Проект "Учимся будущему"
Оценка 5

Проект "Учимся будущему"

Оценка 5
Документация +2
docx
администрации
СCУЗ, ВУЗ
24.12.2020
Проект "Учимся будущему"
153 Проект Учимся будущему .docx

Муниципальное  бюджетное  общеобразовательное  учреждение

 « Средняя общеобразовательная школа№153»

Кировского района г. Казани

 

 

Проект

«Учимся будущему»

 

 

 

 

 

 

Авторы: И.Г. Комарова, директор,

учитель истории,

Г.А. Сафина, заместитель директора,

А.А. Гуренкова, заместитель директора по НОВ, учитель русского языка и литературы

 

КАЗАНЬ,2020

 

 

Содержание

 стр.

1.

Пояснительная записка

3

2.

Содержательная часть. Понятие «Функциональная грамотность»

6

3.

Методическая часть. Этапы реализации проекта

8

4.

Список использованных источников

10

5.

Приложения. Дорожная карта. Сценарий педагогического совета. Примерные контрольно-измерительные материалы

11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Пояснительная записка

Из указа Президента России от 7 мая 2018 года: «Правительству РФ поручено обеспечить глобальную  конкурентоспособность российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования».

 

     Условия развития российской  школы в XXI веке  (активные интеграционные процессы в образовании, сосуществование европейских стандартов и традиционных реалий российского образовательного пространства, быстрая смена технологий, информатизация всех сфер деятельности, изменения конъюнктуры на рынке труда) ставят перед образовательной организацией (далее - ОО)  в качестве главной задачи формирование  полноценной развитой личности, обладающей набором ключевых компетентностей в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникационной, информационной и других сферах, обеспечивающей жизненную и профессиональную успешность, социальное благополучие человека, его плодотворное участие в жизни общества. Одна из важнейших задач современной школы – воспитание и обучение функционально - грамотных людей. В этом плане высокий уровень сформированности функциональной грамотности у учащихся предполагает способность эффективно функционировать в обществе, способность к самоопределению, самосовершенствованию, самореализации. Следовательно, обществу необходим человек функционально грамотный, умеющий работать на результат, способный к определенным, социально значимым достижениям.

Функциональная грамотность как результат обучения формируется посредством каждого школьного предмета. Инструментарием развития функциональной грамотности школьников, а также проверки их сформированности являются задания творческого характера (задания исследовательского, занимательного характера, задания с экономическим, историческим содержанием, практико-ориентированные задания и др.) Только через чтение ученик приобретает способность заниматься своим обучением самостоятельно (академическая мобильность), строить конструктивные взаимоотношения с людьми, сотрудничать и работать в группе.

    Следовательно, на учителей, возложено большая ответственность за воспитание, обучение, развитие наших учеников, способных вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.  Наши педагоги дают сильные предметные знания, но не всегда могут научить применять их в реальных жизненных ситуациях. Из-за этого учащиеся не обладают достаточной способностью  понимания и осмысления проблем реального мира.    В связи с этим остро встает проблема внедрения функциональной грамотности учащихся. Наша работа является  попыткой наметить конкретный план действий по формированию и развитию функциональной грамотности ученика и педагога.

Цель проекта: формирование и развитие функциональной грамотности школьника и педагога в контексте международных сопоставительных исследований  в  рамках реализации ФГОС ОО.

Задачи:

•Развитие читательской грамотности (локализация, интерпретация, оценка  информации, применение полученных знаний на практике)

•Развитие математической грамотности (применение, формулирование, интерпретация, рассуждение)

•Развитие естественнонаучной грамотности (научное объяснение явлений, понимание специфики исследований и интерпретация)

•Развитие финансовой грамотности (идентификация, анализ, оценка проблемы, применение)

•Развитие качества математического, естественнонаучного образования (знание, применение и рассуждение) и читательской грамотности (поиск информации на основе прочитанного в явном виде, простые умозаключения на основе прочитанного в явном виде, интеграция и интерпретация, выводы и оценка по прочитанному тексту).

· Совершенствование профессионально-методического уровня педагогических работников в вопросах развития функциональной грамотности школьников.

· Реализация совместной с родителями деятельности в целях формирования функциональной грамотности детей.

Основная идея проекта: Обеспечение нового качества образования, ориентированного на успешную социализацию будущих выпускников,  способствующую  повышению качества жизни выпускников и всего нашего общества, путем формирования  и развития функциональной грамотности педагога и ученика. Инновационная идея проекта в проведении методических сессий и метапредметных недель по формированию функциональной  грамотности.

Организационное решение  - один раз в четверть проводится  методическая сессия  и «метапредметная неделя»  формирования и развития функциональной грамотности.

