Педагогический проект
по физическому развитию детей старшего дошкольного возраста с использованием сказкотерапии
ТЕМА: «Сказка — ложь, да в ней намек,
добрым молодцам урок»
Актуальность.
Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Духовно - нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка. Использование сказок для формирования нравственных чувств, общечеловеческих ценностей дошкольников особенно актуально в настоящее время, так как в условиях современного мира наблюдается искажение первоначального смысла произведений, превращающие сказочное действие из нравственно – поучительного в чисто развлекательное.
Велики возможности сказки для гармонизации эмоциональной сферы и коррекции поведения ребенка дошкольного возраста. Восприятие сказок оказывает сильное воздействие на процесс формирования нравственных представлений, создает реальные психологические условия для формирования социальной адаптации ребенка.
Сказкотерапия используется в работе и с детьми, и с взрослыми. Особо актуально использовать сказкотерапию для дошкольников. Она отлично подходит как для младших дошкольников, так и для старших. С помощью данного направления решаются задачи различного рода. Например, можно помочь детям избавиться от различных фобий (боязнь темноты и так далее), тревоги, агрессии, стресса и других невротических и психоэмоциональных состояний, помочь преодолеть комплексы. Кроме этого, сказкотерапия помогает в преодолении капризов, лени, неаккуратности и тому подобное, способствует успешной адаптации в коллективе, укрепляет взаимосвязи с родителями, учит преодолевать трудности, добиваться поставленной цели и так далее.
Условно в работе сказкотерапии можно выделить две части. Первая - педагогическая работа, которая включает чтение сказки и беседу по ее содержанию. Вторая часть – это психокоррекционная работа, включающая распределение ролей для проигрывания, психогимнастику, психокоррекционную работу (через проигрывание эпизодов) и рисование (изготовление поделок) по мотивам сказки. Также уместно использовать в процессе сказкотерапии с детьми сказочные декорации, костюмы, музыкальное сопровождение. Детей это очень привлекает.
Цели:
- Создать условия для духовно- нравственного развития ребенка
- Способствовать коррекции нарушений эмоционально – волевой сферы детей в процессе художественной и продуктивной деятельности, связанной с нравственным содержанием сказки.
- Обеспечить социальную адаптацию дошкольников путем введения их в культурную традицию народной и авторской сказки, используя малые жанры фольклора (пословицы, поговорки).
- Организовывать в семье совместную творческую деятельность.
Задачи.
- Помогать усвоению детьми духовно – нравственных категорий (добро – зло, послушание – непослушание, согласие – вражда, трудолюбие – лень, бескорыстие – жадность, простота – хитрость) и правил доброй совестливой жизни.
- Содействовать развитию познавательной сферы детей, гармонизации их психоречевого развития. Содействовать развитию речи детей, обогащению словаря, развитию образного строя и навыков связной речи.
- Развивать умение отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни, умение делать нравственный выбор.
- Воспитывать трудолюбие, доводить начатое до конца. С уважением относится к результатам чужого и своего труда.
- Развивать эстетический вкус, умение видеть, беречь и ценить красоту.
Предполагаемый результат:
- Позитивное отношение ребенка к окружающему миру, другим людям и самому себе. Потребность и готовность проявлять совместное сострадание и радость.
- Приобщение к опыту православной культуры, знакомство с формами традиционного семейного уклада.
- Деятельное отношение к труду.
- Ответственное отношение за свои дела и поступки.
- Снятие физического и психического напряжения.
Тип проекта: творческий, игровой
Возрастная группа: 6 - 7 лет
Участники проекта: дети группы, воспитатель группы, родители.
