Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
« Средняя общеобразовательная школа№153»
Кировского района г. Казани
Проект
«Учимся будущему»
Авторы: И.Г. Комарова, директор, учитель истории, |
Г.А. Сафина, заместитель директора, |
А.А. Гуренкова, заместитель директора по НОВ, учитель русского языка и литературы |
КАЗАНЬ,2020
Содержание
стр.
1. |
Пояснительная записка |
3 |
2. |
Содержательная часть. Понятие «Функциональная грамотность» |
6 |
3. |
Методическая часть. Этапы реализации проекта |
8 |
4. |
Список использованных источников |
10 |
5. |
Приложения. Дорожная карта. Сценарий педагогического совета. Примерные контрольно-измерительные материалы |
11 |
1.Пояснительная записка
Из указа Президента России от 7 мая 2018 года: «Правительству РФ поручено обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования».
Условия развития российской школы в XXI веке (активные интеграционные процессы в образовании, сосуществование европейских стандартов и традиционных реалий российского образовательного пространства, быстрая смена технологий, информатизация всех сфер деятельности, изменения конъюнктуры на рынке труда) ставят перед образовательной организацией (далее - ОО) в качестве главной задачи формирование полноценной развитой личности, обладающей набором ключевых компетентностей в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникационной, информационной и других сферах, обеспечивающей жизненную и профессиональную успешность, социальное благополучие человека, его плодотворное участие в жизни общества. Одна из важнейших задач современной школы – воспитание и обучение функционально - грамотных людей. В этом плане высокий уровень сформированности функциональной грамотности у учащихся предполагает способность эффективно функционировать в обществе, способность к самоопределению, самосовершенствованию, самореализации. Следовательно, обществу необходим человек функционально грамотный, умеющий работать на результат, способный к определенным, социально значимым достижениям.
Функциональная грамотность как результат обучения формируется посредством каждого школьного предмета. Инструментарием развития функциональной грамотности школьников, а также проверки их сформированности являются задания творческого характера (задания исследовательского, занимательного характера, задания с экономическим, историческим содержанием, практико-ориентированные задания и др.) Только через чтение ученик приобретает способность заниматься своим обучением самостоятельно (академическая мобильность), строить конструктивные взаимоотношения с людьми, сотрудничать и работать в группе.
Следовательно, на учителей, возложено большая ответственность за воспитание, обучение, развитие наших учеников, способных вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. Наши педагоги дают сильные предметные знания, но не всегда могут научить применять их в реальных жизненных ситуациях. Из-за этого учащиеся не обладают достаточной способностью понимания и осмысления проблем реального мира. В связи с этим остро встает проблема внедрения функциональной грамотности учащихся. Наша работа является попыткой наметить конкретный план действий по формированию и развитию функциональной грамотности ученика и педагога.
Цель проекта: формирование и развитие функциональной грамотности школьника и педагога в контексте международных сопоставительных исследований в рамках реализации ФГОС ОО.
Задачи:
•Развитие читательской грамотности (локализация, интерпретация, оценка информации, применение полученных знаний на практике)
•Развитие математической грамотности (применение, формулирование, интерпретация, рассуждение)
•Развитие естественнонаучной грамотности (научное объяснение явлений, понимание специфики исследований и интерпретация)
•Развитие финансовой грамотности (идентификация, анализ, оценка проблемы, применение)
•Развитие качества математического, естественнонаучного образования (знание, применение и рассуждение) и читательской грамотности (поиск информации на основе прочитанного в явном виде, простые умозаключения на основе прочитанного в явном виде, интеграция и интерпретация, выводы и оценка по прочитанному тексту).
· Совершенствование профессионально-методического уровня педагогических работников в вопросах развития функциональной грамотности школьников.
· Реализация совместной с родителями деятельности в целях формирования функциональной грамотности детей.
Основная идея проекта: Обеспечение нового качества образования, ориентированного на успешную социализацию будущих выпускников, способствующую повышению качества жизни выпускников и всего нашего общества, путем формирования и развития функциональной грамотности педагога и ученика. Инновационная идея проекта в проведении методических сессий и метапредметных недель по формированию функциональной грамотности.
Организационное решение - один раз в четверть проводится методическая сессия и «метапредметная неделя» формирования и развития функциональной грамотности.
