МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЛАСТНОЙ УНИВЕРСИТЕТ
(МГОУ)
Кафедра начального образования
(наименование кафедры)
Проект
По дисциплине: «Проектная деятельность»
(наименование учебной дисциплины)
тема: «Все профессии нужны»
(наименование темы работы)
Выполнил студент:
(шифр группы)
заочной формы обучения
факультета психологии
_
(Ф.И.О.)
Проверил:
(ученая степень, ученое звание, Ф.И.О. преподавателя)
Оценка: ______________________________
______________________//
(Ф.И.О. преподавателя)
2021
Содержание
Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
1. Ценностно-ориентационный этап . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
2. Аналитико-конструктивный этап. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
3. Оценочно-рефлексивный этап . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11
4. Презентативный этап. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13
Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . .. . . . 15
Введение
Специалисты утверждают, что в мире
насчитывается более 40 тысяч профессий. Но эта огромная цифра далека от определённости.
Жизнь не стоит на месте, одни профессии отмирают, а другие появляются.
Например, раньше были такие профессии, как летописец, кучер, прачка, писарь,
полотёры. Сейчас таких профессий нет.
А вот эти профессии появились недавно (возможно, вы даже не знаете их
значения):
Профессия – это основной род занятий, трудовой деятельности. В мире существует тысячи профессий. Легко ли сделать выбор? Труд помогает раскрыть свою личность, показать свои способности. Выбор профессии – это взгляд в будущее. Чем я хочу заниматься, чего и как достичь, с какими трудностями мне придется встретиться. Начинать думать о будущей профессии нужно ещё в школе. Профессиональная деятельность является основным источником дохода.
Профессии бывают вредные, опасные, спокойные. К вредным относятся – шахтеры, актёры, врачи. Самой опасной считается профессия журналистов, полицейских, ветеринаров. Самая спокойная работа у сотрудников библиотек, музеев, архивов.
Работа учащихся заключалась в подготовке докладов и презентаций об определенной профессии, которую они выбрали, так скажем, на занятии-консультации. Дети ориентировались на свои собственные предпочтения, кто-то выбрал профессию родителей, кто-то выбрал профессию, о которой мечтает в будущем, а кто-то выбрал профессию, о которой хотелось узнать больше.
Объект исследования: Профессии.
Цель исследования: Познакомиться с профессиями.
Методы исследования: Работа с литературой, ресурсами сети Интернет, анализ.
Задачи:
- Узнать у родителей или родственниках об их профессии;
- Подготовить сообщение по итогам беседы или посещения места работы;
- Создать презентацию проекта;
- Расширить кругозор детей;
- Развивать познавательную деятельность учащихся.
УМК: «Школа России» А.А.Плешаков, 2 класс.
Критерии классификации:
1. Целевое назначение: информационные.
2. Содержание учебного материала: социальное.
3. Уровень интеграции: надпредметный.
4. Продолжительность выполнения проекта по времени: мини-проект.
5. Количество участников проекта: индивидуальный.
6. Формы организации учебного процесса: внеучебный.
7. Формулировка задачи в проекте: с открытой задачей.
8. Характер управления проектом: неявное, скрытое, гибкое управление деятельностью учащихся.
9. Способы преобладающей деятельности: познавательный.
10. Использование средств обучения: с применением классических средств обучения; с использованием информационных и коммуникативных средств обучения.
11. Включенность проектов в тематический план учебных курсов: текущие.
12. Характер контактов среди учащихся: среди учеников класса.
13. Личностная значимость проекта для учащихся: ученики получат знания о различных профессиях.
14. Социальная значимость проекта: выявление ресурсов, способствующих более успешной адаптации учеников в социальной среде; развитие познавательной деятельности учащихся.
15. Практическая значимость проекта: формирование знаний о профессии; постановка цели для будущего.
16. Наличие в проекте воспитательного потенциала: понимание целей и задач исследования; благоприятная эмоциональная, психологическая и трудовая обстановка в коллективе; умение обращаться с техническими средствами обучения.
17. Связь с изучаемыми темами курса: окружающий мир, информатика.
