Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей № 121
Краткосрочный проект
«День пожилого человека»
Во второй младшей группе № 10.
«Светлячки»
Автор проекта:
Дементьева Елена Сергеевна,
Комсомольск-на-Амуре
2024 г.
Участники проекта: воспитатель, дети второй младшей группы, родители.
Тип проекта: краткосрочный (1 неделя).
ЦЕЛЬ: формирование позитивного отношения дошкольников к старшему поколению как к уважаемым членам общества через приобщение их к активному сотрудничеству, через разъяснение дошкольникам значения мудрости и доброты пожилого человека.
ЗАДАЧИ:
- сформировать у детей основы уважительного отношения к старости, ценностного отношения к опыту предыдущих поколений, заботливого отношения к пожилым людям;
- воспитывать желание детей проявлять заботу о людях пожилого возраста;
- закреплять навыки гостевого этикета;
- развивать музыкально-художественную деятельность детей;
- знакомить детей с государственными праздниками.
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:
Дети научатся проявлять заботу, толерантность, милосердие, доброту, отзывчивость и уважение к людям старшего поколения.
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА:
Дети 2 мл. группы, воспитатель, родители, близкие пожилые люди.
ТИП ПРОЕКТА: творческий, информационно-социальный.
Проблемный вопрос: День пожилого человека – это добрый и светлый праздник, в этот день мы окружаем особым вниманием наших родителей, бабушек и дедушек. Этот праздник очень важен сегодня, так как он позволяет привлечь внимание к многочисленным проблемам пожилого человека, существующим в современном обществе. Мы должны помнить о потребностях пожилых людей и также о проблеме демографического старения общества в целом. Не станет наших дедушек и бабушек, кто же нам передаст знания об истории семейных реликвий.
Актуальность проекта: Отсутствие тесного контакта детей со страшим поколением семьи приводит к утрате семейных традиций, разрываются представления о преемственности поколений. Поэтому сегодня актуальным становится поиск путей и средств ценностного отношения к представителям старшего поколения, повышения их активности в вопросах воспитания.
Аннотация.1 октября отмечается Международный день пожилых людей. Решение об этом было принято Генеральной Ассамблеей ООН в 1990 году, в Российской Федерации этот день начали отмечать с 1992 году.
СРОКИ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОЕКТА:
Краткосрочный
ИТОГОВОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПРОЕКТА:
Выставка рисунков, фотографий, поделок, поздравительных открыток.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:
1.- организационно-подготовительный
2.- основной (практическая реализация проекта)
3.- заключительный
1. Организационно-подготовительный этап
· постановка цели, определение актуальности и значимости проекта;
· подбор методической литературы для реализации проекта;
· подбор наглядно-дидактического материала, художественной литературы, репродукций картин; презентации.
· оформление выставки творческих работ пожилых людей (вязание, вышивки, резьба по дереву и пр.) на тему «Бабушкин сундучок»
· подбор наглядно-дидактического материала, художественной литературы, репродукции картин, организация развивающей среды в группе.
2. Основной этап (практическая реализация проекта)
Введение в проект:
Проведение в группе обсуждения идеи проекта (обсуждение темы, определение мотивов участия детей в предстоящей деятельности)
- составление тематического плана совместных действий с детьми;
- поиск и сбор информации по данной теме.
