Проект урока по теме «Проценты»
Предмет: математика
Класс, характеристика класса: общеобразовательный 5 класс; учащиеся данного класса умеют учиться, осознают важность образования и самообразования, способны применять полученные знания на практике, активны, умеют слушать и вести диалог, способны достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения целей.
Тема урока: Проценты
Номер урока в системе изучаемой темы: четвертый урок из пяти в данной теме
Образовательные результаты, на достижение которых направлено содержание урока: Изучить понятие процент, в результате чего ученик должен:
Личностные: четко выражать и объяснять свои мысли (способы решений), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие, воспитывать ответственность и аккуратность;
Метапредметные: уметь воспроизводить смысл понятия проценты, умение обрабатывать информацию и ранжировать ее по указанным основаниям; представлять информацию в табличной форме, формировать коммуникативную компетенцию учащихся; выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
Предметные: уметь в процессе реальной ситуации использовать определения следующих понятий: «процент», «перевод процента в десятичную дробь», «обращение десятичной дроби в проценты», решать задачи на нахождение процента от числа и числа по его проценту.
Тип урока: урок первичного предъявления новых знаний.
Используемое оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, учебники по математике, раздаточный материал (технологическая карта, карточки с дополнительным заданием, карточки с домашним заданием), электронная презентация, выполненная в программе Power Point.
Технологическая карта урока
Этап урока |
Задачи |
Время урока |
Показатели выполнения задач (образовательный продукт, описание критериев достижения целей и задач данного этапа урока) |
|
учителя |
учащихся |
|||
Организационный этап |
Организовать и целенаправить учебно-познавательную деятельность: приветствие учащихся; проверка учителем готовности класса к уроку; организация внимания; инструктаж по работе с технологической картой. |
Осознание и принятие: знакомство с технологической картой (лист самоконтроля) урока, уточнение критериев оценки |
2 мин |
Активность урока: прогнозирование своей деятельности, умение слушать и вступать в диалог, умение выделять нравственный аспект поведения, осознанное и произвольное построение речевого высказывания |
Этап актуализация знаний |
Создание проблемной ситуации: вступительное слово учителя. Повторение действий с десятичными дробями. Учитель продолжает беседу с проблемной задачи по теме урока. Задает учащимся наводящие вопросы |
Осознание и принятие: участвуют в работе по повторению, в беседе с учителем, отвечают на поставленные вопросы, приводят примеры |
5 мин |
Смыслообразование: поиск и выделение необходимой информации; выделение и осознание того, что уже пройдено; постановка цели учебной задачи, синтез; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и вступать в диалог. |
Этап постановки цели и задачи урока |
Добиться осмысления, выработать умение по нахождению процентов на основе приобретенных знаний: вместе с учениками определяет цель урока |
Научиться находить проценты и уметь объяснять решение: учащиеся выполняют в тетрадях задание №1, 2,3. |
7 мин |
Правильность ответов (не менее 85%) при нахождении процентов: поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний, анализ объектов; целеполагание, выдвижение гипотез, умение слушать и вступать в диалог. |
Этап применения знаний и умений в новой ситуации
|
Определить уровень сформированности ЗУН, обозначить проблемы урока: комментирует, направляет работу учащихся |
Определяет уровень знаний (как понял): два ученика на доске, а остальные в тетради выполняют задание №1570,1577,1582. |
9 мин |
Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия; анализ объектов и синтез, планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата, умение слушать и вступать в диалог, коллективное обсуждение проблем (при необходимости); Ориентация в межличностных отношениях. |
Физпауза |
Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся. |
Учащиеся сменили вид деятельности (отдохнули) и готовы продолжать работу. |
1 мин |
|
Этап обобщения и систематизации знаний |
Выступает в роли тьютора для слабых учащихся |
Определение уровня знаний: учащиеся выполняют задания 4,5 Делают записи в тетрадь. После выполнения задания выполняют взаимную проверку. Первые три человека сдают тетради |
5 мин |
Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия, анализ и синтез объектов; планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль полученного результата, коррекция полученного результата, саморегуляция; умение слушать и вступать в диалог, интегрироваться в группу; профессионалное самоопределение, смыслообразование. Поддержание здорового духа соперничества для поддержания мотивации учебной деятельности |
Этап контроля усвоения знаний |
Выявление качества и уровня усвоения учащимися знаний и способов действий, их глубины и осознанности |
Самостоятельная работа, решают в тетрадях. с последующей самопроверкой |
9 мин |
Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия. Анализ и синтез объектов; Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль полученного результата, коррекция полученного результата, саморегуляция; |
Этап подведение итогов. Домашнее задание |
Подведение итогов, организация. Задает домашнее задание |
Проставляют в лист контроля баллы, набранные на уроке. Учащиеся записывают домашнее задание в зависимости от уровня освоения темы урока |
2 мин |
Оценка промежуточных результатов и саморегуляция для повышения мотивации учебной деятельности; управление поведением партнёра- контроль, коррекция, оценкна; нравственно-этическая ориентация. |
Процессуальная часть урока
Этапы урока |
Деятельность |
|||||||
учителя |
учащихся |
|||||||
Организационный этап |
Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку. Проводит инструктаж по работе с технологической картой: На столах у вас лежат листы. Они называются технологическими картами. Сегодня вы будете работать на этих листах. Подпишите их. В течение урока мы с вами будем выполнять различные задания. Если задание будет выполнено верно, то вам необходимо в квадрат, находящийся справа от задания, поставить знак «5,4,3,2». Те из вас, кто решит задания быстрее класса, могут заработать дополнительную оценку, выполнив задания на отдельном листе. |
Учащиеся готовы к началу работы, имеют представление о работе с технологической картой. |
||||||
Этап актуализация знаний.
