Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Центр детско-юношеский «Созвездие»
ПРОЕКТ
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
(профилактика девиантного
поведения)
«ЖИЗНЬ ПОД ГРИФОМ «СЕКРЕТНО»
Авторы-составители:
Семёнова Анна Сергеевна,
социальный педагог
Овсянникова Ольга Юрьевна,
методист, 1 КК
Екатеринбург, 2019
1. Пояснительная записка.
Проект «Жизнь под грифом «Секретно»» имеет социально-педагогическую направленность.
Профилактику необходимо рассматривать как комплексный, последовательный, систематический процесс, направленный на создание благоприятных условий для жизнедеятельности подростка и формирование у него сознательного отношения к собственному здоровью, формирование правовой грамотности. Проект направлен на развитие личностных качеств подростков и молодёжи, позволяющих успешно адаптироваться в социуме, проходить этапы социализации и личностного самоопределения.
Данный проект имеет конструктивно-позитивный характер. Это предполагает в меньшей степени демонстрацию негативных последствий рискованных поведенческих форм и в значительно большей степени - аргументацию в пользу ответственного отношения к здоровью, а также развитие навыков анализа ситуации и выбора оптимальных форм поведения.
Актуальность.
Начиная с подросткового возраста, учащиеся испытывают значительные трудности в межличностном взаимодействии и в адаптации к различным системам отношений: ученик-учитель, ученик-ученик, ребенок-родитель, ребенок-среда и т.д.
Кроме того, для подростков и старшеклассников характерна повышенная эмоциональная возбудимость. Юноши и девушки подвержены эмоциям, обидчивы, импульсивны, склонны к категоричным суждениям, к недостаточно продуманным поступкам, не могут адекватно оценить свои желания и реальные возможности.
Многим свойственно инфантильное отношение к жизни, отсутствие чувства ответственности за свои действия, пассивная общественная позиция, потребительское отношение к взрослым.
Все это в совокупности может привести к неустойчивости личности, подверженности к асоциальным группам и как следствие девиантному и даже делинквентному поведению, сопровождающемуся употреблению психоактивных веществ: табака, алкоголя и наркотиков.
Для того чтобы избежать подобных негативных личностных изменений, необходимо заниматься профилактикой, формированием позитивных установок, развитием навыков бесконфликтного поведения и т.д., что позволяет не допустить приобщения молодежи к зависимому поведению и проявлению отклоняющихся форм.
Идея проекта предполагает последовательную работу на разных уровнях решения проблемы – правовом, психологическом, личностном, социальном, медицинском, бытовом.
Предполагает четыре основных блока
1. Коммуникативный
2. Информационно-правовой
3. Социализация
4. ЗОЖ. Оздоровительный досуг.
Проект предполагает вовлечение узких специалистов по предлагаемой тематике и привлечение подростков с позитивным, либо в прошлом негативным опытом.
Принцип действия проекта – конструктивно-позитивная социализация. Поэтому затронуты такие темы:
1. Исследование и понимание самого себя. Кто я?
2. Правонарушения, влекущие уголовную ответственность (кражи, хищения, разбои, драки и т.п)
3. Проблемы детско-родительских отношений (разнообразные конфликты, как следствие, уход из дома, недопущение нахождения детей в ночное время в общественных местах без сопровождения взрослых)
4. Элементы профориентации. Основы финансовой грамотности.
5. Ранние половые связи и их последствия для здоровья (привлечение сторонних специалистов).
6. Оздоровительный досуг (привлечение внешних специалистов).
Считаем, что наибольший результат будет достигаться при фокусировании значительных усилий на преломлении еще только зарождающихся негативных тенденций, а не на борьбе с их последствиями.
Отличительные особенности от других профилактических проектов/программ.
Активное информационное воздействие дополняется возможностью получения адекватных услуг: от консультаций и общения с узкими специалистами по профилю изучаемых вопросов, до участия в мероприятиях Центра «Созвездия».
В основе проекта лежит предоставление актуальной и достоверной информации по проблеме.
Необходимо помнить, что при всех благих целях, любое воздействие будет предоставлять возможность выбора, тем самым обеспечивая соблюдение прав человека, формирование осознанного поведения, умение отвечать за свои слова и поступки.
В основе воздействия на человека лежат несколько стратегий:
- использование фактора страха (что может быть, если ты будешь делать так? Последствия: правовые, медицинские, психологические, социальные);
- отвлечение внимания (другая жизнь вокруг, более интересная и насыщенная);
- повышение информированности (разнообразие возможностей, если знаешь, владеешь информацией, умеешь применять полученные знания);
- убеждение (дистуты, общение «равный равному», беседы, и т.п.);
- формирование позитивных навыков (активное участие в акциях, встречи с интересными людьми, посещение мероприятий различной направленности).
Независимо от того, в каком сочетании и последовательности применяются эти способы, результат - изменение отношения, мотивации и поведения.
Проект предполагает возможность включения в процесс обучения не позже чем с третьей встречи, давая тем самым формированию доверительных отношений в группе.
