Представленная исследовательская работа "Телевизионная реклама и дети" посвящена знакомству с рекламой и её влиянием на детей. В данном исследовательском проекте изучается положительное и отрицательное влияние рекламы на ребенка.
В данном исследовательском проекте по психологии на тему "Телевизионная реклама и дети" учащаяся дает определение рекламы, изучает историю возникновения рекламы, а также знакомится с существующими видами рекламы.
Содержание
Введение
1. Основная часть
1.1. Определение рекламы
1.2. Немного истории о рекламе
1.3. Виды рекламы
1.4. Влияние рекламы на детей
2. Практическая часть работы
2.1. Соцопрос московских школьников и учащихся МБОУ СОШ п. Де-Кастри.
2.2. Соцопрос родителей московских школьников и родителей учащихся МБОУ СОШ п.
Де-Кастри.
Заключение
Библиография
Введение
Считается, что маленькие дети лучше усваивают информацию, которая запоминается на всю жизнь. Этим пользуются рекламодатели, которые создают рекламу, направленную на детей – яркие весёлые картинки, смешные герои, мультфильмы – это нравится каждому ребёнку.
Неспроста родители не могут отвести своих детей от телеэкрана, когда показывается реклама.
Но ведь маленькие дети пока не могут понять, что реклама не всегда бывает достоверной и правдивой. А потому требуют у родителей купить широко рекламированный товар.
Как бороться с влиянием рекламы на детей? И всегда ли влияние рекламы именно негативное? Попробуем разобраться в этом.
Цель: знакомство с рекламой и её влиянием на детей.
Задачи:
1. Изучить историю возникновения рекламы.
2. Познакомиться с видами рекламы.
3. Узнать, какое влияние оказывает реклама на ребёнка.
Гипотеза: всегда ли реклама оказывает только отрицательное влияние на ребёнка.
План исследования:
1. Изучение истории возникновения рекламы, видов рекламы.
2. Социологический опрос Института человека РАН московских школьников и их родителей, а также родителей и учащихся МБОУ СОШ п. Сита
3. Обработка результатов опроса.
4. Основная часть
5. 1.1. Определение рекламы
6.
Если рассматривать вопрос о рекламе и её влияние
на детей, необходимо дать этому понятию конкретное определение.
7. Реклама - это призыв что-нибудь купить или воспользоваться предлагаемой услугой.
8. Реклама – это яркое явление современности: всепроникающее, везде сущее. «Реклама (латин. reclamare – выкрикивать) – разнообразные мероприятия, имеющие целью оповещение о чём-либо, например, товаров, услуг и т.д.….»
9. Существуют сотни определений понятия «реклама». Многие, принятые в мире два – три десятилетия назад, безнадёжно устарели. Один – слишком узкие, другие – широкие, не несущие конкретику.
10. После того, как мы дали определение понятию «реклама», необходимо сделать упор на «объект» рекламного воздействия, в нашем случае, на ребёнка.
11. 1.2. Немного истории о рекламе
12. Вначале реклама была устной. Торговцы, разносчики, бродячие ремесленники наперебой расхваливали товар, предлагали различные услуги, наполняя своими криками улицы городов.
13. Отсюда и название: reclamare по латыни – «выкрикивать».
14. Первой рекламой в письменном виде считают хранящийся в Лондоне египетский папирус, где сообщается о продаже раба. Также сообщения коммерческого характера рисовали на скале вдоль торговых путей.
15. Начало 18 века донесло до нас многочисленные примеры рекламной деятельности, обилие знаковых вариантов рекламирования: устную речь, лубок, гравюру, печатные тексты, шествия, фейерверки. Именно в 1703 году по указу Петра 1 начинается издание первой русской газеты, а в ней и рекламы. Этот факт является важнейшей вехой в развитии отечественной рекламы.
16. Затем главным средством циркуляции товара служили ярмарки. Позже появились балаганы (временная легкая, обычно дощатая), постройка для различных надобностей (для торговли, жилья, склада и т. п.)
17. А уже с начала 19 века широкое распространение получили рукописные и печатные афиши. С 20-х и до 80-х годов главенствующим жанром рекламы был политический плакат. Многие рекламные лозунги стали поговорками, так например:
18. «Летайте самолётами Аэрофлота!»
19. «Граждане! Храните деньги в сберегательном банке!»
20. «Накопил – купи машину!»
21. В настоящее время реклама сделала новый скачок в своём развитии, где главным образом, она почти затмила голубые экраны.
Виды рекламы
Из множества рекламных средств самой распространённой и оказывающей максимальное воздействие на аудиторию является телевизионная реклама.
В настоящее время
реклама делится на несколько видов:
· Наружная реклама
· Интернет-реклама.
· Реклама на телевидении.
· Реклама на радио.
· Печатная реклама.
· Реклама на транспорте.
· Социальная реклама.
Её уникальность определяется, во-первых, сочетанием звукового и зрительного воздействия, во-вторых, огромной аудиторией сразу.