Календарное планирование мероприятий проекта:
Непосредственно образовательная деятельность |
Совместная деятельность педагога с детьми |
Самостоятельная деятельность |
ПОЗНАНИЕ «Бабушка рядышком с дедушкой»- презентация. Беседа по презентации. Дать представление о международном празднике«День пожилого человека» Способствовать освоению детьми первоначальных представлений социального характера на основе формирования семейной принадлежности. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА «Игры, в которые играли наши прадедушки» Познакомить детей с «дворовыми» подвижными играми«Горелки» и др. |
Рассматривание репродукций картин на тему: «Пожилой человек». Беседа по ситуации «Мы помогаем». Познакомить детей с различными ситуациями, происходящими в ходе повседневного общения взрослых и детей, обогащать опыт проявления любви и заботы о пожилых людях. Стимулировать желание делать что-то хорошее, полезное, доброе для близких людей. |
Сюжетно-ролевая игра «Семья» Подвижная игра «Жмурки» Малоподвижная игра «Глухой телефон» |
РАЗВИТИЕ РЕЧИ Кукольный театр по русским народным сказкам. Артикуляционная гимнастика- сказка «У бабушки с дедушкой»с использованием телевизора для презентации. Творческая мастерская: - лепка с использованием нетрадиционных техник – пластилинография«Мои бабушка и дедушка» (портрет). - раскрашивание праздничной открытки «подарки пожилым людям» (цветочек). Воспитывать бережное и чуткое отношение к близким, потребность радовать их добрыми делами и подарками. Подвести детей к пониманию, что подарок, изготовленный своими руками дорог и важен для близких. |
Чтение художественного произведения Ю. Коваль «Дед, баба и Алеша Беседа с рассматриванием фотографий «Мои любимые» (в виде презентации). (рассказы детей как зовут их бабушку и дедушку) Чтение книги Н. Носова "Шурик в гостях у дедушки" Чтение стихотворения«Моя бабушка». Учить детей слышать и понимать стихотворения, выразительно декламировать его, передавать свои чувства к бабушке. |
Знакомство с подвижной игрой «Горелки» Игра со строительным материалом «Дача для дедушки и бабушки» Настольная игра лото «Что было раньше, что сейчас» |
СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ Проблемная ситуация «Бабушка заболела…». Воспитывать бережное и чуткое отношение к близким людям. МУЗЫКАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ Слушание «Расскажи мне сказку» сл. Я. Гальперина, муз. Ю.Моисеева. Знакомство с мультфильмами: «Жили-были дед и баба», «Ошибка дедушки АУ», «Дедушка Мазай и зайцы» и др. |
Совместная игра в уголке ряжения. Сюжет: «Жили – были старик со старухой…» «Жили у бабуси два веселых гуся» - инсценировка настольного деревянного театра. Чтение книги Ирины Зартайской «Все бабушки умеют летать» |
Игры наших дедушек и бабушек: Подвижная игра: Жмурки Игра-эстафета: «Мы помогаем» Сюжетно-ролевая игра «Семья» Творческая мастерская: «Подарки для любимых…» |
ПОЗНАНИЕ Посещение мини-музея ДОУ старинных вещей «Секреты бабушкиного сундучка». |
Рассказ о вещах наших бабушек и дедушек в сравнении с современными вещами. Объяснение назначения их |
Рассмотреть, потрогать старинные вещи. |
Взаимодействие с родителями
1.Сбор семейных фотографий с родными пожилыми людьми;
2.Привлечение родителей к участию в акции «Подарки пожилым людям», «бабушкин сундучок».
3.Консультация для родителей «Как организовать и провести праздничное мероприятие в кругу семьи, посвященное Дню пожилого человека» Обсудить, как можно организовать подобное мероприятие, какое воспитательное значение оно может иметь.
3.Заключительный этап:
· Подведение итогов реализации проекта
· Обсуждение итогов с родителями
Вывод (ожидаемые результаты):
Во все времена пожилые люди ассоциировались с мудростью, большим профессиональным и жизненным опытом. К ним шли за советом, с них брали пример. И именно День пожилого человека – это прекрасная возможность еще раз сказать теплые слова благодарности и признательности нашему старшему поколению.
Отмечать День пожилого человека в детском саду очень важно, ведь это праздник – дополнительная возможность воспитать у детей любовь и уважение к старшему поколению. Поскольку в детском саду закладывается начало всему прекрасному, и в том числе, любовь и уважение к старшему поколению. С детства человек впитывает от старшего поколения народные традиции и мудрость, основы культуры и родной речи. Мы никогда не забудем того, что сделано руками старшего поколения.
Проведя указанные мероприятия, мы сможем реализовать поставленные выше задачи, и главное: привить нашим воспитанникам такие важные личностные качества как вежливость, уважение к старшему поколению, любовь к своей семье, своей стране, и, конечно же, поддерживаем творческую активность детей.
Приложения:
Приложение 1. Беседа «мои бабушка и дедушка»
Приложение 2. Досуг к проекту «Мои бабушка и дедушка»
Приложение 3. Конспект занятия «Открытка к празднику своими руками»
Приложение 4. Свободное раскрашивание «Мои бабушка и дедушка»
Приложение 1
Беседа «мои бабушка и дедушка»
Цель беседы: воспитание уважительного отношения, внимания к пожилым людям.
