Проект: «Создание комплексно – целевой программы управления качеством образования с учетом требований ФГОС»
Выполнила: Пашиц Оксана Вадимовна
1.Перечень требований к качеству образования на основании ФГОС
Государственный стандарт определяет обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников. Таким образом, качество образования – это уровень успешности социализации гражданина, а также уровень условий освоения им образовательной программы школы (образовательного учреждения).
Качество обучения в контексте реализации ФГОС является важной интегральной характеристикой, которая отражает:
- степень соответствия педагогических и рабочих процессов в ОУ, выраженных в форме показателей и критериев, определённым установленным государственным требованиям, реальным достижениям и индивидуальным социальным ожиданиям;
- степень усвоения содержания учебного материала, морального умственного и физического развития, которого обучающийся достиг в соответствии со своими индивидуальными желаниями и способностями.
Таким образом, качество образования в условиях реализации ФГОС является ключевым показателем успеха образовательного учреждения.
Ключевыми требованиями к качеству образования являются:
- качество содержания образования;
- качество методического обеспечения образовательного процесса;
- качество материально-технического обеспечения образовательного процесса;
- профессиональный уровень педагогов;
- положительная мотивация обучающихся;
- качество знаний, умений, навыков и способов самостоятельной деятельности учащихся;
- качество системы диагностики в образовательном учреждении, контроля и оценивания знаний, умений, навыков и способов самостоятельной деятельности учащихся;
- качество внутриучрежденческого контроля.
В рамках реализации ФГОС качество образования предъявляет требования к целевым программным компонентам, к учебной среде, к ожидаемым результатам.
Основной целью образовательных программ является обеспечение запланированных результатов для достижения выпускниками на каждом уровне образования определённых навыков, знаний, умений, компетенций и способностей, которые, в свою очередь, определяются личными, социальными, семейными, государственными потребностями каждого ребёнка, его индивидуальными особенностями и состоянием здоровья. Таким образом, формируются определённые универсальные учебные действия (УУД), которые отображают индивидуальные или личностные результаты, метапредметные показатели и предметные результаты.
Стандарт устанавливает требования к личностным, метапредметным, предметным результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования:
Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования с учётом общих требований Стандарта и специфики изучаемых предметов, входящих в состав предметных областей, должны обеспечивать успешное обучение на следующей ступени общего образования.
Критерии эффективности:
Во время реализации базовых образовательных программ в образовательном
учреждении предъявляются следующие требования: должны определяться финансовые,
кадровые, материальные, технические и другие условия, при которых должно
осуществляться овладение учебным материалом. С целью решения
задач освоения образовательных программ, дальнейшего самоопределения и решения
проблемных задач, в школе должны быть созданы условия для обучения инвалидов,
детей с ограниченными возможностями и особенностями развития (коррекционная
работа, индивидуальные программы, дистанционные методы обучения).
Управление качеством образования складывается из качества образовательной среды и качества результатов.
Создание
среды, которая является критерием эффективности внедрения этих стандартов
обеспечивает:
• защиту и укрепление психологического, физического и социального здоровья
детей;
• стремление к достижению целей образовательного процесса, его высокое
качество, духовное и нравственное воспитание, открытость и доступность для учащихся
и их родителей;
• развитие детей на основе психофизиологических возрастных особенностей
Таким образом, основными задачами становятся конструирование образовательной среды школы, стимулирование и поддержка инициатив педагогов, учащихся, родителей и социальных партнеров, направленных на формирование комплекса ключевых компетентностей выпускника образовательного учреждения и повышения качества образования в целом.
