Р.Р.Сафиуллин
Ведущий специалист отдела образования
администрации Асекеевского района,
учитель истории и обществознания
МБОУ «Асекеевская СОШ» «Асекеевский район»
Оренбургская область
Любить родной край - значит беречь его, как самого себя.
В ст.2 Закона РФ «Об образовании» среди приоритетов в области образования отмечается формирование человека и гражданина, интегрированного в современное общество и нацеленного на совершенствование этого общества. В Федеральной программе развития образования указывается на необходимость усиления воспитательной функции образования, направленной на формирование гражданственности, трудолюбия, нравственности, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, окружающей среде.
Патриотического воспитание основывается на таких законодательных актах как, Конституция Российской Федерации, Федеральные законы Российской Федерации: "Об образовании", "О высшем и послевузовском образовании", "О воинской обязанности и военной службе", "О ветеранах", "О днях воинской славы (победных днях) России", "Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов", Указ Президента Российской Федерации "О концепции национальной безопасности Российской Федерации", постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Положения о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе", "О государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы", другие нормативные правовые акты Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в части, касающейся вопросов патриотического воспитания.
Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы», сегодня является методологической основой организации патриотического воспитания граждан России.
Основной целью Программы является дальнейшее развитие и совершенствование системы патриотического воспитания граждан.
Для достижения этой цели необходимо решать следующие задачи:
повышение роли государственных и общественных структур в формировании у граждан Российской Федерации высокого патриотического сознания;
совершенствование нормативно-правового, методического и информационного обеспечения функционирования системы патриотического воспитания граждан;
формирование позитивного отношения общества к военной службе и положительной мотивации у молодых людей относительно прохождения военной службы по контракту и по призыву;
внедрение в деятельность организаторов и специалистов патриотического воспитания современных форм, методов и средств воспитательной работы;
повышение профессионализма организаторов и специалистов патриотического воспитания;
развитие материально-технической базы патриотического воспитания в образовательных, трудовых, творческих и воинских коллективах и общественных объединениях.
Цель патриотического воспитания - развитие в российском обществе высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становление граждан, обладающих позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества, укрепления государства, обеспечения его жизненно важных интересов и устойчивого развития. Охватывает своим воздействием все поколения и все стороны жизни.
Создание системы патриотического воспитания предполагает сочетание деятельности органов исполнительной власти, научных и образовательных учреждений, общественных организаций в соответствии с Концепцией национальной безопасности РФ.
Составной частью патриотического воспитания является военно-патриотическое воспитание, направленное на формирование готовности к военной службе как особому виду государственной службы.
В систему патриотического воспитания входят соответствующие государственные учреждения, общественные организации, нормативно-правовая и духовно-нравственная база воспитательной, образовательной и массовой просветительской деятельности, а также мероприятия по формированию патриотических чувств и сознания граждан. Охватывает все уровни воспитательной деятельности, начиная с семьи и заканчивая высшими органами государства, и предполагает организацию мероприятий патриотической направленности как на федеральном и региональном уровнях, так и проведение индивидуально-воспитательной работы с отдельно взятой личностью.
В системе патриотического воспитания важнейшей составляющей является массовая патриотическая работа, организуемая и проводимая государственными органами при активном участии СМИ, представителей научных и творческих союзов, ветеранских, молодежных и общественных организаций, основных религиозных конфессий.
Система патриотического воспитания призвана обеспечить целенаправленное формирование у граждан активной позиции, способствовать всемерному включению их в решение общегосударственных задач, создавать условия для развития у них государственного мышления, привычки действовать в соответствии с национальными интересами России.
По мнению академика Д.Н.Никандрова, для современной России нужен гражданин, патриот, ориентированный на приоритет национальных, государственных ценностей при уважении к ценностям других культур; стремящийся в разумных пределах сочетать личные интересы с интересами общества, государства и других людей; способный правильно выбирать жизненные цели, избегая как крайностей коллективизма, так и крайностей индивидуализма; терпимый к другим людям и их ценностям; адаптивный к изменяющимся условиям среды, способный и мотивированный активно влиять на них для достижения общественного прогресса и личного успеха; законопослушный и способный легальными методами совершенствовать систему власти, если она не работает на интересы гражданского общества и гражданина.
