Проект "Скоро в школу"
Оценка 4.8

Проект "Скоро в школу"

Оценка 4.8
docx
29.03.2020
Проект "Скоро в школу"
Поступление в школу – серьёзный этап в жизни каждого ребёнка. И не секрет, что многие дети испытывают трудности в период адаптации к школе, новому распорядку дня, коллективу, учителю. Нелегко приходится и родителям. За лето ребёнок вырос, ему необходимо купить ранец, обувь, одежду, учебники.
проект Скоро в школу.docx

 

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 15» «Теремок» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением социально-личностного развития детей»

 

 

 

 

 

 

 

Детский исследовательский проект

«Скоро в школу я пойду»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Аннотация.

Актуальность. Главное, что необходимо ребёнку, - положительная мотивация к учению. Большинство будущих первоклассников хотят идти в школу, но у них складывается определённое представление, которое можно сформулировать примерно так: настоящий школьник – это счастливый обладатель портфеля и школьной формы, старательный исполнитель школьных правил, он слушает учителя, поднимает руку и получает оценки.      Не случайно вопросы подготовки детей к школе, преемственности в работе в числе главных тем для обсуждения специалистами, практиками дошкольных учреждений и школ. Для их решения предлагаются разные формы работы с детьми и взаимодействия с родителями.

Учитывая то, что в последнее время в практике дошкольного образования отдаётся предпочтение методу проектов, подготовка детей к школе на основе данного метода представляется наиболее эффективной.

Практическая значимость. В нашем детском саду накоплен определённый опыт взаимодействия с семьями воспитанников, обеспечивающий высокую готовность детей к обучению в школе и их беспроблемную адаптацию к школьному процессу. Практическая значимость проекта «Скоро в школу я пойду» заключается в подготовке детей к обучению в школе. Проект является дополнением и продолжением накопленного ранее опыта работы с детьми и родителями подготовительной к школе группы. В ходе реализации проекта планирует тесное взаимодействие педагога-психолога, педагогов школы и родителей на формирование у детей подготовительной группы осознанной мотивации к учёбе. Данный проект позволит обогатить представления детей о школе и профессии учителя, повысить уровень педагогической культуры родителей в вопросах успешного перехода детей на новую ступень образования.
   Инновационная направленность. Учитывая то, что в последнее время в практике дошкольного образования отдаётся предпочтение методу проектов, подготовка детей к школе на основе данного метода представляется наиболее эффективной.

Степень распространения. Распространение положительного опыта проведенной работы осуществляется через публикации, размещение на Интернет-ресурсах, консультирование педагогов ДОУ и школ.

Парциальная программа «Хочу в школу» представлена на сайте  http://teremok15.ru/

Проблема.  Мотивация к  учебной деятельности является   одним из важных факторов успешности обучения в школе.  Но в  последнее время   у детей  наблюдается  снижение уровня мотивации к учебной деятельности  и   преобладание игровой  мотивации.  И поэтому перед педагогами и  родителями стоит проблема формирования учебной мотивации у детей. 

Актуальность. Поступление в школу – серьёзный этап в жизни каждого ребёнка. И не секрет, что многие дети испытывают трудности в период адаптации к школе, новому распорядку дня, коллективу, учителю. Нелегко приходится и родителям. За лето ребёнок вырос, ему необходимо купить ранец, обувь, одежду, учебники.

Но при всём уважении к родительским хлопотам можно с уверенностью сказать, что у будущего школьника забот куда больше, чем у папы с мамой: он открывает для себя совершенно новый мир.

Что такое учиться? Весело это или скучно? Трудно или легко? Прежде всего, это ответственность. Теперь ребёнок должен забыть слово «хочу» ради слова «надо». В первом классе он начинает свою общественно-трудовую жизнь.

Начальный период обучения связан с перестройкой образа жизни и деятельности ребёнка. В качестве основных проблем, с которыми ему придётся столкнуться в школе, можно выделить:

-смену режима дня и питания,

-смену воздушного режима (пребывание в помещении в течение более длительного  времени, чем в детском саду),

-непривычно высокий уровень шума на перемене,

-увеличение времени, проводимого без движения, сидя за столом;

-смену стиля общения с взрослыми (учитель зачастую не ориентирован на опеку, похвалу и защиту);

-необходимость полного самообслуживания в одевании и раздевании;

-необходимость организовать своё рабочее место за партой;

-требования правильно реагировать на звонки с урока на урок, следовать правилам поведения на уроке, сдерживать и произвольно контролировать двигательную, речевую и эмоциональную реакцию;

-необходимость устанавливать контакты с незнакомыми сверстниками;

-возможный неуспех в деятельности;

-увеличение объёма интеллектуальной нагрузки.

Поступление в школу – качественно новый этап в развитии ребёнка, связанный с изменением социальной ситуации и личностными преобразованиями, которые Л.С. Выготский назвал кризисом семи лет.

Период адаптации в школе занимает от месяца до полугода. Все жизненные ситуации, связанные с поступлением в школу, их переживания требуют от ребёнка пересмотра, а иногда и серьёзной корректировки созданной им картины мира.

Главное, что необходимо ребёнку, - положительная мотивация к учению. Большинство будущих первоклассников хотят идти в школу, но у них складывается определённое представление, которое можно сформулировать примерно так: настоящий школьник – это счастливый обладатель портфеля и школьной формы, старательный исполнитель школьных правил, он слушает учителя, поднимает руку и получает оценки.