Проект ориентирован на развитие социально-личностных характеристик: знаний правил поведения, рефлексии поступков других людей, анализ социальной действительности, формирование планов собственных действий, развитие эмоциональной устойчивости, сопереживания, формирование открытого и уважительного отношения к себе и другим, способности уживаться с другими людьми и осуществлять совместную деятельность.
Новизна и особенность.
Название проекта «Жизнь под грифом «Секретно» предполагает создание некоего секретного материала, который планируется накапливать от занятия к занятию, пересматривать, анализировать участникам проекта. Для этого предлагается каждому участнику пластиковая папка на кнопке. Так как это секретная папка, то на ней нет фамилии и имени, а только некий символ (шифр), который придумывает сам участник и в последствии идентифицирует папку по нему. Если хозяину папки потребуется обратная связь по какому-либо вопросу, он может оставить флаер «обратная связь», где определит интересующий его вопрос (флаеры находятся в свободном доступе на каждом занятии). Ведущий должен к следующей встрече дать ответ.
По согласованию с участниками, папки находятся только у ведущего, выдаются вначале и сдаются по окончанию встречи.
Адресат.
Проект «Жизнь под грифом «Секретно»» рассчитан на подростков от 13 до 18 лет. Реализация проекта планируется по запросу образовательных организаций Орджоникидзевского района с подростками, состоящими на учете в ТКДН и ЗП, подростками из семей СОП.
Психофизические особенности возраста 13-18 лет. Происходят существенные изменения в личностном и психофизиологическом развитии. В начале периода формируется новое представление о себе, о своих возможностях, самооценка зависит от мнения окружающих.
Происходит формирование мировоззрения, собственных моральных установок, системы ценностей и требований, которые определяют характер взаимоотношений со взрослыми и сверстниками. Появляется способность противостоять влиянию окружающих, отвергать те или иные требования не неприемлемые для подростка или юноши. Наблюдается целеустремленность, готовность к сложной деятельности, в том числе и монотонной работе.
Существенное влияние на личностное развитие оказывает полноценное общение со сверстниками. Поэтому основным направлением деятельности педагога является оптимизация общения ребенка со сверстниками и взрослыми, формирования у него чувства собственного достоинства и уверенности в себе.
Несформированность базовых новообразований, таких как, доверие к миру, самостоятельность, инициатива, ответственность, уверенность в себе, на каждом последующем возрастном этапе приводит к регрессии и проявляется в инфантильных детских иждивенческим формам поведения. Наряду с этим возрастает общая тревожность, опустошенность, чувство одиночества, безысходности. Появляется застенчивость, проблемы в общении, чувство ущербности вызывает враждебность к окружающим, агрессию.
При благоприятных условиях развития подросток способен к реализации личностного потенциала, у него формируется устойчивая самооценка и к концу старшего школьного возраста он готов к профессиональному, социальному и личностному самоопределению.
Объём.
Проект рассчитан на 18 встреч.
Формы организации.
Проект реализуется в очной форме обучения.
Оптимальное количество 15 человек.
Встречи организуются в форме интерактивных, комплексных встреч, включающих теоретическую часть, осуществляемую в форме лекций, бесед и практическую – предполагающую игры, индивидуальные задания, упражнения в парах, упражнения в малых группах, тренинги.
2. Цель и задачи.
Цель проекта: развитие социального интеллекта и личностных качеств человека, способствующих самоопределению и успешной социализации.
Достижению этой цели способствует решение следующих задач:
• обучать приемам и методам конструктивного общения;
• обучать приемам и техникам саморегуляции поведения и эмоциональной устойчивости;
• обучать алгоритмам принятия ответственного решения и планирования собственной деятельности;
• обучать приемам уверенного поведения и противостояния групповому давлению;
• способствовать формированию уважительного отношения к окружающим;
• развивать навыки критического и креативного мышления; развивать способность к сопереживанию.
3. Содержание проекта.
№ |
Название раздела и всех тем |
Количество встреч |
1 |
Знакомство. Формирование доверительных отношений. Входящая диагностика. |
3 |
1.1 |
Введение. «Давай знакомиться». |
1 |
1.2 |
«Кто я?». |
1 |
1.3 |
«Секреты моего характера». |
1 |
2. |
Коммуникация. «Я и мир социальных отношений». |
3 |
2.1 |
«Особенности стилей коммуникации». |
1 |
2.2 |
«Я иду на конфликт». |
1 |
2.3 |
«Секреты дипломата». |
1 |
3. |
Правовой ликбез. |
4 |
3.1 |
«Мои обязанности и права». |
1 |
3.2 |
«Что будет? Если….». |
2 |
3.3 |
«Могу ли я изменить ситуацию?». |
1 |
4. |
Социализация. «Мои планы на жизнь». |
3 |
4.1 |
«Как я вижу свою жизнь». Элементы профориентации. |
1 |
4.2 |
«Финансовая грамотность». |
2 |
5. |
ЗОЖ. Оздоровительный досуг. «Старая тема на новый лад». |
3 |
5.1 |
«Здоровье, о котором молчат взрослые или ответы на трудные темы». |
1 |
5.2 |
«Секреты психологического здоровья» |
1 |
5.3 |
«Оздоровительный досуг». Игра «Лазертаг». |
1 |
6. |
Подведение итогов. «Гриф «Секретно» снят?». |
2 |
6.1 |
« Что изменилось во мне за год? Был ли смысл учиться новому?» Диспут с привлечением участников, не посещавших проект. |
1 |
6.2 |
«Мне есть к чему стремиться…» |
1 |
|
Всего |
18 |
4. Условия реализации.