Основные изменения образовательной среды:
-предоставление образовательных услуг, с учетом образовательных потребностей детей и родителей, способствующих формированию глобальных компетенций ученика;
- корректировка и создание авторских программ, учебных спецкурсов в целях реализации новых ценностных и содержательных составляющих образовательной программы ОО, ориентированных на глобальные компетентности. Публикация авторских материалов на сайтах педагогов в сети Интернет и методических журналах;
- создание службы мониторинга всех составляющих функциональной грамотности с целью оперативного анализа и коррекции процесса инновационных изменений в образовательной системе ОО, а также педагогического сопровождения образования и поддержки личностного развития учащихся (мониторинг ФГ, ЕНГ, ЧГ, МГ, оказание индивидуальной помощи школьникам; консультирование учащихся и родителей, оказание разнообразной помощи семьям учащихся в обеспечении их развития и т.д.);
- организация корпоративного (внутреннего) повышения квалификации педагогов ОО, как наиболее эффективной современной модели повышения квалификации в области формирования глобальных компетенций школьника.
Основные результаты реализации инновационного проекта:
-разработка программы развития ОО;
-повышение квалификации педагогических работников ОО;
-разработка и апробация методических рекомендаций по формированию функциональной грамотности в ОО;
-разработка и апробация программ внеурочной деятельности ОО.
Функциональная грамотность — вопрос, актуальный для педагогов, учеников и родителей.
2. Содержательная часть. Понятие «функциональной грамотности».
Термин «функциональная грамотность» был введен в 1957 году ЮНЕСКО, наряду с понятиями «грамотность» и «минимальная грамотность». Грамотность – это навыки чтения, письма, счета и работы с документами. Минимальная грамотность – это способность читать и писать простые сообщения. Грамотность рассматривается в качестве одного из важнейших показателей уровня социального развития государства и общества. Понятие «грамотность» (умение читать и писать) было включено Всемирной Организацией Здравоохранения в 12 показателей, характеризующих здоровую нацию. Содержание понятия «грамотность» трансформируется исторически вместе с изменением требований общества. Изменение современной парадигмы образования под влиянием социальных факторов, тенденций развития общества определили необходимость рассмотрения вопроса формирования функциональной грамотности как важного качества личности, определяющего успешность функционирования индивида в современном обществе.
Формирование функциональной грамотности – сложный, многосторонний, длительный процесс. Достичь нужных результатов можно лишь умело, грамотно сочетая в своей работе различные современные образовательные педагогические технологии. С целью оптимизации и повышения качества этой работы необходимы современные технические средства обучения: интерактивные доски, компьютеры и проекторы и педагоги, уверенные пользователи.
В новых обстоятельствах процесс обучения выпускников в школе должен быть ориентирован на развитие компетентностей, способствующих реализации концепции «образование через всю жизнь». Установлено, что предпосылкой развития компетентности личности является наличие определенного уровня функциональной грамотности. Функциональная грамотность (лат. – направление) – степень подготовленности человека к выполнению возложенных на него или добровольно взятых на себя функций. Функциональная грамотность в наиболее широком определении выступает как способ социальной ориентации личности, интегрирующий связь образования (в первую очередь общего) с многоплановой, многоаспектной человеческой деятельностью.
Основные направления в области подготовки современного школьника к выполнению данных функций:
- повышение компетентности учителя в вопросах формирования и развития функциональной грамотности школьника;
-повышение эффективности управления формированием и развитием функциональной грамотности школьника;
-обеспечение конкурентоспособности школьника в современных социальных и экономических условиях XXI века.
Сегодня образование развивается в соответствии с новыми тенденциями в геополитической, экономической, культурных сферах и призвано сформировать конкурентоспособного и мобильного специалиста на рынке труда. Именно функциональная грамотность призвана объединить эти навыки и помочь применить их на практике. По мнению А. А. Леонтьева, «Функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений» {1}
3. Методическая часть
Функциональная грамотность - явление метапредметное, и поэтому она формируется при изучении всех школьных дисциплин, имеет разнообразные формы проявления. Для эффективного формирования функциональной грамотности в процессе преподавания предметов учебного плана ОО. необходимы: интеграция глобальных проблем, тем и вопросов в школьные предметы, совместное планирование учебного плана учителями различных предметных направлений: исследование тем, отбор содержания, способствующего развитию глобальных компетенций школьников, критический анализ учителями учебно – методических ресурсов на актуальность и достоверность представленной в них информации, внедрение в обучение дополнительных ресурсов.
Сроки реализации проекта продиктованы участием образовательных организаций Республики Татарстан в международных исследованиях в декабре 2021 года. Несомненно, работа по формированию функциональной грамотности будет продолжена. Планируется проектирование Программы развития образовательной организации по формированию функциональной грамотности на период 2022-2027 годы.
Этапы реализации проекта «Учимся будущему».