Место реализации: МКДОУ №7
Длительность: 2017 – 2018 учебный год
Вид проекта: групповой
Перспективный план проекта
Вид деятельности |
Содержание работы |
ОКТЯБРЬ |
|
совместная работа взрослых и детей |
Пальчиковая гимнастика 1. «Грибы. Лесные ягоды» 2. «Дикие животные» |
Дыхательная гимнастика 1. «Волна» 2. «Водовоз» |
|
Гимнастика для глаз 1. «Яблоко» 2. «Арбуз» |
|
Гимнастика пробуждения и закаливание 1.Комплекс №1 2.Комплекс №2 |
|
Сказкотерапия 1.Беседы: «Что такое доброта?», «Как мы можем позаботиться о старших», «Что значит быть добрым» и т.д. 2.Чтение сказки «Кто помог Сереже?» 3.Речевые игры: «Мост дружбы», «Добрые и вежливые слова», «Добрые приветствия» 4.Просмотр мультфильмов: «Добро пожаловать», «Как ослик счастье искал» |
|
Степ – аэробика 1.Комплекс №1 |
|
работа с родителями |
1.Консультация «Что такое сказкотерапия?» |
2.Анкетирование родителей «Физическое развитие дошкольников» |
|
3.Ознакомление с проектом по здоровьесберегающим образовательным технологиям |
|
4.Создание степ - доски |
|
работа с педагогами |
1.Ознакомление с проектом по здоровьесберегающим образовательным технологиям |
2.Консультация «Витамины нам нужны» |
|
самостоятельная деятельность детей |
1.Создание условий для развития общей двигательной активности детей группы общеразвивающей направленности детей 6-7 лет |
2.Создание условий по профилактике плоскостопия |
|
3.Рассматривание иллюстраций о спорте, здоровом образе жизни |
Вид деятельности |
Содержание работы |
|
НОЯБРЬ |
||
совместная работа взрослых и детей |
Пальчиковая гимнастика 1. «Дикие и домашние животные» 2. «»ОБЖ. Зима» |
|
Дыхательная гимнастика 1. «Роза и одуванчик»» 2. «Курочка» 3. «Волна» |
||
Гимнастика для глаз 1. «Собачка» 2. «Щенок» |
||
Гимнастика пробуждения и закаливание 1.Комплекс №3 2.Комплекс №4 |
||
Сказкотерапия 1.Беседа «Что такое гостеприимство?» 2.Чтение сказки «Гостеприимная Клава», «Сказка про медведя, который обладал Добродетелями», «Два дерева», «Урок вежливости» и т.д. 3.Просмотр мультфильмов: «Малыш и Карлсон», «Приезжайте в гости», «Муха – Цокотуха» 4.Сюжетно – ролевая игра «Мы едим в гости», «К нам пришли гости» |
||
Степ – аэробика 1.Комплекс №2 |
||
работа с родителями |
1.День «открытых дверей» - «День рождения группы» |
|
2.Мастер – класс «Степ – аэробика в домашних условиях» |
||
3.Обновление атрибутов в физкультурном уголке |
||
работа с педагогами |
1.Мастер – класс «Сказкотерапия для дошкольников» |
|
самостоятельная деятельность детей |
1.Создание условий для развития общей двигательной активности детей группы общеразвивающей направленности детей 6-7 лет |
|
2.Создание условий для проведения дыхательной гимнастики |
||
3.Рассматривание иллюстраций о правильном питании |
||
Вид деятельности |
Содержание работы |
|
ДЕКАБРЬ |
||
совместная работа взрослых и детей |
Пальчиковая гимнастика 1. «Зима. Зимующие птицы» 2. « Животные жарких стран» 3. «Человек и его тело» |
|
Дыхательная гимнастика 1.«Хомячок» 2. «Дракон» 3.«Волна» 4. «Водовоз» |
||
Гимнастика для глаз 1. «Белка» 2. «Волчище» 3. «Роза и одуванчик» |
||
Гимнастика пробуждения и закаливание 1.Комплекс №5 2.Комплекс №6 |
||
Сказкотерапия 1.Беседы: «Что такое милосердие?», «Кто настоящий друг?», «О жадности» 2.Чтение произведений художественной литературы: «Феи милосердия», «Цветик – Семицветик»», «Урок дружбы», «Умей обождать» и т.д. 3.Составление рассказа ребенком на тему: «Мой добрый поступок» 4.Слушание песен «Настоящий друг», «Если добрый ты!» |
||
Степ – аэробика 1.Комплекс №3 |
||
работа с родителями |
1.Проведение выставки совместных работ детей и их родителей «Наши добрые дела» |
|
2.Совместное сочинение сказки «Доброе дело во век не забудется!» |
||
работа с педагогами |
1.Мастер – класс «Степ – аэробика в ДОУ» |
|
самостоятельная деятельность детей |
1.Создание условий для развития общей двигательной активности детей группы общеразвивающей направленности детей 6-7 лет |
|
2.Создание условий для проведения самомассажа кистей рук, стоп ног |
||
Вид деятельности |
Содержание работы |
|
ЯНВАРЬ |
||
совместная работа взрослых и детей |
Пальчиковая гимнастика 1. «Зима. Зимующие птицы» 2. « Животные жарких стран» 3. «Человек и его тело» 4.»ОБЖ. Зима» |
|
Дыхательная гимнастика 1. «Солнечная поза» 2. «Рисунок на окне» 3. «Брось мячик» |
||
Гимнастика для глаз 1. «Мотылёк» 2. «Бабочка» 3. «Кит» |
||
Гимнастика пробуждения и закаливание 1.Комплекс №7 2.Комплекс №8 |
||