Основные  изменения  образовательной среды:

  -предоставление образовательных услуг, с учетом образовательных потребностей детей и родителей, способствующих  формированию глобальных компетенций ученика;

- корректировка и создание авторских программ,  учебных спецкурсов в целях реализации новых ценностных и содержательных составляющих образовательной программы ОО, ориентированных на  глобальные компетентности. Публикация авторских материалов на сайтах педагогов в сети Интернет и методических журналах;

 - создание службы мониторинга всех  составляющих функциональной грамотности с целью оперативного анализа и коррекции процесса инновационных изменений в образовательной системе ОО, а также педагогического сопровождения образования и поддержки личностного развития учащихся (мониторинг ФГ, ЕНГ, ЧГ, МГ,  оказание индивидуальной помощи школьникам; консультирование учащихся и родителей, оказание разнообразной помощи семьям учащихся в обеспечении их развития  и т.д.);

- организация корпоративного (внутреннего) повышения квалификации педагогов ОО, как наиболее эффективной современной модели повышения квалификации в области формирования глобальных компетенций школьника.

Основные результаты реализации инновационного проекта:  

-разработка программы развития ОО;

 -повышение квалификации педагогических работников ОО;

 -разработка и апробация методических рекомендаций по  формированию функциональной грамотности в ОО;

-разработка и апробация программ внеурочной деятельности ОО.

Функциональная грамотность — вопрос, актуальный для педагогов, учеников и родителей.

2. Содержательная часть. Понятие «функциональной грамотности».

Термин «функциональная грамотность» был введен в 1957 году ЮНЕСКО, наряду с понятиями «грамотность» и «минимальная грамотность». Грамотность – это навыки чтения, письма, счета и работы с документами. Минимальная грамотность – это способность читать и писать простые сообщения. Грамотность рассматривается в качестве одного из  важнейших показателей уровня социального развития  государства и общества. Понятие «грамотность» (умение читать и писать) было  включено Всемирной Организацией Здравоохранения в  12 показателей, характеризующих здоровую нацию. Содержание понятия «грамотность» трансформируется исторически вместе с изменением требований общества. Изменение современной парадигмы образования под влиянием социальных факторов, тенденций развития общества определили необходимость рассмотрения вопроса  формирования функциональной грамотности  как важного качества личности, определяющего успешность функционирования индивида в современном обществе.

     Формирование функциональной грамотности – сложный, многосторонний, длительный процесс. Достичь нужных результатов можно лишь умело, грамотно сочетая в своей работе различные современные образовательные педагогические технологии. С целью оптимизации и повышения качества этой работы необходимы современные технические средства обучения: интерактивные доски, компьютеры и проекторы и педагоги, уверенные пользователи.

В новых обстоятельствах процесс обучения выпускников в школе должен быть ориентирован на развитие компетентностей, способствующих реализации концепции «образование через всю жизнь». Установлено, что предпосылкой развития компетентности личности является наличие определенного уровня функциональной грамотности. Функциональная грамотность (лат. – направление) – степень подготовленности человека к выполнению возложенных на него или добровольно взятых на себя функций. Функциональная грамотность в наиболее широком определении выступает как способ социальной ориентации личности, интегрирующий связь образования (в первую очередь общего) с многоплановой, многоаспектной человеческой деятельностью.

Основные направления  в области подготовки современного школьника к выполнению данных функций:

-  повышение компетентности учителя в вопросах формирования и  развития функциональной грамотности школьника; 

-повышение  эффективности управления  формированием и развитием функциональной грамотности школьника;  

-обеспечение конкурентоспособности школьника  в современных социальных и экономических условиях XXI века.

Сегодня образование развивается в соответствии с новыми тенденциями в геополитической, экономической, культурных сферах    и призвано сформировать конкурентоспособного и мобильного специалиста на рынке труда. Именно функциональная грамотность призвана объединить эти навыки и помочь  применить их на практике. По мнению А. А. Леонтьева,  «Функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений» {1}

3. Методическая часть

Функциональная грамотность - явление метапредметное, и поэтому она формируется при  изучении всех школьных дисциплин, имеет разнообразные формы проявления.  Для эффективного формирования функциональной грамотности в процессе преподавания  предметов учебного плана ОО. необходимы: интеграция глобальных проблем, тем и вопросов в школьные предметы, совместное планирование учебного плана учителями различных предметных направлений: исследование тем, отбор содержания, способствующего развитию глобальных компетенций школьников, критический анализ учителями учебно – методических ресурсов на актуальность и достоверность представленной в них информации, внедрение в обучение дополнительных ресурсов.

Сроки реализации проекта  продиктованы участием образовательных организаций Республики Татарстан  в международных  исследованиях в декабре 2021 года. Несомненно, работа по формированию функциональной грамотности  будет продолжена. Планируется проектирование Программы развития образовательной организации по формированию функциональной грамотности на период  2022-2027  годы.

Этапы реализации проекта  «Учимся будущему».

Этап

Срок

Примерный перечень мероприятий

Подготовительный этап.

Октябрь 2020 - декабрь 2020 г. 