Этап |
Срок |
Примерный перечень мероприятий |
Подготовительный этап. |
Октябрь 2020 - декабрь 2020 г. |
Изучение основных понятий и категорий функциональной грамотности на заседании педагогического совета, установочных и практико-ориентированных семинаров; определение перечня регламентов для внедрения функциональной грамотности в деятельность школы в процессе работы рабочей группы; определение стартовых, текущих и итоговых результатов по достижению образовательных результатов учителями - предметниками; создание кадровых, материально-технических, информационно-методических, финансово-экономических условий администрацией образовательной организации, внесение изменений в ООП, рабочие программы, технологическую карту урока; создание системы информационно-методического сопровождения путем проведения семинаров различного вида; анализ результатов диагностики педагогов и обучающихся, определение зон развития. |
Этап практической реализации |
Январь 2021 - май 2021 г. |
Развитие системы информационно-методического сопровождения, внедрение в содержание учебных занятий дидактических элементов, направленных на развитие функциональной грамотности (текстов, задач, упражнений, практикумов и др.); внедрение новых методов оценки образовательных результатов; анализ результатов Организация метапредметных недель по составляющим функциональной грамотности |
Сентябрь 2021 – ноябрь 2021 г. |
Модернизация системы информационно-методического сопровождения, проведение итогового педагогического совета, повышение уровня сложности дидактических элементов, направленных на развитие функциональной грамотности (текстов, задач, упражнений, практикумов и др.), |
|
Этап рефлексии |
Декабрь 2021 года |
Обобщение опыта работы педагогов; развитие компетентности обучающихся и учителей в вопросах оценки и самооценки функциональной грамотности; анализ результатов. Создание рабочей группы по проектированию Программы развития образовательной организации по данной тематике. Рефлексия реализации проекта |
Дорожная карта проекта представлена в приложении №1.
Конкретные наработки образовательной организации по данному проекту, возможно, будет реализовать в любой ОО. По результатам реализации проекта предполагается издание методических пособий, описывающих все составные части проекта и описание опыта по их разработке и внедрению. Данные материалы будут широко востребованы в связи с работой всех образовательных учреждений Республики Татарстан в условиях реализации новых образовательных стандартов второго поколения и профессионального стандарта педагога и подготовке к участию в международных исследованиях.
4. Список литературы.
1.[Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла / под ред. А. А. Леонтьева. М.: Баласс, 2003. С. 352..https://rosuchebnik.ru/material/laboratoriya-funktsionalnoy-gramotnosti/
3.https://edu.yanao.ru/SiteAssets/rsoko/proko/fediss/SitePages/vpr16-17/1_Ковалева%20Г.С.%20Оценка%20функциональной%20грамотности%2003_04_2019.pdf\
4.https://sch1621.mskobr.ru/files/%20такое%20функциональная%20грамотность.pdf
5.http://sarrcoko.ru/uploads/docs/5e17287a8ff89.pdf
6.https://drive.google.com/file/d/1JR_sD1cpyNzcrh9OAdtJN84v2ehWVq8U/view
7.https://drive.google.com/file/d/1_4Ih09yZKOJTzNzWDUlFzdPHYgOk-U2U/view
8.https://drive.google.com/file/d/1JgILk8ugfCIVglE-2Dfw0Io2al8LKElN/view
9.https://drive.google.com/file/d/1tR6RXgJZC2Au1ovK2n__zoX5KI1-2DZ2/view
10.https://drive.google.com/file/d/1E66zZ9Uynkmvcdq5r0EJaCM9qQLDqT46/view
11.www.forsighttrip.ru
12.http://b23.ru/p263
13.оf.fipi.ru Федеральный институт педагогических измерений. Банк открытых заданий.
14. hpps://oge.sdamgia.ru/
5.Приложения
Приложение №1 Дорожная карта формирования функциональной грамотности школьника и педагога.
