Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 369» г. Перми
Проект
«Такие разные облака»
Авторы:
Воспитатели
Редькина С.Л.
Барыева Г.М.
Пермь
Актуальность:
Дети любят смотреть на небо, наблюдать за явлениями природы: радугой, звёздами, а особенно за облаками. Бывают дни ясные, солнечные, небо голубое, а по нему плывут облака, которые постоянно меняют форму. Ведь они наверняка мягкие и приятные на ощупь. Откуда они взялись?
.Цель: Расширение знаний у детей 4-5 лет об облаках, как о природном явлении.
Задачи:
-Осуществить подбор наглядного материала, стихов, загадок, песен, художественной литературы про облака.
- Изготовить дидактические игры.
-Провести наблюдения на прогулке с детьми за облаками, их формах.
-Создать выставку продуктивных работ детей.
-Разучивание стихов про облака.
-Провести с детьми опыт «Делаем облако»
-Просмотр мультфильмов: «Трям,здравствуйте», «По дороге с облаками»
-оформить для родителей стенд «Такие разные облака»
-Привлечь родителей к участию в выставке «Необычные облака»
-Развивать у детей умения к исследовательским действиям, наблюдательность,любознательность, память, речь,кругозор.
-Воспитывать интерес детей к явлениям природы.
Нормативно-правовая база:
· Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
· Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р г. Москва "Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года".
· Стратегия развития системы образования города Перми до 2030 года.
· Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384)
· Программа развития МАДОУ «Детский сад № 369» г. Перми до 2018 года.
Возможные риски и пути их преодоления:
Карантинные мероприятия.
Пути решения: повышенный уровень санобработки, профилактика, кварцевание, проветривание.
Пассивность родителей.
Пути решения: использование активных форм работы с родителями – тренинги, мастер-классы.
Планирование работы по реализации проекта.
I этап – подготовительный
Сроки: январь
Задача: Подготовить методический материал для реализации проекта |
||||
№/П |
Формы работы |
Дата |
Результат |
Ответственные |
1. |
Подбор и изучение литературы по теме проекта. |
апрель |
Библиоте-ка |
Воспитатели |
2. |
Оформить альбомы,подобрать стихи, загадки, художествен- ную литературу. |
апрель |
Альбомы для рассматри-вания, картотеки загадок и стихов. |
Воспитатели |
3. |
Разработка конспектов бесед : «Что такое облако?», «Какие бывают облака» |
апрель |
Конспекты |
Воспитатели |
4. |
Оформление стенда для родителей «Такие разные облака» |
апрель |
Стенд для родителей |
Воспитатели |
5. |
Изготовление дидактических игр: «Найди такое же облако", «Разрезные картинки». |
апрель |
Дидактические игры. |
Воспитатели |
II этап – основной этап реализации проекта
Сроки: апрель-май
Задача: Расширить представления детей об облаках. |
||||
№/П |
Формы работы |
Дата |
Результат |
Ответственные |
1. |
Наблюдение на прогулке за облаками |
Апрель |
Сформированные представления у детей об облаках |
Воспитатели |
2. |
Беседы с детьми: «Что такое облако», «Какие бывают облака» |
Апрель |
Пополне-ние знаний у детей об облаках |
Воспитатели |
3. |
Чтение литературных произведений: Ольги Сидоренко «Сказка об облаках» ,Н. Трушкова «Облако», В Маяковский «Тучкины штучки»,Е.Косинова «Сказка про облачко,которое не хотело плакать», В.Володина «Облака»,стихов и загадок об облаках . |
Апрель-май |
Знание детьми рассказов, сказок, стихов, загадок об облаках |
Воспитатели |
4. |
Продуктивные виды деятельности по теме проекта: -раскрашивание облаков; -рисование «Удивительные облака» -аппликация: « Такие разные облака» |
Апрель-май |
Рисунки, раскраски, апплика-ции, выполненные детьми |
Воспитатели |
5. |
Просмотр мультфильмов: «Трям,здравствуйте», «По дороге с облаками» |
Апрель-май |
Знание детьми мульт- фильмов |
Воспитатели |
6. |
Проведение опыта «Делаем облако» |
Май |
Выводы из экспе-риментов |
Воспитатели |
7. |
Разучивание песенки «Облака-белогривые лошадки» |
Май |
Знание детьми песенки |
Воспитатели муз. руководитель |
III этап – Контрольно-оценочный
Сроки: март
Задача: Определить эффективность работы. |
||||
№/П |
Формы работы |
Дата |
Результат |
Ответственные |
1. |
Выставка работ «Необычные облака» |
Май |
Поделки, рисунки детей, вы- полненные вместе с родителями |
Родители |
2. |
Показ презентации: «По дороге с облаками» |
Май |
Презента-ция |
Воспитатели |
Материально-техническая база (финансовая составляющая) проекта:
1. Файлы -50 шт.
