Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1»
Проект воспитания и социализации учащихся
август 2019 г. – август 2020 г.
Формирование у подростков представлений о правовых нормах
Шубина Е.А.
учитель информатики и ИКТ
Березовский
2019г
Содержание
Паспорт проекта…………………………………………………………….3
Актуальность проекта………………………………………………………5
Анализ исходной ситуации…………………………………………………7
Декомпозиция проблем, решаемых проектом…………………………….8
Постановка целей проекта…………………………………………………..9
Участники проекта………………………………………………………….10
Гипотеза проекта…………………………………………………………….11
Структура преподавания, ориентированная
на усиление социализирующего эффекта………………………………….12
План реализации проекта……………………………………………………13
Календарный график работ по реализации проекта……………………….18
Список литературы…………………………………………………………...20
Паспорт проекта
Наименование проекта |
Формирование у подростков представлений о правовых нормах |
Основные разработчики проекта |
Команда проекта, включающая учителя обществознания, классных руководителей 6-9 классов, председателя Управляющего совета, участников исследовательских групп |
Цель проекта |
Формирование правового сознания и представлений о правовых нормах у учащихся подросткового возраста |
Задачи проекта |
1. Использовать перспективные технологии воспитательной работы на уроках и в системе внеклассной работы |
2. Целенаправленно и систематически развивать мотивацию на уроках и в системе внеклассной работы |
|
3. Развивать ключевые компетенции (учебно-познавательные, информационные, коммуникативные) на уроках и в системе внеклассной работы |
|
4. Корректировать эмоциональное неблагополучие на уроках и в системе внеклассной работы |
|
5. Влиять на ближайшее окружение подростков |
|
Сроки и этапы реализации проекта Перечень основных мероприятий |
Август 2019 – август 2020 гг. |
Диагностический этап |
|
1. Изучение состояния проблемы. |
|
2. Сбор информации, диагностическое обследование особенностей целевых групп проекта. |
|
Прогностический этап |
|
3. Формирование команды проекта. |
|
4. Постановка целей проекта, разработка проектной документации. |
|
Организационно-подготовительный этап |
|
5. Организация мониторинга качества знаний |
|
6. Организация индивидуальной и групповой работы с выгодополучателями |
|
7. Методическое обеспечение внедрения перспективных технологий в воспитательно-образовательный процесс |
|
8. Разработка инструментария для диагностики проектных параметров |
|
Практический этап |
|
9. Входная диагностика параметров проекта |
|
10. Использование способов активизации обучения на уроках и во внеурочной работе. |
|
11. Проведение индивидуальной и групповой исследовательской работы. |
|
12. Формирование ключевых компетенций на уроках и во внеурочной деятельности. |
|
13. Участие в работе научно-практических конференций. |
|
14. Экскурсии в учреждения НПО, УДО. |
|
15. Встречи с родителями обучающихся-выгодополучателей. |
|
16. Участие в работе Родительского патруля. |
|
17. Взаимодействие с органами социальной защиты и охраны правопорядка. |
|
18. Измерение и фиксация промежуточных и конечных результатов реализации проекта. |
|
Обобщающий этап |
|
19. Обработка данных диагностики проектных параметров |
|
20. Оформление результатов реализации проекта |
|
21. Подготовка методических материалов |
|
Методические продукты |
|
1. Методическое пособие «Исследовательская работа как средство социализации подростков» |
|
2. Программа спецкурса «Учись учиться» |
|
3. Программа спецкурса «Основы исследовательской культуры» |
|
4. Программа социального тренинга «Стратегии жизненного успеха» |
|
5. Сборник диагностических материалов для выявления уровня сформированности правового сознания подростков |
|
Исполнители проекта и основных мероприятий |
Исполнители |
1. Учитель обществознания |
|
2. Классные руководители |
|
3. Учителя-предметники |
|
4. Участники исследовательских групп |
|
Партнеры |
|
5. Администрация |
|
6. Служба психолого-педагогического сопровождения |
|
7. Руководитель НОУ «Луч» |
|
8. Председатель Управляющего совета |