Изучение основных понятий и категорий функциональной грамотности на заседании педагогического совета, установочных и практико-ориентированных семинаров; 

определение перечня регламентов для внедрения функциональной грамотности в деятельность школы  в процессе работы рабочей группы; 

определение стартовых, текущих и итоговых результатов по достижению образовательных результатов  учителями - предметниками; 

создание кадровых, материально-технических, информационно-методических, финансово-экономических условий администрацией образовательной организации, 

внесение изменений в ООП, рабочие программы, технологическую карту урока; создание системы информационно-методического сопровождения   путем проведения семинаров различного вида; 

анализ результатов  диагностики педагогов и обучающихся, определение зон развития.

Этап практической реализации

Январь 2021 - май 2021 г. 

Развитие системы информационно-методического сопровождения,

  внедрение в содержание учебных занятий дидактических элементов, направленных на развитие функциональной грамотности (текстов, задач, упражнений, практикумов и др.); 

внедрение новых методов оценки образовательных результатов; 

анализ результатов  

Организация метапредметных недель по составляющим функциональной грамотности

Сентябрь 2021 – ноябрь 2021 г.

Модернизация системы информационно-методического сопровождения, проведение итогового педагогического совета, повышение уровня сложности дидактических элементов, направленных на развитие функциональной грамотности (текстов, задач, упражнений, практикумов и др.),

Этап рефлексии

Декабрь 2021 года

Обобщение опыта работы педагогов;

 развитие компетентности обучающихся и учителей в вопросах оценки и самооценки функциональной грамотности; анализ результатов. Создание рабочей группы по проектированию Программы развития образовательной организации по данной тематике. Рефлексия реализации проекта

Дорожная карта  проекта представлена  в приложении  №1.

        Конкретные наработки образовательной организации  по данному проекту, возможно, будет реализовать в любой ОО.  По результатам реализации проекта предполагается издание методических пособий, описывающих все составные части проекта и описание опыта по их разработке и внедрению. Данные материалы будут широко востребованы в связи с работой всех образовательных учреждений Республики  Татарстан   в условиях реализации   новых  образовательных стандартов второго поколения и профессионального стандарта педагога и подготовке к  участию в международных исследованиях.

4. Список литературы.

1.[Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла / под ред. А. А. Леонтьева. М.: Баласс, 2003. С. 352..https://rosuchebnik.ru/material/laboratoriya-funktsionalnoy-gramotnosti/

3.https://edu.yanao.ru/SiteAssets/rsoko/proko/fediss/SitePages/vpr16-17/1_Ковалева%20Г.С.%20Оценка%20функциональной%20грамотности%2003_04_2019.pdf\

4.https://sch1621.mskobr.ru/files/%20такое%20функциональная%20грамотность.pdf

5.http://sarrcoko.ru/uploads/docs/5e17287a8ff89.pdf

 

6.https://drive.google.com/file/d/1JR_sD1cpyNzcrh9OAdtJN84v2ehWVq8U/view

 

7.https://drive.google.com/file/d/1_4Ih09yZKOJTzNzWDUlFzdPHYgOk-U2U/view

 

8.https://drive.google.com/file/d/1JgILk8ugfCIVglE-2Dfw0Io2al8LKElN/view

 

9.https://drive.google.com/file/d/1tR6RXgJZC2Au1ovK2n__zoX5KI1-2DZ2/view

10.https://drive.google.com/file/d/1E66zZ9Uynkmvcdq5r0EJaCM9qQLDqT46/view

11.www.forsighttrip.ru

12.http://b23.ru/p263

13.оf.fipi.ru  Федеральный институт педагогических измерений. Банк открытых заданий.

14. hpps://oge.sdamgia.ru/

5.Приложения

Приложение №1  Дорожная карта  формирования  функциональной грамотности школьника и педагога.

Мероприятия

Сроки

Исполнитель

 

Подготовительный этап. Октябрь 2020 - декабрь 2020 г.

Задачи:

1.Изучение  результатов международных исследований по оценке качества образования

2.Разработка дорожной карты проекта

3.Обучение педагогического состава вопросам новой оценки качества образования

4. Проведение входной диагностики педагогов и обучающихся

 

1

Издание приказа о создании рабочей группы по составлению дорожной карты реализации проекта  «Формирование функциональной грамотности как средство проектирования мотивационной  образовательной среды».

Октябрь

Директор

 

2

Заседание рабочей группы «Изучение основных понятий и категорий функциональной грамотности; определение перечня регламентов для внедрения функциональной грамотности в деятельность школы»

Октябрь

Руководитель группы

 

3

Разработка документации проекта рабочей группой, определение стартовых, текущих и итоговых результатов по достижению образовательных результатов

Октябрь

Руководитель группы

 

4

Проведение входной диагностики педагогов на наличие затруднений по формированию и развитию функциональной грамотности. Анализ затруднений педагогов, определение ближайших и дальних зон развития профессиональных компетенций. Планирование семинаров по развитию компетентностей педагогов.

Ноябрь

Рабочая группа

 

5

Проведение  методического совета  «Развитие функциональной грамотности педагогов»

Ноябрь

Заместитель директора

 

 6

Изучение  результатов международных исследований по оценке качества образования на заседаниях ШМО

Ноябрь

Руководители ШМО

 

7

Проведение диагностической работы для учащихся (по единым КИМ-ам (приложение№2), для всех параллелях по решению образовательной организации. Анализ результатов диагностических работ обучающихся на заседаниях ШМО.