Ход беседы:
1 октября отмечается Международный День пожилых людей. Второе название этого дня – день добра и уважения.
Продолжить я хочу басней Л. Толстого «Старый дед и внучек».
Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было. И, когда он ел, у него текло назад изо рта. Сын и невестка перестали его за стол сажать, а давали ему обедать за печкой.
Снесли ему раз обедать в чашке. Он хотел ее подвинуть, да уронил и разбил. Невестка стала бранить старика за то, что он им все в доме портит и чашки бьет, и сказала, что теперь она ему будет давать обедать в лоханке. Старик только вздохнул и ничего не сказал. Сидят, раз муж с женой дома и смотрят – сынишка их на полу с дощечками играет – что-то слаживает. Отец и спросил: «Что ты это делаешь, Миша?» А Миша и говорит: «Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой стары будете, чтобы вас из этой лоханки кормить».
Муж с женой поглядели друг на друга и заплакали. Им стало стыдно за то, что они так обижали старика; и стали с тех пор сажать его за стол и ухаживать за ним.
Вопросы к детям:
- Как обидели деда в семье?
- Как ответил на жестокость родителей сын?
- Почему заплакали отец с матерью?
- Как надо относиться к старым и слабым?
- В чем особенно нуждаются пожилые люди?
- Что можем сделать мы с вами, чтобы пожилые люди не чувствовали себя одинокими?
Беседа по презентации по фотографиям про бабушек и дедушек:
- Ребята у кого есть бабушка? Как ее зовут?
- У кого есть дедушка? Как его зовут?
Закончить беседу я хочу стихотворением:
Летят года, за ними не угнаться —
Спешат часы, сменяя день за днём.
Но знаю, не устану удивляться
Тем временем, что осенью зовём.
Всё в нём высоко, мудро и прекрасно:
И золото листвы, и снега чистота.
В нём мудрость зрелых лет
Окликнет вдруг внезапно,
В лукавых зеркалах светлеет седина.
Октябрь — дождливый месяц в ожиданье снега
Итог труда, любви, веселых летних дней
В знак преклоненья перед жизнью человека
Нам дарит праздник пожилых людей.
Приложение 2
Досуг к проекту «Мои бабушка и дедушка»
Цели: создать радостное настроение у детей, желание активно участвовать в совместной деятельности; воспитывать любовь и уважение к пожилым людям, к их труду и ремеслу; способствовать укреплению авторитета бабушки и дедушки в семье; желание заботиться о близких.
Ход досуга.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы посетим с вами мини-музей «Секреты бабушкина сундучка», посвященный нашим бабушкам и дедушкам; как они жили в старину и какими вещами они пользовались в сравнении с современными вещами.
Воспитатель: Красна птица опереньем, а человек рукодельем. Издавна прабабушки и прадедушки занимались кто вышивкой, кто вязанием, кто плетением, кто из дерева посуду да игрушки вырезал, а кто из глины лепил. Да и у ваших дедушек и бабушек руки золотые!
В окна стучится холодная вьюга,
Бабушка варежки вяжет для внука.
Теплые, добрые руки у бабушки.
Добрые, теплые выйдут и варежки.
Выбежит утром на улицу внук
И ощутит теплоту ее рук.
(рассматриваем старинный сундук, вязаные кружки, вышитые полотенца, резные деревянные блюдца, кружки и т.д.)
Воспитатель: Вечерами ваши дедушки не только рукоделием занимались, но и песни пели, и хороводы водили.
(Дети исполняют хоровод)
Воспитатель: Для внуков бабушки очень важны!
Внукам бабушки очень нужны!
Про бабушек мы много говорили
И дедушек мы тоже не забыли.
(мужские ремесла), жилье и быт русских людей.
Возвращаемся в группу и продолжаем занятие.
Воспитатель: Я раскрываю почки
В зеленые листочки.
Деревья одеваю,
Посевы поливаю.
Движения полна,
Зовут меня весна!
Воспитатель: Молодцы! Хорошо отправиться в гости к бабушке и дедушке, когда уже тепло греет солнышко, начинает зеленеть трава, появляются первые цветы- подснежники. Хочется, чтобы погода не подвела.
Давайте с вами отправимся к бабушке и дедушке с артикуляционной гимнастикой – сказкой «К бабушке и дедушке».