18. Возможность постановки проблемы: выбор будущей профессии без преувеличения можно назвать выбором жизни. От этого выбора зависит очень многое. В случае неправильного выбора человек обрекает себя на долгие годы проведения своего времени на нелюбимой работе. С проблемами в выборе профессии, как правило, сталкивается большинство людей.
19. Время, отведенное для создания проекта: 2 недели.
20. Возможность реализации межпредметных связей: реализация межпредметных связей возможна, включая такие предметы, как окружающий мир, информатика.
21. Соотношение имеющихся знаний и личного опыта учащихся в пользу первых: после проведения проекта дети расширили кругозор и выбрали себе профессию будущего.
Структура проекта: данный проект состоит из введения, 4-ех этапов: ценностно-ориентационный этап, аналитико-конструктивный этап, оценочно-рефлексивный этап, презентативный этап и списка использованной литературы.
1. Ценностно-ориентационный этап
На данном этапе важно оценивать деятельность по коллективному обсуждению проекта и организации его выполнения. В этой связи, я стимулировала учащихся для высказывания идей по реализации проекта. С этой целью на доске выписывались все идеи, выдвигаемые учащимися, не отвергая их.
Когда было высказано значительное число предложений совместно с учащимися, исходя из замысла, обобщались и классифицировались основные направления, выдвинутых идей в наиболее наглядной и понятной для них форме.
Деятельность учителя:
1) Мотивация выбора проектной деятельности;
2) Организация учащихся по созданию проекта;
3) Раскрытие его цели и значимости;
4) Ориентация на принятие решения о необходимости выполнения проекта.
Деятельность обучающихся:
- Осознание учащимися замысла, мотива деятельности, значимости предстоящей проектной работы;
- Принятие решения о необходимости выполнения проектной деятельности.
На данном этапе мы вместе с учениками выбирали темы для проектов. Все темы были связаны с профессиями. Перед занятием я давала домашнее задание, которое заключалось в том, что ученики должны были узнать у своих родителей, родственников об их работе. На основе полученных знаний, дети выбирали себе ту профессию для исследования, которая им понравилась больше всего.
В классе 24 человека. Для каждого была выбрана своя тема. Никто не повторялся, хотя это было и сложно.
Также были установлены цели исследования конкретно этой темы. Главной целью проектной деятельности решили установили такую: познакомиться с профессиями.
При выполнении работы были поставлены такие задачи как:
- Узнать у родителей или родственниках об их профессии;
- Подготовить сообщение по итогам беседы или посещения места работы;
- Создать презентацию проекта;
- Расширить кругозор детей;
- Развивать познавательную деятельность учащихся.
2. Аналитико-конструктивный этап
Аналитико-конструктивные операции допускают достаточно четкое выделение двух этапов процесса подготовки решений.
Деятельность учителя:
1) Консультация учащихся;
2) Стимулирование поисковой деятельности учащихся;
3) Планирование предстоящей работы;
4) Подготовка памяток и алгоритмов по организации самостоятельной работы.
Деятельность обучающихся:
- Составление плана работы;
- Сбор материала;
- Выбор средств деятельности;
- Поиск литературы;
- Выбор формы реализации проекта;
- Включение в проектную деятельность в группе или индивидуально.
После выдвижения идей и выявления проблемы учащиеся осуществляют проблемный анализ в виде таблицы (табл.1).
Табл.1
В чем проблема? |
Что может быть причиной возникновения проблемы? |
Какие могут быть последствия? |
Какие меры можно предпринять? |
|
|
|
|
Вместе с учениками разрабатывался план проекта. Так условлены были данные пункты:
1. Что такое профессия? Нужно ли знать о профессиях? Зачем?
2. Что представляет труд людей данной профессии? Чем занимаются люди этих профессий?
3. Как называют людей этой профессии?
4. Какими качествами должен обладать человек данной профессии?
5. Какими знаниями должен обладать человек этой профессии? Как взаимосвязан труд людей данной профессии с другими профессиями.
6. Какие трудности тебе видятся в работе данной профессии?
