Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 16 «Родничок» города Янаул
муниципального района Янаульский район Республики Башкортостан
Автор: воспитатель Даутова Венера
Хамбаловна
г.Янаул 2019г.
Вид проекта: практико-ориентированный.
Время реализации:сентябрь 2019 г. – ноябрь 2019 г.
Участники: воспитатели группы, младший воспитатель, родители воспитанников.
Место проведения: МАДОУ ДС №16 «Родничок» г.Янаул,РБ
Актуальность:
В связи с введением новых федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации вопрос создания предметно-развивающей среды в детском саду на сегодняшний день стал особенно актуальным. Организация развивающей среды должна строиться таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.
Данный проект позволяет увидеть, что предметно-развивающая среда несет в себе огромные возможности педагогического воздействия на ребенка. Она обеспечивает повышенную двигательную активность и растущую познавательную деятельность.
Проект может быть полезен для методистов, педагогов дошкольных учреждений, родителей и применяться в ДОУ любого типа.
I этап – подготовительный
(поисково-аналитический)
Проблема: в нашей группе создана предметно-развивающая среда, но она не отвечает в полной мере федеральным государственным требованиям и не несёт той положительной роли в развитии детей, которую могла бы нести. Присутствует некоторая перенасыщенность в одном из направлений и недостаточность в другом направлении, то есть наличие дисбаланса в оформлении и практическом применении оборудования и игр, используемых детьми.
Задачи проекта:
1. Изучить и внедрить в практику новые подходы к организации предметно- развивающей среды в группе, обеспечивающие полноценное развитие младших дошкольников в рамках основной общеобразовательной программы «От рождения до школы».
2. Оформить интерьер позволяющий реализовать задачи общего и эстетического развития детей младшего дошкольного возраста.
3. Создать условия для обеспечения разных видов деятельности младших дошкольников (игровой, двигательной, самостоятельной, творческой, художественной, театрализованной и др.).
4. Создать комфортные и безопасные условия пребывания воспитанников, соответствующие санитарно-гигиеническим нормам.
5. Расширить двигательное пространство, для увеличения двигательной нагрузки.
6. Создать мобильную, трансформируемую обстановку в помещениях группы.
7. Увеличить возможности для познавательно-исследовательской
деятельности, экспериментирования.
Одно из важнейших условий успешного воспитания и обучения детей является предметно-развивающая среда в группе.Правильно организованная развивающая среда позволяет каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и со сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это и лежит в основе развивающего обучения. Свободная деятельность детей помогает им самостоятельно осуществлять поиск, включаться в процесс исследования, а не получать готовые знания от педагога, это позволяет развивать такие качества, как любознательность инициативность, самостоятельность, способность к творческому самовыражению.
Предполагаемый результат:
Материалы и оборудование должны создавать оптимально насыщенную целостную, многофункциональную, трансформирующуюся среду и обеспечивать реализацию основной общеобразовательной программы в совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственной образовательной деятельности, но при проведении режимных моментов.
При создании предметно-развивающей среды мы руководствовались следующими принципами:
• Полифункциональности среды: предметно-развивающая среда должна открывать множество возможностей, обеспечивать все составляющие образовательного процесса, и в этом смысле должна быть многофункциональной.
• Трансформируемости среды: это возможность изменений, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства.
• Вариативности среды.
• Соответствия среды образовательной программе.
• Дистанции при взаимодействии: организация пространства для общения с ребенком «глаза в глаза».
• Стабильности и динамичности: обеспечивает сочетание привычных и неординарных элементов эстетической организации среды; индивидуальная комфортность и эмоциональное благополучие каждого ребенка.
• Комплексирования и гибкого зонирования: построение межпересекающихся сфер активности.
• Открытости-закрытости: готовность среды к изменению, корректировке, развитию.
• Половых и возрастных различий детей.
Важнейшим требованием к среде является учет особенностей развития всех видов детской деятельности. Предметная среда должна быть информативна, удовлетворять потребность ребенка в новизне и экспериментировании.
Среда должна являться средством реализации творческих умений и навыков ребенка.
Активное использование среды ребенком, ее познание, изучение зависит от подготовленности и компетентности взрослого. Ребенок и взрослый действуют вместе и им должно быть удобно в этой предметной среде.
Цель взрослого в предметной среде содействовать развитию ребенка как личности.
Это предполагает решение следующих задач:
• обеспечить чувство психической защищенности - доверия ребенка к миру, радости существования;
• формирование начал личности (базис личностной культуры); развитие индивидуальности.
• Обеспечить легкую степень адаптации ребенка к ДОУ.
При создании предметно-развивающей среды мы учитывали гендерную специфику и обеспечили среду как общим, так и специфичным материалом для девочек и мальчиков.
Так же развивающая среда должна подбираться с учетом принципа интеграции образовательных областей. Материалы и оборудование для одной образовательной области могут использоваться и в ходе реализации других областей.
