проект учащихся 8 класса по ОБЖ "Добывание огня"

  • docx
  • 02.09.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала проект 8 б Добывание огня.docx

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Маслянинская средняя общеобразовательная школа №3

 

Исследовательский проект

 

 

 

 

Добывание огня

 

 

 

 

Работу выполнили:

Мальшаков Данил,

Жуков Никита,

Радченко Юрий

ученики 8Б класса

Руководитель проекта:

Н.Ю.Витт,

преподаватель-организатор ОБЖ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Маслянино, 2019

 

 

Оглавление

 

Паспорт проектной работы

1. Введение

2. Основная часть

2.1. Добычи огня при помощи трения.

2.2. Добываем огонь при помощи химических средств

 

2.3.Фонарик

 

2.4.Катание ваты.

 

3. Заключение

 

4. Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Паспорт проектной работы

1)Название проекта - «Добывание огня»

2)Руководитель проекта – Николай Юрьевич Витт, преподаватель-организатор ОБЖ

3)Учебный предмет, в рамках которого проводится работа по проекту – ОБЖ

4) Учебные дисциплины,близкие к теме проекта – ОБЖ, окружающий мир, история, физика

5)Возраст учащихся, на который рассчитан проект – 10-18 лет

6) Состав проектной группы– учащиеся 8Б  класса

7)Тип проекта– исследовательский

8)Цель исследования –выявить, какой способ добычи огня легче всех

9)Задачи проекта:

-изучить историю добывания огня человеком, различные способы добывания огня.

-выявить на практике достоинства и недостатки различных способов добывания огня.

-сформулировать рекомендации по добыванию огня подручными средствами.

 

10)Вопросы проекта:Для чего нужен огонь? Как добывали огонь в древности? Как легче всего добыть его без помощи спичек?

 

11)Необходимое оборудование: батарейки, фонарик, древесина разных пород,

компьютер, принтер, бумага А4.

12)Предполагаемые продукты проекта – памятка- буклет «Как добыть огонь»

13)Этапы работы над проектом:

 

1 этап установочный. Октябрь.

Выбор темы  проекта, определение цели, задач проекта, планирование   деятельности.

2 этап исследовательский. Ноябрь – Декабрь.

Изучение справочной  литературы,  отбор и классификация информации по теме.

3 этап практический. Январь – Март.

Проведение эксперимента по добыванию огня. Практическое изготовле­ние пособия: создание  макета складной  трёх   секционной брошюры, используя программу Word.

4 этап заключительный. Март.

Защита проекта.

 

 

 

 

 

1. Введение

Все в мире из огня. Мир есть, был и будет вечным огнем…

Гераклит.

Ого́нь — в узком смысле, совокупность раскалённых газов и плазмы, выделяющихся в результате:

  • произвольного/непроизвольного нагревания горючего материала до определённой точки (здесь и далее под горючими материалами понимаются такие материалы, как древесина, а не вступившие в реакцию компоненты, например, сера);
  • химической реакции;
  • соприкосновения тока высокого напряжения с горючим материалом.

Огонь является основной фазой процесса горения и имеет свойство к самораспространению по затронутым им другим горючим материалам. Собственная температура огня зависит от источника, вызвавшего реакцию воспламенения и/или от материалов, участвующих в реакции горения.

В 6м классе я – Жуков Никита, со своими одноклассниками выполняли проект по данной теме. На тот момент мы испытали практически 2 способа добывания огня, и 1м способом нам удалость огонь получить. Этот способ заключался в направлении солнечных лучей с помощью линзы.

После этого у меня возникло желание практически попробовать добыть огонь другими способами, с которыми мы познакомились в рамках работы над проектом. Ко мне присоединились еще 2 моих одноклассника и мы решили продолжить работу над данной темой.

Актуальность исследования заключается в том, что современный человек, абсолютно любого возраста, легко может оказать в экстремальный ситуации, где ему не смогут помочь все привычные блага цивилизации.

Цель работы:– выявить, какой способ добычи огня легче всех.

Задачи работы:

-изучить различные способы добывания огня.

-выявить на практике достоинства и недостатки различных способов добывания огня.

-сформулировать рекомендации по добыванию огня подручными средствами.

Предлагаемая гипотеза  исследования: не все известные способы добычи огня легко применимы на практике.

Объектом данного исследования является добывание огня.

Предметом исследования являются различные способы добывания огня, не требующие специальных приспособлений.

Продуктом проекта является памятка - буклет «Как добыть огонь»

Работа может быть использована на уроках ОБЖ и уроках окружающего мира в начальных классах.