№ |
Мероприятия |
Сроки |
Исполнитель |
|
|||||||
Подготовительный этап. Октябрь 2020 - декабрь 2020 г. Задачи: 1.Изучение результатов международных исследований по оценке качества образования 2.Разработка дорожной карты проекта 3.Обучение педагогического состава вопросам новой оценки качества образования 4. Проведение входной диагностики педагогов и обучающихся |
|
||||||||||
1 |
Издание приказа о создании рабочей группы по составлению дорожной карты реализации проекта «Формирование функциональной грамотности как средство проектирования мотивационной образовательной среды». |
Октябрь |
Директор |
|
|||||||
2 |
Заседание рабочей группы «Изучение основных понятий и категорий функциональной грамотности; определение перечня регламентов для внедрения функциональной грамотности в деятельность школы» |
Октябрь |
Руководитель группы |
|
|||||||
3 |
Разработка документации проекта рабочей группой, определение стартовых, текущих и итоговых результатов по достижению образовательных результатов |
Октябрь |
Руководитель группы |
|
|||||||
4 |
Проведение входной диагностики педагогов на наличие затруднений по формированию и развитию функциональной грамотности. Анализ затруднений педагогов, определение ближайших и дальних зон развития профессиональных компетенций. Планирование семинаров по развитию компетентностей педагогов. |
Ноябрь |
Рабочая группа |
|
|||||||
5 |
Проведение методического совета «Развитие функциональной грамотности педагогов» |
Ноябрь |
Заместитель директора |
|
|||||||
6 |
Изучение результатов международных исследований по оценке качества образования на заседаниях ШМО |
Ноябрь |
Руководители ШМО |
|
|||||||
7 |
Проведение диагностической работы для учащихся (по единым КИМ-ам (приложение№2), для всех параллелях по решению образовательной организации. Анализ результатов диагностических работ обучающихся на заседаниях ШМО. |
Ноябрь |
Рабочая группа |
|
|||||||
8 |
Проведение установочного семинара для педагогов «Функциональная грамотность», о внесении изменений в ООП, рабочие программы, технологическую карту урока |
Ноябрь |
Заместитель директора |
|
|||||||
9 |
Проведение педагогического совета «Учим будущему» (приложение№3) |
Ноябрь |
Администрация |
|
|||||||
10 |
Внесение изменений в Локальные акты Учреждения: Положение о системе оценивания, Основные образовательные программы начального, основного и среднего образования, в рабочие программы, в фонд оценочных средств |
Декабрь |
Директор |
|
|||||||
11 |
Создание кадровых, материально-технических, информационно-методических, финансово-экономических условий для реализации проекта |
По мере финансирования |
Администрация |
|
|||||||
12 |
Проведение родительских собраний «Функциональная грамотность |
|
|
|
|||||||
Этап практической реализации. Январь 2021 – ноябрь 2021 г. |
|||||||||||
Проведение метапредметной недели формирования и развития читательской грамотности. Задачи: 1.Формирование и совершенствование профессиональных компетенции педагогов по формированию читательской грамотности обучающихся и педагогов 2.Мониторинг читательской грамотности обучающихся и педагогов 3.Анализ результатов |
|||||||||||
1 |
Издание приказов о создании рабочих групп по проведению метапредметной недели и подготовки к педагогическому совету. |
Январь |
Директор |
||||||||
2. |
Проведение обучающего семинара для педагогов с привлечением специалистов в области науки |
Январь |
заместитель директора |
||||||||
3. |
Проведение практико-ориентированного семинара педагогов по составлению практико-ориентированных задач по читательской грамотности и новых методов оценки образовательных результатов. |
Январь |
Рабочая группа |
||||||||
4. |
Обобщение опыта педагогов по внедрению в содержание учебных занятий дидактических элементов по формированию и развитию читательской грамотности: открытые уроки, мастер-классы, публикации, выступления. |
Январь |
Руководители ШМО |
||||||||
5. |
Проведение педагогического совета «Формирование и развитие читательской грамотности учащихся». |
Январь |
Администрация |
||||||||
6. |
Проведение внеклассных мероприятий по формированию читательской грамотности: классные часы, экскурсии в библиотеки, викторины, читательские конференции, литературные дворики и т.д. Организация конкурса буктейлеров по произведениям современных писателей. Организация выставок книг о 100-летии Татарстана, о ВОВ, об экологии, о писателях юбилярах. Организация дебатов «Почему люди не читают?» |
Февраль |
Рабочая группа |
||||||||
7. |
Проведение конкурса « Самый активный читатель школьной библиотеки» |
Февраль |
Заведующий библиотекой |
||||||||
8. |
Организация буккроссинга. |
Февраль |
Школьное самоуправление |
||||||||
9. |
Проведение промежуточных тренировочных работ по определению уровня читательской грамотности. Сроки и классы определяются приказом школы. |
март |
Администрация |