2. Папки-скоросшиватели -2 шт.
3. Гуашь-10 шт.
4. Бумага -50 шт.
5. Цветная бумага-10 шт.
Социальная значимость проекта: Повышение педагогической компетенции родителей.
Ожидаемые результаты проекта:
Ø Пополнение знаний у детей об облаках, их формах.
Ø Выявление детьми свойства образования облака в ходе проведения опыта
Ø Выставка детских работ.
Ø Картотека стихов, загадок.
Ø Альбом для рассматривания «Такие разные облака»
Ø Пополнение развивающей предметно-пространственной среды дидактическим играми: «Найди такое же облако», «Разрезные картинки».
Ø Презентация для детей «По дороге с облаками»
Ø Стенд для родителей «Такие разные облака»
Ø Активное участие родителей в выставке «Необычные облака»
Трансляция проекта:
· Публикация на сайте ОУ.
· Родительское собрание.
Перспективы развития проекта.
Проект краткосрочный, за отведённое время будет реализован полностью.
Литература:
1. Багрова Л.А. Детская энциклопедия «Я познаю мир». Москва, ТКО «АСТ», 1995.
2. Касаткина Ю.Н. Энциклопедия. Я познаю мир. Астрель Москва, 2006.
3. Прохоров А.М. Советский энциклопедический словарь. Москва «Советская энциклопедия», 1985.
4. Современная мультимедиа-энциклопедия «Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия 2006»
5. Что? Зачем? Почему? Большая книга вопросов и ответов. Москва, Эксмо, 2007.
6. Энциклопедия для детей. Москва, «Аванта +» , 2000.
7. Интернет – ресурсы
Приложение №1
Ольга Сидоренко
Сказка об облаках
Это было очень давно. Земля тогда была покрыта облаками и тучами. Надо сказать, облака очень отличались от туч. Тучи были большими, серыми и грозными, а облака маленькими, пышными и белыми. На тучах и облаках жили маленькие человечки. И вот что интересно, если человечек злой он выбирал себе тучу, и чем темнее была туча, тем злее был человечек. А вот на белых облаках жили добрые и милые человечки. Вот так начинается эта сказка.
Жил был на облаке человечек по имени Тим. Он с детства любил заниматься наукой, в основном его увлекало изучение облаков и туч. Ему все время хотелось понять, откуда берутся тучи и облака и нельзя ли создавать только облака. Нет, он был очень добрым человечком и даже соседям с туч он никогда не желал плохого, хотя они его постоянно обижали. Просто у него была мечта создать свой мир из одних облаков, чтобы и сверху, и снизу и по бокам соседями были только друзья. Все в этой стране знали, что ночью что-то происходит и на утро появляется или белая или серая тучка. Белые облака как заметил Тим, стали появляться гораздо реже темных и это его пугало.