Концепция национальной образовательной политики Российской Федерации призвана способствовать:
- укреплению единства и целостности Российской Федерации, консолидации многонационального народа России;
- сохранению исторической духовной общности народов и культур России;
- утверждению роли образования, как стратегического ресурса устойчивого развития полиэтнического общества России и важного фактора его внутренней стабильности;
- укреплению единства культурного и образовательного пространства, обеспечению условий сохранения и развития всех языков народов России, сохранению системы образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей, недопущению национального и языкового превосходства;
- созданию механизмов согласования интересов государства, общества, этноса и личности в образовании;
- общедоступности образования, адаптивности системы образования к уровням, особенностям развития и подготовки обучающихся с учетом языка обучения и специфики этнокультурного содержания гуманитарных дисциплин;
- расширению масштабов межкультурного взаимодействия народов России, формированию у обучающихся коммуникабельности и толерантности, не допускающих национализм и ксенофобию.
Важное место в жизни молодых людей занимает их учебное заведение, как сложный социальный организм отражает характер, проблемы и потиворечия общества и в значительной степени ьлагодаря своему воспитательному потенциалу определяет ориентацию конкретной личности. Этот потенциал учебного заведения может быть реализован лишь при соответствующих условиях, которое позволяют наиболее результативно формировать патриотические качества учащихся. Среди множества условий важнейшим является умение педагогов дифференцированно управлять процессом воспитания молодых людей, строить его на диагностической основе с учетом их индивидуально-возрастных особенностей.
Приоритетным направлением в организации и осуществлении меропрятий в работе с молодежью должно быть воспитание гражданственности и патриотизма. Для этого необходимо:
- проводить массовые мероприятия, посвященные памятным датам истории России, государственным символам Российской Федерации;
- организовать поисковую работу молодежи, их деятельность по увековечению памяти воинов, погибших при защите Отечества;
- открыть музеи в честь воинов-афганцев, участников боевых действий в Чечне и в других горячих точках, чтобы увековечит их память;
- организовать пропаганду здорового образа жизни среди молодежи;
- расширять различные формы пропаганды толерантного поведения;
Современный гражданин России должен иметь представление о многообразии и специфике экономических моделей, действующих в нашем обществе, о видах собственности, приоритетах в промышленности. Идея воспитания россиянина, способного и желающего трудиться, может быть реализована, если любой труд, выполненный качественно, станет одной из центральных ценностей в семье, учреждениях образования и обществе.
Каким должен быть гражданин-патриот?
По мнению И.М.Дуранова, атуальным для современного российского общества является воспитание гражданина-патриота со следующими ценностными ориентациями:
- признающего гражданоско-правовые нормы, принятые в обществе и государстве;
- любящего родной край, народ, его культуру, язык, обычаи, традиции;
- знающего гражданские права и свободы, способности их реализовывать в повседневной жизни;
- верного Отечеству, его общественным институтам как социально-государственным образованиям;
- знающего и уважающего историю своей Родины, ее историческое прошлое;
- понимающего, принимающего и исполняющего гражданские обязанности, патриотический долг;
- укрепляющего могущество Родины и готового к ее защите;
- сознательно участвующего в созидательном труде на благо Родины.
В педагогической науке последнего времени сложилось большое разнообразие к пониманию сущности воспитания.
Нет родительского счастья светлее хорошей воспитанности своих детей. И нет благополучнее общества, чьё молодое поколение любит и готово защитить от невзгод свою Родину-землю своих отцов и тех, кто на ней живёт. От патриотизма граждан государства и всех тех, из кого состоит общество, зависит настоящее и будущее страны.
Вместе с тем патриотизм-чувство не врождённое, оно воспитывается и приобретается в процессе многогранной жизнедеятельности человека. Исторический опыт показывает, что обречено на беды то общество, которое не способно воспитать патриотическую себе смену. Воспитание любви у молодого поколения к Родине и всему связанному с ней требует ясного понимания того, каким содержанием наполняется сегодня патриотизм.