Ноябрь

 Рабочая группа

 

8

Проведение установочного семинара для педагогов «Функциональная грамотность», о внесении  изменений в ООП, рабочие программы, технологическую карту урока

Ноябрь

Заместитель директора

 

9

Проведение  педагогического совета «Учим будущему» (приложение№3)

Ноябрь

Администрация

 

10

 Внесение изменений в Локальные акты Учреждения: Положение о  системе оценивания, Основные образовательные программы  начального, основного и среднего образования, в рабочие программы, в фонд оценочных средств

Декабрь

Директор

 

11

Создание кадровых, материально-технических, информационно-методических, финансово-экономических условий  для реализации проекта

По мере финансирования

Администрация

 

12

Проведение родительских собраний «Функциональная грамотность

 

 

 

Этап практической реализации. Январь 2021 – ноябрь 2021 г.

Проведение метапредметной недели формирования и развития  читательской  грамотности.

Задачи:

1.Формирование и совершенствование профессиональных компетенции педагогов по формированию читательской грамотности обучающихся и педагогов

2.Мониторинг читательской грамотности обучающихся и педагогов

3.Анализ результатов

1

Издание приказов  о  создании рабочих групп по проведению  метапредметной недели  и подготовки к педагогическому совету.

Январь

Директор

2.

Проведение обучающего семинара для педагогов с привлечением специалистов  в области науки

Январь

заместитель директора

3.

Проведение практико-ориентированного семинара педагогов  по составлению практико-ориентированных задач по читательской  грамотности и  новых методов оценки образовательных результатов. 

Январь

Рабочая группа

4.

Обобщение опыта педагогов  по внедрению в содержание учебных занятий дидактических элементов по формированию и развитию читательской грамотности: открытые уроки, мастер-классы, публикации, выступления.

Январь

Руководители ШМО

5.

Проведение педагогического совета «Формирование и развитие  читательской  грамотности учащихся».

Январь

Администрация

6.

Проведение внеклассных мероприятий по формированию  читательской грамотности: классные часы, экскурсии в библиотеки, викторины, читательские конференции, литературные дворики и т.д.

Организация конкурса буктейлеров по произведениям современных писателей.

Организация выставок книг о 100-летии Татарстана, о ВОВ, об экологии, о писателях юбилярах.

 Организация дебатов  «Почему люди не читают?»

Февраль

Рабочая группа

7.

Проведение  конкурса « Самый активный читатель школьной библиотеки»

Февраль

Заведующий библиотекой

8.

Организация буккроссинга. 

Февраль

Школьное самоуправление

9.

Проведение промежуточных тренировочных работ по определению уровня читательской грамотности. Сроки и  классы определяются приказом школы.

март

Администрация

10

Проведение совещания  при заместителе директора «Анализ   результатов проведения метапредметной недели».

Март

Заместитель директора

 

Проведение консультаций для родителей  по формированию читательской грамотности

Март

Классные руководители, рабочая грамма

Проведение метапредметной недели формирования и развития  естественно - научной  грамотности.

Задачи:

1.Формирование и совершенствование профессиональных компетенции педагогов по формированию естественнонаучной грамотности обучающихся.

2.Мониторинг естественнонаучной грамотности обучающихся и педагогов.

3.Анализ результатов.

1

Издание приказов  о  создании рабочих групп по проведению  метапредметной недели  и подготовки к педагогическому совету.

Март

Директор

2

Проведение обучающего семинара для педагогов с привлечением специалистов  в области науки.

Март

заместитель директора

3

Проведение практико-ориентированного семинара педагогов  по составлению практико-ориентированных задач по естественнонаучной  грамотности и  новых методов оценки образовательных результатов.  

Март

Рабочая группа

4

Обобщение опыта педагогов  по внедрению в содержание учебных занятий дидактических элементов по формированию и развитию грамотности: открытые уроки, мастер-классы, публикации, выступления.

Апрель

Руководители ШМО

5

Проведение педагогического совета «Формирование и развитие  естественнонаучной   грамотности учащихся».

Март

Администрация

6

Проведение внеклассных мероприятий по формированию естественнонаучной грамотности: классные часы, экскурсии в музеи, викторины, просмотр и обсуждение фильмов по ЕНГ   и т.д.

Например «Экскурсии в геологический, зоологический, анатомический  музеи КФУ»

Апрель

Рабочая группа

7

Проведение промежуточных тренировочных работ по определению уровня естественнонаучной  грамотности. Сроки и  классы определяются приказом школы.

май

Администрация

8

Проведение родительских собраний по формированию и развитию естественнонаучной  грамотности.

Апрель

Классные руководители, рабочая группа

9

Проведение совещания  при заместителе директора «Анализ   результатов проведения метапредметной недели по формированию естественнонаучной  грамотности»

Апрель

Заместитель директора

10

Проведение консультаций для родителей  по формированию естественнонаучной грамотности

Март

Классные руководители, рабочая группа

Проведение метапредметной недели формирования и развития   финансовой  грамотности.