Решив разобраться в этом вопросе до конца, он провел несколько ночей без сна и все безрезультатно. Он смотрел во все глаза, но ничего не заметил. На утро появлялась грозная туча, и он просто терялся в догадках, как она появилась. И вот когда он совсем отчаялся, и глаза у него почти слиплись от усталости, он вдруг услышал шорох. Перегнувшись через край облака, он увидел, как внизу зажглась маленькая звездочка. Он даже представить себе не мог, что наблюдает за рождением новой жизни. Звездочка стала переливаться разными цветами. Из самой ее глубины вдруг вырвалось пламя, оно было так красиво, что Тим не мог оторвать глаз от этого зрелища. Потом пламя начало затухать и во все стороны стал распространяться дым, но не черный как можно было подумать, а идеально белый. Когда сформировалось облако, звездочка погасла. Тим хотел уже умиротворенно уснуть, но вдруг заметил темную тень, которая легко перепрыгивала с облака на облако, с тучи на тучу все ближе и ближе подбираясь к белому чуду. Тим замер от плохого предчувствия. Тень приблизилась и остановилась. Затем что-то оказалось в руке и полетело в облако. Это был какой-то порошок. Порошок осел на облако, и оно моментально стало черной тучей.
Маленький Тим ужасно испугался. Он закрыл глазки, прижался к облаку и притворился, что его здесь нет. На следующее утро Тим долго размышлял над ночным происшествием. Вдруг к нему в голову пришла гениальная мысль. Он вскочил и побежал на край своего облака, нагнувшись, он, отщипнул от соседней тучи кусочек и помчался обратно. Надо сказать, так как Тим занимался наукой, у него была маленькая лаборатория, в которой он проводил различные эксперименты. Вот туда и направился наш Тим. Он два дня и две ночи не выходил из своей лаборатории. И вот, наконец, замученный, но счастливый он вышел. Оказывается, он раскрыл тайну рождения облаков и туч. Все оказалось очень просто. Тучи никогда не рождались. Тучи создавались руками злых человечков, с помощью грязи ипыли. Да, да не удивляйтесь. Тот порошок, который полетел в облачко, был ни чем иным как смесью грязи и пыли. А самое главное Тим открыл, что если на тучку полить воды, то она становится облаком!!! Это было просто гениальное открытие.
Теперь мой маленький друг ты знаешь, почему во время грозы, когда все небо покрыто серыми тучами идет дождь. Это маленький Тим со своими друзьями поливает их из лейки. И когда дождь прекращается, на небе остаются только белые облака, потому что вся пыль и грязь с них смыта водой.
Наталья Трушкова Исакова
Облако
Облако парило над землей. Белоснежное, на голубом небе, оно
ощущало свою красоту и чистоту. Солнце нежно касалось его своими горячими
лучами. Легкий веселый ветерок затевал воздушные игры, меняя контуры облака.
Вверху был бесконечный простор, внизу – земля, где жили люди. Они не умели
летать, играть с ветром, но они умели выращивать прекрасные цветы. Облако
любило всё красивое.
Как раз сейчас оно пролетало над небольшим домом с
палисадником, а в нем нарядным ковриком красовались цветы. Их хозяйка заботливо
вырывала траву, подкапывала землю маленькой детской лопаткой, садилась на
корточки, нюхала цветы, любовалась ими и сама напоминала цветок. Ее зеленый
сарафан, светлые волосы и желтый бант… – ну живая ромашка и только! От девочки
шло сияние доброты, трудолюбия и радости. Она улыбалась солнцу и вместе с
цветами тянулась к его теплу и свету. Облако залюбовалось цветами и девочкой, и
бездумно низко зависло над палисадником. Маленькая хозяйка подняла голову и
ахнула.
- Облако, как ты низко! Здравствуй! – девочка протянула руки вверх и засмеялась
от удовольствия. Облако слегка вытянулось и стало похожим на лодочку.
- Как весело! А что ты еще умеешь?
Облако слегка надулось и превратилось в шарик.
Девочка от удовольствия захлопала в ладоши.
- А еще? – попросила она.
Облако позвало на помощь легкий ветерок и с его
помощью, изящно изгибаясь, преобразилось в воздушный замок.
