Полное название проекта: Проект в 1 младшей группе
«В детский сад с радостью!»
МКДОУ – д/с «Лучик»
Новосибирский район, п. Садовый
Автор проекта: педагог-психолог Швенк Екатерина Валерьевна, воспитатели группы «Росинка» Волкова Н.В., Крауберг Г.А.
Продолжительность проекта: сентябрь 2019г – ноябрь 2020г
Тип проекта: социальный
Участники проекта: Дети первой младшей группы «Росинка, родители, воспитатели, специалисты ДОУ.
Актуальность проекта: состоит в том, чтобы успешно адаптировать детей и родителей к условиям детского сада.
Как известно работа с семьей - важная задача образовательной системы. И поэтому необходимо взаимодействие и преемственность между детским садом и семьей.
Ребенок часто находится между этими двумя институтами воспитания, попадая в мир противоречивых требований, что влияет на его эмоциональное и психическое развитие.
Проблема: С поступлением ребенка раннего возраста в детский сад в его жизни происходит множество изменений: строгий, распланированный режим дня, отсутствие родителей в течение дня несколько часов, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками и малознакомыми ему взрослыми, новое помещение, совершенно другой стиль общения. Все эти изменения обрушиваются на ребенка внезапно и одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям. Бесспорно, родители лучше других взрослых знают и любят своего ребенка. Но очень часто они, не имея опыта воспитания детей, могут принести вред. У молодых родителей нет достаточно глубокого представления и обучения, они малокомпетентны в вопросах воспитания, чрезмерно опекают своего ребенка. Многие родители не знают, как вести себя в период адаптации ребенка в детском саду. Поступление в детский сад часто вызывает стресс не только у ребенка, но и у родителей.
Чтобы избежать осложнений в период адаптации и обеспечить ее оптимальное течение, необходима четкая, профессионально слаженная и продуманная работа педагогов, психолога, медицинской сестры, во взаимодействие с родителями.
Цель проекта: Создание условия для комфортной благоприятной адаптации и ранней социализации детей к ДОУ через организацию взаимодействия педагогов и родителей.
Задачи проекта:
· Изучить научную и методическую литературу, разработать план работы по теме адаптация и ранняя социализация детей 2-3 лет.
· Создать условия, обеспечивающие каждому ребенку физический и психологический подход.
· Оказывать помощь детям в осознании себя как члена детского коллектива и освоении разных социальных ролей.
· Оказывать квалифицированную консультационную и практическую помощь родителям по уходу за ребенком, проблемам его воспитания, развития, адаптации к ДОУ.
· Предупредить возможную передачу тревоги и нервного возбуждения от матери к ребенку.
· Выработать единый стиль воспитания и общения с ребенком в ДОУ и семье.
· Раскрыть роль семьи в решении данной проблемы.
Ожидаемый результат:
· Благоприятное прохождение периода адаптации у детей.
· Позитивное развитие отношений в детском коллективе.
· Привлечение родителей детей раннего дошкольного возраста к осознанному воспитанию своих детей, совместно с медико-психолого-педагогической службой ДОУ.
· Становление партнерских, доверительных отношений между ДОУ и семьями воспитанников.
· Повышение компетентности педагогов и родителей по вопросам адаптации, воспитания и развития детей.
Реализация проекта:
Этапы проекта |
Содержание работы |
Ответственные |
I этап Подготовительный |
1. Сбор информации о семьях будущих воспитанников ДОУ. Заключение договоров с родителями. Формирование групп. |
Заведующая
|
2. Подбор и изучение необходимой литературы. Составление плана работы, подбор методик. |
Ст. воспитатель. Психолог ДОУ, воспитатели. |
|
3. Беседа с семьями дошкольников с целью изучения условий жизни и воспитания ребенка (по согласию родителей).
|
Психолог Воспитатели |
|
4. Знакомство с ребенком на основе медицинских документов (анамнеза) |
Медсестра, воспитатели |
|
5. Знакомство педагогов с результатами медицинского обследования. |
воспитатели |
|
6. Организация развивающей среды в группе. |
Воспитатели |
|
7. Повышение квалификации воспитателей в вопросах адаптации детей и взаимодействие с родителями.