Задачи:

1.Формирование и совершенствование профессиональных компетенции педагогов по формированию финансовой грамотности обучающихся. 2.Мониторинг финансовой грамотности обучающихся и педагогов.

3.Анализ результатов.

1

Издание приказов  о  создании рабочих групп по проведению  метапредметной недели  и подготовки к педагогическому совету.

сентябрь

Директор

2

Проведение обучающего семинара для педагогов с привлечением специалистов  в области науки.

сентябрь

заместитель директора

3

Проведение практико-ориентированного семинара педагогов  по составлению практико-ориентированных задач по финансовой  грамотности и  новых методов оценки образовательных результатов.  

Сентябрь

Рабочая группа

4

Обобщение опыта педагогов  по внедрению в содержание учебных занятий дидактических элементов по формированию и развитию грамотности: открытые уроки, мастер-классы, публикации, выступления.

Октябрь

Руководители ШМО

5

Проведение педагогического совета «Формирование и развитие  финансовой грамотности учащихся».

Октябрь

Администрация

6

Проведение внеклассных мероприятий по формированию финансовой грамотности: классные часы, экскурсии в банк, викторины, просмотр и обсуждение он-лайн уроков.

Октябрь

Рабочая группа

7

Проведение промежуточных тренировочных работ по определению уровня финансовой грамотности он-лайн. Сроки и  классы определяются приказом школы

Октябрь

Администрация

8

Проведение родительских собраний по формированию и развитию финансовой   грамотности.

Октябрь

Классные руководители, рабочая группа

9

Проведение совещания  при заместителе директора « Анализ   результатов проведения метапредметной недели по формированию финансовой грамотности»

Октябрь

Заместитель директора

10

Проведение консультаций для родителей  по формированию финансовой грамотности

Октябрь

Классные руководители, рабочая группа

Проведение метапредметной недели формирования и развития   математической  грамотности.

Задачи:

1.Формирование и совершенствование профессиональных компетенций педагогов по формированию математической грамотности обучающихся.

2.Мониторинг математической грамотности обучающихся и педагогов.

3.Анализ результатов.

1

Издание приказов  о  создании рабочих групп по проведению  метапредметной недели  и подготовки к педагогическому совету.

Ноябрь

Директор

2

Проведение обучающего семинара для педагогов с привлечением специалистов  в области науки.

Ноябрь

заместитель директора

3

Проведение практико-ориентированного семинара педагогов  по составлению практико-ориентированных задач по математической грамотности и  новых методов оценки образовательных результатов.  

Ноябрь

Рабочая группа

4

Обобщение опыта педагогов  по внедрению в содержание учебных занятий дидактических элементов по формированию и развитию грамотности: открытые уроки, мастер-классы, публикации, выступления.

Ноябрь

Руководители ШМО

5

Проведение педагогического совета «Формирование и развитие  математической грамотности учащихся».

Ноябрь

Администрация

6

Проведение внеклассных мероприятий по формированию. Математической грамотности: классные часы, викторины.

Ноябрь

Рабочая группа

7

Проведение промежуточных тренировочных работ по определению уровня математической грамотности. Сроки и  классы определяются приказом школы.

Ноябрь

Администрация

8

Проведение родительских собраний по формированию и развитию математической   грамотности.

Ноябрь

Классные руководители, рабочая группа

9

Проведение совещания  при заместителе директора «Анализ   результатов проведения метапредметной недели по формированию математической грамотности»

Ноябрь

Заместитель директора

10

Проведение консультаций для родителей  по формированию математической грамотности

Ноябрь

Классные руководители,  рабочая группа

Этап рефлексии. Декабрь 2021 года

Задачи:

1.Формирование и совершенствование профессиональных компетенций педагогов по формированию грамотности обучающихся

2.Мониторинг грамотности обучающихся и педагогов

3.Анализ результатов

1

Проведение диагностики с целью мониторинга уровня сформированности функциональной грамотности с заданиями повышенного уровня.

Декабрь

Администрация

2

 Разработка Программы развития  образовательной организации   «  Формирование и развитие функциональной грамотности  педагога и ученика как средство проектирования мотивационной образовательной среды».

Декабрь

Рабочая группа

3

Создание банка данных оценочных средств функциональной грамотности  по каждому предмету

Декабрь

Учителя-предметники

4

Педсовет  «Практические аспекты развития функциональной грамотности  педагога и ученика» в форме защиты  проектов

Декабрь

Администрация

 

Приложение№2. Примерные оценочные материалы по определения уровня сформированности ФГ

Комплексная работа  6 класс.  Вариант 1

Прочитайте внимательно текст и выполните предложенные задания.

А. Леонов. «Восход-2» в полете

Мир звезд и планет чрезвычайно разнообразен, увлекателен и интересен. Их загадочный мир с давних времен притягивал к себе внимание людей. Но ближе и доступнее этот мир стал только с проникновением человека в космическое пространство.

