ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ
«Создание мини – музея
Новогодней символики»
с детьми средней группы «Сказка»
Разработала
воспитатель Козлова В.П.
Внедрили в работу
воспитатели: Козлова В.П.
Белова Е.И.
Участники проекта: педагоги средней группы; дети (3-4 лет) и их родители.
Тип проекта: исследовательский и познавательно-творческий.
Вид проекта: краткосрочный.
Период проведения проекта: в рамках перспективно-тематического планирования блока «Новогодний калейдоскоп» (19.12.2021 -30.12.2021)
Период действия мини-музея:
с 19 по 30 декабря 2022г. - сбор и изготовление экспонатов, оформление мини - музея.
Актуальность проблемы
Новый год - самый любимый и ожидаемый праздник, обязательным элементом которого является нарядно украшенная ёлочка и интерьер группы. При подготовке к празднованию Нового года у детей возникли вопросы: а почему украшают именно ёлку? Где и зачем придумали игрушки на нее развешивать? Какие символы Нового года официально существуют? Поддержав идею детей, педагоги решили разобраться в этих вопросах с помощью поисково - исследовательской деятельности, которая будет осуществляться в ходе реализации данного проекта.
Новизна проекта
Для большей наглядности и практических действий, чтобы дети смогли не только сами сделать, но и увидеть, потрогать, рассмотреть близко елочные украшения, сделанные в разные промежутки временные, елки самодельные, старых Деда Мороза со Снегурочкой, решили оформить принесенные елки и игрушки не только в виде выставки, но и как мини – музей.
В условиях нашего города не так много музеев и ориентированы они, в основном, на школьников. Наш детский сад находится далеко от центра города и существует проблема с организацией посещения музея.
Поэтому, проблему решает создание мини-музея в ДОУ, в группе, так как он являются наиболее оптимальным средством передачи информации, происходит внедрение в воспитательно - образовательный процесс средств музееведения и музейной педагогики, и создание в детском саду музейно-образовательного пространства.
Особенности проекта
• Совместное участие в создании мини-музея детей, воспитателей и родителей;
• Ребенок - активный участник оформления экспозиции мини-музея
Работа с родителями состоит в расширении интерактивного поля взаимодействия с родителями, предоставление информации родителям о проекте в печатной форме и по электронному адресату, в закрытой группе в контакте, привлечение их к участию на основе сотрудничества. Родители помогают организовать мини - музей, приносят новогодние самодельные елочки и новогодние экспонаты в него.
Цель: познакомить детей с историей возникновения традиции празднования Нового года в России, с символикой новогодней и с историей появления первой ёлочной игрушки. Привлечь детей и их родителей к созданию мини-музея в группе.
Задачи проекта:
1. Обогащать знания детей по теме проекта и обогащать историческими новогодними экспонатами развивающую предметно-пространственную среду группы;
2. Исследовать с детьми историю возникновения новогодней символики, украшений новогодних елочек и выбор для празднования новогодних елочек;
3. Развивать поисковый интерес, познавательно – мыслительную активность через работу с книгами, иллюстрациями, фото и видео материалами и т. д.;
4. Учить детей умению рассуждать, делиться знаниями с другими детьми;
5. Способствовать взаимодействию детей и родителей в изготовлении и коллекционировании новогодних экспонатов.
6. Создавать эмоциональную атмосферу во всех видах деятельности.
С 09 по 31 января 2023 г.– использование пространства и экспонатов мини - музея в образовательной и экскурсионной деятельности.
Ожидаемые результаты:
• В результате создания мини-музея планируем повысить интерес детей и родителей к такому любимому празднику как «Новый Год», к его традициям, не всегда известным, к его истории;
• Планируем объединить усилия взрослых и детей, активизировать их желание действовать совместно;
• У детей сформируется бережное отношение к новогодним игрушкам – символам праздника.
Этапы проекта
Подготовительный этап:
· Определение проблемы, цели и задач проекта;
· Информирование участников проекта об актуальности, целях и задачах проекта;
· Выбор места для оформления мини-музея новогодней символики в группе;
· Подбор художественной литературы, рассматривание картинок по данной теме;
Основной (практический) этап:
• Работа с детьми: беседы «Игрушки на елочку наших бабушек и дедушек», «Символы Нового года», «Не рубите елочки в лесу, сделайте сами», просмотр презентаций «С кем дружит елочка» и «Домик под елочкой», проведение познавательных и творческих, продуктивных занятий, изготовление украшений на елочку, символа года – зайки из ватных дисков, игр, совместное оформление мини-музея;
• Работа с педагогами: беседы «Создание мини - музея», «Символы Нового года», сбор экспонатов для мини-музея;
• Работа с родителями: сбор экспонатов для оформления выставки мини-музея, консультации по теме «Игрушки наших бабушек и дедушек», «Символы Нового года – история возникновения», участие в сборе новогодних экспонатов для музея
Родители и дети приносят сделанные совместно своими руками новогодние елочки из разных материалов и разными способами;
Приносят исторические новогодние игрушки и игрушки на елку, Деда Мороза и Снегурочку.