|
Педагог-психолог
|
|
8. Предварительное знакомство с детьми, посещение группы детьми вместе с родителями.
|
Педагог-психолог Воспитатели |
|
9. Изучение затруднений у родителей в вопросах воспитания (анкетирование родителей на выявление стиля и методов воспитания) |
Педагог-психолог
|
|
II этап Основной |
1. Поэтапный прием детей в группу, постепенное увеличение времени пребывания детей в группе. Заполнение адаптационных листов.
|
Воспитатели Педагог-психолог |
2. Прогнозирование течения адаптации по результатам анкетирования, выявление групп «риска».
|
Ст. воспитатель Педагог-психолог Старшая медсестра Социальный педагог Воспитатели |
|
3. Антропометрия в первый и последний день адаптации. |
Старшая медсестра
|
|
4. Осуществление систематического контроля за ребенком в группе (термометрия, кожные покровы, зев, стул)
|
Старшая медсестра
|
|
5. Наблюдение за состояние здоровья (самочувствие, аппетит, сон, физическое и психическое здоровье) |
Старшая медсестра Педагог-психолог
|
|
6. Ведение адаптационных листов |
Воспитатели |
|
7. Использование элементов сказкатерапии, игровых методов взаимодействия с ребенком. |
Воспитатели |
|
8. Проведение информационных и тематических мероприятий. (Встречи, беседы, родительские собрания, семинары-практикумы, консультирование родителей по вопросам адаптации воспитанников.)
|
Ст. воспитатель Педагог-психолог Воспитатели |
|
9. Оказание помощи воспитателям в установлении отношений с детьми и их родителями. |
Педагог-психолог
|
|
10. Диагностика нервно-психического развития детей.
|
Педагог-психолог
|
|
11. Проведение коррекционных мероприятий для облегчения адаптационного синдрома, развлечения для детей. |
Педагог-психолог Воспитатели |
|
12. Мониторинг протекания процесса адаптации.
|
Педагог-психолог Воспитатели |
|
13. Наглядные формы работы с родителями (уголки для родителей, памятки, буклеты, информационные стенды) |
Педагог-психолог Воспитатели |
|
III Этап Заключительный |
1.Анализ адаптационных карт, определение уровня адаптации детей. Сравнительный анализ с уровнем адаптации в прошлом учебном году. |
Педагог-психолог Воспитатели |
2. Анкетирование родителей по итогам адаптации.
|
Педагог-психолог воспитатели |
|
3. Рефлексия проводимых мероприятий, направленных на адаптацию детей к ДОУ в виде Круглова стола. |
Педагог-психолог Воспитатели Родители |
|
4. Разработка рекомендаций для родителей по соблюдению единства требований воспитания в детском саду и дома.
|
Педагог-психолог Воспитатели |
|
5. Выпуск газеты с фотоснимками детей «Я уже большой. Я уже не плачу!»
|
Воспитатели Родители |
Приложение№1
Работа с воспитателями:
Консультации:
1. «Особенности работы с детьми раннего возраста»
2. « Медицинские аспекты адаптации детей к условиям ДОУ»
3. «Профилактика психо-эмоционального напряжения у детей раннего возраста»
4. «Организация режимных процессов в группах раннего возраста»
5. «Взаимодействие с семьей по вопросам адаптации к ДОУ»
Семинары:
1. «Адаптация детей раннего возраста в условиях ДОУ»
Приложение №2
Работа с родителями:
Родительское собрание:
1. «Давайте познакомимся!»
Консультации:
1. «Ребенок идет в детский сад»
2. «Адаптация ребенка в детском саду»
3. «Значение режима дня в сохранении эмоционального благополучия ребенка»
4. «Ясли – это серьезно»
Анкетирование:
Беседы:
1. «Завтра в детский сад»
2. «В детский сад без слез»
3. «Формирование культурно-гигиенических навыков»
4. «Питание детей в выходной день»
Памятки, буклеты:
1. «Я уже детсадовец!»