Начало освоения космоса было положено в октябре 1957 года, когда был запущен первый искусственный спутник Земли. Современные спутники широко используются в народном хозяйстве. Они позволяют уточнить прогноз погоды, помогают морским штурманам определять местонахождение кораблей в океане, обеспечивают космическую радио- и телевизионную связь и многое другое.

Еще ближе космический мир стал в связи с полетами людей на космических кораблях. В апреле 1961 года первый космонавт – Юрий Гагарин – совершил полет вокруг земного шара. С тех пор прошло немало времени и многое сделано в области дальнейшего освоения космоса. Так, для длительной работы в космосе используют космические станции. Размеры их таковы, что внутри могут долгое время жить и работать несколько космонавтов. Они ведут научные исследования не только внутри космического корабля, но и в открытом космосе.

Сегодня космические аппараты разных стран исследуют не только Землю, но и ее естественный спутник – Луну. Много интересного о ней рассказали нам луноходы, управляемые с Земли. Автоматические межпланетные станции ведут исследования планет: Марса, Венеры, Меркурия, Юпитера, Сатурна.

Работа по освоению космического пространства продолжается.

А. Леонов. (Из книги «Мир и человек»)

 

1.Запишите синоним к слову ЗАГАДОЧНЫЙ в предложении:

Их ЗАГАДОЧНЫЙ мир с давних времен притягивал к себе внимание людей. Но ближе и доступнее этот мир стал только с проникновением человека в космическое пространство.

Ответ: ____________________________________________________.

2.Укажите вариант ответа, в котором правописание приставки зависит от глухости / звонкости следующего согласного.

1)искусственный;

3) используются;

2)позволяют;

4) обеспечивают.

Ответ: ____________________________________________________.

3.Учитель дал задание Маше выписать только те слова, в которых нет безударных гласных в корне, а Ване – те слова, в которых есть безударный гласный в корне. Распределите данные слова в таблице в

соответствии с заданием учителя:

первый, земного, дальнейшего, погоды, продолжение, спутник.

         Ответ              Маша             Ваня 

 

 

 

4.Составьте и запишите три вопроса по основному содержанию данного текста.

1)____________________________________________________________

2)____________________________________________________________

3)____________________________________________________________

5.Первый искусственный спутник Земли, запущенный СССР в октябре 1957  года,  имел массу 83600  граммов.  Спутник «Эксплорер-1»,запущенный США в феврале 1958 года имел массу в 10 раз меньшую.

 

Найдите массу спутника «Эксплорер-1». Ответ напишите в граммах.

Ответ: ____________________________________________

6.Первый искусственный спутник Земли летал 92 дня, совершив 1440 оборотов вокруг Земли (длина одного оборота вокруг Земли около 41700 км). Какое расстояние преодолел спутник за 4 оборота вокруг Земли? Верные значения выберите из таблицы.

А)

166800 км

Б)

16680 км

В)

166800000 м

Ответ. ____________________________________________

7. В таблице указаны радиусы некоторых планет Солнечной системы. Какие из планет имеют радиус больше 25000 км. В ответе укажите через запятую названия этих планет (в порядке возрастания их радиусов).

п\п

Планета

Радиус

1

Венера

6052 км

2

Земля

6371 км

3

Марс

3386,2 км

4

Меркурий

2439 км

5

Нептун

24764 км

6

Сатурн

60268 км

7

Уран

25559 км

8

Юпитер

71492 км

Ответ: ____________________________________________.

8.Каковы характерные особенности строения клеток у растений и животных? В таблице отметьте знаком «+» признаки свойственные растительной и животной клетке.

«Особенности строения растительной и животной клетки»

Ответ:

Характерные признаки

Растительная

Животная

п/ п

 

клетка

клетка

1.

Пластиды отсутствуют

 

 

2.

Крупная вакуоль

 

 

3.

Клетку покрывает клеточная стенка -

 

 

Установите соответствие между высказыванием и соответствием планет Солнечной системы. К каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Высказывание:

 

Соответствие:

А) Луна

1) 

искусственный спутник Земли

Б) Юпитер

2)

крупнейшая планета Солнечной системы

 

3)

самая удаленная от Солнца планета

 

4)

естественный спутник Земли

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:

А

Б

 

 

10.Расположите номера ответов с указанными событиями, в хронологическом порядке по возрастанию:

1)Наивысшие достижения вавилонской астрономии относятся к VIII—VI вв. до н. э., когда вавилонские жрецы-астрономы накопили большое количество астрономических знаний, имели представление о прецессии (предварение равноденствий) и даже предсказывали затмения.

2)В апреле 1961 года первый космонавт – Юрий Гагарин  совершил полет вокруг земного шара.

3)в первой половине XXI века ученые прогнозируют полет человека на Марс.

4)Около полувека назад человек высадился на Луну.

Ответ:

11.Во все времена человек стремился к упрощению своей жизни. Меняется мир вокруг нас, меняются и человеческие потребности. Из курса обществознания, вспомните, что такое потребности и какие  основные виды потребностей существуют. Свой ответ дополните примерами человеческих потребностей.