- Это так красиво, что мне хочется тебя нарисовать, я сейчас сбегаю за
карандашом и бумагой.
Она уже собралась бежать, но взглянула на цветы и
ойкнула. Пока они с облаком играли, наступил полдень, и Cветило добавило
столько жара, что цветы поникли. Девочка металась от цветка к цветку, лицо ее
выражало отчаяние. Потом села на маленькую скамейку, закрыла лицо руками и
горько заплакала.
Облако спросило у ветра, почему плачет девочка.
Веселый ветер усмехнулся и ответил:
- Спроси у моего старшего брата, Громилы. Но лучше тебе этого не делать.
- Почему? – безмятежно поинтересовалось облако.
- Это тебе не принесет добра.
- Но Громила может помочь девочке?
- Это можешь сделать ты.
- Но как?
- Спроси Громилу, - просвистел ветерок и улетел.
Облако позвало Громилу. Подул резкий холодный ветер.
Потемнело. Вдали загромыхало. Небо осветилось зигзагами огня. Грозный ветер
прогудел:
- Пора за работу, бездельник!
Облако посерело от обиды, потом потемнело, стало
большим и тяжелым и почувствовало, как много в нем влаги, и как захотелось ее
отдать земле. Оно разделилось на тысячи и тысячи дождинок. И они полетели вниз.
Девочка не спряталась от дождя, она подставила ему
ладони и кричала:
- Дождик, спасибо!
А дождинки, пролетая, звенели:
- Это же я – твой дружок, облако. Я помогаю тебе!
Но девочка не слышала, и упали дождинки
благословением на измученную зноем землю и напитали ее влагой. А земля отдала
ее цветам. Умытые и напоенные цветы подняли свои шапочки. Радости девочки не
было конца. Она не заметила, как исчезло облако, и не вспомнила о нем до самого
утра, пока оно снова не появилось на ясном небе. Облако заглянуло в палисадник
и спросило девочку: «У тебя всё хорошо?»
Е.Косинова
Сказка про Облачко, которое не хотело плакать
Жило-было себе на свете маленькое веселое белое Облачко. Больше всего оно любило превращаться во что-нибудь интересное.
Например, Облачку нравилось быть лошадкой, особенно, когда оно играло вместе с Ветерком. Ветерок подхватывал белую лошадку, в которую превращалось Облачко, и нес ее быстро–быстро. Людям, которые смотрели в это время на небо, казалось, что это и впрямь по небу бежит чудесная белая лошадка.
Еще Облачку нравилось быть большим старинным замком с двумя круглыми башнями и маленькими окошками.
Еще нравилось быть паровозиком и пускать белый пар из трубы, и чтобы Ветерок подхватывал этот дым и разносил его далеко-далеко по всему небу.
А еще Облачку очень нравилось мечтать о том, что будет, когда оно вырастет.
– Вот когда я вырасту, – думало Облачко, – то буду самым-самым счастливым облаком в мире! И все будут на меня смотреть и радоваться. А я для всех буду превращаться!
И Облачко придумывало, во что же оно будет превращаться:
– Чтобы было интересно мальчикам,– рассуждало Облачко,– я могу превратиться в морячка в бескозырке. Или нет, лучше в машинку. Ветерок понесет меня быстро-быстро, как будто я участвую в гонках. А для девочек я могу превратиться в куколку... такую... в белом нарядном платьице с большими бантами. Для взрослых дядей и тетей я могу превратиться в часики, чтобы они не опаздывали и тогда взрослые тоже всегда будут обращать на меня внимание. А для бабушек и дедушек я могу превратиться в красивую скамеечку с высокой спинкой. Вот каким полезным я могу стать, когда вырасту.
И от этих мыслей Облачко хотело как можно скорее сделаться взрослым, чтобы его почаще замечали, ведь когда по небу летит маленькое облако, люди почти никогда на него не смотрят – ну, летит себе и пусть летит. А когда вдруг неожиданно появляется большое облако, люди поднимают головы вверх, показывают на него руками и о чем-то переговариваются между собой.