7. Хотел бы ты избрать данную профессию? Почему? Кем хотел бы стать в будущем? Какая профессия нравится тебе?
Для поиска интересной и познавательной информации пользоваться сетью Интернет было разрешено.
Также я подготовила список литературы, с помощью которого дети смогут что-то узнать о той или иной профессии.
- «Окружающий мир», А.А. Плешаков;
- «Странные профессии», Н.Р. Шифф;
- «Я читаю и узнаю про профессии», И.В. Мальцева;
- «Окружающий мир», А.А. Гин.
При подготовке доклада я также советовала ученикам прочитать художественные произведения о профессиях. Например:
1) «Огнеборцы. История пожарной охраны», М. Пегов;
2) «Мишин самоцвет», Л. Токмаков;
3) «Когда я вырасту, я стану железнодорожником», Б. Лапидус;
4) «Шофер», И. Карпова;
5) «Слово о словах», Л. Успенский;
6) «Город добрых дел», Р. Скарри;
7) «Большая книга профессий», Н. Гордиенко
8) «Кем быть?» А. Бомон и др.
Далее мы с учащимися выбирали оформление презентации для проекта, структуру и решали как будет проводиться презентация.
3. Оценочно-рефлексивный этап
Оценочно-рефлексивный этап - это важнейший этап урока, соответствующего требованиям ФГОС. Включает в себя: самоанализ учебной деятельности анализ ошибок и оказание необходимой помощи сопоставление достигнутого с поставленной задачей и оценкой работы Основная роль учителя - направляющая.
Деятельность учителя:
1) Стимулирование и консультирование учащихся;
2) Организация деятельности по самооценке.
Деятельность обучающихся:
- Самооценка своей деятельности;
- Оформление проекта в выбранной учениками форме.
Перед сдачей проекта ученики приносили извлеченную самостоятельно информацию учителю, то есть мне. Я осуществляла проверку работ, указывала на ошибки, давала наводки и подсказки в работе над ошибками.
Одним из последних этапов был этап оформления. Здесь дети проявляли свою креативность. Очень большой интерес вызвал этот этап у учеников. Было решено, что каждый ученик будет оформлять свою презентацию по-своему, главное - это соблюдение плана работы.
Дети проявляли свои знания в информатике в работе с программой PowerPoint, некоторым оказывала помощь я или родители.
На мой взгляд, этот этап наиболее ярко выразил заинтересованность учеников темой. С помощью оформления они хотели привлечь внимание к своему материалу, хотелось, чтобы он был познавательным и интересным. Внеурочные занятия, выделенные на подготовку презентации, оказали на ребят положительные результаты, научились работать в группе и в коллективе, вызвали яркие эмоции, оставили след в памяти.
Далее мной были разработаны критерии оценивания после сдачи проекта. Это были такие критерии как:
- Выполнение поставленных задач;
- Соответствие плану;
- Оригинальность;
- Грамотность оформления;
- Насыщенность информации;
- Грамотность речи докладчика.
4. Презентативный этап
Презентативный этап - это его презентация общественности и защита. Одним из важнейших факторов успешной реализации профильного обучения, в частности развития преемственности школьного в условиях использования методов учебных проектов, является роль проектов в формировании ключевых компетенций как наиболее значимого компонента учебных достижений и школьников.
Деятельность учителя:
1) Подготовка экспериментов проектирования в форме презентации;
2) Организации дискуссий по обсуждению проекта;
3) Организация самооценки учащимися.
Деятельность обучающихся:
- Участие в защите проекта в индивидуальной форме;
- Включение в дискуссию;
- Отстаивание своей позиции;
- Самооценка собственной деятельности.
На данном этапе осуществлялась индивидуальная презентация проекта.
Все докладчики ответственно подошли к подготовке презентации и самого доклада. У всех отвечающих была поставленная речь, эмоциональность в рассказе, стрессоустойчивость и видно было, что дети владеют материалом, многим действительно были интересны те профессии, которые они выбрали для исследовательской работы.
