
Диагностическая карта сформированности умения старших дошкольников играть в шашки.
№ п/п
|
Фамилия, имя ребенка |
Расставляет шашки на поле |
Начало игры |
Ход шашек |
Бой шашек соперника |
Дамка |
Доводит игру до конца |
||||||
н |
к |
н |
к |
н |
к |
н |
к |
н |
к |
н |
к |
||
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
Пояснения к пунктам таблицы:
1. Ребенку предлагается расставить шашки в количестве 24 штук двух цветов для дальнейшей игры.
2. Кто начинает игру и почему? Как определить, кто играет белыми шашками?
3. Педагог предлагает ребенку начать игру, наблюдая за тем, как он делает ходы.
4. В игре педагог создает ситуацию, при которой ребенок имеет возможность бить шашки соперника как по одной, так и несколько.
5.Проверка понимания игроком преимущества дамки перед обычной шашкой проходит непосредственно во время игры.
6. Если ребенок оставляет партию незаконченной, педагог должен попытаться выяснить причину. Нежелание проиграть партию, обида на соперника, отставание в счете битых у соперника шашек расценивается как низкий уровень развития игровой мотивации.
Критерии оценки результатов:
Высокий уровень – ребенок самостоятельно и правильно справился с заданием;
Средний уровень – для правильного выполнения задания ребенку требуется несколько самостоятельных попыток или подсказка педагога;
Низкий уровень – ребенок не выполнил задание даже после подсказки педагога
Педагог фиксирует индивидуальные способности ребенка навыкам выполнения задания.
Приложение 3.
Памятка:
«История шашек»
Зарождение и развитие отечественных шашек. По некоторым данным, игры, похожие на современные шашки, были известны восточным славянам уже в 4 в. Как показывают археологические раскопки, в «шашки» играли и в Киевской Руси (фигуры делались из глины, стекла, кости).
Во времена Петра I шашки входили в программу ассамблей. Сам император был заядлым – и очень сильным – игроком. В более поздние времена шашками увлекались многие известные российские политики, ученые, деятели искусства. Упоминания об этой игре можно найти в произведениях А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя. Но вплоть до 19 в. не существовало единых шашечных правил, что не позволяло проводить соревнования.
В СССР шашки были одной из самых распространенных спортивных игр. В Федерации шашек к моменту распада СССР состояло несколько миллионов человек, включая несколько тысяч мастеров спорта и разрядников
В России функционирует также Межрегиональная общественная организация «Федерация международных шашек России».
Среди ведущих российских шашистов – международные гроссмейстеры А.Чижов, А.Георгиев, А.Шварцман (единственный имеет звание международного гроссмейстера в трех видах шашек: международные, русские, быстрые), Т.Тансыккужина, гроссмейстеры Т.Тетерина, Е.Бушуева, В.Лангин и др.
Приложение 4.
Образовательная деятельность
«Чудо шашки»
Цель: Научить детей играть в шашки.
Задачи: Закрепить знание детей об игре в шашки, закрепить правила игры, умение пользоваться числом, как результатом измерения, определять равенство нескольких групп предметов по числу (столько же, по 32, 12, одинаковое количество, поровну, понятия чётные и нечётные числа.
Упражнять в умении ориентироваться на плоскости, закрепить понятия: вертикальные, горизонтальные линии, познакомить с диагональной линией, в умении составлять алгоритм деятельности.
Обогащать словарь детей новыми словами: шашист, турнир, партнёр, диагональ, ничья.
Развивать интерес к игре в шашки, умение дружелюбно, уважительно относиться друг к другу, желание стремиться к успеху, воспитывать чувство уверенности в себе.
Материал: Шашки.
Ход деятельности:
- Я хочу вам сообщить, что в этом месяце в нашем городе будет проходить шашечный турнир среди детей, которые ходят в детские сады. А вы хотели бы принять участие?
Тогда я предлагаю вам начать готовиться к этому турниру, вспомнить все, что мы знаем об игре в шашки и закрепить правила игры.
I.
- Ребята, кто из вас знает, что такое турнир? (вид соревнования)
- Как зовут человека, который играет в шашки? (Шашист)
- А каким должен быть шашист? (Воспитанный, выдержанный, добрый и т. д.)
- Что нужно для игры в шашки? (Партнёр, шашечная доска, шашки, знание правил игры)
Дети выставляют алгоритм.