|
Ожидаемые конечные результаты реализации проекта |
1. Сформировано понимание материала, что повышает качественные показатели воспитательно-образовательного процесса |
2. Сформирована внутренняя мотивация, что повышает активность в исследовательской и проектной деятельности |
|
3. Формируются ключевые компетенции, что обеспечивает активное участие в уроке. |
|
4. Выравнивается эмоциональный фон, что выражается в снижении количества конфликтов во взаимодействии с учителями и одноклассниками |
|
5. Установлено постоянное взаимодействие с учреждениями и организациями города |
|
6. Организован психолого-педагогический лекторий для родителей |
|
7. Налажен оперативный контроль за характером ближайшего окружения подростков |
|
Целевые группы проекта |
|
1. Подростки из неблагополучных семей |
|
2. Подростки, состоящие на учете в ОПДН |
|
3. Подростки, состоящие на учете в КДН |
|
4. Подростки, состоящие на внутришкольном учете |
Актуальность проекта
Подростковый возраст является периодом познания внутреннего мира человека, мотивов людских поступков, поиска смысла жизни. Обостряется стремление разобраться в социальных связях. Происходит активное формирование самосознания, отражающего картину реальности и место человека в ней. В этом возрасте личность активно социализируется, усваивая образцы поведения, социальные нормы и ценности, знания, навыки, позволяющие успешно функционировать в обществе. Ключевым компонентом социализации является формирование системы ценностных ориентиров личности.
Возможности курса обществознания в этом направлении весьма значительны. Курс является ключевым в процессе осмысления социальной реальности, в нем «заложен высокий межпредметный и воспитательный потенциал, в наибольшей степени акцентируется внимание на взаимодействии гражданина, государства и общества».
Но мы вынуждены свидетельствовать, что социализирующий эффект обществознания часто не достигается в силу разных причин. Это особенно актуально в отношении обучающихся, испытывающих стойкие затруднения в освоении учебного материала, имеющих нарушения поведения. Подростки, наиболее нуждающиеся в педагогической поддержке, часто «выпадают» из учебного процесса, формально и поверхностно усваивая предмет на стандартную оценку «удовлетворительно».
Сделать обществоведческое образование школьников не дополнительной нагрузкой, а «моментом истины», событием, порождающим духовный поиск, сопровождающимся пониманием и озарением – достаточно трудная задача, стоящая перед учителем. Без комплексного использования потенциала социального знания и опыта справиться с этой задачей вряд ли возможно и само обществоведческое образование становится лишь дополнительной нагрузкой для подростков. Для того чтобы этого не произошло, необходимо специально создавать в воспитательно-образовательном процессе условия, способствующие их социализации.
Задачей данного проекта является разработка и экспериментальная проверка условий, способствующих социализации подростков группы риска, в их обучении обществознанию.
Новизна проекта – в попытке комплексного решения задач интеллектуального и личностного развития наиболее незащищенной группы обучающихся среднего звена в процессе обществоведческого образования.
о Формирование правового сознания и представлений о правовых нормах у учащихся подросткового возраста
SWOT-анализ исходной ситуации
Таблица 1
|
Возможности 1. Ориентация на развитие образования. 2. Наличие возможностей для широкого включения обучающихся в социальные контакты. 3. Наличие в городе сети учреждений, работающих с подростками. 4. Развитая практика социальной коррекции. |
Угрозы 1. Сужение образовательных перспектив для подростков группы социального риска. 2. Ограниченность финансовых ресурсов. 3. Возможности социальных служб слабо используются в целях образования. 4. Крайне негативное воздействие среды. |
Сильные стороны 1. Хорошо отлаженная система контроля на уровне школы. 2. Наличие структуры психолого-педагогической поддержки. 3. Потребность подростков в личностном саморазвитии.