Существует в основном 2 вида телевизионной рекламы:
Прямая реклама Спонсорская реклама
*видеоролики *спонсорская заставка
*размещение логотипа
*объявление ведущего и др.
При этом основную часть рекламного времени на ТВ занимает прямая реклама, то есть транслируются динамические видеоролики продолжительностью 5, 10, 15, 20, 25 и 30 секунд.
В данный момент этот вид рекламы на ТВ один из самых популярнейших.
1.4. Влияние рекламы на детей
Реклама влияет на каждого человека по-разному.
Мы попробуем выяснить, какого влияния рекламы больше на ребёнка –
положительного или отрицательного. В интернете мы нашли исследования Института
человека РАН о влиянии рекламы на детей.
Отрицательное влияние рекламы на детей:
1. Подрывает здоровый образ жизни (рекламирование продуктов питания, которые противопоказаны детям: чипсы, газировка, жвачка и т.д.)
2. Влияет на отношения в семье (конфликты в семье, обиды, если ребёнку что-то не купили из рекламы).
3. Предлагает простые методы решения проблемы, которые отрицательно сказываются на интеллекте (не получается сделать уроки – ешь чипсы.)
4. Оказывает негативное влияние на личность ребёнка (навязывают идеалы красоты: путешествия, одежда, автомобили, которые крайне далеки от реальности.)
5. Мелькающие картинки рекламы негативно влияют на зрительный аппарат ребёнка в целом (на глаза, на работу сердца, на мозг), а частая смена изображения ослабляет внимание.
Положительное влияние рекламы на детей:
1. Помогает быть в курсе новинок.
2. Использует образы известных людей, на которых дети стремятся походить.
3. Помогает узнать и много нового (чистить зубы 2 раза в день и регулярно быть у стоматолога и т.д.)
4. Новинки рекламы поистине могут стать помощником ребёнку для подготовки к урокам, они дают информацию для размышления, получения новых знаний.
Вывод: рассматривая данную таблицу, можно сделать вывод, по мнению Института человека РАН, отрицательного влияния телевизионной рекламы больше, чем положительного, поэтому, важно контролировать просмотр рекламы детьми.
Институт человека РАН предлагает некоторые советы, рекомендации:
· знакомить с телевизором рекомендуется после 3-х лет;
· когда начинается реклама, отключайте звук, так как реклама без звука утрачивает своё влияние на мозг ребенка;
· рассказывайте ребёнку, о чём говорится в рекламе, как нужно поступать, как не нужно, кому выгодна реклама;
· если ребёнок требует купить что-то, на что денег не хватает, так и скажите это ребёнку.
Соцопрос московских школьников и учащихся МБОУ СОШ п. Сита
Учёные Института человека РАН кандидат психологических наук Авдеева Наталья Николаевна и аспирант Фоминых Наталья Александровна провели социологический опрос в московских школах, для изучения восприятия детьми телевизионной рекламы, её влияния, а также особенностей восприятия и отношения к рекламе родителей.
В исследовании принимали участия 50 учащихся
школы и 20 родителей разных московских школ.
Мы также провели социологический опрос в своей школе, где в исследовании приняли участие 50 человек нашей школы и 20 родителей. Задавали мы точно такие же вопросы, что и Институт человека РАН.
По окончании мы сопоставили данные Института человека РАН и наши, и вот что у нас получилось.
Вопрос № 1: как вы относитесь к рекламе?
Московские школьники:
· Положительно 18%
· Частично нравится 25%
· Отрицательно 57%
Обучающиеся МБОУ СОШ п. Де-Кастри:
· Положительно 15%
· Частично нравится 31%
· Отрицательно 54%
Вывод: из данных следует, что больше половины учащихся в московских школах и нашей школы отрицательно относятся к рекламе, то есть не очень любят её смотреть. А вот положительно относятся всего 15 – 18 % учащихся.
А о том, верят ли учащиеся тому, что сообщается
в рекламном ролике, можно судить по следующим данным.
Вопрос № 2: доверяете ли Вы рекламе?
Московские школьники:
· Доверяют 18%
· Частично доверяют 25%
· Не доверяют 57%
Обучающиеся МБОУ СОШ п. Де-Кастри:
· Доверяют 15%
· Частично доверяют 25%
· Не доверяют 60%
Вывод: из данных диаграммы видно, что в большей степени дети не доверяют рекламе. По данным Института человека РАН – это происходит потому, что дети в данном возрасте уже понимают смысл рекламы и воспринимают её адекватно.
Следующий вопрос был необходим для того, чтобы определить рекламно-тематическое предпочтение детей.
Вопрос № 3: какая реклама Вам нравится больше?