3. Заключительный этап:
• Систематизация материала;
• Организация выставки старинных новогодних елочных игрушек и игрушек – символов года в мини-музее;
• Посещение мини-музея: педагоги с группой детей, дети и их родители.
Результаты проекта:
• Создание мини-музея «Новогодней символики»;
• Повышение профессиональной компетенции педагога по внедрению проектной деятельности в воспитательно - образовательный процесс.
Дети:
• Активизация познавательного интереса дошкольников;
• Повышение интереса к музейной деятельности;
• Воспитание умения детально рассматривать экспонаты, выделять главное, обобщать увиденное.
Родители:
• Повышение интереса к участию в жизни ДОО;
• Развитие стремления к совместной деятельности с детьми.
Рефлексия:
В результате проведения проекта удалось повысить интерес детей, педагогов и родителей к такому любимому празднику как «Новый Год», к его традициям, не всегда известным, к его истории; появилось желание узнать ещё что-нибудь новое о хорошо известном празднике. Помимо этого удалось объединить усилия взрослых и детей, активизировать их желание действовать совместно.
Итоги проекта
Нашими усилиями и с помощью родителей в группе был создан мини-музей «Новогодняя символика».
В нём присутствуют уже ставшие историей, новогодние игрушки - символы и игрушки на елочку. А так же сделанные детьми с родителями новогодние елочки.
Список используемой литературы:
1. Логинов Д. На родине рождественской елки: об истории рождественской елки и елочных украшений // Смена. – 2005. - N 12. - С. 170-172.
2. Некрасова М. "Сколько на елочке шариков цветных": Старинный промысел елочных украшений: в России // Юный художник. – 2002. - N 11. - С. 6-9.
3. Близнюк А. Новогодняя и рождественская игрушка // Наука и жизнь. – 2003. - N 12. - С. 22-25.
4. Интернет-ресурсы
Приложения
Приложение 1
История создания новогодней игрушки
Новогодние игрушки в России стали выпускать чуть более ста лет назад, до этого их привозили из-за границы. Они до сих пор хранят тепло рук, каждая из них – настоящее произведение искусства. В сиянии новогодних игрушках отражается целая эпоха, можно изучать историю нашей страны. Наверное, поэтому эти игрушки так дороги их владельцам. А ещё потому, что связаны с воспоминаниями о детстве. Каждый из нас с радостью вспоминает, как много лет назад вместе с мамой или бабушкой мы вешали эти игрушки на ёлки.
Вначале 50-х г. когда с продуктами в стране была напряжёнка, изготавливалось много игрушек в виде фруктов, ягод и овощей (разумеется, несъедобных). Раскрашенные игрушки покрывали крахмальным клейстером со слюдой, отчего они становились жесткими и чуть блестели.
В 50-60-х гг. в СССР неотъемлемым атрибутом новогодней ёлки был Дед Мороз. В то время их изготавливали из ваты или папье-маше.
В 1953 году московский завод выпустил коллекцию зверей, птиц и сказочных героев. К 1960-70 гг. появились стеклянные игрушки, на ёлки вешали «початки кукурузы» (т.к. при Хрущеве активно сажали кукурузу - появились игрушки в форме початков, Гагарин полетел в космос - начали выпускать маленьких пенопластовых космонавтов).
В 70-е годы также выпускалось много игрушек на прищепках, но и ёлочные бусы и раскрашивали вручную. Стеклодув выдувал заготовку через стеклянную трубочку, докрасна накаленную на газовой горелке. Достигнув, определенного размера и формы её охлаждали, погружали в цветной лак и раскрашивали вручную. В те годы появилась мода венчать верхушку ели так
называемой "пикой".
В 1970-80-е годы стал популярен «дождик» из фольги, а также пушистая, колкая серебристая мишура.
В 1990-е годы в продаже появилось множество ёлочных шаров с изображением животных – символов наступающего года. В период распада СССР игрушки уже стали выдуваться машинами, формы упростились, но их продолжали расписывать вручную (шары, шишки, сосульки, затейливой формы верхушки).
С начала 2000-х годов стали популярными оригинальные, «самодельные» игрушки – тоже своего рода возврат в прошлое.
Сейчас ёлочные игрушки, даже в России, из стекла почти не делаются, все производители перешли на более дешевые материалы, в основном это пластик, а если игрушка сделана не на конвейере, а является авторской работой, то и стоит немалых денег.
Приложение 2.
Почему украшают елку?
Почему на Новый год принято украшать ёлку?Люди не хотели ставить дома елки. Этот обычай царю Петру 1 пришлось вводить силой. А если не находил дома елки, сурово наказывал хозяина.