||||||||
10 |
Проведение совещания при заместителе директора «Анализ результатов проведения метапредметной недели». |
Март |
Заместитель директора |
||||||||
|
Проведение консультаций для родителей по формированию читательской грамотности |
Март |
Классные руководители, рабочая грамма |
||||||||
Проведение метапредметной недели формирования и развития естественно - научной грамотности. Задачи: 1.Формирование и совершенствование профессиональных компетенции педагогов по формированию естественнонаучной грамотности обучающихся. 2.Мониторинг естественнонаучной грамотности обучающихся и педагогов. 3.Анализ результатов. |
|||||||||||
1 |
Издание приказов о создании рабочих групп по проведению метапредметной недели и подготовки к педагогическому совету. |
Март |
Директор |
||||||||
2 |
Проведение обучающего семинара для педагогов с привлечением специалистов в области науки. |
Март |
заместитель директора |
||||||||
3 |
Проведение практико-ориентированного семинара педагогов по составлению практико-ориентированных задач по естественнонаучной грамотности и новых методов оценки образовательных результатов. |
Март |
Рабочая группа |
||||||||
4 |
Обобщение опыта педагогов по внедрению в содержание учебных занятий дидактических элементов по формированию и развитию грамотности: открытые уроки, мастер-классы, публикации, выступления. |
Апрель |
Руководители ШМО |
||||||||
5 |
Проведение педагогического совета «Формирование и развитие естественнонаучной грамотности учащихся». |
Март |
Администрация |
||||||||
6 |
Проведение внеклассных мероприятий по формированию естественнонаучной грамотности: классные часы, экскурсии в музеи, викторины, просмотр и обсуждение фильмов по ЕНГ и т.д. Например «Экскурсии в геологический, зоологический, анатомический музеи КФУ» |
Апрель |
Рабочая группа |
||||||||
7 |
Проведение промежуточных тренировочных работ по определению уровня естественнонаучной грамотности. Сроки и классы определяются приказом школы. |
май |
Администрация |
||||||||
8 |
Проведение родительских собраний по формированию и развитию естественнонаучной грамотности. |
Апрель |
Классные руководители, рабочая группа |
||||||||
9 |
Проведение совещания при заместителе директора «Анализ результатов проведения метапредметной недели по формированию естественнонаучной грамотности» |
Апрель |
Заместитель директора |
||||||||
10 |
Проведение консультаций для родителей по формированию естественнонаучной грамотности |
Март |
Классные руководители, рабочая группа |
||||||||
Проведение метапредметной недели формирования и развития финансовой грамотности. Задачи: 1.Формирование и совершенствование профессиональных компетенции педагогов по формированию финансовой грамотности обучающихся. 2.Мониторинг финансовой грамотности обучающихся и педагогов. 3.Анализ результатов. |
|||||||||||
1 |
Издание приказов о создании рабочих групп по проведению метапредметной недели и подготовки к педагогическому совету. |
сентябрь |
Директор |
||||||||
2 |
Проведение обучающего семинара для педагогов с привлечением специалистов в области науки. |
сентябрь |
заместитель директора |
||||||||
3 |
Проведение практико-ориентированного семинара педагогов по составлению практико-ориентированных задач по финансовой грамотности и новых методов оценки образовательных результатов. |
Сентябрь |
Рабочая группа |
||||||||
4 |
Обобщение опыта педагогов по внедрению в содержание учебных занятий дидактических элементов по формированию и развитию грамотности: открытые уроки, мастер-классы, публикации, выступления. |
Октябрь |
Руководители ШМО |
||||||||
5 |
Проведение педагогического совета «Формирование и развитие финансовой грамотности учащихся». |
Октябрь |
Администрация |
||||||||
6 |
Проведение внеклассных мероприятий по формированию финансовой грамотности: классные часы, экскурсии в банк, викторины, просмотр и обсуждение он-лайн уроков. |
Октябрь |
Рабочая группа |
||||||||
7 |
Проведение промежуточных тренировочных работ по определению уровня финансовой грамотности он-лайн. Сроки и классы определяются приказом школы |
Октябрь |
Администрация |
||||||||
8 |
Проведение родительских собраний по формированию и развитию финансовой грамотности. |
Октябрь |
Классные руководители, рабочая группа |
||||||||
9 |
Проведение совещания при заместителе директора « Анализ результатов проведения метапредметной недели по формированию финансовой грамотности» |
Октябрь |
Заместитель директора |
||||||||
10 |
Проведение консультаций для родителей по формированию финансовой грамотности |
Октябрь |
Классные руководители, рабочая группа |
||||||||
Проведение метапредметной недели формирования и развития математической грамотности. Задачи: 1.Формирование и совершенствование профессиональных компетенций педагогов по формированию математической грамотности обучающихся. 2.Мониторинг математической грамотности обучающихся и педагогов. 3.Анализ результатов. |