Московские школьники:
· Продуктов питания 48%
· Напитков 40%
· Мультфильмов / фильмов 8%
· Косметики / парфюмерии 4%
Обучающиеся МБОУ СОШ п. Де-Кастри:
· Продуктов питания 40%
· Напитков 35%
· Мультфильмов / фильмов 15%
· Косметики / парфюмерии 10%
Вывод: наибольшей популярностью и у московских школьников и у учащихся нашей школы пользуется реклама продуктов питания, напитков и игрушек, так как их назвали чуть более трети детей.
Реклама мультфильмов, фильмов и косметики нравится приблизительно ¼ опрошенных.
Небольшое количество детей упомянуто такие сферы, как бытовая техника, одежда. Отсюда следует, что дети, как правило, запоминают отдельные сюжеты или необычные, в которых зачастую используются мультперсонажи или животные.
Среди рекламных роликов, наиболее часто упоминаемых среди школьников стали – рекламные заставки о Сникерсе, пепси, кока-коле, Орбит, Чудо-йогуртах и другие.
Вывод: результаты исследований показали, что в целом всё же реклама не играет решающей роли в формировании потребительских предпочтений, то есть не служит средством манипулирования сознанием детей. Другими словами, реклама не всегда отрицательно влияет на сознание детей.
Соцопрос родителей московских школьников и родителей учащихся МБОУ СОШ п. Сита
Следующим этапом работы предстояло узнать мнение родителей данных школьников. Родителям были заданы другие вопросы. И вновь свои данные мы сопоставили с данными опроса учёных Института человека РАН.
Как уже говорилось выше, нами было опрошено
такое же количество родителей, как и в московских школах, 20 человек.
На первый вопрос: как Вы относитесь к рекламе? мы получили такие данные.
Родители московских школьников:
· Положительно 28%
· Частично нравится 10%
· Отрицательно 62%
Родители обучающихся в МБОУ СОШ п. Сита
· Положительно 33%
· Частично нравится 10%
· Отрицательно 57%
Вывод: большинство опрошенных родителей относятся к рекламе негативно, что совпадает с данными опроса учащихся, четвёртая часть – положительно, а самая малая часть – 10 – 14 % относятся выборочно, одна нравится, а другая нет.
Второй вопрос: как
вы думает, как влияет реклама на Ваших детей?
Родители московских школьников:
· Положительно 8%
· Негативно 63%
· Затрудняюсь ответить 29%
Родители обучающихся в МБОУ СОШ п. Сита
· Положительно 10%
· Негативно 62%
· Затрудняюсь ответить 28%
Вывод: больше 50 % родителей, принимавших участие в исследовании, сказали, что реклама отрицательно влияет на ребёнка, четвёртая часть родителей – затруднилось с ответом, а вот 8 – 10 % родителей сказали, что реклама влияет на их ребёнка положительно.
Третий вопрос: просят ли Ваши дети купить рекламируемые товары?
Родители московских школьников:
· Да. Часто 80%
· Редко 17%
· Не просят 8%
Родители обучающихся в МБОУ СОШ п. Сита
· Да. Часто 75%
· Редко 4%
· Не просят 21%
Вывод: по результатам исследования мы пришли к выводу, что большинство детей всё же просят купить родителей рекламный товар, причём, московские школьники в больше степени - 80 %, а ученики нашей школы 62 %. Это, конечно ,зависит от материальных затрат и места проживания учащихся и их родителей.
Отсюда следует, что телевизионная реклама, безусловно, влияет на детей.
По мнению родителей, большинство детей узнаёт рекламные ролики по визуальному ряду, звуковому сопровождению, тем не менее, они не прерывают свою деятельность из-за рекламы .
В начале работы нами была выдвинута гипотеза: узнать, только ли отрицательно влияет реклама на детей.
Изучив много литературы, мы пришли к выводу: вряд ли реклама влияет на детские умы сильнее, чем, например, надписи на подъездах.
Но на основании соцопроса и полученной информации можно сделать вывод, что всё же, негативного влияния рекламы больше, чем положительного. Но, несмотря на огромные минусы, реклама всё же имеет и некоторые плюсы.
Во-первых, даёт информацию о том, что сейчас модно и актуально.
Во-вторых, развивает в какой-то степени память ребёнка. Дети запоминают рекламные слоганы, цитаты.
Таким образом, каждый для себя находит и плюсы, и минусы рекламного влияния телевизионной рекламы на детей.
1. Бердышев С.Н. Рекламное агентство. - Изд.-во: Дашков и КО, 2009 г, 168 с.
2. Бердышев С.Н. Эффективная наружная реклама. – Изд-во: Дашков и Ко, - 2010 г. – 132 с.
3. Дюлок Л. Реклама. – Изд-во: Интерэксперт, - 2009 г, 92 с.
4. Зазыкин В.Г. Психология в рекламе. – Изд-во: ДатаСтром, 1992 г, 64 с.
5. Песоцкий Е. Современная реклама: теория и практика. – Изд-во: Феникс, - 2009 г., 320 с.
6. Хопкинс К. Моя жизнь в рекламе. – Изд.-во: Эксмо, - 2010 г, 304 с.
7. Интернет-ресурсы.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.