|
Как воспользоваться возможностями? 1. Широкое использование перспективных образовательных технологий. 2. Систематическая диагностика на всех этапах обучения. 3. Развитие социального партнерства, использование ресурсов социума в обучении. |
За счет чего снизить угрозы? 1. Целенаправленная и систематическая работа с педагогами и родителями учащихся. 2. Постоянное отслеживание результатов обучения, своевременная коррекция неблагоприятных проявлений. |
Слабые стороны 1. Конфликтогенность возраста. 2. Отсутствие механизмов использования данных психологической диагностики в образовательном процессе. 3. Наличие выраженной дезадаптации у группы подростков. 4. Высокий уровень сложности предметов, развитое мышление как условие успешности в обучении. 5. Малый объем учебного времени. 6. Недостаток адекватных, объективных технологий воспитательной работы. |
Что может помешать воспользоваться возможностями? 1. Отсутствие единой стратегии в педагогическом коллективе. 2. Недостаток временных ресурсов. |
В чем заключаются самые большие опасности? 1. Угрозы со стороны социального окружения. 2. Непосильная сложность предмета, препятствующая пониманию и успешности в обучении. |
Постановка целей проекта
Рис. 2. «Дерево целей»
Рис. 1. «Дерево целей»
Участники проекта
Гипотеза проекта
Данный проект направлен на создание условий, способствующих формированию у подростков представлений о правовых нормах.
Гипотеза содержит следующие положения:
Воспитательная работа достигнет поставленных целей, если в процессе воспитательной работы будут соблюдены следующие условия:
1. будет сформирована система преподавания, сочетающая уроки и внеурочную деятельность;
2. будет достигнуто глубокое понимание учебного содержания всеми обучающимися;
3. будет сформирована внутренняя мотивация к изучению предмета, базирующаяся на познавательном интересе;
4. будет обеспечено эмоциональное благополучие обучающихся;
5. будет достигнуто взаимопонимание между учителями-предметниками, работающими в 6-9 классах.
Для обеспечения данных условий необходимо выстроить педагогическую систему, включающую:
1. использование перспективных образовательных технологий, к числу которых мы, в частности, относим интерактивные, информационные, воспитывающие технологии;
2. развитие ключевых компетенций (учебно-познавательных, информационных, коммуникативных), позволяющих обучающимся ликвидировать имеющиеся пробелы в системе знаний и построить стратегию личностной успешности;
3. обучение на основе компетентностного подхода, предполагающего включение подростка в социально значимую практическую деятельность;
4. обеспечение психологической безопасности подростков во взаимодействии с ближайшим окружением – семьей и неформальной группой.
Структура преподавания, ориентированная на усиление социализирующего эффекта
Рис. 4. Компоненты педагогической деятельности
по реализации проекта
План реализации проекта
Таблица 2
Логико-структурная матрица
|
Логика проекта |
Объективно проверяемые индикаторы |
Источники и средства проверки |
Допущения и риски |
Общая цель |
Обеспечение условий для социализации подростков 6-9 классов в обучении обществознанию |
Рост качества знаний в выборке |
Мониторинг качества знаний. Положительная динамика |
|
Развитие внутренней мотивации |
Протокол диагностического обследования. Положительная динамика |
|||
Снижение дезадаптирующих проявлений |
Карта педагогического наблюдения |
|||
Задачи (конкретные цели) |
1. Использование перспективных образовательных технологий в обучении обществознанию на уроке и в системе внеклассной работы |
Рост качества знаний, ликвидация имеющихся пробелов в системе знаний |
Мониторинг качества знаний |
+Взаимопонимание в педагогическом коллективе -Серьезные интеллектуальные проблемы у ряда обучающихся |
Диагностическая карта обученности |
||||
База данных «Способы активизации обучения обществознанию» |
Технологическая карта урока |
|||
База данных «Технология воспитывающего обучения обществознанию» |
||||
Программное обеспечение уроков обществознания |
Бланки использования IT-средств на уроках обществознания |
|||
2. Целенаправленное и систематическое развитие мотивации на уроках и в системе внеклассной работы |