Сказкотерапия 1.Создание домика – «мирилки» и картотеки «мирилок» 2.Чтение и обсуждение произведений художественной литературы «Ласковое слово», «Друг детства», «Добрая хозяюшка» и т.д. 3.Просмотр мультфильмов: «Малыш и Карлсон», «Приключения поросенка Фунтика», «Крошка Енот», «По дороге с облаками» 4.Продуктивная деятельность «Нарисуй ложь», далее дети рвут рисунок на кусочки |
||
Степ – аэробика 1.Комплекс №4 |
||
работа с родителями |
1.Консультация «Что и как читать ребенку дома» |
|
Работа с педагогами |
2.Консультация «Эмоциональное благополучие детей в ДОУ» |
|
самостоятельная деятельность детей |
1.Создание условий для развития общей двигательной активности детей группы общеразвивающей направленности детей 6-7 лет |
|
2.Создание условий для проведения малоподвижных игр |
||
3.Рассматривание иллюстраций о различных видах спорта |
||
Вид деятельности |
Содержание работы |
|
ФЕВРАЛЬ |
||
совместная работа взрослых и детей |
Пальчиковая гимнастика 1. «Животные Севера» 2. «Обитатели рек и озер. Рыбы» 3. «Бытовая техника» 4. «Дом. Строительство» |
|
Дыхательная гимнастика 1.«Снегопад» 2. «Курочка» 3. «Радуга обними меня» |
||
Гимнастика для глаз 1. «Ерши – малыши» 2. «Ёлочка» 3. «Анютины глазки» |
||
Гимнастика пробуждения и закаливание 1.Комплекс №8 2.Комплекс №9 |
||
Сказкотерапия 1.Беседа с детьми «Что такое равнодушие и отзывчивость?» 2.Игровые упражнения «Подружились», «Комплимент» 3.Чтение произведений художественной литературы «Ушки – несушки» Г. Браиловской. |
||
Степ – аэробика 1.Комплекс №5 |
||
работа с родителями |
1.Консультация «Сказка помогает прививать нравственные ценности в ребенке». |
|
Работа с педагогами |
1.Консультация «Сказка помогает прививать нравственные ценности в ребенке» |
|
самостоятельная деятельность детей |
1.Создание условий для развития общей двигательной активности детей группы общеразвивающей направленности детей 6-7 лет |
|
2.Создание условий просмотра иллюстраций к сказкам. |
||
3.Рассматривание иллюстраций о различных видах спорта |
||
Вид деятельности |
Содержание работы |
|
МАРТ |
||
совместная работа взрослых и детей |
Пальчиковая гимнастика 1. «Международный женский день» 2. «Весна. Дикие и домашние животные» 3. «Весна. Лес. Сад. Луг» 4. «Комнатные растения» |
|
Дыхательная гимнастика 1. «К нам залетел теплый ветерок» 2. «Водолазы» 3. «Часики» |
||
Гимнастика для глаз 1. «Гриб» 2. «Снежинка» 3. «Солнышко и тучка» 4. «Самолёт» |
||
Гимнастика пробуждения и закаливание 1.Комплекс №2 2.Комплекс №4 |
||
Сказкотерапия 1.Беседы с детьми: «Что такое любовь и ласка», «Мамина мама – кто это?», «Моя дружная семья». 2.Чтение произведений художественной литературы: сказки «Добрый волшебник», «Две подружки»; русская народная сказка «Финист – ясный сокол»; стихотворений о маме и бабушке. 3.Изготовление подарка для мамы. |
||
Степ – аэробика 1.Комплекс №6 |
||
работа с родителями |
1.Консультация «Что и как читать ребенку дома» 2.Фотовернисаж «Мамочка моя – лучшая на свете» |
|
Работа с педагогами |
1.Консультация «Эмоциональное благополучие детей в ДОУ» |
|
самостоятельная деятельность детей |
1.Создание условий для развития общей двигательной активности детей группы общеразвивающей направленности детей 6-7 лет |
|
2.Создание условий для создания подарка своим родным |
||
Вид деятельности |
Содержание работы |
|
АПРЕЛЬ |
||
совместная работа взрослых и детей |
Пальчиковая гимнастика 1. «Русские народные игрушки» 2. «Русский народный костюм» 3. «Поселок. Моя улица» 4. «Дом. Квартира. Мебель» |
|
Дыхательная гимнастика 1.«Вырасту большой» 2. «Я ветер» 3. «Роза и одуванчик» |
||
Гимнастика для глаз 1. «Глазки» 2. «Пальминг» 3. «Айболит» 4. «Шофёр» |
||
Гимнастика пробуждения и закаливание 1.Комплекс №7 2.Комплекс №8 |
||
Сказкотерапия 1.Беседа с детьми «Что такое хорошо и что такое плохо» 2.Чтение произведений художественной литературы: «Ленточка дружбы», «Сивка – Бурка», «Хорошие манеры» К. Нефедова, «Правила поведения для воспитанных детей» Сазонова Л.Д. 3.Сделать вместе с детьми «зернышки добра». Вручать за хорошие и правильные поступки. 4.Обыгрывание ситуаций «Что такое хорошо и что такое плохо». |
||
Степ – аэробика 1.Комплекс №7 |
||
работа с родителями |
1.«Мастерская Самоделкина» - ремонт игрушек и книг совместно с родителями. 2.Памятка для родителей «Как вести себя на утреннике в детском саду». 3.Конкурс рисунков «Что такое доброта?» |
|
Работа с педагогами |
1.Консультация «Зачем закалять детей» |
|
самостоятельная деятельность детей |
1.Создание условий для развития общей двигательной активности детей группы общеразвивающей направленности детей 6-7 лет |
|
2.Самостоятельная деятельность в уголке физкультуры. |
||
3.Создание условий для самостоятельной деятельности на участке группы. |
||
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.