 

 

Этапы работы над проектом:

 

1 этап установочный. Октябрь.

          Выбор темы  проекта, определение цели, задач проекта, планирование   деятельности.

 

 2 этап исследовательский. Ноябрь – Декабрь.

           Изучение справочной  литературы,  отбор и классификация информации по теме.

 

3 этап практический. Янвраль – Март.

Проведение эксперимента по добыванию огня. Практическое изготовле­ние пособия: создание  макета складной  трёх   секционной брошюры, используя программу Word.

 

 4 этап заключительный. Март.

Защита проекта.

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Основная часть

…Добывание огня трением впервые доставило человеку господство над определенной силой природы и тем окончательно отделило человека от животного царства.

— Ф. Энгельс.

2.1. Добыча огня при помощи трения

 

Это, пожалуй, самый знаменитый и доступный способ получения огня. Он долгий и кропотливый, поэтому надо приготовиться к тому, что времени на получение первой искры уйдет очень много.

       Есть определенные критерии успешности подобного мероприятия, одним из которых является правильно выбранная древесина в качестве стержня и дощечки. Дерево должно быть суховатым, не отсыревшим. Стержнем называют деревянную палку, которую придется крутить на дощечке вокруг своей оси, чтобы добыть огонь, создав эффект сильного трения.

http://edcblog.ru/userfiles/ufiles/trees.jpg

Лучшие сорта дерева, подходящие для добычи огня трением, это грецкий орех, кипарис, кедр, ива, осина, сосна. Мы использовали сосну.

http://edcblog.ru/userfiles/editor/large/1173_1463501418198.jpg

Необходимо собрать трут в компактную кучу. Не надо класть слишком много трута на подложку из дерева. Сам трут делается из сухих листьев или травы, это легкий материал, который должен разгореться от искры. В деревянной подложке вырезается V-образное отверстие и в углубление отверстия помещается немного трута. После этого деревянный стержень помещается в углубление и начинается вращение стержня. Чтобы вращать стержень руками было более удобно, надо взять деревянную палку для создания стрежня длиной не менее шестидесяти сантиметров. Надавливать стержнем на деревянную подложку надо очень аккуратно, при этом быстро вращая его между ладонями.

После того как получена искра, следует подложить на дощечку сухой мох, можжевельник, кору осины. Кроме того, для ускорения процесса можно добавить немного марганцовки.  У нас второй год данным способом добыть огонь не получилось. Не помогло  добавление марганцовки, добавление марганцовки и жидкого глицерина и  даже использование электрического сверлильного станка!

    Еще один интересный способ добычи огня без спичек, это Огненный плуг. Для добычи огня подобным методом пригодится деревянная подложка изсухого дерева, в середине которой вырезается углубление для стержня. В углубление насыпается смесь марганцовки и сахара в пропорции 9 к 1.Надо с силой двигать его вверх-вниз. Этот способ тоже не имел успеха!

http://edcblog.ru/userfiles/editor/large/1174_14635019559236.gif

 

 

2.2.Добываем огонь при помощи химических средств

Простые знания элементарной химии помогут вам добыть огонь. Некоторые химические составы воспламеняются при растирании или смешивании. Но при использовании такого способа надо соблюдать индивидуальную осторожность, чтобы не причинить себе вред. Важно не допустить физического контакта химического вещества с поверхностью металла. Воспламенению способствуют следующие составы:

•        Марганцовка (перманганат калия) и обычный сахар в пропорции девять (сахар) к одному (марганцовка);

•        Хлорат калия и сахар (пропорции три к одному);

•        Перманганат калия и глицерин;

•        Хлорат натрия и сахар (пропорция три к одному);

•        Марганцовка и любой антифриз;

Теперь вопрос: а где же добыть эти химические элементы? Хлористый калий входит в состав некоторых препаратор против болезней горла (Фурациллин). А марганцовка и глицерин могут найтись в аптечке.

Типичная ошибка неопытных людей заключается в том, что они не соблюдают правильную дозировку ингредиентов. У нас этот способ с первой попытки тоже не получился. Проблема оказалась в том, что оказывается для реакции марганцовка подходит не каждая. В первой попытке мы использовали марганцовку, купленную в магазине семян, которая используется для сельскохозяйственных нужд.  При добавлении глицерина она дымилась, но огня не было. Кроме того мы не знали точную пропорцию, и использовали много глицерина. Во второй попытке мы уже использовали аптечную марганцовку и капельку глицерина. Реакция получилась!

