Проект сценария по внеурочной деятельности

  • pptx
  • 07.09.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала сценарий.pptx

КЛЮЧЕВОЕ ЗАДАНИЕ

Составьте сценарий мероприятия для средней школы (неделя античной культуры для пятых классов), который позволил бы Вам проявить профессиональную компетентность в решении задачи взаимодействия учителя истории и педагогического коллектива.

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ

Крутенко Ольга. Как написать сценарий школьного мероприятия [Электронный ресурс] / Блог молодых учебных. 2018. 3 ноября – Режим доступа: https://moluch.ru/information/kak-napisat-scenarij-shkolnogo-meropriyatiya/ (дата обращения: 01.04.2020).

В статье подробно рассматривается ответ на вопрос: «Как подготовить такой сценарий школьного мероприятия, чтобы он развивал детей, оказывал воспитывающее воздействие и был интересен ребятам?». Автор раскрывает ответ на вопрос через следующие направления:
«узнайте, чего хотят дети»;
«создайте ситуацию причастности для большинства школьников»;
«не бойтесь делегировать полномочия»;
«родители как соучастники воспитательного процесса»;
«не забудьте подвести итог и похвалить детей»;
«заключение: шпаргалка по написанию сценария».

Методическое пособие: «Составление, оформление сценария массового мероприятия», составленный методико-библиографическим отделом г. Буденновска, 2013 г.

Методическое пособие помогает сориентироваться в этапах подготовки и проведения массового мероприятия и оформлении сценария. Приводятся примеры мероприятий, в том числе и на историческую тематику. Также в методическом пособии представлена схема анализа (самоанализа), которая помогает определиться с эффективностью и результативностью проведенных мероприятий, выявить наиболее удачные и неудачные моменты.

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ

Легенды и сказания Древней Греции и Древнего Рима /Сост. А. А. Нейхардт. – М.: Правда, 1990.
«Одиссея. Заговор женихов против Телемаха»;
«Троянский цикл. Победа троянцев»;
«Герои. Пандора»;
«Боги. Посейдон и божества моря».

Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/ А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая; под ред. А.А. Искандерова. - 2-е изд. – М.: Просвещение, 2013. – 303 с.

Крючкина Н.Б. Дидактические тесты, игры, загадки по истории Древнего мира. Методическое пособие – М.: Сфера. - 2003 г. – с. 32-33.
В пособии представлены дидактические игры, тесты, загадки, развивающие познавательные способности учащихся, способствуют закреплению учебного материала, развивают умение применять его в новых условиях. Они составлены по курсу истории древнего мира, в соответствии с учебником А.А.Вигасина, Г.И.Годер, И.С.Свениицкой "История древнего мира".
Из пособия взяты вопросы для составления «Своей игры» по Древнему Востоку, викторины «Античная мифология», игры со зрителями.

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ

Берулава М.Н. Интеграция содержания образования. – М.: Педагогика, Бийск: Научно-исследовательский центр БиГПИ, 1993 г.

В работе содержится теоретико-экспериментальное исследование феномена интеграции содержания образования. Автором разработана теоретическая модель интеграции содержания образования, представленная в виде определенной иерархии тенденций, направлений, видов, типов, уровней и форм ее реализации. Особое место в исследовании отведено наиболее перспективному уровню интеграционного взаимодействия содержания образования - уровню дидактического синтеза.

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ

Сайт для учителей «Открытый урок. 1 сентября». Режим доступа: https://urok.1sept.ru/история-и-обществознание
Методическая копилка для учителей. Режим доступа: https://www.metod-kopilka.ru/
На сайтах представлены сценарии мероприятий, планы-конспектов уроков, видеоуроки, презентации, конспекты, тесты, игры, викторины, конкурсы по разным темам.
Сайты предназначены для обмена опытом между учителями-предметниками.
Сайт способствовал подбору информации для подготовки сценария мероприятия.

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ

Харьковская Н.И. Предметная неделя по истории в школе. Конкурсы, викторины, олимпиады. – Изд-во: Феникс, г. Иркутск, 2010 г. – 208 с.
Книга раскрывает виды мероприятий и примерные планы проведения недели истории в школе, дает рекомендации по проведению таких мероприятий как брейн-ринг, урока-спектакля, литературно-музыкальной композиции, интеллектуальной игры. Для учителей школ, гимназий, преподавателей лицеев и колледжей, студентов педагогических вуэов.