Причём «оценка» и «пятёрка» для будущего первоклассника почти одно и то же. Ребёнок уверен, что будет хорошим учеником, т.к. видел, что мама купила для него всё необходимое к школе. Подобные детские надежды таят в себе большую опасность: ребёнок воспринимает школу как очередную игру, которая может оказаться совсем не такой привлекательной, если не превратится со временем в учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Отношение ребёнка к школе формируется до того, как он в неё пойдёт. И здесь важную роль играет информация о школе и способ её подачи родителями и воспитателями ДОУ.  Многие родители стараются создать привлекательный образ школы: «ты у нас отличником будешь», « тебя появятся друзья», «учителя любят таких умненьких, как ты».

Взрослые полагают, что тем самым они прививают ребёнку заинтересованное отношение к школе. В действительности же будущий школьник, настроенный на радостную увлекательную деятельность, может надолго потерять интерес к учёбе, испытав даже незначительные негативные эмоции. Причин для переживания подобных эмоций школа предоставляет предостаточно:

-неудачи на фоне кажущейся всеобщей успешности,

-трудности в поиске друзей среди одноклассников,

-расхождение оценки учителя и привычной родительской похвалы и т.д.

Иногда родители и воспитатели используют образ школы как устрашение, не задумываясь о последствиях: «за такое поведение тебя в школе сразу в хулиганы запишут», «ты же двух слов связать не можешь, как ты будешь на уроках отвечать». Такие напутствия вряд ли воодушевят ребёнка.

Таким образом, исключительно позитивный или, напротив, негативный образ школы не принесут пользы. Важно настроить ребёнка на ежедневный труд и внушить ему, что он сможет всё, если постарается.

В настоящее время школа решает сложные задачи образования и воспитания подрастающего поколения. Успехи школьного обучения в немалой степени зависят от уровня подготовленности ребёнка в дошкольный период.

В психолого-педагогических исследованиях рассматриваются вопросы специальной и общей психологической готовности ребёнка к школе. По мнению учёных, одной из сторон психологической готовности является личностная готовность дошкольника к предстоящему обучению, которая выражается в мотивах учения, отношении детей к школе, учителю, школьным обязанностям и положению ученика, в способности сознательно управлять своим поведением.

И высокий уровень интеллектуального развития детей не всегда совпадает с их личностной готовностью к школе. У дошкольника может быть не сформировано положительное отношение к новому образу жизни, изменениям условий, правил, требований, что является показателем отношения к школе. Это несоответствие отмечают и учителя школ.

В литературе по данной проблеме ряд авторов подчёркивает необходимость воспитания положительного отношения к школе как условия успешного обучения в дальнейшем. Да и практика сегодня нацелена преимущественно на интеллектуальную подготовку детей к школе, мало внимания уделяется формированию внутренней позиции школьника.

Не случайно вопросы подготовки детей к школе, преемственности в работе в числе главных тем для обсуждения специалистами, практиками дошкольных учреждений и школ. Для их решения предлагаются разные формы работы с детьми и взаимодействия с родителями.

Учитывая то, что в последнее время в практике дошкольного образования отдаётся предпочтение методу проектов, подготовка детей к школе на основе данного метода представляется наиболее эффективной.

Цель проекта: осуществить преемственность со школой: сформировать  положительную мотивацию у детей   к обучению в школе.

Задачи:

-знакомство детей со школой и профессией учителя;

-создание предметно-развивающей среды для ознакомления воспитанников со школой (дидактические и сюжетно-ролевые игры;

-разработка сценариев экскурсий с детьми в школу, родительских собраний, семинаров и т.д.

-разработка плана деятельности по преемственности со школой.

3. Этапы проекта.

 Организационный  этап.

- подготовить в группе необходимый материал для познавательной и продуктивной деятельности;

- подготовить домашнее задание для родителей, собрать необходимую информацию и оформить её;

- помощь со стороны родителей в подборе литературы и настольно – печатных игр на школьную тематику;

- сотрудничество со школьной библиотекой и учителями начальных классов ;

- диагностика детей в начале года;

- индивидуальное консультирование родителей по итогам диагностической готовности детей к школе.

Планирование деятельности.

План мероприятий реализации проекта «Скоро в школу мы пойдём»

Тема и форма проведения мероприятия; участники

Педагоги ДОУ

Дети

Родители

Разработка «Программы педагогического сопровождения формирования Мотивационной готовности к школьному обучению детей 6-7 летнего возраста».

Экскурсия к школе.

Разработка плана работы с родителями детей подготовительной к школе группы.

Разработка плана работы по преемственности между ДОУ и СОШ.

Экскурсия в школьную библиотеку.

Консультация «Мотивационная готовность ребёнка к школе».

Консультация «Принципы и формы организации занятий по подготовке к школе».

Выставка рисунков «Школа»

Консультация «Раннее обучение чтению – потребность, необходимость или дань моде».

Консультация «Рука развивает мозг».

Сюжетно-ролевая игра «Школа».

Консультация «Как современные родители понимают «готовность ребёнка к школе».

Консультация «Профилактика школьной дезадаптации у детей старшего дошкольного возраста».

Дидактическая игра «Собери портфель», «Первоклассник».

Рекомендации для родителей «Что должен знать и уметь ребёнок, поступающий в школу».

Рекомендации для воспитателей по формированию мотивационной готовности к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста».

Праздник «До свидания, детский сад».

Оформление наглядной информации в родительском уголке «Советы родителям будущих первоклассников». «Готовность к школьному обучению».

Практические рекомендации педагогам подготовительной к школе группы.

Диагностика «Уровень соответствия школьным требованиям детей подготовительной группы»

Анкетирование родителей «Как вы готовите ребёнка к школе».

Педчас «Осуществление преемственности между дошкольным и начальным общим образованием».

 

Родительское собрание «Подготовка детей к школе» (Для родителей детей подготовительной группы).

 

Паутинка проекта.

По образовательным областям.