 

2.3.Фонарик

Добыть огонь можно с помощью обычного фонарика, если вам, конечно, не жаль его. Фонарик придется разбить. Аккуратно разбивается электрическая часть лампочки на фонаре (нам надо оголить саму электрическую дугу).

Оперативно размещаем немного трута, подносим оголенную дугу и поджигаем трут. Мы модернизировали этот способ. Так как многие современные фонарики имеют уже не лампочку, а светодиоды, то электрическую дугу мы сделали самостоятельно. В этом нам помогли знания физики.  Несколько батареек в 1,5 вольт мы соединили последовательно в электрическую цепь и замкнули ее тонкой медной проволокой, вырванной из проводка фонарика.  Проволока стала нитью накаливания и ее мы приложили к кусочку ваты, предварительно смоченному парфюмерной туалетной водой.

Ватка загорелась! Однако с новой батарейкой в 9 вольт этот способ ранее у нас не получался. И использование фольги также давало никакого результата.

 

2.4.Катание ваты.

Для этого способа понадобится только вата. Небольшой кусочек прямоугольной формы плотно скатывается в рулон и катается руками между двумя ровными дощечками. Никакие усилия в данном случае нам не помогли получить огонь.  Кроме того мы попытались модернизировать этот способ, и в вату насыпали марганцовку и сахар в пропорции 9 к 1. Этот способ успеха тоже не имел.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Заключение

Заслужить высокое звание Homohabilis (человек разумный) – значить  овладеть рядом совершенно необходимых умений, приобрести сумму знаний. Во мраке пещер одним из первых понадобилось умение сохранять и добывать огонь. Постоянные очаги палеолитических убежищ использовались для обработки продуктов питания и создания комфортной среды обитания. Но одновременно они были своеобразным социокультурным центром, символом бытового, производственного и идеологического единства древних микроколлективов. Вероятно, отсюда берут начало многие культы и обряды, в том числе и неугасимый огонь на захоронениях павших в сражениях XX века...

Изучая информацию из различных источников, мы познакомились со множеством способов добывания огня, углубили имеющиеся знания. Начиная работу, мы  поставили перед собой цель выявить какой способ добычи огня на практике легче всех. Цель была достигнута. Для нас наиболее легким показался способ добычи с помощью батареек. Выдвинутая нами в начале работы гипотеза  исследования: не все известные способы добычи огня легко применимы на практике подтвердилась. При проведении эксперимента, мы более часа пытались добыть огонь трением, но так и не смогли.

  Как видите, есть масса способов, как развести огонь, если нет спичек. Важно знать некоторые элементарные правила, народные хитрости и советы, которые смогут согревать вас в лесу или даже спасти жизнь, если вы неожиданно заблудились. А готовясь в поход и  собирая аптечку, положите на всякий случай туда марганцовку и флакон туалетной воды, ведь их можно использовать и для обработки ран, и для облегчения разжигания огня. И не забудьте зарядить телефон и поставить в фонарик или фотоаппарат новые батарейки.

 Опыт, накопленный веками, позволяет добыть спасительный огонь практически из любых подручных материалов. Для этого не нужно особое умение, важно применить максимальное количество усилий для добычи огня. Огонь, это жизнь. И веселый, потрескивающий костер согреет вас в любой ситуации и в любую погоду.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Список литературы:

 

1.            Анастасова  Л. П.   и  др.  Жизнь без опасностей: Учись быть самостоятельным: Альбом-задачник: 2 класс (1-3), 3 класс (1-4).-М.: Вентана-Граф. Ч.1.-1998. - 64с.:ил. 

2.            Безопасность жизнедеятельности: словарь-справочник /              Ф. Карамзинов, О. Русак, С. Гребенников, В. Осенков; под ред. С. Ф. Гребенникова. - СПб: Лань, 2001. – 304 с.: ил.

3.            Доусуэлл П. Выживание в экстремальных ситуациях: Удивитель­ные факты в документальных историях. - М.: РОСМЭН, 1996. -63 с.: ил. - (Великие авантюры)

4.            Ильичев А. Популярная энциклопедия выживания. - Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 1996. – 400 с.

5.            Петров Н. Н. Человек в чрезвычайных ситуациях: учебное пособие. - Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 1995. – 352 с.: ил.

6.            Репин Ю. В. Основы безопасности человека в экстрема­льных ситуациях: учебное пособие. - Екатеринбург, 1995. – 105 с.: ил. - (Семейная школа)

7.            Снайдер Д. Курс выживания для подростков. - М.: Горизонт, 1995. – 208 с.