МОУ «Коротковская СОШ»
Детский сад «Улыбка»
Тема проекта:
«Слава хлебу на столе!»
Коротково, 2020 год
Вот он Хлебушек душистый,
Вот он теплый, золотистый.
В каждый дом, на каждый стол,
он пожаловал, пришел.
В нем здоровье наша, сила, в нем чудесное тепло.
Сколько рук его растило, охраняло, берегло.
В нем - земли родимой соки,
Солнца свет веселый в нем...
Уплетай за обе щеки, вырастай богатырем!
Автор: С. Погореловский
Проблема : Во время очередной прогулки дети подошли ко мне и спросили: «А что делают те большие трактора возле леса?». Я стала объяснять, что это комбайны, они убирают хлеб, на что у детей появились новые вопросы. Таким образом, у нас появилась проблема: откуда к нам приходит хлеб, какую роль он занимает в жизни людей.
Актуальность: С хлебом дети встречаются ежедневно и, возможно, поэтому у них теряется значимость этого главного продукта. В современном обществе многие люди стали забывать о том, что хлеб - это продукт человеческого труда, это символ благополучия и достатка. Именно хлебу отведено самое главное место на столе и в будни, и в праздники. Без него не обходится ни один приём пищи. Этот продукт сопровождает нас от рождения до старости. Ценность хлеба ничем нельзя измерить.
С хлебом связано много обрядов. Буханка хлеба и каждый его кусок, особенно первый, или крошка, воплощали собой долю человека; считалось, что от обращения с ними зависят его сила, здоровье и удача. Вместе с ребятами подготовительной группы мы решили, проследить весь путь хлеба: от зернышка до нашего стола. Данный проект позволяет в условиях воспитательно-образовательного процесса расширить знания детей о пользе хлеба, о его ценности, о тяжелом труде людей, выращивающих хлеб.
Цель проекта: Формирование целостного представления о процессе выращивания и приготовления хлеба у детей старшего дошкольного возраста. Воспитание бережного отношения к хлебу, к труду тех людей, благодаря которым хлеб появился на нашем столе.
Задачи проекта:
ü Уточнять знания детей о том, кто делает хлеб, где и из каких зерновых культур получают муку;
ü уточнить и расширить знания детей о процессе получения хлеба (зерно-колос-мука-тесто-хлеб); закрепить название профессий: тракторист, комбайнер, пекарь; расширить представление детей о многообразии хлебобулочных изделий;
ü Обогащать активный словарь детей специфическими терминами и названиями;
ü Закреплять словообразование родственных слов от слова «хлеб», употребление относительных прилагательных;
ü Развивать коммуникативные навыки, связную монологическую и диалогическую речь;
ü Развивать умение делать элементарные умозаключения и выводы;
ü Продолжать знакомить с картинами известных художников;
ü Познакомить с произведениями разных авторов, посвященных хлебу;
ü Развивать умения и навыки работы с пластичным материалом;
ü Познакомить со старинными русскими обычаями, связанными с хлебом;
ü Привлечь родителей к образовательному процессу в ДОУ.
Вид проекта: информационно – исследовательский, групповой, краткосрочный.
Участники: дети подготовительной группы, воспитатели, родители. В работе над проектом осуществлялось взаимодействие с музыкальным руководителем, руководителем по физическому воспитанию.
Сроки и этапы реализации: 12.10.2020 - 20.10.2020
Интеграция образовательных областей:
Познавательное развитие, художественно - эстетическое развитие, социально – личностное развитие, физическое развитие, речевое развитие.
Ожидаемый результат:
Дети:
· у детей сформировано представление о ценности хлеба;
· сформированы знания о том, как выращивали и изготавливали хлеб в старину и как это происходит сейчас, что хлеб – это итог большой работы многих людей;
· дети проявляют интерес к профессиям пекаря, комбайнера и к труду людей, участвующих в производстве хлеба;
· проявляют бережное отношение к хлебу.
Родители:
· проявляют интерес к образовательному процессу в ДОУ;
· принимают участие в развитии творчества, знаний и умений у детей;
· с желанием участвуют в жизни группы.
Педагоги:
· используют материалы проекта в образовательной деятельности.
Продукт проектной деятельности:
· альбом «Загадки, пословицы, поговорки о хлебе»;
· альбом «Как хлеб на стол пришел»;
· хлеб, испеченный своими руками;
· выставка изделий из соленого теста, аппликации «Колосок», рисунков «Золотые колоски».
I этап
Подготовительный
- Подбор методической, художественной литературы, иллюстративного материала о процессе выращивания и приготовления хлеба.
- Подбор материала для осуществления продуктивной, опытно – экспериментальной, исследовательской деятельности.
- Подбор мультимедийных презентаций, видеороликов для просмотра.
- Разработка конспектов НОД, бесед, игр и т.д.
- Выяснение уровня знаний детей о том, какой путь проходит зерно, чтобы стать хлебом.
- Совместное планирование деятельности.
- Привлечение родителей к реализации проекта.