После каждого доклада делалась небольшая пауза, на которой ребятам задавались вопросы по их теме. Так я пыталась активизировать, привлекать внимание учащихся к теме и мотивировать их на дальнейшую деятельность.
Далее я оценивала работу каждой группы по критериям, которые были установлены мной ранее. Вся проведенная работа оценивалась по справедливости.
После моей оценки дети проводили самоанализ. Говорили, что им по итогу не понравилось, довольны ли они собой, какие допустили ошибки и пр.
В целом, на мой взгляд, дети справились с проектной деятельностью хорошо. При подготовке они проявляли большой интерес и энтузиазм. Также с творчеством и креативом подошли к выполнению. Ни одна презентация не была похожа по оформлению на другую. Видно было, что дети дали волю своей фантазии.
На мой взгляд, многие дети действительно выбрали себе профессию, которой они хотели бы себя посвятить в будущем. Большинство ребят восторженно отзывались об «своих» профессиях, что не могло не радовать.
Список литературы
1. Арсеньев, Ю.Н. Управление проектами, программами: учебник: 2 томах. Том 1. Методология проектов. / Ю.Н. Арсеньев, Т.Ю. Давыдова. - Москва-Берлин : Директ-Медиа, 2021. - 473 с. - Текст : электронный. - URL : https://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=600625
2. Арсеньев, Ю.Н. Управление проектами, программами: учебник: 2 томах. Том 2. Реализация проектов. / Ю.Н. Арсеньев, Т.Ю. Давыдова. - Москва-Берлин : Директ-Медиа, 2021. - 565 с. - Текст : электронный. - URL : https://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=601692
3. Байбородова, Л.В. Проектная деятельность школьников в разновозрастных группах: пособие для учителей общеобразовательных организаций / Л. В. Байбородова. – Москва : Просвещение, 2013. – 175 с. – (Работаем по новым стандартам). - Текст : непосредственный.
4. Бомон, А. Кем быть? / А. Бомон. - Москва : Махаон, 2016. - 128 с. - Текст : непосредственный.
5. Бреховских, Л.М. Как делаются открытия: методический сборник «Развитие исследовательской деятельности учащихся». / Л.М. Бреховских - Москва : 2001. - 5-29 с. - Текст : электронный. - URL : https://nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/library/2018/01/25/spisok-literatury-dlya-organizatsii
6. Гин, А.А. Окружающий мир: 2 класс: учебник: в 2 частях, ч.1. / А.А. Гин, С.А. Фаер, И.Ю. Андржеевская. - Москва : Вита-Пресс, 2021. - 132 с. - Текст : электронный. - URL : https://biblioclub.ru/index.php?page=book_view_red&book_id=603187
7. Гордиенко, Н.И. Большая книга профессий. / Н.И. Гордиенко, С.А. Гордиенко. - Москва : Аванта, 2020. - 96 с. - Текст : непосредственный.
8. Запесочная, Е.А. Какие бывают профессии. / Е.А. Запесочная. - Москва : Бином Детства, 2022 - 48 с. - Текст: непосредственный.
9. Капина, О.А. Выбор профессии: теория и практика психологического сопровождения подростков в условиях малого города: учебное пособие. / О.А. Капина. - Архангельск : САФУ, 2014. - 100 с. - Текст : электронный. - URL : https://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=436235
10. Карпова, И.В. Шофер. / И.В. Карпова. - Москва : Настя и Никита, 2019. - 16 с. - Текст : непосредственный.
11. Колесникова, И.А. Педагогическое проектирование: учебное пособие для высших учебных заведений. / И.А. Колесникова, М.П. Горчакова-Сибирская. - Москва : Академия, 2005 - 126 с. - Текст : электронный. - URL : https://nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/library/2018/01/25/spisok-literatury-dlya-organizatsii
12. Кучкуда, Е.Б. Проект - одна из форм организации внеклассной работы по чтению. / Е.Б. Кучкуда - Москва : Начальная школа, 2013. - № 1. - 38-43 с.