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ

НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА

Федеральный государственный стандарт основного общего образования, 2010 г.
Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования:
У учеников должно сформироваться доброжелательное отношение к другой культуре и другим народа мира, коммуникативные компетенции в общении и сотрудничестве с другими детьми и взрослыми.
Ученики должны уметь организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность со сверстниками и взрослыми, работать индивидуально, решать учебные и познавательные задачи; уметь искать, анализировать, сопоставлять и оценивать информацию о событиях и явлениях прошлого.
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 06.02.2020) "Об образовании в Российской Федерации», ст. 66. Начальное общее, основное общее и среднее общее образование.
Стратегия развития воспитания в РФ до 2025 года.
В Стратегии устанавливаются приоритеты государственной политики в области воспитания:
воспитание детей в духе уважения к человеческому достоинству, национальным традициям и общечеловеческим достижениям.
Основные направления развития воспитания:
развитие форм включения детей в интеллектуально-познавательную, трудовую, общественно-полезную, художественную, физкультурно-спортивную, игровую деятельности на основе использования потенциала системы дополнительного образования; развитие у подрастающего поколения интереса к чтению.

ОПЫТ

Предметные недели – это одна из многочисленных форм организации внеурочной деятельности.
Предметные недели проводятся ежегодно с целью повышения профессиональной компетентности учителей в рамках плана методической и научно-методической работы, а также для развития познавательной и творческой активности обучающихся.
Проведение тематических недель для многих общеобразовательных школ стало уже традицией.
Существует много материала по тематическим неделям, в том числе по истории.
Наличие огромного количества готовых разработок, сценариев мероприятий, форм и методов.

В школах Перми и Пермского края тоже активно проводят тематические недели. Пример некоторых из них:
Предметная неделя, посвященная родному городу «Пермь Великая» в МАОУ «Средняя образовательная школа «Матерград». В мероприятиях приняли участие все предметные объединения учителей, которые подготовили провели в течение недели большое количество мероприятий как во время уроков, таки на переменах и после учебных занятий.
Неделя молодых педагогов «#МолодоНЕзелено» в МАОУ «СОШ № 81» г. Перми. Мероприятие проводилось с целью поддержки талантливых, творчески работающих молодых педагогов, мотивации их профессионального и личностного развития. В течение недели молодые педагоги школы прошли три конкурсных испытания: решение проблемной ситуации, открытый урок и исполнение творческого номера. Все педагоги показали себя профессионалами своего дела, решив непростые педагогические ситуации и дав открытые уроки перед компетентным жюри, а также разносторонними личностями, показав в творческом испытании различные жанры: дефиле причесок, вокальный и разговорный номер, представив выставку работ в стиле мехенди.
Предметная неделя «Мой город Кизел» в школах г. Кизела в 2019 г. В предметной неделе принимали участие следующие школы: МБОУ СОШ № 1, МБОУ «Гимназия», МБОУ СОШ № 11, МБОУ СОШ № 12, МБОУ ООШ № 18. Организация была осуществлена методическим объединением учителей истории и географии г. Кизела. В школах проводились викторины, конкурсы, презентации проектно-исследовательских работ, и игры внутри как учреждения на протяжении недели, так и выездные мероприятия.

Написание сценария – занятие непростое, требующее природных способностей, соблюдения определенных правил и требований, знаний и умений в различных областях.
Сценарий должен быть интересным и познавательным для детей определенной возрастной категории.
Для решения этой сложной задачи необходимо привлечь компетентных людей в различных областях.

Участники (субъекты)

Учащиеся 5 класса – активные участники тематической недели по Античной культуре.
Учитель истории – инициатор и организатор мероприятия.
Школьный психолог – помощь в проведении психологической диагностики учащихся 5 классов: утомляемость, концентрация внимания, темп работы, эмоциональный фон. Помощь в выборе форм и методов работы для тематической недели на основе анализа диагностики и опыта работы специалиста с детьми этой возрастной категории.
Другие педагоги:
Учитель информатики – помощь в использовании ИКТ при подготовке мероприятия (мультимедийных презентаций, звуковых эффектов, «Своей игры» через программу PowerPoint).
Учитель литературы – помощь в написании сценария и подготовке материала «Легенды и мифы Древней Греции».
Учитель иностранного языка (английского) – помощь в подготовке и активное вовлечение в проведении интегрированного урока-игры английского языка и истории «История возникновения Олимпийских игр».
Учитель физической культуры – предоставление помещения (спортивного зала) на время проведения соревнований по «Малым Олимпийским играм»; подготовка необходимого инвентаря; активное участие в проведении соревнований.
Остальные педагоги – участвуют в роли жюри.