– Наверное, они восхищаются большими облаками,– думало маленькое Облачко,– раз уделяют им столько внимания.
– Я тоже хочу быть взрослым-превзрослым и как можно скорее!– заявляло оно соседним облакам.
Но не все взрослые облака нравились белому Облачку.
Бывали облака, которые летели медленно-медленно, были тяжелыми-тяжелыми, с сизыми носами и мокрыми глазами. Когда они проплывали мимо, никто не смел к ним приблизиться и никогда не расспрашивал, куда они летят и зачем. Маленькие облачка всегда придумывали между собой про них всякие дразнилки.
– Не хотело бы я вырасти в такое вот облако,– рассуждало белое Облачко.– Просто глупо быть таким хмурым. Это не правильные облака,– решило оно и дало себе слово никогда не плакать.
Так время шло и шло, а Облако постепенно росло и росло. И странное дело, почему-то со временем ему все реже и реже хотелось во что-нибудь превращаться.
Иногда, бывало, мелькнет мысль, а не превратиться ли, например, в жирафа или, скажем, в слона, но потом Облачко сразу думало:
– А зачем превращаться? Носишься целый день по небу туда-сюда, туда-сюда и все равно тебя никто не замечает. Жизнь такая тяжелая штука и я само становлюсь все тяжелее и тяжелее, все ближе и ближе опускаюсь к земле. Скоро, глядишь, зацеплюсь за верхушки деревьев в лесу, да так и останусь висеть на одном месте.
Молодые облачка все чаще стали замечать слезы на глазах теперь уже взрослого Облака и постепенно все перестали с ним играть, потому, что оно все время было хмурым и стало похоже на тучу. Оно плыло по небу в одиночестве и вокруг него носился уже не просто ветерок, а целый ветрище.
– Почему мне так тяжело жить?– однажды спросило у Ветра Облако,– Я уже не то, что прежде. Мне постоянно приходится сдерживать слезы, того и гляди разрыдаюсь,– жаловалось оно.– А кому я такое нужно – плачущее облако?
– Ну, что ты, не расстраивайся,– шумел Ветер.– Просто ты такое – то смеешься, то плачешь, что же тут плохого?
– Но я не хочу плакать, совершенно не хочу плакать,– категорично заявляло Облако.
– Но ведь ты – это ты,– отвечал ему Ветер,– если ты перестанешь плакать, то перестанешь быть самим собой. К тому же, все взрослые, бывает, плачут, особенно облака.
– Нет, я решило,– сказало, как отрезало Облако,– я никогда не буду плакать.
– Как же ты это сделаешь?– спросил Ветер.
– Очень просто, я давно уже все обдумало. Я полечу к Солнцу, пусть оно высушит все мои слезы!
– Но ты не можешь лететь к солнцу,– зашумел Ветер.– Ведь оно высушит и тебя.
– Ну и пусть,– упрямилось Облако,– зато я стану таким как раньше – легким и беззаботным.
Облако собралось взлететь как можно выше.
– Нет, ты не можешь!– закричал ему Ветер.– Ведь если солнце тебя высушит, это будешь уже не ты, точнее ты совсем исчезнешь! Неужели не знаешь? С вами, облаками, всегда так – сначала, пока вы маленькие, летаете себе по небу и превращаетесь во что угодно, потом взрослеете, становитесь хмурыми и тогда вас называют тучами. Потом вы поплачете и снова превращаетесь в легкие облачка. Это нормально.
– Нет, я так не понимаю,– чуть не плакало Облако, вытирая носовым платком свой лиловый нос.– Я всегда считало, что плачущие облака – это ужасно, так не должно быть! И кто только придумал эти слезы – мокрые и холодные? И вообще, я дало себе слово никогда не плакать.