2. «Родителям о воспитании детей»
3. «Памятка родителям от ребенка»
Публикации в газету «Мишутка»
Наглядная информация
1. «Режим дня»
2. «Правила, которые помогают наладить и поддерживать в семье бесконфликтную дисциплину»
3. «Десять заповедей родителям»
4. «Обязанности родителей»
5. «Если ребенок капризничает и плачет»
Выпуск стенгазеты с фотоснимками детей «Я уже большой. Я уже не плачу!»
Приложение №3
План работы с детьми
Первый день |
|
Содержание работы |
Рекомендации |
Воспитатель встречает детей и родителей в приемной комнате, здоровается, предлагает выбрать шкафчик для одежды и переодеться. |
Ребенок сам выбирает понравившуюся картинку. Родители помогают разместить в шкафчике вещи ребенка. |
Воспитатель приглашает детей и родителей в групповую комнату. |
Показывает игровое оборудование. Приглашает поиграть |
Экскурсия по групповой комнате: · “Здесь живут мои игрушки”.
· Да здравствует мыло душистое и полотенце пушистое!” |
Игрушки должны соответствовать возрасту. Желательно наличие заводных, музыкальных, разборных игрушек. Ребенок по желанию может взять любую игрушку. Знакомство с умывальной и туалетной комнатой. Ребенок ищет на вешалках для полотенец уже знакомую картинку и вешает полотенце. Во время умывания воспитатель использует худ. поэтическое слово. |
Завтрак: “На столе готова каша, где большая ложка наша?!” |
Детей и родителей приглашают за стол. Во время усаживания за стол воспитатель использует худ. Слово (“Вкусная каша” Александровой). Дети завтракают. Родители пробуют и побуждают ребенка к еде. Воспитатель использует худ. После завтрака проводятся гигиенические процедуры. |
Игра |
Родители с детьми свободно играю по желанию детей. Наиболее активных детей воспитатель привлекает к совместной игре. |
Прогулка: Знакомство с прогулочным участком и игровым оборудованием. Воспитатель проводит эксперименты с водой и песком. Чтение стихотворения Ю. Энтина “Золотая горка” Сыпь песочек из совка в синее ведерко! Подвижная игра “Догони мяч”. |
Часть песка в песочнице заранее полита водой. Приготовлены в необходимом количестве песочные наборы (ведра, совочки, формочки). Воспитатель сравнивает постройки из сухого и влажного песка. Родители непосредственно участвуют во всех проводимых игровых моментах.
|
Возвращение с прогулки, гигиенические процедуры. |
|
Воспитатель организует пальчиковые игра “Ути-ути” О.И. Крупенчук “Ути-ути , полетели, |
Родители управляют руками ребенка: – машем руками ребенка; Повторяют несколько раз. |
Обед: “Час обеда подошел, сели с мамами за стол” |
Детей и родителей приглашают за стол. Во время усаживания за стол воспитатель использует худ. слово (“Маша обедает” С. Капутикян). Дети завтракают. Родители пробуют и побуждают ребенка к еде. |
Дети уходят
домой. |
|
Второй день |
|
Прием детей. Дети с помощью родителей отыскивают свой шкафчик для одежды. |
В шкафчике ребенка лежит игрушка, наиболее понравившаяся ему накануне. Ребенок переодевается и заносит игрушку в группу. Воспитатель предлагает ребенку игровые действия с этой игрушкой, но уже в групповой комнате (покачать куклу на качелях, прокатить Мишку с горки и т.д.) |
Утренняя гимнастика проводится на основе потешки “Ути-ути”. |
Движения выполняют по показу воспитателя. |
Гигиенические
процедуры. |
“Буль-буль-буль бежит водица”… и др. |
Экскурсия в музыкальный зал. |
Музыкальный руководитель приходит в групповую комнату к детям с знакомится с детьми и приглашает к себе в гости. |
Наблюдение за растениями (подбираются растения с крупными листьями и цветами).
|
Воспитатель обращает внимание детей, что у растения есть листья и цветы. Листья зеленого цвета, а цветы красного. Любуются. Воспитатель объясняет, что цветок хочет пить. С помощью детей поливает цветок. Активизация словаря: лейка, поливать, цветок. Приговаривает: У меня живет цветок, он бы много выпить
мог. Воспитатель предлагает детям тоже попить воды. |
Прогулка. Наблюдение за растительностью участка (цветы, трава, деревья). Учить различать и называть. Игра “Мыльные пузыри”. Игры с выносным материалом. |
Воспитатель использует художественное слово, народные потешки о растениях и цветах (“Травушка-муравушка”, “Одуванчик” и др.).