|
1. Мотивация Учитель: Ну-ка, в сторону карандаши! Ни бумажек, ни ручек, ни мела! Устный счет! Мы творим это дело Только силой ума и души! Новые знания нам будет очень трудно осваивать без умения быстро и верно считать, поэтому, как всегда, начнем урок с устного счета: 1)Вычислить: (действия над десятичными дробями) На интерактивной доске записано задания. Учащиеся по очереди дописывают ответы 7.5:2,5= 1,5*6= 4,5+3= 3*1,5= 9-3,9= 7,5:1,5= 4,5:0,9= 5,1:1,7= 5*2= 5:100= 3:10= 10:100= Проблемная ситуация: - Действительно, в нашей жизни человек очень часто сталкивается с понятием проценты ( и в магазине, и в банке, и в аптеке, и в газета, и в журналах, и по телевизору и в школе.) Кроме того, полученные знания на уроках математики, помогут вам в дальнейшем при решении задач по химии (например: узнать концентрацию соли в морской воде), физике, биологии (жирность молока). А также при сдаче экзамена ЕГЭ (пример задачи на проценты из ЕГЭ). Тему процентов использовали в своих произведения в литературе (Достоевский, Салтыков-Щедрин, Чехов ит.д.) |
1 Учащиеся решают примеры устно.
2. Отвечают на вопросы: Предлагают свои решения
- скидки, банки, кредиты…
|
||||||
Этап постановки цели урока |
-Итак, тема урока сегодня «Проценты». ( Тема урока и план записаны на специальной доске) -Сформулируйте цели урока Закрепить полученные знания при решении задач подготовиться к контрольной работе, повторить три основных типа задач № 1,2,3 презентация
|
-Записывают тему урока в тетрадях . Что такое процент Как найти процент от числа Как найти число по его проценту Как найти, сколько процентов составляет одно число от другого Решают задачи 1-3 в тетрадях с взаимопроверкой
|
||||||
Этап применения знаний и умений в новой ситуации |
В домашних работах вы уже научились верно составлять краткую запись и определять тип задач, теперь посмотрим как вы работаете в классе № 1570,1577,1582 |
- составляют план решения (один из учеников читает, остальные дополняют) - Учащиеся, используя определение, находят процент от числа, число по его проценту, процент одного числа от другого - два ученика на доске, а остальные в тетради самостоятельно выполняют задание №1570-1577-1582, затем сверяют, ищут ошибку, аргументируют |
||||||
Физпауза |
Мы славно потрудились и славно отдохнем. Я даю задание и ответы. Если ответ правильный руки – вперед, нет – руки вверх, голову вверх, хлопок 1)процент- это десятая часть числа нет 2)2,5* 3=7,5 да 3)50+1,17=1.67 нет 4) 7%=0,7 нет 5)1/8=0,125 да 6)0,34=34% да 7)32,5: 0,095= 325:95 нет + устно переводят в проценты и обратно |
Выполнят упражнение |
||||||
Этап обобщения и систематизации знаний |
Решение задач. Выступает в роли тьютора для слабых учащихся. задание №4-5 самостоятельная работа вариант 4
- Давайте еще раз вспомним определение процента, нахождение процента от числа.
|
- записывают в тетрадь новый алгоритм, осмысливают и приступают применять его на практике. -учащиеся выполняют задания 4-5 Делают записи в тетрадь. После выполнения задания выполняют взаимную проверку. - решают самостоятельно, сверяют с доской.
- проводят самоанализ, вспоминают определение процента. |
||||||
Этап контроля усвоения знаний |
Раздать тетради с заданиями для самостоятельной работы |
Выполняют самостоятельную работу, по выполнению сдают тетради |
||||||
Этап подведение итогов. Домашнее задание. |
-Наш урок подходит к концу. В течение урока вы работали в листах самоконтроля. Оцените себя. Сосчитайте количество правильных ответов («5,4,3,2»). Поставьте себе оценку в соответствие с критериями (критерии на доске): - Поднимите руку, кто получил «5», «4», «3». -Учитель выставляет оценки за работу на уроке самым активным учащимся, комментирует отметки. - д/з (на доске)
|
Выполняют в зависимости от уровня подготовленности: п. 40, № 1606,1610,1612 |
В данном уроке я использовала методику организации самостоятельной работы в малых группах. В результате чего обучающиеся учатся слушать друг друга, анализируют (выбирают верный ответ), задавать друг другу вопросы, осуществлять контроль и взаимоконтроль, отстаивать свою точку зрения, публично выступать, аргументировать, взаимооценивать. Использование ЗУН - ой модели обучения с личностно-ориентированной.[ 2, с.17]
Список используемой литературы:
1. .Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С., Шварцбурд С.И., Математика: Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений[текст] / Н.Я.Виленкин и др./ - 16-е изд., перераб. – М.: Мнемозина, 2009
2. Терновая Г.В., Теоретические основы и практика проектирования современного урока[текст]/Г.В. Терновая/ Барнаул: «ПРЕСС-Т», 2012.-116с.
3. Заир-Бек Е., Технология развития критического мышления через средства чтения и письма[текст]/ Е.Заир-Бек/, М:2010
4. Б.М. Абдрашитов, Учитесь мыслить нестандартно: книга для учащихся[текст]/ Абдрашитов Б.М /М: Просвещение: АО «Учебная литература», 1996.
5. А.Г. Асмолова Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли : пособие для учителя[текст] / Под ред. А.Г. Асмолова/. - 2-е изд. - М. : Просвещение, 2010. - 152 с. : ил. - (Стандарты второго поколения). - Библиогр.: с. 148-150. - ISBN 978-5-09-0228312.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.