– Ну и зря,– сказал Ветер,– глупо давать себе слово, когда ты так мало о себе знаешь – какой ты и зачем ты. Вот скажи, разве могло ты предположить, что когда-нибудь станешь таким огромным тяжелым сизым облаком?
– Конечно же, нет!– воскликнуло Облако.– Я думало, что буду большим, но что бы таким – никогда!!!
– А можешь себе представить, что когда поплачешь, сразу станет легче и ты снова станешь легким и веселым? А еще можешь себе представить (хотя это, конечно, трудно), что ты очень нужно, особенно, когда льешь слезы.
– Нет, это совершенно невозможно!– отвечало Облако, – И я должно в это поверить? Поверить в то, что я кому-то очень нужно? Такое сизое и мокрое? Да ты просто смеешься надо мной, как и я когда-то смеялось над плачущими облаками. Я слышало однажды как белые облака шушукались у меня за спиной, думаешь это очень приятно?
– Вовсе я над тобой не смеюсь. И знаешь, если ты не будешь ни над кем смеяться, то и над тобой не будут смеяться. А от того, чтобы стать мокрым и сизым ни одно облако не застраховано. Поэтому никогда не смейся над другим, ведь и сам запросто можешь оказаться на его месте. Поначалу это кажется невероятным, но теперь ты ведь знаешь, что это может произойти?
– Да, именно так со мной и случилось,– вздохнуло Облако.– Теперь я даже не знаю чего от себя ожидать!
– Вот глупенькое,– рассмеялся Ветер.– Разве ты не знаешь, что есть законы, которым ты подчиняешься?
– Серьезно?– недоверчиво нахмурило брови Облако.
– Серьезно,– сказал Ветер.– Я, конечно, тоже не все знаю, но на самом деле и я этим законам подчиняюсь.
– Ты знаешь,– задумалось Облако,– мне сейчас это трудно, но похоже, я уже кое что понимаю: если я сейчас поплачу, то снова превращусь в белое облачко, если я буду смеяться над другими, то и они будут надо мной смеяться. Это такие законы?
– Ну, да,– ответил Ветер,– только многие их не знают, а потом удивляются тому, что с ними происходит.
– Прямо как я,– сказало Облако и разрыдалось.
Что тут началось! Люди выбежали из своих домов и стали танцевать под дождем, протягивая к небу руки.
– Ну, наконец-то!– кричали они.– Целый месяц ни капли не упало, все облака да облака, ни одной приличной тучи не было. А тут на тебе – целый ливень. Вот это подарок!
После этого случая Облачко кое что о себе уже знало и не пугалось, когда становилось мокрым и сизым.
– Просто это такой закон,– говорило себе Облако.– Надо бы побольше узнать таких законов, чтобы знать как к себе относиться. Интересно, у кого же их узнать-то?
– Наверное,– решило оно в конце концов,– узнать законы можно у того, кто их придумал.
– Гениальная мысль!– похвалило само себя Облако.
Оно даже не могло себе представить, что именно с этой мысли в жизни начинаются самые большие открытия
Приложение №2
Загадки об облаках
Пушистая лошадка,
А может бегемот,
А может просто ватка
Над нами вдаль плывет.
( облако)
Разноцветными клоками
Вата по небу плывёт.
Если в кучу соберётся,
То на землю дождик льёт.
Объясните мне, ребята,
Как зовётся эта вата?(Облака)
Ветер гонит сто заплат
Из заплат и дождь и град.(Облака.)
Беленькие гуси
по небу летят.
Беленькие гуси
Солнце скрыть хотят.(Облака.)
В небе белая вода.
Душ включает иногда.
Хочет вымыть всё вокруг –
От дорожки и до рук.
А порой – летает быстро
В небе голубом и чистом.
Ночью звёзды закрывает…
Как же это называют?(Облака.)
Пушистая вата
Плывет куда - то.
Чем вата ниже,
Тем дождик ближе.
Облако
Белые овечки
Не сидят на печке.
А плывут издалека
Кучевые… (облака.)