План действий, стратегия действий педагогов в решении задачи

Временные рамки: разработка - 1 месяц; проведение – 5 рабочих дней (учебная неделя).
Этапы разработки урока:
2.1 подготовительный:
сбор информации для организации тематической недели;
изучение литературы по подготовке сценария, игр, викторин, конкурсов для подготовки сценария мероприятия;
диагностика учащихся 5 классов, совместно со школьным психологом;
согласование о сотрудничестве и возможности в получении помощи и организации мероприятия с учителями-предметниками;
выбор форм и методов работы с учащимися на неделе Античной культуры;
планирование недели;
распределение обязанностей в подготовке школьного мероприятия.

План действий, стратегия действий педагогов в решении задачи

2.2 деятельностный:
разработка сценария мероприятия; подготовка викторины, литературного праздника, урока-игры, соревнования, конкурса, совместно с учителями-предметниками;
подготовка материала, карточек с заданиями, реквизита, таблиц и т.д.
Основной этап:
1 день. Открытие недели (линейка, план мероприятий), мероприятие «Своя игра» по Древнему Востоку.
2 день. Литературный праздник «Античная мифология».
3 день. Интегрированный урок-игра английского языка и истории по теме: «история возникновения Олимпийских игр».
4 день. Веселые старты: «Малые Олимпийские игры».
5 день. Конкурс-дефиле на лучший античный костюм.
2.3 итоговый:
- подведение итогов недели, награждение участников мероприятия.

День 1

Предварительная подготовка к игре: учащиеся пятых классов с каждой параллели формируют команды по пять человек при помощи своих классных руководителей; предварительно придумывают названия своих команд, связанных с тематикой игры: «Древний Восток», выбирают командира команды.

Цели игры:
Практическая: Расширение кругозора, интеллектуальных способностей учащихся.
Развивающая: Развитие познавательных способностей, эрудиции, скорости мышления, памяти, внимания.
Воспитательная: Воспитание уверенности в своих силах. Формирование чувства ответственности, способность преодолевать трудности.

Правила игры:
Продолжительность игры: 45 минут. Интеллектуальный конкурс проходит в формате «Своя игра».
Игроки сами выбирают тему и вопрос, указанных на игровом табло, в зависимости от его цены (чем больше цена вопроса, тем уровень сложности вопроса выше).
После прочтения ведущим вопроса, игрокам дается 30 секунд на коллективное обсуждение ответа; если игроки готовы дать ответ, командир поднимает жетон. Право ответа у команды, которая подняла жетон первой. Если ответ неверный, то право ответа переходит двум другим игрокам. Если по истечении 30 секунд никто не дал ответ, то его озвучивает ведущий, но цена за вопрос сгорает. «Своя игра» состоит из двух раундов и финала.

Раунд 1

Раунд 2

Финал

День 2

Литературный праздник
«Античная мифология»

Предварительная подготовка к игре: от каждой параллели 5 классов выдвигаются желающие для участия в конкурсе. Количество учащихся от классов не ограничено. Остальные пятиклассники выступают в роли зрителей.

Цели игры:
Практическая: Расширение кругозора учащихся через привлечение дополнительного материала по мифологии Древней Греции и Древнего Рима; расширение кругозора, интеллектуальных способностей.
Развивающая: Активизация творческих способностей учащихся, развитие коммуникативных компетенций.
Воспитательная: Повышение мотивации у учащихся к изучению истории и литературы.

Правила игры:
Продолжительность игры: 45 минут. Игра проводится в два этапа. Первый этап – развитие творческих способностей учащихся в групповой форме. Второй этап – интеллектуальная викторина.
Выступления (первый этап) и ответы на вопросы в викторине (второй этап) оцениваются и подсчитываются ареопагом (может состоять из учителей и старшеклассников).
Завершающий этап: подведение итогов, награждение победителей.

Первый этап

Суть: учащиеся при помощи жеребьевки объединяются в команды.
Команды получает заранее заготовленный реквизит (листы бумаги, фломастеры, цветные и простые карандаши, ластики).
Каждой команде предоставляется миф Древней Греции, разделенный на части. Каждый участник должен выразить свою часть содержания в рисунке. На выполнение задания участникам дается 10 минут.

Во время подготовки ведущий играет со зрителями, задавая вопросы по тематике «Античная мифология».

По истечении время на подготовку, команды последовательно предоставляют свои рисунки на обозрение ареопагу и зрителям, рассказывая и объясняя свою часть мифа. После представления мифов «в рисунках», ареопаг оценивает каждого участника индивидуально по определенным критериям.