- Кто может играть в шашки? (Любой человек)
- Кто может быть партнёром для игры? (Любой человек)
- Как приветствуют партнёры друг друга в начале и в конце игры? (Пожимают друг другу руки в начале и в конце игры)
II.
- Ребята, шашечная доска – очень необычная и таит в себе массу таинственных загадок. Давайте попробуем вместе разгадать, рассекретить все диковинные тайны волшебной доски.
Дети садятся за столы.
- Я буду задавать вам вопросы, а вы постарайтесь на них безошибочно ответить, внимательно всматриваясь в шашечную доску, не торопясь изучая её.
- Что вы видите на доске? (Одинаковые маленькие квадраты, которые чередуются по цвету)
- Чем они похожи и чем они отличаются? (Похожи по форме и размеру, а отличаются по цвету)
- «Вся в квадратах – белых, чёрных, шашечная доска … »
Сосчитайте, сколько всего белых и чёрных клеток? Мальчики считают белые, а девочки чёрные клетки. (Белых клеток 32, чёрных клеток 32)
- Что же можно сказать о количестве чёрных и белых клеток? (Одинаковое количество, поровну, по 32, сколько белых, столько и чёрных)
- Я хочу вам сказать, что клетки могут быть белые и коричневые, белые и зелёные, белые и красные, но всегда называются белые и чёрные.
А как называется каждый из квадратиков или клеток? (Поле)
- Проверьте, а вы правильно расположили свои доски?
Запомните, что угловое поле справа всегда белое, а угловое поле слева всегда чёрное.
- А вы знаете, что шашечная доска состоит не только из полей-квадратов, а ещё из множества всевозможных путей-дорожек, и названия у них разные.
Как называются прямые линии, которые идут слева направо и справа налево? (Горизонтальные линии)
- Сосчитайте, сколько их на доске? (8 горизонтальных линий)
- А теперь каждую линию обозначьте цифрой. Цифра ставится сбоку слева и справа от доски. Но мы с вами поставим только слева. (выполнение с детьми)
- Как же называются линии, которые идут сверху вниз и снизу вверх? (Вертикальные линии)
- Да, и обозначаются они цифрами латинского алфавита. Я предлагаю вам провести по одной горизонтальной линии синим карандашом, а вертикальную линию - красным карандашом, и сравнить их по длине.
- Какая линия длиннее: горизонтальная или вертикальная? (Линии равные)
- Я предлагаю вам поиграть. Для этого нужно разделиться на две команды.
(Дети берут цифры, и делятся на чётные и нечётные)
- Злой волшебник рассыпал шашечные доски на горизонтали. Нужно их собрать, давайте попробуем! (Дети выполняют задание за круглым столом)
- Молодцы! Вы победили коварство злого волшебника! Но на шаечной доске есть ещё линии, они идут наискосок – непременно одинакового цвета называются диагональные линии. Наши шашки будут двигаться только по чёрным диагональным линиям. Сравним их по длине. (Диагональные линии разные по длине)
- Мы с вами выяснили, что горизонтальные линии обозначаются цифрами, вертикальные – буквами, это главные линии. А как же обозначаются диагональные? Ребята, диагональные линии получаются от пресечения вертикальных и горизонтальных линий, и обозначаются буквой и цифрой. Например, А1, L8.
- А как вы думаете, что ещё обозначается буквой и цифрой? (Клеточки – поля)
- Да, каждое из 64 полей имеет свой адрес, своё только ему присущее название. В шашках принято сначала называть букву, а затем цифру.
Игра «Найди поле»
Воспитатель раздаёт детям по 2 фишки с адресом полей, а дети должны найти и поставить свою фишку в нужное поле.
- Вот вы и познакомились с волшебной доской и местом, где будут разыгрываться шашечные бои.
Физминутка.
- А сейчас я предлагаю вам немножко отдохнуть и поиграть в игру с волшебными ладошками. Будьте очень внимательными!
Воспитатель показывает поочерёдно ладошки из картона разного цвета,
фиолетовая – дети замирают,
жёлтая – шепчутся,
красная – кричат.
III.
- Тайны шашечной доски мы узнали, а о чём нам ещё нужно поговорить? (о шашках)
Дети садятся за круглый стол.
