Индивидуальный проект
УЧИТЕЛЬ НА ВОЙНЕ
Выполнил:
Классный руководитель:
2020
Содержание:
1. ВВЕДЕНИЕ
· Цель и задачи проекта
2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
· Тяжелое время
· Труд учителей в годы ВОВ
· Николай Фёдорович Кюнг
· Уроки Ленинграда. Ксения Ползикова-Рубец
3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
4. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
5. ПРИЛОЖЕНИЕ
1. ВВЕДЕНИЕ
Запуск первого спутника Земли в 1957 году, полёт человека в космос в 1961-м, колоссальный подъём технического развития и великое гуманитарное наследие, оставленное нам Советским Союзом – всё это явилось результатом высокого уровня образования, которым так славился СССР. Но мало кто знает, что все лучшие черты, которым отличалось советское образование, были сформированы именно во время Великой Отечественной войны.
Поэтому я решил изучить, кто и как формировал мировоззрение детей в годы ВОВ (Великой Отечественной Войны), кто давал детям прочные знания, несмотря на тяжелую военную обстановку в стране.
Цель: изучение вклада учителей в воспитание и обучение детей войны.
Решение поставленной цели я буду осуществлять через ряд задач:
1. Ознакомиться с информацией об учителях, работавших в годы ВОВ .
2. Изучить несколько биографий учителей.
3. Поделиться собранной информацией с одноклассниками и другими учащимися.
Предмет исследования: работа учителей в годы ВОВ
Объект исследования: учитель
Методы исследования: опрос, анкетирование, исторический анализ и обобщение литературы, периодических изданий и интернет - ресурсов по выбранной тематике.
Место исследования: класс, домашняя библиотека; интернет-ресурсы.
Время исследования: ноябрь-декабрь 2019 года.
2. Основная часть
Тяжелое время
Война разрушила мечты выпускников, большинство из которых вместо продолжения учёбы сразу после выпускного отправились на фронт или на работу в тылу. Но с другой стороны, война послужила толчком для бурного развития советской системы образования. Руководство страны понимало, что нельзя закрывать школы и прекращать обучение. Наоборот, количество школ увеличилось. Педагогика была приспособлена к условиям военного времени.
Школьники и педагоги помогали стране как могли – строили оборонительные сооружения, работали в госпиталях и в поле, но сам образовательный процесс не останавливался в это трудное время. Перед школой стояла задача продолжить вовлечение в него всех детей. Там, где школы были разрушены, под них приспосабливали другие здания. Большое значение уделялось воспитанию патриотизма.
В эти годы были сделаны важные нововведения, некоторыми из них мы пользуемся и сегодня:
· Пятибалльная система оценивания;
· Всеобщее обучение детей с семи лет;
· Обязательные выпускные испытания в начальной и средней школе;
· Экзамены на аттестат зрелости в средней 10-летней школе;
· Вручение золотой и серебряной медали отличникам.
В 1943 году была основана Академия педагогических наук. Война подарила нам много имён, которые служат примером нашему поколению, которые нельзя забывать!
Труд учителей в годы ВОВ
Но у нас как-то больше принято говорить о героях… А разве не подвиг - жизнь простого русского человека, который прошел через смертоносную войну, а потом изо дня в день трудился. Трудился добросовестно, на износ, не за награду, не за большие деньги. А просто в силу своей порядочности и любви к своей стране, в которой он родился. Таким людям не ставят бюсты на родине, не открывают мемориальные доски на домах, где они живут, не называют улиц их именами. Потому, что таких людей миллионы. Именно на них держится и будет держаться Россия. Это - учителя.
Николай Фёдорович Кюнг
В своей работе я хочу рассказать об учителе - участнике Великой Отечественной войны Николае Фёдоровиче Кюнге.
Настоящий учитель сохраняет верность профессии в любых обстоятельствах, даже когда он работает в тайне, под боком у врага. Героем именно такой истории и стал Николай Фёдорович Кюнг. Он — один из руководителей вооружённого восстания в Бухенвальде, учитель истории — не отказался от преподавания даже в тяжелейших условиях концлагеря.
В лагере смерти тогда было очень много детей 7-12 лет.
В начале 1944 года к Кюнгу обратился один из товарищей с необычной просьбой, научить пленных детей грамоте, истории, географии и другим наукам. Забота о детях была поистине интернациональной. Немцы, французы, чехи, голландцы, норвежцы, сплочённые антифашистской борьбой, спасали и воспитывали своё будущее.