|||||||||||
1 |
Издание приказов о создании рабочих групп по проведению метапредметной недели и подготовки к педагогическому совету. |
Ноябрь |
Директор |
||||||||
2 |
Проведение обучающего семинара для педагогов с привлечением специалистов в области науки. |
Ноябрь |
заместитель директора |
||||||||
3 |
Проведение практико-ориентированного семинара педагогов по составлению практико-ориентированных задач по математической грамотности и новых методов оценки образовательных результатов. |
Ноябрь |
Рабочая группа |
||||||||
4 |
Обобщение опыта педагогов по внедрению в содержание учебных занятий дидактических элементов по формированию и развитию грамотности: открытые уроки, мастер-классы, публикации, выступления. |
Ноябрь |
Руководители ШМО |
||||||||
5 |
Проведение педагогического совета «Формирование и развитие математической грамотности учащихся». |
Ноябрь |
Администрация |
||||||||
6 |
Проведение внеклассных мероприятий по формированию. Математической грамотности: классные часы, викторины. |
Ноябрь |
Рабочая группа |
||||||||
7 |
Проведение промежуточных тренировочных работ по определению уровня математической грамотности. Сроки и классы определяются приказом школы. |
Ноябрь |
Администрация |
||||||||
8 |
Проведение родительских собраний по формированию и развитию математической грамотности. |
Ноябрь |
Классные руководители, рабочая группа |
||||||||
9 |
Проведение совещания при заместителе директора «Анализ результатов проведения метапредметной недели по формированию математической грамотности» |
Ноябрь |
Заместитель директора |
||||||||
10 |
Проведение консультаций для родителей по формированию математической грамотности |
Ноябрь |
Классные руководители, рабочая группа |
||||||||
Этап рефлексии. Декабрь 2021 года Задачи: 1.Формирование и совершенствование профессиональных компетенций педагогов по формированию грамотности обучающихся 2.Мониторинг грамотности обучающихся и педагогов 3.Анализ результатов |
|||||||||||
1 |
Проведение диагностики с целью мониторинга уровня сформированности функциональной грамотности с заданиями повышенного уровня. |
Декабрь |
Администрация |
||||||||
2 |
Разработка Программы развития образовательной организации « Формирование и развитие функциональной грамотности педагога и ученика как средство проектирования мотивационной образовательной среды». |
Декабрь |
Рабочая группа |
||||||||
3 |
Создание банка данных оценочных средств функциональной грамотности по каждому предмету |
Декабрь |
Учителя-предметники |
||||||||
4 |
Педсовет «Практические аспекты развития функциональной грамотности педагога и ученика» в форме защиты проектов |
Декабрь |
Администрация |
||||||||
Приложение№2. Примерные оценочные материалы по определения уровня сформированности ФГ
Комплексная работа 6 класс. Вариант 1
Прочитайте внимательно текст и выполните предложенные задания.
А. Леонов. «Восход-2» в полете
Мир звезд и планет чрезвычайно разнообразен, увлекателен и интересен. Их загадочный мир с давних времен притягивал к себе внимание людей. Но ближе и доступнее этот мир стал только с проникновением человека в космическое пространство.
Начало освоения космоса было положено в октябре 1957 года, когда был запущен первый искусственный спутник Земли. Современные спутники широко используются в народном хозяйстве. Они позволяют уточнить прогноз погоды, помогают морским штурманам определять местонахождение кораблей в океане, обеспечивают космическую радио- и телевизионную связь и многое другое.
Еще ближе космический мир стал в связи с полетами людей на космических кораблях. В апреле 1961 года первый космонавт – Юрий Гагарин – совершил полет вокруг земного шара. С тех пор прошло немало времени и многое сделано в области дальнейшего освоения космоса. Так, для длительной работы в космосе используют космические станции. Размеры их таковы, что внутри могут долгое время жить и работать несколько космонавтов. Они ведут научные исследования не только внутри космического корабля, но и в открытом космосе.
Сегодня космические аппараты разных стран исследуют не только Землю, но и ее естественный спутник – Луну. Много интересного о ней рассказали нам луноходы, управляемые с Земли. Автоматические межпланетные станции ведут исследования планет: Марса, Венеры, Меркурия, Юпитера, Сатурна.
Работа по освоению космического пространства продолжается.
А. Леонов. (Из книги «Мир и человек»)
1.Запишите синоним к слову ЗАГАДОЧНЫЙ в предложении:
Их ЗАГАДОЧНЫЙ мир с давних времен притягивал к себе внимание людей. Но ближе и доступнее этот мир стал только с проникновением человека в космическое пространство.
Ответ: ____________________________________________________.
2.Укажите вариант ответа, в котором правописание приставки зависит от глухости / звонкости следующего согласного.