Ответ:_____________________________________________________________

12.Современным способом определения места положения кораблей в океане, является:

1)по спутникам;

2)по карте;

3)по морским течениям;

4)по направлению ветра.

Ответ:____________________________________________

Приложение №3. Сценарий заседания педагогического  совета «Учим будущему»

«Если тебе не нравится то, что ты получаешь, измени то, что ты делаешь»

Карлос Кастанеда.

 Цель – планирование работы образовательной организации по формированию функциональной грамотности, способствующей  повышению качества образования.

Задачи:

· Создать рабочую  группу по подготовке педсовета;

· Подобрать материал, соответствующий заявленной теме;

· Подготовить ролики, презентации;

· Включить учителей в активную и интерактивную работу по разработке и реализации проектов: математическая грамотность, читательская грамотность, финансовая грамотность, естественнонаучная грамотность.

Форма проведения – форсайт – сессия.

Форсайт – это технология, которая позволяет кругу лиц, которые участвуют в форсайте, договориться по поводу образа будущего, своих действий по поводу этого будущего, и своего желаемого будущего. Основа методики: совместная работа участников на карте времени; работа не с текстами, а с образами и схемами. В отличие от традиционного прогнозирования, технология Форсайта является проективной по отношению к будущим событиям. Это означает, что авторы и участники Форсайта не просто оценивают вероятности и риски возникновения тех или иных условий, а проектируют свою текущую деятельность таким образом, чтобы усилить положительные тренды и увеличить вероятность желаемых событий и погасить отрицательные, нежелательные тренды. Сама структура Форсайта включает в себя обозначение проектов и событий, приводящих к избранной цели. При этом, в отличие от традиционных методов прогнозирования и планирования, результатом форсайт-сессии является карта будущего, т.е. визуально богатое пространство, позволяющее увидеть различные способы и пути достижения желаемого результата.

Оборудование (информационное и техническое обеспечение) - компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, карта времени, цветные карточки, фломастеры

Подготовка к проведению:    Время на подготовку мероприятия -3 недели.

Определяем 4  основных группы участников, которым отводится главная роль обсуждения предложенных ведущих тем (математическая грамотность, читательская грамотность, естественнонаучная грамотность, финансовая грамотность) и выбираем коуча-тренера. Распределение по группам  определяется  рабочей группой по подготовке и проведению педагогического совета. Для удобства можно использовать бейджи разного цвета для каждой группы и распечатать карточки такого же цвета.

Ведущие - директор школы и заместитель директора.

Участники - педагогический коллектив.

Члены группы (6-7 человек) - педагоги из разных школьных методических объединений.

Коуч – информированный   педагог, прошедший  курсы повышения квалификации по функциональной грамотности.

Место проведения - кабинет физики,  заранее нужно подготовить столы, за которыми будут сидеть участники,  проверено техническое обеспечение, вывешена карта времени (на доске бумажный формат А!).

 Ход педсовета

1.Теоретическая часть (введение в проблематику)

1.Вступительное слово ведущего, представляет тему  педагогического совета  и определяет алгоритм работы, определяет формирование глобальных компетентностей ученика и учителя как образовательного  вызова сегодняшнего дня.

Каждой группе будет необходимо найти решение, каждый участник будет иметь возможность высказать свою точку зрения, а также аргументированно поставить под сомнение точку зрения оппонентов.

2. Практическая часть (основная)

Ведущий: Тема  педагогического совета  выбрана не случайно: вопросы  «Чему и как  учить детей для будущего?»  – одни из главных и для педагогов, и для родителей. Поэтому мы попробуем разобраться в данной проблеме и найти способы её решения.

Предоставляется слово коучу каждой группы  для ознакомления с понятиями  составляющих функциональной грамотности. Используется техника «MeWeUs» - каждый педагог сначала работает сам и пишет на карточках свое видение проблемы, затем идет обсуждение в группе. Лучший вариант демонстрируется на карте времени. Обсуждаются следующие направления: тренд, технология, событие, формат, угрозы, все группы  афишируют результаты обсуждения.

Работа  групп  реализуется по всем  уровням: целевой уровень (знаю зачем); временной уровень (знаю когда); уровень компетенций (знаю как).

Группа отвечает на вопросы: В какую сторону идти? По какой дороге?

Какие этапы пройти? Какие действия предпринять? Какие ресурсы привлечь?

 Карта времени проекта

Группа

Тренд

Сроки

Мероприятия

Ресурсы

Риски

Результат

Математическая грамотность

 

 

 

 

 

 

Читательская грамотность

 

 

 

 

 

 

Естественнонаучная грамотность

 

 

 

 

 

 

Финансовая грамотность

 

 

 

 

 

 

 

3. Заключительная часть (рефлексия).

В заключение предлагается  каждой   группе  резюмировать свое видение  решения проблемы формирования и развития составляющих функциональной грамотности.

Итог:  принятие  решения педагогического совета

Проект решения педсовета

1.Включить в разработанную стратегию развития школы вопросы формирования функциональной грамотности.