Приложение №3
Стихи об облаках
В.Маяковский
«Тучкины штучки»
Плыли по небу тучки.
Тучек – четыре штучки:
От первой до третьей – люди
А четвертая была верблюдик.
К ним, любопытством объятая,
Ненароком пристала пятая.
От нее в небосинем лоне
Разбежались за слоником слоник.
И не знаю, спугнула шестая ли,
Но тучки взяли все – и растаяли.
А следом за ними, гонясь и
сжирав,
Солнце погналось – желтый жираф
Я. Миллиз
- Куда плывете, облака?
И главное, откуда?
- Откуда мы? Издалека!
И мы бываем всюду.
Мы там – и здесь,
Мы тут – и там.
Мы подчиняемся ветрам:
На север дуют – мы туда,
На юг – пожалуйста, всегда.
А вот и ночь, вам спать пора,
А нас с собой зовут ветра.
И крыльев нет, а мы – летим,
И даже ночью мы не спим,
И нету в мире уголка,
Где б ни бывали облака.
автор: Дима Логинов
Облака плывут по небу
Словно снежные комки.
И везут они наверно
Проливные дождики.
Может быть они из лейки
Землю дождиком польют.
Ну, а может на скамейке
Нас из душа обольют.
Солнце дружно закрывая,
Создают нам тень порой.
Друг за другом, убегая
Скрыться могут за горой.
Приложение №4
Песня об облаках
Облака - белогривые лошадки
Мимо белого яблока луны,
Мимо красного яблока заката
Облака из неведомой страны
К нам спешат и опять бегут куда-то.
Припев:
Облака - белогривые лошадки.
Облака, что вы мчитесь без оглядки?
Не смотрите вы, пожалуйста, свысока,
А по небу прокатите нас, облака.
Мы помчимся в заоблачную даль
Мимо гаснущих звёзд на небосклоне.
К нам неслышно опустится звезда
И ромашкой останется в ладони.
Припев:
Облака - белогривые лошадки.
Облака, что вы мчитесь без оглядки?
Не смотрите вы, пожалуйста, свысока,
А по небу прокатите нас, облака.
Музыка: В. Шаинский Слова: С. Козлов
Приложение №5
Опыт «Делаем облако»
Для опыта понадобится трехлитровая банка, железная крышка, горячая (но не
кипяток) вода, кубики льда.
В банку наливают горячую воду на высоту примерно 2,5 сантиметра. Теперь банку
накрываем железной крышкой и на нее кладем кубики льда. Теплый воздух внутри
банки поднимаясь вверх и охлаждается. А пар, который содержится в
воздухе, образует облако.
Так и в природе происходит: капли, нагревшись на земле, поднимаются вверх. Там
им становится холодно, и они жмутся друг к другу образуя облако. Встречаясь
вместе они увеличиваются, становятся тяжёлыми и падают на землю в виде дождя.
Посмотрите, как стекают капли по стенкам банки. Обратите внимание что
происходит со льдом на крышке, почему рядом со льдом образовалась лужа?
(В тепле лёд тает, так как лёд – замёрзшая вода).
Вывод: облака - это капельки воды, которые при нагревании солнечными лучами
превратились в пар и поднялись вверх. Когда таких испарившихся капелек
становиться много в одном месте, мы наблюдаем на небе облака.
Приложение №6
Беседа: «Что такое облако»
Послушайте, ребята, загадку и отгадайте, о чем я с вами хочу сегодня поговорить.
Выше леса, выше гор
Расстилается ковер.
Он всегда-всегда раскинут
Над тобой и надо мной,
То он серый, то он синий,
То он нежно-голубой.
- Правильно. Мы поговорим сначала о небе. Что можно на нем увидеть? (Ответы детей.)
- Что же мы видим на небе? (Ответы детей.)
- Да, облака. А какие они, на что похожи? (Ответы детей.)
- Да, облака. А какие они, на что похожи? (Ответы детей.)