Смотрим презентацию с картинками по телевизору, воспитатель показывает гимнастику для язычка, побуждая детей за ним повторять.
Воспитатель: Перед сном во многих семьях есть традиция-чтение литературных произведений. Ребята, читают вам бабушки и дедушки сказки? Сейчас мы с вами прослушаем и посмотрим сказку «Два веселых гуся»
Сказка- импровизация (театрализация) с помощью
настольного деревянного театра.
Воспитатель: спасибо за внимание!
Воспитатель: Мы поняли, что бабушки очень любит своих внучат, рассказывает им сказки, поют песни, часто навещают, стараются любую свободную минуту посвятить своим внукам. Недаром говорят, что внуков любят больше, чем детей. Но и вы, как внуки тоже очень любите своих бабушек и дедушек, должны уважать их, почитать, помогать.
Приложение 3
Конспект занятия «Открытка к празднику своими руками»
Во 2 младшей группе
К празднику «День пожилого человека»
Тема: Открытка для бабушки и дедушки.
Цель: развитие художественного творчества у детей.
Задачи:
формирование умения следовать устным инструкциям,
- формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков,
- воспитывать уважительное отношение и любовь к старшему поколению,
- развитие художественного вкуса и творческих способностей.
Оборудование: открытка-раскраска «цветок», цветные карандаши, клей – карандаш.
Ход занятия:
Ребята, кого вы слушаетесь дома? Вы слушаетесь папу и маму? А кем приходятся вашим родителям дедушка и бабушка? Если бабушку и дедушку уважают и слушаются ваши родители, значит, они являются главными людьми в доме.
Я знаю, что каждый из вас очень любит своих бабушек и дедушек. Если у вас радость, они радуются вместе с вами, если вам грустно, они успокоят и утешат, вместе с ними вы переживаете, свои неудачи… Ребята, скоро наступит День Пожилого человека, и сейчас я предлагаю вам сделать открытку для своих бабушек и дедушек.
1 этап:
Для начала распечатали раскраски- открытки с разными цветами. Перед началом работы необходимо настроить детей на то, что они будут своими руками делать открытку для бабушки к празднику «День пожилого человека» и бабушке будет очень приятно получить открытку, сделанную своими руками.
2 этап:
Дети самостоятельно их раскрасили цветными карандашами. Старались раскрашивать по контуру цветка. Приходилось направлять детей в нужное русло. Показывать детям как правильно держать карандаш и с каким нажимом водить по бумаге, с какой силой давить на карандаш. Объяснять детям, что лепестки можно раскрасить желтым, красным, синим, оранжевым цветами, а стебель с листьями нужно раскрасить зеленым цветом. Частично помогать детям раскрашивать.
3 этап:
Раскрашенные цветы воспитатель вырезает по контуру; сгибаем пополам и получается открытка-цветок.
Затем распечатать разноцветных бабочек, вырезать и наклеить на цветочки. Внутрь открытки вклеить стих- поздравление. Открытка готова! Можно дарить бабушкам.
Какие чудесные у нас получились открытки, думаю, они очень понравятся вашим бабушкам и дедушкам. Ребята вы все молодцы.
Приложение 4
Конспект ОД по ИЗО (рисование) во 2-ой младшей группе на тему:
«Букет для бабушки и дедушки».
Цель:
Знакомство с нетрадиционной техникой рисования мятой бумагой
Задачи:
1. Научить новой нетрадиционной техникой рисования мятой бумагой.
2. Развивать самостоятельность, фантазию. Развивать творческие способности детей.
3. Воспитывать любовь к пожилым людям, желание порадовать их. Воспитывать аккуратность при работе с красками, терпение, желание довести дело до конца.
Методы и приемы: наглядный (рассматривание картин с цветами), словесный (беседа), практический (рисование цветов).
Материалы: листы бумаги с эскизом вазы, гуашь, салфетки, бумага, тарелочки.
Предварительная работа: рассматривание иллюстрации, оформление стенгазеты ко дню пожилого человека.
Ход занятия.
1.Вводная часть
Воспитатель: Ребята, подойдите ко мне. Я хочу видеть ваши глаза. Какое у вас сегодня настроение?
Дети: Хорошее.