Воспитание и развитие происходит эффективнее, если для этого созданы определенные условия в детском саду. Предметно-развивающая среда создается, чтобы обеспечить полноценное физическое, познавательное и социальное развитие ребенка.
Развивающая среда – это комфортность и безопасность обстановки, обеспечение самостоятельной индивидуальной деятельности, обеспечение возможностей для исследования, обеспечение возможности укрепления физического и психического здоровья детей.
Требования ФГОС к развивающей предметно-пространственной среде:
1. предметно-развивающая среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала.
2. доступность среды, что предполагает:
2.1 доступность для воспитанников всех помещений организации, где осуществляется образовательный процесс.
2.2. свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающих все основные виды деятельности.
II этап – практический
(организация деятельности в рамках проекта)
Формы проведения проекта
• Тематические родительские собрания
• Просмотр журналов, интернета, содержащих предметно-развивающую среду
• Экскурсии по ДОУ
III этап – презентационный
(презентация материалов проекта)
Учитывая требования ФГОС ДОО созданию предметно - пространственной развивающей среды и обеспечения условий для максимальной организации образовательного пространства, впервой младшей группе МАДОУ ДС №16 «Родничок» г. Янаул РБ оформлены следующие центры развития:
Уголок спорта
Задачи: Создать условия для занятия физическими упражнениями в группе, стимулирование желание детей заниматься двигательной деятельностью. Воспитывать у детей осознанное отношение к своему здоровью. Укрепление мышц нижних и верхних конечностей, профилактика плоскостопия; Профилактика простудных заболеваний; Укрепление мышц спинного позвоночника, предупреждение сколиоза.
Оборудование и материалы, которые должны быть в уголке: коврики, дорожки массажные, со следочками (для профилактики плоскостопия); палка гимнастическая; мячи; корзина для метания мечей; обручи; кегли; дуга; скамейка; мешочки с грузом (150-200 гр.); платочки, флажки, доска гладкая и ребристая; скакалка; кубы; мат гимнастический; шнур длинный и короткий; лестница гимнастическая; ленты.
Уголок по изобразительной деятельности
Задачи: Развивать интерес, внимание, любознательность, эмоциональный отклик детей на отдельные эстетические свойства и качества предметов окружающей действительности.
Оборудование и материалы, которые должны быть в уголке: мольберт; наборы цветных карандашей; наборы фломастеров; шариковые ручки; гуашь; акварель; цветные восковые мелки и т.п.; кисточки - тонкие и толстые, щетинистые; баночки для промывания ворса кисти от краски; бумага для рисования разного формата; салфетки из ткани, хорошо впитывающей воду, для осушения кисти; губки из поролона; салфетки для рук; пластилин, глина; доски для лепки; большие клеёнки для покрытия столов; навесные валики с рулонами бумаги; школьные мелки для рисования на доске и асфальте или линолеуме
Книжный уголок
Задачи:Формирование навыка слушания, умения обращаться с книгой; Формирование и расширение представлений об окружающем.
Оборудование и материалы, которые должны быть в уголке:Стеллаж для книг, стол и два стульчика, мягкий диванчик, ширма, отделяющая уголок от зон подвижных игр; Книжки по программе, любимые книжки детей, книжки-малышки, книжки-игрушки; Альбомы для рассматривания: “Профессии”, “Времена года”, “Детский сад” и т.д.
Уголок конструирования
Задачи: развивать представления об основных свойствах объемных геометрических, в основном крупных, форм (устойчивость, неустойчивость, прочность), в приобретении умений воссоздать знакомые предметы горизонтальной плоскости (дорожки, лесенки, стульчики и т.д.), развиватьнавыки сотворчества со взрослыми самостоятельного творчества, развивать мелкую моторику пальцев, рук, в приобретении умения строить мебель, горки, дома. Учить понимать видоизменяемость, вариативность конструкции, возможность строительства не только по горизонтали, но и по вертикали. Уметь анализировать объект, видеть основные части детали, составляющие сооружения, возможность создания их из различных форм.
Оборудование и материалы, которые должны быть в уголке: Материалы для конструирования: пластмассовые конструкторы с разнообразными способами крепления деталей (в течение года желательно использовать 2-3 новых); строительные наборы с деталями разных форм и размеров; мягкие модули; коробки большие и маленькие; ящички; бросовый материал: чурбачки, цилиндры, кубики, брусочки с просверленными дырками; маленькие игрушечные персонажи (котята, собачки и др.), машинки, для обыгрывания. Материалы для ручного труда: бумага разных видов (цветная, гофрированная, салфетки, картон, открытки и др.); вата, поролон, текстильные материалы (ткань, верёвочки.шнурки, ленточки и т.д.); проволока в цветной оболочке; природные материалы; инструменты: ножницы с тупыми концами; кисть; клей.