Критерии оценки:
а) содержание (полнота и глубина)- 5б.;
в) оригинальность подачи материала– 5б.;
Итого за выступление участник может получить 10 баллов.

Второй этап

Литературная викторина по античной мифологии. Заранее дается только общее направление, чтобы стимулировать учеников на чтение мифов, а не на поиск ответов на вопросы.
Суть: Каждому учащемуся выдаются карточки, которые они будут поднимать тогда, когда готовы дать правильный ответ.
Первый вопрос задается всем участникам викторины. Тот участник, который первый правильно ответит на вопрос получает приоритет ответить на следующий вопрос. Участники, которые знают ответ на вопрос все равно поднимают карточки вверх, в случае если игрок не дает правильный ответ, ход переходит к тому участнику, который быстрее всех поднял карточку.
Вопросы разного уровня сложности оцениваются по разному (вопросы, правильные ответы и критерии оценивания каждого вопроса предоставляется ареопагу для четкого учета баллов участников).
Победителем становится тот участник, который больше всех заработал баллов за время игры.

Вопрос: Как звали последнего сына Реи и Крона?
Ответ: Зевс
Балл: 2

Вопрос: Сколько подвигов совершил Геракл?
Ответ: 12
Балл: 1

Пример

День 3

Интегрированный урок-игра английского языка и истории по теме: «История возникновения Олимпийских игр»

Цели игры:
Практическая: Расширение у учащихся имеющихся знаний об истории возникновения Олимпийских игр, развитие навыка говорения, актуализации изученного лексического и грамматического материала.
Образовательная: Ознакомление учащихся с историей возникновения и проведения Олимпийских игр в Древней Греции с использованием международного языка (английский), развитие навыка ориентирования по карте Древней Греции.
Развивающая: Организация учебного процесса как речемысленного поиска, в котором идет развитие творческой деятельности, памяти, догадки, воображения, способности логически излагать свои мысли.
Воспитательная: Воспитание преемственных связей между эпохами, повышение мотивации у учащихся к изучению английского языка и истории, осознания огромного значения спорта в жизнь человека.

Пояснение:
Продолжительность: 45 минут.
Проводится в каждой параллели отдельно.
Особой подготовки к уроку-игре от учащихся не требуется.
Урок проводиться совместно учителями истории и английского языка.

Olympic Games

Chariot
Athlete
Stadium
Olympic torch
Run
Contest
Fist fight
Long jump

Организационный момент.
Приветствие участников игры учителями английского языка и истории. Перед игрой учащиеся вместе с учителем английского языка проводят зарядку: читают слова на доске и переводят их с помощью соответствующих им картинок, представленные участникам в мультимедийной презентации.

Ознакомление с историей возникновения Олимпийских игр учителем истории.
Введение нового лексического материала по теме спорт на английском языке.
После представления нового материала, учитель английского языка задает вопрос детям: «And now, let`s remember what kind of sports do you know?», на который они должны ответить в течение 5 мин. в устной форме.

Но чтобы занятие превратить в настоящее Олимпийское соревнование, в конце урока зажжется олимпийский огонь. А для этого учащиеся должны на протяжении урока постараться заработать как можно больше язычков пламени. А получить их можно будет за правильно выполненные задания. Учащийся, который получит больше всего язычков пламени, станет Олимпийским чемпионом игры.

Задания на карточках (5 мин). «Let`s do grammar exercise which helps you to know some facts about Olympic Games». Язычки пламени получают учащиеся за каждый правильный ответ.

The fist Olympic Games (HOLD)_________ in Greece in 776 BC.
The sportsmen (COME)____________from different parts of Greece.
The modern Olympic Games (BEGIN)_______ in 1896.
Every four years the sportsmen of different countries ________ (TAKE PART) in Olympic competitions.
Every Olympic games _____ (HAVE) their own symbol.

The fist Olympic Games held in Greece in 776 BC.
The sportsmen came from different parts of Greece.
The modern Olympic Games began in 1896.
Every four years the sportsmen of different countries take part in Olympic competitions.
Every Olympic games have their own symbol.

Ответы на задания

Заполнение кроссворда. Кроссворд предоставляется каждому учащемуся с перечнем вопросов. На задание дается 10 минут.

По вертикали:
1. Родоначальница и столица XIX олимпийских игр.
2. В какой игре мяч отбивают руками?
3. Сколько колец изображено на Олимпийском флаге?
4. Гора в Греции, на которой по античной мифологии обитали Боги?
5. Как называют священное перемирие во время проведения Олимпийских игр древности?

