МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД ЗАКРЫТОГО АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЦИОЛКОВСКИЙ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ
Составила: Болмат Галина Тимофеевна,
воспитатель высшей квалификационной категории
г.Циолковский, Амурской области
2024г
Тип проекта:
По доминирующей в проекте деятельности - творческий. По содержанию: обучающий.
По числу участников проекта: групповой
По времени проведения: краткосрочный (1 неделя) По профилю знаний: многопредметный.
Участники проекта: дети средней группы, воспитатели , родители (законные представители).
Цель проекта: Усвоение детьми сенсорных эталонов цвета; формирование способов обследования цветовых свойств предметов; развитие цветового восприятия, Внимания.
Задачи проекта:
· Научить детей согласовывать существительное с прилагательным.
· Учить различать цвета, сопоставлять их с предметами.
· Упражнять в умении рассказывать о цвете.
· Научить группировать предметы по цвету и отдельным цветовым деталям.
· Развивать цветовое восприятие, внимание, наблюдательность.
· Воспитывать любовь к прекрасному , красоте окружающего мира.
· Развивать творческие способности детей, закреплять умение отражать полученные впечатления в рисунках, творческих работах.
Актуальность:
Главным признаком предмета для ребёнка – дошкольника является цвет. С первых дней жизни к ребенку поступает колоссальная цветовая информация, и при нормальном речевом и умственном развитии дети очень рано начинают обращать внимание на окраску предметов. В процессе дидактических игр дети учатся выделять цвет предметов, называть оттенки и цвета, сравнивать предметы по цвету, группировать их. Все эти действия развивают и закрепляют знания и представления детей о цвете, способствуют формированию чувства цвета.
С помощью игры ребёнок получает новые знания о том или ином цвете. В то же время в процессе игры у детей активизируется цветовой словарь детей.
Проект включает в себя 3 этапа: подготовительный, основной, заключительный.
Этапы проекта:
Подготовительный этап.
Определение темы проекта. Формулировка цели и определение задач. Подбор материалов по теме проекта.
Составление плана основного этапа проекта.
Основной этап
Основной этап реализовывался в течение 1 недели. Каждый день был обозначен определенным цветом. В процессе реализации проекта для усвоение детьми сенсорных эталонов цвета, формирования способов обследования цветовых свойств предметов и развития аналитического восприятия цвета были использованы различные виды деятельности: дидактические игры, подвижные игры, пальчиковая гимнастика, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, беседы, экспериментирование, художественное творчество, прослушивание музыкальных композиций.
Ведущую роль в нашей проектной деятельности имели дидактические игры, направленные на сенсорное развитие детей, (в частности, на развитие чувства цвета), т. к. они обладают большими возможностями: позволяют знакомить детей с качествами и свойствами предметов, в данном случае с цветом.
Дидактические игры:
«Давайте познакомимся – Я Красный (Оранжевый, Желтый, Зеленый, Голубой, Синий, Фиолетовый)»; «Разноцветная дорожка»; Лото «Цвет и форма»; «Собери картинку»; «Окраска воды»; «Я найду цвета везде»;
«Радуга»; «Сложи узор». «Цветные картинки»; «Найди свой домик»;
«Разноцветные мячики»; игра на внимание «Цвета»; «Найди свою пару»,
«Краски», игра с мячом «Назови цвет», «Пройди по голубой дорожке, найдешь синие сапожки», «Найди красные ягоды», «Найди желтые и оранжевые фрукты», игра на определение относительных прилагательных
«Загадочные предметы»; «Чего не бывает»; игра с разноцветным мячом
«Съедобное - несъедобное».
Пальчиковые игры: «Апельсин», «Дерево», «Синие лужи весны», «Радуга» Рассматривание иллюстраций: «Что какого цвета», «Радуга»
Беседа: «Какой твой цвет любимый», «Любимое комнатное растение», «Что в природе меняет цвет и почему?» «Давайте познакомимся – Я Красный» Чтение художественной литературы : стихи о радуге, загадки о радуге, цветные загадки, В. Сутеев «Петух и краски», В. Катаев «Цветик- семицветик», С. Галс «Сказка о зеленом цвете», зеленые стихи: М. Янушкевич «Зеленая травка, зеленый листок…», Ш. Перро «Красная шапочка», С. Я. Маршак «Разноцветная книга», потешки «Радуга-дуга не давай дождя…», «Дождик, дождик веселей…».
Подвижные игры: «Светофор», «Кегли, «Лиса и зайцы», «Цветные автомобили»
Коллективная работа рисование «Радуга-красавица» Конструирование из бумаги «Красный самолет» Лепка «Улитка» «Баклажан»
Аппликации: «Василек»; «Крокус»
Эксперементирование: смешивание цветов «Цветная вода»
Музыка: прослушивание песен: «Песенка Красной Шапочки», «Оранжевая песенка», «Виноватая тучка»; «Синяя вода», «Раз, два – радуга».