Рост внутренней мотивации к изучению обществознания |
Протокол диагностического обследования |
|
|
3. Развитие ключевых компетенций (учебно-познавательных, информационных, коммуникативных) на уроке и в системе внеклассной работы |
Снижение числа затруднений в обучении, рост работоспособности на уроке, развитие учебной дисциплины |
Диагностическая карта обученности |
+Компетентностный подход как теоретический фундамент |
|
Карта педагогического наблюдения |
||||
4. Коррекция эмоционального неблагополучия на уроках и в системе внеклассной работы |
Снижение конфликтности, тревожности. Агрессивности |
Протокол диагностического обследования |
+Наличие психологических служб в лицее и городе |
|
Карта педагогического наблюдения |
||||
5. Социальное партнерство с учреждениями и организациями города |
Постоянное взаимодействие |
Совместные планы работы, аналитические справки |
+Сформированная традиция взаимодействия -Недостаточно эффективное взаимодействие |
|
6. Воздействие на ближайшее окружение подростков |
Психолого-педагогический лекторий для родителей |
Аналитические справки |
-Глубокие нарушения взаимодействия с родителями, негативное воздействие среды |
|
Постоянное взаимодействие с педагогами детского дома |
||||
Результаты |
1. Сформировано понимание материала, что повышает качественные показатели воспитательно-образовательного процесса |
Рост качества знаний у всех выгодополучателей проекта |
Результаты проверочных работ |
При наличии сохранного интеллекта |
2. Сформирована внутренняя мотивация, что повышает активность в исследовательской и проектной деятельности |
Рост числа подростков, включенных в исследовательскую работу и социальное проектирование |
Наличие исследовательских работ и социально значимых проектов, участие в конференциях и конкурсах |
При отсутствии серьезных нарушений эмоциональной сферы |
|
3. Формируются ключевые компетенции, что обеспечивает активное участие в уроке, в том числе не только обществознания |
Рост работоспособности, самостоятельности на уроке, снижение числа случаев невыполнения учебных задач |
Данные наблюдения и анкетного опроса, результаты проверочных работ |
При наличии сохранного интеллекта |
|
4. Выравнивается эмоциональный фон, что выражается в снижении количества конфликтов во взаимодействии с учителями и одноклассниками |
Снижение проявлений дезадаптации (агрессия, непосещение уроков, конфликты с учителями и одноклассниками) |
Данные психологического обследования, данные педагогического наблюдения |
При отсутствии серьезных нарушений эмоциональной сферы |
|
5. Установлено постоянное взаимодействие с учреждениями и организациями города |
Устойчивые партнерские связи, взаимодействие не реже 1 раза в четверть) |
Данные анализа, наличие совместных планов |
При условии достижения взаимопонимания |
|
6. Организован психолого-педагогический лекторий для родителей |
Программа и методическое обеспечение лектория, встречи не реже 1 раза в месяц |
Данные анализа |
При условии возможности коррекции взаимоотношений |
|
7. Налажен оперативный контроль за характером ближайшего окружения подростков |
Своевременное пресечение случаев жестокого обращения с подростками. |
Данные анализа. |
|
|
|
Действия |
Средства |
Затраты |
Допущения и риски |
Действия |
I. Диагностический этап |
|||
8. Изучение состояния проблемы. |
|
Программа «Мой университет. Фандрайзинг». Интернет-ресурсы. |
+Взаимопонимание, достигнутое с коллегами. +Сотрудничество с педагогами детского дома. -Необходимость в объективной информации, получаемой от внешней среды |
|
9. Сбор информации, диагностическое обследование особенностей целевых групп проекта. |
Тесная взаимосвязь администрацией, с психолого-педагогической службой и классными руководителями. |
|
||
II. Прогностический этап |
||||
10. Формирование команды проекта. |
Групповая работа. |
Поиск временных ресурсов. |
+Высокий уровень мотивации педагогического коллектива. |
|
11. Постановка целей проекта, разработка проектной документации. |
|
|||
III. Организационно-подготовительный этап |
||||
12. Организация мониторинга качества знаний |
Разработка диагностических карт |
|