Образовательная область

Виды деятельности

Социально-коммуникативное развитие

Сюжетно – ролевые игры: «Детский сад», «Школа», «Библиотека»,

 «Магазин. Школьные товары»

Развлечение: «Встреча с учениками – выпускниками детского сада». (Рассматривание портфеля, книг, тетрадей, пенала и т.д.)

Театрализованная деятельность: кукольный спектакль «Колобок», режиссёрская игра «Красная шапочка» (для малышей)

Обыгрывание и обсуждение ситуаций «Школьная форма», «Мне трудно!», «Переменка», «Урок».

Ручной труд «Закладка для книги» (подарки ученикам 4 класса), тетради, учебники для игры в школу, формуляры.

Ремонт книг для малышей.

Беседа «Люди знакомые и незнакомые», «Безопасное поведение на улице», «Правила обращения с опасными предметами».

Дидактическая игры «Опасно – неопасно», «Кто лишний», «Кто из этих людей твои родственники», «Разложи картинки по порядку».

Ситуации ОБЖ «Я упал», «Один на улице», «Телефоны помощи».

Познавательное развитие

 

Рассказ воспитателя «Дети пошли в школу».

Загадывание загадок, чтение пословиц, разгадывание ребусов, кроссвордов о школе.

Рассказ воспитателя «История возникновения школы».

Экскурсия в школу (посещение урока, знакомство с учителем).

Экскурсия библиотеку (выставка книг школьной тематики).

Интеллектуальная викторина «Играем - развиваемся» (психолог).

Игровые упражнения с кругами Луллия.

Дидактические игры: «Собери портфель для школы», «Чудесный мешочек», «Путаница», «Живая неделя», «Что лишнее», «Добавь букву», «Логические бусы», «Отгадай, где спрятано», «Когда это бывает?», «Что сначала, что потом» и т.д.

Настольно-печатные: «Морской бой», «Кто быстрее дойдёт до цели», «Игры с пуговицами», лото «Соберись в школу», «Составим цифры из счётных палочек», «Найди клад по карте», пазлы, мозаика.

Игры на плоскостное моделирование: Танграм», «Колумбово яйцо»; шахматы, шашки.

Речевое развитие

 

Беседы:

«Чем школа отличается от детского сада», «Что мы знаем о школе», «Для чего нужно учиться», «Кто учит детей?», «Скоро мы пойдём в школу»

Беседа: «Как работает библиотекарь», «Что мы знаем о библиотеке».

Рассматривание картин, иллюстраций о школе прошлого.

«Каким будет мой первый день в школе?» (фантазийный рассказ)

«Почему я хочу учиться в школе» (монологический рассказ)

Коррекционные занятия «Какая она школа?» (психолог)

Словесные игры: «Радио», «Путешествие», «Цепочка», «Отгадай, кто мой друг», «Четвёртый лишний», «Я знаю…», «Телеграф», «слова-перевёртыши», «Кто летит (бежит, прыгает, идёт)», «Запомни слова», «Добавь букву» и т.д.

Оформление выставки в книжном уголке по теме: «Школа. Школьные принадлежности».

Чтение художественной литературы

1. Н. Некрасов « Школьник».

2. Л. Толстой « Филиппок».

3. И. Лысцов « Как тетрадка родилась».

4. А. Барков, Р. Сурьянинов « Откуда книга пришла».

5. С. Маршак « Вчера и сегодня».

6. М.А. Панфилова «Школа».

7. А.Барто «Первоклассница»

8. Л.Толстой «Рассказы из «Азбуки».

9. Б. Заходер «Заболела эта книжка».

10. Л.Барбас «Кому нужна пятёрка».

Художественно-эстетическое развитие

Составление иллюстрированных книг для малышей «Книжки-малышки».

Коллаж: «Мой будущий портфель»

Оформление выставки детских рисунков « Что тебе понравилось в школе»

Рисование «Картинки для азбуки», «До свиданья, детский сад», «Школа», «Букет для учительницы».

Лепка «Буквы», «Цифры».

Интегративное занятие (художественно-эстетическое, познавательное) «Я в школе».

Конструирование: «Моя школа» - строительный материал (по представлению)

Плоскостное моделирование - составление сюжетов из мозаики на школьную тематику.

Физическое развитие

Игры с элементами соревнования: «Кто скорее пролезет через обруч к флажку», «Чья команда забросит в корзину больше мячей», «Кто раньше

-эстафеты: «Весёлые соревнования», «Эстафета парами», «Дорожка препятствий», «Мяч над головой» и т.д.

Беседа: «Как заботиться о своей одежде», «Культура еды – серьёзное дело». С.Михалков «Я Сам». Н. Литвинова «Королевство столовых приборов».

Пальчиковые игры на развитие мелкой моторики рук.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основной этап.

План осуществления проекта

Режимные моменты

Совместная работа педагога с детьми

Совместная работа родителей с детьми

Свободная творческая деятельность детей

НОД

свободная деятельность

Экскурсия к зданию школы

Экскурсия в библиотеку школы.

Беседа о школе.

Беседа о профессии учителя

Чтение и рассказывание стихов о школе.

Рассматривание картин, отражающих школьную жизнь.

Выставка детских работ «Что я знаю о школе».

Словесные и дидактические игры школьной тематики.

Знакомство с пословицами и поговорками об учении.

Вечер загадок «Скоро в школу».

Рассматривание школьных принадлежностей и дидактическая игра «Собери портфель».

Ориентировка в пространстве: схема – маршрут «Я иду в школу» (совместно с родителями);

составление генеалогического древа (3 – 5 поколений);

придумать и нарисовать герб семьи подобрать фотографии родителей в школьные годы, семейные фотографии для оформления портфолио детей.

Изобразительная деятельность на тему школы.

Сюжетно-ролевая игра «В школу».

Ожидаемый результат:

1. Благоприятное течение адаптационного школьного периода.