Воспитанность человека, его нравственность, порядочность, как известно, исходят из мировоззренческих позиций, формирующихся с детства. Мировоззрение как общая картина мира и отношения к нему складывается из знаний. В этом большую роль играют учебные предметы - естественно - научные, и гуманитарные, которые выполняют не только познавательные функции, но и обладают непреходящим во все времена воспитательным потенциалом.
Успешность воспитательной работы педагога зависит сегодня не только от количества проводимых мероприятий, но и от их содержательности, от понимания им того, чем определяется отношение человека к природе, обществу и его государству, к их взаимодействиям и к самому себе. Причем это отношение должно быть направлено на повышение роли патриотизма в сохранении территориальной целостности страны, улучшении материального благосостояния и духовного совершенства людей.
Малая Родина человека является первоосновой его гражданского становления. Подчеркивая огромную роль в жизни человека его малой Родины, В.А.Сухомлинский писал:: «Безграничны просторы нашей Родины. Но у тебя есть место, где ты родился, вдохнул воздух своего Отечества, открыл глаза и увидел мир, осознал свое бытие, произнес свое первое слово, сделал свой первый шаг, прикоснулся к своей земле, пережил первую радость и первое огорчение. Для каждого из нас Родина начинается с чего-то маленького, как будто бы невзрачного и неприметного; в жизнь каждого из нас навсегда, до последнего нашего дыхания входит что-то единственное и незаменимое, как грудь матери, как ее ласковое прикосновение, как родное слово. Это наш родной уголок, воплощающий в себе живой образ нашего Отечества. Смысл нашего патриотического становления заключается в том, что этот уголок на всю жизнь входит в нашу душу, волнует нас всю жизнь, как первый животворный источник, с которого каждый из нас начался. Дорожи своим патриотическим началом, береги и храни его, никогда не забывай о своей теплой и ласковой колыбели, из которой ты вылетел, помни, что, если бы не она, ты был бы ничто, перед тобой не открылась бы дверь в огромный мир Родины, на просторах которой есть где показать свою силу, свой ум, формировании достойного гражданина особое место принадлежит семье. Личность зарождается из подражания ребенком взаимоотношение родителей, их отношения к памяти об ушедших из жизни предков. Это подражание рано или поздно превращается в отношение к другим людям, к другим семьям, народам и их традициям. И тот, кто пренебрегает исторически сложившимися традициями своего народа, обращенными в будущее, не может уважать традиции и культуру других народов. Он становится лишенным любви в своей малой, а потому и всей, большой Родине. Вот как относится к своей малой Родине народный поэт Республики Башкортостан Р.Бикбаев.
О ветер, ветер – сказочный, былинный,
Прошу тебя, мольбе своей внемли:
Когда я стану маленькой пылинкой,
Не уноси ее с родной земли.
( Р.Бикбаев. Перевод с башкирского – А.Филиппова).
В этих щемящих сердце поэтических строках уместилась вся многогранная суть патриотизма. В них – любовь к своей земле, преданность людям, живущим на ней, государству как форме политической организации общества, готовность человека заслонить собой от возможных опасностей все то, из чего состоит Родина. Тропинки, ведущие человека от преданности своей семье и близким к преданности своему народу и сообществу всей страны, пролегают через память о прошлом.
Первой заповедью человека обозначил чувство Родины народный поэт Башкортостана Мустай Карим. Свое отношение к патриотизму он выразил убежденностью в том, что «даже если бы были полные карманы денег у всех, душа все равно оставалась бы пустой, если нет в ней чувства Родины». Понимание патриотизма человеком, защитившим свою Родину с оружием в руках, прошедшим огромную созидательную жизнь в единстве с народом, служит нам предостережением от ошибок в наполнении воспитания молодого поколения современным содержанием.
Патриотизм гражданина проявляется и в любви к родному краю. Любить родной край – землю, ее флору и фауну, водоемы, недра, воздух и «дым Отечества» – значит, беречь его, как самого себя.