- На каких квадратах располагаются шашки? (На чёрных)
- По сколько шашек предоставляется каждому игроку? (По 12 шашек)
- Как располагаются шашки в начале игры? (На трёх горизонтальных линиях с каждой стороны)
«Белый отряд, чёрный отряд,
Друг против друга два войска стоят.
Строгий порядок в отряде одном,
Точно такой же в отряде другом»
- Какие шашки по цвету начинают первый ход? (белые шашки)
- А как определить, кому какими играть? (С помощью жребия, в любительских партиях просто зажимают в двух руках по 1 шашке разного цвета, и предлагают партнёру выбрать одну из двух. Какую шашку выбрал, таким цветом ему и играть)
IV.
- Любая игра, будь то шашки или футбол, теннис или хоккей, располагает своими правилами игры. Вспомните и назовите и правила, которые вы знаете, и мы разместим их на доске.
Правила игры:
• Тронул – ходи.
• При «тихом ходе шашка перемещается только вперёд»
• Дамка может двигаться в любом направлении и на любое расстояние.
• Если шашка доходит до последней горизонтальной линии, то превращается в дамку.
• Если по пути бьющей шашки стоит несколько шашек соперника, необходимо побить их все.
• Ударный ход может быть совершён как вперёд, так и назад.
• Взятие шашки соперника является обязательным
Джентльменские правила:
• Не следует подсказывать, отвлекать внимание соперника.
• Не смеяться над проигрышем другого.
• Шашки снимать аккуратно, без лишнего шума.
Вывод: во время игры в шашки нужно вести себя как воспитанный и культурный человек.
- Ребята, а когда партия считается законченной?
• если у соперника не осталось ни одной фишки;
• если у соперника есть фишки, но он не может сделать ход, это происходит при замирании шашек;
• если соперник сам себя признаёт побеждённым;
• в том случае, если ничья (это окончание игры, когда никому не присуждается победа)
В. : Помните, что проигрыш нельзя считать чем-то позорным.
V.
- Ребята, вы молодцы! Мы с вами прошли азбуку шашечной игры и закрепили правила игры.
- А как быть в том случае, если у вас нет шашечной доски и шашек? (шашечную доску можно нарисовать, а вместо фишек взять пуговицы, маленькие крышечки и др.)
- Верно, но чтобы быстрее решить эту проблему, я каждому из вас дарю шашечную доску, а фишки вы подберёте сами.
- А теперь будем определять чемпиона, самого сильного шашиста в группе. Вперёд, к победе!
Приложение 5.
Турнир – итоговая деятельность по проекту
«Путешествие в сказочное королевство»
Цель: Продолжать учить играть в шашки; развивать логическое мышление, память, внимание, наблюдательность, ориентировку в пространстве; воспитывать настойчивость и терпение.
Материал: Шахматные доски, шашки (12 белые и 12 черные), медали (по количеству игроков).
Ход игры-турнира:
Дети входят в зал, располагаются вокруг столов.
Воспитатель:
Давайте отправимся в шашечное королевство и расскажем о шашках.
Мы в волшебную страну
Прибываем с вами.
Познакомим мы жюри
С шашками-жильцами.
Воспитатель приглашает детей присесть на стульчики.
Жили-были на одной шахматной доске два шашечных королевства. Какого цвета?
Дети: Белое и черное.
Воспитатель: Сколько жителей было в каждом королевстве?
Дети: Двенадцать.
Воспитатель: Каждый жил в своем домике. В белом или черном?
Дети: В черном – шашки стоят на черных клетках.
Воспитатель: И гулять все жители шашечной страны любили по черным полям, и ходили они не направо, не налево, не прямо. А как? Катя сейчас расскажет.
Ребенок:
Шашки не ходят по прямой –
Они из дома и домой
Шагают лишь наискосок:
Из уголка – на уголок!
Как же двигаются шашки?
Дети: По диагонали.
Воспитатель: К сожаленью, между двумя королевствами не было мира. Как только встретятся черные с белыми, начинается сражение. А еще у каждого жителя этой сказочной страны был свой адрес. Чем обозначаются каждые клетки?
Дети: Буквой и цифрой.
Ребенок: Адрес поля очень прост:
Буква – нос, а цифра – хвост.
Воспитатель: А для чего сказочным жителям адреса?
Дети: Это нужно для того, чтобы записать, какой был сделан ход и как на доске стоят шашки.
Воспитатель:
Проводится разминка по выбору воспитателя.