2. Формирование у детей мотивационной готовности к школе.

3. Повышение родительской компетентности в вопросах подготовки детей к школе.

4. Снижение уровня ситуативной тревоги у родителей по поводу предстоящего перехода детей в школу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

к проекту «Скоро в школу»

 

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «ПЕРВОКЛАССНИК»

Дидактическая задача: Закреплять знание детей о том, что нужно первокласснику для учёбы в школе; воспитывать желание учиться в школе, собранность, аккуратность.

Игровое правило. Собирать предметы по сигналу.

Игровое действие. Соревнование – кто быстрее соберёт в портфель всё необходимое для школы.

Ход игры. На столе у воспитателя лежат два портфеля. На других столах лежат учебные принадлежности: тетради, буквари, пеналы, ручки, цветные карандаши и др.

После краткой беседы о том, что дети подготовительной к школе группы скоро пойдут в школу и , что они будут сами собирать в портфели всё необходимое для учёбы, они начинают игру: выходят к столу двое играющих; по команде водящего они должны отобрать необходимые учебные принадлежности, аккуратно положить их в портфель и закрыть его. Кто это сделает первым, тот и выиграл.

Чтобы игра продолжалась, дети, выполнившие задание, выбирают вместо себя других участников. Остальные выступают в роли болельщиков и объективно оценивают победителей. В игре закрепляется название и назначение всех предметов. Воспитатель обращает внимание ребят на то, что не только быстро надо всё складывать, но и аккуратно; поощряет тех, кто точно выполнял эти правила в игре.

 

СЮЖЕТНО РОЛЕВАЯ ИГРА «ШКОЛА»

Цель: уточ­нить знания детей о том, чем зани­ма­ются в школе, какие бывают уроки, чему учит учитель, воспи­тать жела­ние учиться в школе, уваже­ние к труду учителя, расши­рить словар­ный запас детей: «школьные принадлежности», «портфель», «пенал», «ученики» и т. д.

Оборудование: ручки, тетради, детс­кие книжки, азбука, цифры, доска, мел, указка.

Возраст: 6–7 лет.

Ход игры: воспи­та­тель пред­ла­гает детям поиг­рать в школу. Прово­дится беседа о том, зачем нужна школа, кто там работает, что делают ученики. По жела­нию детей выби­ра­ется Учитель. Остальные дети – Ученики. Учитель задает учени­кам задания, они самос­то­ятельно и стара­тельно выпол­няют его. На другом уроке другой Учитель. Дети зани­ма­ются на уроках математики, родного языка, физкультуры, пения и т. д.

 

 

 

 

 

 

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «СОБЕРИ ПОРТФЕЛЬ»

 

Цель. Закрепить названия школьных принадлежностей. Воспитывать бережное отношение к ним. Побудить желание учиться в школе.

Ход игры. Участвуют 3 игрока. Дети должны сортировать школьные принадлежности в портфель, а игрушки в шкаф. Ведущий показывает разрезную карточку, спрашивает «Это что?»

 Игроки называют рисунок и сортируют по правилам игры. Кто первым заполнит пустые места на своей карте, тот – победитель.

 

 

 

 


 

Анкета для родителей «Как вы готовите ребёнка к школе?»

                               

Уважаемые родители!

Просим Вас поделиться опытом  подготовки ребёнка к школе, который поможет нам в работе по организации педагогической поддержки родителей детей подготовительной группы

1. Возраст ребёнка ___________

2. Актуальна ли для вас тема подготовки ребёнка к обучению в школе?____________________________________________________________

3. Как вы понимаете выражение «готовый к обучению в школе ребёнок»?__________________________________________________________

4. Какие критерии, на ваш взгляд, наиболее ярко характеризуют подготовленность ребёнка к обучению в школе (пронумеруйте по степени убывания: от наиболее важного критерия, к наименее важному):

-умение читать,

-высокий уровень физического развития,

-произвольность поведения,

-стремление узнавать новое,

-умение писать,

-владение навыками счёта,

-самостоятельность,

-хорошее физическое и психическое здоровье,

-умение общаться со сверстниками,

-развитые психические познавательные процессы: внимание, мышление, память,

-широкий кругозор,

-хорошо развитая речь.

5. Считаете ли вы, что ваш ребёнок готов к поступлению в школу? Почему?  __________________________________________________________________

6. Где, на ваш взгляд, целесообразнее осуществлять подготовку ребёнка к обучению в школе:

-в детском саду,

-на специальных занятиях в школе,

-в группах кратковременного пребывания,

-дома?

7. Посещает ли ваш ребёнок дополнительные занятия (кроме занятий в детском саду)? Какие? __________________________________________________________________

8. Готовите ли вы дома ребёнка к поступлению в школу? Как? __________________________________________________________________

9. Какие трудности вы испытываете при подготовке ребёнка к школе? _________________________________________________________________

Благодарим за искренние ответы!

 

 

 

Как современные родители понимают «готовность ребёнка к школе»

Поступление ребёнка в первый класс – ответственный момент как для него самого, так и для родителей. О том, какими знаниями и навыками должен обладать дошкольник для комфортного пребывания в школе, взрослые начинают задумываться задолго до этого события. Однако понимание готовности ребёнка к школе родителями и педагогами нередко различается. Зачастую именно это затрудняет предшкольную подготовку детей и приводит к чрезмерным дополнительным нагрузкам.