По горизонтали:
3. Древнегреческий город.
6. Место проведения состязаний на колесницах.
7. Какому Богу были посвящены Олимпийские игры в Древней Греции?
8. Древнегреческое состязание, которое включает в себя различные виды спорта.
9. В каком городе прошла зимняя Олимпиада 2014 года?
10. Судьи и распорядители на Олимпийских играх в древности.

День 4

Веселые старты:
«Малые Олимпийские игры»

Цель:
Закрепить знания об Олимпийских играх. Развивать потребность в
физическом совершенствовании и привычки к здоровому образу жизни.  Задачи:  1. Создание необходимых условий, формирующих здоровый образ жизни индивидуально каждого ребенка на всех этапах его возрастного развития.  2. Показать учащимся, какую роль в жизни древних греков играли Олимпийские игры.  3. Воспитывать интерес к участию в спортивно-игровых мероприятиях, укрепить уверенность детей в своих силах и знаниях, открыть новые перспективы в освоении истории в физической культуре. 

Предварительная подготовка к игре: учащиеся пятых классов с каждой параллели формируют команды по десять человек при помощи своих классных руководителей; предварительно придумывают названия своих команд, связанных с тематикой игры: «Олимпийские игры», придумывают олимпийскую речёвку, выбирают командира команды.

1.Эстафета «Факел». Передача факела участниками команды друг другу, пробежавшие заданный круг.
2. Эстафета «Олимпийская эмблема». Преодоление туннеля из обручей, выстиранный участниками команды по очереди.
3. Эстафета с передачей эстафетной палочки. 4. Состязания по метанию.  5. Эстафета «Колесница». Преодоление заданной траектории парами: «наездник» и «лошадь».   6.Эстафета «Прыжки с гантелями».
7. Эстафета с пятью препятствиями. Задания:  1) проползти на животе, подтягиваясь на руках по гимнастической скамейке;  2) перепрыгнуть через 2 обруча, лежащие на полу;  3) обежать 3 кегли, расставленные в 1 м друг от друга;  4) пролезть в тоннель из обручей;  5) забросить мешочек с песком в обруч.  8. Проводится бой подушками конкурс капитанов.  (Игра со зрителями пока жюри подводят итоги)  Награждение команд.

Соревнования проходит в 8 этапов. По окончанию «Малых Олимпийских игр» происходит награждение команд. Соревнования оценивается судьями (учителями-предметниками), во главе судейской коллегии – Зевс (учитель физической культуры).

День 5

Конкурс-дефиле на лучший античный костюм. Подведение итогов недели

Цели и задачи:
Образовательные: Обобщить и закрепить знания об Античной культуре.
Развивающие: Развивать эстетический вкус и творческие способности.
Воспитательные:
воспитывать эстетический вкус
формирование у школьника стремления видеть и создавать вокруг себя прекрасное.

Предварительная подготовка к игре: учащиеся пятых классов по желанию дома изготавливают костюмы своими руками из подручных материалов, соответствующие тематике тематической недели; приветствуется помощь родителей в подготовке.

Оценивание происходит жюри по определенным критериям.

Подведение итогов недели. Награждение грамотами и сертификатами активных участников тематической недели.

Критерии оценивания костюма:

Соответствие с заявленной темой (1-10 б.)
Оригинальность (1-10 б.)
Эстетический вкус, стиль (присутствие и уместность аксессуаров) (1-5 б.)
Сложность выполнения (1-10 б.)

Возможные риски

Отказ учителей-предметников в организации мероприятия на начальном уровне подготовки. Изменение сценария, форм работы, привлечение других учителей, старших школьников, родителей.
Отказ учителей-предметников от участия на завершающем этапе подготовки. Возможность привлечения других учителей, компетентных в области, подготовленного мероприятия.
Проявление желания большего количества учащихся, чем заявлено заранее. Корректировка мероприятия, подготовка дополнительного реквизита для конкурсов, викторин и игр на подготовительном этапе.

Критерии эффективности решения задачи


Эффективность на уровне:
1) личности ребенка – стимулирование к более углубленному изучению школьных предметов; активное вовлечение в работу в коллективе, проявление знаний и умений через игровые и творческие формы работ.
2) пед.процесса – активное сотрудничество учителей друг с другом во время подготовки и проведения школьного мероприятия.
3) профессиональной компетентности учителя – получение и передача опыта в проведении тематических недель, использование различных форм и методов в работе с учащимися, проявление своей компетентности в подготовке и проведении мероприятия.