Воспитатель:
А сейчас мы будем играть в шашки. Предлагаю наш турнир открыть.
Ребенок: Чтоб путь победы
В сраженье открыть,
Отважным и смелым
Игрок должен быть.
Упорным – награда –
Победа в сраженье,
А всех невнимательных
Ждет пораженье.
Воспитатель: Займите свои места.
Воспитатель прячет в кулаках белую и черную шашки и просит одного ребенка выбрать левый или правый кулачок. Это делается для того, чтобы узнать, какая команда ходит первой (те, кто сидят справа или слева). Ребенок выбирает и если ему достается белая шашка, то команда, на стороне которой он находится, начинает.
Воспитатель: Приготовимся к игре! Итак, начинаем.
Дети подходят к столам и делают ходы шашками своего цвета.
Игра продолжается до тех пор, пока больше половины столов не проиграют или будет ничья.
Воспитатель: Вами я, друзья, довольна!
Смельчаки и храбрецы!
Удаль, ловкость показали,
Все сегодня молодцы.
Жюри произносит речь. Всем участникам вручаются медали. (по желанию можно выделить игроков, которые выиграли)
Под звуки торжественного марша дети выходят из зала.
Стихи про шашки:
*****
Начинать бой можешь смело –
Первый ход всегда
за белой!
Шашки медленно, но
метко
Шагают лишь по
черным клеткам!
Наверно, шашкам не
везет,
Что ходят шашки
лишь ВПЕРЕД!
Знают все: и стар,
и млад,
Шашкой бьем вперед
– назад!
Шашка соперника
сразу погибнет,
Если твоя ее
перепрыгнет!
Поля вдруг конец
настанет,
Сразу шашка
«дамкой» станет!
Чтоб твою «дамку»
не поймали,
Ход ее по всей
диагонали!
Цель игры – побить
«врагов»
И чтоб им не было
ходов!
*****
Играем в шашки мы везде:
И дома, и на даче,
В саду, на пляже, во дворе,
С родными и друзьями.
Нас учит многому она, что в жизни пригодится:
И рассуждать, и размышлять,
Дружить, не обижаться
Решенья, верно принимать -
Проигрывать и побеждать.
*****
Знают взрослые и дети, знает каждый на планете,
Знает даже детвора — шашки — лучшая игра!
На столе доска чудная, черно-белая такая.
Шашки выстроились в ряд, как солдатики стоят.
Надо думать, как сходить, чтобы шашки все срубить.
Хочешь в "дамки" выйти смело, ты играть должен умело.
Надо выдержку иметь и стратегией владеть.
Ты иди всегда вперед и тебя победа ждет!
До конца ты должен биться, пусть соперник твой боится.
Шашки нас смекалке учат, нет игры на свете лучше!
****
Ум развивают шашки,
А умных ждет успех!
Кто играет в шашки,
Тот в жизни круче всех!
*****
Кто-то любит слушать сказки,
Кто-то петь, кто рисовать...
Ну, а я играю в шашки,
Как о них не рассказать?!
Кажется, ну что такого,
Есть ли интерес играть?
В черно-белых клетках снова
Свои шашки расставлять?
На такой вопрос, возможно,
Каждый может дать ответ.
Только будет осторожным:
У игры есть свой секрет.
Я ж, друзья, от вас не скрою
И секретом поделюсь,
Что, играя в шашки с другом,
Вы забудете про грусть.
Шашки! Шашки! Чудо шашки!
Их нельзя ни с чем сравнить.
Просто поиграйте в шашки –
Постарайтесь полюбить!
*****
Эта доска в клеточку -
Волшебная доска.
По ней шагают шашечки,
Как будто облака.
И белые, и черные,
Шагают дружно в ряд.
Друг дружку обгоняют,
И в дамки все хотят.
КРАТКИЙ СПИСОК ТЕРМИНОВ ИГРЫ В ШАШКИ
Простая - обычная шашка (не дамка)
Бортовые — шашки, занимающие бортовые поля шашечной доски
Дамочные – поля, находящиеся в последних горизонтальных рядах шашечной доски
Дамка – шашка, достигшая дамочных полей
Ход - передвижение шашки с одною поля на другое
Тихий ход или темп - простое перемещение шашки
Ударный ход, удар или бой — ход, сопровождающийся взятием шашки или шашек противника
Поддача — преднамеренная постановка шашки под удар
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.