Сначала, их устанавливали не внутри дома, а во дворе, крепили на ворота и крыши. А уже позже появился обычай ставить новогоднюю елку, украшенную фонариками, цветами, лентами, конфетами и даже яблоками.
Обычай, наряжать под Новый год елку пришел к нам из Европы. Когда-то жители германских племен считали ель символом жизни и вечной молодости. Они были уверенны в том, что елка способна защитить дом от злых духов. Поэтому ее почитали, развешивали на ее ветках украшения и произносили заклинания. Все это происходило прямо в лесу. Затем елку стали устанавливали только в королевских и царских дворцах Франции, Германии, Англии и т. д. Только позже елка появилась в домах простых людей.
Так, постепенно россияне привыкли к обычаю наряжать елку под Новый год и делают это теперь с огромным удовольствием. А в наше время никто уже и не представляет себе новогоднего праздника без красавицы-елочки…
Приложение 3
Когда наступает Новый год?
Оказывается, новогодний праздник – самый древний из всех существующих праздников. При раскопках древнеегипетских пирамид археологи нашли сосуд, на котором было написано: «Начало нового года». А древние римляне придумали обычай дарить новогодние подарки и веселиться всю ночь напролет. Пожелание «С Новым годом, с новым счастьем!» - сохранившееся с древних времен магическое заклинание, чтобы призвать удачу, счастье, благополучие и отогнать беду.
В Древней Руси Новый год связывали с весной – началом зарождения нового урожая – и отмечали 1 марта.
В ХIV веке Московский церковный собор постановил считать началом нового года 1 сентября согласно греческому календарю. В этот день царь задаривал своих слуг шубами, серебром и деньгами. В домах устраивались застолья – пекли пироги, блины, варили кисель.
И только в 1699 году царь Петр I, возвратившись из путешествия по Европе, специальным указом запретил отмечать Новый год 1 сентября и велел украшать двор, улицу, дом сосновыми, еловыми и можжевеловыми ветками. И чтоб это украшение стояло до 7 января.
В указе рекомендовалось по возможности всем на своих дворах из небольших пушечек учинить трижды стрельбу и выпустить несколько ракет. Первым пустил ракету Петр I. Извиваясь в воздухе огненной змейкой, она возвестила народу наступление нового года. А затем началось празднование по всей Москве. Петр I неуклонно следил за тем, чтобы этот праздник был у нас не хуже и не беднее, чем в других европейских странах.
Приложение 4
Легенда о происхождении 12 символов китайского гороскопа. Соответствие годам животных стихий, цветов.
Однажды Будда пригласил к себе на день рождения (празднование нового года, пира, дня отъезда Будды из этого мира — в зависимости от трактовки) всех животных, какие захотят прийти сами. Пришло 12 зверей: время стояло холодное, а чтобы попасть к Будде, нужно было переплыть широкую реку. Каждому животному в порядке живой очереди Будда подарил по одному году управления. Первой пришла «Крыса» — ей достался первый год 12-летнего цикла. Правда, очевидцы этого замечательного заплыва утверждают, что первым достиг противоположного берега Буйвол, а Крыса, которой не хотелось мокнуть в холодной воде, попросила Буйвола перевезти её на своей спине, и тот по доброте душевной согласился. Пока буйвол отряхивался, чтобы предстать перед Буддой в приличном виде, Крыса, соскочив с его спины, быстренько побежала вперёд, и в очереди за предполагаемым дефицитом оказалась первой. Она была вознаграждена за оперативность и умение пользоваться обстоятельствами. Часть зрителей потом божилась, что это была не Крыса, а маленькая, но умненькая Мышь, и что она вовсе не попросилась к Буйволу на спину, а проехала «зайцем». Буйвол её не заметил и был весьма удивлён, оказавшись в очереди вторым.
Чуть-чуть отстал от Буйвола Тигр, которому достался третий год. Болельщики, увлечённые соревнованием между Буйволом и Тигром (они с тех пор и в жизни соревнуются друг с другом, как следует, не рассмотрели, кто пришёл четвёртым?) Кролик или Кот. За давностью лет истину установить невозможно, и у восточных различных народов так и осталось разночтение относительно хозяина четвёртого года. Пятым был Дракон, шестой оказалась Змея, седьмой — Лошадь. Тут по реке пошла полоса тумана, и опять неясно, кто был восьмым — Коза или Овца (согласно японскому гороскопу). Девятой стала Обезьяна — лишь убедившись в безопасности мероприятия, она вошла в воду. Десятым прибежал Петух, который задержался, потому, что долго и обстоятельно рассказывал своей многочисленной семье, как она должна жить в его отсутствие.
Одиннадцатой прискакала Собака. С утра у неё была масса хозяйственных дел, и, едва с ними управившись, она разгорячённая бросилась в воду. Говорят, потом долго кашляла. И, наконец, последним появился Кабан (по другим источникам, прислал вместо себя Свинью). Ему Будда подарил последний оставшийся год.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.