13. Лапидус, Б. Когда я вырасту, я стану железнодорожником. / Б. Лапидус. - Санкт-Петербург : Поляндрия, 2011. - 52 с. - Текст : непосредственный.
14. Мальцева, И.В. Я читаю и узнаю про профессии. / И.В. Мальцева. - Москва : Клевер, 2017. - 16 с. - Текст : непосредственный.
15. Мандель, Б.Р. Основы проектной деятельности: учебное пособие для обучающихся в системе СПО / Б.Р. Мандель. - Москва-Берлин : Директ-Медиа, 2021. - 293 с. - Текст : электронный. - URL : https://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=616196
16. Пахомова, Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: пособие для учителей и студентов педагогических вузов. / Н.Ю. Пахомова - Москва : АРКТИ, 2003. - 208 с. - Текст : электронный. - URL : https://nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/library/2018/01/25/spisok-literatury-dlya-organizatsii
17. Пахомова, Н.Ю. Проектная деятельность: методическое пособие для учителя начальных классов. 2 класс / Н.Ю. Пахомова, И.В. Суволокина, И.В. Денисова. - Москва : Русское слово, 2017. - 162 с. - Текст : электронный. - URL : https://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=486134
18. Пегов, М. Огнеборцы. История пожарной охраны. / М. Пегов. - Брянск : Настя и Никита, 2020. - 24 с. - Текст : непосредственный.
19. Плешаков, А.А. Окружающий мир. 2 класс: учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 ч. Ч. 1 / А.А. Плешаков. - 3 изд. - Москва : Просвещение, 2018. - 143 с. - (Школа России). - Текст : непосредственный.
20. Скарри, Р. Город добрых дел. / Р.Скарри. - Москва : Карьера-Пресс, 2012. - 64 с. - Текст : непосредственный.
21. Тигров, В.В. Проектная деятельность учащихся в условиях творческой технологической среды. / В.В. Тигров, В.П. Тигров - Москва : 2013. - № 10. - 43-48 с. - Текст : электронный. - URL : https://nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/library/2018/01/25/spisok-literatury-dlya-organizatsii
22. Токмаков, Л.А. Мишин самоцвет. / Л.А. Токмаков. - Москва : ЭНАС-КНИГА, 2017. - 64 с. - Текст : непосредственный.
23. Успенский, Л.В. Слово о словах. / Л.В. Успенский. - Москва : Школьная библиотека, 1971. - 231 с. - Текст : непосредственный.
24. Шаламова, Е.И. Реализация образовательной области «Труд» в процессе ознакомления детей старшего дошкольного возраста с профессиями. / Е.И. Шаламова. - Москва : Детство-Пресс, 2007. - 207 с. - Текст : непосредственный.
25. Шифф, Н.Р. Странные профессии. / Н.Р. Шифф. - Москва : Добрая книга, 2007. - 144 с. - Текст : электронный. - URL : http://litra.studentochka.ru/book?id=3219448
26. Внедрение метода проектов в процесс обучения - https://infourok.ru/vnedrenie-metoda-proektov-v-process-obucheniya-2562994.html
27. Все профессии важны - https://multiurok.ru/index.php/files/vsie-profiessii-vazhny-7.html
28. Исследовательские работы и проекты - https://obuchonok.ru/znachimost
29. Презентация к уроку 30 по теме «Все профессии важны» - https://easyen.ru/load/okruzhajushhij_mir/2_klass/prezentacija_k_uroku_30_po_teme_vse_professii_vazhny/237-1-0-65632
30. Проектная деятельность в начальной школе - https://infourok.ru/proektnaya-deyatelnost-v-nachalnoy-shkole-1153352.html
31. Проектная деятельность в начальной школе - https://www.maam.ru/detskijsad/proektnaja-dejatelnost-v-nachalnoi-shkole.html
32. Проект «Профессии» - https://xn--302-5cd3cgu2f.xn--p1ai/01/3012.pdf
33. Проект «Профессии моих родителей» - http://www.bolshoyvopros.ru/questions/2807353-proekt-professii-moih-roditelej-2-klass-okruzhajuschij-mir--kak-sdelat.html
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.