Ларина Татьяна Александровна,
воспитатель МБОУ ЦО № 4, г. Тула
ПРОЕКТ «СИНИЙ, КРАСНЫЙ, ЗЕЛЕНЫЙ, ЖЕЛТЫЙ»
Участники проекта: воспитатели, родители и дети первой группы раннего возраста А «Смородинка» (1–2 лет).
Сроки реализации проекта: пять месяцев (среднесрочный).
Тип проекта: познавательно-игровой.
Актуальность проекта:
На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет немаловажную роль. Ребенок в первые годы жизни сталкивается с многообразием форм, красок. Одна из первых характеристик окружающего мира, которую воспринимают дети — это цвет. Почти все малыши с раннего возраста замечают различия между цветами. Освоение детьми цвета в этот период больше всего зависит от того, насколько активно они совершают практические действия с различными предметами. Именно восприятие цвета - одна из первых и важных ступеней в развитии малышей. Цвет вызывает у ребенка не только разные эмоции, но и способствует развитию творческих способностей. При определенной окраске игрушек, он может повышать уровень сосредоточенности на игре, а значит и облегчать процесс познания.
Цель проекта: Продолжать обогащать сенсорный опыт детей.
Задачи проекта:
– Учить различать четыре цвета (красный, синий, желтый, зеленый); отбирать предметы определенного цвета;
– Закреплять умение детей самостоятельно или с помощью взрослого подбирать знакомые предметы по цвету;
– Продолжать расширять и обогащать словарный запас прилагательными, обозначающими цвет предметов;
– Приобщить родителей к организации игр в семье, изготовлению игр.
Планируемые результаты проекта: Развитие у детей наблюдательности и познавательного интереса, умения группировать предметы по цвету, различать и, по возможности, называть красный, зеленый, синий и жёлтый цвета; уметь выделять предметы определенного цвета в развивающей среде группы.
Этапы реализации проекта:
Этап I. Организационно-подготовительный:
1. Изучение научной и методической литературы
2. Разработка картотеки дидактических игр по сенсорному развитию детей раннего возраста.
3. Подготовка атрибутов, дидактических игр на ознакомление детей с основными цветами.
4. Совместная творческая деятельность родителей и детей на тему «Что бывает …?». Привлечение родителей к созданию дидактических игр по теме.
Этап II. Организационно-практический (реализация проекта):
1. Совместная деятельность с детьми в центрах активности.
2. Игры-занятия на тему:
- «Знакомство с красным цветом»,
- «Знакомство с синим цветом»,
- «Знакомство с жёлтым цветом»,
- «Знакомство с зеленым цветом»,
3. Строительные игры:
«Построй красную башню для петушка», «Прострой синюю высокую башню для зайчика», «Построй красную и синюю башню», «Построй синюю высокую башню и желтую низкую», «Желтая дорожка из кирпичиков для колобка», «Спрячем за зеленым заборчиком колобка от Лисы», «Зеленый паровозик для зайки» и т.д.
4. Игры на развитие мелкой моторики:
«Одень на красную ладошку резинки красного цвета», «Наряжаем пальчики красными (синими, желтыми, зелеными) резиночками», «Разноцветные ладошки» и т.д.
5. Подвижные игры «Соберем все красные мячи в красный мешочек для Зайки», «Покатаем желтый мяч по коврику», «Собери все синие мячи из бассейна для Мишки», «Поможем кукле Кате собрать все зеленые мячи», «Добеги с собачкой до красного (синего, желтого, зеленого) флажка», «Собери все красные (синие, желтые, зеленые» флажки в ведерко», «Довези машинку до синего флажка». Комплексы утренней гимнастики с флажками.
6. Совместно с родителями были сделаны дидактические игры на основе цветных крышек: «Мозаика из цветных крышек», «Собери красные (синие, желтые, зеленые) лепесточки у цветка», «Повесь на елочку красные и синие шарики», дидактическая игра сортир «Разноцветные цветочки».
7. Были разработаны и изготовлены дидактические игра на уточнение и закрепление знаний детей основных четырех цветов, где дети самостоятельно могли закреплять полученные знания и даже помогать другим детям: «Собери правильно все шарики в красную ягодку», «Зеленый листочек», «Синяя рыбка», «Желтая груша»
Так же была изготовлена игра «Цветные ладошки», целью которой является обучение, уточнение и закрепление в различие основных цветов и отбирание предметов определенного цвета.
8. Родители вместе с педагогом принимали активное участие в проекте. Была создана «Родительская газета» одним из листков которой был фотоотчет с домашними фотографиями детей «Красный», «Синий», «Желтый», «Зеленый».
«Красный»:
«Синий».
«Желтый».
«Зеленый».
«Красный, синий, желтый зеленый».
9. Были проведены консультация для родителей «Учим ребенка цветам легко и просто», В раздевальной комнате оформлена папка-передвижка «Игры для детей на изучение цвета». Раздевальная комната группы в марте была украшена цветными птичками, и дети с родителями с большим удовольствием рассматривают и ищут птичек определенного цвета.
Этап III. Заключительный (результаты работы над проектом):
Проект еще не закончен.
Дата проведения: 1.122021г.-31.04.2022г.
Предполагаемые результаты проекта:
1. Проведение игры развлечения «Рассортируем все игрушки в группе по четырем цветам».
2. Организация выставки рисунков «Цветные бабочки из ладошек».
3. Выставка дидактических игр на тему «Красный, синий, желтый, зеленый», изготовленных родителями.
Список литературы
1. Э. Г. Пилюгина «Сенсорные способности малыша. Развитие восприятия цвета, формы и величины у детей от рождения до трёх лет» - М. : Мозаика – Синтез; М. : ТЦ Сфера, 2003.
2. Л. Н. Павлова, Е. Б. Волосова, Э. Г. Пилюгина «Раннее детство: познавательное развитие. Методическое пособие» – М. : Мозаика – Синтез. 2000
3. Ю. Хохрякова «Сенсорное воспитание детей раннего возраста» - М.; ООО «ТЦ Сфера», 2017 .
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.