-Необходимость в объективной оценке знаний, в том числе коллегами. |
|
13. Организация индивидуальной и групповой работы с выгодополучателями |
Программа спецкурса «Основы исследовательской культуры» |
Поиск временных ресурсов – встраивание занятий в расписание. |
|
|
14. Методическое обеспечение внедрения перспективных образовательных технологий в воспитательно-образовательный процесс |
Формирование баз педагогической информации |
Затраты на методическую литературу Г.В. Селевко. Энциклопедия образовательных технологий. Интернет-ресурсы. Программа «Мой университет. АМО». Сертификация. |
|
|
15. Разработка инструментария для диагностики проектных параметров |
Сборник диагностических материалов для измерения параметров проекта |
Внешняя экспертиза материалов диагностики (Сайт www.PEDSOVET.org)
|
|
|
IV. Практический этап |
||||
Констатирующая часть |
||||
16. Входная диагностика параметров проекта |
Групповая и индивидуальная диагностика целевых групп проекта |
|
|
|
Формирующая часть |
||||
17. Использование способов активизации обучения на уроках и во внеурочной работе. |
Базы данных «Способы активизации обучения обществознанию»; «Технология воспитывающего обучения обществознанию». |
|
-Серьезные интеллектуальные проблемы у ряда обучающихся, трудности коррекции. |
|
18. Проведение индивидуальной и групповой исследовательской работы. |
Программа спецкурса «Основы исследовательской культуры». |
Временные затраты – 1 час в неделю |
|
|
19. Формирование ключевых компетенций на уроках и во внеурочной деятельности. |
Программа спецкурса «Учись учиться». |
Временные затраты – 1 час в неделю |
|
|
20. Участие в работе научно-практических конференций. |
|
Поиск финансовых ресурсов для организации поездок на конференцию (Новосибирск, Москва) |
+Широкие возможности социума |
|
21. Экскурсии в учреждения НПО, УДО. |
Совместный план работы. |
Не реже 1 раза в месяц |
+Широкие возможности социума |
|
22. Встречи с родителями обучающихся-выгодополучателей. |
Программа психолого-педагогического лектория |
Не реже 1 раза в месяц |
-Глубокие проблемы семейного воспитания, отсутствие взаимопонимания. |
|
23. Участие в работе Родительского патруля. |
График патрулирования |
Не реже 1 раза в месяц |
+Активная позиция членов Родительского комитета. -Малая эффективность мер воздействия на недобросовестных родителей. |
|
24. Взаимодействие с органами социальной защиты и охраны правопорядка. |
|
Не реже 1 раза в месяц |
||
25. Контролирующая часть |
||||
26. Измерение и фиксация промежуточных и конечных результатов реализации проекта. |
|
Временные ресурсы – 1 раз в месяц, в конце отчетных периодов. |
|
|
27. Обобщающий этап |
||||
28. Обработка данных диагностики проектных параметров |
|
|
|
|
29. Оформление результатов реализации проекта |
|
|
|
|
30. Подготовка методических материалов |
|
Внешняя экспертиза результатов проекта |
|
|
|
Действия |
Средства |
Затраты |
Допущения и риски |
Календарный график работ по реализации проекта
Таблица 3
График
|
2019 |
2020 |
|||||||||||
|
Август |
Сентябрь |
Октябрь |
Ноябрь |
Декабрь |
Январь |
Февраль |
Март |
Апрель |
Май |
Июнь |
Июль |
Август |
Изучение состояния проблемы. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Сбор информации, диагностическое обследование особенностей целевых групп проекта. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||
Формирование команды проекта. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Постановка целей проекта, разработка проектной документации. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||
Организация мониторинга качества знаний |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Организация индивидуальной и групповой работы с выгодополучателями |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Методическое обеспечение внедрения перспективных образовательных технологий в воспитательно-образовательный процесс |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||
Разработка инструментария для диагностики проектных параметров |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Входная диагностика параметров проекта |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Использование способов активизации обучения на уроках и во внеурочной работе. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Проведение индивидуальной и групповой исследовательской работы. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