2.Каждому учителю сформировать свой  банк   заданий для формирования и оценки составляющих функциональной грамотности педагога и ученика.

3. Начать  реализацию  проекта «Шаг в будущее», подпроект для родителей «Учимся будущему».

3.Продолжить работу по созданию  условий для повышения компетентности педагога в области функциональной грамотности.

Ведущий: Мы попытались сегодня поговорить о главном: о  будущем наших детей. Уважаемые коллеги! Доброго пути на нелегких дорогах к формированию функциональной грамотности! До новых встреч!


 

Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «

Содержание стр. 1.

Содержание стр. 1.

Пояснительная записка Из указа

Пояснительная записка Из указа

Следовательно, на учителей, возложено большая ответственность за воспитание, обучение, развитие наших учеников, способных вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать…

Следовательно, на учителей, возложено большая ответственность за воспитание, обучение, развитие наших учеников, способных вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать…

Совершенствование профессионально-методического уровня педагогических работников в вопросах развития функциональной грамотности школьников

Совершенствование профессионально-методического уровня педагогических работников в вопросах развития функциональной грамотности школьников

ОО, как наиболее эффективной современной модели повышения квалификации в области формирования глобальных компетенций школьника

ОО, как наиболее эффективной современной модели повышения квалификации в области формирования глобальных компетенций школьника

С целью оптимизации и повышения качества этой работы необходимы современные технические средства обучения: интерактивные доски, компьютеры и проекторы и педагоги, уверенные пользователи

С целью оптимизации и повышения качества этой работы необходимы современные технические средства обучения: интерактивные доски, компьютеры и проекторы и педагоги, уверенные пользователи

Методическая часть Функциональная грамотность - явление метапредметное, и поэтому она формируется при изучении всех школьных дисциплин, имеет разнообразные формы проявления

Методическая часть Функциональная грамотность - явление метапредметное, и поэтому она формируется при изучении всех школьных дисциплин, имеет разнообразные формы проявления

Подготовительный этап. Октябрь 2020 - декабрь 2020 г

Подготовительный этап. Октябрь 2020 - декабрь 2020 г

Этап рефлексии Декабрь 2021 года

Этап рефлексии Декабрь 2021 года

Ih09yZKOJTzNzWDUlFzdPHYgOk-U2U/view 8

Ih09yZKOJTzNzWDUlFzdPHYgOk-U2U/view 8

Октябрь Руководитель группы 4Проведение входной диагностики педагогов на наличие затруднений по формированию и развитию функциональной грамотности

Октябрь Руководитель группы 4Проведение входной диагностики педагогов на наличие затруднений по формированию и развитию функциональной грамотности

Мониторинг читательской грамотности обучающихся и педагогов 3

Мониторинг читательской грамотности обучающихся и педагогов 3

Проведение промежуточных тренировочных работ по определению уровня читательской грамотности

Проведение промежуточных тренировочных работ по определению уровня читательской грамотности

ЕНГ и т.д. Например «Экскурсии в геологический, зоологический, анатомический музеи

ЕНГ и т.д. Например «Экскурсии в геологический, зоологический, анатомический музеи

Октябрь Руководители ШМО 5Проведение педагогического совета «Формирование и развитие финансовой грамотности учащихся»

Октябрь Руководители ШМО 5Проведение педагогического совета «Формирование и развитие финансовой грамотности учащихся»

Ноябрь Рабочая группа 4

Ноябрь Рабочая группа 4

Разработка Программы развития образовательной организации «

Разработка Программы развития образовательной организации «

Сегодня космические аппараты разных стран исследуют не только

Сегодня космические аппараты разных стран исследуют не только

Составьте и запишите три вопроса по основному содержанию данного текста

Составьте и запишите три вопроса по основному содержанию данного текста

Юпитер 71492 км Ответ : ____________________________________________

Юпитер 71492 км Ответ : ____________________________________________

Наивысшие достижения вавилонской астрономии относятся к

Наивысшие достижения вавилонской астрономии относятся к

Задачи : · Создать рабочую группу по подготовке педсовета; ·

Задачи : · Создать рабочую группу по подготовке педсовета; ·

Определяем 4 основных группы участников, которым отводится главная роль обсуждения предложенных ведущих тем (математическая грамотность, читательская грамотность, естественнонаучная грамотность, финансовая грамотность) и выбираем коуча-тренера

Определяем 4 основных группы участников, которым отводится главная роль обсуждения предложенных ведущих тем (математическая грамотность, читательская грамотность, естественнонаучная грамотность, финансовая грамотность) и выбираем коуча-тренера

Предоставляется слово коучу каждой группы для ознакомления с понятиями составляющих функциональной грамотности

Предоставляется слово коучу каждой группы для ознакомления с понятиями составляющих функциональной грамотности

Начать реализацию проекта «Шаг в будущее», подпроект для родителей «Учимся будущему»

Начать реализацию проекта «Шаг в будущее», подпроект для родителей «Учимся будущему»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.12.2020