Работа с родителями: консультация «Каким цветом рисует ваш ребенок?»
Заключительный этап
Оформление коллективной композиции «Радуга-дуга, полюбуйтесь какова!» Содержание работы в процессе реализации проекта: Вовлечение в деятельность
Объявление о реализации проекта «Разноцветная неделя».Понедельник — день красного цвета.
Вторник – день желтого цвета. Среда – день зеленого цвета.
Четверг – день голубого и синего фиолетового цвета.
Пятница – фиолетового. План работы
Красный - мака яркий цвет
Самый лучший в мире цвет.
Отгадывание «красных» загадок; дидактические игры: «Давайте познакомимся
– Я Красный»; «Я найду цвет везде» (красные предметы); рисование ладошкой красной на коллективной работе; работа с цветными карандашами (д/и «Чудесный мешочек»),
дидактическая игра на внимание «Цвета». чтение и обсуждение сказки Ш. Перро «Красная шапочка» дидактические игры «Найди красные ягоды»
«Сортировка предметов», «Логические карточки»; подвижные игры «Кегли»,
«Лиса и зайцы»; пальчиковая гимнастика «Лето»; «Оранжевой песенки».
Вторник – день желтого цвета.
Солнце желтое над нами.
Мы его подарим маме.
Беседа «Давайте познакомимся – Я- желтый. оранжевый цвет»; дидактические игры: «Давайте познакомимся – Я желтый», «Найди и назови все зеленое»; рисование ладошкой зеленой полоски на радуге; пальчиковая гимнастика «Апельсин». Упражнения «На какую форму похожи эти овощи», подвижная игра на прогулке «Светофор»; отгадывание «желтых» загадок. Прослушивание «Оранжевой песенки». чтение "Оранжевой" сказки с элементами театрализации; дидактическая игра с кубиками «Сложи узор»; экспериментирование «Цветная водичка» - смешивание красок (красный +желтый =
оранжевый;) дидактическая игра с желтым мячом «Назови цвет»; Аппликация «Тыква». «Солнышко»
Среда – день зеленого цвета
Целый год растут на ёлке
Лишь зеленые иголки.
Лягушонок так хорош
На листочек он похож.
Беседа «Мое любимое растение»; Дидактические игры»Я_зеленый цвет.», Найди предметы зеленого цвета.Упражнение «Дерево» (У дерева ствол, на стволе много веток, А листья на ветках зеленого цвета); дид. упражнения «На какую форму похожа крона дерева», «Маленькие и большие елочки»,
«Покажи правильное количество» (зеленые круги); подвижная игра на
Прогулке «Светофор»; отгадывание «зеленых» загадок.
Чтение сказки в картинках (анализ, обсуждение); дидактические игры: "Найди и назови все голубое, синее", «Давайте познакомимся – Я Голубой, Синий»; рисованию «Синий цвет радуги» беседа: « Где можно встретить воду»; решение проблемной ситуации: «Что обозначено на глобусе голубым цветом?»; дидактические игры: «Каждый предмет на свое место»; «Найди свой домик»;
подвижная игра: «Пройди по голубой дорожке,
найдешь синие сапожки»; отгадывание «голубых» и «синих загадок»; прослушивание песни «Синяя вода» Аппликация «Васелек». Чтение и обсуждение сказки В. Сутеева «Петух и краски».
Пятница фиолетовый цвет.
Что растет у нас на гряде?
Патисоны? Кабачки?
Нет! Они же фиолетовые.
Баклажанчики мои!
Беседа: «Какой твой цвет любимый»; чтение произведения Н. Агошкиной
«Фиолетовая сказка»; дидактические игры: «Давайте познакомимся – Я Фиолетовый», «Найди и принеси все предметы фиолетового цвета»; рисование фиолетовой полоски на радуге; разучивание потешки ««Радуга- дуга не давай дождя…»; прослушивание песни Д. Тухманова «Виноватая тучка». отгадывание «фиолетовых» загадок; дидактическая игра
«Разноцветные домики» («Стрелка, стрелка, покружись…»), игра с разноцветным мячом «Съедобное - несъедобное»; экспериментирование
«Цветная вода» - смешивание красок (красный + синий = фиолетовый); подвижная игра «Краски». Чтение и обсуждение сказки В. Катаева «Цветик - семицветик»; подвижная игра «Разноцветная карусель», «Разноцветная дорожка»; настольно-печатная игра «Цвет и форма».
Заключение
В процессе разнообразных дидактических игр дети учились выделять цвет предметов, называть оттенки и цвета, сравнивать предметы по цвету, группировать их по сходству в цвете. Все эти действия развивают и закрепляют знания и представления детей о цвете, способствуют формированию чувства цвета. Дидактические игры, предшествующие изобразительной деятельности, готовили детей к более свободному и точному отражению цветов и оттенков в лепке рисовании, аппликации.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.