|
Возвращение с прогулки, гигиенические процедуры. |
Перед обедом воспитатель проводит пальчиковые игры по своему выбору (“Ладушки”, “Сорока-сорока”, “Пальчик-пальчик” и др.) |
Обед “Бери ложку, бери хлеб, отправляйся на обед!” |
Родители наблюдают процесс. Воспитатели докармливают детей. После обеда дети уходят домой. |
Третий день |
|
Прием детей |
Воспитатель беседует с родителями о самочувствии ребенка дома после посещения д/с. В приемной на лавочках расположены большие яркие игрушки-каталки бабочки, жуки, по числу детей. Воспитатель показывает как действовать с игрушкой и предлагает переодеться и зайти в группу поиграть. Дети входят и играют. |
Утренняя гимнастика: Утята с мамою шагают и тихонько
напевают, |
На основе потешки “Ути-ути”: Дети шагают за воспитателем. Легко бегают по группе. Приседают, стучат пальчиками о пол. Наклоняются вперед-назад Бегают по группе, машут руками. Переходят на ходьбу, приседают. |
Гигиенические процедуры. Завтрак |
Дети самостоятельно стараются найти свое полотенце. Учатся снимать и вешать его. Детей приглашают к столу. |
Детям предлагают настольные дидактические игры: “Прокати шарик с горки” |
Детям дают деревянные цветные шарики и предлагают прокатить их с горки (усложнение игры: прокатить шарик с горки в воротики). |
Экскурсия в спортивный зал. Знакомство с помещением. Детям предлагают игры с резиновыми мячами разного диаметра: “Прокати мяч” , “Догони мяч”, “Мой веселый звонкий мяч”, “Мячик” – вот какой, вот какой мячик пестрый, озорной. Никогда не плачет, по дорожке скачет. Мяч в руках я подержу и ребятам покажу. Кому дать? Кому дать? Кто же будет мяч кидать? Мячик Коленьке дам, мячик Коля бросит сам. |
Игры планируются на разные виды движений: бег, прыжки, катание мяча. Во время игр, воспитатель привлекает ребенка к совместной игре, для установления более доверительных отношений. |
Наблюдение за рыбками в аквариуме (обратить внимание на внешний вид и покормить). Обогащение словаря: аквариум, корм. Активизация словаря: рыбка, кормим, плавает. |
Пока дети находятся в спортивном зале пом. воспитателя вносит в группу небольшой аквариум с одной или двумя крупными рыбками, без водорослей. В последующем аквариум остается в группе, заселяется новыми обитателями, наполняется водорослями. |
Подготовка прогулки. Прогулка: наблюдение за ветром с использованием худ. слова: Машет ветками береза, – Это ветер-ветерок раскачать деревья смог! Игры с песком, водой. п/и “Вертушки”. |
На прогулке вносятся дополнительно новые формочки, лейки. Внести вертушки по количеству детей для наблюдения за ветром. Воспитатели привлекают ребенка к совместным игровым действиям. |
Возвращение с прогулки. Гигиенические процедуры.