Переход дошкольника к новой ступеньке образования – поступление в первый класс – волнует каждого родителя. Взрослые переживают, как он будет ощущать себя в школе, как сможет учиться, при этом надеются, что первого сентября он станет настоящим первоклассником. Но долгожданных изменений обычно не происходит. И второго, и третьего, и десятого сентября ребёнок остаётся всё тем же вчерашним дошкольником. Так же для родителей бывает важно, чтобы ребёнок обладал социально значимыми качествами, прежде всего связанными с процессом обучения. Многие из них тем самым компенсируют собственное чувство неполноценности: требуют от младшего школьника успехов в учёбе, не считаясь с его возможностями. Причиной этого является их собственный страх. Таким образом, на первый взгляд безобидные стереотипы родительского поведения могут приводить к психогенной дезадаптации, которая выражается в школьных страхах и неврозах.

Поступление ребёнка в школу, адаптация его к новым условиям может оказаться болезненным периодом как для него самого, так и для его семьи.

Учитывая актуальность темы, педагоги решили выяснить, что включают современные родители в понятие «готовность ребёнка к школе», каким образом они готовят детей к этому этапу. Было опрошено 9 родителей детей подготовительной группы.

В результате выяснилось, что 41% опрошенных в качестве критерия готовности ребёнка к школе называют навыки чтения, письма и счёта, 21% - сформированность психических познавательных процессов, 17% - положительное отношение к обучению, 14% - навыки общения со сверстниками, 7% родителей отметили, что готовый к школе ребёнок здоров, самостоятелен и усидчив.  Родителям было предложено заполнить анкету  «Как вы готовите ребёнка к школе?».

Таким образом, готовность ребёнка к обучению в школе большинство родителей сводят к овладению навыками чтения, письма и счёта. Важно отметить, что незаслуженно низкие места в рейтинге заняли две значимые позиции – здоровье и физическое развитие ребёнка.

Успешность обучения в школе, готовность приспособиться к изменившемуся режиму и нагрузкам в первую очередь зависят от того, насколько развит ребёнок физически и здоров.

 

 

Профилактика школьной дезадаптации у детей старшего     дошкольного возраста.

Консультация педагога-психолога.

Переход из детского сада в школу – важная ступень в жизни каждого ребёнка. Оказываясь на этом этапе в новых социальных условиях, дети часто бывают к ним не готовы, что, безусловно, сказывается на их эмоциональной сфере. Поэтому так важно, чтобы дошкольники имели представление о школе ещё до того, как переступят её порог.

Психическое здоровье детей при переходе из детского сада в школу долгое время не привлекало внимание взрослых. Между тем поступление ребёнка в школу полностью перестраивает жизнь ребёнка.

В школе ребёнок попадает в новые социальные условия. Меняется его обычный образ жизни, возникают новые отношения с людьми. Смена окружения может сопровождаться повышением тревожности, снижением активности. Результатом этого может стать появление неадекватных механизмов приспособления, которые принято называть школьной дезадаптацией. Одно из основных её проявлений – повышенный уровень тревожности.

Тревожность – переживание эмоционального неблагополучия, связанное с предчувствием опасности или неудачи.

При неблагоприятных условиях (тревоги у детей, страхи у взрослых) тревожность превращается в устойчивую черту характера. Ближе к 7-8 годам можно говорить об определённом эмоциональном настрое с преобладанием чувства беспокойства и боязни сделать что-то не так. В связи с этим остро стоит вопрос успешного приспособления ребёнка к школе.

Основываясь на результатах современных исследований, можно установить сильную зависимость между нарушением психического здоровья и учебной успешности детей.

К моменту поступления в школу ребёнок должен иметь представление о том, что его ждёт, каким образом происходит обучение. И самое главное, у него должно быть желание учиться.

Многочисленные опросы старших дошкольников и наблюдения за их играми свидетельствуют о стремлении пойти в школу. Но детей привлекает лишь внешняя сторона школьной жизни. Атрибуты школьной жизни, желание сменить обстановку кажутся им заманчивыми. Но это не может быть главным. Если ребёнок не готов к новому социуму, то даже при наличии необходимого запаса умений и навыков ему будет трудно.

Часто детям сложно проанализировать свои переживания и своё отношение к школьному обучению.

К семи годам почти половина детей, особенно мальчиков, психологически не готова к началу школьного обучения. Отмечается незрелость регуляторных функций, затруднено произвольное поведение, память, речь. У детей старшего дошкольного возраста перед поступлением в школу появляются страхи, тревога, неуверенность. К поведению ребёнка предъявляются завышенные требования, соответствовать которым он не в состоянии. Это тоже усиливает тревожность и снижает самооценку.

Для профилактики тревожности важно заранее готовить детей к подобным событиям, обсуждать с ними возможные затруднения, обучать конструктивным способам решения возникающих проблем.

Формирование осознанного отношения к школе определяется способом подачи информации о ней. Важно, чтобы сообщаемые детям сведения были не только понятны, но и прочувствованы ими. С этой целью в занятия включаются беседы о школе, чтение коррекционных сказок, экспрессионные этюды, развивающие, пальчиковые игры. Экспрессивные этюды вводятся для развития экспрессивной грамотности детей, умения понимать эмоции других людей и развития собственных средств выразительности.

Наиболее эффективно решить проблему дезадаптации к школьному обучению можно путём проведения профилактической работы с детьми старшего дошкольного возраста.

Через сказки (М.А. Панфилова «Лесная школа», О.В. Хухлаева «Сказка о котёнке Маше»,  Н.П. Слободяник «Памси») происходит знакомство со школьными атрибутами, правилами поведения, ролью учителя в школе. Ребёнок учится взаимодействовать с другими детьми, уступать в одних обстоятельствах, и не уступать в других. Эти качества обеспечивают адаптацию к новым условиям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Осуществление преемственности между дошкольным и начальным общим образованием.

Консультация для педагогов.

Преемственность – это непрерывный процесс воспитания и обучения ребёнка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода. Основное в концепции этого процесса – организация качественной подготовки дошкольника к обучению в школе.

