Муниципальное автономное дошкольное учреждение «Детский сад №96» г.Перми
Воспитатель: Гарипова М.С.
Проект по исследовательской-экспериментальной деятельности
для второй младшей группы
«Маленькие волшебники»
Тип проекта : познавательно-исследовательский, игровой
Участники проекта : дети второй младшей группы, воспитатель.
Сроки реализации проекта (краткосрочный)
Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое, социально-коммуникативное, познавательное, речевое, физическое.
Вид проекта : фронтальный.
Проблема: Доказано, что лучше всех усваиваются ребенком те знания, которые ребенок приобрёл в практической деятельности. К сожалению, в дошкольных образовательных учреждениях экспериментирование применяется неоправданно редко, особенно в младшем дошкольном возрасте. Недооценивается значение самостоятельной исследовательской деятельности ребенка, несмотря на его положительные стороны, несмотря на активное развитие данного направления в дошкольном образовании.
Актуальность проекта : Мир детей – это удивительный мир, дети самые активные, самые любознательные. У них много вопросов, на которые они тут же хотят услышать ответ. Им интересно абсолютно все: почему идет дождик, почему дует ветер, почему светит солнце. В доступной форме объяснить маленькому ребенку суть природных явлений и закономерностей, рассказать о причинах и следствиях происходящего - задача не из простых. Конечно, можно постараться рассказать или показать, а можно провести эксперимент. Огромную роль в этом направлении играет познавательно - исследовательская деятельность дошкольников.
Дети очень любят экспериментировать. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская активность - естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет все знать. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться. Опыты чем-то напоминают детям фокусы, они необычны, они удивляют
Цель проекта : развивать культурные практики проявления интереса детей младшего дошкольного возраста к познанию и исследованию, поддерживать стремление к проявлению самостоятельности и инициативы, любознательности.
Задачи проекта :.
• Познакомить детей с некоторыми свойствами воды, воздуха, света, бумаги.
• Развивать собственный познавательный опыт.
• Поддерживать у детей инициативу, самостоятельность, сообразительность.
• Поощрять дружественные отношения во время исследовательской деятельности.
• Формировать культурную практику проявления интереса и желания расширять свой кругозор
Ожидаемый результат:
• формирование представлений детей о объектах неживой природы: солнце, вода, песок и воздух.
• формирование познавательного интереса к играм, опытам, наблюдениям, экспериментам
• обогащение словарного запаса.
• воспитание бережного отношения к окружающему миру
План реализации проекта:
Реализация проекта осуществляется в 4 этапа:
I- этап – подготовительный, включает в себя: (01.02- 03.02.2021)
Цель: сбор и анализ информации по теме:
В ходе данного этапа проводится предварительная работа
Разработка проекта
- довести до участников проекта важность данной темы;
- составить перспективный план;
- определение целей и задач проекта;
- подбор дидактического материала;
- подбор художественной литературы по теме (стихи о воде, потешки).
II- этап- Организационный, включает в себя:
Цель: повышение профессионального мастерства и создание развивающей среды
- оформление информационного стенда для родителей;
-консультации для педагогов и родителей;
- составление календарно-тематического плана, включающий в себя различные виды детской деятельности, с учетом интеграции образовательных областей;
- составление картотеки опытов с водой;
- создание условий для детского экспериментирования: место для проведения экспериментов, место для хранения материалов.
- изготовление буклета «Интересные игры с водой»;
- Консультации для родителей: «Организация детского экспериментирования домашних условиях»; «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию». «Как организовать в домашних условиях мини-лабораторию?
III- этап – Практический
Цель- определение основных направлений проектной деятельности.
- непосредственная образовательная деятельность;
- совместная деятельность с детьми в режимных моментах;
- самостоятельная деятельность детей;
- взаимодействие с семьями воспитанников
Стратегия достижения поставленных целей и задач
4 – этап- Заключительный:
подведение итогов.
- оформление фотовыставки;
- презентация «Мир природы» для детей второй младшей группы.
- развлечение «Что за чудесница – водица – волшебница» для детей второй младшей группы.
Результаты проекта:
Дети приобрели необходимые знания о свойствах воды (льется, переливается, нагревается, охлаждается, замораживается, размораживается, превращается в пар); сформировалось бережное отношение к природе, желание в дальнейшем производить опыты и исследования с различными предметами природы. Изучили свойства воды и значение её в жизни людей, животных и растений.
Создана соответствующая развивающая среда в группе для осуществления экспериментальной деятельности; повысили профессиональную компетентности в вопросах экологического воспитания.
Родители оказали помощь в создании центра «Воды»; повысилась компетентность родителей в вопросах по использованию водных ресурсов и знание об опытно - экспериментальной деятельности детей.
Мы пришли к выводу, что детское экспериментирование является хорошим средством познавательного развития дошкольников.
Использование метода - детское экспериментирование в педагогической практике является эффективным и необходимым для развития у дошкольников исследовательской деятельности, познавательной активности, увеличения объема знаний, умений и навыков.
В результате исследования пришли к выводу, что вода необходима всем, что без воды не может работать детский сад. Что вода обладает разными свойствами: она без запаха, без вкуса, она является растворителем и что чистая вода прозрачна.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.