Формирование ключевых компетенций на уроках и во внеурочной деятельности. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Участие в работе научно-практических конференций. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Экскурсии в учреждения НПО, УДО. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Встречи с родителями обучающихся-выгодополучателей. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Участие в работе Родительского патруля. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Взаимодействие с органами социальной защиты и охраны правопорядка. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Измерение и фиксация промежуточных и конечных результатов реализации проекта. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Обработка данных диагностики проектных параметров |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Оформление результатов реализации проекта |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Подготовка методических материалов |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Условные обозначения
Учитель обществознания |
|
Классные руководители |
|
Учителя-предметники |
|
Участники исследовательских групп |
|
Администрация |
|
Служба «Содействие» |
|
Руководитель НОУ «Прометей» |
|
Председатель Управляющего совета |
|
Список литературы
1. Власова, С.П. Социализация личности подростка через преподавание общественных дисциплин [Электронный ресурс] – http://www.festival.1september.ru/subjects/7/
2. Дети социального риска и их воспитание. Учебно-методическое пособие/ Под науч.ред. Л.М. Шипицыной [Текст] – СПб.: Издательство «Речь», 2003. – 144с.
3. Жданова С.Ю. Понимание как один из уровней познания индивидуальности /Молодежь России и Пермского края на рынке труда Материалы V межрегиональной научно-практической конференции, Пермь, 28 марта, 2006. Пермь, 2006. С. 69-76
4. Зимняя, И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования [Электронный ресурс] – http://aspirant.rggu.ru/print.html?id=50758
5. Карпова, О.П. Особенности психического развития подростков-воспитанников детских учреждений интернатного типа [Электронный ресурс] – http://www.psychiatry.ua/brief/paper028.htm
6. Методические рекомендации по организации повышения квалификации учителей истории и обществознания
7. Методическое письмо. О преподавании учебного предмета “Обществознание” в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования.
8. Особенности личности ребенка, воспитывающегося вне семьи [Электронный ресурс] –http://www.tspu.tula.ru/res/other/Bschool/Problems/problems2.htm
9. Рабе, Ю.А. Возможности курса обществознания в ценностном самоопределении старшеклассников как одном из факторов формирования ключевых компетенций [Электронный ресурс] – http://www.sibuch.ru/article.php?no=534
10. Рыбина, А.А. Социальное партнерство субъектов образовательного пространства с представителями различных сфер экономики и общественной жизни как важнейшее условие подготовки учащейся молодежи к социально-профессиональному самоопределению [Электронный ресурс] – http://www.labourmarket.ru/Pages/conf1/book2_html/25_rybina.htm
11. Селевко, Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2 т. Т.1. – М.: НИИ школьных технологий, 2006. – 816с.
12. Селевко, Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2 т. Т.2. – М.: НИИ школьных технологий, 2006. – 816с.
13. Современные способы активизации обучения: Учеб.пособие для студ.высш.учеб.заведений/ Т.С. Панина, Л.Н. Вавилова; Под ред. Т.С. Паниной. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 176с.
14. Хуторской, А.В. Определение общепредметного содержания и ключевых компетенций как характеристика нового подхода к конструированию образовательных стандартов [Электронный ресурс] – http://www.sibuch.ru/article.php?no=534
15. Школьная дезадаптация и школьные неврозы [Электронный ресурс] – http://www.tspu.tula.ru/res/psi/specpsy/sp3.htm
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.