Совсем недавно преемственность принято считать инструментом для обеспечения непрерывности в обучении и воспитании. Акцент делался на процесс передачи «эстафетной палочки». С одной стороны дошкольная ступень формирует фундаментальные качества ребёнка, которые служат основой успешного школьного обучения. С другой стороны, школа как преемник дошкольной ступени подхватывает достижения дошкольника и развивает накопленный им потенциал.

Анализ педагогического опыта в условиях реализации инновационных образовательных технологий требует сегодня перехода от концептуальных форм решения проблемы преемственности к практическим действиям. Основное противоречие кроется в несовпадении представлений о понятии «преемственность» у различных социальных групп.

Учителя, как правило, выражают недовольство тем, что ребёнок приходит к ним не обученный правилам и нормам школьного поведения. Воспитатели же считают, что дают каждому дошкольнику достаточный багаж знаний, чтобы успешно обучаться в школе. В школьной программе это содержание дублируется, и развитие определённых способностей ребёнка обрывается. Родители, в свою очередь, хотят всё и сразу, подвергая ребёнка форсированному обучению и лишая его возможности наиграться вволю в самый благодатный для игровой деятельности период.

С точки зрения психологов, «преемственность» на дошкольном этапе развития означает обеспечение предпосылки к школьному обучению, т.е. общую готовность ребёнка к школе без каких бы то ни было негативных последствий для психики.

Преемственность – это непрерывный процесс воспитания и обучения ребёнка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План работы по преемственности ДОУ и школы

 

                     Содержание работы

  Срок

Ответственный

1.      Содержание совместной работы воспитателей ДОУ и учителей школы

Взаимное посещение школы и детского сада (непосредственно образовательной деятельности, уроков).

Участие в педагогических советах.

Взаимное консультирование.

Изучение образовательной программы ДОУ и программы 1-го класса школы.

В течение года

Зам. зав. по ВМР

2.      Содержание работы по ознакомлению детей со школой

Экскурсия к зданию школы

сентябрь

Воспитатели подготовительной группы ДОУ

Экскурсия в библиотеку школы.

Беседа о школе.

Беседа о профессии учителя

октябрь

Чтение и рассказывание стихов о школе.

Рассматривание картин, отражающих школьную жизнь.

ноябрь

 

Изобразительная деятельность на тему школы.

Выставка детских работ «Что я знаю о школе».

Сюжетно-ролевая игра «Школа».

Словесные и дидактические игры школьной тематики.

Знакомство с пословицами и поговорками об учении.

Вечер загадок «Скоро в школу».

Рассматривание школьных принадлежностей и дидактическая игра «Собери портфель».

В течение года

Экскурсия в спортивный зал школы

декабрь

 

Экскурсия в класс, встреча с первоклассниками

по плану школы

Посещение праздника «Прощание с букварём».

Экскурсия в актовый зал школы.

январь

                        3. Содержание работы по взаимодействию с родителями

Консультация «Первые трудности, или как происходит адаптация детей к школе».

сентябрь

Зам. зав. по ВМР, педагог-психолог школы

Родительское собрание «Скоро в школу»

ноябрь

Зам. зав. по ВМР, учителя начальных классов

Консультация «Леворукий ребёнок».

январь

Консультация «Готовим руку к письму»

февраль

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Родительское собрание «Подготовка детей к школе»

Для родителей детей подготовительной группы

 

Собрание проводится в начале года.

Информационный блок.

Современная школа предъявляет к ребёнку повышенные требования: придя в первый класс, ребёнок должен уметь читать, считать, решать простые задачи, писать графический диктант. Как определить, готов ли ваш ребёнок к школе интеллектуально и эмоционально?

Ответьте на вопросы анкеты:

-Способен ли ребёнок следовать инструкции, полученной от взрослого? (Да, нет, иногда.)

-Способен ли ребёнок сконцентрировать внимание на выполнении задания на 15-20 мин? (Да, нет, иногда).

-Способен ли ребёнок познакомиться и общаться с другими детьми?

(Да, нет, иногда.)

-Способен ли он уступать, избегать конфликта? (Да, нет, иногда.)

-Способен ли ребёнок к самоконтролю, умеет ли исправлять допущенные ошибки? (Да, нет, иногда.)

-Умеет ли ребёнок читать? (Да, нет.)

-Умеет ли писать? (Да, нет.)

-Умеет ли решать простые задачи? (Да, нет.)

-Может ли составить рассказ по картинке? (Да, нет.)

-Может ли пересказать услышанный рассказ, сказку? (Да, нет.)

Если на все вопросы ответы утвердительные, можно сделать вывод, что ребёнок к школе готов. В детском саду, в рамках занятий по подготовке к школе, мы учим детей читать, считать, развиваем мелкую моторику, решаем логические задачи, предлагаем упражнения для развития памяти, внимания, мышления. Мы моделируем и разыгрываем ситуации, которые могут произойти с ребёнком в школе:

-ребёнок не может справиться с полученным заданием;

-поссорился с товарищем;

-ребёнку стало плохо (заболела голова, живот, тошнит);

-хочет спросить о чём-то учителя, но стесняется и т.д.

Дома вам следует продолжать готовить ребёнка к школе, но не перегружая его. Вполне достаточно двух упражнений, весёлых задач, элемента графического диктанта. После короткого занятия разыграйте ситуацию, которая может произойти именно с вашим ребёнком, обсудите её, помогите сделать правильные выводы.

Вопросы – ответы.

Как правило, на таком собрании родители задают вопросы.

«Какие пособия лучше выбрать для подготовки к школе?»

В настоящее время существует множество пособий, мы советуем выбирать авторские пособия, оформленные рисунками, с крупным шрифтом, понятно изложенными заданиями по развитию памяти, внимания, мышления, речи, с весёлыми задачами, головоломками, прописи.