Диаграмма Исикавы
Требования, влияющие на качество образования и условия достижения оптимальных конечных результатов
2. Создание комплексно–целевой программы управления качеством образования
Дерево целей двух уровней для управления качеством образования
Комплексно–целевая программа управления качеством образования
№ |
Направление деятельности |
Мероприятие |
Сроки реализации программы |
|||||||||||
месяц, год 2020-2021 уч. год |
||||||||||||||
9 |
10 |
11 |
12 |
01 |
02 |
03 |
04 |
05 |
06 |
07 |
08 |
|||
1 |
Развитие кадрового потенциала
|
Организация повышения квалификации педагогических кадров |
||||||||||||
обучение на курсах ПК; |
х |
х |
х |
|
|
|
х |
|
|
х |
|
|
||
дистанционное обучение; |
|
|
|
х |
х |
|
|
х |
х |
|
х |
х |
||
организация методической работы в ОУ |
|
х |
|
|
|
х |
х |
|
|
х |
|
|
||
Вовлечение педагогов в инновационную деятельность |
||||||||||||||
мониторинг усвоения программ учащимися; |
|
|
|
|
|
х |
|
|
|
|
|
х |
||
обобщение опыта работы на различных уровнях; |
|
|
х |
|
х |
|
|
|
х |
|
|
х |
||
рейтинговая оценка труда педагогов |
|
|
|
х |
|
|
|
|
|
|
х |
|
||
аттестация педагогических кадров |
|
|
|
|
|
|
х |
х |
|
|
|
|
||
2 |
Совершенст вование методов оценивания достижений учащихся |
внедрение кейс методов |
|
х |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
конкурс портфолио учащихся |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
|
|
|
||
конкурс «Ученик года» |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
х |
|
|
||
3 |
Совершенст вование модульной организации учебного процесса |
внедрение компьютерной программы составления расписания занятий |
уже внедрено в ОО |
|||||||||||
формирование содержания образовательных программ по индивидуальным учебным планам |
сформированы на 01.09.2020 |
|||||||||||||
4 |
Увеличение количества внеклассных и досуговых мероприятий, предоставляющих возможности для самореализа ции учащихся |
Планирование и реализация программ внеурочной деятельности, в том числе дополнительного образования |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
заключение договоров сетевого сотрудничества с учреждениями дополнительного образования и культуры |
заключено на 01.09.2020 |
|||||||||||||
5 |
Создание широкого проектного пространства для учащихся, включающего в себя различные направления: гуманитарные, естественно-научные, социальные |
осуществление проектной деятельности учащихся по различным направлениям , включая предметную и социально-культурную тематику - участие в очных и заочных конкурсах научно-исследовательских работ, конференциях, научных чтениях. |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
6 |
Проведение мониторинга психо-физиологического развития учащихся |
психолого-педагогическая диагностика (тестирование); - диагностика физического развития (тестирование) |
х |
|
|
|
|
х |
|
|
|
|
|
х |
7 |
Внедрение информационных технологий в образовательный процесс |
переход на ведение документации ОУ в электронной форме; |
уже внедрено в ОО |
|||||||||||
создание единого информационного пространства ОУ; |
||||||||||||||
ведение блогов ОУ о деятельности в социальных сетях: ВК, Jnstagram и т.д. |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
||
использование возможностей сети Интернет в обучении и участии в различных творческих конкурсов как учащихся, так и педагогов |
в течении всего учебного года |
|||||||||||||
8 |
Работа с родителями |
проведение родительских собраний |
х |
|
|
х |
|
|
х |
|
|
|
|
х |
организация и проведение консультаций, лекториев по запросам родителей |
|
|
х |
|
|
х |
|
|
|
|
х |
|
||
привлечение родительской общественности в управляющий совет ОУ |
х |
|
|
|
х |
|
|
|
х |
|
|
|
||
9 |
Мониторинг качества образования в ОУ: аналитичес кая и диагностическая деятельность, диагностика текущей результатив ности образовательного процесса. |
анализ нормативно-правовой базы: ревизия существующих локальных актов и создание новых |
х |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
х |
организация и проведение мониторинга уровня удовлетворённости образовательными услугами учащимися |
|
|
|
х |
|
|
|
|
х |
|
|
|
||
организация и проведение мониторинга уровня удовлетворённости образовательными услугами родителями |
|
|
|
|
х |
|
|
|
|
х |
|
|
||
разработка стратегии и тактики деятельности ОУ по повышению качества образования |
|
х |
х |
|
|
х |
х |
х |
|
|
х |
х |
||
создание информационно-экспертной системы для сведения, обобщения, анализа и классификации мониторинговых исследований |
|
|
|
|
х |
|
|
|
|
|
|
х |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.