II этап
Реализация проекта
Образовательная область |
Виды деятельности |
Участники деятельности |
Социально – коммуникативное развитие, речевое развитие |
1. Проблемно – игровая ситуация «Если исчезнет хлеб…» 2. Беседы: «Что мы знаем о хлебе?» «Хлеб всему голова» «Берегите хлеб!» 3. Интервью «Зачем нужен хлеб?» 4. Чтение художественной литературы: Михаил Пришвин «Лисичкин хлеб». Белорусская сказка «Лёгкий хлеб». Константин Ушинский «Два плуга». Шведская песенка «Отличные пшеничные». Русская народная сказка «Колосок». Э.Шим «Хлеб растёт». Д.Кугультинов «Кусок хлеба». Т.Аргези «Хлеб». Д.Родари «Чем пахнут ремёсла», «Какого цвета ремёсла». Ф.Шкулева «Молотьба». Ю.Ждановская «Нива». К.Паустовский «Тёплый хлеб». М.Глинская «Хлеб». Я.Дагутите «Руки человека», «Лето». А.Ремизов «Хлебный голос». Русская народная сказка «Крылатый, мохнатый да масляный». (В обработке И.В.Карнауховой). 5. Дидактические игры: «Кто больше назовет изделий из муки» «Подбери словечко» «Родственные слова» «Хорошо – плохо» (правила обращения с хлебом) 6. Создание альбома «Загадки, пословицы, поговорки о хлебе» 7. Драматизация сказки «Колобок» 8. Сюжетно – ролевые игры «Пекарня», «Булочная»
|
Воспитатель, дети Воспитатель, дети
Воспитатель, дети, родители Воспитатель, дети, родители
Воспитатель, дети, учитель-логопед
Дети, родители Воспитатель, дети Воспитатель, дети
|
Познавательное развитие |
1. Просмотр видеоролика «Как растет пшеница». 2. НОД «Откуда хлеб на стол пришел?». 3. Опытно – исследовательская деятельность: - рассматривание и сравнивание зерен пшеницы, ячменя, овса; - опыт «Как зерно превращается в муку» (с помощью кофемолки); - опыт «Посадка и выращивание пшеницы на окне» (начало); - рассматривание и сравнивание разных сортов муки, хлеба; - опыт «Как готовить тесто»; - приготовление хлеба своими руками; - игра «Узнай на вкус»; - приготовление хлеба в русской печке.
|
Воспитатель, дети Воспитатель, дети, учитель-логопед Воспитатель, дети, учитель-логопед, родители, повар
Родители, бабушки, дети |
Художественно – эстетическое развитие |
1. Рассматривание иллюстраций, фотографий, картин о хлебе. 2. Лепка хлебобулочных изделий из соленого теста. 3. Аппликация «Колосок». 4. Рисование «Золотые колоски». 5. Прослушивание песен: «Хлеб», «Баллада о хлебе», «Божья коровка, принеси нам хлеба», «Корочка хлеба». 6. Музыкальная игра «Каравай». |
Воспитатель, дети
Воспитатель, дети, музыкаль-ный руководи-тель
|
Физическое развитие |
1. Пальчиковые игры: «Тесто», «Колосок», «Пироги» и др. 2. Физкультминутки. 3. Психоэтюд «Колоски растут». 4. Подвижная игра «Что мы делали, не скажем, а что делали, покажем».
|
Воспитатель, дети, руководи-тель по физическому воспитанию
|
Итоговое мероприя-тие |
Праздничные посиделки «Слава хлебу на столе» (чаепитие) |
Воспитатель, дети, учитель-логопед |
III этап
Подведение итогов
Вывод
В ходе проектирования дети узнали, что хлеб является ежедневным продуктом, откуда берётся хлеб, как его делают, кто его растит и печёт. Прививалось уважение к труду взрослых, бережное отношение к хлебу. Дети приобретали знания, уточняли и углубляли представления о хлебе. Дети стали бережнее относиться к хлебобулочной продукции. У детей формировались навыки исследовательской деятельности, развивалась познавательная активность, самостоятельность, творчество, коммуникативные навыки, нравственные качества детей, обогащался активный словарь детей специфическими терминами и названиями. Использование метода проектов в работе с дошкольниками способствовало повышению самооценки ребенка. Работа над проектом привлекла родителей к образовательному процессу в детском саду.
Участвуя в проекте, ребенок ощущает себя значимым в группе сверстников, видит свой вклад в общее дело, радуется своим успехам.
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Аверьянова А.П. Изобразительная деятельность в детском саду. – М.2001 г.
2. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. – М.1999 г.
3. Комарова Т.С., Зарянова О.Ю., Иванова Л.И., Карзина Г.И., Милова О.М. Изобразительное искусство детей в детском саду и школе. – М.2000 г.
4. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб.,1997.
5. Придумай слово: речевые игры и упражнения для дошкольников (О.С.Ушакова, А.Г.Арушанова, Е.М.Струнина и др. – М., 1996.
6. Программа воспитания и обучения в детском саду. (Под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой – 2-е изд., испр.и доп.- М.2005.
7. 365 развивающих игр (сост. Беляков Е.А. – М.1999.
8. Коррекция речи и движения с музыкальным сопровождением. О.С.Боромыкова (изд. «Детство-пресс»
9. В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко Развитие связной речи. Фронтальные логопедические занятия по теме "Осень" для детей с ОНР.
10. Наглядно-дидактическое пособие "Расскажите детям о хлебе". Автор: Емельянова Э. Л.
11. Наглядно-дидактическое пособие "Откуда что берется. Хлеб". Автор: Емельянова Э. Л.
12. Наглядно-дидактическое пособие "Как наши предки выращивали хлеб". Автор: Емельянова Э. Л.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.