Материально-техническое обеспечение:
- Ноутбук, проектор;
- Флипчарт либо школьная доска;
- Фломастеры, ручки, карандаши;
- Папка пластиковая на кнопке.
- Ватманы;
- Бумага А4, стикеры.
Требование к помещению:
- помещение всегда должно быть одним и тем же, иначе нарушается ощущение безопасности;
- помещение должно быть не проходным и не просматриваемым для посторонних;
- стулья должны быть легко перемещаемыми и не скрепленными друг с другом;
- Оценочные материалы:
Инструментарий мониторинга эффективности проекта
Цель мониторинга: отследить, проанализировать и оценить результативность индивидуального развития участника проекта и эффективность учебно-воспитательного процесса.
В содержание педагогического мониторинга входит:
- изучение уровня обучения;
- учёт посещаемости и наполняемости группы;
- изучение мотивационных, и лидерских характеристик участников проекта;
Список литературы.
1.
Арбузова Е.Н. Практикум по психологии общения. /
Анисимов А.И., Шатровой О.В. СПб.: Речь, 2008. 272 с.
2. Березина С.В., Предупреждение подростковой и юношеской наркомании и алкоголизма. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003г.
3.
Вачков И.В. Групповые методы в работе школьного
психолога: учебно-методическое пособие. М.: Изд-во Ось-89, 2002. 224 с.
4. Жиляев А.Г., Палачёва Т.И. «Формирование жизненных ценностей и развитие поведенческих навыков у учащихся» 5-6,7-9 классов.
5.
Лидерс
А.Г. Психологический тренинг с подростками:
учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2001. 256 с.
6.
Максимова Н.Л. Психологическая профилактика алкоголизма у
несовершеннолетних: Учеб. пособие. - Ростов н/Д: Феникс, 2000г.
7. Методическое пособие по информационно – профилактической программе «Сталкер» Н.А. Зубовой, В.Ю. Лединой
8. Психогимнастика в тренинге / под ред. Н.Ю. Хрящевой. СПб.: Речь, 2006. 256 с.
9. Родионова А. «Интеллект-тренинг. Для всех возрастов» изд. Питер 2005
10. Сирота И. А., Ялтонский В.М., Зыков О. В. и др. Концептуальная программа профилактики злоупотребления наркотиками и другими психоактивными веществами. М. 2001 г.
11. Сирота Н.А., Ялтонский В.М. Программа формирования здорового жизненного стиля. — М, 2000 г.
12. Сирота Н.А., Ялтонский В.М. Психолого-педагогические проблемы воспитания несовершеннолетних. Психология и педагогика в образовательной и социальной сферах. М.2000г
13. Сирота Н.А., Ялтонский В.М. «Эффективные программы профилактики зависимости от наркотиков и других форм зависимого поведения» для 9-11 классов.
14. Тихомирова Л.Ф. «Развитие познавательных способностей детей» - Ярославль: Академия развития, 1997 г.
15. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: практическое пособие: пер. с нем.: т.1. –Генезис, 1998
Сведения о разработчиках проекта.
ФИО: Овсянникова Ольга Юрьевна
Место работы, должность: МБУ ДО ЦДЮ «Созвездие» г.Екатеринбург, методист.
Квалификационная категория: Первая квалификационная категория
Образование: Свердловское городское дошкольное педагогическое училище № 3, присуждена квалификация «Воспитатель детского сада», диплом ЛТ № 474606, рег № 158 (1988 год);
ГОУ ВПО «Уральский государственный технический университет – УПИ», присуждена квалификация «Менеджер», по специальности «Менеджмент», специализация «Управление человеческими ресурсами», диплом ВСА 0042910, рег. № 169968, (2003 год).
Общий стаж работы 31 год, педагогический стаж -15 лет
Контактный телефон: +7-908-908-44-07
Адрес электронной почты ovsyannikova.olga@ekb-sozvezdie.ru
ФИО: Семёнова Анна Сергеевна
Место работы, должность: МБУ ДО ЦДЮ «Созвездие» г.Екатеринбург, социальный педагог.
Квалификационная категория: нет
Образование: Московский государственный открытый педагогический университет им. М.А.Шолохова, присуждена квалификация «Педагог-психолог. Социальный педагог», диплом ВСБ 0202973, рег.№ 632, (2003 год).
Общий стаж работы 16 лет, педагогический стаж -3 года
Контактный телефон: +7-904-169-49-37
Адрес электронной почты semenova.anna@ekb-sozvezdie.ru
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.