Уголок дидактических игр
Задачи: Развитие мышления и пальчиковой моторики. Освоение операций вкладывания, наложения, соединения частей в целое; Развитие зрительного восприятия и внимания. Формирование обследовательских навыков; Знакомство с геометрическими фигурами и формами предметов; Обучение группировки предметов по цвету, размеру, форме; Выявление отношения групп предметов по количеству и числу (много, мало, один); Развитие способности использовать речь для определения смысла своих действий; Формирование умения группировать предметы, последовательно составлять картинки; Обогащение активного словаря детей; Формирование умения описывать и называть предметы на картинках.
Оборудование и материалы, которые должны быть в уголке:
Материалы по сенсорике и математике
1. Крупная мозаика, объемные вкладыши из 5-10 элементов, сборные игрушки, пирамидки (из 6-10 элементов), шнуровки, игры с элементами моделирования и замещения, лото, парные картинки и другие настольно-печатные игры.
2. Нетрадиционный материал: закрытые емкости с прорезями для заполнения различными мелкими и крупными предметами, крупные пуговицы или косточки от счетов для нанизывания.
3.Ковролиновое полотно, наборное полотно, магнитная доска.
4. Комплект геометрических фигур, предметов различной геометрической формы, счетный материал на “липучках”.
5. Различные мелкие фигурки и нетрадиционный материал (шишки, желуди, камушки) для счета.
6. Блоки Дьенеша.
7. Палочки Кюизенера.
8. Матрешки (из 5-7 элементов), доски-вкладыши, рамки-вкладыши, набор цветных палочек (по 5-7 каждого цвета).
9. Набор объемных тел для сериации по величине из 3-5 элементов (цилиндров, брусков и т.п.).
10. Разрезные (складные) кубики с предметными картинками (4-6 частей).
11. Разрезные предметные картинки, разделенные на 2-4 части (по вертикали и горизонтали).
Материалы по развитию речи и познавательной деятельности.
1.Наборы картинок для группировки, до 4-6 в каждой группе: домашние животные, дикие животные, животные с детенышами, птицы, рыбы, деревья, цветы, овощи, фрукты, продукты питания, одежда, посуда, мебель, транспорт, предметы обихода.
2. Наборы предметных картинок для последовательной группировки по разным признакам (назначению и т.п.).
3. Серии из 3-4 картинок для установления последовательности событий (сказки, социобытовые ситуации).
4. Серии из 4 картинок: части суток (деятельность людей ближайшего окружения).
5. Серии из 4 картинок: времена года (природа и сезонная деятельность людей).
6. Сюжетные картинки крупного формата (с различной тематикой, близкой ребенку, - сказочной, социобытовой).
Уголок сюжетно-ролевых игр
Задачи: Формирование ролевых действий; Стимуляция сюжетно- ролевой игры; Формирование коммуникативных навыков в игре; Развитие подражательности и творческих способностей.
Оборудование и материалы, которые есть в уголке:кукольная мебель для комнаты и кухни; гладильная доска; атрибуты для игры в “Дом”, “Парикмахерскую”, “Больницу”; куклы крупные (35-40 см), средние (25-35 см); куклы девочки и мальчики; игрушечные дикие и домашние животные; наборы кухонной и чайной посуды; набор овощей и фруктов; машины крупные и средние;грузовые и легковые; телефон, руль, сумки, утюг, молоток и др.; кукольные коляски; игрушки-забавы с зависимостью эффекта от действия (неваляшка, т.п.)
Театр
Задачи: Формирование навыков слушания; Развитие творчества детей на основе литературных произведений.
Оборудование и материалы, которые должны быть в уголке: Театр настольный, небольшая ширма и наборы кукол (пальчиковых, плоскостных и др.); театр, сделанный воспитателем (конусы с головками-насадками, маски, декорации); театр-драматизации – готовые костюмы, маски для разыгрывания сказок, самодельные костюмы; могут находиться книги (или рядом находится книжный уголок).
Раздевалка и стендовый материа
Задачи: Формирование навыков самообслуживания, умения одеваться и раздеваться, застегивать и расстегивать пуговицы; Формирование навыков общения, умения приветствовать друг друга, прощаться друг с другом; Привлечение к процессу воспитательной работы родителей, создание содружества педагогов и родителей.
Оборудование и материалы, которые должны быть в уголке: Шкафчики с определителем индивидуальной принадлежности (яркими картинками и фотографиями детей), скамейки, “алгоритм” процесса одевания; Стенды для взрослых: постоянно обновляющаяся выставка работ детей; постоянно обновляющаяся фотовыставка; информация о лечебно-профилактических процедурах, проводимых в группе, детском саду; рекомендации родителям по организации досуга детей, материалы для игр и т.п.; Мини-библиотека методической литературы для родителей, книги для чтения детям дома. Информационные стенды.
Таким образом, в соответствии с требованиями ФГОС ДО насыщенность среды группы общеразвивающей направленности 2-3 года соответствует возрастным требованиям воспитанников, имеется разнообразие материалов, оборудования, инвентаря и обеспечивает детям игровую, познавательную, творческую, двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, но недостаточно современного дидактического и игрового материала, трансформируемого игрового оборудования.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.