Школа работала в одном из бараков. Для неё удалось достать бумагу, карандаши, перья, мел. В подпольном классе были даже доска и маленькие счёты. Немецким заключённым удалось украсть на складе несколько русских учебников, которые оказались там по чистой случайности.
Дети занимались по вечерам, после изнурительных работ. Николай Кюнг вёл уроки истории и географии. Снаружи всегда караулил кто-нибудь из «своих», и как только появлялся кто-нибудь из эсэсовцев, бараку давали об этом знать. Учитель прерывал работу, дети без суеты прятали свои принадлежности и делали вид, что играют.
Школа проработала неполных 8 месяцев, и фашисты так о ней и не узнали. Люди, которые знали Кюнга, говорят, что он был открытым и доброжелательным человеком. После освобождения из плена он ещё долго переписывался с учениками, принимая участие в их судьбах.
Уроки Ленинграда. Ксения Ползикова-Рубец
Во время блокады в Ленинграде оставалось менее четверти количества школьников в сравнении с довоенным. Обучение осуществлялось по сокращённому учебному плану, состоявшему только из основных предметов. Занятия проходили под постоянный вой сирены, возвещавшей о том, что необходимо спускаться в бомбоубежище. Учителя, скрывая своё горе и заботы, старались проводить уроки как можно более содержательно и интересно, помогали выполнять домашние задания прямо в классе.
Голодная смерть каждый день уносила всё новые и новые жизни, поэтому к декабрю 1941 года работать продолжали только 39 школ Ленинграда. Уроки длились не более 25 минут – не выдерживали ни учителя, ни школьники. Практически никаких записей не вели, так как замерзали чернила и худые детские ручки. Не было электричества, не ходили трамваи, замёрз водопровод. Педагоги на санках возили воду, добывали топливо, следили за порядком и чистотой в классных помещениях.
Одной из таких героинь была Ксения Ползикова-Рубец. Первую Образцовую школу, которой РОНО приказало освободить свое здание к утру 23 июня, соединили с несколькими школами района, образовав 239-ую блокадную школу. Ксения Владимировна всю блокаду работала в этой школе завучем и преподавала историю, как могла, поддерживала детей и коллег… После войны Ксения Владимировна написала прекрасную книгу о школьниках блокадного города – "Они учились в Ленинграде", в которой повествование идет о подвиге блокадной школы, в центре ее книги - дети, учителя и город Ленинград.
3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
9 мая 2020 года вся наша страна будет отмечать великий и светлый праздник – день 75-летия Победы Советского Союза над фашистской Германией.
Все дальше и дальше уносит нас время от страшных военных лет. Уже третье послевоенное поколение живет на Земле. Уходят люди, видевшие страшное лицо войны. Современные дети перестают быть патриотами, не интересуются историей своей страны, почти ничего не знают о героях, отдавших жизнь за то, чтобы мы были свободными и счастливыми.
Я думаю, что каждый человек, будь он стар или молод, обязан помнить, что за эту Победу положили жизни миллионы людей, что война изменила бесчисленное количество судеб. Важно понимать и то, что только благодаря им, нашим предкам, защищавшим Родину на фронте и в тылу, все мы живём в свободной стране!
Великая Отечественная война отразилась на жизни всей нашей страны и каждой отдельно взятой семьи. Именно семья – это то место, где лучше всего помнят фронтовиков и тружеников тыла. Время стерло многие подробности, но самые горькие и самые светлые моменты пока еще помнятся. Мы обязаны узнать и сохранить воспоминания о наиболее ярких моментах и судьбах людей, переживших войну. Чтобы помнить самим, чтобы передать их нашим детям…
Мы не должны забыть этот страшный урок истории. Как только люди забудут ужасы этой самой кровопролитной в истории человечества войны, нечто подобное может снова повториться на нашей земле. Поэтому мне захотелось внести свой вклад и рассказать своим одноклассникам и друзьям о людях, помогавших одержать Победу.
Вывод:
1. Суровые условия войны позволили проявиться множеству талантливых педагогов.
2.Учителя трудились в тылу, героически сражались с фашистами и получали заслуженные награды.
И сегодня, в мирное время, современные учителя продолжают трудиться столь же самоотверженно, поэтому у российского образования есть все возможности вновь завоевать позиции лучшего в мире. Стоит помнить, что будущее отечественного образования в руках каждого из нас!
4. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
4. Сайт «Soldat.RU» http://www.soldat.ru
5. Семейные архивы
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.