Воспитатель: Это замечательно. Ребята, посмотрите к нам пришёл в гости Колобок. Давайте поздороваемся с ним. Он хочет с вами поиграть, но сначала отгадайте загадку
1. Ароматное варенье,
Пироги на угощенье,
Вкусные оладушки
У любимой… (бабушки)
2. Он трудился не от скуки,
У него в мозолях руки,
А теперь он стар и сед
Мой родной, любимый (дед). Молодцы.
Воспитатель: Как вы уже догадались, сегодня мы поговорим о ваших бабушках и дедушках. Бабушки и дедушки – это наши добрые друзья, члены нашей семья. Они в семье старше вас, старше мам и пап, и мы должны заботиться о них. Праздник бабушек и дедушек и называется День пожилого человека. Отмечаем мы его 1 октября.
Воспитатель предлагает детям поиграть в игру с колобом «Похвали бабушку, дедушку». Дети встают в круг, воспитатель катит колобка, проговаривает колобок катиться к Алисы.
Воспитатель: Моя бабушка самая…
Дети: Красивая, добрая, заботливая хозяйственная.
Воспитатель: Мой дедушка самый…
Дети: Умный, смелый, трудолюбивый, веселый, трудолюбивый
Воспитатель: Ух ты какие замечательные ваши бабушки и дедушки.
Колобок сказал что ему пора отправляться дальше в путь. Скажем ему до свидания.
Дети прощаются
Воспитатель: Ребята, а давайте приготовим подарок для бабушек и дедушек. Что же можно придумать?
Дети: (ответы детей)
Может нарисуем красивые цветочки для них, я думаю, им очень понравится.
Дети: Да
2. Основная часть.
Воспитатель: Для начала я вас приглашаю посетить выставку рисунков! (предлагаю пройтись по галерее и рассмотреть иллюстрации цветов) Посмотрите, какие разные бывают цветы. А чем можно рисовать?
Дети: (ответы детей)
Воспитатель: И мы с вами будем рисовать необычным способом. Вы хотите узнать каким?
Дети: Да
Воспитатель: Изображать мы с вами будем красивый букет с помощью нетрадиционной техники рисования, который называется «отпечаток». Для рисования кисточки использовать мы не будем, мы будем рисовать с вами мятой бумагой. Если вы очень постараетесь, то у вас получатся очень красивые букеты, я в этом уверена.
Ну что попробуем?
Тогда присаживайтесь за столы, ребята.
(Дети садятся за столы).
Воспитатель: напоминаю, что работать нужно аккуратно, последовательно, не забываем закатать рукава. На столе перед вами лежат в тарелочке листочки бумаги, гуашь в тарелочках на двоих, большая корзинка под использованную бумагу.
Воспитатель: Сейчас я вас научу новой нетрадиционной технике рисования с помощью мятой бумаги. Я вам показываю, а вы смотрите. (показываю)
А сейчас вместе со мной берем небольшой кусочек бумаги и сминаем его в комочек.
Лист бумаги мы сжимаем,
И ладошки разминаем.
Мы стараемся, катаем –
Дружно в шарик превращаем.
Не дадим ему скучать –
Мы им будем рисовать.
(Воспитатель оказывает индивидуальную помощь)
Воспитатель: Затем мы будем макать в краску наш бумажный комочек. Я вам показываю, а вы смотрите.
(делаем отпечатки на заранее приготовленном листе бумаги, формируя задуманный рисунок.)
Показ образца рисования.(Нарисовав рисунок)
Воспитатель: А сейчас давайте немного поиграем, пока наши рисунки сохнут, выходим из-за стола и встаем в кружок.
Физкультминутка:
«Наши цветки»
Разноцветные цветочки раскрывают лепесточки.
(Пальцы сложены в кулак, медленно распрямляются.)
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.
(Пальцы плавно наклоняются, влево – вправо.)
Разноцветные цветочки закрывают лепесточки.
(Пальцы медленно складываются в кулачек.)
Головками качают, тихо засыпают.
(Кулачки медленно и плавно покачиваются из стороны в сторону.)
Присаживайтесь за столы. Посмотрите на ваши рисунки, какие они получились у вас красивые и яркие. Я, думаю, бабушкам и дедушкам понравятся ваши рисунки, вы сегодня просто молодцы.
Рефлексия
Воспитатель:
Ребята, а вам понравилось рисовать цветочки необычным способом?
Какой технике рисования вы научились?
Дети: «отпечаток».
![]() |
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.