1)искусственный; |
3) используются; |
2)позволяют; |
4) обеспечивают. |
Ответ: ____________________________________________________.
3.Учитель дал задание Маше выписать только те слова, в которых нет безударных гласных в корне, а Ване – те слова, в которых есть безударный гласный в корне. Распределите данные слова в таблице в
соответствии с заданием учителя:
первый, земного, дальнейшего, погоды, продолжение, спутник.
Ответ Маша Ваня
4.Составьте и запишите три вопроса по основному содержанию данного текста.
1)____________________________________________________________
2)____________________________________________________________
3)____________________________________________________________
5.Первый искусственный спутник Земли, запущенный СССР в октябре 1957 года, имел массу 83600 граммов. Спутник «Эксплорер-1»,запущенный США в феврале 1958 года имел массу в 10 раз меньшую.
Найдите массу спутника «Эксплорер-1». Ответ напишите в граммах.
Ответ: ____________________________________________
6.Первый искусственный спутник Земли летал 92 дня, совершив 1440 оборотов вокруг Земли (длина одного оборота вокруг Земли около 41700 км). Какое расстояние преодолел спутник за 4 оборота вокруг Земли? Верные значения выберите из таблицы.
А) |
166800 км |
Б) |
16680 км |
В) |
166800000 м |
Ответ. ____________________________________________
7. В таблице указаны радиусы некоторых планет Солнечной системы. Какие из планет имеют радиус больше 25000 км. В ответе укажите через запятую названия этих планет (в порядке возрастания их радиусов).
№ п\п |
Планета |
Радиус |
1 |
Венера |
6052 км |
2 |
Земля |
6371 км |
3 |
Марс |
3386,2 км |
4 |
Меркурий |
2439 км |
5 |
Нептун |
24764 км |
6 |
Сатурн |
60268 км |
7 |
Уран |
25559 км |
8 |
Юпитер |
71492 км |
Ответ: ____________________________________________.
8.Каковы характерные особенности строения клеток у растений и животных? В таблице отметьте знаком «+» признаки свойственные растительной и животной клетке.
«Особенности строения растительной и животной клетки»
Ответ:
№ |
Характерные признаки |
Растительная |
Животная |
п/ п |
|
клетка |
клетка |
1. |
Пластиды отсутствуют |
|
|
2. |
Крупная вакуоль |
|
|
3. |
Клетку покрывает клеточная стенка - |
|
|
Установите соответствие между высказыванием и соответствием планет Солнечной системы. К каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Высказывание: |
|
Соответствие: |
А) Луна |
1) |
искусственный спутник Земли |
Б) Юпитер |
2) |
крупнейшая планета Солнечной системы |
|
3) |
самая удаленная от Солнца планета |
|
4) |
естественный спутник Земли |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
А |
Б |
|
|
10.Расположите номера ответов с указанными событиями, в хронологическом порядке по возрастанию:
1)Наивысшие достижения вавилонской астрономии относятся к VIII—VI вв. до н. э., когда вавилонские жрецы-астрономы накопили большое количество астрономических знаний, имели представление о прецессии (предварение равноденствий) и даже предсказывали затмения.
2)В апреле 1961 года первый космонавт – Юрий Гагарин совершил полет вокруг земного шара.
3)в первой половине XXI века ученые прогнозируют полет человека на Марс.
4)Около полувека назад человек высадился на Луну.
Ответ:
11.Во все времена человек стремился к упрощению своей жизни. Меняется мир вокруг нас, меняются и человеческие потребности. Из курса обществознания, вспомните, что такое потребности и какие основные виды потребностей существуют. Свой ответ дополните примерами человеческих потребностей.
Ответ:_____________________________________________________________
12.Современным способом определения места положения кораблей в океане, является:
1)по спутникам;
2)по карте;
3)по морским течениям;
4)по направлению ветра.
Ответ:____________________________________________
Приложение №3. Сценарий заседания педагогического совета «Учим будущему»
«Если тебе не нравится то, что ты получаешь, измени то, что ты делаешь»
Карлос Кастанеда.
Цель – планирование работы образовательной организации по формированию функциональной грамотности, способствующей повышению качества образования.
Задачи:
· Создать рабочую группу по подготовке педсовета;
· Подобрать материал, соответствующий заявленной теме;
· Подготовить ролики, презентации;
· Включить учителей в активную и интерактивную работу по разработке и реализации проектов: математическая грамотность, читательская грамотность, финансовая грамотность, естественнонаучная грамотность.
Форма проведения – форсайт – сессия.