- Понаблюдайте: на месте стоят облака или движутся? (Ответы детей.)
Ах, какое облако,
Облако глубокое,
Белое, далекое,
Прямо надо мной.
Ах, какое облако,
Облако высокое,
Облако далекое,
Не достать рукой.
Проплывет и скроется
В поле за околицей
В озере умоется
Свежею водой.
(В.Степанов)
Облака не только плывут по небу, но и меняют форму. Вот облако: оно сейчас похоже на кошку (или другой пример). А чуть погодя оно вдруг превратиться в цветок…
- Представьте, что вы облака. Вы легкие, легки ваши руки, ваши ноги, вы невесомые. Облака поплыли по небу. Подул ветерок, и – облака превратились в… (дети изображают движение плывущих облаков и замирают в позах). А теперь я попробую угадать, кто кого изображает.
- Ребята, а как получаются облака? (Рассуждения детей.)
- Облака и тучи – это одно и то же или нет? (Рассуждения детей.)
- Если облака – пар, то откуда он берется? (Рассуждения детей.)
Солнце превращает воду реки озер в легкий пар. Он поднимается вверх и свободно гуляет по воздуху. Давайте мы возьмемся за руки, образуем круг – озеро. Мы – капельки воды. Сначала наши капельки дружат, крепко держатся друг за друга, живут вместе. (Дети изображают.) Пригрело солнышко. Капельки – человечки разогрелись, стали веселиться, играть. Они такие легкие, что стали подниматься над землей все выше и выше. Что же было дальше? (Дети рассказывают.) Собрались капельки – пар вместе – получилось легкое облако. Одно, второе, третье… (Дети образуют несколько кружков.) Летали облачка по воздуху. Им очень нравилось путешествовать. Что они видели? (Дети рассказывают.) Налетел холодный ветер. Стало холодно. Пар снова стал превращаться в маленькие капельки. И облако наполнилось водой. Оно изменило цвет. Каким оно стало? Как теперь мы назовем это облачко? (Тучка.)
Тучка, словно пушистая вата,
Плывет и спешит все время куда-то.
И чем опускается тучка та ниже,
Тем дождик становится ближе и ближе.
- Что же происходит с капельками в тучке? (Ответы детей.)
- Да, капельки становятся тяжелыми и падают на землю. Тогда на земле все люди говорят, что начался… (Дети хором: «Дождик».)
Посмотрите, посмотрите,
Потянулись с неба нити.
Эта тоненькая нить
Землю с небом хочет сшить.
Дождик, дождик, поспеши,
Нашу землю освежи!
А затем наше облако встретилось с настоящим морозом, капель-человечки замерзли, съежились. Покажите, как им холодно. (Дети изображают.) наши капельки так замерзли, что тесно прижались друг к другу, будто хотят согреться. И тут на землю уже не дождик льется, а что? (Снег.)
Беседа: «Какие бывают облака?»
-Хорошо прилечь жарким летним днем на мягкое душистое сено на лугу и посмотреть, как плывут в бездонной синеве облака. Облака незаметно меняют форму, они похожи то на мчащихся коней, разметавших пышные гривы, то на сказочных драконов, то на пуховые мягкие перины, то на перья, выпавшие из крыльев птиц. Каждый из нас видит в форме облаков что-то свое, особенное.
Скажите ребята, а какие причудливые предметы виделись вам, когда вы рассматривали облака? (ответы детей)
По внешнему виду выделяют перистые, слоистые и кучевые облака.
- Почему кучевые облака так называются (Потому что держатся на небе кучками)
- Почему перистые облака так называются, на что они похожи (Потому что перистые облака похожи на перья, на тонкие беловатые полосы.)
Они обычно обещают хорошую ясную погоду
- Какие облака называются слоистыми (Часто такие облака закрывают все небо толстым серым слоем, сквозь которую Солнце и Луна просвечивают бледными пятнами.)
Слоистые и кучевые облака несут нам дождь и снег.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.