Историческое значение каждого человека измеряется его заслугами перед Родиной, а человеческое достоинство - силой его патриотизма. Человек рождается, чтобы оставить свой след на земле, чтобы память о нем жила в сердцах потомков. Как объяснить это маленькому гражданину? Как помочь ему найти свою дорогу в огромном мире? Как научить его быть благородным, заложить его в душе стремление отдавать, а не только получать? Как воспитать ребенка гражданином, патриотом своего Отечества?.
Патриотизм – это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность вплоть до самопожертвования к его защите. На личностном уровне патриотизм выступает как важнейшая, устойчивая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения он представляет собой значимую часть общественного сознания, проявляющуюся в коллективных настроениях, чувствах, оценках, в отношении к своему народу, его образу жизни, истории, культуре, государству, системе основополагающих ценностей, зарождаясь из любви к своей «Малой Родине».
Современное человечество остро нуждается «в культуре дружбы между народами» - в культуре взаимоуважения и взаимопонимании. Мир культуры с древности называют второй природой, созданной человеком и во благо человека. Вне культуры существование человечества немыслимо. Поэтому учащиеся должны иметь представление о специфике и закономерностях развития мировых культур, познакомиться с историей человеческой культуры, отражающей огромный творческий потенциал, который заложен как в каждом отдельном человеке, так и в сообществе людей. Именно знание мировой культуры, куда входит и этнонациональная культура любого народа, способна формировать мышление, перерастающее в культуру общения. Сегодня такие предметы, как «История России»,», «Мировая художественная культура» , «Культурология» и «Русский язык и культура речи», должны формировать у учащихся ценностные критерии относительно разнообразных явлений и тенденций как культурно-исторического процесса в целом, так и явлений духовной жизни современного мира, а также способствовать выработке умений адекватно воспринимать и оценивать особенности развития культуры в новых исторических условиях. Очень важно всегда помнить и о том, что не существует ни Культуры вне человека, ни Человека вне культуры. Только высокая культура рождает цивилизацию, а цивилизация соответственно является показателем культурной развитости и состоятельности. Культура – это связь людей, совокупность их осмысленной творческой деятельности. Необходимо осознать, что мы ничего не сможем добиться, если будем пренебрегать культурой жизни, если не будет должного отношения к музеям, библиотекам, памятникам, к маленьким городам, к «незаметным» деревням. «Если природа необходима человеку для его биологической жизни, то культурная среда столь же необходима для духовной, нравственной жизни, для его «духовной оседлости», для привязянности к родным местам, нравственной самодисциплины и социальности»
На это направлена и государственная политика в области образования, которая согласно ст.2 Закона РФ «Об образовании» № 3266-1 основывается на следующих принципах:
- гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей среде, Родине, семье;
- единство федерального культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства
О нравственных и культурных аспектах педагогики как культуры говорил замечательный ученый культуролог мирового значения Д. С. Лихачев. В книгах «Земля родная», «Письма о добром и прекрасном» воплотился его педагогический талант. Для нас представляют особый интерес его мысли об интеллигентности человека, которую он понимает как восприимчивость к культурным ценностям, эстетическое чутье, способность почувствовать красоту окружающего мира. Одним из критериев интеллигентности для Д. С. Лихачева является отношение человека к человеку. «Если он сможет понять характер и индивидуальность другого человека, войти в его положение, а поняв другого человека, помочь ему, не проявит грубости, равнодушия, злорадства, зависти, а оценит другого по достоинству – вот это и будет интеллигентный человек… интеллигентность не только в знаниях, а в способностях к пониманию другого», в том числе и в процессе общения.
Создавая условия для общения, влияя на него, уча ребят общаться, пристально вглядываясь в своих учащихся, педагогу важно помнить, что за бурными, порой поверхностными их проявлениями скрывается глубокий подтекст. Умение понять его- большое искусство. А понять необходимо, ибо только в этом случае педагог сможет добиться того, чтобы общение стало для его учащихся необходимой роскошью. Помочь этому – гуманная задача педагога
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.