|
|
Обед: “Повара нас удивили, и обедать пригласили”. |
Дети обедают. Родители не участвуют в докармливании детей. Медицинский персонал информирует родителей о физиологических нормах основных продуктов. |
После обеда дети уходят домой. |
|
Четвертый день |
|
Прием детей. Наблюдение за птичкой: обратить внимание на внешний вид птицы, поведение, кормление. Пение песни “Птичка” Т.Попатенко. Обогащение словаря: клетка, крылья, хвост, клюв, перья, семечки, зернышки. Активизация словаря: птичка, клюет, поет. |
В приемную до прихода детей вносится клетка с птичкой. Воспитатель предлагает переодеться и занести птичку в группу. Дети самостоятельно находят свой шкафчик для одежды. Поилку и кормушку установить в процессе наблюдения. Рассмотреть корм. |
Утренняя гимнастика в музыкальном зале. Музыкальная зарядка “ Что умеют наши ножки?” |
Продолжение знакомства с музыкальным залом. Установление контакта с музыкальным руководителем. |
|
|
Подготовка к завтраку. Завтрак |
воспитатель организует завтрак. |
Экскурсия в кабинет ИЗО деятельности. |
Установление контакта со специалистом по ИЗО-деятельности. |
|
|
Подготовка к прогулке. Прогулка: наблюдение за воробышками; кормим птиц; п/и “Воробышки летают”; игры с выносным материалом; индивидуальная работа. |
После наблюдения за воробьями воспитатель читает стихотворение Н. Тимофеевой “Воробей”: Я спросила воробья: Зернышки и крошки! (Воспитатель показывает корм и предлагает покормить птиц) В гнезде воробышки живут (дети сидят на
корточках) Крадется кошка из дверей (при появлении игрушки-кошки, дети убегают). Воспитатель привлекает к совместной деятельности наименее активных детей и вступает с ними в контакт. |
Подготовка к обеду. Пальчиковые игры. Обед: “Дружно сели за обед – ничего вкуснее нет”. |
Медицинский персонал проводит консультацию для родителей об организации диетического питания в домашних условиях. |
Дети уходят домой |
|
Пятый день |
|
Прием детей. Игровой момент “Теремок” |
В приемной помещается игрушечный домик. Внутри домика находятся мелкие фигурки зверей. Воспитатель привлекает внимание детей к домику, предлагает побыстрее раздеться и посмотреть “Кто в домике живет?” и достает кошечку. Привлекает детей к звукоподражанию, можно использовать потешку. Воспитатель предлагает посмотреть кто еще живет в домике и приглашает детей в группу. |
Подготовка к зарядке. Зарядка “Вышла курочка гулять”. |
Произносит “Ко-ко-ко!” и спрашивает детей: “Кто спрятался в домике?”. Достает курочку. Воспитатель проговаривает потешку “Вышла курочка гулять” и привлекает детей к совместным действиям по тексту потешки. |
Подготовка к завтраку. Завтрак |
Воспитатель поощряет самостоятельность детей. |
Обязательная организующая деятельность |
|
Пальчиковая игра “Цыплятки” О.И. Крупенчук Зерна курочка клюет |
воспитатель показывает детям картину “Курица с цыплятами”. Обращает внимание детей на цыплят рядом с мамой-курицей. После показа картины проводит пальчиковую игру.
|
Гигиенические процедуры. Подготовка к прогулке. Прогулка: Наблюдение за солнечными зайчиками. Просыпалось на заре солнышко за тучкой Игра-песня “Зайчик” муз. Старокадомского. Скачет между травками быстроногий
зайчик, Совместное сооружение из песка большой горки для машин. Вспоминаем стихотворение “Золотая горка” Ю. Энтина Индивидуальная работа с пирамидками большого размера. Учим собирать нанизывая колечки от большого к малому. Привлекает малоактивных детей. |
Воспитатель обращает внимание детей на солнечный зайчик и предлагает детям поймать его. Дети пытаются поймать его. Воспитатель предлагает детям попрыгать как зайчики. После игры рассматривают растительность на участке (травка, цветы). Песок приготовлен заранее. Используются машины небольшого размера, чтобы ребенок мог удерживать ее рукой. Катаем машины с горки.
|
Возвращение с прогулки. Подготовка к обеду. Обед: “На прогулке нагулялись, очень мы проголодались!” |
Родители наблюдают за процессом кормления детей. |
Экскурсия в спальную комнату. |
Воспитатель предлагает взять кукол и мягкие игрушки и пройти за ним в спальную. Показывает детям кроватки. И предлагает отыскать свою кроватку по знакомой картинке. В спальне звучит спокойная музыка. Предлагает уложить на свою кроватку игрушку. Звучит песня “Спят усталые игрушки”. Дети укладывают игрушки на постель. По желанию ребенок может полежать на своей кроватке. Дети оставляют игрушки в спальне. Прощаются и уходят домой. |
После выходных дней воспитатель и дети утром “будят” игрушки и играют с ними. |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.