На выполнение каждого задания давайте ребёнку определённое время. Научите его контролировать время с помощью песочных часов. Поощряй- те правильно выполненные задания, тактично указывайте на ошибки и помогайте их исправить.

«Сколько времени следует уделять подготовке к школе дома?»

Не более 20-30 минут. Если вы видите, что ребёнок устал, нет настроения заниматься дальше, переключите деятельность на игровую, позвольте ребёнку заниматься самостоятельно.

«Если ребёнок категорически отказывается заниматься дома, что делать?».

Предлагайте ребёнку небольшой объём занятий – не более 5 минут. Все занятия проводите в игровой форме: складывайте слоги и слова из макарон, считайте мыльные пузыри, решайте задачи, используя настоящие предметы, фрукты и овощи, пишите письма сказочным героям. Обязательно отвечайте на них печатными буквами, стимулируя ребёнка читать. Поощряйте самостоятельность, нестандартное мышление ребёнка. Помогайте правильно держать карандаш, ручку.

«Если ребёнок постоянно требует новых заданий и готов заниматься много, стоит ли его ограничивать?»

Если ребёнок не проявляет признаков усталости, не расстраивается из-за того, что какое-то задание не получается, воспринимает учёбу как привлекательную деятельность – строгих границ для занятий ставить не стоит. Старайтесь переключать ребёнка с одного вида деятельности на другой,  предлагайте разобрать ситуации, которые могут случиться в школе, спрашивайте, как он поступит, если:

-он кого-то обидит;

-его кто-то обидит;

-у него что-то заболит;

-он потеряет какую-то вещь;

-он не поймёт, как выполнить задание и т.д.

Организационные вопросы:

Попросите родителей закупить тетради для занятий, наглядные пособия, грамоты и призы для награждения.

Индивидуальная работа.

Ответить на частные вопросы родителей, обозначить проблемы, имеющиеся у детей, дать рекомендации, как с ними справиться. Если проблемы кажутся значительными, посоветовать обратиться к психологу, логопеду.

Если вы подойдёте к родительским собраниям неформально, творчески, родители станут вашими единомышленниками и помогут сделать жизнь детей в ДОУ ярче, разнообразнее и радостнее.

 

 

Практические рекомендации педагогам

подготовительных к школе групп

1.Формирование мотивов учения и положительного отношения к школе у детей 6-7 лет наиболее успешно происходит при использовании в воспитательно-образовательном процессе различных форм и методов работы, дающих возможность показать разные стороны школьной жизни: экскурсии в школу, беседы о ней, чтение рассказов и стихов школьной тематики, рассматривание картинок, отражающих школьную жизнь, и беседы по ним, рисование школы, игры, моделирующие школьную жизнь, совместные с младшими школьниками праздники.

2.Практическая деятельность взрослых совместно с детьми, сопровождаемая познавательными разговорами на школьную тематику, способствует формированию внутренней позиции школьника и адекватных ей познавательных и социальных мотивов учения.

3.При организации игры в школу лучше использовать сюжеты различного содержания: игра в школу после экскурсии (закрепление полученных знаний и представлений), моделирование школы будущего (формирование эмоционального отношения к школе, развитие творческого воображения и свободы мышления). Для поддержания интереса дошкольников в сюжет игр рекомендуется ввести роль Незнайки-ученика, который не хочет учиться, всем мешает, нарушает установленные правила.

4.В формировании у дошкольника мотивационной основы школьного учения решающую роль играет семья, так как отношение ребёнка к поступлению в школу во многом определяется отношением к этому событию их родителей. Поэтому при планировании работы по подготовке детей к школе особое внимание нужно уделить ориентации родителей на вопросы, обеспечивающие становление внутренней позиции школьника, и формирование на этой основе позитивного образа современной школы у родителей.

5.Для того чтобы взрослый (родитель, воспитатель) правильно понимал поведение и действия ребёнка и управлял ими, необходимо проводить ранжирование мотивов учения детей, чтобы знать какие мотивы доминируют в данной ситуации, формировать и поддерживать те из них, которые обеспечивают высокий уровень эффективности деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект экскурсии в школьную библиотеку

подготовительной к школе группы МБДОУ «Детский сад № 15».

 

Программное содержание:

1. Познакомить детей с трудом библиотекаря. Показать  значимость его труда.

2. Формировать любовь к книгам и бережное отношение к ним.

3. Углублять интерес к школе. Воспитывать умение проявлять инициативу и любознательность с целью получения знаний о школе.

Предварительная работа.

1.   Сообщить родителям о предстоящей экскурсии.

2.Заранее договориться с библиотекарем о времени экскурсии, получить разрешение директора школы на посещение библиотеки.

3.Беседа о книге (рассказать о происхождении слова «библиотека»; что книга состоит из обложки, страниц, иллюстраций, переплета и что у каждой книги есть название и автор).

4.Работа в уголке книги.

5.Разработка конспекта экскурсии.

Активизация словаря: библиотека, библиотекарь, книги, полки, стеллажи, читатель, формуляр, бережно, аккуратно, хранилище книг.

1. Вводная часть.

- Ребята, помните, мы недавно ходили с вами на экскурсию  к зданию школы, но в школу мы не заходили.

Сегодня мы тоже пойдем на экскурсию, но уже внутрь школы, в школьную библиотеку.

- Кто знает, что такое библиотека?

(Там много книг, там хранятся книги.)

- Да, библиотека – это хранилище книг. Мы сегодня убедимся в этом.

(закрепить правила поведения детей в общественном месте: не шуметь, говорить тихим голосом, вопросы задавать по одному и т.д.)

2. Основная часть.

-Ребята, мы с вами пришли в школьную библиотеку. Здесь красиво, чисто, уютно, много книг.