Форсайт – это технология, которая позволяет кругу лиц, которые участвуют в форсайте, договориться по поводу образа будущего, своих действий по поводу этого будущего, и своего желаемого будущего. Основа методики: совместная работа участников на карте времени; работа не с текстами, а с образами и схемами. В отличие от традиционного прогнозирования, технология Форсайта является проективной по отношению к будущим событиям. Это означает, что авторы и участники Форсайта не просто оценивают вероятности и риски возникновения тех или иных условий, а проектируют свою текущую деятельность таким образом, чтобы усилить положительные тренды и увеличить вероятность желаемых событий и погасить отрицательные, нежелательные тренды. Сама структура Форсайта включает в себя обозначение проектов и событий, приводящих к избранной цели. При этом, в отличие от традиционных методов прогнозирования и планирования, результатом форсайт-сессии является карта будущего, т.е. визуально богатое пространство, позволяющее увидеть различные способы и пути достижения желаемого результата.
Оборудование (информационное и техническое обеспечение) - компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, карта времени, цветные карточки, фломастеры
Подготовка к проведению: Время на подготовку мероприятия -3 недели.
Определяем 4 основных группы участников, которым отводится главная роль обсуждения предложенных ведущих тем (математическая грамотность, читательская грамотность, естественнонаучная грамотность, финансовая грамотность) и выбираем коуча-тренера. Распределение по группам определяется рабочей группой по подготовке и проведению педагогического совета. Для удобства можно использовать бейджи разного цвета для каждой группы и распечатать карточки такого же цвета.
Ведущие - директор школы и заместитель директора.
Участники - педагогический коллектив.
Члены группы (6-7 человек) - педагоги из разных школьных методических объединений.
Коуч – информированный педагог, прошедший курсы повышения квалификации по функциональной грамотности.
Место проведения - кабинет физики, заранее нужно подготовить столы, за которыми будут сидеть участники, проверено техническое обеспечение, вывешена карта времени (на доске бумажный формат А!).
Ход педсовета
1.Теоретическая часть (введение в проблематику)
1.Вступительное слово ведущего, представляет тему педагогического совета и определяет алгоритм работы, определяет формирование глобальных компетентностей ученика и учителя как образовательного вызова сегодняшнего дня.
Каждой группе будет необходимо найти решение, каждый участник будет иметь возможность высказать свою точку зрения, а также аргументированно поставить под сомнение точку зрения оппонентов.
2. Практическая часть (основная)
Ведущий: Тема педагогического совета выбрана не случайно: вопросы «Чему и как учить детей для будущего?» – одни из главных и для педагогов, и для родителей. Поэтому мы попробуем разобраться в данной проблеме и найти способы её решения.
Предоставляется слово коучу каждой группы для ознакомления с понятиями составляющих функциональной грамотности. Используется техника «MeWeUs» - каждый педагог сначала работает сам и пишет на карточках свое видение проблемы, затем идет обсуждение в группе. Лучший вариант демонстрируется на карте времени. Обсуждаются следующие направления: тренд, технология, событие, формат, угрозы, все группы афишируют результаты обсуждения.
Работа групп реализуется по всем уровням: целевой уровень (знаю зачем); временной уровень (знаю когда); уровень компетенций (знаю как).
Группа отвечает на вопросы: В какую сторону идти? По какой дороге?
Какие этапы пройти? Какие действия предпринять? Какие ресурсы привлечь?
Карта времени проекта
Группа |
Тренд |
Сроки |
Мероприятия |
Ресурсы |
Риски |
Результат |
Математическая грамотность |
|
|
|
|
|
|
Читательская грамотность |
|
|
|
|
|
|
Естественнонаучная грамотность |
|
|
|
|
|
|
Финансовая грамотность |
|
|
|
|
|
|
3. Заключительная часть (рефлексия).
В заключение предлагается каждой группе резюмировать свое видение решения проблемы формирования и развития составляющих функциональной грамотности.
Итог: принятие решения педагогического совета
Проект решения педсовета
1.Включить в разработанную стратегию развития школы вопросы формирования функциональной грамотности.
2.Каждому учителю сформировать свой банк заданий для формирования и оценки составляющих функциональной грамотности педагога и ученика.
3. Начать реализацию проекта «Шаг в будущее», подпроект для родителей «Учимся будущему».
3.Продолжить работу по созданию условий для повышения компетентности педагога в области функциональной грамотности.
Ведущий: Мы попытались сегодня поговорить о главном: о будущем наших детей. Уважаемые коллеги! Доброго пути на нелегких дорогах к формированию функциональной грамотности! До новых встреч!
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.