-Познакомьтесь, это библиотекарь …

(Дети знакомятся с библиотекарем, подходят к стеллажам с книгами, рассматривают их).

- Ребята, обратите внимание на книжные полки. Они называются «стеллажами»

- Что стоит на полках? (Книги).

- Обратите внимание, как аккуратно они расставлены на полках, все стоят ровными рядами. У всех книг аккуратный вид. Почему?

- Как надо относиться к книгам?

- Как нужно беречь книги?

- Для чего нужны книги?

- Еще раз скажите, ребята, что такое библиотека?

-Как называются люди, которые берут в библиотеке книги?

- Расскажите нам про свою работу.

-Я выдаю книги. Я постоянно общаюсь с читателями, отвечаю на их вопросы, советую, какую книгу прочесть. Ведь книга помогает юному читателю «выстраивать жизнь». Я рассказываю читателям о детских писателях, их новых книгах, знакомлю с последними номерами журналов для детей. Время от времени я устраиваю красочные книжные выставки, посвященные юбилею писателя или поэта. Эти выставки часто украшаются детскими рисунками. Иногда я приглашаю авторов известных и любимых ребятишками книг на встречу с маленькими читателями. Весной устраиваю самый большой праздник детской книги – «Книжкина неделя».

- Какими качествами должен обладать библиотекарь?

- Самое главное свойство его души – бескорыстная и бесконечная любовь к книгам.

Великолепная память – ведь библиотекарь должен прекрасно помнить, где находится та или иная книга. Общительность, знание литературных произведений, их авторов.

Кроме того, библиотекарь должен обладать выдержкой, умением слушать, тактичностью и внимательностью к читателям.

- Так в чем же, ребята, заключается работа библиотекаря?

- Ребята, давайте мы с вами тоже возьмем интересную книгу и почитаем ее в группе.

3. Заключительная часть.

- А сейчас, ребята, я загадаю вам загадки. Будьте внимательны!

1. Без языка, без голоса, а все расскажет    (книга).

2. Не куст, а с листочками, не рубаха, а сшита, не человек, а разговаривает   (книга).

3. Кто говорит молча?       (книга)

4. Ты беседуй чаще с ней, будешь вчетверо умней   (книга).

5.Мы стоим рядком на полке,

   нас немало – толстых, тонких,

   Помогаем детям мы стать разумными людьми.

   Нас ребята носят в класс, а лентяй не любит нас        (книги).

-Молодцы! Все эти загадки были о книгах.

 

 



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 15» «Теремок» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением социально-личностного развития детей»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 15» «Теремок» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением социально-личностного развития детей»

Аннотация. Актуальность. Главное, что необходимо ребёнку, - положительная мотивация к учению

Аннотация. Актуальность. Главное, что необходимо ребёнку, - положительная мотивация к учению

Но при всём уважении к родительским хлопотам можно с уверенностью сказать, что у будущего школьника забот куда больше, чем у папы с мамой: он открывает…

Но при всём уважении к родительским хлопотам можно с уверенностью сказать, что у будущего школьника забот куда больше, чем у папы с мамой: он открывает…

Взрослые полагают, что тем самым они прививают ребёнку заинтересованное отношение к школе

Взрослые полагают, что тем самым они прививают ребёнку заинтересованное отношение к школе

Задачи: - знакомство детей со школой и профессией учителя; -создание предметно-развивающей среды для ознакомления воспитанников со школой (дидактические и сюжетно-ролевые игры; -разработка сценариев экскурсий с…

Задачи: - знакомство детей со школой и профессией учителя; -создание предметно-развивающей среды для ознакомления воспитанников со школой (дидактические и сюжетно-ролевые игры; -разработка сценариев экскурсий с…

Практические рекомендации педагогам подготовительной к школе группы

Практические рекомендации педагогам подготовительной к школе группы

Речевое развитие Беседы: «Чем школа отличается от детского сада», «Что мы знаем о школе», «Для чего нужно учиться», «Кто учит детей?», «Скоро мы пойдём в…

Речевое развитие Беседы: «Чем школа отличается от детского сада», «Что мы знаем о школе», «Для чего нужно учиться», «Кто учит детей?», «Скоро мы пойдём в…

Основной этап. План осуществления проекта

Основной этап. План осуществления проекта

Приложение к проекту «Скоро в школу»

Приложение к проекту «Скоро в школу»

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «СОБЕРИ ПОРТФЕЛЬ»

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «СОБЕРИ ПОРТФЕЛЬ»

Анкета для родителей «Как вы готовите ребёнка к школе?»

Анкета для родителей «Как вы готовите ребёнка к школе?»

Как современные родители понимают «готовность ребёнка к школе»

Как современные родители понимают «готовность ребёнка к школе»

Профилактика школьной дезадаптации у детей старшего дошкольного возраста

Профилактика школьной дезадаптации у детей старшего дошкольного возраста

Это тоже усиливает тревожность и снижает самооценку

Это тоже усиливает тревожность и снижает самооценку

Осуществление преемственности между дошкольным и начальным общим образованием

Осуществление преемственности между дошкольным и начальным общим образованием

План работы по преемственности

План работы по преемственности

Родительское собрание «Подготовка детей к школе»

Родительское собрание «Подготовка детей к школе»

На выполнение каждого задания давайте ребёнку определённое время

На выполнение каждого задания давайте ребёнку определённое время

Практические рекомендации педагогам подготовительных к школе групп 1

Практические рекомендации педагогам подготовительных к школе групп 1

Конспект экскурсии в школьную библиотеку подготовительной к школе группы

Конспект экскурсии в школьную библиотеку подготовительной к школе группы

Как называются люди, которые берут в библиотеке книги? -

Как называются люди, которые берут в библиотеке книги? -

Проект "Скоро в школу"

Проект "Скоро в школу"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.03.2020